|
Время от времени на меня нападает непреодолимое желание что-нибудь написать. Где-то раз в пятилетку. На этот раз такое желание посетило меня после поездки в Шерегеш, состоявшейся в начале осени 2015 года.
Немного предисловия…
Каждый год, один или два раза, мы с мужем приезжаем на свою малую родину, в Новосибирск, навестить родителей, бабушек, друзей… И каждый раз стараемся поездку в знакомые и родные места дополнить поездкой куда-то еще, открыть для себя что-то новое… да и чего душой кривить — мы очень любим путешествовать и готовы ехать куда угодно!
Еще будучи студентом, очень любила кататься на сноуборде в Шерегеше зимой и всегда хотела побывать здесь летом. И вот это время наконец настало. Не летом, правда, а осенью, и погодка нас почти подвела, но поездка, несмотря на это, получилась хорошая и открыла для меня Шерегеш с новой стороны.
Совершенно предсказуемая реакция людей, когда говоришь «едем в Шерегеш», что-то вроде: «Ооо, уже выпал снег???» Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих Шерегеш ассоциируется только с зимним отдыхом.
Когда искала информацию о том, что можно за пару дней посмотреть в Шерегеше не в зимний период, в интернете оказалось не так уж и много информации. В связи с чем появилась мысль коротко рассказать о нашем пятидневном путешествии, два дня из которых заняла дорога. Вдруг кто-то захочет посетить этот замечательный уголок в теплое время года. Или в не очень теплое, как мы.
Теперь о главном…
Возможно, многие уже неоднократно ездили по этой дороге, и мое повествование будет излишним, но для тех, кому не приходилось, немного информации о трассе.
Дорогу от Новосиба до Шерегеша условно можно разделить на три части: Новосиб — Ленинск-Кузнецкий — 230 км, Ленинск-Кузнецкий — Новокузнецк — 140 км, и последний участок Новокузнецк — Шерегеш — около 160 км. Общая длина, соответственно, в районе 530-550 км.
Первый отрезок пути — до Ленинск-Кузнецкого. На мой взгляд, самый утомительный и противный отрезок. Помню, как зимой тряслись на этой дороге, как на «стиральной доске», со сноубордами в салоне, теперь же тряслись с позвякивающими из багажника шампурами. Постоянство — это прекрасно. И если со стороны Новосибирской области дорогу чинят, и в целом она неплоха, огорчает только ее однополосность в каждом направлении, то со стороны Кемеровской области бугристая дорога с каждым годом становится только бугристее. На этот участок дороги потратили около 3,5 часов.
Первый отрезок пути. Отъехали около 100 км от Новосиба. Тепло и живописно, отличное настроение и полный бак бензина. Путешествие обещает быть позитивным!
Первая наша большая остановка — Ленинск-Кузнецкий. Столько раз проезжать мимо, и ни разу не заехать… надо было срочно исправлять.
Как оказалось, дорога, которая ведет транзитный поток машин «мимо центра города», идет параллельно центральной улице, до которой рукой подать. Город нам показался очень маленьким, но при этом достаточно милым. В него обязательно стоит заехать, хотя бы на полчасика, тем более по пути.
Шутка, почти в тему: «Как найти площадь Ленина?
Нужно длину Ленина умножить на ширину!»
Ну, а если серьезно, из опыта поездок по городам России, в которых мне доводилось побывать, сделала вывод: если хочешь найти центр города — ищи на карте площадь Ленина или площадь Маркса, на худой конец — проспект Кирова. Не ошибешься! :)
Центральная площадь Ленинск-Кузнецкого. Площадь Победы.
После Ленинск-Кузнецкого трасса по сибирским меркам (в центральной России, понятное дело, дороги много раз лучше, но и денег тут не жалеют) — потрясающая: две полосы в обе стороны, ям на дороге практически нет, волн тоже. Наконец-то мы «неслись» с невероятными 130 км в час, тем самым проехав этот участок примерно за один час. Не уверена, что не было скоростных камер, но штрафы вроде с тех пор не приходили. Зато гаишников пару раз встречали, но нам везло.
