Путешествие в соседнюю Монголию к берегам «младшего брата» Байкала — озера Хубсугул

08.09.2015 | 27167 просмотров

Приветствую всех читателей!

Вот и свершилась моя давняя мечта посетить оз. Хубсугул, что находится в соседней Монголии, совсем недалеко от нашей Восточной Сибири.

Хубсугул — самое глубокое озеро в Монголии. В него впадает 96 рек и ручьев и вытекает река Эгийн-Гол (бассейн Селенги). Посещение этой страны стало еще доступнее в связи с отменой виз.

Собралась нас большая компания. Изначально перед поездкой ищем турбазы в интернете, где мы можем остановиться и провести запланированный отдых.

Самые известные из турбаз на ХубСугуле — «Край земли» и «Серебряный берег». Обе находятся рядом. Мы отдыхали не там, но в эти турбазы вроде бы предлагают благоустроенные юрты. По факту не проверяли. Все зависит от ваших пожеланий и финансовых возможностей.

Наш выбор пал на турбазу «МонголСибирьАян», т.к. с нами ехал человек, который уже там бывал, и полностью доверяя его выбору, мы поехали туда. Бронируем юрты. Забегая вперед, расскажу: сутки проживания в нашей турбазе с трехразовым питанием нам обошлись в 1200 р. за взрослого человека. Дети до 7 лет бесплатно, после 7 — 800 р. В юрте стоит 4 кровати, умывальник, есть розетка 220 В и буржуйка в центре.

Туалет находится на улице, и он неблагоустроенный. Баня есть, но она не работала. Всего на базе стоит пять юрт, мы забронировали четыре, но в пятую за весь наш отпуск никого не подселили. Столовая, которая также имеет вид сдвоенной юрты, располагается в 20 метрах от основных юрт. Более подробную информацию можно найти в интернете.

Итак, настал день, и мы двигаем из Иркутска в сторону солнечной Монголии.

Маршрут совсем несложный, протяженностью порядка 340 км от г. Иркутска до п. Ханх. По топливу получилось два бака туда-обратно (80 л) с учетом покатушек по местным достопримечательностям.

Выехали в 5:00, для того чтобы быстрее пройти границу. Ехали все утро в густом тумане. От Иркутска до п. Монды лежит отличный асфальт. Проходится без проблем.

Подъезжая к п. Монды, нас останавливает пограничный пост для проверки загранпаспортов. Забирают паспорта, мы ждем минут 10-15, отбиваясь от огромных паутов. После чего нас пропускают дальше.

По бензину: есть заправка в Мондах, и там есть только 92, 80 и Дт. Лучше заправлять полный бак, т.к. в Монголии совсем беда с бензином, и заправиться там негде.

Заправка эта, правда, не очень, по слухам, поэтому можно «до полного» заправится в п. Кырен, который находится километрах в 20, не доезжая п. Монды.

Заправляемся и едем в гору через перевал порядка 10 км по не очень хорошему, но все-таки асфальту и доезжаем до границы с Монголией.

Колонны машин по 5-7 шт. пропускают по очереди. Сначала с одной стороны границы, потом с другой. Время прохождения у нас получилось 2-2,5 часа.

Досматривается все: бардачки, багажники, вплоть до всех внутренних отсеков... Специально обученная собака нюхает салон авто и вещи на наличие запрещенных препаратов.

С зеркалом заглядывают под дно авто, и все это на русской таможне. Далее после осмотра вносятся данные в БД таможни, ставят печать о выезде из России и пропускают на Монгольскую территорию.

На монгольской границе заполняли регистрационный лист. Водитель дополнительно заполняет листок, в котором ставят отметки таможня и пограничники. Потом платится пошлина в размере 70 рублей — ее оплачивают все водители.

Пассажиры ничего не платят. Просто заполняют регистрационные карточки. Потом платится страховка (что-то типа нашего полиса ОСАГО) в размере 1340 р., если более 150 л.с., то размер страховки увеличивается. Причем не важно, на день или месяц вы туда заезжаете.

Таможенные ограничения: ввозить можно 1 литр водки, 3 литра пива, 2 литра вина на одного человека (алкоголь можно купить в Ханхе по достаточно сносной цене, с этим там проблем нет).

Вывозить рыбу, мясо, камни — нельзя! Можно попытаться спрятать, но если найдут, штраф 100% обеспечен. Так что лучше не экспериментировать.

КПП на границе работает с 9 до 17 часов без выходных до октября, после вроде бы как с выходными, точно не помню, врать не буду.

Если на обратном пути не предъявите эти билеты, то снова придется платить. Еще один немаловажный момент — регистрация. При въезде или выезде нужно зарегистрироваться в администрации поселка за 180 рублей с человека.

После этого КПП до Ханха нас уже никто не останавливал и не собирал больше денег.

От границы идет гравийка — сносного качества протяженностью 20 км. Сильно быстро ехать не получится, но ехать можно.

И вот после преодоления этого 20-километрового отрезка перед нами предстает господин ХубСугул.

Заселяемся в юрты, обедаем и едем смотреть местные достопримечательности.

Первым делом нам советуют посетить Обо — священное монгольское место.

Взято из Интернета:

«Обо (по монг. — «овоо») — древнее святилище, местопребывание духов-хозяев местности, место, где надлежит поклоняться духам, сооружается в священных местах, где духи явили себя или где они действуют.

С годами обо увеличивается в своих размерах за счет жертвенных камней во время ежегодных обрядов и от проходящих мимо путников. Обо часто возникает в местах поклонения духам на перевалах, где проходят караванные тропы, или вершинах почитаемых гор, в святых местах и вблизи буддийских храмов. Груды камней на перевалах часто являются единственным ориентиром для путешественников в пустынной местности. Каждый бурятский и монгольский род, каждый монгольский сомон и каждый буддийский монастырь имели свое обо.

13 обо Ханха.

Шаманское святилище Арван-Гурван-обо, дословно переводимое на русский язык как «13 обо», находится на выступающем скалистом Хангинском мысе, по преданию здесь постоянно камлали шаманы на протяжении последних 400 лет.

Ученые отмечают на этом мысе местонахождение древнего комплекса жертвенных очагов. Следы 13 старых обо, если внимательно приглядеться, видны на земле и сейчас с восточной стороны, рядом с новым обо.

Согласно традиции монгольского мира 13 тэнгриев являлись главными хранителями мира. В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах — сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Культ «Арван гурван Атаа тэнгэри», согласно древним обычаям сопровождается Великим тайлаганами один раз в год проводимым на обо, где совершается жертвоприношение «зулдэ» — головой жертвенного животного, для увековечивания жизни рода.

Древнее шаманское святилище было освящено летом 2005 г., в это же время было сложено 13 новых обо из крупных белых валунов. Шаманские обряды практикуются на этом месте и в настоящее время, свежие кострища и черепа жертвенных животных можно увидеть рядом с центральным обо».

Цвет воды просто невозможно описать словами! Фото не может передать всей насыщенности этого цвета. Если сравнивать с Байкалом, то в нем вода голубая, но с зеленоватым оттенком, а в Хубсугуле — голубая с ярко выраженным бирюзовым оттенком. Я даже не знаю, как описать. На это действительно хотя бы раз в жизни нужно посмотреть.

Посетив это уникальное место, мы отправляемся назад в юрты.

К вечеру, несмотря на середину июля, становится прохладно. Мы надеваем кто кофты, кто куртки. Местный монгол заходит в каждую юрту и затапливает в них печки.

Вечером в юрте было жарко, а ближе к утру стало холодно. Выйдя на улицу, я удивился тому, что изо рта идет пар. Градусник в машине показывал 11 градусов тепла.

Вообще на ХубСугуле климат такой: если солнце выходит — становится жарко, как только заходит за облако, хочется сразу надеть кофту. В целом очень похоже на байкальский климат, но солнечная активность намного больше, т.к. высота над уровнем моря на Байкале около 500 м, а на ХубСугуле 1650 м. Вода холодная настолько, что если зайти в воду голыми ногами, то через минуту начинает их сводить.

От кого-то слышал, что раньше за сильную провинность у местных монголов было наказание: человека раздевали и по грудь загоняли в озеро на шесть часов и заставляли стоять неподвижно. После этого детей человек точно не мог ни зачать, ни родить, в купе со всеми вытекающими от переохлаждения болезнями. Наш Байкал не намного, но все-таки теплее, однако мы-таки решились искупаться, но очень недолго, я бы сказал, даже очень быстро. )))

Второй день начался с рыбалки. Мы думали, что пойдем рыбачить в озеро, но, к сожалению, по приезду оказалось, что для передвижения по озеру на борте с мотором нам нужно было брать бензин. В итоге — не срослось, и мы взяли гида, для того чтобы он нам показал, где можно порыбачить без лодки. Предварительно накупив кучу блесен, мух и дополнительных спиннингов, мы наивно полагали, что они нам обязательно понадобятся... По пути до места делаю пару кадров местной природы.

Но приехав на речку, к которой нас привел местный монгол, мы сильно были удивлены.

Ширина этой речки была на полметра меньше, чем длина 230-см спиннинга. Поначалу расстроившись, мы спросили у товарища гида, точно ли туда мы приехали. И вообще, как тут ловить? Тыкая пальцем в воду, он показал на плавающего косяками хариуса.

Все-таки достав спиннинги, мы пытались запихать рыбе прямо в рот блесны, мухи и все то, что зачем-то было накуплено, но рыба ни на что клевать не хотела. После часа наших попыток выловить хоть одного хариуса наш монгол сказал, что это бесполезная затея и нужно ловить руками (!). Я надел сапоги, зашел в реку, запихал руку под берег, и в ямке нащупал хвост. Схватил, вытащил, выбросил на берег, тут шесть хвостов, там пять хвостов, и в итоге за 15 минут полпакета было уже поймано. Да... Такой рыбалки мы еще никогда не видели. В итоге провели весь день на этой речушке, наловили рыбы, покоптили, посолили и остались довольными.

Вечером нас ждал хорхог — национальное монгольское блюдо.

Для приготовления используется баранина. Мясо на косточке режется на кусочки. От десяти до двадцати гладких камней размером с кулак кладутся в огонь. Мясо и горячие камни помещаются в металлический сосуд, в качестве которого используется 40-литровая фляга, добавляются соль, специи. Часто готовится с овощами (морковь, капуста, картофель). Далее добавляется необходимое количество воды, сосуд закрывается крышкой и ставится на огонь. Тушение происходит теплом от огня и от горячих камней. Блюдо готовится 1,5-2 часа. Содержимое сосуда раскладывается по порциям, а гостям дают в руки горячие камни. Они в процессе приготовления впитывают жир и становятся чёрными.

Едят хорхог обычно руками. За приготовление целого барана с нас попросили 7000 рублей.

На этом наш второй день закончился.

Забыл рассказать про не очень приятный момент. Есть там маленькие монголята, которые все три дня ходили мимо нас, прямо по территории турбазы и попрошайничали. Кто просил денег, кто просил семечек, кто апельсины... Переворачивали мусорки и смотрели, не оставили ли мы что-нибудь там ценного. Если что-то оставлено без присмотра, может сказочным образом исчезнуть вообще.

Третий день мы так же посвятили рыбалке на «руки». Пока народ рыбачил, я убежал на берег озера, дабы запечатлеть это удивительное по своей красоте озеро.

Сделав несколько снимков и покушав вкусного копченого монгольского хариуса, мы отправились на турбазу, где нас опять ждало знакомство с национальной кухней — хушурами.

Хушуры — это чебуреки по-нашему, однако в отличие от наших чебуреков в хушуры добавляется ячье мясо, что придает им необыкновенно нежный вкус.

Так прошел еще один день... Вечером, сделав еще пару кадров красивейшего заката, мы развели пионерский костер, чем привлекли внимание местных маленьких моноглят.

На обратном пути по направлению к дому фотографируемся с грозным ЧингисХаном. И делаем несколько кадров величайшего пика Мунку-Сардык — высшей точки Восточных Саян с монгольской стороны. Нам очень повезло, так как редкий раз он открывает свою седую голову из-за плотных облаков.

На этом я хочу завершить сове повествование про Монголию. Озеро Хубсугул — это суровое, дикое и несомненно красивое место.

Хотел бы я вернуться туда? Однозначно да! Только на этот раз с лодкой и мотором для обследования водного пространства и все-таки традиционной рыбалки спиннингом.

Посоветовал бы я съездить на ХубСугул? Снова всеми руками за! Хотя бы для того, чтобы посмотреть на эту дикую природу, страну, быт и сформировать свое мнение об этом горном и чистейшем озере.

Новосиб
Очень красиво!!!
Счастье не за горами... Оно в горах!

mehanic48:
Очень красиво!!!
Да не то слово! Вынос мозга!

Монголия - красивая страна. А для автопутешествий просто создана.

Спасибо, старался )
Мой отзыв: Nissan Cefiro 1999

предпоследнее фото очень эффектное! красотища!)
Все в порядке! ;)

Хочу!

Прикольная рыбалка на хариуса. Вкуснятина всяко!!!

Не доехал я немного в поездку на Байкал до оз. Хубсугул, жалею теперь о несовершенном читая подобные очерки! Удачных новых дорог и приключений автору!

Круто, но есть вопросы:
Загран паспорт нужен?
Как обстоят дела на границе если со своей лодкой и мотором проехать?
Народу много?

В августе в Улан-Баторе встретили экипаж из Красноярска, их патриот на нормальной такой резине от Ханка до Хатгала (север -> юг озера) ехал каких то 9ть часов.

Очень хочу со стороны Хубсугула подняться на Мунку-Сардык, высшую точку восточных Саян. Говорят тут есть относительно спокойные конные маршруты.

Красивый отчет.

ОТЛИЧНО!

Halifax, Nova Scotia
Очень красиво! Я б туда доехал и вкруговую бы пехом сходил с рюкзаком да палаткой... может получится когда-нибудь...

красота

Bonifacio:
Круто, но есть вопросы:
Загран паспорт нужен?
Как обстоят дела на границе если со своей лодкой и мотором проехать?
Народу много?
1. Загранпаспорт нужен! Это же другая страна. Визы отменили с 2015 года, они теперь не нужны.
2. Нормально. Досмотрят и пропустят.
3. 2,5 часа ушло на прохождение туда и 1,5 обратно. В среднем ожидание занимает 1-1,5, и прохождение с проверками 1 час.

Даниял Исин:
Так то оно не маленькое ) это если месяца два-три то можно наверное вкруговую, а так пехом фиг знает...

black-73:
Спасибо )

Halifax, Nova Scotia
Алексей 2:
думаю месяц, совсем не торопясь... вот это были б каникулы...

Катуар, заМКАДыш
Подозреваю, что после вашего отчета на будущий год у наших "западников" появится новый клич "нах дранг остен". И попрёт народ за халявным хариусом. С ещё большим воодушевлением, чем за омулем по конским ценам к Байкалу :)))
... Да... Такой рыбалки мы еще никогда не видели...
Я бы сказал, что это квинтэссенция всего повествования. Впрочем, на Сахалине такое явление почти обыденность. См.фото

Шикарный отчет с подробным экскурсом и описаниями. Увлекательно, познавательно и полезно. Снимки выше всяких похвал.
Про рыбалку монголы (точнее монгольские казахи) тоже рассказывали много интересного. Но в начале мая на озерах ещё был лёд.
Мы въезжали с Алтая через Ташанты, а возвращались в Тыву через Хандагайты. Поэтому возник вопрос для внесения ясности в будущий вояж.
Вы пишете:
""Спустя 2,5 часа отъезжаем от границы, и через 2 км еще одно КПП со шлагбаумом. Люди в форме собирают по 100 рублей за посещение нацпарка и выдают карту местности и красивые билеты.
Где-то читал, что бывали люди, не знающие про эту регистрацию, и им приходилось платить штраф в размере 1500 р. на обратном пути при выезде с Монголии либо возвращаться в Ханх, регистрироваться, ехать обратно на КПП, а это порядка 40 км не самой лучшей гравийки.""
Следовательно, если возвращаться с Гоби, с посещением Хубсугула, через Монды можно нарваться на такие неприятности ???
О-о-о, а-а-а, и-и-и, забыл про самое главное. Огромная благодарность за позитивный отчёт.
alik
Спасибо автору!!!!!!!!!Красивые фото,места обалденные!!!!!!

black-73:
А представляете каково нам теперь читать всё ЭТО.
Будучи "в двух лаптях" от Хубсугула...
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

где белая и зеленая зима
красотисча!!!
Проснулся и как давай жить!

И ведь правда так близко от Иркутска, надо ехать!)) Автор спасибо за интересный отчет, фото красивые, Монголия не всегда одни лишь степи да степи....

Классные фото!
...тоже мечтаю побывать на Хубсугуле,памятуя рассказы тех,кто там был...))
...мож когда и доведётся,даст Бог!)

Автору сего опуса-удачи и интересных новых путешествий!)))

Бывший_сахалинец:
Вы пишете:

Блин, все в цитату запихнулось... Дублирую, для понятности.
Бывший_сахалинец:

Алексей 2:
Блин, все в цитату запихнулось... Дублирую, для понятности. Если бумажку с регистрацией не покажите, то неприятности скорее всего будут. Хотя если Вы будете заезжать с другой стороны, может и не будут. Но в любом случае, они не очень по-русски понимают, думаю долго Вам придется объяснять. Врать не буду, но честно сказать не знаю ответ на Ваш вопрос )
Спасибо. Очень своевременно. Сейчас как раз пытаюсь прорабатывать маршрут в Гоби. С заходом или выходом через Алтай или Бурятию. Хотелось бы через южный Казахстан, но смущает непредсказуемый и очень дорогой Китай.

