Автопробег «Казахстанские километры: Идем на Восток!» 2015 год

Автопробег «Казахстанские километры: Идем на Восток!» 2015 год

02.02.2016 | 17830 просмотров

Вот и настало время поведать о том, как это было.

Напомню, что автопробег «Казахстанские километры: Идём на Восток!» проходил с 22 по 31 мая 2015 года. За 10 дней команда пробега из 3 человек (1 пилот и 2 штурмана) на автомобиле Daewoo Nexia N150 преодолела 5500 км по Казахстану. Кроме всего прочего, мы хотели в очередной раз доказать, что путешествовать, в том числе и по Казахстану, можно и нужно даже на обычной гражданской легковушке. Забегая вперед, цели и задачи в полной мере достигнуты.

Маршрут составлялся так, чтобы в сжатый срок успеть пройти как можно больше интересных природных и климатических зон и посмотреть различные пейзажи Казахстана. Стартовал экипаж в Караганде, а дальнейший путь выглядел следующим образом: Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Риддер, с. Поперечное (у границы РК и РФ), Зыряновск, с. Солдатово, Катон-Карагай, Курчум, с. Аманат (берег озера Зайсан), город Зайсан, с. Карасу, с. Тарбагатай, Аягоз, Ушарал, Акши, Талдыкорган, Алматы, Чарын, Балхаш, Караганда.

Повествующих на этот раз будет двое: пилот автопробега Михаил и один из штурманов Андрей. Пилот, как и обещал, сухо и четко передаёт хронологию поездки, а штурман вдается в некоторые художественные изыскания. Кроме того, текст снабжен видеодневниками и небольшим количеством интересных фотографий. Так что, отчёт получился разносторонним.

ДЕНЬ 1 

Михаил: 

Выезд около 5 утра. Начало дороги Караганда-Павлодар после весенних паводков еще закрыто, поэтому выезжаем на Каркаралинск. После Петровки уходим налево и выезжаем на павлодарскую дорогу. До Молодежного качество покрытия показалось лучше, чем осенью прошлого года. Да и дороги сейчас в самой Караганде ужасные, после них готов почти ко всему. За Молодежным начинается отличная дорога до Шидертов. Никогда не видел там «гаишников». На Шидертах делают новую развязку с мостом, видимо, ответвление от будущего автобана Астана-Павлодар. В этом же населенном пункте всегда начеку пост дорожной полиции.

После Шидертов перед Павлодаром начинают появляться очаги строительства магистрали. Завтракаем перед Павлодаром в кафе «Сытый путник», по правой стороне от дороги. Павлодар проезжаем по городу.

Начало дороги на Семипалатинск в целом терпимое, но встречается гребёнка, внезапные выбоины и наслоения от старых ремонтов. Ближе к половине пути начинает встречаться самый популярный знак — неровности на дороге с пометкой в 3 км. Через 3 км он стабильно обновляется вплоть до самого Семея. Километров за 70 до города начинается очередной ремонт с весёлыми объездами через лес по песку. Семей также проезжаем через город.

После Семея километров через 80 начинается вполне приличная дорога. Доезжаем до поворота на горы и озеро Дубыгалы (оно же озеро Окуньки).

На озере есть бесплатная часть около въезда, зона отдыха с капитальными строениями и платная часть с берегом и возможностью заночевать в вагончиках и контейнерах. Въезд на платную часть пляжа стоил нам 500 тенге за машину. Несмотря на весеннюю пору и не очень жаркий день, по берегам озерца мы насчитали около 4 компаний туристов. А утром понаехало великое множество рыбаков. Пейзажи очень приятные. Деревьев почти нет, но скальные стенки впечатляют. Вода чистая на вид, но была еще холодной, поэтому не купались. По берегам много лягушек — кваканье стоит постоянно.

К месту ночёвки прибыли около 8 часов вечера. За день прошли примерно 920 километров. В пути около 15 часов. Ночевали в палатках. 

Андрей:

Идея пробега по восточному кольцу зрела давно. Я даже рассматривал вариант перемещения по этому маршруту на автобусах и даже подбивал стоимость билетов и начал налаживать контакты с местным населением.

Но случилось все совсем по-другому. Ехать предстояло на автомобилях. Планировался пробег в поддержку проекта Autotourist.kz (официально) и с целью доказать мощь корейского автопрома (неофициально). Корейский автопром в лице «Бегемота», как ласково обзывается мой Санта Фе, выбыл из участников. Еще в начале мая по дороге на Боровое приказал долго жить генератор Валео. Натурально сгорел, пусть без открытого пламени, но дымился знатно. Инженеры Валео, вряд ли вы читаете эти строки, но все равно привет вам! Попытки оживить пациента ни к чему не приводили, в сроки эта процедура не укладывалась. Остался один боец — отважная Нексия, которой предстояло защитить честь всего корейского, ладно-ладно, переплетенного в интернациональном экстазе корейско-немецко-узбекского, автопрома. 

Отпуск выписан, отгулы взяты, время старта назначено. Двадцать второго мая, еще затемно, часа в четыре, сонный экипаж в салоне автомобиля. Идя против всех наклеек «Идем на восток!», что развешаны на машине, берем направление на север. Первая цель — Павлодар. Описание самой дороги можно опустить, дорога как дорога. Тормознули первый раз в районе Петровки, достали аппаратуру в виде микрофона и камеры, приступили к снятию первого видео. Ведь создание фильма это одна из попутных целей нашей поездки — дорожные заметки, съемки которых станут нашим развлечением на ближайшие десять дней.

Кстати, извиняйте, не представился. Капитан нашего дорожного крейсера Миша, главный вдохновитель автотуристов если не всего Казахстана, то точно центральной его части. Он же главный водитель, он же главный ведущий будущих путевых заметок и вообще замечательный человек. Его отважная и красивая жена Оля, которая согласилась разделить с нами все тяготы и лишения автомобильного путешествия. И ваш покорный слуга, в роли балласта, чтобы чуть нагруженная машина шла помягче. Место штурмана занимали по очереди, следили за дорогой. Какая главная задача штурмана, когда не сидит в телефоне и не выискивает маршрут или не высматривает сверток с дороги? Правильно! Болтать с водителем, развлекая разговорами и иногда тыкать пальцами в горизонт, отвлекая того от дороги. Смех смехом, а разговор с водителем, который проехал километров так пятьсот и сейчас пилит по ночной дороге — вещь обязательная. Отвлекает от мыслей о сне.

Дорога до Павлодара. Снимаем трубу Экибастузской ТЭЦ, самую высокую в мире. Знай наших! Поем «Мама ама криминал» и слушаем отборный русский гангста-рэп, который волей злого рока оказался на флешке. Ей-богу, Круг или Шуфутинский лучше в меня заходят.

Под Павлодаром пришло время перекусить. В качестве места выбрали «Сытый Путник», и не прогадали. Нормальные цены и весьма достойная кухня. Вообще, питание в этой поездке — это отдельная песня. Объедались, как бобики. 

Теперь пилим дальше. Сквозь город и на Семипалатинск. Дороги пока весьма терпимые и даже неплохие. Это пока. Обилие знаков «Неровности на дороге» по пути в Семипалатинск зашкаливает. Трудолюбивые дорожники втыкали их каждые три километра, вместо верстовых столбов, видимо. Но это так — ямки. И предугадать приближение действительно большой колдобины легко — заканчивается разметка на дороге.

Пейзаж за окном причудливо меняется. Наш родной мелкосопочник переходит в скучную экибастузскую степь, ближе к Иртышу побольше деревьев. А перед Семипалатинском начинаются перелески. Чтобы автолюбители смогли прочувствовать всю красоту этих мест, трасса закрыта на ремонт, а объезды пущены как раз по лескам. Жара, пыль до неба и сосны. 

Семипалатинск проезжаем насквозь без остановок, теперь едем до места ночевки. Озеро Окуньки было выбрано не просто так. Красивое место по пути в Усть-Каменогорск. Не знаю, кто назвал его Окуньками или Дубыгалинским, в моей памяти это озеро навечно останется Лягушачьим. Популяция этих медногорлых тварей на квадратный метр берега зашкаливает. Успокаивающее кваканье превращается в дикий ор сотни глоток на разные тона, причем создается впечатление, что все жабы расположились у тебя в палатке. Оля в сумерках сумела отыскать место скопления дров (талант!), и только благодаря этому у нас был небольшой костерок.