Отличный участок дороги между Ленинск-Кузнецким и Новокузнецком.
Отличный участок дороги между Ленинск-Кузнецким и Новокузнецком.
Много лет назад на этом месте (круг в конце трассы) стояли гаишники. До сих пор помню, как здесь
меня оштрафовали на 100 рублей за неработающую подсветку номера (или что-то вроде того).
Памятник — лучшее решение!
По моему плану заехать в Новокузнец собирались на обратном пути, так что проследовали мимо без остановки.
Остался последний участок в 160 км. Его, в принципе, тоже можно поделить на два — относительно прямой участок километров в 70, и еще около 90 км крутых поворотов, спусков и подъемов.
Что поразило (чего зимой не замечали из-за снежного покрова на дороге) — в один прекрасный момент, где-то в 50 км от Шерегеша, асфальтовая дорога внезапно заканчивается, мы «спрыгнули с асфальта». Остановились… мимо нас, как ни в чем не бывало, продолжили проноситься машины, автобусы, грузовики… Сверились с картой — дорога точно та, до Шерегеша еще ехать и ехать. Расстроились, но поехали дальше, сбросив скорость с прежних 70-80 до 40. К нашему удивлению и счастью, асфальт появился еще километров через 10. Дальше поездка пошла веселее. Осталось каких-то полчаса пути — и мы прибудем к месту назначения!
Суммарно, на всю дорогу мы потратили около 8 часов с учетом двух небольших остановок и получасовой прогулки по Ленинск-Кузнецкому.
Расхваливать наш отель не буду, скажу лишь, что в это время года многие отели продают на сайтах купоны с невероятно привлекательными ценами на проживание. Таким образом, мы разместились в двух потрясающих люксах с более чем 50-процентной скидкой, в отеле, который открылся пару лет назад. Номера — всё как я люблю: много дерева и много свободного места.
Вид на гору Зеленую с нашего балкона.
День первый
В принципе, чего и следовало ожидать — в это время года развлечений в регионе не много. Первый полноценный день в Шории был воскресенье. Мы решили воспользоваться подъемником (работало всего два, и, как мы обнаружили на следующий день, работали они только по выходным) и подняться на Зеленую.
Skyway (рыжий подъемник). Один из двух работающих подъемников. Правда, второй мы так и не нашли.
Skyway (рыжий подъемник). Один из двух работающих подъемников. Правда, второй мы так и не нашли.
Всё как зимой, только без снега! И очень, очень много каменистых пород.
Поднялись на вершину горы и увидели снег. Радовались, как дети!
Огляделись вокруг — природа просто потрясающая!
Виды. Их просто невозможно не фотографировать.
Еще виды. Где-то здесь зимой проходит тропа от подъемника «Ольга» до сектора Е.
Кафе не раз спасало. Особенно своим глинтвейном и обогревателями.
В голове у меня была мысль «прогуляться» до Креста. Не знаю почему, но по моим воспоминаниям, расстояние от подъемников до него было около 500 метров. Поднявшись наверх увидела, как сильно я ошибалась, раз так в 5-6. При том, что дорога, или точнее ее полное отсутствие, проходила через лес, болото, множественные спуски и подъемы…
«Видишь, там, на горе, возвышается Крест….»
Мы, конечно, не сразу сдались, и даже какое-то расстояние прошли сначала вообще не в ту сторону, но зато по хорошей каменистой дороге… Она же спуск для лыжников и сноубордистов. Жаль нам не по пути…
Еще немного красивых фото с вершины.
Свернули с каменистой тропы, «срезали» через болото и двинулись по направлению к Кресту, но он по-прежнему казался недосягаемым.
