Армения, Грузия, Азербайджан в одном флаконе. Скоростное путешествие

18.02.2016 | 44325 просмотров

Здравствуйте, дорогие читатели нашего замечательного автомобильного портала.

Давно мы с вами не виделись — с ноября прошлого года, когда сюда был добавлен мой отчет — Таджикистан (через Памир), Узбекистан, Киргизия.

Формат предыдущего отзыва был сжатым, конкретным — куда ехать, где не проехать, какие документы надо получить и тащить с собой, сколько где стоит проезд.

Все исторические сноски или отвлечения будут выделены курсивом, для тех, кто ищет конкретную информацию, пропускаем.

В отзыве не будет красочных, потрясающих воображение фотографий. С погодой мне крайне не повезло. Дожди лили практически всю дорогу. Сжатое же время — всего неделя, из которых 5 дней на 3 страны и 2 дня на туда-сюда, не давали возможность объехать все, что я хотел. Задача поездки была не погоня за фотографиями, а составить себе впечатление, прокатиться. И при планируемых последующих путешествиях (в Иран через Азербайджан, в Турцию через Грузию), уже в более быстром темпе пройти эти страны как более-менее знакомые.

Ездил в это турне я в августе. Сейчас же январь. Писать отзыв начинал сразу, но потом отложил ввиду серости фотографий да и малого их количества. Прошло время, и понимание того, что информации по такому маршруту в связке Армения-Азербайджан просто нету, заставляет меня все же напрячь память и спустя 6 месяцев отчет написать.

Хотя я и обещал в преддверии зимы, что буду штурмовать Индию, Европу. Но жизнь внесла свои серьезные коррективы. Смерть соучредителя, моего одногруппника и соответственно — ровесника по годам. Перенос всей деятельности в Крым и переезд сюда изменили все мои планы во временном диапазоне и финансовом.

И только спустя более чем полгода, я снова смог вырываться в путешествия. Чем и буду далее активно заниматься.

Маршрут поездки.

Карта того, что уже позади.

В чем соль поездкиАрмения и Азербайджан. Для тех, кто не в курсе событий. Между государствами нет дипломатических отношений. Конфликт Нагорного Карабаха оставил две страны в состоянии замороженной войны, и границы, через которую можно попасть из страны в страну — нету.

Да и это полбеды. Ведь можно вернуться в Грузию и проехать через нее, но не все так просто. Перелопатив все отзывы о Азербайджане (коих всего несколько штук), в связке Армения—Азербайджан я ничего не нашел. Форумы путешественников без автомобилей дали такую информацию, что ЕСЛИ В ВАШЕМ ПАСПОРТЕ стоит ПЕЧАТЬ АРМЕНИИ, то в Азербайджан вас НЕ ПРОПУСТЯТ. Одного пропустили, пешим ходом, но после допросов местного КГБ.

Решив, что если уж был взят Памир, и такие границы как Таджикистан—Узбекистан, где мне в течение 4 часов потрошили машину, то и в Азербайджан я попаду с печатью Армении, если проехать можно, то проеду. Проехал. Как это сделать, и стоит ли — в дальнейшем изложении.

Начнем мы с самого начала.

Для проезда в страны Грузия, Армения, Азербайджан нам ничего, кроме загранника, не надо. Все визы ставятся на границах стран. То есть сели и поехали.

Деньги — я брал доллары.

Цены на топливо, порядка 1$ за литр. Нынче это просто жуть — по 70 руб. Про заправки поговорим отдельно по каждой стране, так же как про валюту.

Отправной точкой был Крым, Керчь. В конце августа в пятницу, машины на паром вытянулись на половину города, пробка была длиной около 7 километров. Электронный билет действовать перестал — всех отправляли в общую очередь. Поскольку вопрос стоял или сейчас или неизвестно когда, то пришлось применить внедорожные способности машины и знание местности. Время попадания на паром составляло 12 часов. Таких дней было всего несколько в году, и это был как раз такой. Выехав за 20 минут до начала действия электронного билета, я перевалил через холмы и вывалился к парковке, как будто я только переплыл и разворачиваюсь снова на паром. ДПС опешило, почесало головы, но деваться им было некуда, и они запустили меня сразу на перехваточную парковку. Через час я уже плыл.

Огоньки — очередь из машин под фонарями освещения. Нас, живущих здесь, часто спрашивают, есть ли другая дорога к парому. Есть. Но ее нужно знать, и знать хорошо, иначе вы попетляете, а к парому не выйдете. Второе — после дождя она непроходима совершенно. Третье — даже в сухую погоду она тяжело проходима для легковых машин. Если же по ней ездили уралы и камазы и накатали колеи, то и в сухую погоду она не подходит для легковых автомобилей. Ночью — вы ее не найдете. Там множество дорог петляет по холмам. Дней, когда очередь с парома выстраивалась в город, было всего несколько за все лето, обычно машинки быстро уплывали. В среднем паром у меня занимал от 4 часов, если я приезжал глубокой ночью.

Для того чтобы вытянуться горизонтально, народ готов на все.

Тамань.

Неспешно спускаюсь на юг, по знакомым маршрутам через Армавир, Ставрополь, Минеральные Воды и Владикавказ.

Заходим во Владикавказ и, следуя указателям на Верхний Ларс, идем к границе с Грузией.

И сразу начинаются горы. Настолько стремительно, что дух захватывает.

От Владикавказа до границы с Грузией около 30 километров.

Страховка в Грузии не нужна. Для прохождения границы нужен загранник, техпаспорт и водительские права. Все процедуры занимают около двух минут. Не выходя из машины, подаете документы в окно, ставится штамп в паспорт. Не помню даже, открывал ли я багажник для досмотра. Если и открывал, то тут же закрыл.

С другой же стороны границы меня встретила очередь легковых машины не в одну сотню метров. Номера на машинах хоть и наши, но за рулем не лица славянской национальности. Грузины и армяне покупают машины у нас, а домой едут в гости, и кажется, что так много туристов. Но русских лиц я встречал очень мало за рулем этих машин.

В государствах Кавказа понятия взаимного уважения на дороге отсутствуют полностью. Их вообще нет. Выстроиться вторым рядом в пробке — милое дело. А что вторым, и третьим тоже — и перекрыть выезд встречным машинам. Потом пятиться задом в самый конец очереди, махая руками.

Первой и одной из самых ярких достопримечательностей Грузии будет монастырь над селом Степанцминда (1921-2007 годы — Казбе́ги). Посёлок расположен в центральной части Большого Кавказа, у подножия горы Казбек, на высоте 1750 м, в верхнем течении Терека.

Из Казбеги начинаются восхождения на Казбек. В 1988 была построена канатная дорога от Казбеги до Самеба, но в настоящее время от неё ничего не осталось.

Как найти, как не проехать мимо. Буквально через 10 километров после пересечения границы с Грузией вы будете в езжать в село с названием Степанцминда. Рекомендую сразу отметить его в навигаторе. И перед мостом в село поворот уходит направо. На спутнике я это место отметил меткой в виде кругляшка. Дальше поднимаемся по узким улочкам среди колоритных домов.

На вершине вы сразу увидите монастырь.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви.

В некоторые моменты кажется, что дорога заведет вовсе не туда. Но держитесь самых широких направлений, если дорога разветвляется, и, несмотря на всю запутанность, вы выберетесь из села. Самая большая проблема дороги к монастырю — это встречи с машинами, которые едут назад. Это реально очень большая проблема. Но мне даже ранним утром и в дождливую гадкую погоду не удалось таких встреч избежать во множестве. Место крайне популярное, и микроавтобусы с туристами прут вверх-вниз толпами. Так что набирайтесь терпения и выдержки и смело едьте вперед.

По проходимости дороги. Наверху я встретил мерседес МЛ без бампера. Может, он потерял его и раньше, не знаю. Залез туда и тигуан и рав 4, вопрос какой ценой и сколько раз шкрябнув брюхом. В некоторых местах камни выступают очень сильно. Для бывавших в Абхазии — самое точное сравнение с дорогой на Гегский водопад. Плюс сумасшедшая узость дороги.

Если вы хотите сберечь нервы — проезжайте село и оставляйте машину на поляне, пешком там не так уж далеко и высоко. Тем более, пешие туристы, особенно иностранцы — идут толпами.

Это уже наверху, парковка для делик.

Другое название моего путешествия, это «Как не угадать с погодой». Такого невезения нужно было еще поискать. По сути из гор я не увидел почти ничего — дожди лили один за одним. Так что фото, сшибающих с ног, в отзыве не будет. Будет лишь практическая сторона поездки. А за фото надо отправляться в отзывы к тем, кому повезло больше.

Вот так это выглядит в ясную погоду. Монастырь слева. А эта махина — Казбек. Для тех, кто пока не ориентируется что там где.

Казбе́к — потухший стратовулкан, самый восточный пятитысячник Кавказа, расположен в восточной части Центрального Кавказа, на границе России и Грузии. Последнее извержение произошло в 650 году до н. э. Высота в Балтийской системе высот 5033,8 м.

«В начале XIX в. при проходе селения у подножия горы владел князь Казбек, его имя и стало названием аула Казбеги, по аулу русскими принято название горы», — пишет исследователь В. А. Никонов.

Мимо горы проходит Военно-Грузинская дорога. На склоне Казбека со стороны Дарьяльского ущелья (3600 м) расположена метеостанция (неработающая), часть которой переоборудована в хижину. Второй раз мы уже встречаем замечание, что то от канатной дороги, то от метеостанции ни черта не осталось. Как любопытно, не правда ли.

Все красиво, величественно. И мне это место, буквально в 10 километрах от границы, показалось самым захватывающим среди того, что мне удалось увидеть в плане высоты гор и панорам. Казбек я видел лишь частями, в просветах между облаков. Собственно такая же фигня будет и с Араратом. Но в дальнейших поездках я собираюсь взойти и на Казбек и на Арарат. Так что увижу их не только снизу, но и вид с них сверху. Сейчас, спустя несколько месяцев после поездки, мне удалось уже залезть на несколько гор на Кавказе в плане подготовки к этим будущим вершинам.

Теперь начинаем спуск назад к Степанцминде.

Для тех, кто понимает.

Спускался, чтобы не греть тормоза среди этих поворотов и камней, на пониженной на раздатке и оставив одну скорость на коробке, да и заодно горный тормоз воткнув. Прям, как на Памире. Но спуск достаточно затяжной и с тормозами играть не стоит, особенно на тяжелой машине.

Впереди спускались патрол и мазда бт50 с сахалинскими номерами, с ними мы встретимся еще не раз на достопримечательностях Грузии. Ребята несколько лет назад переехали с Сахалина в Москву, и теперь путешествуют по миру. Поделились друг с другом планами и дали советы по тем местам, где кто из нас уже побывал на просторах планеты.

Ну как же поливает, черт побери.

Я уже написал про очередь из легковых машин. А вот очередь грузовых растянута на ДЕСЯТКИ километров.

Грузинское Памуккале. Мимо вы не проедете, разве что ночью. Но ночью по таким красотам ездить просто грешно.

Вода, стекающая со склонов горы, образует систему водоёмов с известняковыми стенами (травертинами). Террасы (травертиновые образования) возникли на склоне горы в результате отложения солей из насыщенных кальцием источников.

Овцы. Много. Очень много, как саранчи.

В красивейшей долине реки Арагви находится Крестовый перевал, получивший свое название от установленного в 1824 году каменного креста, этот крест видели проезжавшие здесь А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Он служил для обозначения точки перевала и проходит через главный хребет Кавказа на высоте 2379 метров. Живописнейшая дорога среди гор следует древнейшему историческому пути, соединяющий через Дарьяльское ущелье Северный Кавказ и Закавказье.

В настоящее время — это Военно-Грузинская автомобильная дорога Владикавказ — Тбилиси. 208-километровая трасса, считается одной из сложнейших в мире. Для путешественников таит опасность — обильные снегопады и неожиданные сходы лавин. Но при этом туристов ожидает потрясающий ландшафт и многочисленные исторические достопримечательности.

Встретили наших их Самары.

Обмен валюты. По пути встречаются. Менять валюту надо. В долларах нигде принимать не хотят, ни в магазинах, ни в кафе. Возможно, если попадете на хозяина заведения, то и возьмут. Продавцы же доллары брать не желают. Кое-где можно расплатиться картой, но заправки и магазины такого «уровня», я стал встречать только у Тбилиси. Так что обмен обязателен, или можете остаться без топлива и еды.

Газ. Если у вас есть газ. В Грузии нет заправок с пропаном. Вроде в Тбилиси где-то одна есть, у американского посольства. Да, газовые заправки везде. Но они ездят на метане. Там другое оборудование, другие заправочные пистолеты.

