|
Всем доброе время суток! Хотелось бы поделиться рассказом о своем мини-путешествии по Горному Алтаю, которое было осуществлено компанией из двух человек на автомобиле ВАЗ 2114 (машина 2004 г.в., объездила уже пол-России, за спиной у неё два путешествия в Краснодарский край из Новокузнецка).
Итак, идея съездить на Алтай возникла уже в августе месяце, стали думать, что именно посмотреть. Было огромное желание насладиться истинными красотами богатой природы этого региона. Но, поскольку ВАЗ 2114 не внедорожник и совсем далеко он забраться не сможет, а к дальним походам на несколько дней мы были не готовы, то оставалось только искать более-менее доступные места с непродолжительными пешими прогулками.
Долго и тщательно штудировался интернет, были прочитаны разные рассказы об автопутешествиях, услышаны повествования знакомых. Много полезной информации было найдено на сайте «welcome to altai», очень хороший информативный сайт. Когда смотришь картинки и фотографии, хочется посмотреть все разом, но так как времени собирались затратить не больше недели, приходилось выбирать что-то одно. Были определены два направления: 1. Мультинские озера или 2. Перевал Кату-Ярык.
Остановились на втором варианте, планировалось посмотреть саму Чулышманскую долину, водопады, посетить марсианские пейзажи (в поселке Чыгын-Узун) и на обратном пути побывать на голубых озерах в Чемальском районе. Были распечатаны яндекс карты, с отмеченными и подписанными интересными местами.
Ночевать планировали как в палатке, так и на турбазах (по ситуации), поэтому закупились всеми туристическими принадлежностями (спальники, котелки, горелки, фонарики и т.д.) и установили наблюдение за прогнозом погоды в Улаганском и других районах Горного Алтая, дабы урвать деньки получше. И как только на горизонте замаячило солнышко без дождей, было принято решение выдвигаться в путь.
Датой выезда было назначено 27 августа в 7 часов утра. Накануне вечером была произведена закупка продуктов на время всего путешествия с учетом перспективы приготовления еды на огне, т.е. в рацион вошли тушенка, быстрозавариваемые каши, макароны и прочие нескоропортящиеся продукты. В списке собранных вещей числились куртки, шапки на случай наступления заморозков.
Итак, утром 27 августа мы, конечно же, не выехали в 7 утра, как планировали (где-то больше поспали, подольше прособирались). Город мы покинули часов в 10 утра (поскольку был будний день, нам повезло миновать пробки на выезде). Путь предстоял неблизкий, планировали в первый же день доехать до перевала Кату-Ярык, около 800 км. Самый тяжелый участок дороги для нас (как мы на тот момент считали) предстоял от Новокузнецка до Бийска, где полное отсутствие дороги на протяжении почти 250 км.
Погода радовала, светило солнышко, хотя на улице было достаточно прохладно, температура не поднималась выше 20 градусов. Так как мы были вдвоем, то делать частые остановки нам не приходилось. Первый раз передохнуть и пообедать остановились в Сростках, уже выехав на замечательную трассу М-52.
Затем, миновав Майму, Манжерок и, не доезжая Усть-Семы, свернули направо на мост и двинулись дальше по Чуйскому тракту, наслаждаясь просто великолепными красотами и идеальным дорожным покрытием. Останавливаться и фотографироваться было решено на обратном пути с большим запасом времени.
Миновали Шебалино, Семинский перевал, Онгудай и, не доезжая перевала Чике-Таман, у нас захрустела левая граната, достаточно сильно, видимо дорога, ведущая до Бийска, благополучно её уничтожила. Точно знали, что в поселке Акташ есть СТО и автомагазины, весь оставшийся путь ехали с надеждой, что дотянем.
В Акташ мы приехали примерно в 18:00, т.е. вся дорога по времени у нас заняла часов 9 (разница с Новокузнецком составляет 1 час). СТО и магазин работает до 19:00, обслуживалась пара машин туристов. Мастера сказали, что смогут заменить нам гранату сразу же, в наличии в магазине она имелась по цене 1000 рублей, сама работа встала в 700 рублей и заняла не более 15 минут. Сделали все быстро, качественно, хорошо.