Ни вразумительной тропинки, ни сухой земли, ни теплой погоды вокруг не наблюдалось :(
Дорогу размесили квадроциклы. Мы попытались обойти с разных сторон, но промокшие ботинки как бы намекали, что идея-то так себе…
Спустя час блуждания «между сосен», мы окончательно вымокли и замерзли (родители потом даже заболели). Авантюрная идея добраться до Креста пешком, самим, за пару часов, покинула даже нашего самого стойкого ходока, практически водонепроницаемого и неунывающего. Для себя сделали вывод, что если и есть желание дойти туда пешком, то только зная дорогу и в резиновых сапогах, с самого раннего утра! А вообще, экскурсии до Креста на квадроциклах — это тема, правда дорогая, мы же выбрали маршрут чуть подешевле, но об этом уже в следующий день.
Пока «прогуливались» по болотам, наткнулись на целую поляну дикой голубики.
Чуть-чуть подмороженная, но нам показалась очень вкусной!
Вместо Креста дошли до горного ручья и организовали небольшой пикник. Хорошо, что взяли с собой термос с чаем, немного конфет и растворимую аскорбинку. Ну и противная же штука. Фиии.
Вернулись назад к «Хлебнице». Абсолютно знакомые места осенью выглядели совершенно по-другому.
Дошли до Сектора Е. Где все? Вокруг ни одной живой души.
Елки, которые зимой можно было погладить по макушке, были больше нас раза в два… Оценили высоту снежных сугробов, которые выпадают здесь зимой!
Теперь понятно, что царапает мой кант при отсутствии снега на вершине!
Утопающий в зелени поселок Шерегеш.
Спустились вниз, но, к моему сожалению, «перевернутый дом» был на ремонте. А хотелось в него сходить еще в зимнюю поездку. Не судьба.
Уставшие и промокшие поехали в свой отель, греться, пить вино и жарить шашлыки.
Должна сказать, что территория вокруг нашего отеля просто шикарная, в стоимость купона для каждого номера входил час использования беседки с мангалом.
Беседка — что надо! Фото говорит само за себя.
Отогревшись и наевшись, мы стали изучать карту в поисках места «куда бы съездить». И нашли! Вокруг Шерегеша полно отвалов после добычи руды.
Краткая справка с сайта Викимапия: «Огромная выработка шерегешского рудника. По краям скальные выступы и отвесные стены, осыпи. На дне находится устье провала, ведущее в обширную подземную полость. Общая глубина несколько сотен метров. Опасное для посещения место!»
После слов «опасное для посещения место», как правило, ботинки одеваются еще быстрее :). Опасного, кстати, мы ничего не нашли. Главное, не подходить слишком близко к краю.
Сумерки наступают, надо торопиться.
Собственно, тот самый отвал. Масштаб поражает!
День второй
На следующий день поехали кататься на квадроциклах. Сильно переживали, что будет дождь, утеплились, как могли, но на этот раз нам повезло: дождь закончился прям перед нашим выездом и начал покапывать, когда мы ехали назад. Наша экскурсия продлилась около 2,5 часов. Мы выбрали маршрут «Драга» (для меня это слово до сих пор ассоциируется с названием компьютерного персонажа). На самом же деле так называется машина по добыче золота. Но об этом потом. Сначала наш маршрут шел в горы, на смотровую площадку. Много подъемов и спусков. После ночного дождя дорогу развезло прилично, отчего наша поездка стала только интереснее! Еще мы усадили на квадроцикл родителей, но «забыли» сказать, что маршрут сложный, грязный и мокрый :)
Первый привал. Дальше на смотровую площадку только пешком, дорогу развезло…
Прямо пойдешь — на Чертов палец попадешь (панорамная площадка с видом на гору Зеленую) — очень хотелось туда попасть, но наш маршрут шел наверх — указатель Сарлыки, откуда также открываются прекрасные виды.
После «горной» части нашего маршрута, насыщенного крутыми подъемами, спусками и узкими тропами, началась вторая экстремальная часть маршрута — водные переправы через размытые дороги и ручьи. Это было по-настоящему классно!
