|
1. Подготовка
О себе рассказывать не буду, кому интересно, можете прогуляться по ссылке о прошлогоднем путешествии на Алтай https://www.drom.ru/info/adventures/travel/13383/. Состав семьи и автомобиль те же, разве что состарились да повзрослели на год, ну и у машинки пробег увеличился. Вот она перед стартом:
Маршрут был спланирован после того, как я узнал про дорогу между Кызылом и Абазой через Саянский перевал от отца. Раньше про этот путь я не слышал, почему-то. Соответственно, тут и созрел маршрут: Абакан—Абаза—Кызыл—Ергаки—Абакан. Это и есть Саянское кольцо (не путайте с фестивалем). Потом я еще порыл в Интернете про этот маршрут и нашел отчет о поездке на «Марк II»: девушка из Красноярска в мае проехала по этому кольцу. Значит, пройдет и Калда в июле.
К подготовке можно отнести покупку автомобильного навигатора «Navikey 430i», в который были закачаны свежие карты Красноярского края, Хакасии и Тывы с сайта 24gps.ru . Автомобиль был серьезно обслужен: заменены ремень ГРМ и все, что с ним положено менять, навесные ремни, передние стойки (устали после тяжелой зимы и поездок на Горную Салангу salanga.ru), все жидкости тоже были заменены. Я и Алена в отпуске, дети кто на каникулах, кто еще дошкольник, так что вперед!
2. Облом
Наконец-то сегодня выезжаем. Перед дальней дорогой я всегда ощущаю некоторое беспокойство, сомнение, нетерпение скорее сесть за руль. Ведь езда на Калде — это для меня кайф, а тут его будет много и каждый день. Была бы моя воля, я бы вечером рванул.
Сборы начали еще в 8:00, а прособирались и проболтались по магазинам до 14:08. Взяли опять много лишнего, детскую коляску, например. Ни разу не пригодилась, я ее хотел постоянно где-нибудь «забыть», но неудачно. Око Алены было неусыпно. Есть такое слово?
Заправился на «Фортуне» 92-м ачинским бензинчиком до пробки по 23 руб./л. Одометр на 0 км. Навигатор показывает до первого места ночевки (о. Дикое) 270 км. Высота над уровнем моря — 333 м, кому интересно. В Ужуре дороги в городе просто ужас! В августе их починили. Погода шепчет:
Но на о. Дикое проехать не удалось. Проехали Шира, затем в д. Бол. Ерба повернули направо, уже пошел грейдер (хороший). Через некоторое количество километров повернули налево в лес на лесную дорогу, размытую дождем, и в первую же горку забуксовали. Водитель встречного Nissan X-Trail сказал, что чуть дальше в яме утонул КрАЗ. До Дикого осталось меньше 10 км. Подстраховываемые «Nissan» (респект ему) вернулись на грейдер.
Итак, на Дикое по этой дороге прорваться не удалось. Поехали в сторону Бограда, попутно размышляя. Если ехать на Дикое через Сорск, то получается около 200 км, а время поджимает: вечер уже. А до родни в Абакане около 85 км. Решили ехать в Абакан. В Абакане заскочили в супермаркет, не с пустыми руками же ехать. Вечером нас ждали гостеприимные хозяева, великолепный ужин, баня и отдельная комната в доме на земле. На одометре 397 км. Время в пути 5 ч. 51 мин. Вот наша компания:
3. Абакан—«Снежный Барс»
Из Абакана выехали в 10:40, очень плотно позавтракав, без этого никак от родных не вырваться. Заправились в Абакане уже по 22,6 руб/литр, в Хакасии цены на овес ниже, чем у нас. Навигатор нас очень бодренько провел по Абакану, где я был за рулем первый раз, и вывел на дорогу в Саяногорск. Абакан мне понравился, довольно ухоженный город, хотелось бы пожить и подробно исследовать его. По пути в Саяногорск мы не могли проехать мимо знаменитой ягоды:
Дорога довольно сносная, прямая, покрыта стареньким асфальтом, больших ям нет:
На горизонте показались Саяны. Справа остались алюминиевые заводы, и вот он, Саяногорск. Город показался мне примерно таким же провинциальным, как и Шарыпово, только Саяногорск более «продвинутый», что ли. Например, в Саяногорске есть кинотеатр и пиццерия, а у нас нет. А еще здесь жил раньше мой университетский товарищ Шура Политов. С жителями Саяногорска я познакомился поближе в августе, когда приезжал сюда для сплава по Кантегиру kantegir-rafting.narod.ru все было айс!