Поскольку немного устали в дороге, да и темнеет там достаточно рано, было принято решение дальше уже никуда не ехать и оставаться ночевать здесь. Проехав за поселок км 4, дальше по трассе увидели несколько турбаз, расположенных справа вдоль дороги: «Чуйская долина», «Златогорье», «Мены». Сначала заехали в Мены, места были только в общем доме, стоимость 500 руб. с человека, развернулись, заехали в Чуйскую долину, где нам предложили трехместный летний домик за 1000 рублей, т.к. нас двое. Решили съездить в «Златогорье» и, не доехав до нормального съезда (т.к. не увидели), свернули с трассы и немного застряли, вывесили колесо, пришлось толкать. Свободных мест там не оказалось. Итог: ночевали на турбазе «Чуйская долина». Домики были заняты практически все.
Немного о базе «Чуйская долина»: имеются отапливаемые и неотапливаемые летние домики без удобств, стоимость бани 700 руб./час, имеется мангальная зона бесплатно, летняя кухня, беседки, столики с лавочками, хорошо оборудованная полянка под палатки с беседкой под тентом, умывальником, рядом родник и небольшая речушка. Хозяева приветливые. В летнем домике под одеялом не замерзли.
Поужинали замаринованным заранее шашлыком и отправились спать. Утром на летней кухне закончился газ, поэтому для приготовления завтрака пригодилась своя горелка. Светило яркое солнце, на улице потихоньку начало теплеть. Было принято решение сначала съездить на марсианские пейзажи, а затем двинуться к перевалу Кату-Ярык. Перед отъездом с базы пообщались с семьей из Нижневартовска, они так же хотели посетить перевал, но их напугали, что на авто тойота wish они только убьют машину и не смогут подняться, мы посоветовали им хотя бы посмотреть на него с высоты.
Турбаза «Чуйская долина»:
Мы же двинулись на «Марс», путь наш следовала до поселка Чаган-Узун, это примерно в 65 км от Акташа в сторону Монголии. После указателя на поселок справа от трассы имеется мост, ведущий в деревню.
После пересечения моста мы проехали немного прямо и уперлись в развилку, дорога вела направо и налево:
Нам нужно было повернуть налево, но мы, не догадываясь об этом и доверившись описанию с сайта, повернули направо, вследствие чего немного поплутали по деревне, узнавая дорогу у местных. Выехав с деревни, дорога повела нас по степи, увидели реку (в описании на сайте указывалось движение вдоль реки, держась от неё левее), поехали к ней:
Заметили вдалеке машину, подумали, что она едет туда же и рванули за ней, в итоге оба уперлись в тупик и уже совместно обдумывали, как выехать на правильный путь. Позже мы с этими ребятами встретились на базе Кату-Ярык, они тоже рискнули его покорить на автомобиле Ford Fusion (как получилось у них подняться, мы не знаем, но очень интересно).
На деле оказалось, что нам нужна была другая река, но на тот момент она была пересохшая и остались от нее только углубления и галька, поэтому мы не обратили на неё внимание сразу:
Правильный путь заключался в том, чтобы повернуть налево на развилке, проехать сетку:
Выехать в степь и по прокатанной дороге ехать прямо, вдоль пересохшей реки, держась от неё либо слева, либо справа без разницы, в таком состоянии её легко пересечь:
А вот и сами марсианские пейзажи, неописуемая красота:
Вид с вершины:
Жалко, было немного пасмурно. Нагулявшись по планете Марс, мы двинулись на Кату-Ярык. И, конечно же, не могли не остановиться сделать фотографии на идеально ровном и длинном участке трассы М-52, откуда открывается вид на гору Актру:
В Акташе заправили полный бак и поехали в сторону Улагана. Сразу после Красных ворот началась не совсем приятная гравийка, которая до поселка Улаган периодически чередовалась с асфальтом.
