|
Лежа на смертном одре, будем жалеть
лишь о двух вещах — о том, что так мало
любили и так мало путешествовали.
Марк Твен
Только дороги могут отодвинуть старость.
Ю. Семёнов.
Если вы не материтесь за рулём, значит,
вы не следите за дорогой.
4 августа 2014, понедельник. День третий
Красноярск. Проснулись рано. Так и повелось дальше: просыпаемся в районе шести часов, то раньше, то чуть позже, — это для нас час икс. Собрались, попрощались и в путь. Заехали в столовую позавтракать.
До свидания, Красноярск! Спасибо! Впереди Байкал! Этим и живём.
Весь день в пути. Населённые пункты пролетают разнообразной чередой. Основное внимание дороге. Скорость в пути приличная. В среднем 110. Пространства Сибири и России захватывают и восхищают.
(Ко времени на фото прибавляется час).
В районе Канска (примерно 230 км от Красноярска) поехали по объездной и получили 100% удовольствия. Такой дороги никто из нас не видел. По радиотелефону только и разговоров, что о дороге. Ничего, кроме слова, скажем литературно, «задница», на ум не приходит. От Канска поехали до Тулуна через Тайшет (168), Нижнеудинск (157) и далее 123 км (всего примерно 430 км). После Канска на границе с Иркутсткой областью пересекли часовой пояс (ко времени на фото прибавляется два часа).
В городе Тулун поворачиваем с трассы М-53 налево на Братск, который через 230 км проходим поздним вечером. Хотели посмотреть плотину и море, но не удалось, дорога не позволила. Проехали под массивным телом плотины, страшно нависающим справа, и насмотрелись на столбы, провода и изоляторы, в изобилии украшающие пейзаж слева. Надо останавливаться, пусть и в лесу, но или съезда всё нет и нет, или площадки для нашего каравана не подходят. Подворачивается слева один съезд, но со шлагбаумом и кирпичом. Остановились, сходили на разведку и заехали на отличную для лагеря площадку.
До охраняемого объекта, похоже, ещё ехать и ехать, а мы тут за углом постоим. Быстро поставили палатки, пусть и первый раз в этом путешествии. У нас с Львом А. палатка на двоих. Виктор А. и барнаульцы спят в машинах. Стемнело мигом. Развели костёр, расставили и накрыли стол. Ужин удовлетворил всех, т.к. все устали и больше всего хотели спать.
Вечер прохладный, и захотелось утеплиться покапитальнее. Особенно мне понравилось спать в зимней шерстяной шапке. Желающие долго сидели у костра.
5 авг., вт. День четвёртый
Спал бы и дальше, но в районе шести разбудили. Прохладно, пар изо рта идёт.
Позавтракали, собрались и поехали дальше. Нас ждёт Байкал!
Асфальт закончился быстро. Пыль стоит столбом такая, что впереди идущую машину не видно, а встречные обнаруживаются по свету фар.
Эх, дороги! Пыль да… пыль.
В районе Усть-Кута (350 км после Братска) пересекали много выразительных речушек. Открылись красивые виды.
Желанная живительная влага притягивает. По сторонам дороги часто встречался горелый лес.
Остановились пообедать. Через 100 км проехали посёлок Звёздный, знаменитый в своё время на БАМе и памятный многим из нашего отряда. Пофотались у памятника первопроходцам БАМа.
Однообразная и пыльная щебёночная дорога завораживала и усыпляла.
Терпел — надо же держать скорость и строй, но внимание потерял. Здесь где-то в районе посёлка Ния и за 100 км до Магистрального я попал в аварию на крутом повороте — похоже, моргнул неудачно. Только и расслышал, что звук ломающегося столбика и рассмотрел его последний полёт. Сделал движение рулём, нажал педаль тормоза. Машину закрутило на гравии в неуправляемых разворотах. Остановилась поперёк дороги. Все в целости и сохранности, ни у кого ни царапины. И — тишина! Сидим, как в космическом корабле перед стартом, и переглядываемся — а с нами ли всё приключилось. Шок! Вскоре все собрались для консилиума. Осмотрели машину. На первый взгляд пострадала правая часть бампера — её просто вывернуло наизнанку, сделав похожей на расправленное крыло фантастической птицы. Конечно, фара и противотуманка приказали долго жить. Хорошо просматривались осколки бачка омывателя. На более глубокий взгляд оказалось, что пострадали некоторые элементы ходовой правого колеса, хотя само колесо в целости и сохранности. Мозговой штурм мужиков привёл к решению: с помощью стального тросика и стопора закрепили рычаг, верёвкой закрепили бампер, чтобы не махал крыльями — и машина поехала!
Олег, прогулявшись по обочине, насобирал рассыпавшиеся элементы, которые позже очень пригодились при ремонте. Мужики молодцы — мастера! А то, что никто не пострадал и машина практически целёхонька — это провидение господне. Может, и я что-то сделал правильно в трудной ситуации. Сели и поехали. Скорость теперь приходилось держать небольшую, но у меня иногда получалось 70. Время к вечеру, и пока мы приедем в Магистральный все мастерские могут закрыться. Послали вперёд машину Виктора А. с Львом А.
Они и встретили нас на въезде в город. Мастерская достаточно большая, с подъёмником и оборудованием. Встретили нас здесь приветливо. Поговорили. Посмотрели. За ремонт берутся. Кое-какие запчасти есть, другие надо заказывать в соседних городках, которые и привезут на маршрутке. Завтра ремонт можно закончить. В первом прикиде обойдётся мне это в хорошую сумму. Не хило, но терпимо — любые деньги за то, что никто не пострадал, и можно было бы ехать дальше. Машину оставляем. Я пересаживаюсь в первую машину. Самое необходимое перегружаем в другие машины. В благодарность оставляю мужикам бутылку хорошего вина, подвернувшуюся в моей сумке. Они отнекиваются, что не пьют. Предлагают нам алаверды свои драгоценные напитки. Теперь в путь.
Прошли Окунайский (19 км), Улькан (22), Кунерму (54) и уже в темноте вплотную приблизились к перевалу Даван — границе между Иркутской областью и Республикой Бурятия.
Такие мачты, наверное, кажутся из космоса ракетами на пусковых установках. Пусть боятся!
Перевал знаменит ещё и тем, что имеет очень длинный подъём и спуск: едешь-едешь — конца не видно. Проходили его уже в темноте. Дорога ужасная. Камни, торчащие из полотна, подсвеченные фарами, вырастают до гигантских размеров, как зубы дракона. И непонятно: то ли в пасть едешь, то ли вырываешься из неё. От этого ехать ещё страшнее. Остановились у стелы — на самой высокой точке перевала, границе между Иркутской областью и Республикой Бурятия.
Отметили приближение к нашей цели. Побурханили — совершили ритуал «жертвоприношения», завязали традиционные ленточки из подручных материалов и попросили удачи у духов перевала — она нам очень понадобится. До цели остаётся около 100 км. Отстаём от графика очень сильно. Держим связь с хозяевами. Они приготовили нам баню, но мы приедем поздно.
Северобайкальск пролетели мигом, как и следующие 26 км до Нижнеангарска по хорошему асфальту. Байкала не видно из-за темноты, но чувствуется, что вода рядом справа. Посёлок в темноте растянулся по берегу бесконечной лентой. Виктор В., взяв на себя бремя лидерства и гида, заблудился: не смог найти адрес ни с первого захода, ни со второго. Начал нервничать, звонить. С третьего захода въехали в ворота большой усадьбы. Все четыре машины поместились во дворе. При желании могли бы поместиться ещё столько же. Хозяйка Ольга, старая знакомая Виктора В., встретила нас тепло и приветливо. Сын с женой и их дочь уже спали, время-то перевалило за час ночи, и мы, насколько позволяла радость от прибытия на место и окончания большого пути, по возможности быстро разгрузились основным: съедобным, питьевым и надувными матрасами со спальными мешками.
Приготовленный для нас ужин был очень кстати. От хозяев был замечательный борщ! А уж выпить за всё хорошее да с устатку сам бог велел. Матрасы надували от машины. Я, Олег, Владимир Ф. и Лев А. спали на веранде — самом прохладном после крыльца месте — на матрасах и в мешках. Виктор А. — в машине. Остальные нашли пристанище в доме. В доме есть вода и нагреватель, ванна, туалет. В туалет очередь. Хорошо, что для хозяев есть такой же на втором этаже. Большая кухня и уютная столовая, где мы и расположились. Приём пищи, затянувшийся и непрерывный: сначала дети, потом частями взрослые. Делились впечатлениями. Звонили в Н-ск. Скидывали фотки. Пора спать с чувством завершённого дела. Доехали! Завтра новый этап путешествия.
6 авг., ср. День пятый
Подъём, как всегда, ранний, но сборы, тоже как всегда, долгие. Надо постоять в очереди в туалет и ванную, что-то перекусить на завтрак. Позвонил мастер из Магистрального: ремонт затягивается на день из-за запчастей. Сегодня у нас день отдыха. Но сначала можно осмотреться на местности. Дом большой, но по сравнению с внутренней отделкой внешне кажется незаконченным. Два этажа. Небольшое крыльцо со ступеньками на две стороны, полностью заставлено нашей, и не только, обувью. Участок соток на 16, а то и больше. На одной половине картошка, на остальной дом и сад с огородом и цветами. Есть детский уголок. Две собаки. Одна, лающая на свалившихся незнакомцев и кажущаяся страшной и злой, на цепи. Другая, маленькая, не белая, но пушистая, в свободном полёте. На участке есть кедр. Под дом ведёт съезд к гаражу. Есть и уличный гараж с тыльной стороны дома с воротами на улицу, где сын хозяйки Дима занимается иногда авторемонтом. С одной стороны есть соседи, с другой нет. Напротив, через улицу за забором аэродром, на который иногда садятся кукурузники и вертолёты. До Иркутска около полутора часов лёта. В двух шагах торговый ряд магазинчиков. На дороге асфальт. Хозяйка Ольга на пенсии. Водит машину. Дима рано ушёл на работу. Его жена Лида, уходя на работу, так и не смогла снять с лица выражение удивления от такого обилия незнакомых людей, заполонивших дом.
Виктор А. и Лев А. поехали по рыбацким делам, поспособствовать в которых обещал Дима. Они замечательно провели время на рыбалке на острове Ярки, по слухам, чуть ли не самом рыбном месте на Байкале.
Остров Ярки — это уникальное природное образование: узкое и длинное, до 14 км, перегораживающее Байкал в этом месте. Из-за подъёма воды в Байкале остров разрушается и превращается в цепочку островов, похожую на штриховую линию. По старой памяти название остаётся — остров.
Мы, все остальные плюс внучка хозяйки дома, на трёх машинах отправились в мини-путешествие: Северобайкальск—Слюдянские озёра—горячие источники Гоуджекита. Теперь с дороги Байкал виден слева во всей красе. Это волнует и радует. В открытые окна машины врывается свежий и вкусный байкальский воздух.
Слева — Байкал.
Справа — БАМ.
В Северобайкальске остановились на главной площади, единственной площади города. Здесь рядом и торговый центр и большинство достопримечательностей. Недалеко внизу просматривается вокзал. Городом стал с 1980 года, население 24 200 человек и продолжает уменьшаться. Всё было завязано на БАМ, но его, как известно, уже построили. Прогулялись до краеведческого музея, но там перерыв на обед.
Обиженные, но не сломленные, прогулялись по окружающим торговый центр киоскам. Я заглянул в сувенирный магазинчик, купил карту и магнитики на холодильник. Хотел взять в сбербанке деньги по карточке, но не был уверен, что правильно вспомнил код, и отказался от идеи.
Поехали на Слюдянские озёра (примерно 50 км от города). Задержались на высокой смотровой площадке. Замечательный вид на залив Байкала. В соседнем лесочке местное святилище: конус камней и ленточки на деревьях — место духа и силы. Побурханили — завязали ленточки, сказали заветные слова и пофотографировались.
Озёра — замечательное природное образование и большая туристическая тусовка: море людей, машин из разных регионов и кучи мусора. Но, если от всего этого отвернуться, то красиво. И вода тёплая. Название получили от слюдяных рудников в горах. Впадает речка Слюдянка.
Нашли местечко посвободнее и удобно расположились. Отдыхали, купались, загорали, запускали надувной матрас. Дети были особенно довольны.
Сходили тут рядом на второе не обустроенное Малое озеро местами с заболоченными берегами.
И продолжили отдых.
Накрыли стол, украшением которого стал арбуз. Аня, совершенно не желая этого, оставила местному божеству ценное подношение — часы. Мы обыскали всё, но так их и не нашли. Я думаю, что их смахнули со стола с арбузными отходами в мешок с мусором.
На обратном пути свернули в сторону перевала Даван, где на половине длинного пути находятся горячие источники Гоуджекит (километров 25 от города).
Место благоустроенное. Расстраивается. Даже часовню или храм рядом строят. Вот только не на самом высоком месте (на фото — сразу за качелями).
Здесь обустроены две ванны с горячей и очень горячей до 50 градусов фтористо-гидрокарбонатной водой. Вода имеет лечебные свойства для лечения многих заболеваний. Мы хотели омолодиться, и из воды выскакивали без желания. Горячую ванну мы все освоили довольно быстро, и к концу сеанса нам было довольно комфортно. Посидели, вышли отдыхать. Опять посидели. Многократно.
В очень горячую ванну сунулись многие, но по горлышко зашли и погостили только трое: я, Тимофей и один раз Лёша для форса. Первый раз случилось через зубовный скрежет: только бы выдержать на глазах честного народа. Затем саму воду уже выдерживали, а вот с выходом из неё были большие проблемы. Это, как в горне у кузнеца: дует воздух — и температура повышается. Так и здесь: стоишь спокойно — и живёшь, а начинаешь двигаться, и горишь невыносимым пламенем. Выйти из воды — настоящее испытание. И если пару раз мы становились у противоположной стенки, то последний — в шаге от ступенек, по которым тоже ещё надо было подняться. В общем, все получили удовольствие.
В Северобайкальск добрались к вечеру. Здесь решили покушать. Нашли позную, где попробовали местное национальное блюдо — позы. Это, по-нашему, большие и сочные манты по особому рецепту. Каждому из 13-ти по 4 штуки. Понравилось. Даже домой захватили. И точке общепита план сделали дня на три.
Дома большое застолье с хозяевами.
7 авг., четв. День шестой
Сегодня у нас с Тимофеем поездка в Магистральный за моей машиной. Лев А. и Виктор А. опять едут на рыбалку — понравилось. Остальные отправляются по дороге на север в Дзелинду на горячие источники. Для них остаются две машины, поэтому с ними едет Ольга с внучкой на своей машине в качестве сопровождающего и гида.
Мы с Тимофеем первым делом заехали в Управление заповедниками, чтобы очно выяснить правила посещения бухты Ая и Фролихинских озёр. Можно ли рыбачить. Можно ли заказать катер. Узнали у ответственного лица: рыбачить можно только в Байкале, а с катером напряжёнка, звоните. Поехали в порт. Договорились с капитаном сначала принципиально, а потом через его начальство по телефону с подробностями. Основное: туда нас везут официально за 20 тысяч, обратно через шесть дней примерно за такую же сумму. В целом это нас очень устраивает, т.к. позволяет сэкономить много денег из запланированных в результате интернетных и телефонных исследований из Новосибирска.
Успели по дороге осмотреть рабочий посёлок. Основан в 1643 (!) году и долго носил имя — Козлово. Население 4 800 человек. 53 улицы! Понравилась посвежевшая церковь Владимирской иконы Божьей матери.
Мы с Тимофеем отправились в Северобайкальск на вокзал. Купил два билета до станции Киренга в Магистральном за 1 400 р. У нас два часа до отъезда. Отправились в музей — надо же завершить намеченное ранее. Посмотрели, честно говоря, малоинтересные и бледные краеведческие откровения и выставку, посвящённую 40-летию БАМа. Такая выставка требует более вдумчивого просмотра, а у нас нет времени.
Заглянули рядом в картинную галерею. Только время убили. Понравилась одна картина: «Игра в шахматы». Играли в окружении своих свит, похоже, проигрывающий, богообразный старичок — белый одуванчик, и брутальный, довольный жизнью, чёрнообразный мужик. Уж не знаю, что символизировала данная аллегория, но у картины можно было остановиться и подумать. Купили здесь же очередные карты. Тимофею повезло, ему досталась карта автомобильных дорог Иркутской области, которую мы истёрли до дыр на обратном пути нашего большого путешествия. Глазастый, я высмотрел кафешку восточной кухни, куда мы очень удачно зашли. Тима взял плов, а я лагман. Хорошо пообедали. Успел взять в банке деньги, и вперёд на вокзал. Машину оставили на площади перед ним, с трудом найдя свободное место.
Вокзал Северобайкальска удивляет размерами и архитектурой. Поезд прямой Северобайкальск — Москва. В вагоне человек восемь. Изучали карты. Проехали по длинному бамовскому тоннелю. Я подремал. Поездка замечательна отсутствием тряски, пыли и других дорожных прелестей. И вообще, мы проехали по БАМу!
На железной дороге наблюдаются элементы строительной деятельности. Говорят, вот-вот начнут вторую колею, где-то строят тоннель. Все местные живут ожиданием продолжения Великой Стройки.
На платформе один вопрос, как добраться до мастерской. Решили не звонить и обойтись собственным чутьём и находчивостью. Тимофей задал общее направление, а я угадал местоположение. Машина выглядит замечательно! Бампер неожиданно чудесным образом оказался выправлен и поставлен на место, как родной. Следы хламового разбоя практически незаметны. Видны небольшие оспины и потёртости, которые не портят общего впечатления. Будет, чем заняться дома. Стоит новая фара. Правда, нет противотуманки. Далее осмотрели ремонт более существенный. Всё это с лампочками и клипсами стало мне не больше того, на что рассчитывал. Но думаю, это малой кровью. А на что я мог рассчитывать вдали от родины. Может, там больше бы взяли от большой любви в большом городе. Но здесь нас встретили очень приветливо. Оставили мне две коробки старых деталей. Мы долго ждали проверки на развал-схождение, обговорили море проблем. Магистральный — посёлок городского типа с 1975 года. Население 6 500 человек. Регион побратим — Ростовская область. Они много здесь построили, включая вокзал. Жители называют себя магистральнинцы. Однако. Теперь домой. Спасибо авторемонтникам Магистрального. Жалко, что не оказалось в наличии бачка омывателя.
Теперь перевал Даван проходили по свету. Дорога уже не казалась такой страшной. Я за рулём, Тимофей — пассажиром. По машине соскучился, и она радовала меня всеми старыми и новыми частями своего тела.
К дому добрались в темноте.
Успехи рыбаков скромные, но они довольны. Остальные ездили на Дзелинду (80 км) и в Северобайкальск в музей и за продуктами для продолжения путешествия. Аню особенно поразил пакет молока за 100 р. Рассказывали, что хорошо провели время, понравились негорячие (до 40 градусов), но очень целебные источники с сульфатно-гидрокарбонатной и натриевой водой с кремниевой кислотой и слабым запахом сероводорода. Во, завернул, а! По дороге пришлось менять пробитое колесо машины Ольги.
Устроили продолжительный и со вкусом прощальный вечер с хозяевами. Олег шутит, что Иван из поездки вернётся почти на новой машине.
Машина стоит во дворе, рядом со своими товарищами по путешествию, и у меня на душе гораздо спокойнее.
8 авг., пятн. День седьмой
Утром встали рано и после завтрака стали собираться. Дело оказалось непростым: что оставить в доме, что взять с собой.
Все машины на час раньше договорённости доставили всех на пирс. Разгрузились. Получилась небольшая модель Эвереста из наших вещей.
Появилось сомнение: катер-то выдержит? Машины вернулись домой, и заснули до нашего возвращения. Сдали ключи Ольге, сели все пятеро в её машину и вернулись на пирс.
Попрощались и стали грузиться на катер. Выдержал!
Сидим и ждём застрявшего где-то механика.
Поплыли за механиком — не может завести свою резиновую лодку. Лодка завелась при нашем приближении, подплыла и её погрузили на корму. Теперь путь свободен — только вперёд!
Кстати, там вдалеке вариант местной маршрутки.
Во всю ширину кормы стоял стол, который сразу оказался накрытым. Пошли тосты за отплытие, за путешествие, за участников и т.д. и т.п. Кормили чаек хлебом, о чём позже очень жалели. Осматривали катер: каюты, рубку. Некоторые постояли за штурвалом. На Байкале стало прохладно, и все утеплились. Многим удалось поспать. Морской простор бесконечен и прекрасен.
Конец второй части
(Продолжение следует)