Моего газа хватило до Армении, после чего я перешел на бензин.

Двигаемся дальше к Тбилиси. Следующим ярким памятником архитектуры будет крепость Ананури. Расположена на берегу живописного озера. Мимо проехать нереально. От Степанцминды порядка 80 км. Если вы не торопитесь, как ужаленные, то наверняка между этими достопримечательностями наметите себе еще множество других. Я же прокатился только по основным на этом маршруте.

Крепость Ананури расположена в Грузии на Военно-Грузинской дороге в 70 км от Тбилиси

О жизни обитателей Ананурского замка в исторических источниках почти ничего не сообщается до 1720-х годов. Ананури играет немалую роль и в начальные годы XIX века, после присоединения Грузии к России. Первое время здесь постоянно находился русский гарнизон. Он охранял главную магистраль, соединяющую Грузию с Россией и поддерживал порядок в крае. В дальнейшем Ананури некоторое время ещё служил опорным пунктом русским войскам. Предполагалось даже построить здесь военный городок, был разработан проект, который так и не был осуществлён.
После ухода русских военных частей крепостные сооружения остались без присмотра, и крепость пришла в запустение.

Сейчас от грозного замка осталась лишь цитадель. На её территории расположено три храма и башня с пирамидальной крышей — самая первая постройка на месте крепости.

Замок Ананури предложен к включению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Немцы экипированы по полной программе.

Далее, на подъезде к Тбилиси. Мцхета.

Древнейший город Грузии, основан в 5-м веке до н.э

В IV веке до н. э. картлийским царём Азо объявлена столицей Картлийского царства. С конца V века н. э. столица Картлийского царства переведена в Тбилиси.

До окончания строительства собора Самеба во Мцхете находилась кафедра Патриарха Грузии.

Здесь располагаются остатки укреплённых резиденций Армазской крепости, городских кварталов, могильники, а также комплекс монастыря Самтавро (главный храм XI века) и кафедральный собор Светицховели.

Близ Мцхеты находятся один из древнейших в стране монастырский храм Джвари (VI век), Шио-Мгвимский монастырь. Памятники культуры региона находятся под охраной ЮНЕСКО и относятся к всемирному наследию.

А дальше мы въезжаем в Тбилиси.

Тбили́си (груз.— «тёплый источник») — столица и крупнейший город Грузии. Расположен на берегу реки Куры (Мтквари).

Город занимает площадь 726 км²; в нём проживает 1118,3 тыс. человек (2015 год).

Название Тбилиси впервые упоминается в IV веке; его появление связывают с наличием в городе тёплых серных источников, в русском языке до 1936 года использовалось название Тифли́с, усвоенное через греческую литературу. С 20 августа 1936 года в качестве официальной была принята форма Тбилиси.

Считается что Тбилиси основан в V веке нашей эры, и ставший столицей в VI веке, но название Тбтлада имеется на более ранних римских картах, а в историческом центре Тбилиси раскопаны термальные бани I—II вв. с выложенными мозаикой бассейнами, раздевалками и развитой системой керамических труб. В других районах города раскопаны поселения VI—III вв. до н. э.

Национальный состав

С IX по XVIII век город интенсивно развивался. Однако в сентябре 1795 году Ага-Мухаммед Хан выступает на Грузию, разбивает армию царя Ираклия II, затем без боя, благодаря предательству, вступает в грузинскую столицу и подвергает её полному разгрому: большинство грузинского населения было перебито, около 22 тыс. человек, главным образом женщин и детей, угнано в рабство, лучшие здания города разрушены. Армяне и мусульмане пострадали незначительно, так как Ага-Мухаммед Хан считал их своими подданными. В результате, в 1803 году армяне составляли уже 92,6 % из почти 35-тысячного населения Тифлиса. С начала XIХ века до начала ХХ века, армяне не только составляли большинство населения в городе, но уже и руководили им, так, начиная с начала XIХ века до Октябрьской революции из 47 мэров Тбилиси 45 были армянами.

Советник русского посольства Александр Негри, в своих дневниках 1817 года так описывает город Тифлис:

Тифлис — резиденция главноначальствующего грузинских областей и всех прилегающих к ним стран. Число его жителей свыше 20000. Из двух тысяч находящихся в нём домов едва лишь 150 или 200 грузинских; все остальные принадлежат армянам.

По данным начиная с 1848 года до 1922, процент армянского населения начинает падать, однако они остаются самой крупной этнической единицей в городе, в разные время составлявшие от 26,3 % до 36,6 % населения города, грузины 24,8—33,8 %, а по данным 1864—65 годов крупнейшей национальной группой города являлись армяне, составлявшие 47,2 % населения города.

В XX столетии за счёт миграционного притока непрерывно увеличивается удельный вес грузинского населения: в 1926 году они уже занимают первое место и составляют 38,1 % населения Тбилиси, в 1939 году — 44,0 %, в 1959 году — 48,4 %. С 1960-х годов грузины составляют уже абсолютное большинство населения столицы: в 1970 году — 57,5 %, в 1979 году — 62,1 %, в 1989 году — 66,1 %, в 2002 году — 84,2 %.

Доля русских в 1926 году составляла 15,6 % населения Тбилиси, к 1939 году она возросла до 18,0 %, к 1959 году — до 18,1 %, главным образом за счёт переселения в город интеллигенции и высококвалифицированных рабочих из РСФСР в годы индустриализации. В дальнейшем за счёт притока в столицу грузинского населения и более высокого естественного прироста у него доля русских стала уменьшаться: в 1970 году они составляли 14,0 %, в 1979 году — 12,3 %, в 1989 году — 10,0 %. В постсоветский период большинство русского населения покинуло город, и к 2002 году они составляли лишь 3,0 % жителей Тбилиси.

По данным переписи населения 2002 года в Тбилиси из 1 081 679 жителей грузины составили 84,2 % (910 712 человек), армяне — 7,6 % (82 586 человек), русские — 3,0 % (32 580 человек)

По данным исследования компании Mercer, проводившегося в 2015 году среди 207 городов мира и определившего наиболее дорогие и наиболее дешевые мегаполисы для жизни, Тбилиси вошел в топ-10 самых дешевых городов мира.

В Тбилиси с 1966 года действует четвёртый в СССР метрополитен, который активно развивался в советское время, испытал стагнацию после распада СССР и модернизируется с 2008 года. ( Мы ведь, конечно, сначала построили метрополитены во всех столицах республик, и только потом начали строить в своих городах, в итоге в Ташкенте он есть, в Алма-Ате есть, в Тбилиси, Ереване. Зато в наших миллионниках в некоторых его так и нет и никогда не будет).

Достопримечательности — множество. На Тбилиси нужно выделять как минимум сутки, лучше — двое.

Кратко перечислить основные достопримечательности можно так:

1. Тбилисские серные бани.
  2. Монастырь Джвари
  3. «Старый город»
  4. Проспект Руставели
  5. «Сухой мост» (на последнем фото)
  6. Крепость Нарикала (тоже на последнем фото, на холме)

И еще множество храмов, крепостей, улиц, проспектов и музеев.

Прокатился по Тбилиси туда-сюда, посмотрел на все эти достопримечательности, пока в виде обзора. Жалею, что не посетил серные бани, это то, что посетить точно следовало после трех дней за рулем. Обязательно побываю на пути в Турцию. Двигаясь по проспектам, иду в сторону Армении.

Стоит отъехать от центра города, и тут же мы попадаем в любой из наших городов советского пространства, тут никакой типа европой и не пахнет.

Главная гордость современной Грузии — полиция.

Про полицию. Чтобы они кого-то остановили — видел всего один раз, не знаю, что уж они умудрились такого натворить. Несколько раз наблюдал, как на участках ремонта дорог машина дпс ехала вместе с нами в потоке. Другие же шпарили по встречной ремонтируемой полосе, несмотря на все знаки, дпс делали вид, что ничего не происходит. Я так и не понял назначения этой хваленой полиции на красивеньких машинках. На грубейшие нарушения правил дорожного движения они не отреагировали ни разу, сколько я это ни наблюдал, двигаясь с ними рядом.

Тбилиси расположен на стыке гор и плоскогорий, и после проезда города рельеф переходит в небольшие холмы.

Теперь перед нами дилемма. Здесь ведь все рядом (в сравнении с масштабами нашей страны), и через 25 км мы попадаем на развилку. В Армению у нас как минимум два варианты захода. Как и через какие поселения — вы видите по названиям на снимке. Я рекомендую ехать так же. Дорога «слева», не сказать, чтобы отвратительная, но паршивая. Но идет по ущельям, очень живописна. Хотя временами кажется, что по ней никто вообще не ездит, и не верится, что она идет к границе… Дорога же «правая» — качественная. Теперь еще раз поясню. «Левая» идет по горам, в Армении же она идет среди холмов. «Правая», идет в Армении по горам, а в Грузии уже почти по равнине, любопытные такие дороги получаются. И чтобы ездить не по одной туда-сюда, я крайне рекомендую заехать и выехать разными путями. «Левая» приведет вас на совершенно пустой КПП, «правая» это дорога, где едут все, там бывают и очереди на границе. Двигаясь по «левой», вы проедете такие места как Спитак, увидите множество интересных видов гор, озер, храмов. Почему не заехать наоборот — потому что «левая» дорога со стороны Грузии весьма паршива, и возвращаться все же лучше по качественному асфальту.

Сразу добавлю к снимку: дороги Марнеули—Рустави не существует. Не верьте навигатору. Я там протаскался 1,5 часа, хотя расстояние около 15 км. Это было под моросящим дождем, и весь этот ужас развезло. Там нет ни асфальта, ни дороги, после развала СССР там никто ничего не делал.

Поскольку мы выезжаем из Грузии, в которую скоро вернемся. Напомню, почему. Из Армении в Азербайджан не попасть — контрольно-пропускных пунктов между ними нет. Две страны находятся в состоянии замороженного конфликта. И ехать в Азербайджан надо будет снова через Грузию.

Поскольку выезжаем, можно подвести кое-какие итоги и впечатления. Перед путешествиями я взял за правило смотреть передачи об этих странах и городах. И конечно, одно из самых удобных зрелищ это «орел и решка». Передача и ведущие мне нравятся. Но политическая подоплека, которая сквозит во всех передачах о территории СССР, она, конечно, режет глаз. Про все бывшие республики всегда рассказывается, что они уже в Европе, что по-русски там никто не говорит среди молодежи, все уже далеко в будущем (понятно по сравнению с кем), ориентируемся на Европу и незалежная Украина вместе со всем соцлагерем уверенно движется куда надо, мы все одна банда.

Мой сугубо личный взгляд, проехавшего все, кроме Белоруссии и Молдавии. Показуха. И ничего больше.

Дороги — обычные дороги. Тем более, как в любой горной стране — их четыре штуки — по сторонам света. Поддерживать четыре дороги не великая проблема. Тем более, когда их все построили при СССР. Да и то есть далеко не сладкие по покрытию там куски.

Окраины Тбилиси — какие были, такие и остались. Метро — времен СССР, проспекты, улицы — тоже все строилось известно при ком. Автопарк — такое же ассорти, как у нас, никакого шика там и в помине нет. Не говорят по-русски — чушь. Говорят почти все, понимают — все. Сколько я спрашивал, как мне куда проехать или пройти — ни разу проблемы не возникло. А про заправки, кафе, аптеки я и не говорю — там без нашего языка их бы и продавцами не взяли.

Села — долбаная разруха. Смотрите, не задавите корову или овцу. Автопарк — жигули, уазики, волги и мерсы двадцатилетнего возраста. Способ выживания — животноводство. Множество брошенных домов без окон и дверей.

В общем, как и почти везде, столица делает вид, что все отлично, отъезжаешь километров пять от центра, и начинается реальность. Так же, как и в Казахстане, и в Украине, и в Узбекистане, Таджикистане.

Это «левая» дорога к Армении, которая указана на снимке. Больше похожа на дорогу в парке для велосипедистов… так мало по ней ездят, что ее запорошило листьями.

Еще несколько фото этой дороги. Чтобы было понятно, почему я назвал ее паршивенькой. Заодно напомню, что это одна из двух дорог (может, есть еще), которая ведет в другое государство. Это не дорога в какой-то поселок, это дорога в другую страну…

Армения

Документы — загранпаспорт. Страховка — нужна. Когда заезжал я, осенью 2014 года, на границе страховку на автомобиль сделать было еще нельзя, все строения со стороны Армении перестраивались. Страховку делал в ближайшем городе. По-моему, это был Ташир. В центре поселка, где стоят все магазины и такси, в здании слева с вывеской «билайн», и в супермаркете справа, сразу на входе наш росгосстрах. В общем-то, спросите у кого угодно, где делается страховка — там это знают все. Стоит какие-то пустяки, минимальный срок, кажется, на неделю.