Вдоль дороги видны Улаганские озера:
Улаган — поселок достаточно крупный:
После Улагана дорога повела в сторону поселка Балыктуюль. И вот тут-то началась ужасная гравийная дорога, по которой мы двигались 10-20 км/ч, по возможности объезжая эту дорогу полями, так же поступали и другие туристы, передвигавшиеся на машинах посерьезнее. И тут промелькнула мысль и зачем мы только дали добрый совет семье из Нижневартовска поехать просто посмотреть перевал по такой-то дороге:
От Улагана до Балыктуюль примерно 15 км, в самом поселке какой-никакой асфальт, свернули направо на первый же мост по указателю на Кату-Ярык:
После моста продолжилась тяжелая гравийная дорога еще 30 км. Двигались до перевала мы примерно 3,5 часа от п. Акташ. Перед самим перевалом по дороге увидели красивый вид на озеро:
Доехав до перевала, вышли сначала на него посмотреть сверху. Было достаточно холодно, и дул очень сильный холодный ветер. У женщины в кафе поспрашивали про цены на проживание в долине, как поднимаются машины по перевалу, на что она ответила «кто-то поднимается, кто-то нет». Из-за пасмурной погоды Кату-Ярык выглядел довольно мрачновато:
Долго думать не стали и поехали спускаться. Очень страшно было смотреть вниз, дух, конечно, захватывало. Встретили поднимающуюся навстречу переднеприводную машину, которая остановилась немного передохнуть. Водитель сказал, что самое сложное это середина, а вначале он легко заскочил, включив пониженную передачу.
Спустившись в долину, долго выбирать не стали и остановились сразу на базе Кату-Ярык. Мест в домиках свободных не было, поставили палатку — 200 рублей. База довольно хорошая, большая, много домиков отапливаемых, две бани (700 руб./час), домики — 500 рублей с чел., без удобств. Красивые бесплатные беседки, есть веревки для сушки вещей, даже имеется полянка со спортинвентарем и летний душ (бесплатно). Сразу денег с нас брать не стали, сказали потом. Дрова напилили нам бесплатно. Мы поставили палатку, поужинали и легли спать, было принято решение утром ехать на водопад Учар. Кстати, мобильная связь там полностью отсутствует, и закончилась она у нас сразу же после Улагана.
Турбаза Кату-Ярык:
Утром, позавтракав, собрав вещи и палатку, двинулись вдоль Чулышмана к водопаду Учар. Дорога — все та же плохая гравийка, примерно 30 км ехали около 1,5 часа. Погода разгулялась хорошая, температура приближалась к +30, долина, конечно, как и сам Чулышман, завораживающая:
Вот такие объездные пути полями:
Доехали до турбазы «Каменные грибы». Нас встретил местный мужчина очень любезный и вежливый, узнали у него про цены: по проживанию также 500 руб. с чел., палатка — 150, баня — 600 руб./час. Переправа на другой берег 500 рублей. Спросили у него, не поздно ли идти на водопад (время было 11:30), сказал, что еще нет. Переправил нас, объяснил дорогу, пояснил, что примерно путь туда обратно должен занять 7 часов.
Итак, 7 км в одну сторону и мы на водопаде. Путь идет вдоль обворожительной реки Чульча по горе. Периодически встречаются небольшие скаты воды, где мы передыхали, набирали воду. Стояла ясная жаркая погода, от чего пить хотелось постоянно. Местами тропа была совсем узкая. Туристов встречалось достаточно много, а вот лесничих не встретили ни одного. Но что самое удивительное — это чистота, никакого мусора.
Тропа к водопаду:
А какой там запах от хвойных деревьев, даже немного сладковатый, просто волшебный.
И вот он, Учар, собственной персоной:
Добрались мы к нему в 14:30. Провели там часа полтора, пили воду, отдыхали, любовались красотами, наслаждались чудесным шумом водопада. Нам повезло, других туристов не было совсем, только звуки природы.
Когда двинулись обратно, солнце потихоньку начало прятаться за гору, и назад было идти легче, менее жарко. По дороге встретили одного ужика, катившегося вместе с песком с горы. Других змей и прочей живности замечено не было. Никаких насекомых.
К 18:30 уже вышли к переправе. Мужчина, который нас переправлял, увидел нас с того берега вдалеке заранее и поэтому сразу подъехал и нам не пришлось ему сигналить, чтобы он нас забрал. Опять же поинтересовались у него, сложно ли нам будет забраться в перевал, на что он ответил «перевал как перевал, что в нем такого», а потом добавил «на всякий случай есть буксир, 600 рублей в первый крутой подъем».
Решили поехать обратно на базу Кату-Ярык на ночевку, чтобы на следующий день сократить километры тяжелой гравийки. Вдоль реки Чулышман очень много людей, ночующих в палатках, встречаются даже различные беседки. Замечено — чем дороже машина, тем более люди предпочитают жить в палатках, а не на турбазах.