С готовкой не заморачивались, просто съели две банки тушенки и запили кофе. Дабы согреться в пути, да и вообще, я прихватил с собой фляжку с виски. Пара капель в кофе на природе — чудесный напиток выходит. И в голову «дает» после 900 километров дороги не слабо. 

Первый день путешествия заканчивался в палатке под нестройное кваканье хора лягушек. Погода, красивое место и общие впечатления первого дня были отличные. Завтра новый день и новые километры. 

ДЕНЬ 2 

Михаил:

Выезжаем на трассу к 9 утра. Часам к 11 уже в Усть-Каменогорске. Дорога хорошая. В Усть-Каменогорске дорожная полиция бдит, пристёгнуты ли задние пассажиры. У нас пристёгнуты все и всегда!) В городе встречаемся с ребятами, посещаем стрелку двух рек. В обед выезжаем в Риддер. Качество дороги похоже и на путь от Караганды до Молодежного и на начало трассы Павлодар-Семей плюс очень большие и резкие перепады высот. Ровно посередине пути обедаем в кафе «Ульяна» — очень вкусные шашлыки. 

От Усть-Каменогорска до Риддера 120 км. Весь путь проезжаем часа за 3 с остановкой на обед. В Риддере нас встречает дружный коллектив автомобильного сообщества. Хлеб, соль — натурально! Пьём чай с ребятами и катим дальше до села Поперечного. 40 километров далеко не лучшего грейдера. Плетёмся на второй передаче. В Поперечном тоже про асфальт ничего не знают. Пейзажи уже совсем алтайские. Ночуем в гостевых комнатах в домике у местных жителей по 2200 тенге с человека. 

За день прошли около 230 км. 

Андрей: 

Новый день начался с уже привычного кваканья лягушек. По сравнению с ночью зеленые изверги немного успокоились, но все еще надоедали. Небольшой завтрак из разведенной пюрешки, зеленый чай и в дорогу. До Усть-Каменогорска добрались без приключений, разве что проехали мимо разрушенного паводком моста. В Усть-Каменогорске у какого-то университета с техническим уклоном остановились и стали ждать ребят.

Автотуристические единомышленники Алексей и Костя приехали к нам на встречу. Немного поговорили, съездили вместе на стрелку. Это место такое, где две реки сливаются. Я, конечно, понимаю, что вы именно так и подумали, но на всякий случай поясняю. Дальше был Риддер. 

Восточный Казахстан — это, вообще, отдельная песня. Мне кажется, даже трех месяцев не хватит, чтобы полностью насладиться всем краем. Вообще, наш Казахстан разный — и степи, и горы, и леса, а вот восточная его часть разная в квадрате. Дорога до Риддера хорошо запомнилась, живописная и очень необычная. Наши горки по дороге в Каркаралинск показались детскими забавами по сравнению с подъемами и спусками дороги на Риддер. Большая горка — это когда в начале спуска ты не видишь, что творится на самом дне «ямы». А там может оказаться фура, например. На этой дорожке надо сборную по велоспорту тренировать, вот мое мнение. А то ездят, видишь ли, по ровной степи рядом с Карагандой. А так всех порвем.

На полпути остановились у родничка поесть. Дело в том, что у родничка стояло хорошее кафе «Ульяна», которое мне советовали как очень вкусное место. Не обманули, и окрошка и шашлыки там весьма достойные, а вид открывается вообще чудесный. С этого места мы начинаем натуральным образом удирать от грозового фронта. 

Переиграть могучую погоду, естественно, не удалось. Мало того, что он нас догнал и облил, так он еще вырвался вперед и поджидал нас дальше. И вот в эту непогоду, подъезжая к Риддеру, мы увидели большую группу машин. Человек двадцать вывалилось нас встречать под проливным дождем, да еще с хлебом и солью. Лично я был ошарашен и поражен до глубины души. Впечатления самые приятные от Риддера, людей, природы, да и, вообще, всего. Отлично провели время в небольшом кафе за чашкой чая с шоколадкой, поговорили, и ребята проводили нас на выезд из города, на север. 

Как-то, готовясь к поездке, подыскивая места для ночевок, я наткнулся на село Поперечное. Созвонились с хозяйкой гостевого домика перед выездом, и нас уже ждали. Сразу за городом начинается суровый грейдер с камнями, но, смотря вокруг, ты готов по нему ехать дальше. Пейзажи кругом это что-то невероятное, хочется смотреть и смотреть, переводить взгляд с леса на снежные шапки гор, а с них на горные речки и ручейки со звенящей водой. Интересно, что четко прослеживается — все горные вершины обильно покрыты лесом с северной стороны и лысы, как коленка, с южной. Если кто-нибудь может объяснить сию природную тайну, прошу отписать в комментариях.

Уже ближе к вечеру мы добрались до села Поперечное. Это село идеальное место для человека, который хочет убежать от городской суеты. Пусть по селу без резиновых сапог ты не сможешь далеко уйти, пусть удобства на улице, а стульчак подбит мехом на случай лютых морозов. Это все не главное. Тишина, спокойствие, умиротворение, неспешное течение жизни и хрюшки, которые не стоят по загонам, а мирно пасутся на травке у окраины села. Какая-то особая атмосфера в этой окруженной горами деревне. Словами не объяснить, надо побывать и прочувствовать.

Гостевой домик за символические две тысячи тенге, приветливые и добрые хозяева, деревенская еда. Нас угощали пирогами, драниками, вареньем с ревенем и земляникой, душистым чаем из горных алтайских трав. А на закуску у нас была баня.

Эти края не похожи ни на одно место, которое мне довелось видеть в Казахстане. Вердикт может быть только один — побывать здесь надо обязательно, хоть раз в жизни. Жалеть не придется.

P.S. Руки за пересвеченное видео надо оторвать мне. Экспозиция на фотоаппарате была выставлена неверно, и заметил это совсем поздно.

А теперь первая часть видеодневников. 

ДЕНЬ 3 

Михаил:

Сегодня предстоит добраться до села Солдатово, что в Катон-Карагайском районе. Возвращаемся в Усть-Каменогорск и берем курс на Зыряновск. Долго думаем по какой дороге ехать и идём через Горную Ульбинку. Дорога в ямах и дырах, а также в подъемах, спусках и серпантинах. Вокруг горы и лес. Дух захватывает. Не пожалели ни разу, что поехали там. Виды компенсировали качество дорожного полотна. Серпантины на Чуйском тракте (М-52) просто отдыхают по сравнению с этими и по крутости, и по красоте. Встречается и фрагмент идеальной дороги — широкой и гладкой, но ненадолго. Перед Зыряновском грейдер 7-10 километров. После Зыряновска дорога в целом нормальная. В село Солдатово приезжаем опять часам к 8. Там мы ночуем в крестьянском хозяйстве на реке Маймыр прямо у гор. Цена — 10000 тенге в сутки за домик с едой. Домик свежей постройки. Еда вкусная и ее много!

За день пройдено около 500 км.

Андрей: 

Выехали из Поперечного, еще толком не отойдя от бани, слегка разморенные, но с четким планом. Предстояла большая дорога в сторону Катон-Карагая. Утренние горы стояли в тумане, изумрудная зелень по кругу. Пусть и прохладное, но красивое утро, грейдер (не самого хорошего качества, но знали бы, что нас ждет впереди).

Проехали через ручей и свернули недалеко в лес, к горной речке, там планировалась небольшая фото-видео сессия. Грех было просто не погулять и не попробовать воды из ручья.

Есть в этом действии что-то необычное. Уже потом, немного подумав, мы осознали, что все-таки не стоило вот так пить воду. Все-таки до этого шли дожди, и вода в речку попадала не только с ледника. Но для городского жителя попить из ручья, речки — это что-то запредельное. К таким действиям в наших степных краях мы не привыкли. Нужно быть совсем уж идиотом, чтобы похлебать водичку из Нуры просто так.

