|
Долго думали, куда съездить на майские праздники и чтоб уложиться в 11 дней отпуска. Рассматривали три основных направления: Хакасия, Северо-Байкальск с заездом на Ольхон или пеший маршрут по КБЖД со стороны Култука. Но в последние дни сборов погода внесла свои коррективы: в сторону Байкала холодно, ночью минус, местами снег, и на сайте «Восточносибирского речного пароходства» опять поменяли расписание работы парома на Ольхон с 1-го мая на 12-е. В итоге, проведя вечер в интернете, решили ехать в Тыву.
01.05.2015-02.05.2015
Накидали маршрут в гугл-картах, отметили достопримечательности, залили всё это дело в гатжеты, собрали машину, заправили полный бак и канистры, проверили уровень жидкостей, давление в колёсах. Выезжать решили рано утром с первыми лучами солнца 3-го мая.
Экипаж: 2 человека, 1 собака.
Машина: SS Korando 2004, 2.3 GSL, АКПП, 4WD. Резина 29,5 Geolandar AT. Из особенностей: версия кабрио, мост с LSD 5.86, мультитроник.
Из вещей брали: 2 пакета угля, 2 пачки евродров, 2 экспедиционные канистры «экстрим+», газовый обогреватель, туристическая печь «Дымок», спальники, палатка, коврики, термоконтейнер для продуктов и прочие ништяки.
Все фото сделаны на Sony Nex 3 в RAW'ах, с обычным китовским объективом 18-55.
03.05.2015
Выехали в час дня. План ранней утренней поездки провалился. Нашли банкомат, сняли наличности и в путь. На днях в новостях передавали, что на перевале под Балахтой выпал снег и движение по М54 частично ограничено. Ехать решили через Ужур. Весь день было очень ветрено, машина с геометрией кирпича в таких условиях усиленно кушала бензин, ветер носил только что вспаханную землю, видимость местами была очень ограничена.
Проехали Ачинск, Назарово, Ужур и, не доезжая до Шира 15 км, свернули через деревню/озеро Фыркал в сторону сундуков искать место переночевать. Встали с палаткой на возвышенности между первым и вторым сундуками.
В целях пожаробезопасности костер жечь не стали, растопили дымок, пожарили сосисок и легли спать.
Ночь была неспокойная, летали и шумели какие-то не то птицы, не то мыши в огромном количестве. А потом с горы в полнолуние начал лаять марал, этот звук ни с чем не спутаешь. Наш охранник тоже побежал на разборки побухтеть в темноту. Было холодно, неоднократно за ночь включали газовый обогреватель.
04.05.2015
Проснулись, позавтракали, собрались и в путь. В Шира заехали на заправку, купили попить в дорогу и отправились в сторону Абакана. 12 апреля Хакасия сильно пострадала от степных пожаров, по дороге видели несколько улиц в деревушках, где остался один фундамент, много сгоревших деревянных столбов.
Последствия пожаров 12 апреля.
Решили по дороге заехать размяться на курган «Барсучий лог», археологический музейный комплекс. Сам курган находится в долине царей или Салбыкская долина, очень хорошо курганы просматриваются в викимапии. Были тут не единожды, описывать не будем, гугл в помощь. Май для этих мест не сезон, на кургане никого. Проверили свой тайник (геокэшинг) и отправились дальше в путь. Кстати, к кургану очень удобно подъехать прямо с трассы, ищите 369 километровый столбик (54.0211255N 91.2810606E) и сворачивайте, до кургана 7км, увидеть можно не доезжая 2,5-3 км. Второй путь к нему идет через поворот на Московское, там и указатель есть, но это намного дальше получается.
Следующее место по маршруту, куда хотели заехать, были остатки древнего хакасского городища Узенхыр (53°55'57"N 91°16'38"E), но так получилось, что заболтались и проехали.
В Абакане не останавливались, свернули направо по ходу движения в сторону Абазы, и следующая наша остановка была в музее Улуг Хуртуях Тас.
Важнейший экспонат музея — это древняя каменная стела «Мать всех матерей», созданная около 4 тыс. лет назад. Вход символический 50 рублей, опять не сезон, нам просто дали ключи от беседки и рассказали, как себя нужно вести. У музея есть сайт с подробным описанием. У ворот в музей стоит домик, где можно сходить в туалет (15 руб.), принять душ и воспользоваться стиральной машиной (100 руб.).
Экскурсионная беседка, по центру каменная стела «Мать всех матерей».
Совершили необходимые ритуалы, загадали желания и поехали дальше.
Следующее интересное место — Сафроновский могильник или стеллариум. В селе Полтаков поворачиваем направо и едем в сторону села Сафронов, это где-то 25-27 км. Могильник начинает виднеться издали, проехать и не найти трудно. Сразу на горе за стойбищем. Обошли пару курганов, впечатляет.
Далее по дороге у нас Абаза и цель найти дом, в котором ~40 лет назад жила наша родня. В Абазе заправились, нашли дом, зафотографировали. Пытались найти кафе поужинать, не получилось. Заехали в кафе на выезде. Условия спартанские: ни салфеток, ни соли… но было вкусно. Поехали дальше. Смеркалось. Попутных и встречных машин практически нет, сотовая связь последний раз была в Абазе, заправка тоже.
Сперва в свете фар на дороге заметили зайца. Потом, минут через пять, спугнули достаточно большую сову. Но это было не всё, финалом под колёсами пробежал КАБАН! Да, здоровенный кабан, коричневого цвета, с закругленными клыками. Мы очень удивились и долго еще обсуждали и смеялись, т.к. никогда не видели их в природе, только в зоопарке.
Решили искать поворот и ложиться спать, ехать в темноте можно, но не хотелось пропускать все красоты перевала. В итоге нашли поворот на базу «Снежный барс», и, включив полный привод, расчистили себе место под стоянку.
Ночевали в машине, вокруг лежал снег.
05.05.2015
Утром все, как обычно: сборы, завтрак и т.д.
Стояка на повороте к «Снежному барсу».
Поехали до базы 1,5 км, пообщались со смотрителем. Как и предполагалось, на Маранкульские озера ходят летом, сейчас там снега по шею. Есть у них десятидневные конные маршруты до Агафьи Карповны Лыковой и много других интересных видов туризма и отдыха.
Выехали на трассу и двинулись в сторону перевала Хакасия—Тыва. По описанию смотрителя пытались найти «мостик любви» недалеко от поворота на базу, но, похоже, его в этом году все же смыло.
Предполагаемые остатки «Мостика любви».
Ну а дальше перевал, красоты неописуемые, лучше пусть будут просто фото.
На самом перевале холодно и постоянный ветер, стоя в 3 метрах друг от друга, не слышишь ни слова. Дорога требует особого внимания, из машин там за весь перевал встретилась только отчаянная камри. Позже, 7 мая на этом перевале положило на бок фуру с углём, дальнобои советуют не соваться на перевал на летней резине.
Ну, а дальше спуск и совсем другой вид. Началась Тыва. Связи так и не было до самого Ак-Довурака. Да и заправок я не припомню.
В Ак-Довураке заехали покушать в кафе и заправились. Местные заинтересовались машиной, у них таких нет. Расспрашивали, смотрели двигатель, лазили под машину и всё пытались понять лучше она уазика или нет. Еще что интересно, все шарахались от собаки, то ли у них боязнь какая-то, то ли просто доберманов в фильмах насмотрелись, не знаю. Еще в городе поднялись на Асбестовый завод и сделали пару фото.
Так же по дороге на Кызыл есть городок Чадан и прославивший его буддийский монастырь Устуу-Хурээ, но, по ошибке навигации и данных источника, найти нам его не удалось. У нас почему-то все координаты были именно на поляну, где проводился одноименный фестиваль, а сам монастырь находится в 7 км к юго-востоку от города. Ну да ладно. Еще перед Чаданом есть поворот на КПП в Хандагайты, а это ~80 км и Монголия.
Дальше путь наш лежал в славный город Шагонар, город моего детства, но я практически ничего не вспомнил, было мне 5-6 лет, когда я последний раз там был.
Не доезжая города 10 км, случается единственная поломка за всё путешествие: от тряски лопается труба между катализатором и глушителем. Машина сразу начинает жутко орать, ну это и понятно. Под такую «музыку» мы и заехали в Шагонар и сразу же были остановлены местными сотрудниками ГИБДД, что нам было очень кстати — узнали у них, где есть сварка и поехали чинить глушитель. Ремонт обошелся в 1200 рублей и час потраченного времени.
На ночь нас приютили одноклассники родителей, за что им огромное спасибо. Наконец-то помылись и отоспались в тепле.
06.05.2015
Утром поехали смотреть дом, в котором я когда-то проводил лето у бабушки. Дом нашли, опять фотосессия для родителей и в путь на Хайыракан.
Хайыракан — священная гора, которая находится в 105 км от Кызыла, на левом берегу Улуг-Хема. Слово это заимствованное тувинским из монгольского языка, означает «небесный медведь» или «священная гора».
Красивое место, в это время на горе цветет багульник. Подниматься на саму гору не стали, да и не знали возможно ли это. Просто побродили в окрестностях. Завораживает.
Дальше в планах у нас Кызыл. По дороге встречаются многочисленные видовки с видом на Енисей. Не доезжая 45 км до столицы республики находится этнокультурный комплекс «Алдын-Булак». На территории комплекса есть Шаманское место, Небесные ворота Шамбалы — площадка, выполненная в форме буддистской арки, Статуя Будды, Знамена «Сульде», культовый символ «Оваа Хоомея» — золотая стрела, устремленная в небо, — гордость Алдын-Булака.
Ну вот и Кызыл.
Времени уже много, едем сразу в музей смотреть золото скифов. За билеты на двоих отдали 600 рублей без фотосъемки. Понравилось, обязательно сходите. Экспозиция «Золото скифов» начинается с экскурсии про раскопки курганов Аржан 1 и 2. Очень интересно и познавательно. Само «Золото скифов» хранится за сейфовыми дверями с охраной, всё в датчиках. Фото и видео съемка запрещена.
После музея отправились смотреть памятник «Центр Азии» и «Царская охота». На набережной во всю играла военно-патриотическая музыка в честь подготовки к 9 мая.
Нагулявшись по набережной, прощаемся с городом и стартуем в сторону Ергаков. И опять перевал, сумасшедшие виды и красоты Сибири.
Ближе к вечеру проходим перевал Ергаки и заезжаем на базу МЧС узнать, есть ли там сейчас знакомые нам лица из поисково-спасательной службы МЧС. Как оказалось, они в Абакане.
Снега в Ергаках тьма, метра три точно местами. А вот и «полка», самая длинная в нашей стране сейсмоустойчивая противолавинная галерея длиной 1340 метров.
С Ергаков в сторону Минусинска очень хороший новый асфальт. Не заметили, как стемнело. Остановились ночевать на озере Тагарское. Опять не сезон и лучшие места пустые.
Раскочегарили дымок, пожарили сосиски, открыли «старейшину», в общем, отметили тяжелый успешный день и легли спать.
Интересный день вышел: днем мы искали куда спрятаться от солнца под Хайыраканом, а вечером играли в снежки на перевале Ергаки.
07.05.2015
Минусинск — Курагино — Кускун — Заозерный — Зеленогорск.
В этот день мы уже никуда не спешили и решили выспаться. Неспешно поехали в Зеленогорск по К-18, Автодорога Минусинск — Кускун. По дороге заехали посмотреть на Козинский виадук через реку Большую Джебь (54°30'6"N 93°27'2"E).
На момент своего строительства являлся самым высоким железнодорожным мостом в СССР, он же в народе «Чертов мост». С дороги его не видно, вот координаты поворота к нему: N54.48948 E93.41082. Подъехать на машине не удастся, везде запрещающие знаки, объект охраняется.
Дальше не раз катаная дорога до Зеленогорска, местами грунтовка хорошего качества, вечером проходим КПП и останавливаемся на ближайшие дни у родственников.
08.05.2015
В этот день мы мылись, стирались и отсыпались. Пили вкуснейшее зеленогорское пиво, хранится ровно 10 дней и за пределы города не экспортируется. Слоган пива — «Любимый город может пить спокойно».
09.05.2015
Встали пораньше и сходили на парад в честь победы, вернее, шествие, как его теперь называют. Собрались в дорогу и уже перед выездом заехали покататься по Кану на моторной лодке. Попрощавшись со всеми, двинули в сторону Красноярка и, спустя 2 часа, были дома.
Итоги
Пройдено: ~2500 км.
Штрафов: 0.
Остановок сотрудниками ГИБДД: 1.
Средний расход бензина за поездку: 12,2 л/100 км.
Непредвиденный ремонт: 1200 руб.
Бюджет всего мероприятия включая топливо: ~ 15000 руб.
Ничего криминального в Тыве нет. Все рассказы про агрессивное население из прошлого, все, с кем мы общались, очень приветливы и добродушны. А по голове и в нашей стране могут дать в любом регионе. Многие тувинцы плохо говорят по-русски. Объявления произносятся и пишутся на двух языках.
По самому маршруту будьте готовы к отсутствию в Тыве придорожных кафе, их просто нет. Можно проехать 200 км и не встретить ни одного. Так же мало заправок с магазинами. Цены на топливо примерно одинаковые, +- 1 рубль. Очень много скота, частые заторы на дорогах. Верблюдов практически не осталось. Из ядовитых диковинок можно встретить змей и тарантулов. Клещи нам попадались в Хакасии на Сундуках, в Ергаках и на Маранкульских озерах их нет.
Расход топлива: думал будет меньше, но, учитывая прогревы по ночам (3 раза спали в машине) и езду вне асфальта, — терпимо. В Хакасии по прямой из-за сильного ветра при скорости машины 95 км видел на бортовом компьютере мгновенный расход 14 литров, хотя обычно 9. Еще, когда откручивали глушитель, отключали лямбду, ошибка осталась в памяти (нет сигнала с ДК1) и, похоже, мы так и ехали половину пути по усредненным показателям. Сбросил я её только в Красноярке, проворонил.
Про машину: проходимость на 5+, крейсерская скорость до 110 км по обычному асфальту, по новому без заплаток спокойно можно ехать и 140, но жор у машины начинается, как у рейсового автобуса, можно баловаться круиз-контролем. На грунтовых дорогах требует особой внимательности, задница перепрыгивает по ямам и еще в добавок LSD подключается при пробуксовке на отсыпанных щебнем участках. Все-таки машина ближе к уазику и по геометрии тоже. Зато никаких проблем со съездом с дороги и поиском места для кемпинга.
Еквимпент: Канистры с топливом не пригодились, крышки у экстрим+ не герметичные, наматывал уплотнительную ленту для труб. Дымок — это вещь. Топится всем, что горит: трава, шишки, ветки … за сухую траву не переживаешь, два брикета евродров достаточно на одну стоянку, горят по 3-4 часа, искры не летят, дыма от них практически нет, природа вокруг целая, не надо тратить время на поиски дров. Короче, одни плюсы.
З.Ы. Данная поездка носила разведывательный характер. Потихоньку подбираемся к Монголии, т.к. летом есть задумка съездить в Гоби… Дали машинке нагрузку, остались довольны.
Всем добра!