Были еще какие-то ввоз-вывоз транспортного средства, какие-то налоги и сборы, но они там в пределах разумных цифр, ничего особо бьющего по бюджету там нет. Не Таджикистан, где по 70$ пытались взять за санэпидем обработку машины.

В загранник ставят печать Армении — вершины Арарата, и вперед.

Армения встречает свежим асфальтом. Не в пример Грузии.

В первом же поселке поменял доллары на драмы.

Слово «драм» переводится как «деньги» и происходит от греческого «драхма».

Что удивило сразу в Армении — везде вдоль дорог сохранились эстакады для ремонта машин. Притом со съездами в обе стороны, и местное население активно загоняет сразу по две машины и лазает под ними. Эстакад ОЧЕНЬ много. Зато их ничерта нет ни в Грузии, ни у нас. Бывает, что в городе пока найдешь эстакаду, надо в такое количество мест заехать, где они вроде были, но уже их на металл распилили, или они закрыты на висячий замок, или обвалились от старости.

Километров через примерно 50 после границы, подъезжаем к Спитаку.

«Спитак» с армянского языка переводится как «белый»

Спитакское землетрясение, также известное как Ленинаканское землетрясение — катастрофическое землетрясение магнитудой 6,8-7,2, произошедшее 7 декабря 1988 года в 10 часов 41 минуту по московскому времени на северо-западе Армянской ССР. Мощные подземные толчки за полминуты разрушили почти всю северную часть республики, охватив территорию с населением около 1 млн. человек. В эпицентре землетрясения — Спитаке — интесивность толчков достигла 9-10 баллов (по 12-балльной шкале MSK-64). Подземные толчки ощущались в Ереване и Тбилиси. Волна, вызванная землетрясением, обошла Землю и была зарегистрирована научными лабораториями в Европе, Азии, Америке и Австралии.

Землетрясение вывело из строя около 40% промышленного потенциала Армянской ССР. В результате землетрясения до основания был разрушен город Спитак и 58 сёл; частично разрушены города Ленинакан (ныне Гюмри), Степанаван, Кировакан (ныне Ванадзор) и ещё более 300 населённых пунктов. По официальным данным, 19 тысяч стали инвалидами, погибли по меньшей мере 25 тысяч человек (по другим данным до 150 тысяч), 514 тысяч человек остались без крова. В общей сложности, землетрясение охватило около 40 % территории Армении.

В восстановлении разрушенных районов приняли участие все республики СССР. 111 стран мира.

Н. Д. Тараканов, генерал-майор в отставке, руководитель работ по ликвидации последствий землетрясения:

Спитак оказался куда пострашнее Чернобыля! В Чернобыле ты схватил свою дозу и будь здоров, ведь радиация — враг-невидимка.

А тут — разорванные тела, стоны под руинами… Поэтому нашей главной задачей было не только помочь и вытащить из завалов живых, но и достойно похоронить погибших. Мы фотографировали и фиксировали в штабной альбом все неопознанные трупы и хоронили их под номерами.

Когда же возвращались из госпиталей и больниц пострадавшие от землетрясения люди, то начинали искать погибших родственников и обращались к нам. Мы давали снимки на опознание. Затем опознанных мы изымали из могил и хоронили уже по-людски, по-христиански. Продолжалось это на протяжении полугода…

В конце прошлого года, когда исполнилось десять лет с момента трагедии, мы побывали в Спитаке и посмотрели на нынешнее его убогое состояние. Армяне понимают, что с распадом Союза они потеряли больше, чем кто-либо другой. В одночасье рухнула союзная программа по восстановлению разрушенных стихией Спитака, Ленинакана, Ахурянского района. Сейчас они достраивают то, что строили Россия и иные республики СССР.

По живописным долинам двигаемся к Еревану.

По дороге из Еревана в Апаран, на холме возле «Аллеи букв» — памятника армянским письменам, находящегося в 50 километрах от столицы Армении, воздвигнут 33-метровый крест.

Крест состоит из 1712 больших и малых крестов, символизирующих число лет, прошедших с момента принятия в Армении христианства в качестве государственной религии, и их число ежегодно будет увеличиваться еще на один. Символичным является и высота каменной часовни, служащей в качестве постамента для креста — 301 сантиметр. Именно в 301 году н.э. Армения приняла христианство как государственную религию. И наконец символична высота креста — 33 метра. Иисус Христос был распят на кресте именно в этом возрасте.

Внизу Ереван. За ним не облака — это Арарат. Слева Малый Арарат, его видно хорошо на снимке. Махина невероятная. Казалось бы, за самим Ереваном. Но Арарат находится на территории Турции. И восхождение на него тоже нужно проводить из Турции.

Как это выглядит в нормальную погоду. Фото из интернета

Арара́т (арм. Масис) — гора. Самый высокий вулканический массив Армянского нагорья на востоке Турции; относится к стратовулканам. Расположен в турецком иле Ыгдыр по правому берегу среднего течения реки Аракс, в 16 километрах от границы с Ираном, в 32 километрах от границы с Арменией. Состоит из двух слившихся основаниями конусов спящих вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Вершина Большого Арарата (5165 метров над уровнем моря) является самой высокой точкой Турции.

Расстояние между вершинами Большого и Малого Араратов составляет 11 км. Склоны пустынны, образованы выветренными лавовыми потоками. Большой Арарат от 4 250 м и выше покрыт вечными снегами. В массиве имеется около 30 ледников. Высота над уровнем моря вершины Большого Арарата составляет 5165 м, Малого — 3896 м. Примечателен тот факт, что несмотря на свою массивность и наличие вечных снегов и ледников, Араратские горы не дают начала ни одной реке.

Вероятно, Арарат проявлял активность в третьем тысячелетии до нашей эры; под пирокластическими потоками были найдены артефакты раннего бронзового века и остатки человеческих тел.

Последнее извержение Арарата произошло 2 июля 1840 года; оно сопровождалось землетрясением. В результате землетрясения и схода лавины оказались разрушены монастырь Святого Якова и деревня Аргури, расположенные на горе; с тех пор на Арарате нет постоянных поселений.

Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему, Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту.

По верованиям местного населения (курдов, азербайджанцев, персов, армян и турок) даже попытка взойти на Арарат считалась делом дерзким и богопротивным.

На сегодняшний день любой желающий может совершить восхождение на Арарат. Для этого достаточно получить специальную визу у турецких властей.

Между XVI и XVIII веками район Арарата находился на границе между Османской и Персидской империями. Вершина и северные склоны Большого Арарата и восточные склоны Малого Арарата контролировались Персией.

По условиям Туркманчайского мирного договора 1828 года вершина Большого Арарата и его северные склоны перешли к Российской империи, а Малый Арарат стал местом, где сходились границы всех трёх империй. Это не было случайностью, а являлось отражением политического значения названия горы и ассоциаций с библейской легендой. Советники Николая I настояли на включении Большого Арарата в российскую территорию, так как обладатель вершины пользовался глубоким уважением, которое все окружающие народы испытывали к ней.

По условиям Московского договора 1921 года Большой Арарат перешёл к Турции. В 1932 году было заключено турецко-персидское соглашение, по которому часть восточного склона Малого Арарата (5 или 6 километров от вершины) была передана Турции. Таким образом, обе вершины сейчас находятся на турецкой территории.

В ответ на протест турецкого правительства против того что, на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся частью Армении, нарком иностранных дел Чичерин ответил: «На флаге Турции изображён полумесяц, но Луна не является частью Турции».

Теперь следующий момент. Тоже крайне интересный.

Еще раз посмотрим на фотографию с видом на Арарат из Еревана.

Фото из интернета:

Отношения между Республикой Армения и Турецкой республикой осложнены вопросом признания Геноцида армян, отказом Армении ратифицировать Карсский договор и поддержкой Турцией Азербайджана в Карабахском конфликте. Граница между двумя соседними государствами закрыта.

А теперь вырезка из предлагаемых маршрутов на Арарат.

6 день

Поездка через Грузию в Турцию, в город Догубаязет, ночевка в гостинице.

На карте это выглядит вот так. Черным я обозначил границы Армении, которые закрыты.

Чтобы взойти на Арарат, нужно выехать в Грузию и заехать в Турцию. А ведь от Еревана до Арарата около 20 километров. Не знаю, где там есть по границе Грузия—Турция переходы, но так километров 600 крючок получается. Можно еще через Иран.

Заходим в Ереван.

Ерева́н — один из древнейших городов мира. В русской транскрипции до 1936 года известен как Эривань. Высота над уровнем моря — от 900 до 1300 м, часть города расположена на вулканическом плато к северу от Араратской долины. За годы советской власти облик Еревана полностью изменился в результате огромных градостроительных работ, своеобразный колорит городу придал широко используемый в строительстве местный камень различных оттенков (розовый, кремовый, белый туф).

Годом основания Еревана считается 782 год до н. э.

1 октября 1827 года Эривань была взята войсками И. Ф. Паскевича (получившего за это титул графа Эриванского); в следующем году по условиям Туркманчайского мира Эриванское ханство вошло в состав Российской империи.

К началу XX века население города возросло до 29 033, из них азербайджанцев, называемых в то время адербейджанскими татарами — 49 %, армян — 48 %, русских — 2 %.

Несмотря на статус столицы губернии, Эривань сохраняла вид бедного провинциально-восточного города, с одно-двухэтажными глинобитными домами, узкими кривыми улочками. В 1902 году через Эривань прошла первая железнодорожная линия, соединившая её с Александрополем и Тифлисом, в 1908 году вторая линия соединила его с Джульфой и Персией, что способствовало её экономическому развитию.

При Советской власти начинается масштабная реконструкция Еревана, проводимая с 1924 года по проекту А. О. Таманяна. Были проложены новые улицы, Ереван был электрифицирован, проведены водопровод и канализация. Лесопосадки на окрестных холмах покончили с пыльными бурями, бывшими бичом старой Эривани.

Прогулялся вдоволь по Еревану, город мне понравился. Проехал его из конца в конец по нескольким направлениям. Интересный и приятный, мне Ереван пришелся по душе. Наверно, сказались три года жизни в Сочи, и попав в по сути в тот же Адлер (по национальному составу), я чувствовал себя в родной стихии.

Вечером отправился в сторону храма в Гарни. И попал в многокилометровые пробки.

По пути к Гарни дорога будет подниматься, и откроются замечательные виды на город.

Храм в Гарни́ — языческий храм I в. н. э. в Армении. Находится в 28 км от Еревана в Котайкской области, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. Храм был восстановлен из руин в советское время.

Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.

Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма.

В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966-1976 г.

После Гарни, в силу ограниченности времени, переночевал под Ереваном, на утро Арарат был так же затянут облаками, удалось увидеть то его куски в середине, то части ледника. Но целиком увидеть его так и не удалось. После чего я двинулся назад на север, уже по другой дороге.

На пути было озеро Севан.

Сева́н — озеро в Армении, на высоте около 1900 м; наибольшее из озёр Кавказа. Площадь — 1240 км². Средняя глубина 26,8 м, максимальная — 80 м. Для пополнения вод Севана построен тоннель (48,3 км) для переброски в озеро вод р. Арпа. В 1978 г. создан природный национальный парк «Севан». Озеро тектонического запрудного характера.

Озеро Севан — единственный крупный гарантированный источник пресной воды в Армении и крупнейший на всём Кавказе. В связи с этим с давних времён ставился вопрос об эффективном использовании водных ресурсов озера.

В начале XX века появляется несколько предложений по использованию вод озера в практических целях. В их числе — предложенный в 1910 году проект спуска уровня озера. Было подсчитано, что из всего объёма притока 95 % воды испаряется из-за большой поверхности зеркала, таким образом, якобы, значительная часть водных ресурсов просто «пропадает». Предлагалось уменьшить глубину озера на 45 метров и использовать освободившиеся водные ресурсы для орошения Араратской равнины и выработки электроэнергии.

В 1931 году появляется первая схема понижения уровня озера, согласно которой, за 50 лет он должен был быть понижен на 55 метров, периметр составил бы тогда 80 км, а объём — 5 км³. При этом от всего Севана должно было остаться небольшое озеро площадью 299 км² на месте Малого Севана. Освободившуюся площадь предполагалось использовать для посадки орешника, дуба и т. д.