Без приключений доехали до Усть-Каменогорска, естественно, остановившись в «Ульяне» и славно там поели. Ожидали того, что питаться придется кое-как, готовить самим, запасли немереное количество тушенки, каш и лапши китайской, но сложилось так, что кормили нас везде и вкусно.

В Усть-Каменогорске у нас появился выбор, навигатор показывал две дороги южнее и северней, как-то до этого момента не задумывались какой дорогой надо ехать. Немного на ходу поразмыслив, рванули по дороге северной. Красивое название поселка — Горная Ульбинка — обещало настоящие горные виды. И оно не обмануло, спуски, подъемы, серпантины — все это настолько необычно для непривыкших людей. Ехали, открыв рты, когда замечали, как над нами где-то высоко проезжает автобус. 

Долго ли коротко, добрались до Катон-Карагайского района. В район въезжаешь на верхней точке небольшого перевала, где обустроена небольшая стоянка для отдыха. Почему именно там все останавливаются, стало понятно сразу. Вид оттуда открывается просто шикарный, словами не описать. Горы, вода, зелень, облака, туман переплелись в неземной красоте. Смотрите фото, а лучше езжайте и переживете это ощущение вживую. «Дух захватывает» — это как раз та фраза, которая наиболее полно описывает то, что с вами произойдет. 

Дорога лежала до поселка Солдатово, и от него еще километров пять-семь до крестьянского хозяйства «Маймыр». О ночлеге с хозяином мы договорились заранее, опять-таки не зная точно, куда мы едем. Забегая вперед — ни разу не пожалели о месте ночевки. Когда хозяин объяснял нам дорогу, он поинтересовался на какой машине мы приедем. Узнав, что на легковушке, посоветовал в случае дождя ехать по дальней объездной дороге. Но мы, в духе Autotourist.kz, выбираем другой путь. Короткий, но с возможными приключениями — напрямки, скользя по грязи. Когда ехали по размокшей дороге, подбрасывая вверх куски грязи, в магнитоле весьма символично начал петь Чиж: «На поле танки грохотали».

Нас встречала хозяйка, милая гостеприимная женщина, которая показала нам домик и выдала обогреватель и резиновые сапоги. За сапоги надо сказать отдельное спасибо. Незаменимая вещь для ходьбы по мокрой траве. Поужинав в летней кухне и набрав кипятка для чая, мы отправились на заслуженный отдых. Перед сном посмотрели фотографии и попили чая с виски.

Рецепт обалденный, записывайте. Сначала проснитесь часов в шесть утра. Потом целый день проведите в дороге. Затем заварите вкусный чай и добавьте в кружку капель двадцать виски. После принятия этого напитка богов, лично я не смог уверено спуститься с крыльца. Пришлось держаться за перила. 

Засыпая в гостевом домике, никто даже не мог предугадать, что нас ждет на следующий день. Этот день сломал планы, вымотал и, вообще, прошел в духе трэша. Персональный ад водителя был впереди. Первый круг ада, только первый.

ДЕНЬ 4 

Михаил:

С утра идём на водопад. Такого мы не ожидали! Он действительно шикарен и довольно высок. Выежаем в строну Катон-Карагая, доезжаем до Староавстрийской дороги. Поднимаемся по ней немного вверх. К сожалению, времени мало и мы спускаемся и продолжаем обратный путь в сторону Бухтармы. А ведь была шальная мысль остаться и проехать по австрийке. Не надо скепсиса, мы бы это сделали. Вопрос только, сколько бы на это ушло времени.

После Улкен Нарына почти сразу начинается ремонт дороги. Есть даже целая полоска нового асфальта. А потом начинается грейдер. Километров 80-100 до Казнаковской переправы. В целом нормального качества, но уже начинает надоедать. Попадаются большие и острые камни. Виды уже другие, справа постоянно маячит Бухтарма, которая плавно переходит в Зайсан. Проезжаем Курчум — небольшой юго-восточный городок с военной частью. Доезжаем до поворота в сторону села Аманат, что на берегу Зайсана уже часам к 6. Съезжаем на степное направление. Почва стала совсем глиняно-песчанная и красного цвета. Идём по азимуту, видим начало Киин-Кериша, крутим «пятаки» на ровном участке, выезжаем к Аманату.

Белую машину уже видела вся округа. Пытаемся найти место для ночёвки на берегу. Но земля плоская, а до Шекельмеса еще ехать и ехать. Его видно уже, но ехать прилично. Решаем, что на берегу совсем неуютно, выезжаем на асфальт к закату и идём в сторону города Зайсан. Уже по темноте. Встречаются непонятные участки с ремонтов дороги, которые в свете фар смотрятся как мистические. Как только выезжаем на М-38, жизнь налаживается и дорога вместе с ней. В 12-м часу ночи у нас спускает колесо прямо на центральной площади Зайсана. Ставим запаску и отправляемся ночевать в гостиницу по соседству с названием «Зайсан». Промахнулись — цена 2,5 тыс. тенге за человека. Номера разные, но неуютные и не очень чистые. Горячий душ спасает.

За день прошли около 500 км по дорогам и около 100 км по направлениям берега Зайсана.

Андрей: 

Утро встретило нас солнечной погодой, хоть и было достаточно прохладно. Позавтракав, первым делом мы направились на небольшую экскурсию к небольшой гидроэлектростанции, которая обеспечивает электричеством все крестьянское хозяйство. Речка Маймыр бодро вращает водяное колесо, и хозяева получают бесплатное электричество. Ну не бесплатное, ладно, дешевое. Но главное — свое. 

Дальше небольшая прогулка до водопада по живописному ущелью. Признаться, раньше не видел водопадов настоящих и больших. Эрзац-водопады не в счет, где небольшой ручеек падает с высоты одного метра. Здесь же все атрибуты, шум воды, брызги, мощный поток. Уже говорил, но повторюсь — Казахстан это уникальный уголок нашей планеты, а Восточный Казахстан и здесь стоит особняком. То, что нам удалось посмотреть одним глазом, вызывает только одно желание — приехать сюда еще раз. А потом еще. 

Попрощавшись с гостеприимной хозяйкой, рванули к знаковому месту, пусть не по пути, но крюк надо было сделать. Поехали на Старую австрийскую дорогу. Википедия сообщает, что дорога сейчас разрушена и непроходима, но это не так. Да, дорога была построена в начале двадцатого века пленными австрийцами (занесла нелегкая в круговороте Первой мировой), но по ней до сих пор катаются джиперы. Это такая галочка — был на староавстрийской дороге. И мы на ней побывали, в начале дорога проходима и для легковушки, без проблем проехали километров пять по ней. Отметились, в общем. В теории и на легковой проехать можно, если есть время, силы и мозг отбит полностью. Времени нам не хватало, поэтому начали путь на Зайсан.

Асфальт до Улкен-Нарына, а дальше вдоль берега Бухтармы грейдер. Грейдер разный, но качество дороги опять компенсирует пейзаж. С правой стороны, почти на всем протяжении дороги, плещет волнами Бухтарма, сама дорога петляет между прибрежными сопками. Так и доехали до курчумской переправы. Знали бы наперед, ею и воспользовались бы и дали крюк до Аягоза с запада. Но маршрут упрямо вел вперед. Неподалеку от переправы придорожный щит сообщал нам, что мы находимся в приграничной зоне. А вот что это для нас значит, не объяснял, к сожалению. Может, там режим посещения какой-то особый. Кто его знает. Из Катон-Карагая запомнился разговор, что восточней Урыля иностранцам просто так не проехать, нужно получать разрешение. 

Небольшая пауза на перекус, заботливая хозяйка дала нам в дорогу вареных яиц, и мы продолжаем путь к Зайсану. Подъезд к Зайсану запланирован через поселок Аманат. Это километров сорок от трассы, дорога через Киин-Кериш. Киин-Кериш был изначально одной из точек, которую мы планировали посетить. Местность, тем не менее, менялась. Если слева от дороги хоть какой-то рельеф оставался, то справа, в сторону Зайсана, лежала ровная полупустынная степь. 