Мы же добрались до базы уже по темноте. В 20:00 темнота стоит кромешная, ничего не видно, но во вторую ночь из-за ясного неба открылась огромнейшая луна, которая светила так, что было ощущение включенных фонарей. Заказали баню, топят они её знатно — 100 градусов. Поскольку на этой базе спали в палатках, то нужна была розетка для фена, в бане она не работала, и персонал турбазы любезно пустили нас в свой домик для этой цели, за что им огромное спасибо.
Кстати, в долине было достаточно тепло ночью, в палатке не замерзли ни капли, спали под шум водопада, что на противоположном берегу Чулышмана:
Когда просыпаешься и любуешься таким видом, солнцем, шумом реки и водопада, то понимаешь, какое оно, это «доброе утро»!
На водопад Куркуре мы не пошли, переправа на него также стоит 500 рублей. Собрав вещи и насладившись последний раз видами и воздухом Чулышманской долины, мы двинулись штурмовать перевал Кату-ярык (резина, кстати, стояла низкопрофильная на 15, дождевая). Разогнавшись на первой передаче, иногда даже втыкая вторую, мы покорили перевал на одном дыхании, чему были несказанно рады.
Вот еще немного видов на перевал:
И обратный путь и снова 45 км гравийной тяжелой дороги, хотя привыкнув к ней, местами уже ехали и 30-40 км/ч. Одно плохо пропускали уплотнители в машине, поэтому ехали все в пыли.
По дороге видели много белок и вот таких вот зверьков:
Озеро Чейбек-Коль или Мертвое озеро:
По дороге обратно навстречу нам два подготовленных велосипедиста, как потом мы узнали, они поехали до самого перевала, молодцы ребята.
Ну и, конечно же, традиционное фото красных ворот:
До Акташа назад добирались где-то так же часа 3,5. Подъехали к речке, чтобы отдохнуть и пообедать. Пока обедали, к нам присоединился вот этот товарищ:
Под видом попить воды в реке тихонечко подобрался к нам, мы накормили его бутербродами с паштетом и печеньками. За это он нас охранял и отгонял непрошеных гостей. Наевшись, он попрятал оставшееся печенье в разные места, потом когда ушел, мы подкопали ему в тайники еще немного еды.
Остановиться ночевать решили на той же базе «Чуйская долина», туристы с нее почти все уехали, осталась только семья с Нижневартовска. Пообщались с ними, они успели съездить до границы с Монголией, посмотрели там какое-то озеро. На Кату-Ярык они все-таки попробовали съездить, но, заехав за Улаган и прокатившись немного по этой гравийке, решили развернуться назад. Мы рассказали им про марсианские пейзажи, они решили тоже их посмотреть и двинуться на Яровое.
В этот раз мы взяли отапливаемый домик так же за 1000 рублей. Только он был четырехместный, и в нем стояло два дивана, очень неудобные. Да и дрова у них на базе для растопки не хотели никак гореть, хорошо с собой были свои, ими и топили.
Наутро решили посетить гейзерное озеро. С нашей турбазы до него идти 2 км, хозяева дают карту и объясняют дорогу. А вот с турбазы «Мены» идти метров 300, 20 рублей с человека проход через базу. Туда-то мы и отправились.
После чего двинулись мы в Чемальский район, по пути останавливались и делали фотографии:
Памятник строителям Чуйского тракта:
Смотровая площадка Чике Таман:
Приехали в Чемальский район мы уже часов в 5 вечера, стали искать, где остановиться. Заехали в одну гостиницу, другую, цены в районе 2500 за номер с удобствами. Залезли в интернет и нашли гостиницу Ареда 1, номер с душем 1600 на двоих, решили двинуться туда, находится она за Чемалом в 7 км на берегу реки Куба. По дороге в поселке Элекмонар купили мясо маринованное, которое оказалось очень вкусным. На следующий день заехали к ним еще за «добавкой», похвалили, пожаловались что такого мяса у нас нигде не найдешь, они посочувствовали и сказали «у вас есть магазины, якобы мясо с Алтая, не верьте — нам самим не хватает, вам мы его не поставляем».
Не доехали до гостиницы 7 км, у нас случилась неприятность. Порвался ремень ГРМ. Хорошо, что новый был с собой. И вот, стоя у дороги, уже под светом фонариков меняли его. Гостиницу искали уже по темноте. Свободные места были, заселили нас и вот радость — горячий душ. Приобрели у них уголь за 200 рублей и отправились жарить шашлык, мангальные зоны — бесплатно:
Гостиница Ареда 1: за двухместный номер без балконы мы заплатили 1600. Нормальная гостиница, удобная кровать, мягкие подушки, все удобства, только немного грязновато. В душевой кабине очень плохо уходила вода. Но все это мелочи, в общем, нам понравилось. Только один непонятный факт: собирались утром выселиться к 12 часам, в 11 к нам постучала уборщица и сказала, что выселение у них в 10, хотя на ресепшене нам не сказали ни слова.
Немного фотографий территории отеля, вдруг кому пригодятся:
Такие мотыльки по всей территории, и запах от них очень неприятный:
Далее по плану у нас было посетить Голубые озера, которые видно становится только к концу августа, их посещают осенью и зимой, весной их скрывает Катунь. Чтобы до них добраться со стороны Чемала, не доезжая базы Турсиб, повернули налево на мост, в направлении поселка Аскат, затем проехали весь поселок напрямую и выехали в аскатскую долину. Конечно, немного поплутали по поселку, но местные подсказали дорогу. Дорога к озерам прокатана хорошо, только не совсем легко проходимая, от поселка до озер примерно 5 км. Проехав столько, сколько позволила дорога, мы оставили машину и пошли пешком. Сначала дорога вывела нас к Катуни:
Затем увела в лес, и вот там главное не пройти поворот направо, он пойдет немного в горку:
мы его прошли и ушли далековато в лес:
Хорошо, нам встретились местные, собирающие грибы, и подсказали дорогу. Единственное — спуск к этим озерам очень крутой.
Голубые озера, Чемальский район, первое озеро:
Наверное, единственное место, где мы наткнулись на мусор, оставленный человеком:
Второе озеро:
Ну, вот и все, закупившись местными яблоками и чаем, мы выдвинулись домой, по пути, конечно, остановились пожарить наивкуснейшее мясо, приобретенное в Элекмонаре. К дому мы прибыли только в 3 часа ночи (с учетом разницы во времени).
Итоги: Путешествовали мы по Алтаю 6 дней и 5 ночей. Посетили перевал Кату-Ярык, Чулышманскую долину, водопад Учар, Гейзерное озеро, Марсианские пейзажи, Голубые озера в Чемальском районе. Планировалось посетить еще радиовышку в поселке Акташ, водопад Куркуре — не поехали сами. Про пещеры в Белом Боме совсем забыли. Все это повод вернуться!
Теплые вещи не понадобились вообще, стояла теплая ясная погода, днем градусник показывал +30, вечером было немного прохладно.
Ночевали на турбазах «Чуйская долина» (п. Акташ), «Кату-Ярык» (Чулышманская долина), «Ареда-1» (Чемальский р-н).
Затраты на проживание: 2000 руб. — «Чуйская долина» (две ночевки), 400 руб. — «Кату-Ярык» (две ночевки), 1600 руб. — «Ареда-1» (одна ночь). Итого: 4000 руб + 700 (баня) = 4700 руб.
Продуктов хватило на всю поездку, ничего не докупалось, кроме мяса по 400 рублей за 1 кг. Изначально было потрачено 3000 руб. Итого: 3800 руб.
Бензин: на всю дорогу было потрачено 5000 рублей. Цены на 92 бензин в п. Акташ — 34,70-34,90 р/л.
Поломки машины встали в 1700 рублей. Кстати, когда меняли ремень ГРМ, у нас лопнул болт на натяжителе ремня генератора, в автомагазинах в Чемале его не оказалось, обратились на СТО в Чемале (там, где у них большое скопление магазинов), парень помог и болт нашел и старый выбил и за это ничего с нас не взял, спасибо ему огромное, очень выручил!
Затраты на поездку составили 15200 рублей.
Отдохнули очень хорошо, много что посмотрели, все было насыщено красотами, местами, идеальными дорогами и чудесным воздухом. Встретили много хороших и интересных людей, которые нас консультировали, помогали и просто общались, огромное спасибо им всем. Местные и владельцы баз вполне отзывчивые, приятные, вежливые люди, ни разу нам даже грубо не ответили, все подсказывали. Поездка принесла огромный заряд позитива, впечатлений, теплоты. Надышались горным воздухом и хотим новых путешествий!
Огромный привет семье из Нижневартовска, если читаете этот отчет, и ребятам с Ford Fusion (интересно узнать, как покорился вам Кату-Ярык)!