|
Как мы собрались
По-настоящему с Байкалом мы познакомились летом 2011. Тогда на трех внедорожниках, переплывая горные реки, продираясь сквозь каменные завалы, мы штурмовали легендарный «110-й зимник». Заброшенную автомобильную дорогу, которая когда-то должна была соединить БАМ и Транссиб. Место уважаемое всеми любителями внедорожья. Разглядывая Байкал, я думал: «Как же тут необычно красиво зимой….». Поэтому, как только продюсер телеканала «Драйв» предложил мне стать участником ледового путешествия «Байкал трофи 2013», я недолго думая согласился. Не часто выпадает шанс объехать периметр величайшего озера мира по ледяному зеркалу. Не просто объехать, а еще и фильм снять. Все самое красивое и интересное слилось в одно целое. Конечно, едем!
Промчав на одном дыхании 1800 км из Новосибирска в Иркутск на своем проверенном Ниссан Навара, присоединяюсь к экспедиции. В группе десять внедорожников, практически все японцы: Toyota, Nissan, Mitsubishi. Особнячком стоит только «англичанин» Land Rover Defender.
С чего начинается Великое Море.
Невольно щурюсь, глядя на ослепительный лед Байкала.
Со льдом нам придется иметь дело следующие 10 дней. Нужно преодолеть более 2000 км, дабы вернуться в точку старта, в поселок Листвянка. Пока не хочется думать, что впереди нас ждут многочисленные ледяные торосы, промоины, шквалистые ветра, бури и снегопады.
Озеро требует к себе уважения. Местные жители это давно знают. Отсюда и традиции: «задабривать» священное место. Здесь это называется «бурханить», приносить жертву Бурхану, божеству Байкала. Движение не может начаться просто так: нужно обязательно остановиться, налить символическую рюмочку, одним из пальцев правой руки окропить все четыре стороны света, окропить свою ногу количеством своих детей, своего железного коня и, конечно, само озеро. Все это нужно сделать со светлыми мыслями, дабы ничего плохого к нам не приставало. С этого будет начинаться теперь каждый день экспедиции.
Первые потери мы несем прямо на старте: преодолевая «качели» (две широких доски, положенных через большой ледяной торос) один из Лендкрузеров срывается, падая днищем на ледяную преграду. Переломан карданный вал. В команде остается 9 внедорожников.
Вот они первые незабываемые минуты… Мы едем по гладкому, прозрачному, как стекло, полутораметровому льду. «Это же зеркало» — восторженно переговариваемся по рациям. Стрелка спидометра уходит за 80 км/ч. Именно картины с этих мест навсегда останутся в моей памяти.
Лед на Байкале может быть разным: идеальное ровное зеркало, по которому хочется нестись без оглядки, «битое стекло» — ломаные куски мелкого льда, застывшие вместе, и самое опасное — это торосы. Такой большой водоем живет своей жизнью. Из-за разницы глубин, температур, рельефа дна, течений, сейсмических колебаний лед раскалывается. Зачастую в одних и тех же местах. Самые большие трещины здесь называют «становыми щелями», их ширина может достигать нескольких метров, а длина десятки километров. Самая большая опасность в том, что зачастую все это припорошено снегом и, не зная дороги, можно легко провалиться между льдин.
Одно из первых правил экспедиции, техника безопасности, сразу же озвучена комиссаром экспедиции Михаилом Бобовским. Правила простые: в машине всегда должен быть тяжелый предмет, никто не пристегивается ремнем безопасности (простите же нас сотрудники ГИБДД), ибо пристегнутый ремень может быть последним препятствием на пути к свободе. Все это нужно только для одного случая: машина провалилась под лед. В таком случае действия следующие:
Ожидаемые трудности
Движемся по пока вполне накатанной дороге, но вскоре она пропадает. Начинаем прохождение первых торосов. Впереди идет ведущая машина, за рулем руководитель экспедиции, человек уже далеко не один год колесящий зимний Байкал и знакомый со всеми тонкостями такой езды. «Почему стоим?» — удивленно озираются водители второй машины. Торосы иногда просто не видны, их запорашивает снегом. Расчищаем с виду обычный снег: под ним метр воды.
Едем вдоль тороса, нужно найти узкое и проездное место. Зачастую проездное место приходится подготавливать. Трещина заваливается (по терминологии организаторов «забутонивается») осколками льда, сверху кладется широкий кусок брезента. Как ни удивительно, именно он неплохо сковывает колышущуюся массу. Здесь будет проход на скорости.