Съехали с асфальта и погрузились в пучину степных дорог. Покрытие — красная глина, подозреваю, что в дождь здесь даже на подготовленной технике проехать проблематично. Навигатор сходит с ума, хорошая накатанная дорога постепенно переходит в забытую колею, а то и вовсе заканчивается. Едем по азимуту. Из земли торчат небольшие кусты, издали похожие на молодые березки. Хозяева здешних мест — птицы. Часто попадают хищные красавцы и в воздухе, и на земле. Замечаем рядом с дорогой гордого беркута, сидящего на камне. Его ничего не интересует, на машину, остановившуюся метрах в тридцати от него, беркут царственно не обращает внимание. Лишь открытая дверь и попытка выйти из авто приводит его в движение. Грациозным взлет назвать нельзя, становится ясна причина апатии. Птиц сидел и явно переваривал обильный ужин. Еле подбросив свое тело на метр примерно от земли, тяжело перелетел метров на пятьдесят от нас, плюхнулся на камень и уставился на нас вновь.

Киин-Кериш остался по левую сторону, едем уже нигде не задерживаясь. Надо искать место ночевки. Наконец, берег Зайсана. Пейзаж все так же не радует — голая и ровная степь. Когда стоишь на берегу и смотришь влево, видишь водную гладь до горизонта. Вправо — пустая степь, ровная как доска и тоже до горизонта. Перехода между степью и водой нет — это одна плоскость. Спрятаться и укрыться негде. По берегу то тут, то там попадаются остатки славной рыбной промышленности — брошенные катера, которые ржавеют на мелях и действующие лодки. И ни одного человека кругом. 

Нашу белую машину видно километров за десять-пятнадцать, наверное. И пейзаж, и покинутые катера не прибавляют настроения. Ночевать прямо здесь, на берегу? Идея не находит поддержки. До Шекельмеса еще ехать и ехать. И нас гложут сомнения по поводу необходимости ночевки у Зайсана. Не приняло нас озеро, в общем. Нет никакого желания остаться здесь. Ну и, откровенно скажу, не впечатлил Зайсан. Может, вещь крамольная произнесена, но ожидания не оправданы.

Волевое решение принято — едем обратно. Был вариант заночевать непосредственно посреди полупустыни, в Киин-Керише. Но ветер доносил отголоски музыки (а может, привиделось нам от нервного возбуждения), и знакомиться с источником звуков не было никакого желания. 

По выезде на трассу уже основательно стемнело. Настал тот самый первый круг дорожного ада. Петляние по степным дорогам и негостеприимный берег Зайсана оказались преддверием.

Убитый асфальт в свете фар, скорость движения — 60-40-30-60, торможения, объезды. Встречка, которая не выключает дальний, видимо, принято в тех краях так. Идем строго на восток. 

Таким нехитрым образом доехали в темноте до более-менее ровного асфальта, который вел в город Зайсан. На центральной площади появился настоящий перст судьбы и прекратил наш марафон, просто и эффективно. Спустило заднее правое колесо. Центральная площадь оказалась местом тусовки молодежи. Пока выгружали багажник, меняли колеса, вокруг нас постоянно курсировали местные «пацаны» с заинтересованным видом. 

Там же и нашли гостиницу. Дешевую, но не самую уютную. Плевать на уют, главное поспать. Душ и кровать. Завтра новый день. Завтра — уже не первый круг ада. Завтра будет настоящее рубилово до Аягоза, наше первое и единственное ДТП (это если не считать погнутых дисков, которые пока еще не погнуты) на одной из самых ужасных дорог, которые только можно найти в Казахстане.

Вторая часть видеодневников:

ДЕНЬ 5 

Михаил:

Сегодня необходимо добраться до Алаколя. По плану около 700 км. Утром поставили камеру на шиномонтаже — оказалось, что это старый боковой порез нас подвёл. Поели в гостинице «Арай» и покатили в путь. Где-то после Карасу асфальт начал медленно заканчиваться. За 150 км до Аягоза начался натуральный ад. Глиняный грейдер после дождя. Грязно и скользко, много глубоких луж. Периодически съезжали с него на боковую степную дорожку, которая шла вдоль основного направления. Видели встречную «буханку» с карагандинскими номерами. Хотели пообщаться на предмет — долго ли такая дорога продлится, но нас почему-то проигнорировали и ускорились. Автопоток примерно 1 машина в час. Ехали очень долго. При очередном съезде на параллельную степную дорогу при форсировании двух водно-грязевых преград оторвали задний бампер с креплений. Был выбор — возможно, остаться в этой грязелуже и долго себя извлекать оттуда или попробовать «дать газу». На раздумья — меньше секунды. Пилот выбрал второе. Проехали.

Через какое-то время начался асфальт. Лучше бы не начинался. Живого места на нем не было. Дыра на дыре. Можно даже не пытаться обруливать. Все равно влетишь. Даже на первой передаче ехать чрезвычайно некомфортно. В Аягоз заезжали, как танк после учений или военный действий. Машина была вся в глине и грязи. Вид оторванного бампера повергал в уныние. Преодолели мы 150 км ада часов за 5. Устали просто жутко. Бороться с бездорожьем порой легче, чем с ужасными дорогами и направлениями. Эти 150 км очередной позор всего Казахстана. От Аягоза до Ушарала асфальт качества «так себе» с популярными у нас волнами, гребёнками, латками и внезапными дырами.

В Ушарале мы были уже перед закатом. Пообщавшись со всеми «гаишниками» на посту (им было, видимо, очень скучно), отправились в Акши искать ночлег на многочисленных туристических базах. Но конец мая еще не сезон, и половина из них закрыты. Вдобавок на 40 км отличного асфальта мы умудрились неудачно «врюхаться» в две дыры посередине дороги. Два передних диска замяты. Один критично — меняем на запаску. Оба нужно прокатывать. Пока меняли колесо в темноте, слышали справа от дороги какой-то непонятный гул. Что-то едет. Утром оказалось, что вдоль асфальта идет полевая военная дорога, на которой проводятся учения и даже стрельбы.

Доехав до Акши, была целая проблема найти базу. Указателей нормальных нигде нет. Нашли туристическую базу «Пеликан» (номеров различных классов великое множество, нам достались стандарты по 7600 тенге за номер в сутки и 2500 тенге 3-разовое питание), там и заночевали. Когда рассвело, мы поняли, что ночью катались прямо по берегу Алаколя, приняв его за чистую степь.

Андрей:

Утро в Зайсане началось с поиска шиномонтажки. На площадке перед автосервисом Миша начал в очередной раз выполнять норматив по разгрузке/погрузке багажного отделения Нексии. Колеса, в итоге, отремонтировали. В обоих задних баллонах поселились камеры, ремонт бокового пореза был отложен на некоторое время.

Завтрак был весьма примечателен, уютная столовая в новом здании гостиницы рядом с автовокзалом. Недорого и вкусно. После завтрака, когда записывали видеодневник, к нам подошла колоритная хозяйка гостиницы и озадачила вопросом «Куда переночевали?». Женщина запомнилась, приглашала в следующий раз останавливаться у нее, потому что гостиница «Зайсан», где мы ночевали, по ее словам «нечистый». Все, с кем общались из местного населения в этот день в Зайсане, были доброжелательно настроены. Об этом утре у нас сложились только хорошие впечатления.

А потом началась дорога. Не слишком живой асфальт на всем протяжении, занятные пейзажи — одно время ехали посреди болота. Вода была и справа и слева от дороги. Причем с правой стороны было заметно сильное течение. Кое-где велись ремонтные работы. В целом впечатление о дороге — пустынно и безлюдно. Потом и нам стала ясна причина непопулярности этого направления.

Остановились где-то в начале северного предгорья Тарбагатая, заехав немного на заброшенную дорогу, которая вела куда-то в горы.

Вообще, пустота — это отличительная особенность тех мест. Все выглядит либо безлюдным, либо заброшенным. Горы Тарбагатай возвышаются над равниной, нам предстояло проехать сквозь них, обогнуть часть гор с запада. С того момента, как дорога уходит в горы, начался самый дикий участок нашего маршрута. Больше ста километров настоящего дорожного ада.

Глиняный грейдер, размокший после дождя, переполненный ямами. Машину таскает из стороны в сторону. И как насмешка — знак, ограничивающий скорость в 50 км/ч. Разогнаться (ха, разогнаться!) хотя бы до двадцати-тридцати километров в час решительно невозможно. Изматывающая трясучка, настроение еще нормальное у всех, но усталость начинает брать свое.