В 1933 году после одобрения проекта начались работы по созданию искусственных путей стока и углублению русла реки Раздан. Стоки представляли собой тоннельные сооружения на глубине 40 метров. С 1937 года началось интенсивное использование вод озера. Начало эксплуатации Севан-Разданского ирригационно-энергетического комплекса послужило мощным толчком для развития экономики Армянской ССР.

С началом Великой Отечественной войны работы были приостановлены и завершились только в 1949 году. Тогда ежегодно уровень воды опускался более чем на метр.

Падение уровня озера в совокупности с увеличением выбросов сточных вод отрицательно сказалось на биохимическом обороте веществ, привело к нарушению нормальной деятельности экосистем, что в конечном итоге повлекло за собой процесс эвтрофикации — увеличение накопления органических веществ в воде с 25 тыс. т в 1930-х годах до 150 тыс. т в 1999 году. Эвтрофикация выражается в периодическом «цветении» озера и грозит ухудшением качества воды, непригодностью к использованию в питьевых и хозяйственных целях

В конце 1950-х начался пересмотр проекта снижения уровня озера. Это было сделано по нескольким причинам:

1. Возникли проблемы с освоением освободившихся земель, которые оказались совершенно неплодородными.
  2. Появилась возможность замены построенных на Раздане гидроэлектростанций на ТЭС, тем более, что первые не могли удовлетворить нужды народного хозяйства Армении.
  3. В условиях увеличивающегося потребления водных ресурсов Севан оставался единственным резервным источником пресной воды в республике.

В 1961 году был опубликован доклад АН Армянской ССР. В нём говорилось о необходимости прекратить снижение уровня озера, который уже успел опуститься на 13,7 м. В связи с тем, что мощности Севан-Разданского каскада оказались невостребованными, было принято решение о переброске в озеро вод из Воротана и Арпы. Было подсчитано, что максимальный спуск уровня воды достигнет 18 м.

Реализация проекта началась в 1981 году, когда был построен тоннель длиной 48,3 км, ведущий из водохранилища Кечут на Арпе в озеро около села Арцванист, после чего началось строительство тоннеля Воротан-Арпа длиной 21,6 км. В 1988 году строительство приостановилось в связи с ухудшением экономической ситуации в республике, и было завершено только в 2003 году. Эксплуатация была официально начата 26 апреля 2004 года.

В начале 2006 года подъём уровня воды по сравнению с прошлым годом составил 41 см. В течение 2006-2010 уровень озера поднимался на 25-35 см в год.

В 2011 г. отмечалось загрязнение Севана сточными водами и тяжелыми металлами, заболачивание озера, исчезновение рыбных запасов, изменение биоразнообразия и видоизменение рыбы.

Севанаванк— монастырь на северо-западном побережье озера Севан. Комплекс строений расположен на одноимённом полуострове Севан, который ранее являлся небольшим островом.

В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова, их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

Монастырь основан в 874 году.

В XVI-XVII веках были разрушены стены монастыря, а в 1930 году с острова уехал последний монах. Сейчас службы в храме возобновлены.

Хачка́р — вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Произошёл от армянских корней «хач» — «крест», и «кар» — «камень».

Всего на территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.

Самые древние хачкары, сохранившиеся до нашего времени, датируются IX-X веками.

Хачкары изготавливаются из базальта, который крайне мало подвергается разрушению. Часто встречаются и хачкары из туфа, поскольку туф легко поддается обработке.

От озера Севан ухожу на север. Сразу начинаются перевалы и серпантины. Дорога к Дилижану и дальше, очень живописна. Поэтому я и рекомендовал въезжать и выезжать разными путями.

Вот такие забавные названия сел.

Возвращаемся из Армении, проходим границу, двигаемся на север. Теперь, если мы хотим уходить на восток, то не попадитесь на обман карты и навигатора. Дороги Марнеули—Рустави нет.

Проезжайте до Тбилиси и от него уходите на восток. Я, ожидая, что от какого-то поселка дорога появится, узюкался в грязи, и часа 1,5 потратил на эту дорогу, которая должна была занять пятнадцать минут.

Дальше мы идем к знаменитому Сигнахи.

По пути встречаются памятники древних времен.

Все было очень красиво, но, как и всегда во время этой поездки, набежали тучи и просто невероятный туман.

В диком тумане покидаю Грузию и иду к Азербайджану.

И вот теперь мы подходим к самому интересному в этой поездке, к самому острому моменту. Граница Азербайджана, когда у тебя печать Армении в паспорте.

Сейчас, спустя полгода, конечно, многое смягчилось в памяти, как это всегда и бывает. Поэтому напишу кратко.

Первое, что смотрят, это, конечно, паспорт. Если там печать Армении, то приехали. Начинаются допросы, созывают всех сотрудников. В Азербайджане говорят по-русски весьма плохо. Бывает, что из человек трех разговаривает один. Но есть такой момент — на заправках, на постах ГИБДД всегда старший говорит по-нашему, это, видимо, одно из правил, чтобы занимать более высокую должность, особенно в магазинах и на заправках.

После основных сотрудников, позвали местное КГБ. Те оказались адекватнее. Привели начальника этого КПП. Выпотрошили мне всю машину. Буквально все вещи перебрали руками. Не Узбекистан, конечно, где я запаску на сканер носил. Но машину целиком мне тут на сканер загнали. Расспрашивали меня часа 4, наверное. На мирный лад настраивало, что сотрудники КГБ (или ФСБ, или как там у них называется эта служба) были настроены благодушно, извинялись за поведение пограничников и отлично говорили по-русски. Мучили меня вопросами, что я делал в Армении. Как-будто есть что делать в Азербайджане. Отвечал им, что мне их конфликты как-то вообще по боку, и пусть радуются, что наша страна такая добродушная, если б мы так ненавидели, как они ненавидят друг друга, от них бы всех мокрого места не осталось.

Сделаю отступление. Мне в силу возраста сложно оценивать, как жили народы в СССР, но что после развала конфликты между народами вспыхнули один за одним... Киргизия—Узбекистан, Абхазия—Аджария—Осетия—Грузия, Армения—Азербайджан и еще множество, которые были не столь яркие.

К чему привели все эти столкновения? Да ни к чему. Все друг друга терпеть не могут. Что любопытно. В Армении я как-то не слышал, по крайней мере на границах, о Азербайджане ничего плохого. Возможно, потому что у Армении еще и Турция под боком, которой ей и так хватает для ненависти. И в карабахском конфликте Армения считается стороной победившей. А победители относятся более толерантно, чем проигравшая сторона. В Азербайджане же при слове Армения я видел, как кривятся лица. Да и на территории нашей страны в разговорах с людьми этих национальностей, азербайджанцы гораздо нетерпимее к армянам, чем наоборот. Хотя, может, это у меня был такой контингент общения. Но на границах это было заметно, Армения от моих планов поехать в Азебрайджан вообще никакой реакции не выдавала.

Любопытно, как эти небольшие страны, которые, к великому счастью планеты, не обладают ни оружием, ни армиями, готовы просто уничтожить друг друга. Дай кому-то из них ядерные бомбы, они бы закидали соседа. Иногда возникают мысли, а если бы Россия кого-то так возненавидела, как ненавидят друг друга они? Мы бы просто стирали бы страну за страной вокруг? Наверно, странам, которые являются на протяжении всей истории Империями и осознающим свое величие, свойственно миролюбивое отношение к маленьким странам. Как у крупных зверей, которым ничего никому доказывать не надо, и они могут вести себя великодушно. Похоже на собак — крупные звери ведут себя дружелюбно, всякая же мелочь беззубая вечно заливается лаем.

Затея Азербайджана становится понятна, когда смотришь на карту. Мечта Турции и Азербайджана — это иметь общую границу. И Карабах был как раз путем к тому, чтобы практически проложить путь друг к другу. В СССР это понимали и не допустили. Те, кто про карабахский конфликт не читал — почитайте. Особенно любопытен момент, когда Турция хотела вступить в войну на стороне Азербайджана. Тогда наши ответили, что выступят на стороне Армении и начнется новая мировая война…

Беда возникает в Азербайджане вот в чем. Они, как и Иран, хотят карнет на ввоз автомобиля. Или что-то подобное. Переговоры между мной — начальником пропускного пункта — КГБ — и каким-то начальством в Баку длились не менее часа. В итоге мне разрешили въехать на 72 часа. На 3 суток. Потом там мне светили какие-то несусветные штрафы. Либо я должен оплачивать ввоз машины, рассчитанный из процентной стоимости. Я ошибусь в цифрах, но для въезда в Иран, стоимость карнета (который потом возвращается после выезда из страны), равен, как я слышал, кажется, 70% от стоимости машины. Я наверняка сказал неверные цифры, но в целом суть примерно такая.

Дали мне трое суток. Оформили всякие страховки, всякую дребедень. Все сделали на границе. На следующий день меня остановили на посту, пытались доказать, что запрещена тонировка, отбился. Поедете — поузнавайте, какие там правила на самом деле насчет этого.

Азербайджан… ну что сказать — Баку, да, он шикарен. Остальное — долбанная показуха. Красивые одинаковые заборы в деревнях, заборы или выдали, или заставили купить. За заборами же развал и нищета. Машины — абсолютные крайности. Или новые патролы, или копейки. Среднего класса не существует, по-моему, вообще. Никаких машин типа рав-4 или спортеджей. Только крайности капитализма. Когда у меня спрашивали местные о моих впечатлениях, я спрашивал у всех, есть ли у них так называемый «средний класс», нет, отвечали, нету, пропасть между слоями населения громадная.

Вот автомобили на обочине как только въезжаешь в страну.

Заборы вы видите на этой фото, такими заборами утыкано все вдоль трассы. Если же посмотреть в проулок, там плетеные из веточек или сложенные из булыжников.

Вдоль основной дороги все красиво, но все безжизненно и пусто.

Ну а что, как и на чем, видно и без описания. И так будет продолжаться до самого Баку, который, конечно, утопает в роскоши.

Сказать в комментариях, что у нас так же. Нет, не так же, я проехал всю страну, и у нас такого разрыва нет и в помине. Все города живут достаточно нормально, и в поселках достаточно домов достойных и машин не бедных. В Азербайджане же нищета везде, кроме Баку. Нищета, в которой не было бы ничего невероятного, если б ее не пытались залепить всякими бредовыми постройками в роскошном стиле, которые натыканы вдоль основной магистрали. Рассказы о том, что Азербайджан давно в мире цивилизованном и богатом, оставим для Орла и Решки и их украинской пропаганды по уходу от советского прошлого.

Вообще, вопрос который любят ставить все страны СНГ: «А что бы было если б не СССР? Жили бы как Польша, или как Швейцария ?»… Нет, дорогие мои. Тут и гадать-то нечего, вы б все жили, как Афганистан или Монголия. Ехал я по берегу Пянджа, с одной стороны был Таджикистан, а с другой — Афганистан, который без дорог, без электричества. Едут там афганцы на осликах, по тропкам над обрывом и грядки тяпками обрабатывают. Вот так бы жил и Казахстан, и Узбекистан, и Киргизия, и Туркмения, да и кавказские страны не далеко бы ушли от первобытного строя. Никто б тут им дорог по ущельям не проложил, и заводы не построил. А построил бы?? Ну что ж за тридцать лет ни Грузия, ни Армения, ни Таджикистан ни дорог новых не построили, ни заводов. Все, что есть сейчас — это то, что еще осталось живым от СССР, все дороги и заводы. Что построено нового — это крупица и не более. Так же и в странах СНГ. Три новые свинофермы или заводик для изготовления бетона, это не столицы Ереван, Тбилиси, Баку, которые были выстроены вместо глинобитных мазанок, не дороги, которые были по этим странам проложены.

Пейзажи меняются от субтропических к пустынным. Дорога по Азербайджану колоритна, и виды радуют своим разнообразием. ДПС было достаточно много, но остановили на посту всего раз, что-то сочиняли про тонировку, но отстали. По пути пытались ловить радарами, тащились за нами в местах ремонта дорог. В общем, обычная охота, как и на наших дорогах. Если не нарушать режим и быть внимательным и обнаруживать этих пираний в потоке машин позади, или предугадывать, где на серпантинах они могут быть и грузовики не обгонять, то можно пройти и все три страны без единого штрафа.

Баку́ — столица Азербайджанской Республики, крупнейший промышленный, экономический и научно-технический центр Закавказья, а также самый крупный порт на Каспийском море и самый большой город на Кавказе.

Город по своей древности, величине территории и численности населения является одним из старинных и крупнейших городов Востока. Население всего Апшеронского полуострова (Бакинской агломерации) составляет 2 673 тыс. жителей. Баку же впервые упоминается в источниках V века.

