|
Маршрут: Рудный — Костанай — Троицк — Челябинск — Аша — Челябинск — Костанай — Рудный
Автомобиль: KIA Cerato (https://reviews.drom.ru/kia/cerato/70889/)
Доброго дня, уважаемые читатели!
Читатели уже, наверняка, хорошо знают, что в свете последних событий с курсом рубля к тенге — многие казахстанцы поспешили приобрести себе долгожданное авто в России. В этом плане мы не были оригинальными. У родителей до сих пор на ходу ВАЗ-2105 ещё советской эпохи; но приобрести что-то за разумные деньги не представлялось возможным до этого года.
Так уж сложилось, что тема автопутешествий мне близка и интересна. И при каждом удобном случае я пытаюсь мои интересы привить семье и сделать их общими интересами. Давно меня посещала идея проехаться по малым городам Урала, а как известно — мысли материальны. И вот, в один из вечеров позвонил мне брат:
— А что, твой «теплоход» выдержит круиз по ближнему Зарубежью?
— На то, — отвечаю, — он и теплоход, чтобы круизы выдерживать.
Так вот, из беседы выясняется, что предстоит поездка в 600 км в сторону Уральского хребта. Причём, не просто в сторону хребта, а на самый, что ни на есть — в «захребетный» город Аша. Цель поездки — приобретение авто. «Ну, — думаю, — 700 км на Астану ходили, неужто 600 км в другую сторону не осилим?». И согласился.
Очередное ТО машина прошла в декабре, поэтому сборы были короткими: проверка уровней жидкостей; канистру с двумя литрами моторного масла — в багажник (на всякий случай); туда же — набор ключей (на всякий случай); бадейку с незамерзайкой. Ну, и сумку с личными вещами и продуктами. За один день не обернёмся — ночевать придётся однозначно.
Словом, пока утрясли дела; пока собрал «экипаж»; пока обменяли валюту в дорогу — пробило полдень. Дела управлены, тронулись в путь!
Дорогу от Костаная до Челябинска описывать нет нужды: думаю, каждый костанаец, имеющий авто, хоть немного, да ездил по ней. Ну, а кто надумает в гости — милости просим! Для вас у меня уже имеется краткий путеводитель, кое-что можно прочитать там, вот только надо будет опубликовать. :)
По слухам, на таможне — не протолкнуться, поэтому в дороге почти не останавливались. Разве что один раз — у курящих в «экипаже» вспухли ухи. Пришлось сделать остановку.
Короткий перекур. Почти на ходу.
На удивление, границу пересекли очень быстро — не дольше часа на два погранпоста. Кстати, там нас ждал первый приятный сюрприз: казахстанцам, выезжающим по паспортам, нет нужды заполнять миграционную карточку. Сюрприз-намбер-два: штамп в паспорте ставится по желанию выезжающего.
Пока ожидали перехода через посты, оформили страховку. Словом, пересекли границу, прочитали СМС-уведомления о наличие роуминга и — в путь! По пути желудки напомнили о себе, и стали мы искать место для обеда. Путешественники, колесившие по трассе М-36, узнают и эту синюю будку и окружающие пейзажи.
Возле него можно съехать на парковку, отдохнуть и перекусить. Вот только внутрь лучше не заходить. Не зря же на ракету похожа — внутри тоже всё загажено. :(
Лёгкий обед в дороге не повредит.
Не успели размять кости, как к нам наведались две местные «Хозяюшки». Встали в сторонке и всем своим видом начали демонстрировать своё несчастное житие-бытие. Но малость переигрывали, потому что от краюхи хлеба и вареных яиц гордо отказались, ожидая колбасы или запечёной курицы. :)
Ну, судя по лоснящейся шерсти — собачки не бедствуют. Потому — собираем нехитрый стол, и катимся дальше.
Пора в путь-дорогу. Дорогу дальнюю, дальнюю…
Следующую остановку делаем в Южноуральске. И отдохнуть, да и симку в телефон с российским номером надо купить. На роуминге недолго и разориться.
Торговый комплекс ЮЖНЫЙ. г. Южноуральск.
Продолжая движение — через развязку — выходим на ту самую М-5. Суровая трасса, суровые водители. К слову сказать, перед М-5 есть добротный участок автомагистрали. Даже знаками обозначен. Значит, смело до 110 км/час можно разбегаться.
Останавливаемся на АЗС «Сибнефть». Доливаем Аи-92 EURO до полного. И — снова к вершинам.
Спустя некоторое время на горизонте средь облаков вырисовываются Уральские горы.
На горизонте — Уральские горы.
А горы всё ближе.
Встречный поток фур: чем ближе ночь, тем плотнее поток.
Ночью движение не прекращается. Даже усиливается.
Вот такие они — обочины и парковки.
Надо сказать, что ехать в горах — ещё то удовольствие, и 600 км по дороге средь степей, и 600 км горных дорог — совершенно разные песни. :) Вот где, реально, не хватает радиостанции. Дорога узкая: одна полоса твоя, вторая — встречная. Иногда дорога расширяется: вначале одна твоя полоса, а две — встречных. Потом чередуется: две твоих, одна встречная. Знаки лучше соблюдать. Да и места, где обгон запрещён по требованиям ПДД, надо соблюдать. Опасно очень, а трафик — напряжённый. Фуры идут караванами: караван туда (и ты в хвосте), караван навстречу. И с этим надо считаться. А «дальнобои» тоже разные встречаются: иные тебе посемафорят поворотниками, мол, обгоняй! или — «Притормози, не время ещё». А иные — прут, как танки, ни на что внимания не обращая, хотя, может, уже устали, и мечтают просто доехать до места ночёвки?
А люди Урал осваивали суровые, немногословные! Одни названия рек чего стоят: река Уй; немного дальше — река Ай; ещё дальше — река Ук. А самая болтливая — река Аглян. )))
Особое внимание следует обратить на город Сим, особенно, если проезжать его в ночное время. Сам город находится внизу, в котловине, а дорога опоясывает его по окружности, спускаясь с перевала, и — обогнув город — поднимаясь на очередной же перевал. Ночью Сим светится, как чаша с уральскими самоцветами. А вот днём таким великолепием он похвастаться не может, к сожалению.
Постепенно вдоль дороги начинают появляться сувенирные лавки, в которых можно купить что угодно: от магнитов на холодильник, до пневматических винтовок, арбалетов и радиостанций. Отдельными рядами поблёскивают компактные самогонные аппараты. ))) В общем, всё, чего душа пожелает. Забегая вперёд, скажу, что достаточно по божеским ценам в этих лавках были куплены унты из натуральной шерсти, картины на деревянном спиле, и с каменной инкрустацией, набор рюмок из оникса, и мелкие сувениры из камней, как-то: настольные часы и браслеты с циркониевыми вставками (бижутерия, не спорю, но очень красивая).
Но как бы то ни было, незадолго до полуночи добрались мы до поворота к городу Аша — цели нашего путешествия.
Хозяева любезно предложили выехать нам навстречу и встретить у городской околицы. Но у нас же есть бесовское устройство — «Нафигатор», неужто он не найдёт дорогу к дому, спустя 600 пройденных километров?
Город Аша (ударение на первую букву) встретил нас заснеженными освещёнными улицами и сугробами, из которых вытаивали автомобили. Реально — удивило. Я такого с Советского Союза не встречал: сугроб, а из него торчат фары и бампер, а само авто — где-то в недрах сугроба покоится, чисто медведь.
Спустя 40 минут Алёнка (голосовое оповещение) сообщила: «Вы прибыли в точку назначения» и погасила экран планшета. В световом пятне проступали очертания распашных ворот, и двух полутораметровых сугробов в створе. «Ты куда нас завела, медная твоя башка?» — спросил я. Но ответа не последовало. Значит, прибыли-таки на место.
Если попросить меня рассказать об Аше в двух словах, то это было бы «Много снега». Точнее — «ДОФИГА снега»! Снег там везде: на тротуарах, в садах, на крышах домов и сараев. Везде! А ещё там есть приятные рубленые домики. В одном таком живут весьма гостеприимные люди, у которых мы и остановились на пару-тройку дней.
Самая настоящая рубленая изба.
Снег на крыше подтаивает, и сползает вниз. Весь сползти не успевает — замерзает. И получаются вот такие навесы.
Это не автосугроб. Это — машина, в ожидании покупателя.
Сосульки здесь тоже добротные. Под стать сугробам.
Это я стою на уровне почвы. За моей спиной — естественный сугроб, мне по плечо.
Вот такое было первое впечатление. :) Ну, а дальше, как в старом добром мультфильме: «Утром рассветёт, всё и увидите». Идём в дом — родственники уж заждались, да и ужин становится совсем уж поздним. :)
Утро нас встречает хмурым пейзажем и инеем.
Пока хозяин дома управляется с делами, есть возможность полюбоваться окрестными пейзажами и сделать несколько снимков на память.
Толщина снежного слоя на левой крыше — около 70см, не менее.
Во-о-он та горка на горизонте — популярное местечко для катания на санках.
Гора Липовая. На ней одни липы и растут. На днях в городе обнаружили медвежьи следы, которые спускались именно с этой горы.
Цель нашей поездки: покупка вот этого Роллс-Ройса. :)
За обедом хозяин Александр нам рассказывает, что город Аша — маленький город, поэтому РЭО здесь работает только по средам. Чтобы переоформить авто — придётся ехать в соседний город Усть-Катав. Ну, придётся, значит, придётся. Заодно решаем посмотреть «РР» на ходу. Грузимся все четверо в «Нексию», выруливаем на трассу…
… чтобы понять, как ездят местные жители — надо быть местным жителем. Для меня — дитя степей и равнин это был аттракцион почище советского «Сюрприза». Спидометр показывает 140 км/час. Фуры справа и слева мелькают быстрее, чем я успеваю их рассмотреть…
В таких условиях как можно оставаться равнодушным? Никак! А я — смог. Просто не стал смотреть ни на спидометр, ни на фуры. Я смотрел на Уральские горы. Когда ещё я смогу на них спокойно посмотреть глазами пассажира?
За созерцанием окрестных пейзажей мы и прибыли в Усть-Катав.
Это Усть-Катав. Не сам город. Пригород. Город немного дальше.
Дальше всё обыденно и рутинно: сверка номеров, осмотр авто, ожидание документов. Пока ожидали — опять созерцали окрестности. Заодно попросили Александра рассказать о местных колоритах и городах, коих здесь предостаточно. Так, в беседе и осмотрах и прошло время. Получили техпаспорт, получили транзитные номера — стали собираться обратно, в Ашу.
Контрольный осмотр навесного оборудования, протечек и уровней.
Переоформление пройдено! Дело за малым.
Счастливый владелец Нексии. :)
На обратном пути остановились возле придорожных «супермакетов», что располагаются на трассе М-5 в пригороде города Сим. Александр и брат купили здесь добротные унтята для дочерей. Ну, и попутно разные сувениры: я — браслеты из местных камешков для супруги и настольные часы в виде армейского погона для сына; отец с братом — каменную роспись на стену (картины такие — на спиле деревянном, и просто — с каменной инкрустацией). Долго присматривался к пневматическим винотовкам — очень уж приглянулись: и качество добротное, и цена «вкусная», но не рискнул покупать — не знаю, как их провозить через таможню, и можно ли?
Вернулись в Ашу часов в пять вечера. Решили не выезжать на ночь глядя, а дождаться утра. Во-первых, безопаснее; во-вторых — устали за день, ну, а в третьих — надо ж посидеть, поужинать в честь покупки. :)
Второй день завершился так, как и планировалось: документы переоформлены, вещи упакованы. Вместе с тем — купили трёхлитровую банку «всамделишного» мёда. Какой тут мёд! Рекомендую. В наших степях такого не встретишь!
Наступил завершающий день нашей поездки. Попрощавшись с гостеприимными хозяевами — выкатываемся на трассу. Дальнобоев ещё не много. Солнце светит в спину — лепота! Рули, да рули. Собственно, что и делал. Рации у меня нету — так что и спешить некуда. «Нексия» чешет в кильватере, ибо «нафигатор» — в головной машине. :)
От того, что маршрут только начался, а на улице — день, пилотировать полегче. Но на дорогах часто встречаются патрули, причём не только со скоростемерами, но и с видеокамерами. Особенно — в зоне действия знака «Обгон запрещён». Потому — рекомендую очень — едем вежливо и аккуратно! Кстати, здоровее будете. Спускаясь с перевала, вновь вижу в кювете перевёрнутый грузовик. Два дня назад в этом же месте съехал автовоз с грузом. :( Улёгся бортом на деревья и не свалился вниз. Сегодня не повезло сильнее. :(
Про то, что Урал полон необъяснимых явлений говорили многие. Но одно дело слушать, другое — ощущать. Проезжали пару-тройку мест, где дорога уходит вниз: глаза это явно видят, а тахометр сообщает, что двигатель теряет обороты, машина движется на подъём. В других местах дорога, видимо, пересекает какие-то магнитные залежи, потому что в «Нексии» неожиданно отключилась магнитола; а у меня — упорно отказывался подчиняться видеорегистратор. Поэтому несколько записей об уральских красотах остались в памяти… моей… видеорегистратор их не записал. А если и записал чего, то не сохранил. Спустя 12-15 км электронные устройства заработали, как ни в чём не бывало.
Как правило, в седловинах, либо на подъёмах всегда поток движется еле-еле. И тому есть объективные причины: фуры с грузом на подъём очень медлительны. Потому проявите уважение, не осложняйте им в этом жизнь, и «дальнобои» будут вам благодарны.
Ну, а закат в горах на трассе М-5 выглядит вот так:
На всём переходе сделали только одну остановку: протереть фары и размять ноги.
Где-то за горизонтом — дом родной.
Перед Челябинском заправляюсь АИ-95 (Газпром), вот это песня! По деньгам получается — чуть дороже казахстанского АИ-92, а вот динамика — непередаваемо! Не машина — ракета! Ни тебе запаздываний в педали газа, ни подёргиваний на малых скоростях и первой передаче. А тут ещё и автомагистраль! Эх-х! Душа поёт, и сердце радуется!
Перед Троицком — ещё одна остановка, теперь на «Сибнефти», заправить надо «Нексию». Поворачиваем в сторону границы — останавливает пост ГИБДД. Проверка документов и — «Счастливого пути!». Едем дальше.
В обратную сторону переход границы немного затянулся — часа полтора потребовалось. Взяли талоны на въезд, талон на ввоз транспортного средства на территорию Казахстана. На территорию страны въехали в час ночи. Оказавшись в родной стране, оформляем временную страховку по Казахстану. Цена приятно удивляет — 500 тенге (160 рублей) на десять дней. И едем дальше. Проезжая пост видеонаблюдения и транспортного контроля, наблюдаем, как наш ДПП-сник, чуть не скатываясь со ступенек несётся навстречу «Нексии». Типа — проверка документов. Но увидав бланк страхового полиса — лениво махнул рукой, мол, езжайте дальше. Мы и поехали.
Помня, что у ведомых нет навигатора, а крутые повороты на трассе не всегда обозначены знаками — пришлось им подсказывать, включая соответствующие поворотники. Благо, транспорта ни встречного, ни попутного не было.
В Костанай прибыли в половине четвёртого утра. Подосвиданькались, и я махнул дальше, в Рудный. В половине пятого утра был дома.
Вот такое турне по Уральским горам сложилось. Хотелось бы поехать ещё раз? Да, только теперь в города Сим и Куса. Но это — тема другого рассказа.
Спасибо всем, кто читал. Безопасной, вам, дороги!