Степная дорога рядом с основной «трассой» выглядит заманчиво. Черт дернул сунуться на нее. Хотя рано или поздно пришлось бы. Скорость движения увеличивается. Дорога еще более глиняная и размокшая, но на ней нет ям. Одно неверное движение и машина идет в занос. Пару раз нас разворачивало, что послужило поводом для выплеска эмоций. На видео небольшой отголосок в виде смеющегося Миши есть, это лишь малая часть того, что происходило в салоне.

А потом мы оторвали бампер. Не полностью, только с правой стороны. А дело было так. Неслись на бешеной скорости — километров двадцать в час на небольшой пригорок, с него вниз. А внизу канава с водой. Тормозить? По глине докатишься как раз до канавы и будешь в этой канаве ждать помощи. Учитывая то, что за пять часов движения по этой, простите, дороге, мы встретили машин пять всего — ждать помощи занятие может и перспективное, но долгое. В итоге, драйвер на характере, прибавив газ, сообщил нам ровным голосом «Держитесь». Проехали препятствие абсолютно спокойно, но задний бампер, почувствовав себя гигантским ковшом, зацепился за глину и оторвался.

Остановились. Пока осматривали повреждения, навстречу проехал УАЗик с карагандинскими номерами. Доехав до канавы, таблетка развернулась и поехала искать место для объезда на основной дороге. На наши попытки остановить их внимания не обратили, пассажир робко попытался открыть дверь, но водитель не дал ему возможности пообщаться. А мы всего лишь хотели спросить, сколько осталось этого ада и когда начнется асфальт. Так что, УАЗик, с карагандинскими номерами, который ехал в конце мая в сторону Зайсана из Аягоза — ты лучший. Добра тебе и геморроя размером с кулак. Ладно, у нас все нормально было. Но если действительно требовалась бы помощь?

Понимаю, что на дорогах может быть неспокойно, но в таких местах — останавливайтесь, предлагайте помощь людям в затруднении.

Долго ли коротко, но глиняный ад закончился. Началось другое удовольствие — асфальт с такой концентрацией ям, что объехать их нельзя. Километров шестьдесят преодолены, Аягуз встречает военным аэродромом, взлетающим транспортником, радиолокаторами. Здесь нас первый раз остановили дорожные полицейские. Скучающий сержант, щуплый и маленький, просто от скуки проверил документы. Увидев наклейку «Идем на восток!» поинтересовался не заблудились ли мы, дорога на юг ведь ведет. Прикопаться было решительно не к чему, и мы поехали дальше.

Впереди маячил Ушарал. Дорога до Ушарала не запомнилась никак. Хоть убейте — не помню, что было на том участке. Какая-то дорога, куда-то едем. Асфальт. Не очень хороший, да, но ты готов его целовать, обнимать, смеяться и плакать от нахлынувшего счастья.

В Ушарале были под вечер. Здесь во второй и последний раз пообщались с полицейским, позитивный и доброжелательный дядька показал нам дорогу на Алаколь. Впереди ждал отдых. Отличный асфальт радовал, дорога давалась легко по такому покрытию. Но, как всегда, преподнесла свой сюрприз. Словили огромную яму, которую в темноте не разглядеть было нормально, точнее среагировать нереально было. Единственная яма на всей дороге. Местные про нее все знают, как потом выяснилось. И днем, когда проезжали — объезжается без проблем, но вот ночью. Ночью другая история. Снова норматив по разгрузке багажника и смене колеса. Одолевают комары, которые как с цепи сорвались, справа от нас горы. Откуда-то с гор пошел непонятный гул, явно от техники. Поменяв колесо и двинувшись дальше, обнаружили, что параллельным курсом идет военная техника, много военной техники.

Уже ночью добираемся, почти наугад до зоны отдыха «Пеликан». Нашли впотьмах администрацию и заселились. Весь персонал приветливый и доброжелательный. Мы в раю. В раю, всего за семь с половиной тысяч тенге в сутки за номер с двуспальной кроватью, душем и туалетом, очень опрятным и чистым. Спать, только спать. Ни на что другое сил нет.

ДЕНЬ 6

Михаил:

Легли спать с немым вопросом «Что делать завтра?». Устали сильно, на настроение повлияли и оторванный бампер и внешний вид автомобиля. По первоначальному плану сегодня мы должны были выехать в Джунгарский Алатау, где и встать на ночевку. А через день идти на Чарын, потом на Алмату. Поразмыслив на свежую голову, пришли к выводу, что нам нужен небольшой тайм-аут, а машине нужна техпомощь. Остались в «Пеликане» еще на сутки. Поехали в Ушарал искать мойку и шиномонтаж. В Ушарале ощутили себя какими-то звездами. Пока мыли машину, нас расспрашивали, на нас приезжали посмотреть. На шиномонтажке такая же ситуация. Диски прокатать удалось только при помощи молотка — соответствующего станка у них во всем городе нет. Нашли какую-то проволочку и закрепили поплотнее бампер. Внешний вид машины и настроение улучшились. Остаток дня провели на пляже. Вода ледяная и прозрачная, солнце горячее и желтое. 

Пробег за день около 80 км (Акши — Ушарал — Акши).

Андрей:

Утренний совет постановил — меняем маршрут и график. Нужен отдых. Последние два дня сильно вымотали всех, даже пассажиров, не говоря уже о водителе. Джунгарский Алатау, Алтын-Емель — извините, в следующий раз.

А как нас кормили, как кормили! За две с половиной тысячи в день предлагают отличное меню. Работники столовой добрые и заботливые. Даже когда мы один раз опоздали к отведенному на обед времени, они прервали свою текущую работу и с удовольствием нас накормили.

Оля осталась отдыхать и загорать, а нам с Мишей предстояло много дел по машине. Помыть, прикрутить бампер, отремонтировать колеса. Возвращаемся в Ушарал, километров пятьдесят. Вчерашние военные уже расположились и даже окопались. Незаметные кустики в степи, при приближении оказываются здоровенными гаубицами, бугорки с травой — танками. Маскировка серьезная, с расстояния не отличишь.

А дальше только позитив. За тысячу тенге в Ушарале машину так отмыли, да еще и воском покрыли, в Караганде еще поискать такую мойку надо. Пока мылись, на нас приезжали посмотреть местные полицейские. Просто ребята приехали, постояли минуту-две рядом и, даже не выходя из машины, уехали. Ну, достопримечательность местная, карагандинцы редкие гости, видимо.

На шиномонтаже обещанного станка для прокатки дисков не было, зато была кувалда. Несколько могучих ударов и колесо из спускающегося превращается в условно рабочее. Кстати, в тех краях шиномонтажки принято называть «Вулканизация» — в основном только такие вывески.

Ну, и бампер мы привязали очень крепко к кузову посредством красной проволочки. Дорога обратно, поздний обед, и, наконец, Алаколь! По дороге обнаружились сильные вибрации на скорости — на мойке не вся глина смылась с внутренней поверхности дисков, и баланс колес был весьма причудлив. Лечилось простым снятием и чисткой дисков. Килограмма два глины оттуда вытряхнули.

В конце мая вода в Алаколе еще холодная. Пока заходишь в воду, не сильно ощущаешь, но, зайдя по шею, понимаешь, что ноги уже тебя не слушаются. Дубеют моментально, и выходишь из озера ты очень странной походкой. Попробуйте походить, не сгибая стопу и со скрюченными пальцами. Вода прозрачная и соленая, чуть пресней, чем в Семизбуге.

Алаколь и база отдыха «Пеликан» признаны годным местом для отдыха. Красиво, чисто, уютно. Одно но — если приехать в сезон, народу будет очень много. Кому-то может не понравиться.

В этот день мало что происходило. Мы просто отдыхали, ели, пили чай и спали. Это было то, что нужно. Что ж, это первая поездка на столь серьезное расстояние и в таких сложных условиях. Просчитались с маршрутом и графиком. Если планируете что-то подобное — будьте внимательны к состоянию дорог и отдыху. Иногда двести километров могут превратиться в десять часов.

День закончился. Завтра нас снова ждала дорога, вечером нам надо было быть в Алматы. Талдыкурган, красивейшие пейзажи, Капчагай ждали нас впереди.