Мы добрались до Драги. До нее можно доехать на машине по обычной автомобильной дороге, вполне приличного качества, но вот самостоятельно договориться с местным сторожем об экскурсии может и не получиться, а у этих ребят «все контакты налажены».
Река, где собственно и искали золото. Здесь же драга и «затонула». Хотелось бы верить, что не навечно.
Драга, ушедшая под воду на пару метров.
За пару сотен рублей сторож провел нам экскурсию по затонувшей Драге, показал оборудование по промывке грунта и поиску золотых самородков.
Намытый слой глины как раз из-за того, что драга стоит на дне реки. Вообще, находясь тут, сложно себе представить, как эта махина передвигается…. И как в этой грязи можно найти золото… как???
Очередная ступень очистки и промывки.
Пункт управления этой махиной. По ощущениям — не работает несколько десятилетий….
Оказывается, в этих местах достаточно много золота, но для добычи требуются средства, которые никто не хочет инвестировать. Вот и стоит затонувшая Драга, развлекает туристов одинокий сторож, и как будто дальше процесса по добыче золота здесь не предвидится.
Экскурсия заняла минут 15-20, была очень познавательной и интересной, но пришло время, отправились назад, уже в объезд речных переправ, по той самой автомобильной дороге.
В целом от всей поездки эмоций получили море! Очень рекомендую.
Вечер оказался совершенно свободным, а когда есть такой вечер и попу тянет на приключения, снова одеваешься, собираешься и едешь. Практически куда глаза глядят. Мы поехали по территории Шорского национального парка до населенного пункта Усть-Анзас, что на речке Мрассу, дорога до которого по карте «присутствовала с переменным успехом».
Дорога нарисована «от руки», так как точной дороги до поселка на карте Яндекс нет. Ее можно разглядеть на wikimapia, и то она то пропадает, то снова появляется. Связи в тех местах нет никакой, так что либо надо иметь с собой загруженную карту тех мест, либо ехать, как мы — вперед, куда глаза глядят :)
В Усть-Анзасе, что в 60 км от Шерегеша, находится музей под открытым небом Тазгол, про историю этих мест. http://shoriya.ucoz.ru/publ/turizm/tazgol_shorskij_ehkomuzej/2-1-0-15
Въезд в национальный парк платный, стоит всего 80 рублей на человека, но ввиду того, что мы на тот момент этого не знали, да и время было уже позднее (около 5 часов вечера) и вряд ли нам бы где-то продали въездной билет — мы пересекли границу Парка просто так. Дорога, кстати, как раз та самая, что идет мимо Драги.
Так как описания того, как добраться до музея, я нигде не нашла, ехали наугад. Ехали-ехали и не приехали :(. Вечерело достаточно быстро. Дорога, начинавшаяся как широкая двухполосная, выровненная трактором, ближе к въезду в парк превратилась в узкую однополосную.
Никаких указателей километража и музея, а также деревень, мы не видели. Мы просто двигались по дороге, которая, по нашему мнению, должна была привести нас к нужному пункту назначения. Нашей радости не было предела, когда мы увидели крыши домов. Но очень скоро радость сменилась печалью — деревенька, около 10 завалившихся домиков, стояла на противоположном берегу реки.
Моста, как будто, здесь никогда и не было…
Местные переезжают на подготовленных машинах вброд. Вот уж поистине люди живут вдали от цивилизации, и в то же время всего в каких-то 30 км от Шерегеша. Мы рисковать не стали и поехали дальше по дороге в надежде увидеть хоть какие-то признаки цивилизации, местного жителя, чтобы спросить у него верно ли мы едем, ну или хотя бы какой-то указать.
