|
Приветствую всех посетителей Drom. На протяжении многих лет читал отзывы о путешествиях и решил опубликовать свой отзыв о поездке на Средиземное море. Путешествие началось в Москве через Волгоград и Владикавказ в Грузию (Тбилиси и Батуми), далее Турция (Каппадокия, Алания, Сиде, Самсун, Трабзон) и обратно в Москву, но уже через Ростов.
В очерке постараюсь обратить внимание на специфические вещи, которые для меня были в новинку. Отчет полностью субъективный, никого никуда не призываю, не агитирую и не учу. Если вам не нравится стиль и содержание, не мучайте себя — есть много других полезных дел! При путешествии другим народам и странам нимбы не пририсовывал, живут и живут, но и на негатив старался не обращать внимания, все-таки отдых должен быть положительным! Вся информация была актуальна на момент путешествия (октябрь 2022 года), если планируете ею воспользоваться — проверяйте, или имейте в виду другие варианты, у нас все меняется очень быстро.
Немного о себе.
Обычная российская семья: папа, мама и 2 дочки — четырех и семи лет. По стечению обстоятельств, на момент отпуска оба безработные, что и дало возможность не привязываться к определенному времени отдыха, местам и прочему.
Автомобиль — Nissan Murano 2011 года выпуска, пробег на начало путешествия 194 тыс. км. Из приготовлений автомобиля только самостоятельная замена масла и фильтров (масляного, воздушного, салонного) и подкачка колес. Для подстраховки сделал дубликат номеров, которые не пригодились.
Задумка съездить за границу на машине была давно, но судьба складывалась так, что реализация хромала — самолетом дешевле и быстрее, времени нет, дети маленькие и прочие относительно существенные отговорки. Но в эту осень все сложилось. Срок начала путешествия зависел от даты последней отметки в службе занятости и от 4 котят — в августе кошка родила, сильно рано отдавать нельзя, ждали пока подрастут.
Запланировали ехать в начале октября. Отсутствие ограничений по времени отпуска и все происходящие в мире события привели к единственному возможному транспорту в путешествии — автомобилю. Самолеты непомерно дорого (на 4 человека до Анталии и обратно — 240 тыс. руб., Дубай — 300 тыс. руб., остальное все было примерно в эту цену). Со времени наступления ковида билеты и туры заранее не покупаем, планировать, хотя бы на 2 месяца вперед, теперь рискованно. К использованию автомобиля склонила и полная неизвестность на границах (особенно грузинская с последствиями мобилизации), что могло привести к исключительно внутреннему туризму по горам Кавказа с заездом в Крым и наше Черноморское побережье.
С подготовкой путешествия не особо заморачивались — были выбраны города, какие хотим посетить, но с учетом длины перегонов не более 800 км в день, т.к. детям дальше тяжело. Дополнительно была сделана карточка коммерческого банка, т.к. карты из наличия были в санкционных банках. Планировал делать переводы самому себе из России в Грузию или в Турцию с дальнейшим снятием наличности. Оформленная карта не пригодилась, т.к. и из зеленого банка можно было сделать перевод по системам денежных переводов, на это санкции не распространялись. Также для супруги и детей были куплены билеты на самолет до Владикавказа — 8 тыс. руб. на троих. Можно было на этом сэкономить, но, учитывая, что пробег по России занимает 1800 км (почти половина всего пути до моря) и небольшую стоимость, решил забрать их из Владикавказа. Так всем нам было удобнее — мне ехать одному без напряга, а детям не куковать в машине.
Остальное планировалось решать по мере поступления. Но «остальное» не заставило себя долго ждать и начало проявляться еще до начала поездки — после наплыва людей на границу с Грузией в Верхнем Ларсе руководство Северной Осетии приняло решение не пускать людей с других регионов, за редким исключением. Одно из таких исключений было прописано в официальном документе — если люди едут на отдых в республику Северная Осетия. Пришлось воспользоваться предложением о гостеприимстве и забронировать через сайт-агрегатор один из домов отдыха на всякий случай (без оплаты). Другой проблемой была очередь на границе. К ней подошли философски: будет очередь большая — поедем в дом отдыха в Осетии, а дальше Кавказ и Крым, не будет — значит едем в Грузию. Чемоданы были собраны за день до отправления и уместились в багажнике, хоть у Мурано он не сильно и большой.
Все собрано, 4 октября, в 5:30 утра выезжаю из дома.
Во Владикавказ решил ехать по бесплатной трассе через Тамбов, Волгоград и Элисту, т.к. платить за проезд по дороге прямо коробит и прибегаю в крайних случаях. Ехал без остановки в гостинице, т.к. до Владикавказа надо было добраться до 9 утра (т.е. за 27 часов) — это время, когда семья была еще дома и можно было не дёргаться на самолёт в случае, если меня бы не пустили в Осетию, а взять билеты до Сочи, например, и встретиться там.
При начале путешествия сбросил счетчик расхода топлива. При подъезде к Тамбову расходу совсем не радовался — при очень спокойной езде до 120 км/ч без пробок, пассажиров и особых обгонов компьютер показывал ровно 10 л/100 км. В дальнейшем расход пришел в норму, что это была за аномалия, я так и не понял. Дорога до Волгограда в целом хорошая, машин достаточно много, но не перегруз. Волгоград, конечно, длиной и светофорами поразил — километров 40, на преодоление которых потрачено часа полтора. Дороги в Волгограде стали лучше — разметку им нарисовали, асфальт переложили. Но манера езды осталась та же — «завтра апокалипсис, так что едем и не думаем». Аварии, к слову, видел только там за все время путешествия. Как и в любом месте, подстроился под местную манеру вождения, заодно и взбодрился. В целом заметил тенденцию — чем южнее, тем живее (наглее, суматошнее — кому как нравится).
Выбрался из Волгограда вечером. Ну, думаю, сейчас по калмыцким степям с ветерком проеду, но не тут-то было — трассу ремонтируют, движение реверсивное со светофорами, ну и везде дорожные работы, обгон запрещен и сплошные, через которые обгонять нельзя, тем более в других регионах и с московскими документами. В Элисту въехал уже ночью. В городе был впервые, для себя отметил очень много частного сектора, что для столицы края непривычно. Далее решил ехать по короткому пути — через Арзгир, Будённовск и Моздок. Практически везде дорога хорошая, плохой участок был только километров 10, но совсем плохой. С терпением можно проехать без потерь колес и подвески даже на седанах. Ночью захотелось спать, остановился на парковке в степи (темно, хоть глаз выколи, ни машин, ни народу), поспал пару часиков и поехал дальше. Начиная с границы Северной Осетии стали останавливать для проверки документов — всего 3 раза. Проверяли документы, спрашивали куда еду и пропускали дальше. Бронь дома отдыха помогла. Денег никто не брал, вроде и не пытались даже (хотя на одном посту вопросов много задавали, но будем считать, что работа такая, тем более еще и миграция мобилизационная только прошла). Вообще, своеобразное чувство, когда ночью проезжаешь места из сводок телевизора конца 90-х — Моздок, Беслан, голова помнит, что было неспокойно, а глаз видит, что обычные южные города.
В общем, к 5 утра я уже был в Беслане, нашел парковку возле мечети и лег в машине спать. Примерно через час к машине подошел человек и предложил расположиться у них в мечети. Опять то, что вбивалось годами, и то, что происходило в этот момент, не стыковалось — кавказец с бородой не может быть добрым, но действительность другая… Отказался, т.к. хоть я и атеист, но какое-то внутреннее уважение к верующим, и понимание, что храм (любой религии) не является гостиницей, присутствует. Да и в машине я привык спать, комфорта достаточно. Если бы была безвыходная ситуация, предложение бы принял.
В Беслане у меня был свободен целый день, самолет прилетал только в 5 вечера. Позвонил супруге, что можно вылетать, по навигатору выбрал кафе «Легенда» и поехал на завтрак. Кафе оказалось очень хорошим, большая парковка, вкусная еда и возможность умыться настроение подняли. Заодно поговорил с девушкой-администратором, которая в красках рассказала, как они больше трех суток без сна и отдыха кормили всех, кто ожидал спада волны из людей на прохождение границы.
В 5 часов вечера встретил семью с самолета. Загрузились в машину и поехали на границу с Грузией в Верхний Ларс. По пути встретили пару брошенных машин, которые остались от переходящих границу. Дорога до Верхнего Ларса хорошая, ближе к границе появляется очередь из грузовых, часто приходится выезжать на встречку, чтоб проехать — для легковых своя очередь, стоять с фурами смысла нет.
На границе впереди было всего 5 машин. Перед границей бегают «помогайки», которые подскажут и куда вставать и как подъезжать, после помощи, расположив вас к себе, начнут предлагать все подряд от страховок до помощи с прохождением границы, т.к. «сегодня Перун встал не с той ноги и зеленые машины не пускают» — что за бред, скажете вы, но именно с такой фантазией вам в уши будут лить все, что угодно, лишь бы выманить денег, креатива им не занимать. Я отвечал на все: «Нет, спасибо!», ну и очень быстро они отстали.
Т.к. пункт пропуска не предусмотрен для пешеходов, подошел армянин и попросился в машину. Мы люди добрые, почему не помочь, заодно и рассказы послушал. С таким чувством джэкпота поведали, как люди мучились на границе, толпились в очередях, бросали машины, отдавали кучу денег за все. А те, кто успел воспользоваться моментом, постригли купоны — и машину за копейки купили и денег заработали, и вообще на коне, а кто-то даже умудрился продать сломанный детский велосипед за полмиллиона рублей — кумир и воспоминания на всю жизнь. Наверное, история станет легендой и обрастет подробностями, теперь можно будет и внукам рассказывать. Ярчайший пример того, как мы сами себе портим жизнь — одни впали в панику, вторые, поняв безысходность, стали этим пользоваться. Еще раз вспомнил, как работники кафе в Беслане круглосуточно работали без отдыха, чтоб всех накормить — насколько разные отношения и подходы у людей. Моментами пользоваться не умею, денег с армянина брать не стал.
На границе все пассажиры выходят из машины и проходят через свой пункт пропуска. Машину мельком досмотрели, проверили права и СТСку, спросили цель поездки и пожелали хорошего отдыха. Все очень вежливо и культурно. Все прохождение границы с очередями заняло минут 20, никаких пробок и задержек не было. В целом пункт пропуска хороший, постов летом 22 года добавили. Проехали нейтральную территорию — узкий тоннель в горе, где стены как будто в шахте, очень атмосферное место. После тоннеля попали на грузинский пункт пропуска. Здесь также все прошло быстро и вежливо, проставили штампы в паспортах и сказали: «Добро пожаловать в Грузию». На границе ничего покупать не надо, денег ни за что не берут. От выезда с аэропорта до приезда на грузинскую территорию прошло всего полтора часа. Когда оказались в Грузии, появилось чувство отпуска, напряжение пропало и настроение стало очень хорошим.
Первым делом в Грузии надо было купить страховку на машину. Продают их по дороге — мимо не проедешь. Продают только за лари, но рядом с продажей страховки всегда есть обменный пункт. Лучше менять доллары, т.к. с рублями курс не очень хороший. Страховку брали на 2 недели, т.к. на месяц не было. Стоит в районе 40 долларов. Вообще, во всей Грузии все продают только за лари, расплатиться долларами не получится. Далее цены в долларах буду приводить только для удобства перевода в рубли.
Военно-грузинскую дорогу проезжали уже в темноте, оценить красот не смогли. Дорога обычная горная, с асфальтом, ничего сверхсложного в ней нет, проехать может любой водитель. Асфальт среднего качества, видимо, с прошлых посещений дромовцев сильно ухудшился, т.к. все восхищались супер дорогами (поддержать не могу). Т.к. заранее ничего не бронировали, подъехав ближе к Тбилиси, воспользовались букингом и стали искать гостиницу. Хоть данный агрегатор и не работает теперь в России, но в других странах через него забронировать можно всё, как и раньше, единственное с оплатой нашими картами теперь номер не пройдет, мы пользовались наличкой. Гостиницы в Грузии после приезда россиян в тот момент были в дефиците. Номеров мало и дорого. Решили некоторые прозвонить, узнать перед бронированием подробности — результат малость смутил. Некоторые (очень немногие), услышав русскую речь, говорят на английском, что не понимают, переходишь на английский — сразу говорят, что мест нет, ничем помочь не могут. Ну нет и нет, пресмыкаться и выпрашивать не собираемся, найдем другую. В результате был найден KMM hotel. Отель хороший, номер красивый, новый и просторный, местоположение замечательное, единственное — могут быть проблемы с парковкой машины, мы свою припарковали метров за 50 до гостиницы. Вообще, при бронировании номеров для семьи всегда нужно учитывать, что он будет дорогим. Странная политика, мол, все равно никуда не денутся, снимут. Номера эти либо люксы, либо дороже. Стандартных семейных по обычной цене найти очень тяжело, хотя добавить лишь кровать да белье постельное. Вот и KMM hotel обошелся приблизительно в 130$ за ночь. Но решили, что мы в отпуске, можно и номера получше позволить. Отдыхали в Тбилиси 2 дня.
Тбилиси — город зеленый и колоритный.
Отель расположен рядом с Метехской церковью, туда мы после завтрака и отправились первым делом. Церковь очень красивая, вид от нее открывается отличный. Туристов достаточно, как и различных зазывал, но все по-грузински, по-доброму. У церкви встретили бабульку-божий одуванчик, которая, услышав русскую речь, стала обзываться захватчиками, ну и сетовать, что мы забрали их территории и остальное. Подсказал, что обращается не по адресу, и я ей ничем не помогу, предложил ей непосредственно приехать в Абхазию и решать вопрос с абхазами напрямую. Других явных претензий за все путешествие по Грузии больше не было. Вообще, считаю глупым устраивать друг на друга нападки, облив друг друга грязью, лучше не станет. Время идет, все должно стать лучше. Люди всегда должны оставаться людьми.
Далее спустились на площадь Европы, где нас в оборот взял торговец экскурсиями — предложил прокатиться на яхте по реке.
Яхта оказалась небольшой, но комфортной. В целом прокатиться можно, стоит недорого (порядка 10$ на двоих, дети бесплатно), наливают чай-кофе-вино-чача по желанию. Других пассажиров не было, получилась индивидуальная прогулка. Виды красивые, фотки получились тоже супер. Вдоль реки много красивых зданий.
Есть один момент — договариваться о цене обязательно всегда надо заранее, иначе обязательно обманут. Именно этот совет мне дал экскурсовод, считаю, что стоит прислушаться. Вообще, он сильно помог, нашел обменник, где рубли меняли на лари по хорошему курсу, по ресторанам подсказал, где недорого и вкусно, ну и по экскурсии было все, как договаривались.
Про обменники в Грузии можно рассказать отдельно — их очень много и с очень хорошим курсом. Разница по долларам между покупкой и продажей составляет меньше половины процента (если не две десятых), по рублям разница, конечно, сильно больше.
Прокатились на канатной дороге, стоимость её тоже небольшая, что-то в районе проезда на метро или автобусе. По пути посмотрели на город сверху, почти как с квадрокоптера, только вживую. Тоже очень хорошее место, думаю, что прокатиться надо обязательно. Понравилось так, что на второй день решили повторить.
На обед по совету экскурсовода пошли в ресторан «Пасанаури». Еды много, мне вкусно, детям и супруге показалась слишком жирной. И так было практически во всех кафешках Грузии. Все для любителей жирной пищи, веганам будет тяжко. Стоимость тоже примерно одинакова — за обед на четверых с парой кружек пива платили порядка 30-40$, для сравнения в Москве выходило порядка 50$.
Центр Тбилиси сделан компактно, и это очень хорошо — ноги были целы и невредимы. Да и дети не особо устали и даже не ныли. Архитектура очень разная — и современные здания и старые аутентичные. Вечером все подсвечивается, выглядит красиво. Все смешано и похоже на Европу. Вообще, в Грузии практически всегда стремятся подчеркнуть направление своего развития и национальный флаг соседствует с европейским, а теперь еще и с украинским.
На следующий день отправляемся в Батуми. Полиция встречается и иногда останавливает, в том числе и на российских номерах. Меня остановили один раз случайно с другими машинами — посмотрел страховку, сказал следить, чтоб не кончилась. Заодно подсказал, что превышать без последствий можно на 10 км/ч спокойно. Дорога Тбилиси — Батуми разная. Сначала идет магистраль с хорошим бетонным покрытием, по 2 полосы в каждую сторону. После магистрали начинается по одной полосе в каждую сторону с средне-плохим асфальтом, горами, самосвалами, городами и поселками. Скорость низкая, обгонов много, светофоров и других тормозилок хватает. Вдоль дорог продают все подряд — от кукурузы до подносов под хачапури. Грузины не стесняются обгонять через сплошную, наши тоже, потихоньку и сам втягиваешься в этот процесс. Вообще, российских машин очень много. Рядом с этой дорогой китайцы строят современную с тоннелями и мостами. Когда построят, будет гораздо удобнее и быстрее. По дороге встречаются остатки заброшенных строений Советского Союза — дома культуры, столовые и прочие места общего пользования. Видимо, «не вписались в рынок», как и многое в нашей стране. Чем ближе к Черному морю — тем больше развала, чем-то похоже на окраины Тверской области по масштабам запущенности. Личные дома есть ухоженные, а есть и совсем плохие. В общем, как и везде. Ближе к Батуми начинают появляться дома со стенами из профлиста и мандариновые деревья (хоть что-то в поселках красивое). Дорога становится лучше. Полицейские стоят достаточно часто, русских останавливают, как и всех, видел, как продували мужика на рэндж ровере новеньком с российскими номерами, так что чачей лучше не злоупотреблять, или за руль не садиться (у кого какие приоритеты). Природа на всем протяжении дороги очень красива, зеленые луга и вдали горы со снежными шапками.
В Батуми есть район с новостройками-высотками и старый город. Гостиницу искали также через букинг и забронировали отель «Евразия» за 50$ с завтраком. Находится рядом с новостройками. Поколесил я много где, но хуже гостиницы не встречал — везде плесень, холодно, рваное синтетическое постельное, сломанная пластиковая мебель с сантехникой и отсутствие завтрака, о чем мы узнали утром. С парковкой в районе новостроек беда, как и с магазинами. Красиво только на картинке и издалека. Так что при съеме апартаментов в какой-нибудь из супер башен имейте ввиду, что бытовых сложностей не избежать.
В результате на следующий день пришлось бежать с боем, забрав деньги за номер и переместиться в hotel green glass. Гостиница находится в центре, номер достался хороший, новый и с панорамным остеклением. Цена была при этом ниже (порядка 40$). Единственный минус отеля — это отсутствие парковки, но в центре всегда так. Также в номере было достаточно холодно, но кондиционер потихоньку спас ситуацию.