 ДЕНЬ 7 

Михаил:

Передышка пошла на пользу. Выехали в 5 утра. Сегодня нам необходимо добраться до Алматы. Дорога заметно улучшилась. И уже в Талдыкоргане мы получили поздний завтрак. Городок чистый, похож на мини-Алмату. После Талдыкоргана начали появляться ремонты. А после Капшагая до Алматы — это один сплошной ремонт. В Алмате были часов в 5. Сразу заехали на шиномонтажку в центре города, которую посоветовали знакомые. Рядом с Вианором, на котором нам отказались прокатывать стальные диски, мотивировав тем, что у них нет станка. Но у соседей он оказался. Прокатали все 4. Неудивительно, что задние колеса были тоже слегка квадратные. После шиномонтажа наведались к родственникам, где и остались.

За день пройдено около 650 км.

Андрей: 

Перебудив всю базу отдыха, часов в пять утра, мы двинулись в путь. Сонный сторож открыл ворота, и мы рванули на Талдыкурган. Вдали поднимаются горы, степь уже начинающая желтеть кругом, сопки, сопки, сопки. Дорога обычная, наш асфальт, и ямки, и бугорки, но все терпимо. Обочина начинает внезапно краснеть, и мы останавливаемся, чтобы рассмотреть это чудо.

Это наша первая встреча с маком. Его здесь не очень много, но обочина преображается. В один момент мы переваливаем через сопку и дыхание, лично у меня, сбивается. Цветет мак, буйно, целые поля огненно-красного цветка появляются то справа, то слева. Иногда в красный цвет добавляется фиолетовый, желтый, зеленый. Буйство красок поражает, это одно из тех зрелищ, которое человек должен увидеть в своей жизни.

В степях Центрального Казахстана, в наших родных местах, весной тоже степь цветет. Но вот такого ковра из цветов у нас не увидишь. Наши первоцветы лишь иногда цветут ковром и то в редких местах, более поздние цветы надо выискивать по степи, в укромных уголках на сопках.

Зелени вокруг дороги все больше и больше, приближается Талдыкурган с его пирамидальными тополями, арыками и уютными улочками. Водители здесь уже с местным колоритом, с наплевательским отношением к правилам дорожного движения. Но без фанатизма, сильно не напрягая других участников движения.

На дворе уже стоит день, солнце палит совсем не по-весеннему, жара еще та. Планы на город весьма скромные, нам бы только пообедать. Южные регионы славятся дешевой и вкусной едой, слава весьма обоснованная. Где-то в городе почти случайно находим простенькое кафе. И в награду за пеший вояж вокруг двух кварталов по жаре получаем по здоровой порции гуйру-лагмана, очень вкусного и дешевого. Пятьсот тенге за такое блюдо — это очень даже хорошо, в Караганде раза в два дороже это угощение.

За Талдыкурганом начинается дорожная стройка, которая длится почти до самой Алматы. Поселки натыканы по трассе часто, и поселки большие. Для наших глаз непривычно, у нас сквозь поселок проезжаешь минут за пять максимум, там же это целые города. И идут они один за другим, иногда от границы одного до конца другого расстояние в пятьдесят метров.

Открывается вид на Капчагай, и город, и озеро разом. Игровая столица Казахстана. Куча казино, аляпистых и безвкусных, кричащих своей роскошью. Кругом реклама с призывами сорвать джек-пот, выиграть внедорожник. А по дороге сплошная стройка. Местами едем по бетонке, местами пылим по грейдеру.

Ближе к Алматы проезжаем через поселок-базар. Такое впечатление, что оказался где-то в странах юго-восточной Азии. На всем протяжении поселка стоят прилавки, и чем только с них ни торгуют, куча людей и машин прямо на трассе, настоящий муравейник.

Долго ли, коротко ли, добрались до Алматы. Навигатор услужливо подсказывает несколько маршрутов, и мы делаем ошибку — выбираем самую прямую дорогу. Так впервые знакомимся с движением в Алматы. Забитая дорога, рваный ритм с гонками от светофора к светофору, внезапные перестроения.

Кто будет говорить о культуре вождения в Алматы — не верьте. На дорогах хаос, особенно с непривычки. И фиг кто пропустит. Миша за рулем заметно напрягся, еще и жара кругом тоже действует на нервы.

Добрались мы к центру примерно в пять часов дня. Первая точка, которую мы посетили не вызовет удивления. Это не кафе, чтобы поесть, не парк, чтобы отдохнуть, много «не»… Это шиномонтаж, на котором заломили неприличную цену за прокатку дисков, но деваться некуда. Катаем четыре диска, Миша сдает очередной норматив по выгрузке-погрузке вещей из багажника. Я играю роль оператора и морально поддерживаю из-за камеры, пока Миша, в который раз за поездку, лезет за запаской.

В Алматы с ночевкой у нас все просто, ночуем у Мишиного брата на квартире. Встретили его после работы и поехали на заслуженный отдых. Душ и постель после южной жары это самое то. 

ДЕНЬ 8 

Михаил: 

Сегодня мы отправляемся в горы. Первая цель — БАО. Затем Алмарасан. Пообедав в «узбечке» в горах, переместились в соседнее ущелье к Медеу. Далее начали подъем на Шымбулак. Но автомобиль не выдержал последнюю пару затяжных подъемов. Автомобиль груженый, 3 человека в салоне. При крутом движении вверх ведущие колеса беспомощно болтались и не получали нужного им сцепления. Двигатель от этого напрягался вдвойне. И мы чуть не закипели. Отдохнув на одной из площадок, мы решили не мучить транспорт и спустились назад в город. На БАО встретили ребят, которые живо интересовались проектом и пробегом. Тоже любители «покататься».

Общий пробег за день около 150 км.

Андрей: 

Ранним утром, по холодку, можно сказать, начинаем своё путешествие по окрестностям Алматы. На повестке дня БАО, Алмарасан, Медео и Чимбулак.

Горные дороги, что мы видели в Восточном Казахстане, которые заставляли ёжиться своими подъемами и серпантинами, кажутся совсем безобидными. На одном из спусков впечатлительный водитель подправил дорожный знак и теперь вместо знака «Крутой спуск 12%» красуется «Крутой спуск 72%». И знаете, я с ним согласен. Для жителя равнин эти дороги покажутся кошмаром, а для автомобиля станут испытанием.

Но вид кругом окупает все. Останавливаемся на БАО, уровень воды небольшой, вода совершенно непонятного цвета — этакое зеленовато-серое молоко. И горы кругом, снежные шапки, облака, все очень красивое, все перехватывает дыхание. На БАО много туристов и явно наших и явно зарубежных. Наши приезжают на машинах, иностранцы предпочитают пешие прогулки. Поражают велосипедисты, которые на своих байках поднимаются по таким косогорам.

Дорога на обсерваторию, которая находится выше БАО, перекрыта шлагбаумом, у которого дежурит солдат с автоматом. После короткого разговора становится ясно — дальше не проедем. Хотя туда пропускают, как оказалось. Видимо, не сезон. Высота почти три тысячи метров, дышать с непривычки уже тяжело. Наклеиваем на ограждение фирменную символику автотуриста (есть еще она, может, знает кто?), короткое видео и едем в Алмарасан.

Алмарасан — это живописное ущелье с речкой, по которому можно спокойно прогуляться. Шум речки, горы, величественные ели — все это успокаивает и настраивает на философский лад. Из ущелья не хочется уходить, пусть и близость людей чувствуется — на входе в ущелье расположена небольшое кафе и гостиница. Но атмосфера все равно остается спокойной и уединенной.

Ну, и как же не попробовать воду из горной речки на вкус? А вода здесь натуральным образом минеральная течет, вкус необычный у нее. Можно оттуда пить, что там выше по течению — а кто его знает, мы видим чистейшую речку, нетронутые вершины, откуда она спускается, и спокойно пьем.

