|
Наши личные, субъективные впечатления о путешествии на Байкал. Ни в коем случае не претендуем на истину в последней инстанции…
Сборы
Мы очень любим путешествовать на автомобиле. За плечами несколько увлекательных поездок по СНГ, но, в основном, в пределах 2-3 тыс. км от дома. Решили мы в июле 2008 г. замахнуться на поездку к Байкалу. На мысль о поездке к Байкалу навёл рассказ одной известной молодой пары на ВАЗ-21099, спасибо им за это. Долго обдумывали и готовились. Звали всех своих друзей составить компанию, но встретили полное непонимание. Для большинства народа это все равно, что на Луну слетать.
Пришлось ехать одним, младшую дочь оставили заблаговременно у бабушки, кошку — у друзей. Не зная наперёд, осилим всю дорогу или нет, решили так — если будет тяжело, то сразу поворачиваем домой. Техническое состояние автомобиля отличное, три месяца как из Японии с аукциона. Командир экипажа много лет работает в автосервисе, а запчасти на правый руль на востоке России — не проблема, поэтому за надёжность транспорта особо не переживали. Забегая вперёд скажу, что за почти 12 500 км пути не было ни одной поломки, прокола колеса и т.д.!
С собой мы взяли четырехместную палатку, спальники, теплые вещи, запасы еды и питья, газовую плитку, стол, стулья и др. Ночевать для экономии денег и свободы выбора места ночлега планировали в машине. Технология такая: средний ряд кресел оставлен дома, задние сидения на ночь складываются вверх к бортам, вещи складываются в багажную сетку, натянутую под потолком и на передние сидения. Получается абсолютно ровный пол: кровать размером 200х140. Плюс, эта кровать имеет климат-контроль и защиту от комаров и мошек — спали мы вполне комфортно. Завтрак и ужин готовили из собственных запасов (чай, кашки, дошираки, тушенка), а обед — полноценный в кафе.
Итак, машина — Toyota Voxy 2002 года. Экипаж: папа, мама и сын — два водителя со стажем 16 и 9 лет и пассажир 15 лет (со спортивным водительским стажем на закрытых трассах).
10.07.08 г. (0 км)
Выехали мы из Электростали с утра пораньше в холодную и дождливую погоду, надеясь по-быстрому проскочить Московскую и Владимирскую области. Но не тут-то было: ремонт дорог и мостов — пробка, поэтому мы кое-как прорвались. В первый день мы решили в знакомых местах не тормозить, а сделать максимальный рывок на Восток. А получилось, что сразу же попали в пробку и ехали в ней практически до Нижнего Новгорода. Нижний встретил тоже сплошной пробкой из фур. Впечатления от него получились нулевые.
Далее на пути Татарстан. В Казань добрались вечером часов в 9. Красивый город, просторный, везде чисто, улицы широкие, всё построено со столичным размахом. Почему-то нам показалось, что на улицах очень мало людей. Наверное, это был первый свободный вздох после Москвы. Казанский Кремль — величественное сооружение.
Конечно же, его надо осматривать пешком, не торопясь, а не из окна автомобиля. В городе много фонтанов. На одной из центральных улиц полосы встречного движения разделены каналом, из которого тоже бьют фонтаны. Казань у нас стояла в списке отдельных поездок, поэтому долго мы в ней задерживаться не стали.
11.07.08 г. (825 км)
Следующая республика на пути — Башкирия. Проезжая Уфу, специально заехали посмотреть на знаменитую мечеть Ляля Тюльпан. Построена она в 1998 г., является образцом современной архитектуры, очень красивая. В городе очень чисто, все здания советской постройки в очень хорошем состоянии, везде плакаты: «Россия и Башкирия — навеки вместе!» Около мечети купили тюбетейку на память (оказалось, что made in China!). Вдоль дороги все поля обработаны, прямо посередине зеленого поля стоят насосы, качающие нефть, вокруг никакой грязи.
В г. Сим на мосту через одноименную реку на мосту развернуло грузовик, могли проехать только легковушки, это мы поняли после того как, простояв в пробке около 30 мин., решили ехать по встречке к месту затора. Оказалось, что можно свободно проехать, что мы и сделали. После моста пошел кусок дороги, щедро политый битумом в обоих направлениях. Для чего? Никаких следов ремонта не наблюдалось. Видимо, чтоб фуры не смогли подняться в подъём. После этого и наши колеса покрылись толстой коркой смолы и камней, что уже на 50 км/ч казалось, что вся машина развалится от вибрации! Кое-как избавились от смолы только через несколько десятков км, прибавив скорости.