Вообще, в Грузии чувствуется общая доброжелательность к людям, которая смешивается с «лайтовостью» что ли. В гостиницах всегда интересуются, нужно ли что-то и чем могут помочь. При этом не надо надеяться и ждать, что инициированную вами просьбу ринутся сразу исполнять и будут бегать за вами с опахалом, тем более, если просьба сделана в грубой форме. Иногда приходится напоминать несколько раз, т.к. человек просто забыл, причем видно, что это искренне. Чувство собственного достоинства у них развито очень сильно, вне зависимости плохо это или хорошо. Например, на набережной Батуми, в парке аттракционов, подошел грузин с перегаром, стал рассказывать, какой супер-пуперский, гордый грузин, а закончилось все: «дай денег». Ответил, что свою семью ограничиваю — экономлю, а раздавать тем более никому не собираюсь. Просто так ретироваться было ниже его достоинства, побурчал что-то и ушел. Вообще, попрошаек достаточно много, причем в чистой обычной одежде, видимо, у них это считается не зазорным. Возможно, и в России так, у туристов сразу начинают клянчить, например, у китайцев на Красной площади, я не знаю. Да и иногда в Москве у метро также подходят, как правило школьники-студенты, и тоже попрошайничают, но не в таком количестве. Видимо, следствие воспитания.
Про Батуми. Город, где очень часто осенью льет дождь, причем ливнями. Ливневая канализация не справляется, и образуются лужи. Рекомендую брать непромокаемую обувь. Очень много обменников, практически в каждом доме на центральных улицах, иногда по два. В центре много ресторанчиков и с местной кухней, и со всеми остальными: азиатская, немецкая, турецкая, украинская, русская и прочие. Набережная хорошая, памятников и достопримечательностей много. Дома совершенно разные, есть и 2-этажные и 15 и 50. Много высоток с облицованной только 1 стороной, остальное можно не доделывать — бетон и кирпич.
Жили в Батуми 3 дня и ужинать ходили каждый раз в какое-нибудь кафе. В одном из них так получилось, что разговорились с девушками из Украины, напряжение чувствуется у всех, но пришли к единому мнению, что надо подождать и все должно закончиться и наладиться. Вообще украинцев меньше, чем русских, но тоже достаточно. Относятся друг к другу настороженно, первыми на конфликты никто не идет. В общем, если не лезть на рожон, то все будет мирно и спокойно.
Про море. Черное море по всему побережью одинаковое. Пляж галька, иногда крупная. Море чистое и с огромным количеством медуз. Т.к. был уже октябрь и прохладно, купаться не стали. Если бы впереди не маячило Средиземное море, окунулся бы обязательно. Для детей развлечение придумал очень хорошее — попади в медузу. Можно на полчаса занять и взрослым отдохнуть.
Про Макдональдс. Очень дорогой и не особо вкусный. Лучше время на него не тратить. В России вкуснее и дешевле.
Про собак. Их много, вроде не агрессивные. В целом Грузия — страна собачатников.
Про магазины. Торговых центров больших нет, гипермаркет в Батуми только один. Почти всё привозят из соседней Турции или из России, цену накручивают прилично. Проще доехать до Турции и там походить по магазинам.
Отдельно хотел бы рассказать про перевод денег самому себе, т.к. именно в Батуми мы решили это сделать. Сначала качаем любое из популярных приложений, далее смотрим отделения, где можно получить деньги в вашем городе за границей, делаем перевод с карты самому себе с выбором страны, где хотим получить деньги. Карты любой платежной системы, хоть санкционной, хоть нет. Все просто, с небольшой комиссией и неплохим курсом обмена рублей на доллары, но дальше начались сложности.
Подстраиваемся под режим работы и приходим в первый банк (прямо банк-банк, с ремонтами, охраной, талончиками и прочим), где есть возможность получения денег с этой системы переводов, тебе подтверждают, что получить можно и просят паспорт. После подачи паспорта видят, что русский, и начинается концерт по заявкам: тыкают в клавиатуру, сидят, ждут, минут через 15-20-30 говорят, что программа не работает, переводов не видят и просят пойти в… другой банк. Так было с 5 отделениями. Возможно, скайнет поглотил банки Грузии, но подозреваю, что проблема была в служащих — как правило, это молодые девушки, которые к россиянам относятся не особо и по возможности стараются с ними дел не иметь, и, хоть она и обязана обслуживать, но ее стержень говорит, что не будет. Это очень тонко подмечает текущее отношение. В результате деньги удалось снять только в подобии микрофинансовой организации Rico credit, адрес Чавчавадзе 25, причем время ожидания гораздо меньше, работают и в выходные, с заполнением бумаг помогли, ну и в целом очень положительное мнение осталось. Помогла работница, женщина лет 50, может, чуть старше. Прямо такая, которую показывают как истинную грузинку — с маникюром, прической, наряженная, вся в золоте, с манерами, очень колоритная. Спасибо ей большое! По догадкам обслуживания в банке подтвердила, что отношение стало к нам хуже. Перевод выдают в лари, если надо в долларах, лучше сразу попросить, чтоб перевели доллар-лари-доллар, чтоб бумаги лишний раз не пересчитывать. Если снимаешь больше 1300$ (примерно, по прошествии времени мог и забыть) нужно заполнять декларации и кучу бумаг, так что рекомендую снимать несколько раз меньшие суммы. Портит ли отношение в банках мнение об отдыхе — безусловно, но в сравнении с тем, что происходит вокруг, можно и не обращать внимания.
В целом Батуми нам с супругой понравился гораздо меньше Тбилиси, наверное, время года неудачное, надо летом ехать.
Ну, 3 дня посмотрели, на остатки лари заправились, дальше по плану Турция.
Граница Грузия—Турция находится в 20 километрах от Батуми в очень красивом месте. Погранпереход Сарпи. С «помогайками» дела обстоят так же, как и на нашей границе. Втираются в доверие и предлагают свои услуги. Фантазия не меньше, плюс местный колорит, в этот раз напугали, что если большой чемодан, то не пустят (это не шутка). Как обычно, от всего отказываемся (включая страховки) и едем на пост. Пассажиров высаживаем и грузинский пост проходим очень быстро, вещи практически не смотрят, все корректно и вежливо. Дальше встаем в очередь на турецкий досмотр и идем прямо на пост покупать турецкую страховку. Стоит порядка 40-50$, может чуть больше, точно не вспомню, оплата долларами и евро, лучше без сдачи. Без страховки вас в Турцию не пустят. Были пересменки, так что пришлось подождать. Ну и в целом, по другим историям, у всех ждут. Заняло чуть больше часа. Причем пассажиры проходят гораздо быстрее, а потом переживают, где водитель с машиной. Турки так же посмотрели и впустили.
Турция сразу выигрывает отличными дорогами. До Трабзона идет магистраль вдоль моря. Единственное, что смущало, это отсутствие обменников и малое количество бензина. Навигатор показывал повернуть, не доезжая Трабзона, чем мы и воспользовались. Когда бензин практически кончился, решил поменять деньги на заправке, т.к. других мест обмена не нашли. Курс у заправщиков, конечно, отвратительный, но что делать. И да, по курсу обмена с ними всегда можно торговаться. Курс лучше посмотреть заранее. Бензин дорогой, как и в Грузии (разницы я не заметил). До полного бака (70 литров) выходило порядка 80-90$. Непривычно столько отдавать. Отдельно хочу отметить про «бакшиш» — просят все, всегда и везде, но это не значит, что надо давать. Заправщик после обмена долларов хотел себе 50 лир (примерно 160 рублей) за заправку взять, у меня даже все языки забылись, только русский матерный остался. По невыгодному курсу обменять мои деньги, еще и просить сверху. Не оставил ни копейки, но у него по взгляду и видно было: «Эх, не прокатило».
В этот день дорога была длинной, на обед заехали в кафе Cızbız Et Mangal. По виду, как очередная придорожная кафешка, но за все путешествие по Турции именно она запомнилась больше всего! Перед входом висят разделанные тушки ягнят, хорошо, что дети внимания не обратили, а то бы пришлось ехать дальше. Внутри все скромно, но вид потрясающий! Хозяин не говорил по-английски, а мы по-турецки. Понятия порций нет, все по килограммам. В результате нам вынесли сырые бифштексы, чтоб мы показали, сколько готовить. И через 15 минут все уже было на столе. Все простое, свежее и очень вкусное. Чай и сладости детям дали в качестве угощения. Это первый и последний раз, когда мы в Турции вчетвером поели на 12$. Во время путешествий всегда есть места, в которые ты хотел бы вернуться, вспомнить хорошие моменты. Вот это место стало одним из таких.
Вообще, первый день в Турции оказался и одним из самых красивых. В дороге автострады менялись однополосными, горы превращались в луга, много поселков и деревушек. В одно время дорога из нормальной превратилась в серпантины, а потом в однополосную, чтоб разъехаться со встречкой, коих почти не было, приходилось уходить на обочину. Похолодало, высота была в районе 3000 метров. Я уже ворчал на навигатор (вроде был гугл) и прикидывал, что упремся в пастбище и на этом повернем обратно, но нет, через пару десятков километров дорога стала двухполосной. Видимо, я не один такой, кто ездит по навигатору в дебрях, т.к. русских машин было процентов 20. При этом качество дорог очень хорошее, можно проехать хоть на спортивной. При создании очерка решил посмотреть панораму дорог, но её нет, видимо, совсем места глухие. Самый выматывающий для пассажиров отрезок от Торула через Ширан до Рефахие. Если ездить за рулем любите, то вам понравится. Пассажиров может укачивать, тем более Мурано к этому располагает. Пару раз останавливался.
По вождению отметил некоторые особенности. Если хотят помочь при обгоне, включают левый поворотник — обгоняй. У нас же наоборот, если левый, значит нельзя. Также особенностью является моргание дальним при обгоне и опережении в темное время суток. Сначала непривычно, но потом пользу с логикой в этом видеть начинаешь. С помощью поворотниками от других водителей решил не экспериментировать и полагался только на себя.
Сплошные нарисованы больше для красоты. Особо никто не соблюдает.
По скоростному режиму все очень сложно. На магистралях встречаются знаки ограничения 40, но мало кто из турок их соблюдает. Я сначала пытался, но сразу становишься тем самым нехорошим, кто всех тормозит. Через бибиканий 10 бросил это дело и стал садится на хвост местным и ехать как они. Штраф за превышение скорости у них в процентах от максимально разрешенной и не маленький. Так что при знаке 40 на 50 км/ч уже приличный штраф выходит. Это в теории, на практике ко мне на границе вопросов по штрафам не возникло.
По пути, однажды, как стоячего обогнал фольксваген с российскими номерами, шел порядка 180-200. Километров через 5 увидел его на парковке и остановился получить тайные знания, что сделать, чтоб так же можно было. Но тайны никакой нет, парни решили, что будет то и будет, и пока что им выписали всего один штраф, но, возможно, на границе при выезде будут другие. Такой вариант мне не подошел, решил дальше ездить с местными.
По пути проезжали Кайсери. Город светился очень ярко, красивый и большой. Предполагаю, что по магазинам там походить очень неплохо можно. Да и достопримечательностей должно быть много. При планировании стоит на нем остановиться на пару дней.
Почти в полночь добрались до Гёреме. За день проехал 840 километров. С детьми это был одним из самых длинных отрезков пути. Гёреме это Каппадокия, знаменитая своими воздушными шарами. Каждое утро еще затемно в небо взмывают десятки шаров. В сочетании с рассветом вокруг становится очень красиво. Не зря Каппадокия занимает одно из первых мест для селфи. Отель выбрали Cappadocia Elite Stone House, номера относительно современные, но выполнены в традиционном стиле.
Утром прямо с рассветом вышли на крышу отеля, но чуток опоздали — почти все шары были уже в небе. Т.к. остановились мы на 2 дня, решили в следующий раз прийти пораньше. В целом, приятно попивать чай на свежем воздухе в кафе, когда в небе над тобой пролетает огромное количество воздушных шаров. Но обязательно нужно брать плед или тепло одеваться, утром достаточно прохладно. Сам поселок туристический, развиты магазины сувениров и кафешки. Можно подняться на смотровую площадку. Оттуда будут видны не только шары над Гёреме, но и над плато с другой стороны горы. Многие встречают рассвет именно на этой площадке, виды очень классные.
В самом Гёреме и окрестностях тротуаров практически нет, придется ходить либо по дороге, либо в пыли. Припарковаться в центре тоже будет очень проблематично. Из местных автомобилей очень часто встречается Fiat Egea (почти все белые). Машина показалась неплохой и современной. Также много встречается автомобилей с 80-х по 90-е годы выпуска. Сразу начинаешь понимать, что экологические ограничения по двигателям не только вытягивание денег, но и польза.
Если бы можно было что-то менять, скорее всего выбрали бы отель с номерами, выдолбленными в горе. Пусть чуть дороже, но более колоритно.
Днем пошли в ресторанчик с высокой оценкой. Еда обычная, выдающегося нет, все стандартно. Людей практически не было, и так получилось, что сели недалеко от мамы с детьми из Украины. Дети есть дети, нашли кошку местную, стали ее гонять, играть, общаться и пришли к нам за стол. «Это мама, это сестра, это папа», — сказала моя дочка. Ответ был неожиданным: «А мой папа под Херсоном бахает». И вот как на это реагировать, большой вопрос. А еще больший вопрос сохранить детям отношение к другим доброжелательное, без ненависти и разделения. В современном мире это сделать тяжеловато. Их мать, кстати, была в совсем нерадостном состоянии, думаю, что мало кто в ее ситуации будет веселиться. Ругани в нашу сторону не было, но девочку мать попросила отойти от стола и не мешать нам. При путешествии такие ситуации могут быть, из нашей практики все стараются быть терпимыми.
В Гёреме, кстати, продают очень много всяких брелоков, зеркал, сумочек и прочего туристического. Цены невысокие. Деньги поменяли прямо в отеле по курсу Центробанка.
На второе утро вышли уже пораньше, еще до рассвета, посмотрели, как рядом с отелем взлетает шар. Второй раз эффекта вау уже нет, но все равно замечательно. В сумерках огни горелок подсвечивают шары и как будто огромные светлячки летают в небе. После завтрака загрузились в машину и поехали. Сегодня мы будем на Средиземном море!
По пути остановились в городе Конья, решили пройтись по торговому центру. Большой, современный, магазинов много — цены разные. Распродаж в то время не было. В магазины лучше заехать в континентальной части, т.к. людей мало, все тихо и спокойно. По сравнению с торговым центром в Алании это небо и земля. Обмен валюты — вопрос извечный, в этот раз охранник рекомендовал поменять в ювелирном магазине. Курс Центробанка, все четко. В дальнейшем очень часто деньги меняли именно в ювелирных магазинах во многих городах. Однажды охранник в банке на вопрос обмена долларов на лиру сам меня отвел за угол дома, показал на ювелирный и сказал «Алтын». Курс у всех установленный Центробанком, выгоднее я не нашел. Предполагаю, что в связи с инфляцией лиры, хранить деньги в долларах гораздо выгоднее, в связи с этим ювелирщики так и избавляются от национальной валюты, а может быть, им так удобнее потом покупать за границей товар.
Про отели — в путешествии на один-два дня брали за наличку через букинг, но т.к. на море планировали пробыть дольше, то бронировать отели можно через российские агрегаторы продажи туров. На многих можно выбрать отель без перелетов и расплатиться онлайн российской карточкой. Далее, как и при покупке обычных туров, только без авиабилетов и приставания гидов в автобусе с тошнотной рекламой своих услуг. Мы бронировали через своего турагента, все гладко, проблем не было ни разу. Отель выбрали в Алании, т.к. там не были, да и ближе остальных относительно Каппадокии.
Дорога отличная — разметка есть, ям нет. Ближе к побережью начинается плавный серпантин. Держался за местными, которые ехали побыстрее. Мурано все-таки валкая машина, но темп держала хорошо. Встречались посты, на которых останавливали все машины, но, увидев российские номера, махали палкой, чтоб даже не думал останавливаться. Приятно. Проехали за день 480 км, вечером добрались до отеля и заселились без проблем.
По расходу бензина — средний расход по компьютеру составил ровно 10 л/100 км. При заезде в Грузию и Турцию расход упал, но не из-за того, что бензин лучше, а из-за того, что не знаешь местных порядков и стараешься соблюдать правила, в том числе скорость. А при маленькой скорости и расход меньше.
В Алании заселились в отель Aydinbey gold dreams, «все включено». За неделю на 4 человека заплатили 29 тыс. руб., что гораздо ниже, чем отдых в Подмосковье, где за то же самое отдать можно раза в 3 больше. Еда хорошая, анимация тоже. А вот с пляжем в Алании проблемы. Отели натыканы вдоль дороги, и пляж достаточно узкий. Плотность отдыхающих примерно как в Геленджике при неполной загрузке. Море в октябре было теплое, с детьми из него практически не вылезали. Русских машин на парковке отеля всегда было много, не меньше половины. Как только подходишь к машине, сразу начинают спрашивать: как ехал, а не боишься ли, вдруг машина сломается, а как в Грузии, тяжело ли с семьей и как дороги, в общем, интерес есть.
Из достопримечательностей понравилась набережная Алании и крепость. В крепость обязательно надо зайти внутрь — билет стоит недорого, но внутри очень приятно находиться. Да и фотографии хорошие получаются.
К сожалению, подустали и не сходили в пещеру, потом посмотрел фотографии — очень красиво. Торговый центр в Алании лучше не посещать, куча народу, не протолкнуться. Нам не понравилось. Еще есть амфитеатр и музей. Находятся рядом, если пойдете — лучше сразу билет купить в оба места — так будет чуточку дешевле. Вообще, в Турции можно купить абонемент на все музеи в стране, стоимость немаленькая, но любителям искусства позволит хорошо сэкономить. Музей понравился, амфитеатр так себе, но для фоток сходили.
После амфитеатра идет туристическая улочка с кучей магазинов сувениров. Где цены не указаны, впаривают раза в 3 дороже, чем в магазине, где есть цены. Мимо магазина с ценниками не пройдете. Набережная красивая, слева — яхты, справа — рестораны, к отдыху и трате денег располагает.
Про бытовые вещи. Т.к. грязных вещей накопилось очень много, нашли местную прачечную «furkan kuru temizleme laundry wash salon». За 4 пакета одежды отдали примерно 20$, что гораздо дешевле стоимости в отеле. Белье постирали хорошо, по времени 1 день.
Белье постирали, надо и машину почистить. Выбираем через гуглокарты автомойку и едем туда. Мытье с шампунем, уборка салона, пылесос, чернение и прочие мелочи — 7$. Мыли почти час. Цены, конечно, очень удивили.
Неделя в Алании закончилась, решили переехать в привычный нам Сиде. Отдыхали здесь неоднократно, очень нравится море и пляж. Отель взяли Noble Palace, сейчас он уже называется Hane sun elite hotel. Элитного от него только картинка, по факту все сделано тяп-ляп, но в целом нас не напрягало — еда и напитки есть, солнце, море, еще и развлекают, по-русски правда не говорят, только управляющий и то, когда им надо. Особенно нравилось, когда приходишь на ресепшен с какой-нибудь проблемой, сразу управляющий забывает русский, приходится на английском допекать. Понравился транспорт: у входа стоит раритетный мерседес, а на пляж возят на открытом автобусе — дети как на аттракционе, каждая поездка — веселое приключение. Море и пляж, как всегда в Сиде, супер.
Один день хотел взять велосипед напрокат и съездить в горы, километров 50-70 прокатиться. Идея оказалась неудачной, т.к. в прокатных конторах были только убитые велосипеды, на них и 5 км отъезжать опасно. Если кто-то тоже любит прокатиться на велосипедах имейте ввиду, что заняться этим вопросом лучше заранее. Гугл поможет.
Отдохнули также чуть больше недельки. Надо и честь знать, тем более дочка первый класс прогуливает. Обратный маршрут решили составить без заезда в горы Турции и проехать вдоль Черного моря. Так на пути образовались города Конья, Кырыккале и Самсун. Дорога без перевалов, тоннелей и серпантинов — с семьей ехать гораздо удобнее, чем через Сивас. Перегон составил 870 км с учетом того, что я свернул не туда и оказался на платке в сторону Анкары. Это была единственная платка по всей Турции, где я оказался, и то случайно, потом пришлось возвращаться. Т.к. все на ней едут под 200 км/ч, и учитывая, что деньги заплачены, решил проверить максималку. Резина новая, летняя, под горку удалось разогнать до 207 км/ч по спидометру. Ранее также пробовал в России, но на 195 срабатывал ограничитель.
По дороге решили заехать в магазин, прикупить вкусняшек и гостинцев, но лиры кончились (не менял много, т.к. с их инфляцией за неделю может и на 10% упасть, а это не нужно). Зашли в супермаркет, спросили у продавца, можно ли будет расплатиться долларами, подтвердили, но на вопрос курса сказали потом, не волнуйся. Ну, мы набрали тележку, на кассе все пробили, а курс хитрый продаван дал процентов на 30 меньше. В результате мы остались с деньгами, а он с товаром на прилавке, который потом придется раскладывать обратно. Бизнес не удался, да и мы только время потеряли… Деньги обменяли потом в ювелирке, как обычно.
Обедать остановились в местном ресторанчике, принесли горы мяса, овощей и хлеба, но все острое. Вообще, в Турции в нетуристических местах еда всегда острая, нужно это учитывать. И практически везде вас будет сопровождать делегация котов. Вообще, Турция — страна кошатников.
В Самсуне были поздно вечером, проехали 860 км. Остановились в Hampton by Hilton. Отель обычный стандартный сетевой. С парковкой плотно, но место нашли. Завтрак после шведского стола на средиземноморском побережье оказался маловат.
Про Черное море и возможность покупаться. Такой возможности нет, не зря на этой стороне только промышленные предприятия. Волны огромные, пляжей нет.
По дороге к Трабзону, видимо, что-то нарушили, может, скорость, и радостный гаишник выбежал нас останавливать, когда увидел номера, промахал палкой, чтоб ехал дальше. Всегда бы так.
В Трабзоне решили сделать остановку и пройтись по магазинам. Взяли гостинцев, себе сладостей и вещей чуть-чуть. Русскоговорящих и грузин много, даже непривычно. Все кое-как разместили в багажнике. Все-таки мал он, литров на сто побольше бы.
Перед границей с Грузией километров на 20-30 растянулась очередь из фур. Бедные водители, столько времени проводить на границах. Причем эта проблема есть и на русско-грузинской границе тоже. Неужели сложно создать места, где приехал, осмотрели, все оформил, опломбировал и поехал без очередей? Ехать 2 дня, ждать неделю.
Перед границей с Грузией, километров за 50, стали встречать славянских парней, которые шли пешком в направлении границы. Так что не у каждого из них есть, что отбирать. А если без шуток, то людей жалко, оказаться без денег, в другой стране, то еще удовольствие.
На турецко-грузинской границе проблем, как обычно, не возникло. Единственное, пришлось постоять небольшую очередь. Познакомился с мужичком, который сам из Турции, а потом переехал в Краснодарский край. Он сказал, что теперь камеры фиксации в Турции связали в единую сеть и штрафы выписываются автоматически и на границе база уже есть. Верить или нет, не знаю, на себе не пробовал, штрафов за поездку не получил. На грузинской стороне купили повторно страховку и отправились в Батуми. За день проехали 510 км. Батуми встречал опять дождем.
На следующий день закупились вином и чачей. Вино прямо отличное, Хванчкара, Киндзмараули. А вот чачу брать больше не буду — до сих пор стоит невыпитой, голова болела конкретно и не только у меня. Наверное, это миф, что всем дромовцам чачу наливают ночь напролет, а на следующий день как огурчик. Либо пить нужно в Грузии, а я в России дегустировать стал.
Из Батуми решили ехать сразу во Владикавказ. Дорога та же, только в обратном направлении. Заехали на заправку и опять осадок остался — заправили сначала всех местных, даже тех, кто приехал после нас, а уж потом только нашу машину соизволили. Вроде мелочь, а запоминается. Еще запомнилась остановка за пирожками. Пирожки, кстати, были вкусные и свежие. Но рядом с палаткой дежурят собаки, чипированные, спокойные, но штук 8, и все хотят есть. В Грузии была (а может и есть) программа по стерилизации бездомных животных. Но их количество заметно по всей стране, собак в Грузии бездомных очень много.
И еще про попрошаек, но теперь уже целенаправленных. На въезде на магистраль в Тбилиси стоит поп с бородой, рясой, крестом золотым и на старом мерседесе, голосует, чтоб помогли. Я посмеялся, жене показал — смотри, последователь цыган. Говорит, мол, нет, вдруг помощь требуется. Проехали километров 50, опять на заезде на магистраль стоит его клон с таким же мерседесом, или может он телепортировался. Имейте ввиду, что такое бывает.
На границу с Россией подъезжали уже в темноте. И как это и должно быть, на парах бензина и со снегом на перевалах. Вроде 2 дня назад купались, а тут мокрый снег и туман, метров 15 видимость. Но ничего, проехали нормально, границу прошли вообще моментально. Проехали 510 км.
Как, оказывается, после долгого путешествия приятно оказаться дома. Все русское, машины, люди, всё. Заправились на трешку, красота! С отелями во Владикавказе напряженка. Либо очень дорогие, либо плохие, либо заняты. Удалось выбрать среднее. Взяли отель «Ветерок». Гостиница неплохая, цена небольшая, завтрак платный, но вкусный. Ночью удалось купить билеты в Москву супруге и детям, правда с Нальчика, т.к. было сильно дешевле Владикавказа. При выходе на парковку увидели двух местных мохнатых охранников. Пришлось скормить пирожки, которые остались еще с Грузии, иначе бы не выпустили.
Нальчик — это город мечты! И это не шутка! Добрались мы до него быстро, расстояние небольшое. И решили приезд отметить в очередном ресторанчике. Выбрали «Глянец». После жирной еды в Грузии и острой в Турции мой ребенок накинулся на суп и сказала, что хочет переехать в Нальчик. Еда и правда была очень вкусная, а после всех яств заморских — прямо отменная. Дальше все закрепилось парком с аттракционами. Отвез семью в аэропорт, и вечером они были уже дома. А мое путешествие продолжилось.
Обратно решил ехать через Ростов и Воронеж, но сколько смогу по бесплатным участкам. Путь начался по а/д «Кавказ» — хорошая трасса, правда в Кабардино-Балкарии на участке с 418 по 428 км за 10 минут прилипло 3 штрафа, скорость 72, 73 и 92 км/ч, разогнался знатно! Будем надеяться, на эти деньги они станут жить чуточку лучше. Других штрафов за все время путешествия не было.
Про платники. Это звериный оскал капитализма в национальном исполнении. Со здоровой экономией на платники получилось потратить 710 рублей, и это от Тихорецка до Москвы. Но это с учетом, что если не пользоваться платными участками, трат времени или на бензин будет больше стоимости платника. Все параллельные участки дороги были пройдены по бесплатке. Но для того, чтоб люди пользовались платными участками, мало сделать их удобными — надо сделать неудобными бесплатные! Гениально! А как это делать? Очень просто — знак 30 и обгон запрещен. Таких участков приличное количество. А автомобилей на бесплатной? Ноль, их нет — все на платке.
Если кто ездил до Архангельска, знайте — та дорога, по сравнению с бесплаткой на юг, перегружена. Супер идея. Грешным делом я подумал, а вдруг здесь гигантская аварийность и каждый день сбивают, раз пришлось на федералке ставить ограничение 30? Но в каком-то городке проехал по параллельной улице и там никаких 30 нет и в помине, хотя дорога гораздо хуже. А для любителей проехаться на таких участках с ветерком — смотрите изменения по штрафам, где за повторное нарушение скорости более 40 км/ч уже 2 тыс. руб. вместо пятисот. Даже навигатор всегда пытается вытащить на платный участок, а если оставить выбор только по бесплатным, от Ростова до Москвы начинаются фортели как на фото.
Нормально ли это? Вопрос риторический. Причем обычному человеку разобраться, где платный участок, а где бесплатный очень тяжело, т.к. один может просто переходить в другой и обратно. Отдельно заслуживают внимания указатели на бесплатке. Тут без комментариев.
Кто-то может сказать, что пользуешься бесплатной, вот и мучайся — но это не совсем так. За 2021 год я заплатил транспортного налога 18,5 тыс. руб. — больше 1,5 тыс. руб. в месяц. Плюс акцизы в бензине. Так что бесплатность дорог — вещь, своего рода, условная. Ну и, учитывая любовь ко всему денежновыжимаемому, хочется верить, что такого не будет с другими бесплатными дублерами.
Ну да ладно, это ложка дёгтя в бочке меда. Дороги у нас хоть и хуже, чем в Турции, но лучше, чем в Грузии.
Поспал 3 часика на лукойловской заправке у Каменск-Шахтинска и к 6 часам вечера следующего дня был в Москве, которая решила встретить меня снегопадом!
Итог по поездке:
Пройдено 7806 километров, средний расход 10,3 л/100км, пробег на одометре 202 тыс. км. Машина супер, ни одной поломки и даже намека на нее. В дороге комфортная, двигателя хватает, тормозов тоже, в том числе и с быстрой ездой по серпантину перед Манавгатом. Впечатлений масса. Дети, в принципе, путешествие перенесли хорошо.
Достаточно длительные остановки в промежуточных городах размазали всю длину дороги на относительно небольшие кусочки. Собственная машина позволила взять много условно ненужных вещей и сильно не ограничиваться в покупках.
По деньгам путешествие вышло в районе 250 тыс. руб., может, чуть больше, при долларе 63-65 рублей. Если смотреть на сумму, может показаться, что дорого. Но если учесть, сколько мы посмотрели и где побывали, а также, что сюда входят все рестораны и покупка вещей с гостинцами и алкоголем, то вроде и пойдет. Ну а если сравнивать со стоимостью тура в то время, то и вообще за цену билетов.
После приезда, когда сели обедать дома, осознали, что это первый обед за месяц, который приготовили сами. Странное чувство.
По странам. Может показаться, что в Грузии все плохо и ну её, но нет. Старался показать без розовых очков. Сама страна очень красивая, колоритная и доброжелательная. На просьбу вам всегда помогут, просто есть редкие исключения, к сожалению, телевизор в разных странах показывает разную повестку. По деньгам Грузия достаточно дорогая страна, нужно быть к этому готовым. Как раньше, уже не пойдешь в ресторан за 3 копейки и не снимешь жилье по рублю. Тбилиси хотел бы выделить отдельно — красивейший город, побывать однозначно стоит. Батуми был самым дождливым городом в СССР, так что нужно прогнозировать, что будут дожди — не ошибётесь.
Турция — это не только олинклюзив и море с пляжем. Полностью самобытная страна с отличными дорогами, красивой природой, развитой промышленностью и высоким сервисом. По-английски и тем более по-русски в континентальной части не говорит практически никто, но договориться можно всегда. Люди также дружелюбные и всегда помогут. Есть те, кто захочет на вас заработать, но тут уже все в ваших руках. Турки близки к востоку, а это дело тонкое…
Время путешествовать сейчас тяжелое, но последние лет пять оно легче не становится и тенденции к улучшению не видно. Если есть возможность путешествовать, лучше не откладывать. Санкции отдыху не помеха. С уважением к читателям drom, всех благ!