А на Чимбулак мы так и не поднялись. Проехали Медео, на котором был, пожалуй, каждый второй житель Казахстана, а дальше затяжные подъемы заставили труженицу Дэу нагреться, и мы не стали ее насиловать затяжными подъемами. Впечатлений на сегодня хватило и так. Горы, горы, кругом одни горы. Вершины, снежные шапки, ущелья. Невозможно не влюбиться в горы. Пусть у нас есть старшие братья Тянь-Шаня и Алатау — уже сгорбленные и сточенные Баян-аульские горы, чуть более высокие Каркаралинские и совсем древний Кызыларай. Но до величия настоящих гор им далеко.

День завершился размеренным отдыхом в хорошей компании и небольшим злоупотреблением пива с рыбой. Завтра предпоследний день нашего путешествия и одна из самых необычных точек маршрута — Чарынский каньон.

ДЕНЬ 9 

Михаил: 

Выезжаем в 8 утра в Чарын. Дорога изобилует населенными пунктами и ограничениями. А потом началось строительство дороги на Хоргос и объезды. Последний отрезок до поворота в каньон вполне адекватного качества. Свернув на просёлок, получаем степную дорогу с ужасной волной после гусеничной техники. На въезде в национальный парк стоит кордон с лесниками. Сбор за въезд что-то около 500 тг с человека. В сам каньон на машине не спускались. Поставили наверху. Ветер просто жуткий, сносит с ног. И это при +32 градусах. Спустились пешком. В каньоне у реки стоят несколько кафешек, есть прокат вело/мототехники. Отобедав, мы прошли по каньону в обратную сторону и отправились в Алмату.

Расстояние около 220 км до Чарына. Ехали больше 3,5 часов. На жаре довольно утомительно.

Общий пробег около 450 км.

ДЕНЬ 10 

Михаил: 

Возвращаемся в Караганду через Балхаш. Выехали в 5 утра. Первые 100 км отличный асфальт. Потом около 220 км до поворота на Шу (Чу) дорога так себе. Всё в лучших традициях — выбоины, двойные латки, колейность, дыры. А потом начинается отличная дорога. Я ее назвал кайфовой. После всех пройденных дорог и направлений абсолютно не напрягали пустынные ландшафты. Весь кайф был в нормальном асфальте. Засад с камерами было несколько. На этой трассе лучше ехать по знакам. В Балхаше мы были уже в обед. Заехали на Чубартюбек с желанием искупаться и отобедать в кафе. Но! Не сезон ведь. Зоны все еще на ремонте, а кафе даже и не пахнет. Взяли тушенку и напросились на зону Коктем на пляж. За 1000 тенге спокойно отобедали с видом на наше центральноказахстанское море. Часов в 6 уже были в Караганде. Уставшие, но довольные.

Пробег за день около 1000 км.

Фильм целиком:

Итак, мы это сделали! Куча впечатлений, эмоций и определенное желание ехать дальше! И, конечно же, еще раз подтвержденное убеждение, что путешествовать можно и на стандартной среднестатистической машине.

Большое спасибо всем, кто нас встречал и провожал. Всем, кто помогал в дороге, даже простым советом. Всем, кто интересовался автопробегом, задавал порой странные для нас вопросы. Спасибо встречным и попутным за минуты, проведенные в разговорах по рации о качестве дорог и дорожных засадах.

Спасибо и тебе, наш зритель и читатель! За то, что прочитал и посмотрел все то, что мы бережно собирали для тебя, проверяя на собственном опыте. Мы рассказали о том, где были и что чувствовали.

Уверен, что информация будет интересна и полезна.

Всем интересных путешествий, приятных попутчиков и позитивных впечатлений! 

До новых встреч!


Дром

Комментарии

    
СПб
Сообщений: 46342
Молоды! Как на Родине побывал.
TLC Prado-150 2.7 TXL-7 EXL, 2012
Mazda CX-5 II 2,5 Supreme 10, 4WD, 2021
23
5
Ответить
  
Кемерово
Сообщений: 490
Спасибо! Информация, действительно, интересная и полезная! Молодцы! Удачи!
11
4
Ответить
 
Новосиб
Сообщений: 131
Красиво! Хочу к Вам! Казахстан завораживает!
Счастье не за горами... Оно в горах!
17
8
Ответить
   
Сообщений: 835
С видео-вставками вообще супер!Понравилось,молодцы!
Пригнись москва-СИБИРЬ ГУЛЯЕТ!
12
3
Ответить
     
Сообщений: 2286
Отличный маршрут, ребята. Отличная идея, шикарные места. Я не смотрел видео, возможно в них вся суть путешествия. И простите меня, но описание дюже унылое. Я брался читать 5 или 6 раз, и каждый раз это оканчивалось полуденной дремой, как за просмотром игры сборной. Я совсем не уловил смысла писать отчет вдвоем. Ок, у вас разные ощущения и эмоции от пережитого. Но текст выстроен таким образом, что я сначала читаю описание дня от одного автора, затем все тоже самое от другого, только другими словами. Поделите события, и опишите их вместе, у кого лучше получится. У вас есть проект Автотурист.кз. Но почему в отчете минимум информации, нужной именно для автотуриста и именно в КЗ? Какие расстояния преодолевали, какие в каком состоянии? Его не хватало в дороге? Какова дорожная инфраструктура? Есть ли кафе-гостиницы-АЗС? Не помешала бы карта, хотя бы фрагментарно. Очень крутые нешаблонные места в Восточном Казахстане, но как до них добраться? Тем летом мы пропылили через Казахстан на Иссык-Куль (zig https://travel.drom.ru/35767/). Южные земли КЗ это сказочные места даже помимо тех красот, что находятся в самой Алма-Ате. Это краски, вкусы, ощущения, характер. Но вы похоже к концу заезда уже умотались и исследовательский запал поугас:)
Уютный дневничок ЛетимКудаХотим.РФ
21
6
Ответить
   
Лесостепск в краю болот
Сообщений: 26055
Нада забирать Казахстан
Опирайтесь на смысл, не просто на слова - Будда.
18
43
Ответить
   
У-К
Сообщений: 570
Маршруты выбраны правильные, временные промежутки слишком коротки для таких мест. Это я называю "путешествие для галочки" Тот же Зайсан не показался, потому что вы увидели только маленький кусочек. Староавстрийскую дорогу на Нексии не проехали бы никогда, если только волоком за джипом, и со снятыми бамперами. Года три назад такой трюк нам удался на полноприводном Субару Ланкастер. Он удался только потому, что довольно долго стояла сухая погода и вода в КараКобе была низкой, да и мосты тогда еще были целыми. Теперь по-моему только вброд.
Удачи в следующих путешествиях и постарайтесь выделять больше времени на знакомство с замечательной природой Казахстана.
Chevrolet Captiva 2013 C140 2,4AT LT, пятиместка
Мой отзыв: Skoda Octavia 2006
8
2
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 8676
7БабМореход:
Отличный маршрут, ребята. Отличная идея, шикарные места.
Я не смотрел видео, возможно в них вся суть путешествия.
И простите меня, но описание дюже унылое.
Вся соль как раз в видеоряде, я дома два вечера ролики смотрел.
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
6
3
Ответить
     
Сообщений: 2286
Scout66:
Вся соль как раз в видеоряде, я дома два вечера ролики смотрел.
Тогда с удовольствием посмотрю.
Уютный дневничок ЛетимКудаХотим.РФ
4
3
Ответить
nbt
  
Сообщений: 8849
А при чем тут геморрой водителю УАЗика? А если б вы действительно бандиты сбежавшие были? Тоже останавливаться?
1
4
Ответить
   
almaty
Сообщений: 747
скучно.. с республиканских трасс ваще, почти не съезжали...
Мои отзывы: Honda CR-V 2014, Suzuki Jimny 2012
1
9
Ответить
  
Сообщений: 504
Очень интересная и лёгкая манера изложения, понравилось весьма
Toyota Scepter SXV-10 1992 ГОДА 2,2 5S Красноярск
10
2
Ответить
кос154.
Новосибирск
Горы , серпантины , каньон , все красиво . Видео украсило рассказ . Молодцы . У нас иногда летом летит желтый песок при сильном южном ветре , мож привет с каньона )).
8
 
Ответить
Дядя Саня Оренбург
Оренбург
Парни кто подскажет.? Попаду Я на Алтай через восточный Казахстан г.Лидер-<Лененогорск>-перевал Карагайский.
 