От самого дома нас сопровождает дождь, иногда с грозой. Почти все мосты ремонтируются, движение сильно затруднено. Вечером пересекли символическую границу Европы и Азии. Ищем ночлег в Уральских горах. Остановились возле придорожного кафе уже ночью. А утром оказалось, что мы возле горного озера, куда сразу же все побежали купаться. Озеро удивительно чистое, несмотря на близость к трассе, кафе и стоянке.
12.07.08 г. (1 700 км)
Накупавшись и позавтракав, поехали дальше. Дорога отличная — по две полосы в обе стороны с металлической разделительной полосой посередине. Антирадар реально пару раз нас спас от штрафа за превышение скорости, а вообще, чаще всего гаишники стоят с камерами, которые антирадар не «видит», и снимают на видео пересечение сплошной. Стоят везде: в Башкирии, в Челябинской области. Деревни в Башкирии ухоженные, все дома покрашены (популярна желтая и зелёная краска почему-то!), во дворах чисто. В Челябинской обл. стали попадаться черные покосившиеся дома с кучей мусора во дворе — не в обиду жителям этой области.
Въехали в Челябинск. Сильно напоминает мне гораздо более южный Днепропетровск — жара, асфальт плавится, люди одеты как в южных городах. Привет водителю «Скорой», с которым мы проехали в соседних рядах несколько перекрёстков. Он очень обрадовался надписи на нашей машине «Москва — Байкал» и на каждом светофоре рассказывал про достопримечательности Челябы. Особо по городу не катались, проехали через центр, и дальше — на Восток. Ночью всё же нас достала гроза, и ливень шел всю ночь, спали под шум дождя, а утром как не бывало — солнце, на небе ни облачка.
13.07.08 г. (2 143 км)
Стали попадаться перегоны (для тех, кто не знает, это героические люди, зарабатывающие доставкой автомобилей с Дальнего Востока). После Челябинска — полное отсутствие ГИБДД на трассе, что отражается на поведении водителей, скорости увеличились, обгоны по встречке. Стали встречаться авто со всей страны. За бортом +33°.
В Курганской обл. остановились пообедать возле какого-то озера, вода, как парное молоко, но слепни…! Огромных размеров, откусывали от наших тел такие кусочки, что мы решили побыстрее ретироваться. От них не спасают никакие средства, запасенные нами еще дома. «Москитол» вообще не дал никакого эффекта, крем «Тайга» чуть получше. Интересно, что местное население с удовольствием купается, не замечая этих монстров — видимо, у них есть особый вид иммунитета против этой живности.
На дороге видели грузовик, у которого сзади было написано по-английски: «Внимание! Автомобиль с левым рулем!». Юмор оценили. Остановились заправиться, на АЗС заправляется колонна из 30 новеньких «Газелей» (куда их везут, ведь на Востоке они не особо популярны?), заправка, наверное, месячный план выполнила.
После Бердюжьего пошла объездная Казахстана, ещё не полностью построена: щебень с ямами, фуры прокладывают дорогу себе прямо по степи, но дальше — отличная дорога, на спидометре 170, а машина не качнется. Пейзажи по большей части скучны и однообразны, степи и болота.
14.07.08 г. (2 528 км)
Выехали с утра на Омск. Первый раз за всю дорогу нас словили курганские менты — нарушение временных знаков «Обгон запрещен», «Ремонт дороги» и «70». Итог: «давай рубль» — 1 000 руб. Пожалели они нас, сказали: вам далеко ехать, еще платить и платить.
На въезде в Новосибирскую область информационные щиты честно предупреждают о необходимости соблюдать ПДД, о том, что трассу контролируют вертолеты ДПС. Сильно, видать, заботятся о безопасности дорожного движения. Участок Омск — Новосибирск — прямая, почти идеальная бетонка, идет параллельно Транссибу, пересекается с ним лишь один раз. Населенные пункты все в стороне от дороги. На автобусных остановках туалеты. Оборудованы специальные места отдыха — асфальтированные съезды с трассы, на площадке стол и две лавки под крышей, рядом мусорный контейнер, и поодаль туалет. Впечатление гораздо лучше, чем например от трассы Москва — Волгоград.
В Новосибирск въехали около пяти вечера, покатались по городу, побродили пешком. Спустились в метро, ни одной живой души, только мы, торговля уже свернута. В переходе работает кондиционер! В московском метро о таком только мечтать можно. Площадь Ленина впечатляет своим величием и размерами. Сибирские города все построены с размахом, все кругом огромное, просторные дороги, широкие проспекты. На ночлег остановились на парковке рядом с зоопарком. Охранников угостили земляникой — привет, ребята!
