Поездка в поселок Макаракский в феврале 2015 года

12.03.2015 | 27507 просмотров

В январе 2014 года, мы совершили лыжный поход в замечательном районе Кузнецкого Алатау, который называется Поднебесные зубья. На одном из приютов, мы познакомились и подружились с ребятами из Междуреченска, которые пригласили нас приехать к ним в гости и позаниматься ледолазанием на замерзших водопадах таежной реки Кия в районе поселка Макаракский.

Страсть к путешествиям у меня с детства. Люблю ездить, ходить, узнавать новые места и знакомиться с людьми. Обожаю командировки и вообще любые поездки. Занимаюсь в основном горным туризмом, хотя пробовал пешеходный, водный и лыжный туризм. С недавнего времени меня стали увлекать автопутешествия, которые я стараюсь совмещать с более активным видом отдыха. Любимый формат: до места старта похода — на машине, а дальше — пешком, на лыжах или по воде.

Так сложилось, что кроме майского автопутешествия в Монголию, в прошлом году мне так никуда и не удалось вырваться на своем железном коне. К началу 2015 года желание поехать хоть куда-нибудь стало просто невыносимым. Хотелось даже просто бесцельно проехать несколько сотен километров по трассе, чтобы снова почувствовать пульс дороги.

Но ездить бессмысленно — это не есть хорошо и тут я вспомнил про приглашение наших кемеровских друзей, с которыми мы все это время поддерживали связь. Идея съездить в Кемеровскую область поледолазить была горячо поддержана моими друзьями по увлечению, и после недолгих сборов мы двинулись в путь.

Макаракский — посёлок в Тисульском районе Кемеровской области (Россия). Входит в Комсомольское городское поселение. Посёлок расположен на берегу реки Кия в 83 км от железнодорожной станции Тяжин.

« Ма» на тюркском языке означает «возьми», «Карак» переводится как « глаз» . Это одна из версий происхождения названия поселка Макарак — « Возьми глаз» , для тюркоязычных народов такие названия считаются нормой.

Вторая же версия происхождения поселка, также имеющая право на существование, звучит так: В начале XIX века здесь жил Макар, и был у него домик-приют для рыбаков и охотников и назвал он этот « одинокий дом» своим именем, Макараком, потом появились еще люди, а название так и осталось.

Макарак — идеальное место для отдыха, легкодоступное на любом виде транспорта и не сильно отдаленное от Кемерово.

Из Макарака можно начинать сплавы по спокойной реке Кии, а можно и заканчивать, самая красота немного выше, например, можно начать сплав в поселке Московка или Белогорск. По сторонам всей Кии можно наблюдать красивейшие скалы и начало горного массива Кузнецкий Алатау.

Источник.

Чтобы добраться до Макаракского из Красноярска надо ехать по автодороге М-53 на запад до поселка Тяжин, потом повернуть с трассы на юг и ехать еще 80 км. Большая часть этого участка маршрута — асфальт удовлетворительного качества, который заканчивается в поселке Комсомольск. Далее идет 15 км хорошей грунтовой дороги. Перед поселком Макаракский — крутой и продолжительный спуск, надо быть внимательным. У моноприводных авто могут быть проблемы с подъемом на него при выезде из поселка. Длина маршрута 391 км.

Все мероприятие было решено провести на выходые дни в районе Дня защитника Отечества, с 21 по 23 февраля 2015 года. В дорогу собрались три авто: мой Honda Odyssey 2002 года выпуска, Mitsubishi Lancer моего товарища и коллеги по совместным автопутешествиям Сергея и свеженький дизельный Peugeot 508 моего товарища Андрея.

Связь между машинами традиционно осуществлялась на частоте Единого радиоканала безопасности и оповещения на автодорогах 433.100 Мгц (2 канал LPD) ctcss 77,0 (№4), с помощью портативных радиостанций фирмы Baofeng с аксессуарами (внешняя магнитная антенна, тангента и питание от прикуривателя). Кроме того, в моей машине установлена СВ рация, которая была настроена на канал дальнобойщиков (15АМ).

Перед Новым, 2015-м годом, я успел установить в своей машине газовое оборудование. Успел еще по старым ценам. Это была моя первая дальняя поездка на газу, поэтому мною был предварительно изучен вопрос наличия АГЗС по пути следования. При подготовке, я использовал ресурс Gazmap. Хочу отметить, что ресурс точный. Все указанные АГЗС были на месте и функционировали, при этом обнаружил еще пару новых газовых заправок по пути следования.

Народу собралось 10 человек + мы захватили с собой девушку Ирину, которая родом из Кузбасса, но живет и работает в Красноярске.

План мероприятий был следующим:

21 февраля

• выезд из Красноярска в 7 утра;
  • прибытие на место где-то в обед;
  • размещение, прогулка по окрестностям, знакомство с поселком;
  • вечер отдыха.

22 февраля

• ледолазаем, катаемся на лыжах, в общем, активно отдыхаем;
  • вечер отдыха, празднование 23 февраля.

23 февраля

• неспешно просыпаемся, собираемся, идем к машинам и едем домой. Домой приезжаем где-то часов в 17-18.

С жильем до самого последнего момента была одна сплошная неопределенность. Поэтому на всякий случай, взяли с собой палатку типа «Зима» (это которая с печкой), две бензопилы и топоры.

Еду закупили заранее, спиртное брал каждый сам.

Машины собрались в колонну на автобусной остановке у гоночной трассы Красное кольцо. Погода стояла ясная, солнечная и морозная. В утро выезда в городе была температура -24ºС, но при выезде на трассу, опустилась до -30ºС и сохранялась таковой практически до Тяжина. Потом немного потеплело.

Ехали без приключений, разве что я слишком часто останавливался заправляться газом, так как боялся, что после съезда с М-53, с газовыми заправками может быть напряг: разорились, сломались, закрылись, ушли в запой и прочее. На бензине ехать совсем не хотелось.

АГЗС на въезде в Ачинск со стороны Красноярска.

Состояние дорожного покрытия на М-53 удовлетворительное. Ям нет, можно спокойно держать скорость 110-120 км/ч.

Сотрудники ДПС в этот день отдыхали. Единственная патрульная машина встретилась лишь в Каштане, но о ней заблаговременно нас предупредили дальнобои по рации.

В Ачинске у Сереги были небольшие дела — он купил себе ружье по хорошей цене. Серега у нас охотник. Сказал, что будет это ружье использовать в охоте на водную дичь. Очень ждем трофеев, чтобы попробовать.

Ачинск.

В Тяжине минут на 30 застряли на переезде, зато почти сразу после переезда я обнаружил, необозначенную на карте новенькую АГЗС с дешевым газом (17,40, в то время как в Красноярском крае газ продают за 19 рублей).

Перед Тисулем тоже была обнаружена новая газовая заправка, но на ее изучение время тратить не стали.

Наши кемеровские друзья ждали нас в Комсомольске. Они договорились на проживание в здании бывшей школы. Место хорошее, но до Макарака еще 15 км. Мы посчитали, что это далековато, особенно с учетом того, что от поселка до льда идти еще 7 км по реке.

Собравшись в колонну, теперь уже из 4-х машин, мы поехали в поселок. Дорога до поселка хоть и грунтовая, но в хорошем состоянии. Спуск к поселку крутой, но подсыпан и трудностей не вызвал.

Спуск к поселку Макаракский.

В поселке Андрей проявил свои недюжинные дипломатические способности и быстренько договорился на проживание в местной школе. Нам выделили кабинет истории и немецкого языка на первом этаже здания.

Школа в Макараке всем нам очень понравилась. Все просто, но очень чисто и опрятно. Видно, что совсем недавно школа пережила очередной ремонт. Все покрашено, исправлено и функционирует. С удовольствием ознакомились с различной наглядной агитацией на стенах школы. Нам было очень любопытно узнать, чем живет современная школа. Немного поностальгировали, вспоминая свои школьные годы, а во время вечерних застолий, разговоры непременно затрагивали различные исторические темы — кабинет так настраивал.

Школа небольшая, но имеет все, что положено иметь каждой порядочной школе: тематические кабинеты, кабинеты начальных классов, медкабинет, учительскую, кабинет директора, спортзал и даже небольшую столовую, где мы и готовили себе еду на походных газовых горелках. Школа отапливается собственной котельной. В школе очень тепло, даже жарко, поэтому некоторые уходили спать в коридор второго этажа.

Соседствовала с нами большая группа детей, участников соревнований из Кемерово во главе со своим руководителем. Они занимали спортзал.

Несколько слов о самом поселке. Макаракский расположен в очень живописном месте. Произвел очень приятное впечатление. Крепкие дома, чистота, порядок, приветливые и адекватные жители. В поселке несколько магазинов, которые работают до 21-22 часов, почта. Есть фельдшерско-акушерский пункт. Перед поселком, на краю скалы, стоит модная гостиница, но работает ли она, узнать не удалось. В поселке действует только один сотовый оператор — Мегафон.

В поселке есть несколько типа изб для туристов. Набор услуг — спартанский, но именно такой, как нам надо. К сожалению, они все были заняты.

Пока наши друзья занимались переездом из Комсомольска в Макарак, мы решили прогуляться на самый ближний к поселку водопад. Он называется Макарачек, расположен в километре вверх по течению реки от поселка и имеет в высоту всего 15 метров (пятиэтажный дом).

Расчитывая на непродолжительную прогулку, мы пошли пешком, без лыж и не взяли раций. В дороге все шли каждый своим темпом и изрядно растянулись по реке. Вскоре нас догнали ребята на снегоходах и предложили отвезти на водопад. Наши девушки согласились, а мужики решили, что так неспортивно, и продолжили идти пешком.

Где-то через час ходьбы стало закрадываться сомнение, что водопад находится всего в километре. Подумали, что мы куда-то не туда идем и надо бы возвращаться. Но раций не взяли, связи нет, и девчонок увезли. Непонятно — привезут ли их обратно. Пришлось идти дальше. Прошли еще, наверное, с полчаса, и нам навстречу попались наши девушки, возвращавшиеся обратно на том же снегоходе. Они рассказали, что мы пропустили поворот на малый водопад и почти дошли до большого, что идти еще прилично и лучше оседлать свободный снегоход и вернуться побыстрее в теплую школу, что мы с радостью и сделали. Назад домчались с ветерком!

Спасибо нашим новым друзьям за то, что катали нас туда-сюда :)

Правда, некоторые участники нашей компании проявили упорство и все-таки полазили на дальнем ледопаде.

Вечер закончился дружеским застольем со старыми и новыми друзьями.

На следующий день, мы как следует выспались, позавтракали, собрали снарягу и где-то в начале 11-го встали на лыжи и выдвинулись в сторону дальнего водопада.

Погода стояла пасмурной, изредка пробрасывал снежок, задувал небольшой ветер, но потеплело примерно до -20ºС. Сначала шлось не очень хорошо. Снег был рыхловатым и лыжи немного в него проваливались, плюс давил тяжелый рюкзак со снарягой. Под конец лыжи раскатались, но начались широкие участки открытого льда, что тоже сбавило скорость. Ледопад показался неожиданно из-за поворота. Оказывается, мы вчера совсем чуть-чуть до него не дошли.

Ледопад состоит из двух гигантских ледяных языков. На левой сосульке проводились соревнования по альпинизму, а правая была предоставлена для тренировок.

На тренировочной сосульке мы провесили три страховочные веревки с базами на разной высоте и лазили в свое удовольствие.

Наши девушки Оля, Надя и Таня, увидев соревнования, решили, что если уж лазить, то с толком и записались в участники. Лед был, как и положено зимнему натечному льду, — железобетонным. Даже новенькие BDшные ледобуры вкручивались в него с большим трудом. Правда, новый ледовый инструмент от Petzl неплохо в него зарубался.

В принципе, было не холодно, а к вечеру даже потеплело, или мне так показалось.

В нашей компании был представитель Красноярского городского клуба спелеологов — Женя. Человек очень интересный и активный. В этот день он не только успел полазить с нами на льду, но и еще разведать несколько пещер, расположенных по берегам Кии.

Тем временем наши спортсменки неплохо выступили, а Надя даже заняла почетное второе место!

Пока мы лазили, Серега приготовил шашлык, который оказался очень вкусным и подошел как никогда кстати на морозном воздухе.

После приятной церемонии награждения, которая состоялась тут же, на льду, мы собрали манатки и отправились назад.

Общее фото участников, судей и болельщиков соревнований.

Автор лезет по ледовой стенке.

На этот раз были взяты с собой рации, что позволило участникам определенную свободу в передвижениях. Поэтому шли каждый своим темпом.

Я шел последним уже в кромешной темноте при свете налобного фонарика. Перемещаться в темноте мне не привыкать. Приходилось ночью преодолевать крупную осыпь на Кавказе, спускаться с вершины Борус в Хакассии, идти на лыжах по сибирской тайге в Кузнецком Алатау.

Было безветренно, стоял какой-то очень комфортный морозец. Снег за день хорошо укатался снегоходами и лыжниками, поэтому лыжи просто сами ехали. К сожалению, разогнаться, как следует, не получалось из-за тяжелого рюкзака.

В школу я пришел уже в десятом часу вечера и сразу же попал за праздничный стол, посвященный Дню защитника Отечества. К нам в гости пришли парни, которые катали нас на своих снегоходах. Все познакомились, компания получилась очень дружной и веселой. Наши девушки очень тепло нас поздравили, а мы все поздравили Надю с почетным вторым местом.

День получился очень спортивным — лыжный забег на 14 километров плюс активное ледолазание.

Несмотря на усталость и долгие праздничные посиделки, на следующий день долго не спали. Оперативно собрались, позавтракали, прибрались, привели класс в исходное состояние, забрали весь свой мусор и в 11-м часу выехали домой.

Прощальное фото всех участников приключений перед отъездом.

При подъеме в гору от поселка, Серегин Лансер испытал затруднения и заехал только со второй попытки.

Андрей торопился и поехал вперед, а мы с Серегой поехали не спеша, по привычке вместе. В этот раз на переезде постояли совсем немного, а я в Тяжине еще раз заправился дешевым газом. На обратном пути я заправился газом всего два раза: в Тяжине и на выезде из Ачинска.

День был пасмурный и ветреный, но было относительно тепло -13ºС . На дорогах была пурга. Местами дорога была переметена, и ее чистила дорожная техника. Обгоны вызывали затруднения из-за того, что за фурами стояла снежная завеса и видимость была ограничена. В таких случаях выручала рация, по которой у дальнобоя запрашивалась возможность обгона.

Перед Ачинском пообедали в столовой в новенькой заправке сети Техас. Вкусно, но ценник великоват.

Погода стала проясняться уже далеко за Ачинском, а за Зеледеевским кольцом стало теплеть.

Машины ДПС попались лишь дважды после Ачинска. Каких-то приключений в дороге не было. Домой приехали в начале шестого вечера.

Небольшие итоги.

Экономить цели не стояло, но поездка получилась по-настоящему антикризисной. На еду (включая мясо на шашлыки и вино для глинтвейна) скинулись по 500 рублей. За проживание в школе отдали по 200 рублей. За газ туда и обратно я заплатил менее 2000 рублей, так что тем, кто ехал со мной, поездка туда и обратно обошлась в 400 рублей. Те, кто ехали в других машинах, скинулись по 650 рублей. Спиртное я не считаю, т. к. это дело индивидуальное. Но в любом случае в 1500 рублей уложились все. Неплохая сумма за три дня незабываемых приключений.

Впечатления у всех более чем положительные. Порадовала замечательная нетронутая таежная красота глубинки, река с ее скалистыми берегами, восхитительные ледопады, белейший снег и чистейший воздух.

Возникли планы на лето, связанные со сплавом по Кие и с посещением местных пещер.

Мы все очень сдружились с кемеровскими ребятами и очень ждем их к нам в гости с ответным визитом со снегоходами или без, увлекательную программу гарантируем!

Сибирь — это сила ! Спасибо тебе, Кемеровская земля, мы обязательно приедем еще!