оренбург
красотища! в европу теперь дорого,поедем к братьям монголам.
шикарные снимки.спасибо.

KJA - WRO
отличная поездка...чего только стоит красота Тункинской долины)))

Ну вот зачем такие красивые фотки? Теперь хочу на Хубсугул!!! Да порыбачить руками))
Отличный отчёт. Небольшой, но информативным.

Ленинск-Кузнецкий
Хорошая поездка,фото зачёт, рыбалка особенно удалась.

красота

Коротенько, но красиво. Впечатлило.

Город в облаках...
всё хорошо
carina ed 162 3s-ge
RAV4 sxa10 3s-fe
Мой отзыв: Toyota Chaser 1990

Санкт-Петебрург
Главный момент отличающий хороший отчет от плохого - умение заинтересовать. У вас получилось, уже сижу и гуглю про Монголию)
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Красиво.

Рыбаки неистовствуют, остальные любуются фотками. Действительно красиво.

"предстает господин ХубСугул."
Чуток не корректно. У нас говорят: Байкал - батюшка, Хубсугул - матушка!
Сейчас Rexton, 2006
Были: Presage TU31, 2004, 2WD, QR25
N-Avenir PW11, 2001, 2WD, SR20
Мой отзыв: SsangYong Rexton 2006

AK800:
"предстает господин ХубСугул."
Чуток не корректно. У нас говорят: Байкал - батюшка, Хубсугул - матушка!
Хубсугул - мужской род.... На матушку может и обидеться. Младший брат, самое правильное определение, на мой взгляд.

toptishka:
Спасибо, старался )

Интересный отчет, много полезной информации, красивые фотографии)

В Монголии как я понял рубли принимают?
Запчасти для корейских грузовиков, экскаваторов,КМУ.
Запчасти для редукторов.
www.koreazap55.ru
Мой отзыв: Chevrolet Lacetti 2010

Владимир55:
В Монголии как я понял рубли принимают?
Только в пограничных городах, и то я б в поездке на это не рассчитывал. Смело меняйте на таможне если предложат, курс лучше чем в банках.

здравствуйте, подскажите а права в Монголии обычного образца или надо получать международные .
TOYOTA, 2001Г.

Владимир55:
В Монголии как я понял рубли принимают?
В Ханхе везде хоть тугрики, хоть рубли. На таможне так же как тугрики так и рубли приминают.
ga_iden:
Если говорить только о Ханхе, то можно не заморачиваться с разменом. там свободно принимают рубли.
krasss:
Обычные права. Только там некому их спрашивать ) Если мы говорим опять же только о Ханхе. Дальше не ездил, не знаю.

"Есть там маленькие монголята, которые все три дня ходили мимо нас, прямо по территории турбазы и попрошайничали. Кто просил денег, кто просил семечек, кто апельсины... Переворачивали мусорки и смотрели, не оставили ли мы что-нибудь там ценного. Если что-то оставлено без присмотра, может сказочным образом исчезнуть вообще."

это че... в 2011 г к нам в юрту ночью монгол залез, щеколда была "на соплях". Упер чемодан и барсетку с налом, тыщ 5. Мы были "уставшие", поэтому не проснулись. Хорошо, хоть барсетку с доками бросил на входе, только деньги забрал. Так что ухо востро надо держать, у местных уровень жизни в основном ниже плинтуса...
Рено Дастер 2л АКП

Позновательное путешествие,молодцы.

Красивые места

Хорошо съездили.. и про регистрацию даже рассказал, спасибо!
Правда вот интересно, если заехать здесь через Монды в Монголию, а выехать где нибудь в Кяхте или Ташанте, то надо регистрацию какую то делать или нет?

Живу в Новокузнецке,Любим путешествовать.много раз были на Алтае и Горном Алтае. От Горного Алтая, говорят Монголия за горой всего....Но можно ли там проехать, есть ли дорога со стороны Горного Алтая или еще от гуда либо, так как До Иркутска нам далеко. Спасибо. Подскажите кто знает.

Вообще какие есть еще варианты проезда на это озеро?

Есть дорога, но не самая простая, не для гражданских машин..
1994г.- R13,R14,R15,R16,R17,R18,R19,R20 -2022г. ......

А как на счёт отдыха с палатками? Может на территории базы можно ставить за плату? Ответьте, пожалуйста в вк, здесь не факт, что найду сообщение

1956219
Там 98 бенза вообще нет? 😑😑😑

Егор
Спасибо за отзыв !!!!!!!!!