В 12:40, попетляв по узенькой дорожке (обгон почти везде запрещен) от Саяногорска, минуя Майну и Черемушки, мы приехали на СШГЭС. После всего, что здесь случилось в прошлом году, не заехать сюда я просто не мог. Здесь погиб Максим Романюк, мы с ним работали вместе. Дурында (местные так называют СШГЭС), конечно, впечатляет! Водосброс был открыт на 100%, и гудел он, как проходящий мимо поезд. Близко к станции простой люд на авто не пускают — КПП. На трамвае проехать можно поближе. А перед КПП памятник и смотровая площадка, туалета нет. Народу довольно много. На правом берегу Енисея строится новый водосброс. Памятник довольно спорный, что значит эта трещина, проходящая в центре его?
Водосброс:
Смотровая площадка:
Пообедав, чем бог послал, (закусочных и магазинов здесь нет), в 14:00 тронулись на базу «Снежный Барс». В Черемушках заехали в аптеку, спасибо навигатору. Саяногорск миновали, по какой-то дачной дороге выехав сразу на нужную нам трассу на Абазу, хвала навигатору, впрочем, не нужно было его хвалить! В одном из поселков я ему доверился и поехал не по указателям, а по навигатору, и он завел меня в тупик! Поплутав по поселку еще минут 10, я, наконец-то, покинул его в нужном направлении. Так что доверяй, но проверяй. Есть, в чем совершенствовать карты. В августе проезжая здесь на автобусе, я вообще этого поселка не заметил, хотя смотрел во все глаза.
По пути попались несколько деревень, где я увидел только хакасов. Проехали реку Абакан, Хакасскую коренную бабу, промелькнул памятник маралу, проехали Таштып, родину Коня Рыжего. Перед Абазой был крутой перевал, Калда даже на вторую передачу переключилась один раз. В Абазе увидели указатель: «Турбаза «Снежный Барс» — 120 км». В Абазе решили заправиться, как в Тыве с бензином, неизвестно. Лучше бы дотянуть до Кызыла без заправок. Заправка была с виду не очень, но местные мужики сказали, что здесь — лучший бензин в Абазе, пришлось поверить, тем более что мужики купили литров 500 92-го. Для лодок, говорят. Мы заправили 20 литров по 21,7 руб/л. Абаза запомнилась огромным отвалом чего-то. Дальше опять перевал, затем дорога идет в русле реки Бол. Он, много мостов, рыбаков и красивых мест:
Асфальт везде есть, правда, местами сильно разбитый и много ям. Дорога изобилует крутыми поворотами, спусками/подъемами, так что сильно не разгонишься. Трафик отсутствует вообще, и поэтому, кажется, что едешь в никуда. Временами накрапывал дождик.
Перед турбазой повернули направо (есть указатель) и проехали 1,6 километров по ухоженной лесной каменистой дороге вдоль ключа. По этой дороге даже дальнобойные автобусы ходят. Много мест для палаток имеется. На базу «Снежный Барс» прибыли в 19:00. Администратор нашелся через минут 15 и заселил нас в домик №10 за 900 руб. за ночь. Домик ждал наутро прибытия молодоженов и был свободен. В доме есть биотуалет, медвежья шкура на полу, печь с камином, затопив которую, мы приготовили ужин. База расположена на высоте 1 345 м и поэтому вода здесь быстро закипает. Рядом есть баня и ключ.
Домик изнутри:
Опять прошел дождик, затем была красивая радуга. Дневной пробег — 442 км.
4. Тыва
Утром светило солнышко, и я решил поснимать, место довольно живописное.
Вот наш домик снаружи, прямо под домом растет брусничник.
Вид на долину Стоктыша:
До Алтая недалеко совсем:
И Тыва близко:
Это местное кафе:
Береза здесь растет в форме стланика:
Спа-процедуры, куда же без них:
Кафе:
Ключ у бани называется Стоктыш и вытекает из озера, куда ходят на прогулки отдыхающие. Маршрутов тут довольно много, жаль, что мы здесь проездом.
Есть здесь и старенький бильярд с собаками-болельщиками:
В домике жить не обязательно, люди ставили палатки прямо на территории базы. Много лошадей, пасутся прямо возле домика, значит, есть конные маршруты.
Попрощавшись с администратором, который предлагал нам остаться еще, но в другом домике, с сожалением покинули мы базу в 10:44. Пока ехали по лесной дороге, спугнули местного зайца. Если приглядеться, то увидите его на горочке, ближе к правой обочине. За качество извиняюсь, снимал косого из машины, чтобы не спугнуть.
Дорога в сторону Саянского перевала становится хуже, асфальт заканчивается незадолго до перевала, грунтовка сносная, двигаться, не цепляя брюхом, можно. Зато появились великолепные виды:
Вот и Саянский перевал:
На стеле надпись: высота 2 226 м, а навигатор показывает 2 228.5 м.
Перед перевалом довольно крутой подъем длиной 500 м примерно, серпантином. На перевале был ледяной ветер, и из машины никто не захотел выходить, кроме меня. Куда деваться? Пошел снимать. Говорят, отсюда народ катает вниз колеса на счастье, но у меня лишнего колеса с собой не было.
Начали спускаться в Тыву. Асфальта по-прежнему нет, появится он примерно через 10 км от перевала, причем, появятся сначала куски его размером с крышку канализационного колодца, Затем куски увеличиваются, и наконец, начнется асфальт не лучшего качества, причем, качество его останется крайне низким до самого Кызыла.
Спуск с перевала проходит по руслу реки Ак-Суг, долина постепенно расширяется, горы становятся ниже, температура воздуха увеличивается. Попадаются юрты, стойбища. Стационарный пост проехали без проблем, остановился перед закрытым шлагбаумом, прошел в будку — там полицейский. Я показал ему права, СТС, сказал, откуда мы и куда едем, посчитал пассажиров, показал забитый багажник, и шлагбаум открылся.
Проехали небольшой перевальчик и перебрались в долину реки Алаш.
Пейзаж здесь довольно необычный: я таких гор никогда не видел, в небе попадаются средства передвижения братьев по разуму:
Ак-довурак проехали незаметно, дорога проходит окраиной и нет указателей, зато есть пост. Но пост был, к счастью, пуст. Видели на горе огромный карьер. Перед каким-то поселком остановились пообедать на обочине, жара +32С. Асфальт попадается такой, что начинаешь мечтать о гравийке. Мобильная связь есть, но родной ЕТК стал работать только перед Кызылом.
В Кызыл мы прибыли в 17:00, сразу заправились на «Сибнефть» на въезде 45 л по 22,4 руб/л. Сунулись в три гостиницы (навигатор рулит), нигде нет горячей воды, как и во всем городе. Купили газету и сняли однокомнатную квартиру на улице с непроизносимым названием Лапсанчапа за 1 200 руб. Машину поставил на стоянку, так как из Интернета наслышан, что по ночам здесь не все гладко. Говорят, что кое-кто из живущих в Кызыле летом пастухов, ночью превращается в вурдалаков! Впрочем, в любом городе есть такие гуманоиды, использующие в качестве катализатора алкоголь. Пробег за день — 428 км. Ночь прошла спокойно, вурдалаков не было слышно.
5. Ергаки
Что в Кызыле понравилось, так это в центре город довольно ухоженный, а ближе к окраинам много только что построенных дорог. По крайней мере, там, где я ездил. Ну и погода хороша, конечно: жарко и сухо. В нашем краю о такой погоде приходится только мечтать. Решили заехать в центр Азии, он расположен на красивой набережной. Проехать сюда удалось только с третьей попытки, так как центр города на реконструкции, а навигатор про это не знал и страшно ругался разными голосами, когда мы сходили с маршрута.
Набережная:
Самая большая буддийская молитва:
Орлы (может быть, и коршуны, я не орнитолог) здесь присутствуют всюду, ворон и сорок в Кызыле не увидишь, их место прочно занято орлами. Особенно это заметно у мусорных баков. Орел:
Саша тоже сделал снимок — Енисей и мы:
Вот запертая на висячий замок юрта:
Буддийские символы здесь везде присутствуют:
В центре города заметил фонари уличного освещения на солнечных батареях, сфотографировать не смог, руки рулем заняты. Перед выездом заехали в универмаг и еще раз убедились, что аборигены не любят разговаривать по-русски, хотя все понимают (продавщицы). Вчера вечером на стоянке я почти на пальцах объяснялся со сторожем.
В районе полудня выехали из Кызыла. На перевале «нолевка» остановились полюбоваться просторами, тоже есть стела с драконами:
Саша чешет дракону ухо, а тот мурлычет про себя, наверное:
Есть беседка, парковка, теннисный корт без сетки:
Перед перевалом миновали очередной пост, где нас остановили, проверили документы и отпустили с миром. Там, по-моему, всех подряд останавливали.
До Ергаков доехали без проблем, только очень уж много сплошных линий на дороге и много грузовиков, поэтому средняя скорость движения довольно низкая. Что такое выезд на встречку, меня уже научили козульские полицейские (как гордо звучит!), за что им отдельное спасибо. Приехав в Ергаки, мы начали искать место жительства. Сначала заехали на базу «Ергаки» на о. Ойском, потом в «Горную Ою», не срослось. Затем вернулись на 14 км назад к подножию г. Тушканчик. Там, заселились на базу «Спящий саян»: 1 200 руб. за номер с тремя койками на втором этаже. Туалет и умывальник на первом этаже, есть электричество, баня.
Речка Н. Буйба недалеко, есть хорошая ямка, жаль, не взял удочку.
Чуть позже мы проехали к ней прямо на машине, дорога есть. Но есть и комар, который заставил нас быстренько ретироваться.
После ужина, погода наладилась, выглянуло солнышко, и мы прокатились на перевал, поснимали немного, правда, солнышко уже спряталось.
Дорога на перевале и несколько километров до и после — выше всяких похвал:
На Буйбе идет большое строительство. Строят подстанцию 220кВ, скоро здесь будет свое электричество. Строят также и «Визит-центр» с альпинистским лагерем и дорогу к ним соответственно вверх по Буйбе. Указатели уже стоят, хотя ничего еще не построено, в России живем. Мы по этой дороге немного проехали, но нас строители развернули. Завтра с Сашей планируем сходить на о. Радужное. Строящаяся подстанция:
Итак, сегодня дневной пробег — 253 км. Кому интересно высота перевала — 1 478 м, база «Спящий Саян» — 1 087 м.
6. Радиалка
Утром на базе столкнулся нос к носу со знаменитым биатлонистом Павлом Ростовцевым, поздоровались. Я его раньше только по телевизору видел, а теперь он работает в правительстве Красноярского края, а на базе живет в соседнем домике. А машина у него была Toyota Land Cruiser 100 с московскими номерами.
Погода солнечная, и мы с Сашей отправились в поход. С собой взяли навигатор, резиновые сапоги, фотоаппарат и закусь со стаканом. Машину поставили у строящейся подстанции и выдвинулись в сторону Спящего саяна, вверх по Буйбе. Навигатор предсказал, что до о. Радужное 5 км. Тропа раздвоилась: прямо на о. Радужное, направо на о. Каровое. Есть указатели. Тропа набитая, людей много. Однажды обогнали ветхую старушку с нехилым рюкзаком и лыжными палками, тяжело бредущую в гору. От помощи она отказалась, зачет! На правом берегу идет строительство и довольно шумно. До Радужного дошли за 1:40. У озера много палаток, есть помосты, но народ предпочитает жить на земле. Саша и Спящий Саян:
Висит плакат, с инструкцией по эксплуатации Ергаков, работает ЕТК. Номера спасателей указаны.
Отдохнули немного, съели закусь, запив местной водичкой, и пошли на Висячий камень. До него 1 100 м пути в гору. Раскрасневшийся от подъема Саша на Буйбинском перевале:
Я здесь был еще школьником 20 лет назад:
Тогда у меня был новенький «ФЭД» с черно-белой пленкой «Тасма». Ходили мы в поход первой категории сложности. Озеро Радужное с высоты Висячего камня:
Наконец, попрыгав по курумнику, добрались до камня:
Высота — 1 707 м. Народу здесь так много, что плюнуть особенно некуда. Не спуститься к о. Каровому мы не могли. Открылся великолепный вид на перевал Художников и пик Учителей:
Озеро прекрасно, народа еще больше, чем на Радужном:
Вернуться к машине мы решили по тропе от Карового, чтобы не ломать снова Буйбинский перевал. Тропа почти асфальтирована. Переправились через небольшой ключ, вытекающий из Карового. Минут через 15 нам навстречу попались три хихикающих тетки в бикини, а еще через минуту, четвертая тетка топлесс! Причем нас она заметила, только когда мы поравнялись, и я поприветствовал ее. Сказать, что она была удивлена нашей встречей, значит не сказать ничего! Она ойкнула, прикрылась и галопом понеслась прочь по тропе. Я оглянулся и увидел остальных теток, которые наблюдали весь этот спектакль издалека, от смеха они на ногах еле держались. Через некоторое время тропа ушла резко влево, и я стал тревожиться, что она уйдет на г. Тушканчик. Раньше по этой тропе я не ходил. Так что мы ломанулись без тропы через лес вправо и через некоторое время вышли к Буйбе на тропу, по которой сегодня уже шли. Сашины силы были на исходе, мы несколько раз отдыхали, но все-таки дошли. Строящаяся подстанция вблизи:
Вечером мы сходили в баню — 500 руб./час. Мишутка грустит:
Вот так я варил ужин:
7. «Томичка»
Сегодня мы решили ехать в сторону Абакана, а где остановимся (в Абакане, в Жемчужном или на базе «Томичка»), решим по дороге. Выехали около 12:00. Сделал снимок плаката, висящего на базе:
С утра шел дождь, а к обеду распогодилось, выглянуло солнышко. С соседями нам на базе повезло, компания Паши Ростовцева вела себя тихо, за что им уважуха. А остальные домики пустовали.
До перевала дорога была хорошая, затем стала хуже. Перед Полкой проехали место гибели А. Лебедя, построена часовня и стоит крест. В Полке асфальт настолько убитый, что знак ограничения скорости можно было не ставить. До Танзыбея кое-где ремонтируются мостики, дорога продавлена грузовиками в слабых местах. При спуске с перевала есть два серпантина с ограничением скорости 30 км/ч и сплошной полосой. Зимой, может, это ограничение актуально, но летом оно зачем? Перед Шушенским есть стационарная камера с радаром, будьте бдительны! Я не нарушал ничего, но меня все-таки остановили на посту, проверили документы и поинтересовались, откуда еду (из Ергаков). Перед Абаканом решили ехать до Жемчужного. В Абакане заехали на заправку (41,3 л по 22.5 руб./л), в супермаркете купили продуктов. В Пригорске остановились пообедать и рванули в сторону Шира. По дороге нас поливал очень хороший дождь с грозой, так что все арки у Калды отмылись до блеска. После попытки прорваться на о. Дикое они были забиты грязью. Дорога от Знаменки до Власьево практически пустая и качественная, так что я кое-где притопил до 152 км/ч по навигатору. Обогнали «Газель» с квадроциклом в прицепе:
У квадроцикла сверху имелась «люстра», а сзади надпись «Милиция». С ним мы еще встретимся, о чем несколько ниже напишу. Так и доехали до Колодезного, Миша спал, курортный шумный отдых нас не прельщал, и мы решили ехать на базу «Томичка». Про эту базу я узнал с сайта Drom.ru, на ней собирались проводить Drom-фест и провели впоследствии. В 12 км от Шира есть перекресток, который был «в ремонте», и пришлось ехать в объезд через деревню Мал. Кобежеков, а это был крюк 6 км, и он не пришелся по нраву навигатору. Далее асфальт кончился, на 6 км, у деревни Мал. Топанов и, затем, еще раз на 500 м. База расположена на выезде из деревни Ефремкино, перед мостом через Белый Июс. В «Томичке» заселились в домик с тремя кроватями за 1 200 руб. В домике есть кухонный стол, пара тумбочек, шкаф, обогреватель. Умывальник и туалет на улице.
Персонал очень доброжелательный, денег не просит, что меня немало удивило, народу на базе немного, в основном машины из Томска. Обстановка семейная, тихо и комфортно. Супер!
Здесь предлагают кучу экскурсий (конные, пещеры, сплавы). Отдыхают здесь и тайваньские китайцы. Места очень красивые, кругом сопки, скалы. Комары, собаки и лошади есть. Кафе работает, мы там брали кипяток, готовили сами. Волейбольная и детская площадки, также имеются.
Сегодня мы никуда не собрались, не до того, устали. Дневной пробег — 425 км.
8. Пещеры
Ночь была холодная, и в домике было довольно прохладно, это же летний домик, а здесь не Тыва. Обогреватель не работал, как оказалось, и мы немного померзли. Обогреватель утром был оперативно отремонтирован хозяйкой, оказалось, он был повешен «вверх ногами» и отказывался работать в таком положении, наверно срабатывала защита от отсутствия масла. После завтрака решили прокатиться вверх по Белому Июсу. После моста асфальт почти сразу кончился. Дорогу перешла грациозная косуля, и мы оказались на живописном берегу реки, у тропы к пещере Ящик Пандоры. От базы 5 км. Саша и я пошли к пещере. Подъем довольно сложный, с каменными осыпями, нужно следить, чтобы не травмировать идущего снизу. Фото с подъема:
У входа в пещеру установлена памятная табличка:
Саша у входа:
Мы побродили по первому гроту, а в колодец не полезли. Для этого нужно снаряжение. Я был в пещере первый раз и испытал двойственные чувства. Мне было очень интересно и в тоже время жутко! Интересно, что же там, внизу? И в то же время чувствуешь, как гора нависает над тобой и готова раздавить как червяка. Вспомнилась Мория Толкиена с ее обитателями. Все это с непривычки, наверное. У меня теперь появилась мечта, уйти поглубже вниз и заночевать там, отдохнуть от шумов наверху. При спуске к реке обнаружился еще один грот:
В нем я сделал пару кадров:
Вид на спуске:
При спуске Саша отбил себе все, что можно, в пещере ему было еще страшнее, чем мне, и он сказал, что в пещеры больше ни ногой! Это он погорячился, как оказалось впоследствии. При спуске нам навстречу попались два компании. Первая была экипирована и состояла из инструктора и двух женщин. Одна из них на половине подъема села и отказалась куда-либо двигаться, и пока вторая ее уговаривала, инструктор объяснил Саше, как надо передвигаться на спуске: всегда должно быть три точки на тропе. Вторая группа состояла из любопытных, вроде нас. Подъем они штурмовали в сланцах и мини-юбках, так что великолепные пейзажи для нас теперь были не только внизу, но и наверху.
Алена с Мишуткой устали нас ждать — жара. Поехали дальше вверх по реке. Перед деревней М. Сыя должна быть еще одна пещера Крест, но тропы и самой пещеры с дороги обнаружить не удалось. В деревне есть несколько палаточных лагерей и «гостиных дворов», над одним из них гордо реял флаг Швейцарии. Здесь мы развернулись и поехали назад. Перед мостом через реку у д. Ефремкино висит баннер, рекламирующий еще одну базу, слева от моста (ниже по реке). К реке есть съезд, песчаный пляжик, вода довольно прохладная, стоят два микроавтобуса, ждут рафтеров. Рафтинг здесь без адреналина — нет воды в реке. На катамаран садят шесть пассажиров и два инструктора с веслами, цена за два-три часа сплава 350 руб. Короче, для женщин и детей.
В деревне есть неплохой магазинчик «Березка», где можно купить все необходимое, что мы и сделали. После обеда народ с базы опять разъехался, кто на сплав, кто на «Сундуки». Мы с Сашей решили прогуляться по Тропе шаманов. Она начинается практически сразу от базы. Сначала шли берегом реки до грота Проскурякова, затем пошли верхней тропой к скальному массиву Тогуз-Аз. Кругом красотища:
Тропа сначала довольно легкая (лошадиная), затем становится сложнее — начинаются осыпи, камни. Очень красиво, внизу течет река и несет нескончаемый поток рафтеров. Кто на чем сплавляется, есть тут и катамараны с рафтерами в жилетах, просто резиновые лодки, китайские лодки из целлофана, а деревенские ребятишки сплавлялись на камерах.
Благо, река очень спокойная.
Пейзажи здесь просто супер!
Несколько раз останавливались отдохнуть. Вдалеке виден мост, там и база рядом.
Саша на Тропе шаманов:
Тропа стала предельно сложной и опасной, в одном месте она идет прямо через скалу, но Саша наотрез отказался лезть в этот туннель, и мы пошли в обход. Встречается много пещер, одна из них просто огромная, можно в нее загнать «Белаз». Сегодня 14 июля у близкого нам человека, Сашиной тетки Натальи был день рождения, и эту нашу замечательную прогулку мы посвятили ей, а также подарили ей все замечательные виды со скал. Об этом мы сообщили ей с самой высокой скалы, на которую забрались, благо радиотелефон работал.
Здесь есть места, где полазить и от дождя спрятаться.
Вдалеке виднелся вот этот грот с аркой:
Тропа почти пропала, время нас уже поджимало, да и сил у Саши осталось немного, и мы дальше не пошли.
Путь сюда от базы у нас занял 2 часа, 30 мин., а обратно мы дошли за 50 мин., так как пошли по лесной дороге в обход скал. Саша умаялся, пещер и крутых спусков бояться перестал, научился спускаться задним ходом. А вечером Мишутка сделал ему массаж:
9.База «Томичка»
Сегодня у Саши с утра расстроилось брюхо, поэтому весь день лечились и никуда не ездили. Я на реку искупаться съездил, да в магазин. Записался на экскурсию в пещеры, но кроме меня никто не хотел идти, так что экскурсии не было. Вечером сбегал на первые две скалы массива, которые мы вчера обошли стороной. В одной скале есть большое сквозное отверстие, выходящее на берег реки.
Тропа идет прямо по туннелю. Нашел еще одну пещерку. Ну и полюбовался рекой, конечно! Жара!
Вечером мы с семьей сходили в баню, 100 руб. с гуманоида, Мишутка не в счет. Саша идти не хотел, а пришлось.
Баня хорошая, чистая. К ней пристраивают лягушатник. Интересно проходит запись в баню. Каждый день у двери в баню вешается листок бумаги с сегодняшним числом, и отдыхающие записываются, когда хотят. Например: «19:00 — Йоги; 20:00 Домик №6 и так далее». Хозяева денег по-прежнему не просят, а баню топят и простыню дают. Анархия, короче.
Мишутка в бане напарился так, что потом слупил две тарелки пшенной каши.
10. Беле
Сегодня у нас по плану вечером переезд на озеро Беле, где должна произойти встреча с родственниками. Утром рассчитался с хозяйкой, поболтали с ней. Отношение к клиентам у них совершенно другое, не как у всех. Поэтому чувствуешь себя здесь как дома.
После завтрака поехали мы в поселок Коммунар. Нам немного не повезло, так как дорогу до М. Сыи только что начали грейдеровать и еще не закончили. Вывороченные булыжники валялись по всей дороге, и кое-где приходилось ехать по встречной, с трудом разъезжаясь со встречными автомобилями. После Сыи грунтовка совсем убитая, я пожалел, что сюда поехал. В Коммунаре дорога еще хуже, чем к нему. Какой-то унылый поселок, полная безнадега. Долго задерживаться мы здесь не стали, повернули назад и вернулись на базу, заскочив искупаться на реку. Но здесь тоже не айс — жрут вампиры. Жара.
В 17:00 попрощавшись с хозяйкой, выехали в сторону Шира. Надеюсь сюда еще вернуться, так как пещеры для меня остались Terra incognita. В Шира заскочили в магазин, затарились продуктами. На подъезде к Беле встретились с подъехавшими родственниками и расположились на берегу в зоне отдыха справа от перешейка (возле юрт). Юрты эти сдаются под жилье какой-то абаканской конторой.
За въезд на эту зону отдыха берут немалые деньги, причем непонятно за что. Про этот «кемпинг» даже писать нет желания, так как удобств тут нет никаких — одни неудобства. Вода мутная, много нетрезвых людей, круглосуточно орет музыка, туалетов почти нет. Кто-то на форуме назвал такой вид отдыха — быдлоотдых, пожалуй, лучше не скажешь. Сюда я больше ни ногой, народу много для меня, скучно. Ночью здесь ездил тот самый милицейский квадроцикл. Навигатор показал, что мы находимся в болоте, тут пришлось с ним согласиться. Вот наша палатка:
В этот раз палатка нам пригодилась, не зря ее возили:
Вот наша компания, кочевая жизнь продолжается:
Детишки ночью спали хорошо, а мы с Аленой глаз сомкнуть не смогли — кругом работают ди-джеи, причем, бесплатно, одновременно и с разных сторон.
11. Чулпан
Утром я решил уйти из этого сумасшедшего дома и слегка передохнуть. Видневшаяся невдалеке гора Чулпан выглядела очень заманчиво. Но на самом деле она оказалась не так близко — 7 км. Дошел я за 1:15. Шел по дороге, уворачиваясь от автомобилей. Кругом много всяческих палаточных лагерей, баз отдыха и так далее. Перед подъемом установлен, какой-то знак с символами, но я читать не умею.
Подъем в гору довольно непрост без тропы, пришлось штурмовать два вертикальных скальных пояса. Но вид с горы полностью компенсировал затраты энергии. Дорога в сторону второй половинки Беле и озера Тус:
Вдалеке виден перешеек и обе половинки Беле:
А внизу было просто чудо! Голубая лагуна просто!
Вода голубая, мути нет, дно каменистое, у причала стоит катер, справа есть лесок. Захотелось искупаться здесь со страшной силой:
В этой бухте построен оазис:
В общем, сходил я не зря, хотя и устал — жарко, это был один из последних жарких дней лета, как оказалось впоследствии. А всего лишь 17 июля. В Сибири живем, девять месяцев зима — остальное лето. После обеда поехали прокатиться и побаюкать Мишу, он на жаре спать отказывался, а в машине на ходу прохладно и укачивает. В Колодезном набрали воды, купили пару арбузов. Вечером пожарили шашлычок. Вечер был безветренный, что для Беле редкость, и появился комар. Ночью опять дискотеки не дали поспать, а в 4 часа утра какие-то придурки взяли мегафон и начали разъезжать по лагерю, крича что-то в него. Мне очень хотелось взять топор и воткнуть кому-нибудь из них в голову. Но я себя переборол.
12. Возвращение
Сегодня 18 июля, мы с большой радостью покинули Беле в 12:30, на это место больше ни ногой! Поехали через Шира, до Ужура доехали без проблем, а перед Ужуром, сразу после переезда встали в глухую пробку, ее создали, как потом оказалось, ужурские полицейские. Постояв минут десять, я развернулся и поехал в объезд Ужура, от переезда прямо. Дорога вполне сносная, хотя и гравийка и выходит она на трассу Парная — Ужур в 2 км от Кулуна. По дороге позвонил шеф и отменил оставшуюся еще неделю отпуска. Так что, грустные, но все равно довольные, мы возвратились домой.
13. Итоги
Пробег составил: 2 450 км.
Израсходовано бензина: 1 88,51 л.
Средний расход: 7,69 л/100 км.
На бензин потрачено: 4 250,4 руб.
На жилье потрачено: 9 200 руб.
Сколько потратили на корм, не считал.
Подводя итоги, я хотел бы сказать спасибо всем, кто смог дочитать сей опус до конца. С нетерпением теперь буду ждать ваших комментариев, но отвечать на них не обещаю. Кто хочет получить обстоятельный ответ, пишите на: itat@rambler.ru
Спасибо администрации сайта Drom.ru, которые позволяют размещать подобные «произведения» на своем ресурсе.
Спасибо моей супруге Алене, за то, что была с Мишей, пока мы с Сашей «прогуливались». Сидеть с маленьким ребенком не дома — это аццкий труд.