|
Уважаемые друзья, текст этот был написан сразу после поездки в 2013 году. Очень долго собирались фотографии в кучу. Потом вечно не было времени. А сейчас подумал, не пропадать же написанному, поэтому публикую. Вся информация актуальна на май 2013 года. Итак, поехали.
Маршрут: Новосибирск — Карасук — Павлодар — Баянаул — Караганда — Астана — Боровое (KZ) — Астана — Павлодар — Новосибирск.
Автомобиль: Opel Vectra 1.8 L, РКПП, 2007 г. в.
Общий пробег: 3800 км.
Экипаж: Валерий и Анна, Александр и Наталия.
Даты путешествия: 30 апреля 2013 г. - 11 мая 2013 г.
Часть 0. Вступление
Тут сейчас будет лирическое отступление, кому интересны только факты, можно сразу перейти к Части 1.
Вы знаете, мне нравится путешествовать по Казахстану. Почему? Даже и не знаю сам. Просто нравится, что-то в нём есть. Когда ты путешествуешь, ты преследуешь сразу несколько целей.
Во-первых, для меня путешествие — это отдых. Уезжая в путешествие, ты оставляешь дома все бытовые проблемы, суету, заботы и повседневные обязанности. И это, конечно, правильно: чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать. Но и отдых должен быть не только матрасным. Да, мне очень понравилось вялиться на солнце, попивая ледяные фруктовые «фреши» и купаться на островах Таиланда, но любовь к автопутешествиям от этого не прошла. Даже в Таиланде мы не могли долго расслабляться, мы брали либо машину, либо мото-байк на прокат. Отдых — это не только «ничего_не_делание», отдых — это смена обстановки, смена впечатлений, смена деятельности. Наверняка, если бы я работал дальнобойщиком, я бы не получал должного отдыха, отправляясь в путешествие на машине, наоборот, хотелось бы прыгнуть в самолёт и улететь в Турцию/Египет/Таиланд, нужное подчеркнуть. Если бы я работал, например, геологом, то наверняка мне бы не доставляло удовольствия проводить много времени на природе, в горах, жить в палатке и ходить в пешие походы. Но мне, офисному сотруднику, зажатому железобетонными коробками в душном городе, нужен более-менее активный отдых, нужны выезды на природу, нужен свежий воздух, нужны пешие прогулки. Жизнь должна быть контрастной, разнообразной и насыщенной, поэтому автопутешествия — это моё. Это вот то, что мне нравится.
Во-вторых, путешествие — это не только отдых. Это познание чего-то нового, расширение горизонтов, кругозора, и даже эрудиции. У нас давно уже сложилась традиция на майские праздники ездить на Алтай — это близко, доступно, классно и красиво, очень красиво. Первые две поездки были в Чемал и его окрестности. Потом это наскучило, надо расширять горизонты: добрались до Семинского и Чикетаманского перевала. Потом вовсе проехали весь Чуйский тракт по М52 до Ташанты, если кто не знает, это последний Алтайский населенный пункт, там погранзастава. Дальше уже проехать без визы нельзя, дальше Монголия. Потом также постепенно год от года расширяли горизонты: Улаган, Кату-Ярык, ЮБТО, Бугузун, Укок, горизонты на Алтае стали заканчиваться, потом были Тыва, Хакасия и так далее. На самом деле есть еще очень много красивейших мест на Алтае, но это уже надо ходить в многодневные пешие походы с тяжелыми рюкзаками — до них я еще созрею. А пока для меня оптимален автотуризм с элементами однодневных пеших или конных походов.
В определенный момент я открыл для себя Казахстан. В 2010 году я сразу два раза съездил в Казахстан. В мае мы съездили в Астану с автоклубом «402km.ru», и как-то очень бегло познакомились с этим «Восточным Хайтэком» посреди степи. А в июле мы уже отправились в конный поход к Белухе в Восточно-Казахстанскую область с автоклубом «galt-auto.ru».
Всё равно, я хоть и не считаю это «заграницей», но некая экзотика присутствует. Там можно открыть для себя что-то новое. Другие места, другая культура. Местное население там больше добродушное, чем злое, и к русским относятся хорошо. Цены на бензин и продукты чуть ниже, чем у нас. А природа красива и очень разнообразна: от ледников, гор, и озер до степей, пустынь, и поющих барханов. То же самое касается городов. В общем, Казахстан — «страна контрастов».