Баку как торговый центр стал привлекать внимание Российского государства. Петр I направил экспедицию на Южный Кавказ. 26 июля 1723 года русские войска заняли Баку, но позже, в результате заключённого в 1735 г. Гянджинского договора между Россией и Ираном, покинули город.

В середине XVIII века было создано Бакинское ханство. В 1796 году Баку был вновь захвачен русскими, но через год император Павел I отозвал войска.

14 мая 1805 г. правитель Баку признал русское подданство.

В 1847 году на Биби-Эйбатском месторождении впервые в мире механическим путём была пробурена нефтяная скважина. Промышленная разработка нефтяных месторождений стала причиной бурного роста Баку. В 1859 году Василий Кокорев построил в Сураханах под Баку первый в России керосиновый завод. В 1861 году на острове Пираллахи тифлисский фармацевт Витте построил парафиновый завод. На этом заводе из нефти изготовляли парафин, парафиновые свечи и парафиновое масло. В Баку начался приток иностранного капитала, открылись офисы Ротшильдов, братьев Нобелей и других предпринимателей. 8 мая 1883 года была пущена железная дорога Баку—Тбилиси.

При том, что ни одна национальная группа не составляла абсолютного большинства, основными национальностями города являлись азербайджанцы (которых тогда называли азербайджанскими татарами или персами) и армяне. Основную массу рабочих при этом составляли азербайджанцы, хотя и среди них было немало купцов и владельцев нефтяных промыслов; тогда как в руках армян была сосредоточена большая часть торговли и многие нефтяные промыслы. Между этими группами четыре раза (в феврале и августе 1905 г., в марте и сентябре 1918 г.) происходила кровопролитная резня.

В советское время Баку стал столицей Азербайджанской Советской Социалистической Республики и превратился в один из крупнейших административных, промышленных, научных и культурных центров СССР. Генеральный план и схема планировки Баку была разработана в 1924-1928 годах. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Баку был основным стратегическим центром обеспечения топливом военной авиации и бронетехники, что явилось одним из важнейших факторов победы СССР.

Бакинский метрополитен — 6 ноября 1967 года вступил в строй пятый в Советском Союзе метрополитен.

Часть месторождений Каспийского моря оспаривает Азербайджан и Туркмения. Азербайджан ссылается на карты советского периода, когда они разрабатывались азербайджанскими нефтяниками. Туркменистан апеллирует к мировой практике, месторождения расположены ближе к побережью Туркмении, чем Азербайджана.

На Каспии в 1947 г. было обнаружено месторождение Гюргяны-море, в 1949 г. — Нефтяные камни, в 1950 г. — Банка Дарвина. Самым крупным стало месторождение Нефтяные Камни, вступившее в эксплуатацию в 1959 г. Оно находилось в 50 км от берега, при глубинах моря от 6 до 27 м.

Въезжаю в Баку, по широченным дорогам.

По пути обгоняет свадебный кортеж, очень интересно украшенный.

Основная магистраль была практически свободна. Боковые же съезды в город были забиты до отказа.

Но скоро и основная дорога встает колом.

Сфотографировал девушек на улицах, чтобы не было сказок про паранджу и строгие нравы. Все тут нормально. Из многих машин доносятся наши песни.

Когда в «Орле и Решке» сказали, что Баку пахнет нефтью, я усомнился, но, подъехав к набережной, еще метров за 50 от воды я почувствовал знакомый запах нашего севера. Весь берег затянут нефтяной пленкой — черный налет на камнях — нефть. Пленка на воде, которую хорошо видно на фото — тоже нефтяные фракции. Ни о каком купании, конечно, речь не идет вообще.

В сгущающихся сумерках ухожу на Дагестан.

Еще пару раз останавливали на КПП, но без происшествий отпускали. Мирно въезжаю в Дагестан. Начинаются полчища приор, которые лежат перевернутые в кюветах, сталкиваются, носятся по обочинам. А во время аварии собирается целый консилиум.

Иду через Дербент, Дагестанский Огни, Махачкалу, Грозный, Назрань. После чего начинаются уже родные для меня дороги.

Выводы из поездки — никаких документов кроме загранпаспорта не нужно. Денег — в зависимости от стоимости топлива, которая привязана к стоимости валюты. И сейчас эта поездка вышла бы в два раза дороже в цене на топливо в этих странах, чем вышла мне в августе.

Интересность — очень высокая, и природная и историческая и в плане современных построек. Проблемность — нужны запасы нервов для прохождения границы Азербайджана и решения вопросов ввоза машины к ним. В общем, езжайте, берите на поездку больше времени, берите попутчиков и постарайтесь угадать с погодой в горах.

Еще через месяца полтора махнул в Эмираты.

В Эмиратах дергался, пытаясь взять машину напрокат. Пробегал весь вечер, сравнивая за и против. В итоге плюнул, набрал путевок на всю неделю и все дни провел, катаясь по экскурсиям. В принципе, посмотрел все, что хотел.

В ближайших планах, надеюсь что на март, — Таиланд, Камбоджа, возможно, еще какая-нибудь страна из рядом расположенных.

На начало мая — Кипр. На Кипре аренда машины и покатушки.

В планах на лето — горные вершины Кавказа, поездка через Грузию в Турцию, Болгарию, Румынию, Молдавию.

А так же в небольшом промежутке свободного времени быстрый скачок в Литву, Латвию, Эстонию и Белоруссию, это ближе к лету или летом.

Бюджеты всех этих планируемых поездок весьма невелики, только проезд через Турцию выйдет ого-го, ввиду сумасшедших цен на топливо там.

Попутчикам буду рад, последняя поездка была настолько спонтанна, что найти мне кого-то было не успеть. В предыдущие же поездки я, конечно, ездил не один. Как будет дальше — посмотрим.

Как верно было подмечено в одном из отзывов, называвшемся «О выборе попутчика», нашего путешественника, который проехал Иран в том числе. Надо договориться минимум с 20 людьми, чтобы к началу путешествия поехал хотя бы один. Это точно. Заранее едут все, даже теряешься кого же брать. К моменту отъезда не остается никого.

В начале я написал свое мнение по поводу газового оборудования, по поводу внедорожной резины, по поводу лифта. Потом все удалил к черту. Пустые это разговоры. Те, у кого подобные автомобили, прочитают об этом всем на наших форумах, там мы спорим, доказываем и приходим к каким-то выводам. С владельцами же легковых машин, спорить в комментариях о том, насколько прадо проходим или что внедорожник это дизель, что надо ехать на оке или ниве… Я это все читал в комментариях в отчете про Таджикистан, и отлично знаю, что каждый десятый комментарий будет нести в себе какие-то претензии и завуалированное презрение и зависть. Писать, что вы слетали бы в Турцию на эти деньги, чем бегом пролететь по каким-то диким кавказским странам, вместо прадика вы бы купили 7 тойот чайзеров или марк 2, разных цветов и каждый день ездили бы на разных по дням недели.

Сделаю только одно замечание, может, кого-то оно сподвигнет начать путешествовать раньше. Часто я слышу от людей, что ехать не с кем. Плюньте. Езжайте одни. По пути вы будете встречать множество людей, с которыми вам будет интересно. Сложно подобрать по времени поездку, чтобы кто-то смог поехать с вами. Не делайте акцент на этом. Попробуйте найти попутчиков среди незнакомых людей. В предыдущие две поездки я ездил с девушками, с которыми знакомился буквально за несколько дней до выезда, когда казалось, что я опять поеду один. Все приятели сливались перед самым выездом. Главное свойство попутчика, если вы не по очереди за рулем — попутчик должен уметь находить интересное для себя в окружающих пейзажах, быть любознательным, наслаждаться новыми землями и странами. Человек же, который ждет только конкретных достопримечательностей и не может занять себя чем-то во время длинных перегонов, вытрепет вам больше нервов, чем создаст положительных эмоций.

И вторая часть этого замечания касается машин. Многие мне пишут — вот был бы у меня (хайлендер, прадик)… изначально неправильно сформулированное предложение из серии «бы если бы», другие пишут гораздо задорнее «вот когда я заработаю на прадик, я тоже буду ездить», это читать гораздо приятнее, но суть в другом. Прадик, или патрол или другая машина с внедорожными задатками, не даст вам прямого пути к путешествиям. Прадик — не панацея. И дело не в возрасте машины, или в том, как за ней ухаживать. Мой пробег на этой машине уже 108 тыс. км (из 200 тыс. общих, и еще сколько смотано неизвестно), но это машина, и она тоже иногда ломается. За 2,5 года, что мы вместе, 2 года были абсолютно беспроблемны, за это лето же она встала 3 раза. Все три раза я сумел правильно диагностировать проблему и вернуть машину к жизни. Это железо, которому свойственно ломаться.

Поэтому выводы — первый — машину нужно максимально ремонтировать самому, это даст вам уверенность в путешествиях и спасет во многих случаях. Чем больше узлов машины вы переберете дома, тем спокойнее вам будет ездить. Второй вывод — не ждите, что купите внедорожник и тогда все будет безопасно — сломается на раз-два. Полистайте отзывы — часто из трех машины две возвращаются на веревках или эвакуаторах, притом это патролы, 80-ки, сотки, и прочие машины из нашей братии. Марка машины не означает, что она вечная. Не ждите какого-то чуда, чтобы начать ездить. Просто садитесь и езжайте. Возьмите карту, посмотрите, где бы вы хотели побывать. Даже за пару выходных дней можно съездить достаточно далеко. Мир настолько огромен, что ездить можно десятилетиями. Главное начать. Если перед вами выбор — купить какую-нибудь шмотку или электронную дрянь или слетать куда-то, или прыгнуть откуда-нибудь — летите или прыгайте, эмоции, впечатления — это гораздо дороже, чем материальные вещи.

Как и в прошлом отзыве, прикладываю ссылку на контакт. Поскольку у кого будут конкретные вопросы — пишите туда. Там же у меня в друзьях после прошлого отзыва добавилось огромное количество путешественников, которые периодически выкладывают приглашения стать их попутчиками в такие страны, как Пакистан, Китай, Анголу, Юар, Тибет, Австралию. С такими ребятами не заскучаешь.

Мой профиль в вк, инстаграм.

Ленинск-Кузнецкий
Отличный маршрут! Понятное , познавательное повествование .

За один раз-просто Супер

"Лучше гор могут быть только горы" (С)
Только 5.
Случайностей нет. За все надо платить.

Заключительная часть отчёта написана сильно и дельно.

Актобе
из Грузии в Армению еще есть переход немного западнее, в районе Бавры (севернее Гюмри)
из Грузии в Турцию тоже рядом переход, около Ахалцихе и Вале
Sincerely yours, Karen "}{E11 ]3EЯЯE1" Chityan (2:5084/9)
Mitsubishi Grandis, 2006 (09/12- )

Otro lado de la Tierra
Хороший отчет! Спасибо! Почитал с удовольствием
"Гаити-Гаити... Не были мы на Гаити, нас и тут неплохо кормят"

Было интересно, спасибо!
TOYOTA, HONDA, FORD...

Последняя часть написана сильно: речь не мальчика, но мужа. К остальному можно относиться по-разному: лично мне курсив напоминал учебник географии 6 класса средней школы. Думаете школота, читающая такие отчеты станет лучше учиться? Да и "долбаная" разруха вашей любимой Абхазии вряд ли лучше такой же грузинской или азербайджанской.
Но вышесказанное нисколько не умаляет достоинств отчета.
Напоследок вопрос: планируете из Турции в Сирию махнуть? Только там белые машины в ходу.... Шучу- с любыми берут. Опять шучу.

Молодец автор,что тут ещё сказать,очень понравился отчёт

Зачетно.
Увидел черную кошку в пути, три раза плюнь и один раз пни.
Очёр

Отличный отчет! Очень интересно, особенно в сравнении с прошлогодней поездкой в Грузию и перед грядущей в Армению. Спасибо Автор, 5+!

Комсомольск-на-Амуре
Отличный отчет,приятный слог,свое видение внутреннего состояния бывших двоюродных.Сейчас начнут объвинять в имперском шовинизме.С удовольствием составил-бы кампанию,но в планах пока добраться только до Крыма,а там ,как карта ляжет.

Отличный рассказ! В тему вырезки из википедии про тот или иной факт или город.
А вообще, пиши больше! Пиши про каждое свое путешествие!

Интересный маршрут! Прочитал весь отчет на одном дыхании!

погундю и я: автор не женат - отсюда и свобода действий. А слоабо с 2 детьми и женой? :)) (комментарий без зла)
Мой отзыв: Nissan Bluebird Sylphy 2001

Вот я например, еду в Турцию уже 6 или 7 год )))). Пока собираюсь уже и политическая обстановка изменилась, а я все читаю отчеты и мечтаю.