После успешного проезда Тойоты, вперед рвется Defender. Первыми колесами внедорожник успешно пролетает торос, а вот задние начинают проваливаться, и он на полной скорости задними колесами ударяется в льдину. Вылетая с брезентового покрытия зад англичанина буквально подбрасывает на добрый метр. Все обошлось, но нужно искать другой переезд. Здесь все слишком зыбко. На коротких трещинах используются две широких доски, привязанных к багажнику одной из экспедиционных машин.
За работой. Съемки это самое главное для меня в этой поездке.
На заходе солнца все смотрится по-другому.
После пары остановок на базах отдыха, сегодня самое интересное: стоянка в самом центре Байкала, на льду. Установлен лагерь, во льду прорублена и наполнена водой купель. Экспедиционеры должны пройти посвящение: искупаться в абсолютно ледяной воде. На купание решается половина участников, и это неудивительно: солнце в дымке, уже садится за горизонт, на улице -15. Те, кто искупался, не пожалели: какой-то момент кажется, что в тебе все остановилось, замерло… Мощный выброс адреналина и жизненная сила взрывает тебя изнутри! Сегодняшнего заряда энергии с лихвой хватило до конца поездки.
«Мужики! Подъем! Палатку унесло», — грохочет чей-то голос. С трудом открываю глаза. На часах шестой час утра. Ночью пришел Баргузин, Байкальский ветер, и разметал нашу хозяйственную палатку. Собираем то, что еще не унесло.
Ровер за ночь хорошо припорошило.
Вскоре наступает яркое, солнечное, сверкающее утро.
К обеду мы на берегу у знакомых рыбаков. Неделю назад по просьбе руководителя экспедиции они поставили «морду», рыболовную снасть. Вытаскиваем ловушку из воды. Перед нами буквально гора огромных, трепыхающихся налимов. «На мели мы лениво налима ловили…», — вертятся у меня в голове слова известной поговорки. Котлеты из налима мы будем есть несколько дней.
Ах этот лед… Наш страх, надежда и восхищение... Глядя на гигантские, переливающиеся на солнце, слегка голубоватые, прозрачные глыбы льда, наваленные у западного побережья, думаешь о красоте. Завораживает и чарует это зрелище хрустального царства.
Очарование быстро походит, когда мы возвращаемся к машинам: внезапно раздается громкий треск. Лихорадочно смотришь вокруг: «Где? Куда бежать? Чья машина?». «Лед просто играет, это нормально», — успокаивают бывалые люди. Сколько бы раз это ни происходило, внутри я все равно группировался, готовый к экстренной эвакуации. Но предательски потрещав, лед успокаивался, и все возвращалось на круги своя.
Лед просто фантастически красив!
Кстати, не нужно забывать про простое правило: никогда не парковать машины близко друг к другу на льду.
По пути с мыса Котельниковский до Северобайкальска на дороге все больше снега. Движемся медленно. Расход на бензиновых авто иногда превосходит 40 л на сотню. Открываем запас из канистр. Автоматические коробки на некоторых авто начинают перегреваться. В Северобайкальске покупаем мелочи из запчастей, заправляемся и мчимся дальше: сегодня нужно доехать до турбазы «Хакусы». По дороге начинаются гонки!
Горячие термальные источники на Байкале в -20? Мы уже мчим туда!
За пять дней от толкания, копания и напряжения все понемногу устали. Единственный день, когда можно отдохнуть. На улице -20, в воде +38. Кажется, источник счастья найден, и он здесь, в «Хакусах». Лежать в горячей воде, кидаться в снег, попробовать вкуснейшего плова, приготовленного на костре.
Странно как-то машины сегодня работают: тарахтят, гремят. Оказывается, все просто: вчерашнее ралли по пухлому снегу дало о себе знать: снег таял, потом замерзал. На некоторых внедорожниках больше половины днища покрыто толстой ледяной коркой, она и дает паразитные звуки. Решено ничего с этим не делать, проблема есть, но она не критична.
Отдых был нужен. Сегодня перед нами открываются торосовые поля. Небольшие куски льда, замерзшие в одну сплошную массу, прикрыты тонким слоем снега. В момент остановки, смотря на бескрайние снежные поля и наслаждаясь тишиной, на ум приходит название одного из произведений Джека Лондона: «Белое безмолвие». Это оно, это белое безмолвие.
Сегодня езда с непредсказуемым результатом: ведь непонятно по чему конкретно ты едешь. Бесконечные объезды, долбления пешней (так здесь называют специальный ломик) и уставшие от яркого снега и попыток высмотреть что-то опасное на дороге глаза. Уже затемно добираемся до полузаброшенной метеостанции и его смотрителя с хорошим алкогольным стажем Юры. Двадцать любителей приключений вповалку размещаются в двух жарко натопленных комнатах бревенчатой избы.
Могло бы быть хуже
Слушаем рассказ Юры о том, что с машинами делает Байкал. Однажды Юра провалился на своем УАЗике в одну из ледяных расщелин. Спасательную экспедицию он организовал не сразу, прошла не одна неделя. Когда же он, полный решимости, вернулся с твёрдым намерением достать достижение российского автопрома из ледяного плена, то увидел потрясающую картину: УАЗик превратился в … таблетку. Льдины сошлись, и машину буквально сплющило в кусок металла, без шансов на восстановление. Тут же вспомнились и наши события двухдневной давности…
«Команда стоп… Тихо, стой, как стоишь!» — раздается тревожный голос в рации. Говорить более ничего не нужно. Мы видим как Toyota Landcruiser 200 проваливается задними колесами в промоину. Кидаемся вперед. Благо камера под рукой, снимаем action с двух точек. Подскочивший Hilux цепляет погружающегося в воду монстра. Благо, что передние колеса еще стоят на льду. Рывок… еще один… Через несколько минут водители приходят в себя. Без паники, все сделали правильно. Но, похоже, ребятам будет чего вспомнить.
День принес новые проблемы. Фотограф Тимур в творческом запале забывает, как правильно ходить по льду. Лучше все же ставить ногу полностью на стопу и скользить вперед. Поднимаем фотографа, вид оставляет желать лучшего. Через два часа врачи ближайшей больницы ставят диагноз: перелом ключицы. Теперь Тимур закован в гипс.
Чем страшна Сарма
До финиша остается совсем немного. Мы уже на южной части Байкала. Как тут начинается нечто… Только что был ясный день, светило солнце, сверкал и искрился пухлый снежок. В течение 10 минут поднялся сильный ветер. Тут-то мы и услышали в рацию: «Это Сарма». Сарма представляет собой сильный шквалистый ветер, вырывающийся из долины реки Сарма, впадающей в Малое Море. Это самый мощный ветер на Байкале. Некоторые машины стоящие боком к ветру начинает потихоньку тащить по льду. Выходить из машины становится очень некомфортно, хотя бы потому, что открыть дверь теперь проблема, на нее давит ветер. Выйдя из машины, нужно суметь удержаться. Если встать устойчиво спиной к ветру, то он потащит тебя по гладкому льду вперед.
Ветер вздымает вверх почти весь снег, становится темно. Ближайшую машину уже плохо видно в двадцати метрах. Движемся очень медленно и в плотной колонне, дабы не потерять друг друга. Сделать это легко, достаточно отвлечься на несколько секунд глазами от впереди идущей машины. Иногда ветер спадает, и мы возвращаемся в солнечный погожий день, но ветер снова возвращается, и мы искренне дивимся и боимся этого чуда природы.
Временами почти как ночью.
Через несколько часов буйство Сармы заканчивается. Но приключениям всегда есть место. Лед начинает под несколькими машинами трещать… и проламываться. По рассказам водителей «машину резко тряхнуло, как будто мы на что-то налетели». Похоже, что ребята встали на двухслойные льдины, и под тяжестью машин первый слой проломился и лег на второй. Пролом был на 10-15 см, но этого вполне хватило для получения хорошей дозы острых ощущений.
Пробиваемся через полуметровый слой пухляка. Вчера прошел шторм, принеся в Сибирские регионы большое количество снега. Часть выпала на юге. Благо снег легкий и пушистый, толстый слой снега можно преодолеть на скорости.
Прошло десять дней, мы опять в Листвянке. Столько ощущений, ярких картин, чувства свободы, драйва, приключения, гармонии и счастья. Ни на минуту не пожалел, что поехал. Вот ты какая зимой, жемчужина Сибири!
Две серии фильма:
Первая серия:
Вторая серия: