|
Идея посетить Грузию появилась в моей голове со сменой автомобиля. Оставалось убедить мужа, единственного водителя, в том, что свой отпуск он мечтает провести именно так, то есть за рулем. На удивление, Дима очень быстро согласился: Грузия стала бессовестно доступной! В голову полезли иные фантазии, начали строиться новые планы: так наш маршрут «вырос» из начальных 2200 км (туда-обратно) в 5000 км. Количество же отпускных дней и число водителей оставалось неизменным.
Итак: нас двое — Дмитрий и Татьяна, автомобиль Lifan X60 — Левик, 14 дней, 2 страны — Грузия и Турция, 2 моря и ряд достопримечательностей, обязательных к осмотру.
Старт нашей поездке был дан 12 июля, в воскресенье. Дорога до Верхнего Ларса водителю давалась нелегко по причине абсолютно бессонной ночи. Сотрудники ДПС, видимо, отдыхали на морях и не беспокоили водителей появлением на дорогах. В Ставропольском крае и южных республиках повеселили своими размерами стационарные камеры типа «огромный скворечник», а также немного поднапрягли переносные радары.
Граница с российской стороны сразу не поддалась, пришлось до наступления темноты любоваться красотами, а затем ночевать в очереди.
На следующее утро Грузия нас встретила ливнем, который провожал нас почти до Тбилиси.
Тбилиси — это город, который шокирует своим движением. Широкие с хорошим покрытием дороги, нереальное количество развязок и дублеров, ограничение 70 км/ч в городе (которое никто не соблюдает), безумные перестроения из ряда в ряд заставляют очень сильно пересмотреть свои ценности. Глаза вообще приобретают яркий и очень эмоциональный взгляд. Пешеходов никто и никогда не пропускает. Местные жители привыкли к такой ситуации и спокойно ступают на проезжую часть, а вот туристы перебегают дорогу по принцип «помолись и беги».
Быстренько заселившись в гостевой дом Best Home Guest House (https://www.booking.com/hotel/ge/hostel-tbilisi.ru.html?aid=343337;label=operasoft-sdO15-343337;sid=b6886ade84649455278856b94668b371;dcid=5 ) — рекомендую всем (!), который находится в старой части Тбилиси и оставив нашу машину, мы пошли знакомиться с городом-старцем.
Тбилиси нам очень понравился: уютный, комфортный и гостеприимный город. Конечно же, нам не хватило времени все внимательно рассмотреть, но и за полдня мы успели влюбиться в этот город и пообещать встретиться с ним еще раз. Пожалуй, немного расстроили только тучи, без них фотографии и восприятие было бы светлее.
Конечно же, не обошлось без божественной грузинской кухни. Местный житель Николас отвез нас в ресторан Таглаура в районе Ортачала. Какой это был ресторан!!! И какой это был ужин!!! 6 огромных хинкали, потрясающий хачапури с телятиной и овощами, салат и 2 пива собственного приготовления нам обошлись в 19 лари (475 рублей). И мы не просто наелись, счастливые, мы покатились дальше осматривать город.
В Тбилиси, как и в Грузии в целом, очень много туристов из Европы. С туристическими рюкзаками они стремяться узнать о стране все, что могут, покоряют Казбек, спешат искупаться в море на закате, на велосипедах едут вслед за солнцем.
На следующий день наш путь лежал в Ахалцихе. Но по пути (после Боржоми) нас ждал сюрприз — Ацкурская крепость, которая упоминается в исторических источниках с 11-го века. Вход (а точнее ее штурм) свободный, ведутся частичные реставрационные работы. Немного осмотрелись, почувствовав себя маленькими человечками.
А это уже Рабат — исторический комплекс в Ахалцихе. Стоимость 7 лари с взрослого. Однозначно, есть что посмотреть! На территории комплекса имеется исторический музей, где собраны интересные экспонаты, поэтому для осмотра оставляйте достаточно много времени.
В одном из строении Рабата, отделанном брусом, грузинская семья в свое удовольствие пела поставленными голосами родные песни. Это было восхитительно! Казалось, что голос обволакивает и уносит тебя куда-то далеко.
А за территорией комплекса тоже можно увидеть старинные строения:
Бани.
Дом с вросшей от времени черепичной крышей.
Двухуровневый мост над протекающей внизу речкой.
После позднего обеда (я столько мяса в харчо и солянке никогда не видела) мы двинулись в сторону грузино-турецкой границы, то есть в Вале. Погранпереход очень спокойный, незагруженный. Незагруженный — это штуки 4 фуры и 4-5 легковых автомобиля, 2 из которых с российскими номерами. Мне показалось, что грузины расстраиваются, когда гости из России отправляются в Турцию, спрашивают «вам что-то у нас не понравилось?» Лично нам понравилось в Грузии всё — и до, и после Турции. И впечатление от страны осталось очень теплое, дружественное, какое-то «бархатное».
На турецкой стороне нам необходимо было оформить страховку. От гринкарты муж сразу отказался, попросив «сикорту´», обошлась она ему в 90 лари (2 100 рублей). Пришлось 20 лари переплатить за поздний индивидуальный выезд страховщика. Кроме того в турецкой системе страхования не оказалось марки Lifan, поэтому в страховке гордо красовалась Лада Калина с нашими идентификационными данными. На границе поулыбались, сказали «no problem» и открыли ворота в Турцию. «Ну, здравствуй, страна «ол инклюзива»! Ждем от тебя новых впечатлений!
И они не заставили себя ждать. Буквально на первом перевале градусник зафиксировал +13 (и это в середине июля), чуть позже температура опустилась еще ниже и опять нас накрыл ливень, под которым было небезопасно двигаться дальше по незнакомой дороге без асфальта (работы ведутся). В ближайшем населенном пункте Дамал удивленные местные жители повыходили на улицу, чтобы посмотреть на туристов, которые сюда вообще не заезжают (а мы заехали!). Реально у людей был праздник. Таких счастливых , по-детски удивленных глаз мы не видели. Не увидели мы здесь и отель. Пришлось доехать до Ардахана и остановиться там.
Такие дороги в горах на участке Ардахан — Сивас. Загруженность классная! А окружающие горы похожи на седоволосых мудрых индейцев, покуривающих трубку и наблюдающих за подростками-автовладельцами.
Однако, достаточно быстро пейзаж меняется и можно уже любоваться красочными холмами.
Следующую ночь мы провели в Сивасе. Этот город нам показал особенности воспитания турок, их неаккуратность, какую-то принебрежительность и оставил не очень приятные впечатления. Своими словами я никого не хочу обидеть, но не принято у турок пользоваться мусорками: где появилась свободная бутылка или бумажка, там и выкинут. На центральных улицах, где есть небольшие фруктово-овощные лавки набросаны горы коробок, ящиков, испортившихся товаров… А тут двое странных светлокожих идут (кстати, все на нас пальцами показывали) с маленькой бумажкой и пустой пластиковой бутылкой и мусорку ищут.
А еще нас удивила местная «шавурма», стоимость которой 5 лир. Вечером готовят все. И едят тоже все. Не удержались и мы, купили… 60 грамм мяса (взвешивают при тебе) с небольшим количеством лука заворачивают в огромную толстенькую лепешку, похожую на матнакаш. Все, приятного аппетита! Сразу становится понятно, почему красивая молодежь настолько видоизменяется с возрастом.
Частая картина — у красных банкоматов (название банка не запомнила) очереди, эта еще маленькая. А рядом мусор, который поздно вечером убрали.
С новым днем нас ждала новая встреча — Каппадокия. За 11 км до Аваноса пробили колесо. Минут за 40 решили все вопросы и отправились дальше, никто из проезжающих мимо помочь не вызвался.
Кстати, на время нашего путешествия пришелся Рамадан, и мы почувствовали на себе, что люди реально живут без обеда, а кафе и магазины открыты единично. Рамадан для турок — это время семейного воссоединения, общения, поездок и фестивалей.
В Аваносе, городе который славится своим гончарным делом, посетили гончарные мастерские. Места туристические, поэтому цены просто космические. Туристам из неорганизованных групп, как мы, сразу делают скидку 50%.
Мясо было неплохое, но бывает и лучше, зато антураж — на высоте!
Останавливались мы в скальном отеле Kayatash Hotel: мило, большой и очень уютный номер.
А вышитое крестиком постельное белье просто очаровало.
Самым большим разочарованием в Каппадокии стало то, что в пятницу, 17 июля, в честь того же Рамадана был выходной, и шары в это единственное утро в сказочных краях не запускали. Просидев на террасе отеля в компании огромной немецкой овчарки и мексиканца — работника соседнего отеля, замерзнув и налюбовавшись пейзажами, пошла к мужу греться.
А это дорога от Невшехира в сторону Мерсина, бесплатный участок.
От Каппадокии до Мерсина есть платный участок дороги, который от иных бесплатных дорог мало чем отличается. Мы, как законопослушные граждане, не купив стикер, решили поехать по параллельной бесплатной дороге… Не совершайте наших ошибок на этой трассе, особенно, если перед вами идет автомобиль с германскими номерами. Мало того, что данный участок дороги довольно отвратительного качества и проходит через все населенные пункты, так и обогнать впереди идущего из-за постоянных поворотов практически невозможно. А немцы ездят строго по знакам: 30, так 30, и даже не 31… Когда терпение окончательно покинуло водителя нашего Левика, он выскочил на платную дорогу, решив, что разбираться с оплатой будет позже. И, о, чудо! В честь праздников все платные дороги для всех были бесплатны!!! А немец так и пилил по серпантинам.
После обеда мы достигли средней цели нашего автопутешествия — Кызкалеси на Средиземном море! А остановились мы в кемпинге среди потрясающих развалин древнего города Корикос (20 лир за ночь).
Этот пляж я недавно видела в отчете «Небольшое семейное путешествие на Средиземное море в Турцию» — он там более чистый и безлюдный.
Этот плод дети ели, как кукурузу, мы не рискнули.
Зато попробовали плоды кактуса. Мягкая, сочная оранжевая сердцевина с сотней небольших черных косточек пришлась по вкусу. Потом увидели, что эти плоды продают на рынке. Стоимость 10-15 лир за кг.
Стоимость посещения 2 замков составляет 5 лир с человека. Выдается единый билет. А добраться до «Девечьих слез» можно на кораблике еще за 10 лир с человека.
А это 2 фотографии нашего кемпинга и его пляжа:
Данный кемпинг (к сожалению, не помню названия) очень сильно ломает представление о понятии «кемпинг», к которому мы привыкли. Таким палаточникам, как мы, в нем уделяется совсем незначительное место, то есть расставляется не более 10 палаток. Остальная огромная территория там выложена деревянными настилами, над которыми натянуты тенты. На этих настилах и располагаются огромные турецкие семьи, расставляя 1-2 палатки. Кроме этого в шатрах уже установлены 1-3 деревянных топчана для отдыха, пластмассовый прямоугольный стол и стулья, подведена вода. Но и это еще не все! Как вам наличие холодильника в каждом шатре? И еще телевизоры бывают. Именно поэтому турки в этот кепминг едут на длительный отдых, прихватив с собой домашних питомцев, например, волнистых попугайчиков!
Те, кому долгие отпуска сняться, в выходные, как и у нас в Краснодарском крае, устремляются на море. Кызкалеси очень популярное место. Жители Мерсина и всех небольших селений торопяться к чистой морской воде, набиваясь в легковые автомобили по 8-11 человек. Поэтому при планировании своих маршрутов учитывайте это, чтобы не попасть в субботние пробки и на переполненные пляжи.
Пляж в Кызкалеси в стороне от нашего кемпинга.
А превращаются пляжи в вот такой ужас:
После недолгой, но очень приятной передышки на море мы отправились в обратный путь. В Турции нас ждал монастырь Панагия Сумела в Мачке.
А вот это участок платной дороги в районе Мерсина:
Случайно попав на национальный фестиваль в Рефахие, а потом преодалев в общей сложности 10 перевалов, мы приехали в Мачку.
Для информации: дорога от Эрзинджана до Трабзона выглядит так — ведутся работы по ремонту и расширению полотна .
Зато виды открываются бесподобные!
Желающих увидеть монастырь было настолько много, что нам пришлось оставить машину задолго до въезда на платную парковку (стоимость 6 лир для легковых машин, 9 — для джипов). А потом мы пропустили вход на тропу для пешеходов (она прячется за рестораном) и поднимались к Сумеле по автомобильной дороге. Итого 6 километров пешком в гору. Монахи, основавшие монастырь, явно понимали, что путь к вере должен быть не из простых.
Посетители.
Вон он, вдалеке над обрывом.
Стоимость входа на территорию комплекса 15 лир, оплачивается только наличкой!
Похоже, что мое выражение лица настолько изменилось, когда я получила ответ о невозможносте оплаты картой, что нас пропустили бесплатно. Мы получили свою награду за нелегкую пешую прогулку. Как же я была счастлива!
Нам понравилось: там видны колоссальный труд и щепетильность, с которыми это все создавалось, и безразличие и низость, с которыми разрушалось.
Следующим пунктом нашего путешествия, естественно, был Батуми. Турецко-грузинскую границу прошли за 3,5 часа, пришлось постоять в очередях — уж очень популярный КПП.
Но опять бонус - архитектурный комплекс Гонио — Аспарос. Вход 3 лари со взрослого. По преданию, именно там похоронен один из двенадцати апостолов — апостол Матфей. Упоминание крепости приходится на I век н. э.
На территории комплекса ведутся археологические раскопки, все найденные черепки аккуратно разложены и подписаны.
А потом мы встретились с Батуми — шумным, стремительным и праздным городом, местные жители которого страдают от засилья туристов из Турции, которые в свою очередь едут в Грузию за дешевым бензином, алкоголем и отдыхом.
В этом доме нас поразил книжный магазин, который здесь располагался 136 лет. Теперь в нем еще и обустроен очень приятный ресторан.
Отпуск активно подходил к концу, пора было двигаться в сторону дома. По пути краем глаза взглянули на Женвальское водохранилище и крепость Ананури — очень красивое и душевное место, не проезжайте. К сожалению, за крепкие ворота не попали, заедем в следующий раз, уже с детьми. К Женвальскому водохранилищу можно спуститься, съезд хороший, берег чудесный, люди купаются.
Нам оставалось только в посетить Троицкую церковь в Гергети и увидеть Казбек, что мы с удовольствием и сделали.
А по пути осмотрели Арку Дружбы и нашли закладку Geocaching. Geocaching — это молодая, но известная почти по всему миру игра, цель которой привлечь внимание к историческим, культурным, природным достопримечательностям. В интересных местах создаются тайники, на сайте дается их описание и рассказ о ценности конкретного объекта. Geocaching —это добрая игра, способная возродить в нас, взрослых людях, веру в чудесное, разбудить нашу фантазию, а также дающая возможность поиграть в пиратов и поиски клада.
Степанцминда — это край полноприводных Делик, владельцы которых за 50-70 лари забросят вас к церкви, история которой начинается с 13 века. Половину пути преодолели и мы на своем переднеприводном Левике, дальше побоялись пробить колесо или покалечить мосты — уж очень дорога разбита. Однако, если водитель по жизни экстремал, то дорога под силу многим. Часть пути мы опять карабкались в гору, подтвердив мнение, пришедшее в сознание в Мачке, что путь к вере на самом деле достаточно труден. Дима периодически спрашивал: «Танюшка, когда же ты устанешь или выронишь свой шуруп, который не дает покоя многим окружающим?» Не выпал…
Устали зверски, но этот подъем того стоил! С вершины открывается потрясающий вид: эмоционально очень светлый и душевный. Там легко дышится полной грудью и охватывает какое-то блаженное спокойствие. А вот скромник-Казбек прятался в облаках, лишь изредка показываясь из-за них.
По пути нам встретились туристы из Польши, Франции, Великобритании и даже Индии, которые с потрясающим упорством стремились к вершинам.
В Грузии были оштрафованы на 50 лари за обгон двух машин через сплошную в населенном пункте. Как объяснил полицейский, нам нельзя было обходить сразу две машины в населенном пункте, так как это организованная колонна, про сплошную ничего не сказал.
Вот такое путешествие совершили мы с мужем. Итогом стало решение: ездить так можно и нужно, но хорошо бы иметь второго водителя!
Общий пробег — 5100 км.
Ездили без навигатора, только по указателям. Все удобно и успешно, особенно в Турции.
Спасибо всем! Новых желаний и новый приключений!
EncarSUтак как дром сайт все таки автомобильный желательно добавить и о машине, расход топлива,какие поломки были, недостатки или плюсы вашего автомобиля и т.д. и т.п.
Танюшка ВатрушкаEncarSUтак как дром сайт все таки автомобильный желательно добавить и о машине, расход топлива,какие поломки были, недостатки или плюсы вашего автомобиля и т.д. и т.п.
Наш Lifan вел себя замечательно, нареканий не было. Около Каппадокии пробили колесо - вот и вся поломка, но об этом я писала. Расход топлива в пределах тех. характеристик на авто - 8,0 - 9,0 литров с кондеем и на перевалах. Машина удобная для преодалевания больших расстояний, кондей справляется со своей работой на "отлично". Охлаждающая жидкость и масло - не уходят. Китаец показал себя настоящим труженником, не вызывающим проблем.