Еще через несколько километров мы доехали до следующей деревушки, даже обозначенной на карте. Но, как и в прошлый раз, она находилась на противоположном берегу реки, и ни одного человека в округе… Проехав еще немного до развилки, мы начали прикидывать. Даже если мы едем верной дорогой и музей будет через 30 километров (судя по карте), время уже позднее и вряд ли музей будет работать в 7 вечера и позднее. Тем более на карте музей был отмечен на противоположной стороны речки Мрассу, моста на карте нет, а мы теперь уже видели — для этих мест это совершенно нормальное явление. Приняли решение развернуться и поехать обратно. Если бы времени было больше, то, конечно, обязательно бы доехали до конца этой дороги, хотя бы для того, чтобы просто доехать и посмотреть, куда она ведет.
Такая накатанная дорога не может идти в никуда… ну, по крайней мере, в это очень хотелось верить.
При въезде в цивилизацию нас встретила такая вот колоритная заправочка. Интересно, что наливают?
Уже на следующий день мы зашли в представительство Шорского национального парка (http://www.shor-np.kemv.ru/) и у них подтвердили, что музей Тазгол находится именно там, куда мы ехали. Так что туристам на заметку.
День третий
Половина нашей экспедиции заболела и решила остаться в номере. Мы же сидеть на месте не умеем, да и в запасе еще пара мест, куда можно съездить. Но для начала — пошли гулять к подножью горы, такому оживленному зимой и такому одинокому в начале осени.
Впереди целый день, всего лишь один день, и на примете как минимум два места, куда бы хотелось попасть: еще один музей под открытым небом «Гулаг» http://shoria.su/shorskij-gulag/ в деревне Усть-Кабырза, в 60 км от Таштагола, и «Спасские дворцы» http://www.kuzbass-beeline.ru/52/ вблизи деревни Спасск. Так как в третий день шел дождь и, по всей видимости, заканчиваться не собирался, мы решили ехать до музея.
По пути заглянули на стоянку поезда «Зимняя сказка». Грустно и одиноко, в прочем, как и везде здесь в осенний сезон.
Чтобы попасть на правильную дорогу, нужно проехать через Таштагол, в котором, кстати, тоже много интересных памятников и красивых мест!
Библиотека на улице 8 марта. Книги в свободном доступе, можно читать здесь, можно взять домой.
Мы для себя определили, что это центральная улица города. Улица 8 марта. Здесь и Сбербанк, и библиотека, и исторический музей, и даже ЗАГС.
Парк «Боевой славы», рядом с Георгиевской церковью, монумент «Золотая Шория». Размах впечатляет.
Монумент «Золотая Шория» представляет собой девушку, которая держит чашу в руках, сидя на спине лося. По древним шорским поверьям, лось является покровителем жителей Горной Шории. Со времен образования их племен он защищал их от зла и продолжает это делать, а также приносит счастье, благополучие и удачу во всех добрых делах и начинаниях. Чаша же символизирует изобилие.
Кому помешает немножечко изобилия!? Монумент «Золотая Шория».
Набережная реки Кондома, парк «Боевых побед».
Памятник паровозу на улице Поспелова.
Напротив памятника паровозу памятник горнякам. Все на той же улице Поспелова.
На выезде из города есть представительство того самого Шорского национального парка http://www.shor-np.kemv.ru/ . Сюда мы и зашли. Судя по карте, дорога до Усть-Кабырзы проходит через Национальный парк, въезд в который платный. Это мы и пошли выяснить, собственно здесь же и узнали о том, что Тазгол находится именно там, куда мы не доехали вечером ранее. А въезд в Усть-Кабырзу бесплатный, деревня расположена за пределами Парка.
Расстояние от Таштагола до Усть-Кабырзы чуть меньше 60 км (если верить Яндексу). Чего и следовало ожидать, дорога из хорошей асфальтированной быстро превратилась в гравийную, с одиночными ямами, которые еще пытаешься хоть как-то обрулить, и целыми очередями ям, которые просто проносились на скорости 70 км/ч, стискивая зубы и стараясь не думать о подвеске.
В отличие от дороги до Усть-Анзаса (музей Тазгол), эта дорога более оживленная, с табличками километража и указателями, а также машинами встречного направления. Но деревеньки по-прежнему крайне редки, а если и встречаются, то очень уж они пустынны.