 
Ответить
    
НОВОСИБИРСК
Сообщений: 57108
База Пеликан на Алаколе - очень хорошая база. Подтверждаю. Места дюже чудные.
2
 
Ответить
Консерватор:
Нада забирать Казахстан
Какая откровенно глупая мысль.

Землякам респект. Молодцы.
Тоже летом 2015 по ВКО путешествовали. Надо собраться с силами и написать отчет.
14
 
Ответить
 
Астана
Сообщений: 158
Консерватор:
Нада забирать Казахстан
Какая откровенно глупая и провокационная мысль.
Врагов не хватает?

Землякам респект. Молодцы.
Тоже летом 2015 по ВКО путешествовали. Надо собраться с силами и написать отчет.
14
1
Ответить
Алматы
Молодцы земляки. От души прокатились, по просторам нашей страны. Природа нашего Востока это конечно наше богатство, тоже охото по тем местам проехаться. Вы в Алмату когда заезжали, должны были и наш посёлок Байсерке, он же Дмитриевка проехать)
3
1
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4586
Хорошее путешествие,молодцы.
TIGGO7 PRO MAX 1.6T DCT Prestige 4WD 24MY
1
 
Ответить
    
НОВЫЙ В СИБИРИ
Сообщений: 39
Да, Рудный Алтай жемчужина Казахстана. Родина!Множество мест- Вы просто пролетели.Там куда не сверни везде есть что-то необычное и очень красивое. Со временем думаю организуют маршруты и главное сервис для автопутешественников.Россияне будут приезжать в огромном количестве.У этих мест фантастический потенциал именно для автопутешественников.
Тем кто пишет "нужно забрать"хочу пожелать думать ,да прото подумать прежде чем писать такое.
Казахстанцам-именно Казахстанцам(160 национальностей и народностей) хочу пожелать процветания и мира на Вашей земле.
10
 
Ответить
вячеслав
Заводоуковск
Респект и уважуха ! всё классно и понятно.Вы молодцы ждём дальнейших путешествий
3
 
Ответить
    
Сообщений: 38700
Фотографии размером побольше бы-было БЫ великолепно..))...

...а ваще,как читаю отчёт про Казахстан,так начинает сильно хотеться ещё разок побывать на Капчагае.....точнее-на Капчагайском водохранилище..
...понДравилось мне там...правда,давно уж это было...)...Ностальгия!))
2
 
Ответить
   
Владимир
Сообщений: 623
Консерватор:
Нада забирать Казахстан
Если это шутка, то очень дурацкая.
7
 
Ответить
Был в Лениногорске в начале 90ых. Поразил убитый химией лес. Огромный массив деревьев красного цвета. Интересно, там наверное пустырь уже сейчас..
 
 
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 2131
В восьмидесятые прошлого века с семьёй на шохе ездили в Ташкент, так тогда в этих краях дороги были отличные, лучше, чем у нас в Сибири. Наверное старые добивают. Отчёт с видео вставками на твёрдую четвёрку. Молодцы!
 
 
Ответить
Mike Kulishin
Всем спасибо за прочтение!
К сожалению, время отпуска строго ограничено. По сему целью было проехать побольше за короткий промежуток времени. Что, собственно, и получилось. Да, многого мы не увидели. Но, согласитесь, по всей планете столько мест и закоулков, что нужно далеко не одну жизнь для исследования всего.
Повествование сделано таким образом, чтобы каждый мог найти в более близкой ему манере интересную информацию. Кто-то глянет фото и прочтет короткое описание, кто-то посмотрит видео. В любом случае, мы старались донести все, что с нами случилось и с чем может столкнуться автотурист в Казахстане. Да, нет больших закоулков. Но не было у нас такой цели. Мы сделали хороший обзорный круг. Качество повествования и съемки, конечно, будем со временем стараться улучшить. Пока что маловато опыта.
По староавстрийке, конечно, проехать можно и на легковой, если задаться целью. Вопрос только какой ценой и сколько времени нужно. А то что было на видео "про джипперов" - это, конечно, стёб (елси кто не понял). В первую очередь на собой. Но попасть на ту дорогу хочется. До нее когда-нибудь доедем.
По Казахстану много кто путешествует, но не многие делятся информацией. Мы взяли на себя такую ношу и смелость консолидировать в своем проекте информацию и рассказывать людям о разном Казахстане, о путешествиях по нему, о дорогах и направлениях.
Прошу не судить строго, мы не так давно начали это делать. Но, на мой взгляд, уже очень много интересного смогли изучить и донести до людей. Не только в рамках вышеописанного пробега. Даже казахстанцы мало чего знают про Казахстан.
Еще раз всем спасибо за интерес!
2
 
Ответить
   
Молодечно Беларусь
Сообщений: 20
Cпасибо,огромное)))) Служил в Семске 89-91,бывал в тех краях.....Все мечтаю однажды прокатиться по Восточному Казахстану...
1
 
Ответить
  
NSK, U-Ka
Сообщений: 13
Юрий Назаренко:
Был в Лениногорске в начале 90ых. Поразил убитый химией лес. Огромный массив деревьев красного цвета. Интересно, там наверное пустырь уже сейчас..
Это была не химия, а такой жучок-вредитель жрал лес в те годы. Сейчас с лесом все в порядке (ну не считая, порой, варварской вырубки людьми).
 
 
Ответить
  
NSK, U-Ka
Сообщений: 13
Никола-48:
В восьмидесятые прошлого века с семьёй на шохе ездили в Ташкент, так тогда в этих краях дороги были отличные, лучше, чем у нас в Сибири. Наверное старые добивают. Отчёт с видео вставками на твёрдую четвёрку. Молодцы!
Вы совершенно правы. В советское время дороги были отличные. И, да - в основном добиваем то, что было построено (за редким исключением).
 
 
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1088
Дядя Саня Оренбург:
Парни кто подскажет.? Попаду Я на Алтай через восточный Казахстан г.Лидер-<Лененогорск>-пе ревал Карагайский.
От Ридера через перевал не проедешь - упрешься в кордон и развернешься обратно.
Карта состояния дорог КЗ 2013-2017 http://forums.drom.ru/kz/t1152029723-p139.html#post1191969902
 
 
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1088
Mike Kulishin Прочитал пока первые два дня, по ходу возникают вопросы. Зашел на сайт http://autoturist.kz и не нашел форума. Каким образом вы общаетесь, как контактируете и обсуждаете ?
Карта состояния дорог КЗ 2013-2017 http://forums.drom.ru/kz/t1152029723-p139.html#post1191969902
 
 
Ответить
Mike Kulishin
chnav:
Mike Kulishin
Прочитал пока первые два дня, по ходу возникают вопросы. Зашел на сайт autoturist.kz и не нашел форума. Каким образом вы общаетесь, как контактируете и обсуждаете ?
У нас есть группы в социальных сетях и чат в whatsApp. В контакте, например, есть темы и про качество дорог Казахстана, которые периодически пополняются новой информацией.
 
 
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1088
Mike Kulishin:
В контакте, например, есть темы и про качество дорог Казахстана, которые периодически пополняются новой информацией.
Не подкините ссылку ? Видимо всё-таки прийдется зарегистрироваться в VK ))
Карта состояния дорог КЗ 2013-2017 http://forums.drom.ru/kz/t1152029723-p139.html#post1191969902
 
 
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1088
... нашел, спасибо. https://vk.com/topic-61325136_...
Карта состояния дорог КЗ 2013-2017 http://forums.drom.ru/kz/t1152029723-p139.html#post1191969902
 
 
Ответить
[quote=Консерватор]Нада забирать Казахстан[/Да Вы, батенька, не консерватор, а Провокатор! Успокойтесь, и не засоряйте эфир ненужным мусором! Кто с мечом придет, тот от меча и помрет!
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Интересный рассказ.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
16672931
Mike Kulishin
chnav:Mike Kulishin Прочитал пока первые два дня, по ходу возникают вопросы. Зашел на сайт autoturist.kz и не нашел форума. Каким образом вы общаетесь, как контактируете и обсуждаете ?У нас есть группы...
Был бы на сайте и форум на нем - толку было бы больше. А так вы как индейцы в своей резервации. со своими вацапами :)))
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром