|
Лето подходило к концу, а отпуск ещё не был использован, поэтому я со своей пассией решили успеть погреть свои тела, ну и, конечно же, на мир посмотреть. Мы с девушкой решили для себя, что авиаперелёт не для нас. Самая тема в автопутешествии, что надо видеть всё своими глазами. Выбор пал у нас на поездку в Казахстан. Для Крыма не хватало финансов, но ощущений хотелось, поэтому и сделали такой шаг в сторону Капчагая. Да и опыт лично у меня был уже побывать там и на машине, и на поезде. Про зимнее путешествие я уже писал тут на форуме, когда мы ездили в Алматы, на Чимбулак. Та поездка вышла безумно крутой и состояние дорог, особенно дорога жизни Ушарал—Сарыозек, проходившая через лёд, заставляли меня быть максимально сосредоточенным. Летом же мне казалось ехать попроще, хотя кое-какие опасения были.
Начал я свои приготовления по традиции с прочитки форумов и прочей мишуры, как же без этого в наше время Интернета. Главным вопросом у меня стояла надобность в генеральной доверенности. Прочитав ПДД РК, я опирался на пункт 2.2, в котором указан перечень необходимых документов для участников международного движения, коим я являлся. Но уважаемые юзеры нашего форума упорно отрицали этот момент и твердили своё. Зимой я также ездил без генеральной доверенности, и никто её не спрашивал. По итогу взял свой бесценный атлас автомобильных дорог, палатку со спальниками, газовую плиту, канистру на 20 л, инструменты у меня всегда лежат, фототехнику и прочие удобности. Давайте немного расскажу о участниках путешествия. Водитель, то есть я, зовут Евгений, работаю юристом. Обколесил восток России и восток Азии. Моя девушка Жанна, работающая журналистом. И, конечно же, любимый автомобиль, ласточка Toyota Vista, 2001 г.в., 1zz-fe двигатель, пробег 210 т.км. Ходовка была вся в порядке, поменял масло перед поездкой, как обычно залил Лукойл SL 5W30. Зная возможности своего vvt-i двигателя, заранее выбрал для себя оптимальный режим езды.
В 6 утра мы двинули путь. Столько раз за последние два года ездил в Алтай и вообще в ту сторону, что дорогу знал с закрытыми глазами. Сотню километров от Прокопьевска до Грамотеино, поворот на Зелесово и дальше пошло приятное покрытие, после Гурьевска уже можно любоваться природой. Машина катилась со скоростью 90, на педаль газа даже не жал практически. Со въездом в Алтай до Залесово пошёл не очень приятный участок дороги, но стояли асфальтоукладочные машины, а значит, что покрытие будут делать. После Залесово дорога пошла уже отличная, изученная, и до Барнаула доехали без приключений. На выезде из города, где перекрёсток, решил заправиться на Газпроме, так как дальше их не будет. Одометр показывал 432 км, и в бак до полной отсечки залил 22 литра, приятно удивившись расходом. Решив пока не обедать, покатился дальше без остановок, по пути размышляя, по какому маршруту пересекать границу буду. Хвалебные отзывы Усть-Каменогорска и личный приятный опыт ночной зимней езды по этим местам склонил меня в его сторону, и я повернул на Поспелиху. Хочу сказать, что само покрытие не айс, пилить от самой Поспелихи до Змеиногорска не доставляло мне удовольствия никакого. Но ничего, тешил себя отличной дорогой после Оскемена. На Змеиногорском озере решили остановиться и перевести дух, всё-таки первая остановка, и уже порядком проголодались. Покушав и полазив по скалам, двинулись дальше, так как я упорно желал приехать в Усть-Каменогорск засветло. Последний раз я проезжал эту дорогу зимой во тьме и ничего толком не понял, так как снежный покров преобладал над асфальтом. А летом я там проезжал в 2007 году. Перед границей также дорога была местами отсыпана и уныла. Прошёл, в принципе, погранконтроль быстро, в очереди было машин 5-6. На РФ и РК прохождение у меня ушло около часа, и вот я в Казахстане. Покрытие не изменилось, виды на холмы тоже, спокойным темпом в Усть-Каменогорске был уже в 9 часов, проехав величественный Иртыш, поблуждав по городу с часок (пропустил нужные повороты), но выехав на Георгиевку, наивно надеясь доехать за полтора часа. Но бесконечные холмы, приближение ночи и неохота пилить по темноте в этот день заставили меня остановиться где-то в степи. Разложив палатку, я вырубился, когда на часах было 12.
На Змеиногорском озере народу было густо
На причудливые скалы можно залезть при желании
Проснулись мы в 5 утра, когда под утро начали орать какие-то птицы и прочие жители природы, выйдя из палатки, мы увидели красивую горку в километрах 10, степь и защита лесополосой от дороги. Хорошее место в темноте для ночлега выбрали! Через полчаса были уже в Георгиевке. Сам город находится в ужасном состоянии, на выезде решили поесть в кафешке под названием «Пиала», зимой очень понравилась там кухня. По итогу завтрак обошёлся в 1300 тенге (два блюда, два салата, два чая и какие то сладости). Зная, что заправка КМГ находится со стороны Семипалатинска, я не хотел разворачиваться, и так как топливо ещё осталось с Барнаула, решил ехать дальше. До Аягуза покрытие оставляет желать лучшего, особенно последние 100 км до города. Вообще, Аягуз у меня всегда вызывал отвращения, и 200-километровая зона вокруг него — для меня является объектом мучений, постоянные колдобины, ямы, непонятный асфальт. Сам город соответствует дорогам вокруг него. А ведь он является важнейшим стратегическим транспортным центром для Казахстана! Перед въездом в город зарядил просто дичайший ливень. Проехав мост, я подъехал к посту полиции и очень удивился, что сотрудники не стали нас останавливать, как правило, там все проезжающие иностранные автомобили проверяют на документы. Через 70 км машина заглохла, кончился бензин. Последняя заправка была в Барнауле, и я ещё раз порадовался, что у меня бак на 60 литров. Под жутким ливнем опустошил канистру и двинулся дальше, до заправки КМГ (на которой я долил бак до полного, попутно пополнив канистру) и развилки на Ушарал было 20 км, чуть-чуть не дотянули. Сами эти 100 км являются сущим адом, выбоина на выбоине. Плюс от дождя многие ямы не видно, скорость пришлось снизить до 70. Крутые пацанчики, уверенные в себе, обгонявшие меня в дороге, стояли через пару километров и перебортовывали колеса. Поспешишь, как говорится. Далее началась пустыня Каракум, с Балхашом слева, с Сасыколем справа и 100 км прямой дороги в горизонт. Как по заказу выглянуло солнце, появились продаваны рыбы и, помня, какая раньше была здесь крутая дорога, я настроился на позитивный лад. Но, как писал раньше, я ожидал подлости, и тут они проявились во всей красе: зимой то, что примнётся снегом, летом будет на поверхности. Борозды и ямы изобилуют до самого Ушарала. Но солнечная погода позволяла идти смело 90 и заранее притормаживать, чтобы объехать очередной ахтунг. Обед в Ушарале, звонки родственникам, и мы готовы дальше продолжать путь, когда на часах было 15:00. До Антоновки (Койлык) дорога сносная, местами есть продавленные колеи, местами странные горизонтальные вмятины. Красивые горы слева, кое-где виден снег, и со всеми охами и ахами мы прибыли на прекрасную ледниковую Лепси, с её ГЭС. Конечно, пофотаться надо, красивое место. Дальше будет Антоновка, не менее любопытное чудо. Помимо яблок, там можно посмотреть на древнее городище (6 век), находится он перед въездом в село справа. Так как время клонилось к вечеру, мы не стали шибко ходить по полю и искать остатки некогда большой мечети, крепостной стены, изб и так далее. Просто постояли у памятного камня и поехали дальше. По плану надо было попасть в Талды-Курган до 8 вечера. Кстати, хочу сказать, там будет кольцо, перед Талды-Курганом, на нём я попался зимой, так как знака кольца в потёмках не увидел. В этот раз я дал себя обогнать «Мэрсу», который уверенно повернул налево, то есть на встречку. Мы же аккуратно вышли на кольцо, проехали и посмотрели, как «счастливчика» остановил патруль полиции. До Талды-Кургана долетели без проблем, дорога нормальная, полиция не беспокоила, усталости не было. На часах 7:30, и мы решаем, что в Капчагае надо быть обязательно сегодня. Проехав перевал перед Сарыозеком, видел один патруль полиции, который стрелял радаром скорость, хорошее место выбрали, кстати, прям на вершине горы, увидеть невозможно. Поэтому будьте аккуратны. А вот и выход на двухстороннюю перед Капчагаем, и уже темнота. Спустившись с гор, увидел для себя неприятность — сама дорога перерыта, и ложится новое покрытие, которое на вид очень крутое. Около 20 км пришлось ехать по объездной, как обычно плохо укатанный скальник. И вот, наконец, то плотина, мост, казино и мы в Капчагае.
Тучи сгущались перед сильным 4-часовым ливнем
Здесь когда-то дислоцировались танковые войска СССР
Ушарал — до Китая рукой подать. Здесь можно покушать, а также есть гостиницы
Дорога до Антоновки изобилует красивыми пейзажами
Многие не знают, что у Антоновки раньше был древний городище
В самой же Антоновке можно купить яблочки и груши, по 400 тенге ведро
Перевал перед Сарыозеком является последней тяжёлой точкой маршрута
Не был там с 2007 года, и сразу после кольца встречает новый асфальт, разметка, красота. На часах 22:00, и мы решили не париться с поиском основного жилья. Я сказал своей девушке, что помню одну гостинцу у автовокзала. Нашли, отдали 4500 за одну ночь, душ и прочие кайфы, ну, как обычно, и пошли погулять по городу. Вроде бы новые тратуарчики и всё такое, но суть вся города осталась та же. Кафе «Светлана» всё так же работает уже десятилетие, отсутствие урн для мусора, что и придаёт запах городу. Администрация города старается сделать Капчагай приятным для отдыха, но некоторые элементарные вещи она совсем забыла. На многих аллейках и тротуарах освещение не работает, что делает прогулки ночью затруднительными. По утру нашли квартиру за 3500 в сутки (телек, стиральная машина, сан.узел). Почему выбор пал в пользу квартиры, а не бунгало, например? В бунгало, конечно же, жить круто, но отсутствие сан.узла, отдалённость от города делают проживание не таким приятным. Ведь самые кайфы надо испытывать, не только греясь на пляжу, но и в городе. Центральный рынок, мелкие лавочки вдоль «Юбилейного», «мягкое» мороженное, местная кухня в кафешках. Всё это очень классно. В этом году Капчагайское водохранилище очень круто спустили. Вода ушла, наверное, метров на 20. И берега у очень дорогих отелей стали, откровенно говоря, просто ужасными. Нашли единственный неплохой, а главное песочный пляж где-то посередине. Остальные пляжи, даже дорогие, из-за спуска воды стали просто никакущими, то камень, то ещё какая-нибудь дрянь. Протрачивая время в Капчагае, конечно же, мы не могли не сходить в аквапарк, который претерпел некоторые изменения, как: закрытие самой высокой вышки, открытие двух горок в спортивном бассейне (лучше не ходить, ни черта не катишься на них). Попрыгав на вышках, мы далее испытали себя на основной горке аквапарка. Теперь она работает с двух сторон. Цена билета в аквапарк состоит сейчас 1900 тенге с человека. Если что всю информацию можно посмотреть на официальном сайте. Я со своей девушкой не хотел промяситься весь отпуск. Была у нас ещё кое-какая цель — поездка в Алматы. Город, который мне понравился зимой. Первый раз мы поехали туда на барахолку, кто не знает, при въезде сразу уходим направо, на Северное кольцо и едем дальше, пока не увидим пробку. Размеры барахолки впечатляют. Самые нормальные цены в Болашаке, но там и ворья много, я предостерёг себя и сделал скрытый в трусах :) К вечеру проехали в центр города, на Зелёный рынок, покружили немного и обратно в Капчагай. Вечером пробка по Северному кольцу рассосалась, поэтому через час уже были на месте. Между прочим, в Алматы мы ездили два раза. Вторая поездка заключалась в посещении двух парков: Фэнтези и Фэмили, ну и просто гулянье по городу. Про парки отдельная история, карусели на Фэнтези Ворлд просто безбашенные и приводили нас в ужас, но на парочке мы осмелились прокатиться. Вход стоил 3000 тенге с головы и катайся сколько хочешь. Фэмили парк, напротив, представляет собой уютный зелёный уголок, вход бесплатный, платить лишь надо за отдельные аттракционы. Мы прокатались на американских горках и опробовали свои силы на картинге (1000 тенге с человека). Подытожив, охота сказать, что Алматы классный город. Несмотря на огромное количество автомобилей и очень плотное движение, мне, как водителю из провинции, передвигаться по городу было легко и комфортно. Движение очень круто организовано, на большинстве проблемных перекрёстках поворот налево не предусмотрен, что значительно разгружает движение. Дороги в городе просто космос. И вообще я влюбился в этот мегаполис.
Центральная улица в Капчагае преобразилась
Здесь до сих пор ещё актуальны объявления на стенах
На пляжу постоянно ковырялись дети, песок мелкий и чистый позволяет
На небе постоянно кружили реактивные боевые истребители. К войне готовятся?)
Описывать дни в отпуске — самое скучное занятие, поэтому сразу к интересному. Под конец своего отдыха мы решили посмотреть на Чарынский каньон. Проехать к нему, в принципе, не сложно, по Рыскулова выходим с Алматы в сторону аэропорта и дальше на Нарыкол. И, в общем, ехать около 200 км в сторону Киргизии, по деревенькам и степям. Перед перевалом будет свороточек налево, указатель про каньон и 10 км гравийки по степи. Въезд на каньон платный, считается заповедником. Отдали 1200 тенге с копейками. Ну а что было дальше — словами не описать. Такие красоты природы невозможно передать фотографиями, писаниной или видеосъёмкой. Единственное скажу, что стоит спуститься вниз, к реке Чарын, где произрастает реликтовая роща Ясеня, которой перевалило за 30 млн лет. Туристы в основном ходят через автомобильный спуск, но мы Русский народ непростой, решили не делать круги, пошли напрямую, по отвесному спуску высотою 200 метров. Спускаться пришлось аккуратно и очень страшно, зато впечатлений море! Не буду распространяться, скажу одно, что съездить туда стоит.
За этим перевалом будет прямая дорога до каньона
По центру чуть правее можно увидеть реликтовую рощу
Возвращаться домой всегда неохота, но время пролетает быстро. Вот и мы поехали на родину, в 6 утра, как обычно. Объездная перед перевалом осталась такой же длины, но в светлое время суток ехать полегче. До Талды-Кургана доехали без проблем, потом же пошли лёгкие приключения, на каждой вершине холма стоит тренога с радаром, и сотрудник полиции с улыбкой смотрит в горизонт. Но я человек простой, выигрывать время в час и рвать скорость мне неохота, поэтому спокойно докатил до Ушарала. Ну а потом я перебрал разнообразное количество мата, объезжая всевозможные препятствия на дороге. В Аягуз въезжали выжатые, как лимон, на удивление на посту опять не остановили. В самом Аягузе в этот день решили на главной улице асфальт ремонтировать по такой схеме: берётся щебень, слегка приправленный гудроном, и вываливается сантиметровым слоем на асфальт. Такая тема продолжилась и за городом. В принципе, и так хорошо, так хоть ям не будет глубоких, и можно ехать, не волнуясь за пробитое колесо. В Георгиевке, поужинав, решил поговорить с дальнобоями, спросить, как лучше проехать. Люди профессии руля и колеса упорно мне говорили, что через Семей ехать полные кранты, часов 6 буду плестись, 200 км ужаса и так далее. Но мне так не хотелось ехать через унылый Усть-Каменогорск и Змеиногорск. Повернул на Семипалатинск. Первые 10 км был скальник, но я привык к таким дорогам, почти как в свою стихию попал :) Потом же я выехал на замечательный дорожный покров, свежеположенный, яркая разметка, в общем, кайф. По дороге встречаются одни дальнобойщики, легковушек мало, значит все движутся через Шемонаиху, а здесь дорожка облюбована грузовиками. Перед Семем было участок в 20-30 км объездных, но работа там идёт, техника делала трассу даже в 10 вечера. На выезде из Семипалатинска заправился на КМГ и с размышлениями о словах дальнобоях двинулся к Веселоярску. Дорога была нормальная, без каких-либо проблем, лишь за 30 км перед границей пошли глубочайшие ямы, которые ночью не видно. В две я удачно залетел, но всё обошлось. Хотелось бы добавить, что залетел в них благодаря тем самым дальнобойщикам и прочим казахам. Вот в чём прикол у вас слепить встречные тачки? Какого вы не выключаете дальний? Когда зимой ехал ночью, подумал, что это исключение. Когда ехал в этот раз ночью, понял, что это местный прикол. Ладно дальний свет легковушки пережить ещё можно, но вот дальний свет от большегруза, с кучей фар и противотуманок — заставляло меня останавливать движение и съезжать на обочину. Доехав до границы, я просек прикол дальнобоев, что они специально всех отправляют ехать через Шемонаиху, а нормальную дорогу оставляют для себя через Семипалатинск.
Начало Каракума со стороны Лепси
После дождей пустыня высохла полностью
Если ехать быстро, то такие ямы как впереди справа очень тяжело будет вовремя замечать
Первые 10 км после Георгиевки на Семей — скальник, потом идёт хорошая новая дорога
После границы сразу уже пошла отличная дорога, асфальт ровный. Решил поспать в 3 часа ночи за Рубцовском. Подремав, двинулись дальше в путь. После Алейска дорожное полотно обновляют, чему я удивился, так как оно и так было отличное, но кладут поверх ещё один слой. В 17:00 мы прибыли в дом родной, с приятной усталостью и массой впечатлений.
Теперь можно подвести некоторые итоги:
Общий пробег составил 5050 км;
Всего бензина израсходовано 271 литр;
Средний расход топлива 5,5 (круто для немалой машины);
Всего потрачено денег около 40 тыс.р. (вместе с покупками).
Ночевать надо, как правило, либо в Семипалатинске или в Усть-Каменогорске. Заправляться, конечно же, надо на КазМунайГаз.