В этом году можно было взять несколько дней отпуска между «первомайскими» и «девятимайскими» праздниками и получалось почти две недели. Маршрут на майские праздники очень просто и очень быстро придумался сам собой: Баянаул — Астана — Бурабай. Поездка получила название: «По достопримечательностям Северного Казахстана».
Сейчас многие читатели скажут, что надо было ехать в Юго-Восточном направлении: Чарынский каньон, Алтын-Эмель, Балхаш, Алаколь и Алматы — именно там можно познакомиться с настоящим Казахстаном, казахским менталитетом и колоритом. Скажут так и будут правы. Юго-Восточный маршрут очень хорош, я даже не переживаю за эти места, я там обязательно побываю. Но на самом деле для этого нужно чуть больше времени, чуть больше сил, чуть больше подготовки. В этот раз мы не были морально готовы для этого маршрута, поэтому решили спокойно обследовать северный маршрут, не торопясь, спокойно, «с чувством, с толком, с расстановкой».
В 2010 году мы как-то очень бегло посмотрели новую северную столицу. С тех еще пор я подумал, что было бы здорово съездить в Астану еще раз, лет через пять, когда она будет полностью достроена по генплану. Кроме того, в прошлый раз мы хотели заехать в Баянаульский природный парк — это почти по пути, но времени не хватило, а желание с тех пор осталось. Ну и Боровое, от Астаны всего 250 км по первому в Казахстане шестиполосному автобану. Места обещали быть красивыми. Баянаул обещал озеро Жасыбай с кристально чистой водой, окруженное причудливыми скалами. А Бурабай вообще называют «Казахстанской Швейцарией» или «жемчужиной Казахстана».
Хочу представить вам наш экипаж:
Валерьян
Анна
Александр
Наталия
Часть 1. Новосибирск — Граница РФ-КЗ
29 апреля только к 22:00 мы собрались и подготовили автомобиль к поездке: нацепили радар-детектор, рацию не стали с собой брать, на этом маршруте она особо ни к чему, на территории KZ мы планировали строго соблюдать ПДД, ведь штрафы в республике KZ значительно выше, чем у нас. Для примера:
Тогда еще курс тенге был таков: 1 рубль = 4,8 тенге.
МРП — 1 731 тенге (360 руб.)
Превышение скорости от 10 до 20 км/ч — 5 МРП = 8655 тенге (1800 руб.)
Превышение скорости от 20 до 40 км/ч — 10 МРП = 17310 тенге (3600 руб.)
Превышение скорости от 40 и более — 15 МРП = 25965 тенге (5400 руб.)
В населенном пункте разрешенная скорость 60 км/ч, на трассе 110 км/ч. Т. е. на трассе можно держать скорость 119 км/ч — больше и не надо по их дорогам.
Не пристёгнутый ремень — 5 МРП = 8655 тенге (1800 руб.), это касается и пассажиров, сидящих на заднем сиденье.
Проезд на красный и ЖЕЛТЫЙ сигнал светофора — 10 МРП = 3600 руб. Забегая вперёд, скажу, что лучше даже не проезжать на мигающий зелёный, нас за это пытались оштрафовать в Астане, но всё обошлось.
Собрали только необходимые вещи. Палатку и туристические принадлежности не брали, планировали жить в гостиницах или на базах отдыха. Теперь у нас два основных водителя и еще один запасной. Это очень удобно, можно, не особо напрягаясь, ехать практически без остановок. Пока один отсыпается, второй за штурвалом, потом меняемся.
Ехали до Павлодара через Карасук — Октябрьское — Павловку. До границы около 450 километров хорошей дороги. Ехали в ночь, чтобы как можно раньше оказаться на границе, так как в праздники всегда большая очередь. Почти всю дорогу шёл дождь. Подъехали к границе примерно к 02:00 ночи. Объехали фуры, вроде как мы всегда так проходили границу, что легковые проходят отдельно от фур. Но, во-первых, мы нарвались на автобусы, а их пропускают без очереди, пришлось ждать. А во-вторых, на границе творится совершенный беспорядок. Все лезут напролом, некоторые подъезжают по встречной обочине и проезжают в уже закрывающийся шлагбаум за кем-нибудь. В определенный момент мы уже не выдержали и тоже внаглую проехали. В итоге, чтобы проехать под первый еще российский шлагбаум мы потратили больше часа времени. Дальше все пошло быстрее: прошли паспортный контроль на российской стороне, прошли беглый осмотр автомобиля пограничниками, пересекли границу, и заполнили миграционные карточки. Обязательство на вывоз автомобиля теперь заполнять не нужно. Потом паспортный контроль казахстанской стороны.