Около деревни Кезес увидели плакат, оказывается, знаменитый боксер, чемпион мира и мастер спорта СССР Юрий Арбачаков из этих мест. Представили себе, какой непростой путь был у него из Таштагольской глубинки до пьедестала почета.
И вот на карте остались последние несколько сот метров до Усть-Кабырзы, мы по-прежнему не знаем, где находится этот музей, но есть надежда, что в небольшой деревушке мы его быстро найдем. Так и произошло.
Должна заметить, что ни на местных картах, ни на плакатах, вообще нигде не встречала ни рекламы, ни указателей на музей. А могли бы привлекать туристов…
На въезде в Усть-Кабырзу нас встретила интересная скульптура, которая не оставила нас равнодушными — деревянный «Снежный человек», и на обратном пути мы решили подняться на гору и посмотреть, куда ведет тропа от «снежного человека»… конечно, рассчитывали увидеть что-то впечатляющее. Но, к сожалению, немного поплутав по холму, вернулись назад к машине. Ничего.
Теперь же о самом музее. Такого размаха я не ожидала. Заходишь на территорию музея и как будто попадаешь в настоящий исправительно-трудовой лагерь, или коротко — Гулаг.
По периметру лагеря закреплены громкоговорители, передающие звуки волнения и строжайшей дисциплины. Как звучат эти звуки? Ответ на этот вопрос даст Гулаг :)
Музей представляет собой несколько строений разного назначения, здесь есть и бараки, и фельдшерский пункт, кабинет главнокомандующего, столовая, клуб …. Все помещения обставлены таким образом, чтобы максимально приблизить восприятие гостя к прошлой действительности. Вход в музей стоит порядка 100 рублей на человека, при этом оставляет от себя впечатлений на несколько дней размышлений.
После посещения музея мы немного прогулялись по деревне. Доехали до места под названием «Трехречье», где река Кабырза впадает в реку Мрассу. Читала в разных источниках, что здесь можно арендовать моторную лодку с гидом, спуститься по течению Мрассу, и где-то в районе Усть-Азаса посетить пещеру, в которой нашли следы неопределенного существа, предположительно Йети :) Да и вообще вдоль реки Мрассу очень много красивых панорамных мест, пещер, водопадов. Жаль, мы здесь совсем не на долго.
Колонну автомобильного моста через Мрассу подмыло, моста больше нет. Взамен него несколько лет назад был построен пешеходный мост. Не уверена, что можно смело сказать, что пешеходный мост заменяет автомобильный и ездить на другой берег нет нужды, но, по всей видимости, власти решили, что лучше так, чем никак.
Пока ехали от реки к выезду из деревни, обратили внимание, что она достаточно приличного размера, с несколькими магазинами, частной пожарной дружиной. Вокруг строятся новые домики турбаз. И это прекрасно! Но что поразило — вырубки леса на горах — неужели тут собираются строить подъемники и открывать горнолыжные трассы!!!
Последний день
В последний, пятый, день в Шерегеше выпал снег! Он, конечно, не задержится здесь надолго, но он определённо говорит о приближении горнолыжного сезона и прибытии большого количества гостей в эти тихие и порой даже дикие места.
Еще зимой около поселка Каз мы приметили рельсы для вагонеток, уходящие в шахту. На этот раз времени у нас было больше, и мы решили рассмотреть их поближе.
На обратном пути, как и планировали, мы заехали в Новокузнецк. Особо времени гулять по городу у нас не было, прошли несколько сотен метров по одной из центральных улиц, прошлись по парку, посидели в кафе. Какой же приятный город!
Вот, собственно, такое у нас получилось путешествие. Напоследок хотелось бы сказать: путешествуйте больше! Совершенно неважно, сколько есть свободных дней, это может быть как полноценный отпуск, так и просто поездка на выходные, важно открывать для себя новые места. На этот случай есть отличная фраза «Никто на смертном одре не жалеет, что мало работал. Жалеет, что мало любил и мало путешествовал!»