|
В этом году празднуется 70-ти летие со дня Победы в Великой Отечественной войне, именно этому знаменательному событию мы решили посвятить серию путешествий — «Военная колея». Первое мини-путешествие «Военная колея: Нарский рубеж» успешно прошло 21.03.15. Решение посетить именно Нарский рубеж было неслучайно: отсюда наша армия начала наступления как в войне с Наполеоном, так и в Великую Отечественную войну. Оба раза он стал переломным моментом — от поражения к Победе! Мы проехали забытыми военными дорогами, посетили мемориалы воинской памяти. Участники путешествия услышали рассказ о действительных событиях, без лишних приукрас, которыми обычно изобилует СМИ.
В 20-х числах сентября 1941 года на западных границах Чеховского района Московской области стала формироваться линия обороны, которую чуть позже станут называть «Стремиловский рубеж». Можно сказать, что Стремиловский рубеж является одной из составных частей Нарского рубежа.
Осенью фашистская армия развернула бешеную активность на Волоколамском направлении. Немцы рвались к Москве. Несмотря на ожесточенное сопротивление советских войск, враги приближались по Волоколамскому шоссе к столице. Тогда советское командование решило провести отвлекающий маневр на Стремиловском рубеже обороны — перейти в наступление.
В то время на Стремиловском рубеже держала оборону 17-я Московская стрелковая дивизия народного ополчения (Москворецкого района г. Москвы), в нее вошли в основном рабочие и служащих завода имени Владимира Ильича, кожевенного завода, фабрики Гознак, камвольно-прядильной фабрики имени М. И. Калинина и некоторых других предприятий Москворецкого района. Одним словом, рабочие с отсутствием боевого опыта и минимальной подготовкой к боевым действиям. В своём составе, перед началом боёв в Спас-Деменске, дивизия имела около 11 000 человек.
Дивизия с боями отступала по Варшавскому шоссе. Солдаты отбивали атаки немецких танков, подвергались жестокой бомбёжке. К 25-му октября 1941 года осталось в живых 1 420 человек.
Двигаемся дальше вдоль Нарского рубежа, уходим на лесную дорогу.
Погода каждый раз преподносит нам сюрпризы, и эта поездка не стала исключением. Снега и льда за последние дни значительно поубавилось, машины проваливались и отчаянно гребли.
И вот мы возле еще одного памятного места. Слева от нас Рязанский овраг — место, с которого началось отступление французов в 1812-м году.
Несмотря на взятие Москвы, наполеоновская армия страдала от недоедания и беспрерывных нападений русских армейских и самодеятельных партизанских отрядов. Солдаты пускали под нож лошадей, варили зёрна ржи, а соль добывали из пороха. Сам командующий французским авангардом Иоахим Мюрат вынужден был выпрашивать мясо к своему столу у запасливых немцев, пригнавших ещё с границы стадо крупного рогатого скота.
Среди русских генералов между тем зрел план разгрома оторванного от основных сил французского авангарда. Кутузов согласился дать бой Мюрату, что и произошло 6 октября 1812 года. Отступающих по Старой Калужской дороге французов преследовали незначительными силами во избежание больших потерь.
Рядом есть еще одно поле, на нем происходили не менее важные и героические события уже другой — Великой Отечественной войны. Здесь, на высоте 180,7 был осуществлен один из первых контрнаступательных ударов по фашистам, т.е. многие месяцы мы только отступали и оборонялись, а тут предприняли попытку вернуть захваченную территорию.
К сожалению, контрудары не давали результатов, наша армия несла большие потери как здесь, так и при попытке овладеть районом деревни Кузовлево и высотой Длинной на старой Калужской дороге, куда мы направились дальше.
Мемориал в д. Кузовлево. Справа межевой столб на старой границе Московской и Калужской губерний 1777 года.
Братская могила. В окрестных лесах продолжают работать поисковики, поднятых бойцов хоронят именно здесь.
Согласитесь, необычный мемориал: полководцы, изгнавшие французов в 1812 соседствуют с Героями Великой Отечественной. Сколько событий случилось на этом клочке земли!
Двигаемся дальше. Впереди нас жал небольшой лесной участок дороги. И снова провалившийся лед не дает заскучать — садится ведущая машина.
После извлечения приходится изрядно поломать лед, подложить несколько палок во внезапно оттаявший ручеек и двигаться строго по вешкам, чтобы не нырнуть в болото.
А потом мы поехали вниз по полю к Наре, фактически повторяя путь отхода немцев после сдачи деревни Горки. И припарковались возле мемориального комплекса в селе Тарутино.
И снова перед нами монументы сразу двух войн.
Перенесемся вновь в 1812 год: Наполеон в Кремле принимает парад своих войск и готовился награждать отличившихся, когда гонец доложил ему о поражении Мюрата. Император отдал приказ о незамедлительном выступлении армии из Москвы, начался гибельный исход французов из России. Её границу с запада на восток в июне перешли 700 тысяч человек, говорящих почти на всех европейских языках. В декабре с востока на запад проследовала всего 81 тысяча деморализованных людей.
По личной просьбе Кутузова укрепления, сделанные близ села Тарутина остались нетронутыми, и сейчас здесь можно увидеть ров, ограждавший в 1812 году артиллерийские позиции русской армии и памятник в честь русской воинской славы, открытый в 1834 году.
Вторая Мировая война не обошла стороной эти места, здесь шли ожесточенные бои, но перейти Нару фашистам так и не удалось.
Теперь напротив этого монумента есть еще один.
Вдоль берега Нары едем к последней на сегодня достопримечательности, но без приключений не обходится.
Сначала легонько присаживается Nissan Pathfinder — Максиму не хватило скорости, чтобы забраться в горку, и он оказался в жиже.
А потом по полной программе сел наш Хантер. Как так получилось? Самый правильный ответ — «по глупости».
ТАК мы машину еще не засаживали ни разу в жизни. Большое спасибо Борису за помощь, без него пришлось бы бежать за трактором!
Последний достоприм на сегодня — руины Леоновской школы.
В 1941-м году войска 17 стрелковой дивизии перед началом наступления располагались на опушке леса. От деревень Леоново и Тунаево их отделял огромное поле, как бы понижавшееся в сторону деревень. Все поле было покрыто свежевыпавшим снегом. После выхода на поле советские войска оказывались как на ладони.
Недалеко от Леоново, почти в центре поля, стояла маленькая кирпичная школа.
Красноармейцы при поддержке танков быстро продвигались к деревням.
К тому времени фашистские захватчики без боя покинули Леоново и Тунаево. Однако на подходе к школе наши бойцы напоролись на засаду. Несколько фашистов засели в подвале школы, пробили в кирпичной кладке амбразуры и били в упор из крупнокалиберных пулеметов.
Пехотинцы забросали школу противотанковыми гранатами. Но в овражке перед школой осталось лежать очень много наших солдат.
К сожалению, из-за перевеса военной техники советские войска не смогли удержать деревни, захваченные в ходе наступления, и остались на прежнем месте, понеся значительные потери.
Ценой тысяч человеческих жизней было остановлено наступление фашистов на Нарском рубеже, отсюда, зимой 1941-го года, враг под натиском советских войск начал откатываться на запад. Этот период полон драматических и трагических событий, характерных для первого года войны. В архивных документах множество всевозможных оперативных донесений, приказов, справок об успешных рейдах наших разведчиков, о результативных действиях артиллеристов, зенитчиков, о том, что бойцами проделана большая работа по укреплению линии обороны. Но не меньше и другой информации: о постигших неудачах, о тактических ошибках, о серьезных потерях среди личного состава. Мы всегда должны помнить об этом!