Сразу оформили «ОСАГО» на двух водителей, получилось примерно по 300 рублей, и наклеили наклейку «RUS». Да, мы знаем, что надпись «RUS» есть на государственных знаках под регионом, так что клеить и не обязательно, но мы ехали отдыхать, а не искать лишнего общения с «Жол Полициясы».
Дорога до Павлодара после границы резко ухудшилась. На некоторых участках ямы, как после бомбежки. Пейзажи сменились на тоскливые степные. Деревьев нет, изредка появлялись кусты вдоль дороги, глазу не за что зацепиться — скучно и тоскливо.
Часть 2. Павлодар
К утру Павлодар приветливо встретил нас широкими проспектами. Вообще я знал, что особых памятников архитектуры, какого-либо деревянного зодчества, и чего-то особо интересного в Павлодаре искать не стоит. Хоть Павлодар и основан в 1720 году как Коряковский форпост, но со временем укрепление потеряло своё военно-стратегическое значение и стало станицей, центром соледобычи из одноименного озера Коряковское. А мы это озеро как-то проехали мимо и не обратили на него внимания. За счет выгодного расположение на судоходной реке и перекрестье торговых путей с кочевой степью станица успешно развивалась и со временем станица Коряковская получила статус города с названием Павлодар, в честь новорождённого Великого князя Павла Александровича.
Но вся основная массовая застройка и развитие города пришлись на целинные годы. Генплан застройки города был разработан в 50-60 годах, оттого и проспекты широкие, оттого и город такой провинциальный, «советский», оттого и архитектуры нет интересной старинной, это в конце концов не города Золотого Кольца. Современной интересной новомодной архитектуры тоже не встретишь, как в Астане. Ну не довелось Павлодару стать столицей. Единственное, что я хотел посмотреть из архитектуры — это новая главная мечеть. Несмотря на всё вышесказанное, город оставляет приятное впечатление, он — аккуратный, на улицах чисто, мусора нет. После хмурой новосибирской погоды Павлодар радовал нас ярким весеннем солнцем, сочной зеленью на многочисленных газонах, засаженных деревьями. Есть мнение, что озеленению городов в KZ уделяют внимания больше, чем у нас. Вот только что на трассе не было ни единого деревца, а в городе много насаженных деревьев, каждое из них снизу по старинке покрашено известью. Почти все вывески на русском языке, город совершенно не воспринимается как «заграничный». Не мудрено, ведь до сих пор процент русского населения здесь больше, чем казахского.
Павлодар должен был стать для нас всего лишь перевалочным пунктом: нужно было обменять валюту, купить местные сим-карты, закупить продовольствие, и отоспаться — наш экипаж изрядно устал.
Заселились в гостиничном комплексе «Фалькон» — это не лучший выбор, но очень бюджетно, жили мы в двухкомнатном номере вчетвером. В распоряжении была двуспальная кровать и раскладной диван — за 8500 тенге (1770 руб.) в сутки, можно оплатить и за полсуток.
После небольшого отдыха поехали менять валюту по курсу 1 рубль = 4,8 тенге. Купили местные сим-карты «Билайн». Сразу подключили 3G и услугу «Соседи», чтобы можно было недорого звонить в Россию. Забегая вперёд скажу, что зона покрытия «Билайна» меня полностью устраивала, связь была везде. Лишь в самых отдалённых районах 3G работала только на текст, фотографии не всегда можно было отправить. Но в городах интернет работал отлично.
Потом в гастроном! Вот что я всегда покупаю в KZ — это, конечно же, Алматинский шоколад «РАХАТ».
Местное пиво на самом деле ничего особенного собой не представляет.
И абзац про казахстанский коньяк. Вообще, я не большой специалист в коньяках. Что хочу сказать: лично по мне, казахстанский Коньяк «не супер», но просто он очень дешевый. Он не хуже наших Российских марок, просто дешевле чуть ли не в 2 раза. Если выделить какие-то конкретные марки, то лично на мой вкус, первым идёт «АСАНАЛИ» 5 звёзд — он мне очень нравится, вкусный. Но и цена у него около 2000 тенге (500 рублей). На втором месте «КАЗАКСТАН» 3 звезды производства «БАХУС» — обычный, нормальный, дешевый. Остальные так себе, пить вроде можно, но очень дешевые.
Вечером пошли погулять по городу. Сходили в кино на «Обливион». После сеанса навигатор подсказал, как пройти до мечети Машхура Жусупа.
Такси долго ловить не приходится, что в Павлодаре, что в Астане. Подкалымить будет не прочь как хозяин старенькой «Audi 80», так и владелец нового паркетника «SsangYong». Уехали до гостиницы за 300 тенге.
На следующий день позавтракали в шатхане. В Казахстане порции большие — не заказывайте много блюд, скорее всего, вы наедитесь одним!
Заправка — полный бак! Так уж получилось, что заправлялись мы всегда на «Гелиосе». Также можно рекомендовать заправки «КазМунайГаз». Претензий по топливу не было. Бензин вырос в цене с 95 до 148 тенге за 3 года. Это соответственно с 20 до 30 рублей. Сказывается вступление KZ в таможенный союз, цены подтянулись к российским.
Шашлык на выезде из города подорожал с 500 до 800 тенге по сравнению с 2010 годом.
Выехали из города по А17 в сторону Астаны. Сначала от города шла четырехполосная дорога с разделительной полосой, но вскоре осталось только 2 полосы, остальные забросили. Дорога качеством асфальта не блещет. Иногда можно держать скорость 120 км/ч, но иногда приходится скидывать вплоть до 60 км/ч из-за неприятных ям.
Часть 3. Баянаульский природный парк.
Перед Экибастузом свернули налево на Баянаул. Вокруг степь, да степь кругом. Сначала ехали по асфальту, приличного качества, потом началась гравийка. Но при этом идет капитальная укладка асфальта, так что мы ехали объездными дорожками по степи.
В этот момент экипаж резко проголодался, решили перекусить. Налив всем чаю, мы потеряли верного друга — уронили и разбили термос. Его я закопал в строящуюся дорогу, и сразу же его сравнял с камнями грейдер. Так что можно сказать, что мы тоже заложили свой «кирпичик» при строительстве дороги до Баянаула.
Дальше опять выехали на асфальт, машин очень мало. Местность начала менять свой вид, постепенно превращаясь из степной сначала в холмистую, а потом и вовсе в горную. Надо пояснить, что Баянаульский парк — это горно-лесной оазис среди бесконечных степей Казахстана. Баянаульские горы тянутся с запада на восток на 40-50 км, с севера на юг — на 20-25 км. Вот эта зеленая область на карте и есть Баянаульский парк.
В поселке Баянаул с трассы уходит дорога в сам парк, и начинается небольшой перевал. Дорога превращается в симпатичный серпантин, я бы назвал его «Микро-Чикетаманом», если кто в курсе! С верхней точки перевала видно самую высокую гору Акбет, высотой 1026 м, и синее озеро.
Все базы отдыха были еще закрыты, сезон открывается только с 15 мая. Туристов не было совсем. Но работники на базе говорили, что летом всегда много туристов и отдыхающих, все места, как правило, заняты. Нас неофициально, можно сказать, по дружбе, заселили в домики на базе «Жасыбай». База приличная, аккуратная. Деревянные домики, душ с горячей водой, беседки, пляж, столовая, дорожки из камня или асфальтовые, фонари.
Жасыбай — именно так называется озеро среди гор, на берегу которого и расположена база. Озеро красивое, вода издалека кажется ярко-синей. А вблизи видно, что очень чистая и прозрачная. Погода нас приятно радовала, было тепло, припекало солнце. Мы попытались объехать озеро вокруг, но не получилось, упёрлись в забор базы отдыха акима Павлодарской области. А ведь молодец, какое место красивое выбрал себе для отдыха.
Оставшаяся часть вечера была посвящена прогулкам и отдыху.
Перед поездкой я купил два фильтра для объектива: «поляризационный» — для съемки при солнце, и «шестилучевой» — для съемки в ночное время. Как стемнело, я полез на гору экспериментировать.
Позднее в домике у нас началась дегустация казахстанских коньяков.
На следующий день мы отправились изучать окрестности баянаульских гор. Местность изобилует причудливыми скалами и камнями, прошедшими многовековую обработку ветром и водой.
Мы особо не мучились поисками, но нашли скалы «Булка», «Каменная голова», «Бабка-Ёжка» и «Верблюд».
После этого доехали до озера Торайгыр — оно особо не впечатлило, но зато там есть источник, в котором мы набрали воды.
Позволю себе вставить некоторые цитаты одной из участниц нашей поездки, Анны:
«В Баянауле одни только названия скал завлекают: гора «Булка», каменная скала «Баба Яга», скала «Верблюд» — есть где фантазию проявить. А по горам этим лазить — одно удовольствие, они круглые, уступчатые, озера и озерца везде, пещеры. И формы гор, скал — сумасшедшие.
Народу — никого, туристы еще не пошли, везде чистенько. И главное! Клещей там нет! — так местные говорят, не понимают, о чем мы их спрашиваем. Мы все удовольствие получили огромное! Воздух чистый, вкусный — хоть ложкой ешь! Куча беседок, тропинок, но и нехоженых мест много. Фотографам — раздолье, фотоаппараты просто приросли к лицам. Везде — красота, с каждой стороны — свой ракурс, везде — необычное видится.» © Анна
Потом мы объехали вкруговую весь баянаульский горный массив и вернулись на нашу базу.
На третье утро пребывания в Баянауле погода испортилась: хмурые тучи, мелкий дождик, плотный туман. Отправились искать «священную пещеру». Точных координат у нас не было, не смогли найти. Уперлись в брод, на вид около 40 сантиметров, а мы на пузотёрке. Коллектив решил не рисковать — за трактором пришлось бы идти километров семь. Вернулись на базу, собрали вещи, попрощались с Баяном, и выехали в Астану.
Часть 4. Баянаул — Караганда – Астана.
Можно было вернуться в Экибазтуз на трассу А17, а можно было доехать дальше до Караганды и по М-36 доехать до Астаны. По километражу выходило примерно одинаково. Решили ехать через Караганду, чтобы немного посмотреть город. Дальше по дороге вдоль Баянаула были очень красивые таинственные места — живописные. Сразу после поселка Баянаул началась гравийка, но весьма приличного качества. Почти весь день, читай «всю дорогу», нас преследовал дождь.
Въехали в Караганду, сделали отчётное фото.
Это промышленный город, основанный в 1934 году, построенный по генплану советских архитекторов. Да простят меня карагандинцы, никакой ценности, именно туристической, он не представляет. Хотя нам было интересно с ним познакомиться, взглянуть на него хотя бы одним глазком.
При въезде город встречает разными крупными предприятиями по добыче угля, машиностроения, металлообработки и пищевой промышленности.
Доехали до центра, погуляли: проспекты широкие, памятники и мозаики на стенах периода СССР. Пообедали в кафе «Анкара»: брали пиццу, лагман, какие-то восточные сладости — обедом остались довольны.
На какое-то время вышло солнце и показало нам центр Караганды в солнечном свете. Сделали несколько кадров. Долго мы не задерживались, взяли курс на столицу.
Дорога «Караганда — Астана» лучше, чем участок «Павлодар — Астана» в плане качества асфальта, да и в плане пейзажа интереснее. Но я бы не сказал, что качество асфальта «супер» — нормальная обычная дорога, но порою могут встретиться неприятные откровенные ямы.
Весна в том году изрядно задержалась даже в некоторых уголках Казахстана. Кое-где вдоль трассы лежал снег — вот уж чего не ожидал увидеть в мае.
До Астаны мы долетели быстро и незаметно.
С погодой нам везло, дождь был только в перегонах, а при въезде в Астану он прекратил своё существование. Посмотрели несколько гостиниц, но остановились всё в той же, что и в прошлый раз — в гостинице при новом цирке. Сама гостиница далеко не «пять звезд», а скорее «три» или «две с половиной», но дешевая. 7000 тенге (1500 рублей) сутки за двухместный номер, можно брать полсуток. Зато географическое местоположение просто шикарное, практически в новом центре. Рядом в пяти минутах ходьбы: «Мега», развлекательный центр «Думан», океанариум, «Атамекен» — карта Казахстана в миниатюре. А главное, там очень красиво, особенно ночью — такая подсветка и иллюминация!
Часть 5. Астана. День первый.
Немного справки: Астана (с казахского — «столица») — столица Республики Казахстан с 1997 года. Первое упоминание в 1830 году. Прежние названия: до 1961 — Акмолинск, до 1992 — Целиноград, до 1998 — Акмола. Площадь 710 км². Тип климата резко континентальный. Лето жаркое и сухое, зима морозная и долгая.
Население 814 401 человек. Национальный состав: казахи — 72,8%; русские — 17,4%; украинцы — 1,81%; татары — 1,34%; узбеки — 1,1%; немцы — 1,07%.
Анна: «Астана — оазис, мираж в степи! Денег на нее грохнуто — ой-ой-ой! Но впечатляет! Хотя очень разностилево! Не хватает гармоничности, общего ансамбля. Больше чувствуется — желание поразить! Но гулять там интересно, особенно вечером. Подсветка всех зданий и объектов — интересна и впечатляет. Есть океанариум, неплохой! Байтерек — смотровая площадка на уровне! Атамекен — весь Казахстан в миниатюре! Не все объекты сделаны аккуратно, но интересно! И экскурсию можно заказать.» ©
Но давайте поподробнее. Утром мы поехали на «Водно-зелёный бульвар» — это пешеходная зона с аллеями, клумбами, газонами, деревьями, скамейками, фонтанами, малыми архитектурными формами в новом административно-деловом центре Астаны. Начали мы нашу экскурсию с «Ак-Орды» — резиденции Назарбаева.
Бульвар и называется водно-зелёный, потому что на нём очень много фонтанов, совершенно разных и интересных. По всей длине от Ак-Орды до Хан-Шатыра я насчитал около двенадцати фонтанов.
В Астане было тепло, но в этот раз очень ветрено! Дошли до монумента «Байтерек» — основной достопримечательности нового суверенного Казахстана. А сам «Чупа-Чупс», как некоторые его называют, пошатывался, особенно это чувствовалось наверху. А люди со слабым вестибулярным аппаратом чувствовали себя «не очень». Это и не удивительно, наверху амплитуда колебаний составляла около метра. С Байтерека хорошие виды, видно весь новый центр.
Спустившись, продолжили движение по бульвару.
Дойдя до круглой площади, мы почувствовали голод. Нам хотелось попробовать местной национальной кухни. За советом, где бы нам отобедать, мы обратились к местным жителям. Всегда нужно общаться с местным населением, я так считаю. Благо, в Астане все прекрасно разговаривают по-русски, языкового барьера нет. Молодой казах посоветовал мейрамхану «Кишлак».
Очень колоритный ресторан. Если бы я жил в Астане, то гостей повёл бы именно сюда. Интерьер, напоминающий узоры восточных сказок, впечатляет.
Дальше продолжили движение через «Алею Влюблённых».
Водно-зелёный бульвар заканчивается огромным торгово-развлекательным центром «Хан-Шатыр».
Здание представляет собой гигантский прозрачный шатер из специального стекла.
Шопинг, игровые автоматы, кинотеатры, фудкорд нам были не интересны. А вот большой интерес вызывали следующие два пункта:
1) «Тропический рай» — это пляжный курорт, со специальными датчиками, которые «воссоздают» тропический климат, +35 градусов круглый год. Песчаные пляжи создают ощущение настоящего пляжа, а песок, говорят, привезен с самих Мальдив! И всё это в центре города, представляете? Есть бассейн с волнами, который создает ощущение, что вы на море, и бассейн аквапарка с водными развлечениями. Здесь можно даже позагорать, так как есть специальные приборы, которые позволяют это сделать.
Вся эта манящая красота была закрыта то ли на ремонт, то ли просто на подготовку к очередному сезону, как жаль.
2) Монорельс, на котором можно проехать по всему периметру Хан Шатыра, включая 4 туннеля, со световыми и анимационными эффектами, а также можно посмотреть панорамы с высоты 25 м. Он был тоже закрыт… Ладно, мне всё равно захочется еще раз съездить в Астану. Не всё получилось посмотреть в этот раз.
После этого «Гиганского шприца» пошли к мечети Нур-Астана. Она была самой большой мечетью Казахстана, пока не построили мечеть «Хазрет Султан» на правом берегу. Забегая вперёд скажу, что «Хазрет Султан» намного красивее. Но её мы поехали смотреть на следующий день.
Команда изрядно устала, мы сели на автобус и уехали в гостиницу.
В этот день была Страстная Суббота, последний день Великого Поста. Все православные готовились к Пасхе. Вообще было достаточно интересно и совсем необычно встречать Пасху в государстве, в котором наиболее распространённой религией является ислам.
Но, тем не менее, в Астане 4 православных храма и один монастырь. Вдвоём с Анной мы поехали в ближайший от нас Константино-Еленинский храм на крестный ход.
Хоть в Астане и 17% русского населения, но Храм был забит полностью.
Люди принесли куличи, яйца и творожные пасхи на освящение.
В «Меге» я взял Кагор. Очень жалко, я не запомнил производителя, но именно этот кагор мне понравился. Он не был «приторным», был приятен на вкус, немного обладал ароматом черноплодной рябины. Мы уже в номере с удовольствием отметили Пасху.
Так и закончился наш первый день в Астане.
Часть 5. Астана. День второй.
С утра мы пошли в развлекательный центр «Думан». Он содержит: Океанариум, «Джунги», Шоколадное шоу, 5D-кинотеатр, и Детский городок. Мы купили билеты в океанариум, цена 1500 тенге (300 рублей). Океанариум весьма хорош, на уровне. По дну проходит подвижной 70-и метровый туннель. Смотрим многообразие рыб, морских черепах, звёзд, и конечно, любимчиков публики — белых акул.
Потом пошли на экскурсию в «Атамекен» — это карта Казахстана, все достопримечательности Казахстана в миниатюре. Входной билет стоил 400 тенге, фотосъемка 200 тенге, экскурсия 200 тенге с человека. Получилось около 160 рублей с человека, что весьма бюджетно. Было очень интересно, нам попался хороший экскурсовод, толково рассказал о достопримечательностях страны, об истории, о современном положении дел. Пересказывать даже и неохота, надо ехать и смотреть. Не забудьте взять экскурсию.
Дальше поехали на правый берег, там можно в ресторане посидеть значительно дешевле, чем в новом центре, я это уже знал. Пообедали в «Трактире 777». Несмотря на топорное название, всем понравились и блюда, они были не хуже, чем в «Кишлаке», и обслуживание, и общим счетом остались довольны — 7700 тенге (1600 рублей) на четверых.
Заходили в «Сладкую сказку».
Анна: В Астане нашли кондитерскую (сеть «Сладкая сказка»), там ТАКИЕ пирожные, во рту тают, мы там все скупить готовы были. Купили с запасом, но довезти сложно, пришлось все по дороге съесть, ха-ха!!! в весе прибавили... ©
Далее поехали на площадь независимости. Там всё также масштабно, как и во всем новом центре, места и пространства много, объекты крупные, масштабные, новомодные и блестящие.
Уже начало темнеть, мы устали, но носились с фотоаппаратами и остановиться не могли.
Мечеть «Хазрет Султан» — соборная мечеть в Астане, крупнейшая мечеть в Центральной Азии. Здание построено в классическом исламском стиле с применением традиционных казахских орнаментов.
Дворец Мира и Согласия — одна из достопримечательностей столицы. Пирамида стала символом единения различных религий, этносов и культур, открытости народа и государства всему миру.
Стемнело окончательно, Валерьяну надоели наши бесконечные фотосеты, он поехал отдыхать в гостиницу, а нас высадил на музыкальных фонтанах рядом с Байтереком. Мы хотели прогуляться по ночной Астане. И я вам скажу, «Зелено-водный бульвар» ночью просто сияет!
Байтерек постоянно меняет цвет.
До гостиницы мы уехали на такси, на новом «Ssang Young» за 400 тенге (80 рублей) — такси в Казахстане не дорогое.
Так закончилась наша экскурсия по новой северной столице. Валерьян был особо поражён новым центром, остальным тоже понравилось. Да и мне было приятно посетить этот город вновь. Спасибо Астана за гостеприимство и хорошую погоду!
Честно говоря, я еще хочу туда съездить. Там есть еще на что посмотреть.
Часть 6. Боровое.
Перед выездом заехали в оптовый магазин алкогольной продукции. Накупили грузинского вина и казахстанского коньяка. Цены в очередной раз порадовали.
Дорога до Борового лежит через первый шестиполосный казахстанский автобан Астана — Щучинск! Максимальная разрешенная скорость — 140 км/ч. Мы выставили круиз-контроль на 149 км/ч — это еще не считается нарушением. Как сказал Валерьян: «Ну хоть какое-то приятное впечатление о дорогах Казахстана».
Классно, молодцы, сделали идеальную дорогу. Нашему немецкому седану именно такие и нравятся. Но ведь это всего 224 километра, остальные дороги KZ в плачевном состоянии. Честно говоря, с тем количеством автомобилей, которые нам попадались на этой трассе, вполне справились бы и четыре полосы. Можно было бы неплохо сэкономить. А на сэкономленные средства подлатайте, пожалуйста, хотя бы немного остальные дороги! Кстати, Боровое — это президентский курорт, наверное, не просто так построили хорошую дорогу в ту сторону.
Вот первый раз в жизни видел ограничивающий знак 120 км/ч!!!
Курорт «Боровое», по-казахски «Бурабай», расположен в горах Кокшетау. Они являются продолжением Уральских гор, соединяя их с Алтайскими. Горы не высокие, максимальная высота горы Кокше — 947 м, но места очень живописные, поэтому поселок Боровое иногда зовут «Казахстанской Швейцарией» или «жемчужиной Казахстана».
Приехали мы к вечеру. Въезд в туристическую зону платный, если не изменяет память, 150 тенге (30 рублей) с человека. Нашли неплохой отель Султан рядом с оз. Щучье. Анна очень хорошо умеет торговаться, и так как еще не сезон, сторговала скидку 30%, получилось примерно 2000 рублей в сутки за двухместный номер. Отель новый, аккуратный, отлично кормят, 3 раза в день, повар просто замечательный. Были и манты, и салаты, и булочки с помадкой, и солянка, и тому подобное.
Утром поехали изучать окрестности. Погода только радовала, было тепло, солнце припекало, природа выходила из зимней спячки прямо на глазах.
На данной местности находится 14 озер, наиболее известными из которых являются Боровое, Горное, Щучье, Лебединое.
За много лет природа Кокшетауского края нисколько не утратила своей целебной силы, и сегодня в многочисленных местных санаториях помогают избавиться от самых различных заболеваний.
Анна: «В Боровом — вообще красиво! Национальный парк, они его очень берегут, лелеют, облагораживают. На велосипедах и пешочком — там раздолье. В любую сторону — иди или смотри, везде глаз порадуется и удивится. Тропа оборудованная есть — 9,5 км вдоль озера, вечерами освещается! Скалы причудливые, озера — красивые, есть гора, с которой сразу три озера видно. Панорамы там шикарные! Дороги при подъезде — серпантином вьются! Зелень еще легкая, нежная, подснежники везде, первые дикие яблоньки цветут. И небо — голубое-голубое! На берегу есть «танцующая роща» — там березы все изгибаются, стволы волнистые-танцующие. Летом, говорят, народу много. А весной, до июня — не сезон, только одиночки. Лес там смешанный, но преобладают сосны. Много санаториев и пансионатов, есть необычные виды оздоровления: кумысо-терапия и ландшафто-терапия.» ©
Да, в местных здравницах есть такой необычный медицинский термин — ландшафтотерапия. Врачи считают, что, даже просто прогуливаясь по окрестностям, отдыхающие получают здоровье.
Самое красивое — озеро Боровое, а основным украшением считается Голубой залив, из водной глади которого гордо выделяется скала Жумбактас или Таинственный сфинкс.
После обеда решили объехать вокруг все четыре озера.
Целебное соленое озеро Майбалык, в его водах «собрана» чуть ли не вся таблица Менделеева. Минеральные воды озера, как и лечебные грязи со дна, хороши для оздоровительных процедур.
После круиза вернулись в отель. Как раз успели на вкусный ужин, который потом дополнили коньяк и гитара.
Часть 7. Дорога домой.
Анна: «Нам не хватило еще одного дня в Боровом, мы там не нагулялись, были всего 2 дня. Я бы с удовольствием пробыла там дня 3-4, чтоб наступил полный расслабон, чтоб не торопиться, а просто на каждой горке посидеть спокойно, на воду посмотреть, по дорожкам спокойно походить, пикничок в лесу провести. Там очень хорошо!» ©
Как бы не было хорошо и не хотелось уезжать, время отпуска не резиновое — мы выезжаем в сторону дома. Через Щучинск по А-1 до Астаны, потом по Р-4 до Ерментау, Экибастуз, Павлодар. В Павлодар заехали еще раз закупиться. Как раз попали на салют в честь 9 мая.
Ехали долго, ехали весь день и всю ночь, постоянно меняясь рулём. Границу на этот раз прошли быстро. Привезли много сувениров.
Общий пробег получился 3860 км.
Расход топлива 7,3 литра на сотку.
Всем спасибо за внимание. Путешествуйте больше, друзья!