Вот, прежде всего хочу высказать автору огромный "респект и уважуху" даже не за содержание отчета, а за факт его появления. Так попасть с погодой плюс временные ограничения, и вместо того, чтобы ныть и жалеть себя - огромный труд в помощь другим путешественникам! Просто по-человечески восхищен.

Ну а от меня отдельное СПАСИБО и за все эти полезные сведения. Очень хочу летом съездить, причем, если получится, тоже по всем трем странам. Так что отчет добавляю в избранное, буду штудировать внимательнейшим образом.

Сразу вопрос (если автор не только в контакте обретается). А не будет ли проще проходить этот маршрут в обратном порядке? От многих слышал, что армяне гораздо спокойнее относятся к предыдущему посещению Азербайджана, чем наоборот. Может быть, если заезжать через Азербайджан, то и не будет этого геморроя на границах?
Единственное - не знаю, есть ли разница между Ларсом и Азербайджанским КПП в плане прохождения границы в сторону России? Говорят, из Грузии в Россию летом можно весь день на границе простоять. Может, из Азербайджана выезжать проще?

согласен - ездить в одного, и семьей с двумя-тремя детьми - разные вещи

мне отчет не понравился,
пустая езда - быстрее сюда, потом туда, а то не успею
ничего ладом не посмотрел - одни дороги, да трассы,
въехать к азерам со штампом армян - это кому-то че-то доказать хотели?
нет отчетов по связке Армения-Азербайджан - потому-что так никто не поедет - все знают что это гемор, поэтому и не едут, и Вы это в очередной раз подтвердили - вот за это спасибо
курсив - выше уже сказали про это
а рассуждения - в отчете их слишком много

Boris-Kozyrev:
Попадалась мне где то на просторах сети информация, что и на выезде из Азербайджана застрять можно чуть-ли не на сутки. Тут, видимо, то же как повезет.
Большая часть населения Азербайджана зарабатывает деньги в России. В т.ч. их "верхушка". Сам нанимал их. Ничего они народу не дали. Хотя с кем сталкивался, вроде нормальные люди, работают хорошо, качественно..Приветливы. Мне кажется Туреки стравливают народы-соседи. Оттоманы х...евы!
Максим
Очень понравился отчет! Предыдущий тоже читал, интересно, познавательно. Нет соплей про: "Ооо, я доехал, или это я, на фоне какой-нибудь горы". Читая отчет понял, что с автором на одной волне, что-ли. Просто читаешь и получаешь ответы на интересующие тебя вопросы, и все как-то по полочкам в голове раскладывается.
Тоже всегда всем говорил, что нужно просто сесть в машину и поехать!
Друзья! Всем новых впечатлений!

Вартовск
Немного удивился высказыванию вначале статьи "А отчеты типа «как я доехал из Сибири в Крым» публиковать я не вижу смысла, это и не путешествие вовсе." И подумал - ведь для кого-то и Сибирь-Крым (например для меня) очень большое и насыщенное путешествие.

Нет слов, очень круто! Респект и Уважение!

Вартовск

Нет слов, очень круто! Респект и Уважение!

А это вообще золотые слова - "...Не ждите какого-то чуда, чтобы начать ездить. Просто садитесь и езжайте. Возьмите карту, посмотрите, где бы вы хотели побывать. Даже за пару выходных дней можно съездить достаточно далеко..."

Баку
Мне отчет не понравился, я понимаю свобода слова и все такое... Но рассказ откровенно предвзятый, и не надо поллитизировать. Типо если бы не мы и все такое. о Азербайджане пара фраз и все. Киа спортейдж у нас как грязи, также как и рав4. Не надо так. ниже просто фотка с балкона, это мой двор. А живу я на окраине, в спальнем районе. Не хочу никого обидеть, но надо писать правду. Летом мы не в мазуте купаемся, а на пляжах. кстати и очень много российских туристов здесь отдыхают. почему про дорогу в Дагестан не написали? Слишком ровная?
П.С. это фотка сделана сейчас, когда все на работе. И паджерик слева мой( был и спортейдж и исузу трупер)
Mitsubishi Pajero 4 3.0 2008 год, ( Kia sportage 2007, Isuzu Trooper 2001 год были)

Клево!

Master78:
Уверен, что к таким людям, как автор, выражение "слабо поехать..." просто некорректно пристраивать. Когда семья - немного скованней, естествеенно, но непреодолимое желание жизни и движения этого человека - определенно будет тянуть локомотивом состав с семейством в такие отрывы!
hirschhorn:
согласен - ездить в одного, и семьей с двумя-тремя детьми - разные вещи
мне отчет не понравился,
пустая езда - быстрее сюда, потом туда, а то не успею
ничего ладом не посмотрел - одни дороги, да трассы,
въехать к азерам со штампом армян - это кому-то че-то доказать хотели?
курсив - выше уже сказали про это
а рассуждения - в отчете их слишком много
А я женат. И дети есть. И друзья. И работа. И проблемы и тд и тп.
Но, что бы поехать. Надо просто поехать. И все красоты которые Вы увидите, даже в ускоренном темпе, в отчете не изложить!
А какое авто, тоже пофиг. Народ почитайте Памир проходит от внедорожников до оки (ВедроверТрофи).
Ограничительным моментом могут быть только деньги на бенз.
Хотя не факт. Знаю случаи как из Новосибирска до Челябинска добирались без денег, стреляя деньги на бензин (так у них получилось, не по своей воле)
Автор молодец!

ЗЫ: Теперь наша очередь! Маршрут, аналогичный, но в другую сторону: Дагестан, Азербайджан, Грузия, Армения и домой. В заводские пинаты Челябинска.

Баку
И кто решил меня минусовать? Напишите, чем мой ответ не понравился? Правдой?
Viar:
Открой холодильник - сфотай, чё внутри...))) Как глупо судить по тачкам социальный уровень общества. В Норвегии, Дании, Голландии..Бельгии в основном опели бэхи и фольксы 95-2005 года выпуска и что?..ценности не в железе этом, не в количестве джипов...В Японии каждый рабочий может себе позволить новый краун или джип - ещё лучше..но там ВСЕ не ездят на таких машинах..и думаю не фотают "виды" из окна - ооо! какие машины у меня стоят под окном...Философия нищебродства! Пипец смешно!...Тачки видят!, я могу судить также...а что поребрик такой?...грязь?...Чё паркуются не по разметке?...

Александр Кураленко:
Вот как вы восприняли фотку, ))) просто снял, для автора. Это просто ответ, на слова о тачках, что здесь или очень дорогие или же утиль. Так, что это просто фотка. Видите, каждый понимает по своему. Я же не снял автостоянку с геликами))) Как раз таки философии нищебродства здесь нет. Если вы меня не знаете, то не стоит так писать. Вы не знаете мою философию жизни. Груда железа это не главное, в это я с вами согласен.

Баку
Я за правду, а не за пустые слова. Если не знаешь, не пиши.

Денис Атмановский:
А я женат. И дети есть. И друзья. И работа. И проблемы и тд и тп.
Дак в чем вопрос? - собирайтесь и просто езжайте. Речь вообще про другое шла).
А красот в отчете действительно очень мало - тут Вы правы - потому-что автор их не видел, а про ускоренный темп даже анекдот есть)

Санкт-Петебрург
Как-то очень много негатива в отчете. Может погода дождливая так сказалась, но я когда был в Грузии не обращал внимания на "советские кварталы" и разбитые дороги. Дороги там и правда разбитые, та же военно-грузинская за несколько месяцев до нашей поездки была полностью отремонтирована, но потом сошёл сель и всё, вся работа насмарку. Природа там бушует часто, особенно в горах да и страну богатой не назовёшь. В Европу стремится только молодежь, думаю, если бы у автора было больше времени, то он бы это узнал. Я общался и с молодым населением и с теми, кто вырос в СССР, и с пожилыми людьми - мнение у всех очень разное. Если подвести всё под общий знаменатель, то грузины конечно были бы не против, чтобы как по мановению волшебной палочки они бы оказались в Европе, но ничего для этого не делают. Тоже самое кстати касается и Украины. Да я думаю и русские люди бы не отказались, если бы в раз все дороги стали ровнее, чиновники и полиция честнее, отреставрированы старые кварталы с исторической застройкой, люди расселены из загнивающих бараков в нормальное жильё и зарплаты с пенсией выросли в разы. Но никто для этого ничего не делает.

Что касается Грузинской полиции, то я с вами соглашусь, я тоже не понял, для чего они нужны, потому что на большинство нарушений закрывают глаза. При этом владелец жилья в Тбилиси рассказывал нам, что гораздо жестче стали относиться к пьяным за рулём, если раньше каждый второй позволял себе кататься после "обильного" ужина, то теперь люди не рискуют (кстати и у нас такая тенденция последние 3-5 лет существует). Что же самое главное в реформе полиции - это то, что она перестала иметь ту безграничную власть, что была раньше, что существует скажем у нашей полиции. Раньше в Тбилиси вас бы остановил полицейский и попросил взятку, а если бы не дали, то отправились бы в участок и уже по полной программе (опять же из слов местных жителей пересказываю). Ну и давайте честно подумаем - как бы себя вели на дорогах наши ДПС если бы их начали так трясти за взятки, как грузинских?

Вообще в целом ваши мысли о том, что СССР дал этим странам многое верны, но непонятны мотивы этих мыслей - по-вашему они теперь должны быть нам бесконечно благодарны? И уж точно не стоит делать выводы, что без коммунистов кавказцы до сих пор огонь искрой от двух камней разводили. Это как минимум звучит надменно. За последние 25 лет действительно не произошло какого-то значительного скачка вверх, но тут нужно вспомнить, что в Тбилиси том же в 92-93 году и электричества с водой в домах не было, думаю в Ереване и Баку были схожие проблемы. Плюс все эти военные конфликты в борьбе за территорию сделали своё дело. Я считаю, что эти страны потихоньку приходят в порядок, жизнь налаживается. Про Россию тоже можно сказать, что за 25 лет с теми ресурсами и имеющимся потенциалом сделано для улучшения жизни и на пользу страны было немного, опять же в масштабах нашей огромной державы. Но жить же стало лучше, жить стало веселее. Так что не нужно быть столько категоричными, особенно с учётом того, что сами жители той же Грузии к русским относятся очень хорошо, за других говорить не могу, так как в Армении и Азербайджане не был.

Сам планирую теперь проехать по всем 3-м странам, может быть даже этим летом, только заезжать планирую через Азербайджан.
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Санкт-Петебрург
Да, кстати, насчёт показухи. Уж кому-кому, а нам русским об этом ли не знать. Простой пример - прошлым летом в Уфе был саммит БРИКС и ШОС, к этому мероприятию планировались огромные работы в городе, отстроены были отели Hilton, Sheraton, Holiday Inn, дороги в центре закатали в асфальт, но примечательно не это: все ветхие и полуразрушенные бараки и здания в городе закрыли красивыми баннерами, чтобы не портить вид высокопоставленным гостям, около реконструированного здания конгресс-холла "постелили" газон, который на деле оказался подделкой, а вместо реставрации исторических зданий в центре их просто залили серой краской, некоторые вместе с окнами и дверями. Поэтому не удивительно, что в той же Грузии, или Азербайджане можно встретить такую вот показуху, как вы нам продемонстрировали, прошлое то у нас у всех одно - совковое.

Спасибо за интересный рассказ с массой подробностей.
Очень хорошо написано.
Одно уточнение, название Арарат несомненно русское (арийское). Правильное написание: Арраратъ.
По слогам: АР-РА - земля солнца/света, РА-ТЪ - солнца/света твердь.
Мой отзыв: Toyota Corolla 2010
В Алматы метрополитен построен не во времена СССР.

toptishka:
Приезжайте летом. у нас Формула 1 проходить будет. И в Грузию есть две дороги, одна проходит у подножий Большого Кавказа а вторая через низменность. Так вот северная дорога через горы очень интересная и живописная. Проблем с отелями нет. Проходит через Шемаху( древний город), Исмаиллы, Гябяля( Там когда то РЛС был, а сейчас горнолыжный куррорт с дорогими отелями), далее Огуз, Шеки ( с его древними ханским дворцом), Гах ( Древняя Албанская церковь по дороге), Закаталы ( там при крепость построенная во времена Императора, где держали мятежных моряков), последний район Белоканы( прыжки с парашютом) дольше граница С Грузией Лагодехи. Только вкратце смог написать ;-) милости просим

(В государствах Кавказа понятия взаимного уважения на дороге отсутствуют полностью. Их вообще нет.)
Это пишет человек который:
(Выехав за 20 минут до начала действия электронного билета, я перевалил через холмы и вывалился к парковке, как будто я только переплыл и разворачиваюсь снова на паром.) Бревно с глаза вытащите...

Отличное путешествие! Вообще, когда в отпуске глаза автоматически закрываются на весь возможный негатив, хватает в будни! В Грузии очень понравилось, и еще поеду! Политические рассуждения старался перелистывать, мне показались некоторые моменты лишние. Хватает населенных пунктов и в России, где среднего класса ни когда и не было.

В последние дни на Дроме нереально крутые маршруты! Гордость берет за наших!
Старый Оскол
Наконец-то толковый рассказ об этом маршруте!!!
И все подробности исторические,географические,эк ономические- очень круто!!! Главное-полезно))) Собираемся компашкой повторить маршрут.

Миасс
Спасибо! Познавательно. 5
Мой отзыв: Toyota Wish 2003

Минск
Автор конечно тот еще рассуждатель. Согласен с toptishka и другими товарищами про некоторые рассуждения. При таком взгляде на постсоветские государства не рекомендую утруждать себя посещением Беларуси или Молдовы, тут то же самое: нищета, разруха и если бы не многоуважаемый автор опуса со своими соотечественниками, до сих пор бы кроме бульбы ни х.. не видели. В Прибалтике тоже полный абзац, автор, сидите лучше дома!
Мой отзыв: Ford Focus 2002

Н Новгород-Киев
Хорошо съездил, молодец! Про Украину тоже хорошо написал. Главное быть, а не казаться.
artur
[quote=artur]вот автор пишет если бы не ссср то якобы кавказцы не выжали да если бы не ссср то русские бы не выжели потомушто русские одна такая нация а остальные не русские и что делалось делалось для всех республик одинаково которые были в ссср у армении нечево нету кроме камней и гор и проблемы с азерами и турцией плюс генацит армян 1500000 армян зарезали турки кроме этово живут на армянской земле если кто незнает реальную историю армения была больше пол земнова шара эти даные доказаны и есть карты старые в армении в ереване ереван старше даже рима и карабах тоже наш и сам азербаджан такой нации даже небыло а если вспомнить россию в начале 90х россия еле еле выжила весь мир смеётся над россией с токими ресурсоми и как живут позорише так што ненадо за кавказ автор был в имиратах в дубае там чючють невти и пустыня посмотрите как живут арабы и посмотрите как живут русские кто читает не обесутьте проста это правда и история[/quote]

Последние абзацы понравились. Но насчёт Сибири не понял автора. У нас в Омске переехать на другой берег Иртыша - это путешествие, причём опасное. И даже у Прадика могут колёса отвалиться. И хорошо рассуждать о количестве посещенных государств живя в Сочи или Москве - там всё близко. А у нас в пределах разумной досягаемости только Казахстан.
Уважаемый Артур из Амурска! Если хотите прославить армянский народ и Республику Армения, то лучше удалите свой комментарий и не позорьте своих соотечественников! Для того чтобы быть достойным представителем своей нации нужно, хотя бы, грамотно писать на официальном языке государства, в котором проживаете! Прочитайте как пишет Viar из Баку и, думаю, Вам станет ясно о чем я говорю.
P.s. что касается поездки, то автору большой респект. Сам по себе факт путешествия и желание поведать об этом другим, уже достойны уважения.
Давно не был в Ереване и очень рад, что автору там понравилось.
Уважение автору за то, что за столь короткий срок успел посмотреть достаточно много достопримечательностей, да еще и интересно написать о них (что немаловажно) с историческими справками, цифрами и т.д.

Не понимаю, почему столько нападок на автора из=за того, что он пишет правду, как она есть. Не нравиться что разруха ?? Но она же есть !! Побывайте в Армении все поймете, там даже Ереван оставляет печальное впечатление , не говоря уже об остальном. Сами Армяне и те, многие не любят и не хотят жить в Армении (жуткая коррупция, бандитизм, отсутствие перспектив и развития) - посмотрите сколько их в России!!! (и за рубежом) - да, в этой стране, где , как пишет некто артур "россия еле еле выжила весь мир смеётся над россией с токими ресурсоми и как живут позорише", а не в замечательной Армении.

Автору удачи в следующих путешествиях, и хорошей компании!!!

екатеринбург
Добрый день. Спасибо за интересный рассказ. Собираюсь летом в Грузию поехать. Подскажи по качеству дороги, при заезде с КПП Ларс и до Тбилиси насколько плохая дорога? у меня БМВ - 3 с клиренсом 145 мм, проеду ли там?

Павел14101980:
Проедете. Но, местами, очень аккуратно.
Если бы не Россия (царская), таких стран бы вообще не существовала,Армения,Азербайдж ан и Грузия были бы разделены Турцией и Ираном.
Не думайте что я националист я сам Армянин

А как же новая трасса Тбилиси-Кутаиси на автобан похожа. Новая дорога через перевал Тбилиси-Телави? По Кахетии
основные дороги все отличные. По побережью тоже. У нас в области нигде нет ничего похожего на те дороги. 100% в хлам!!!
Имперские замашки портят в целом отличный отчёт.
Когда перевыборы модератора грузовой ветки???
Мне понравилось, хорошее путешествие, интересные комментарии и честное мнение обо всем.
Яшар
Верхняя Пышма
artur:
Ещё один гений истории. "Посмотри историю" которую сами армяне и написали
Яшар
Верхняя Пышма
Благодарю вас за интересный отчет,за смелую поездку.Позвольте сделать некоторые поправки в вопросе о Нагорном Карабахе.Он находиться не на границе с Турцией ,а на самом сердце ,в центральной части Азербайджана. А конфликты,так называемые замороженные ,всегда создавались большими государствами,чтобы легче было контролировать маленьких . Вообще ,не приятно когда к твоей Родине относятся предвзято."Ответил КГБ -шникам,мне глубоко наплевать на ваши",(если точно так ответил,а не подумал тихо тихо в глубине души,жму руки!)" Сотрём с лица земли"," сравнение с собачками". Согласен,вам ,может и повезло,что вы сегодня родились гражданином большой и сильный страны,но, это не даёт вам право оскорблять граждан других стран. Да,Россия огромная и могучая страна,а проблем не меньше чем у соседей и друзей вокруг всё меньше и меньше. Не хочу дальше и дискутировать.Обидно стало. Всех вам благ.

Ну написал один,скажем так,недалёкий глупость,(Артур)так сразу некоторые товарищи,не скажу какой нац-три накинулись,ату его. Толерантнее надо быть,что ли.))Как про Крым-так срач,как про Кавказ тоже. Добра всем.

А отчеты типа «как я доехал из Сибири в Крым» публиковать я не вижу смысла, это и не путешествие вовсе ИЗ-ЗА Такого высокомерия пропал интерес с самого начала читать отчет. Чем вАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ КРУЧЕ ЧЕМ ИЗ сИБИРИ - В кРЫМ ? ОБЪЯСНИТЕСЬ ПОЖАЛУЙСТА ? Или Вы по жизни высокомерный люд ???
Мой отзыв: Subaru Legacy B4 2005

красноярск
Молодцы, по пропану в Грузии скажу так. Пропан есть, правда в основном все ездят на метане, но не это страшно, а то что даже если и есть заправка пропаном, то вовсе не факт что эаправят. Там другие переходники, наши не подходят. Я нашел в Батуми на третий день только пропановую заправку, где меня заправили. И в Тбилисси тоже есть, только надо знать где!!!! И по трассе тоже самое!!!
artur
добрый день всем кто читает я неково не хотел обидеть или комуто нагрубить просто мы народ любой национальности не должны так жить в 21 веке мы не пешерные люди какието казлы наверху делают деньги а простой народ страдает у меня есть друзья и грузины и азербаджанцы хорошие пацаны и народ вовсех нациях есть хорошие и плохие што алиев т,,рь што саркисян вообше кончиный т,,рь и в россии не буду писать кто такойже кончиный здесь в росии тоже не дорог нечево хорошево нету давайте согласимся сколько заводов разгромили а если и есьть то частные пенсионером повысили пенсию на 4 процента а депутатам на 40 где справедливость люди по 20 кто и 30 и 40 лет проработали на заводах которые очень вредны а ковота уже и нет в жывых иза этих заводов об этом можно писать иписать всё не напишиш просто не обесутьте я протев нациий не чево не имею
карлос из москвы доброво
artur
авшар мы же не на экзамене я знаю как писать, надеюсь ты понял что я написал до запетой ударение знаеш ?
artur:
авшар мы же не на экзамене я знаю как писать, надеюсь ты понял что я написал до запетой ударение знаеш не обесуть братишка ?

Сообщений: 1907
Хорошая поездка. 5 поставил. Немного поправлю про наше метро. Его проектировали в СССР а построили сами и открыли только в 2011 году.
Полностью согласен с автором, по поводу "тяпницы"! Передёргивают!
Master78:
погундю и я: автор не женат - отсюда и свобода действий. А слабо с 2 детьми и женой? :)) (комментарий без зла)
С женой и детьми даже лучше. Только не галопом по Европам, как здесь, а хотя бы недели на две.

Артур , вот твой последний комментарий уже никто оспаривать не будет.
А вот предыдущий коммент - никуда не годится !
Никто не давал тебе права решать - существует та или иная нация , или нет !
Вернись лет на 30 назад и вспомни , как собирались во дворе Баку соседи - азербайджанцы , армяне , евреи , татары , русские и готовили вместе люля-кебаб , шашлык , пили вино , коньяк.
И никому в голову не приходило оскорблять друг друга или что-то предъявлять.
А автору - спасибо за интересный рассказ , тем более путешествий в те края на Дроме - немного.
Я тоже , честно говоря не совсем понял реплику автора по поводу того , что "путешествие - как я съездил из Сибири..." - вовсе не путешествие...
Что он хотел этим сказать - непонятно.
Удачи автору и комментаторам !

Отчёт хороший, мне понравился, только напрасно вы добавили сюда политику, вон какой скандал получился.
artur
игорь elo день добрый просто автор написал что там всё так плохо а в россии что лучше ? нет конешно в армении президент ган.он иза этово люди страдают я про армян люди семьями бегут одтуда 80 процентов иво что есть в стране и почти все плотят дань ему и ево брату ганд.ну нишита полная люди голодные изаэтого карупция причём сильная

Коррупция= слабая страна !
artur
Автор третию фотку удали где ты её сделал монтаж ты хоть границы видел своей фотки такого небыло никогда ешё и маленький кусочек в низу азербайджан их бы уже давно бы небыло там не буду писать чтобы было с ними и так ясно

Спасибо автору за многие интересности.
Добавлю от себя: С первой поездки в Грузию
убедился в эффективности её работы. А если
сравнивать с СССР, или постсоветским периодом,
то земля и небо. Были моменты, когда шла велогонка
по ВГДороге, то жестами из полицейской машины отправляли
через сплошную, навстречу транспорту, но тут нужно голову на
плечах иметь... За не пристёгнутый ремень накажут обязательно,
невзирая на национальность. А за выезд задним ходом на главную дорогу
перед идущим транспортом - проигнорируют, так как поток приостановится
и пропустит. Другой менталитет и правило: "Я же прав", там на показ не выставляют.
AIR-S 3л. 4WD.

Слово полиция пропустил, простите.
AIR-S 3л. 4WD.

artur:
Ты бы уже заткнулся,Артур! Кто ты такой вообще ,чтобы вот так рассуждать ? Карту ему переделайте.Война ещё не закончилась, преждевременно называть себя победителем за чужой счет.Всему миру известно как и за счет кого вы оккупировали земли Азербайджана. И очень скоро наступит день когда сами добровольно эти земли и освободите!!!

На берегу моря
Очень понравилось и очень точное измышление по поводу того, как и где были бы республики бывшего Союза, если бы не СССР! Все точно! Были бы в опе! Все Закавказье! Армению давно бы забрали Турки. Персы бы тоже кусочек отхватили.
Про женщин Баку... Это стереотипы. Еще во времена СССР найти женщину в Баку для досуга было совсем не сложно... Нет, не все! Но они были уже тогда.

Андрей:
Не думайте что я националист я сам Армянин
Это так. Многие цари Грузиии были Персами.

Zhaslan Akmurziev:
В Алматы метрополитен построен не во времена СССР.
Согласен. Запущен в 2011 году.

artur
как тебя там был бы ты сдесь я тебя так заткнулбы и не только а насчёт вернём земли недаждётесь

При описанном раскладе логично ехать сначала Азербайджан, а потом Армению.
Кстати, сейчас вроде вообще можно два загранника сразу иметь.

Чётко всё...нормально..))

...есЧо раз пробежался по отчёту...норм всё...мне понравилось...незнаю,как другим..*)))))

p.s. в Армении и Азербайджане был.Хочу ещё раз побывпать..(даст Бог))....

Как-то звучит не очень уважительно ко многим форумчанам.
Тогда, по аналогии, ваш отчет - это "как я доехал из Крыма в Азербайджан"

Нефтеюганск
Автора очень сильно обидели на границе с Азербайджаном, поэтому много негатива, отзыв не очень понравился, были на дроме и получше. Не знаю насколько умстенно развит автор, но про Азербайджан могу сказать одно, если бы она не вошла в состав СССР в свое время, она жила бы еще лучше, так как та же нефть шла бы не на обеспечение советского союза, в великую отечественную в том числе, а на самих себя, за счет чего сейчас и живет Азербаджан, и после развала его и поднялся. Могу сказать так что не СССР дал этим странам что то, а эти страны дали в целом всему СССР. Пусть автор еще вспомнит кто осваивал нефть западной сибири, чьи генералы сражались в ВОВ, лучше будет для личностного развития.
Мой отзыв: Chevrolet Cruze 2013
Денис
Молодец.

Отличная поездка,молодец.

"После этой поездки, поработав пару недель, я махнул в Адыгею, где забрался на Фишт, после чего скатался в мою любимую Абхазию.
Еще через месяца полтора махнул в Эмираты."
Автор!!!
Если не секрет, то где и кем можно "работать", что столько свободного времени и денег?
Да еще проживая в таких "богатых" на работы края, как крым и КК?
Любопытство - просто раздирает!!!
Мож, и у меня так получится?
Business as usual

Отличное повествование!

Элдар:
Да , я и смотрю , уже 25 лет после выхода из СССР никак в себя придти не можете...
Обеспечиваете себя сами за счёт нефти ? А что у вас зарплаты высокие ? Или пенсии ? Или , может быть у вас , как у нефтедобывающей страны топливо недорогое ?
Нет , нет и нет !

Автор всё правильно написал относительно Азербайждана - цветёт только Баку - за счёт нефтедолларов. За пределами Баку и некоторых других крупных городов (Гянджи) - царит разруха. Все бегут в Турцию , в Россию , кстати , как и Элдар.
Если они ещё и "Корнет" введут - вообще автотуристов не будет !

Спасибо, отличный отчет, есть моменты которые еще раз для себя подметила)))
Согласна по поводу попутчиков ( были случаи когда попутчик едет и всю дорогу гундит, пасмурно, дождь, грязь, а уж дорога какая плохая... ), хуже всего что ты от всего это ловишь кайф, смотришь на пассажира и ... охФигиваешь...)))) я понимаю , волну не поймали...
А когда едешь один - небольшой минус получаешь от того что не с кем разделить впечатлений от красот вокруг, от колорита другого города (не то что республики).... Но все же ... ты свободен в своем выборе (направления, дороги, еды, остановки на ночь или выбора достопримечательности). Автору новых незабываемых впечатлений, ярких путешествий, Удачи!

Нефтеюганск
Игорь ELO:
Нет , нет и нет !
Если они ещё и "Корнет" введут - вообще автотуристов не будет !
извините но вы малость туповаты и вас следует просветить: после распада ссср лишь возможно есть три страны у которых наметился экономический рост это Азербайждан, Казахстан и Туркменистан, в основном конечно за счет нефтедолларов, хорошо это или плохо пусть решают правительства этих стран. насчет зарплат, пенсий и цены на бензин- да, зарплаты поднялись , уровень жизни растет, пенсии также ежегодно индексируются и цены на бензин поверьте гораздно ниже чем в россии, когда при дешевой нефти они только растут, вам ни кажется это странным? насчет бегства, начну с себя , родился я в россии, отец в 1976 году попал в сибирский нефтеюганск по распределению водителем скорой помощи. а те из " не русских" которые вы видите большей часью потомки тех кто осел жить еще при ссср. так что посоветовал бы вам прикрыть вашу гнилую пасть гонять воздух через ротовое отверстие. в турцию вообще никто не едет, никому она в азербайджане не нужна. насчет так называемого корнета, я так понимаю это своего рода залог, и как я слышал его берут за то что машина может не соответствовать экологическим нормам евро-4 и если автор постыдилась про это упоминуть, ведь я так понимаю его старый прадик не соотсветствует этим требованиям то это на его совести.

Элдар:
По моему я , Азербайджан , где я родился и жил некоторое время и азербайджанцев - не оскор***л...
Видимо твой папа , который работает на скорой помощи , не научил тебя общению в приличном обществе...
Ну что же , я приложу усилия к тому , чтобы ты больше не смог писать подобные гадости в уважаемый форум. И уж поверь мне , это удастся !
Это будет тебе хорошим уроком на будущее !

P.S.
А бензин в Азербайджане стоит 70 руб.
Сначала надо думать , а потом писать !

По части Армении - всё верно на 100%, пишу с места событий :) :) :)
1980 Crown LS110-SEMFSY Super Deluxe; 1979 Crown MS106 Royal Salon; 2007 Vitz SCP90
Мои отзывы: Toyota Crown 1980, Toyota Crown 1980

Про тонировку в Азербайджане: Заднюю можно даже 100% тонировать, боковые 25%. Лобовое должен быть исключительно заводским. Летом разрешают задние боковые шторки до ноября.

Один из лучших отчетов о путешествиях на этом сайте, спасибо, очень познавательно!
А для путешествий на самом деле не нужно копить на лэнд крузеры, достаточно сильного желания, мы с женой ездим на имеющемся у нас седанчике киа рио 2, побывали с его помощью на Урале, в Крыму, в Украине, Казахстане, Грузии, Белоруссии, Польше, Боснии и Герциговине, Хорватии, Черногории, Венгрии, Чехии, Германии, Словакии, Словении. К чести машины - она ни разу не подвела, в принципе, за 135 т.км ни одной поломки, главное вовремя обслуживать авто. Всем добра и прекрасных путешествий!

Волгодонск
Отлично! Планируем на майские в Армению.

Master78:
Фигня это все. Детям было 5лет и 9 месяцев, начали ездить. Было бы желание.

Master78:
В настоящее время ничего нельзя откладывать на потом, не прокатит.

Классный отчет и выводы по делу. Автору - удачи!

Grabs:
Добрый день.
Мы пересекали границу России-Азербайджана в августе 2015:машин не было ни в ту,ни в обратную сторону.Обратно в Россию въезжали уже из Грузии-на границе стояли около 5 часов. Хотелось бы отметить,что тогда российские военные,находящиеся в приграничной зоне не пускали особо наглых джигитов обгонять очередь по встречке-за что им большой респект(везде бы так).
И еще хотелось бы добавить пару моментов:
1) Залог за машину на границе Азербайджана оставляют только за старые машины (ниже Евро-4)
2)В Азербайджане разрешена тонировка только задней полусферы авто.Нас 2-жды останавливали на постах и просили снять тонировку с задних окон.Повезло,что удалось уговорить оставить все как есть.Но нервы все это мотает знатно. Да и с текущим курсом рубля штраф бы вышел существенный.
3)Касательно уровня жизни в Азербайджане согласна с автором.Тоже увидели огромное расслоение между Баку и остальной страной.Это просто бросается в глаза.Да и в самом Баку это видно.Мы,например,жили в хостеле,где даже вода протянута от соседей и вместо унитаза,простите за подробности,дырка.
4)Баку как город нам очень понравился.Старый город прекрасен.Самое приятное,что новые здания органично сочетаются со старыми-редко где так получается.
5)Азербайджан-прекрасная страна для авто туризма-это и Баку,и храм огнепоклонников,и грязевые вулканы с поистине марсианскими пейзажами,и древние наскальные рисунки, и славный "сладкий " город Шеки.
6) Каспий в Баку и впрямь пахнет нефтью и на набережной видна пленка. Однако это не значит,что в нем нельзя купаться.Просто для купания стоит отъехать подальше от Баку-картина меняется в лучшую сторону.
P.S. Для тех,кто думает касательно поездки этим летом,маршрут Азербайджан-Грузия отличный вариант.Он помимо прелести этих двух стран,посетить российские красоты и достопримечательности.Мы,напри мер,по пути посетили Волгоград,Астрахань,Грозный и Дербент.
P.P.S.В этом году думаем насчет поездки в Армению.Есть такие,кто въезжал в нее с азербайджанскими штампами в загранниках?Были ли какие-то проблемы с этим на границе?

Вологда
с превеликим составил бы компанию , но только что вернулся из поездки )) дела подштопать..

В Грузии полным полно заправок с пропаном, но они не имеют смысла, так как стоимость пропана практически равна стоимости бензина.

Про пропан в Грузии - он там ЕСТЬ. И достаточно, чтобы успевать заправляться. Даже в Местии наконец починили заправку. В Тбилиси только вот нашла только одну. - информация 2016 года.
В Армении нашла только одну - недалеко от Еревана, если ехать по дороге на Севан и потом повернуть направо, в степи. Точно название не помню.

рп. Боровский (Тюменский район)
Глубоко Неуважаемый автор ! Читай историю! И желательно в разных раскладках! Ненависть к СССР так и прет от ушей! Тоже мне историк ! Агитатор оплаченный! Жаль что потерял времени на твоё галиматьё!
рп. Боровский (Тюменский район)
Пафосные слова автора не приятно читать! Видно что не жил в СССР и кто является заказщиком отчета ))))))))
Спасибо за информацию, все конкретно и ясно выложено. Планирую самостоятельную поездку Азербайджан-Армения-Грузия, но теперь сомневаюсь, вдруг не пустят через границу ... Наверно, придется отложить Азербайджан для другого раза (((

Столько несоответсвий "Затея Азербайджана становится понятна, когда смотришь на карту. Мечта Турции и Азербайджана — это иметь общую границу""
о чем это вы ? Турция с Азербайджаном и так общие границы имеет (11км)

"Отвечал им, что мне их конфликты как-то вообще по боку, и пусть радуются, что наша страна такая добродушная, если б мы так ненавидели, как они ненавидят друг друга, от них бы всех мокрого места не осталось.""
вы были итак в щекотливой ситуации и так дерзко ответили ??!!

"Империями и осознающим свое величие, свойственно миролюбивое отношение к маленьким странам. "
ага особенно Россия из-за куска своей земли братьев славян закатала под асфальт , что бы она сделала со странами где народы другой религии остается догадыватся

""Как у крупных зверей, которым ничего никому доказывать не надо, и они могут вести себя великодушно. Похоже на собак — крупные звери ведут себя дружелюбно, всякая же мелочь беззубая вечно заливается лаем.""
Очень мелодично и снисходительно с вашей стороны , может вам и реверанс сделать? как то вы совсем не в ту степь ушли , ву турист или империалист ??

"Красивые одинаковые заборы в деревнях, заборы или выдали, или заставили купить. За заборами же развал и нищета."
Ваши слова слишком предвъзяты , нет там развала и нищеты , задумались о покинутых деревнях ? напрасно это вам не Россия

"Или новые патролы, или копейки. Среднего класса не существует, по-моему, вообще. "
И снова откровенная дезинформация а иначе говоря наглая ложь ,патролов Ниссан у нас почти нет , тем более в деревнях , средний класс превалирует может не так сильно как в городах , с кем бы общались видимо зануды и нудные были.

"В Азербайджане же нищета везде, кроме Баку"
Вам откровенно надо лечиться или купить оптические очки это трэш какой-то столько лжи уместились на квадратные сантиметры строк.Тут явно можно сказать что страна небогатая но нищая .... с Орлом и Решкой то всё понятно это а с вами то что ??!!

"Тут и гадать-то нечего, вы б все жили, как Афганистан или Монголия.Едут там афганцы на осликах, по тропкам над обрывом и грядки тяпками обрабатывают. Вот так бы жил и Казахстан, и Узбекистан, и Киргизия, и Туркмения, да и кавказские страны не далеко бы ушли от первобытного строя. Никто б тут им дорог по ущельям не проложил, и заводы не построил. "
с вами походу всё ясно вы КисельТВ в самой извращенной форме ... ноль адекватности и куча самолюбования
то ли вы зомбированы то ли думаете что мир крутится вокруг северной державы ,при вашей дальновидности все страны кроме США и европейских стран ждали бы Россию чтоб нормально заводы строили , или же СССР должен был рядом существовать , нет ну просто ужас дикий нет слов , мышление извращенное хуже не куда

Автору неизвестна этика и политкорректность , не умеет думать уважительно
предвзьятость зашкалила когда он перешел границу в Азербайджан
в Баку он видимо от ненависти заехал и сразу выехал
глас народа истину говорит - развод он за версту пахнет .....