15.07.08 г. (3290 км)
После завтрака отправились в знаменитый Новосибирский зоопарк (работает он с 9 утра, парковка — 40 руб., билет — 100 руб. Жара +29°). Зоопарк отличный, Московский — нервно курит в сторонке. Немного напрягло одно обстоятельство — наличие мошки. Но количество видов зверья, их, так сказать, состояние и внешний вид — выше всяких похвал. Сама территория очень большая, зелёная, множество цветов. Зоопарк расположен в сосновом бору. Клетки очень просторные. Видно, что зверей весьма прилично кормят. Белый тигр-альбинос — это, конечно, круто. Короче, всем, кто не был в Новосибирском зоопарке, настоятельно рекомендуется его посетить.
Следующий пункт культурной программы — Новосибирский музей ж/д техники. Нам очень понравилось — паровозы и вагоны все свежевыкрашенны, впечатлила цистерна для перевозки жидкого чугуна, а также снегоочистители, напоминающие океанские лайнеры. Устали от жары и мокреца. Местные не обращают на эту гадость внимания, а мы изнемогали, отгоняя от себя тучи злобных насекомых. Ознакомительную поездку на авторынок мы уже не осилили, хотя она планировалась.
Поехали на Красноярск. Въехали в Кемеровскую обл., сразу же начались хвойные леса и горки. Дорога отличная, разметочка новая. Местность иногда напоминает окрестности Ялты, чистый воздух, запах хвои, класс! Проехали краем Кемерово. Кемеровские светофоры — это круто! Далее начались крутые спуски и подъемы, во впадинах — озера, красотища! Остановились у одного из них, чтобы поужинать и покупаться. Вода теплая и чистая. Блаженство. Ищем ночлег.
16.07.08 г. (3 860 км)
Ночевали у кафе. Рядом с нами ночевала группа корейцев, которые на «Харлеях» едут по маршруту Корея — Китай — Россия — Украина — Польша — Германия. Около 20 мотоциклов и техничка. Экипировка у них по полной программе.
Из-за разницы во времени ночевать встали в два ночи, утром проснулись в 11 (разница уже четыре часа с нашим временем). Организм не успевает перестроиться. Все больше встречных перегонов. После Новосибирска наступило настоящее царство правого руля. Машины все новые не по годам, белые, блестящие. Первое впечатление после бешеной Москвы, что жизнь вокруг замедленная, все медленно ходят, медленно разговаривают, никто никуда не спешит, и это есть очень хорошо! Правда, ездят все очень быстро, видимо, дороги и машины позволяют.
Дорога Новосибирск — Кемерово — Красноярск практически идеальная, недоделаны совсем небольшие участки. Перед Красноярском свернули с трассы направо на Дивногорск (название очень точно описывает местность!). В планах — увидеть Красноярскую ГЭС. Красноярское море предстало перед нами во всей красе, сверкая на солнце. Если бы вода была соленая, то можно подумать, что мы в Абхазии или в Крыму. Очень, очень красивая природа, буйство зелени, жара. Не ожидали мы от Сибири такой жары. Наша «Вокси» никого не интересует, хотя за все время мы встретили всего две шт., зато всех интересует тюбетейка на голове нашего водителя. Пока наш отдых складывается вполне удачно, каждый день водные процедуры при такой жаре. В любом кафе можно вполне прилично и недорого поесть. На троих обед стоил обычно максимум до 400 рублей.
По самой плотине Красноярской ГЭС проезда нет, мост пересекает Енисей ниже плотины по течению. Есть смотровая площадка, на которую въезд запрещен, только пешком. Но мы, посмотрев на местных, решили все же въехать. Тут же появились вооруженные автоматами люди в форме и вполне дружелюбно, с улыбкой, попросили отъехать за знак. Красноярская ГЭС, кажется, вторая по величине в бывшем Союзе, и поэтому проехать мимо, не посмотрев на это чудо советской эпохи, мы никак не могли. Удивило, что нет традиционных шлюзов, а корабли перемещаются через плотину по специальному гигантскому фуникулёру. Между Дивногорском и Красноярском, на правом берегу Енисея, в посёлке Слизнево построена смотровая площадка, как гласит табличка, «По инициативе руководителя дорожной отрасли края в 1978 г.», и реконструирована на «…личные средства губернатора… в 2004 г.». Вид с неё на Енисей открывается неописуемый, сюда обязательно привозят туристов, тут отмечаются молодожены пристегиванием к ограде именных замков. На площадке скульптура огромного осетра, который, разрывая сеть, уходит в реку, символизируя свободолюбивый характер сибиряков (вроде как-то так, услышали краем уха от экскурсовода).
На протяжении всего пути пытаемся прикупить сувениры, которые нельзя купить в Москве, пока безуспешно. Одна тюбетейка в наличии, да и та оказалась китайской.
Въехали в Красноярск, первым делом у нас было посещение широко известного Коммунального моста. Известен он тем, что изображен на 10-ти рублевой купюре. Переехав через него, попали в зону отдыха. Осмотрели «копию Биг Бена», гостиницу «Красноярск», Театр оперы и балета, музыкальный фонтан, изображающий Енисей и его притоки. В Красноярске очень много фонтанов и бронзовых львов — по крайней мере, таким мы его увидели. Пора ехать дальше.
17.07.08г. (4 530 км)
Сегодня день не очень удачно начался. Щебень на дороге замучал. Словили два камня в стекло. В Нижнеудинске заехали в мастерскую заделать скол, попали на бухого в усмерть гражданина, который замазал трещину снаружи, а внутрь клей не попал, и за это он требовал 500 рублей. Сдвижная дверь перестала открываться, так как пылью забился замок. Поймали еще один камень. Пришлось обращаться в нормальный с виду сервис, где уже адекватные люди сделали с трещинами все, что было в их силах. Дверные замки мы промыли очистителем тормозов, помогло, всё заработало как надо. Дорога местами, как после бомбёжки, но её строят, авось когда-нибудь и построят. Проехать можно на любой легковой машине, так что не пугайтесь страшных рассказов про сибирские дороги.
В Усолье-Сибирском справа от дороги мы увидели православный храм. Очень красивый, с золотыми маковками, белый с голубым. Стоит он на пригорке, и видно его издалека.
В Иркутск въехали в темноте. Перед Иркутском категорически негде на дороге остановиться на ночлег. Первое впечатление — сплошные мосты, болота, вода, везде заборы, все закрыто, нигде никого нет, дороги плохо освещены. Покрутились мы немного и заехали в обнесённый забором дворик какой-то недостроенной элитной многоэтажки, там и заночевали.
18.07.08 г. (5 247 км)
С утра поехали на китайский рынок за всяким походным инвентарём, где прилично облегчили свой кошелек, цены очень мало отличаются от Черкизовского рынка в Москве. Купили газовую плитку в чемоданчике за «писот писят лублей», стулья, мухобойку на капот и ещё всякой мелочи.
Никак не выедем из Иркутска, нас настиг шопинговый голод, как никак целую неделю по магазинам не ходили. Никак не сориентируемся на дороге, очень много дорог с односторонним движением, часто нет на перекрестках левых поворотов. Накупили всяких запасов, дальше нас ждет Байкал! Едем на паром, чтобы переправиться на шаманский остров Ольхон, а вокруг такая красота, что мы, несмотря на наличие атласа, путеводителя и навигатора, проехали поворот направо в Баяндае, а затем ещё около 60 км по прямой. Опомнились, так как с дороги пропали машины, мы ехали в гордом одиночестве, что было подозрительно. Пришлось возвращаться. Но, благодаря этому крюку мы смогли увидеть озеро необыкновенной красоты в виде подковы, а его огибала речка. Ради этого стоило сбиться с дороги.
Вернувшись в Баяндай, погнали на переправу. До парома не везде асфальт, есть довольно большой участок гравийки, где легко можно оставить колеса и подвеску. Перед самой переправой резко начинается новый асфальт и дежурит машина ДПС. Заправились перед островом, да еще и канистрочку в запас прихватили — на острове заправок нет. В Иркутской обл. бензин примерно на пять руб. дороже, чем в целом по стране. Почему-то.
К парому подъехали около 21 ч. Называется он «Дорожник». Очередь из 30 машин, плюс блатные и местные без очереди. На паром за раз помещается 10 машин, из общей очереди на паром попадает 2-3 машины от силы, народ возмущен перспективой ночевать в своем авто. Прошелся вдоль очереди мужичок, предлагая каждому водителю шепотом за 500 рублей пропустить на паром без очереди, но никто не повелся, остались и мы на своем месте. Паром бесплатный, т.к. государственный и заменяет собой мост. Работает паром до двух ночи, потом перерыв до семи утра, и по новой — одна ходка в час.
19.07.08 г. (5 644 км)
Ура-а-а! В 10 утра в порядке общей очереди заехали на паром. Переправились на остров, где нам предлагали зарегистрироваться за деньги, но мы отказались, поехали осматривать остров. Остров большой: примерно 70 на 20 км. Остановились у озера Ханхой, которое отделено от Байкала десятиметровой песчаной косой естественного происхождения. Вокруг озера 10-15 машин с палатками. Народ говорит, что в этом месте на острове самая теплая и чистая вода, её можно пить. А мы, как дураки, набрали с собой питьевой воды. Ветер, однако, довольно прохладный. Вокруг альпийские луга с мирно пасущимися коровами и овцами, и все это окружено горами, только на самых макушках видится лес, вокруг ни деревца, ни кустика. Берег — песок с галькой, Байкал шумит, как море. Мы на Байкале!Позади пять с половиной тысяч километров!
Опустимся с небес на землю. Туалет? Это проблема на острове. Надо брать или специальную маленькую палатку, или черную пленку, дабы соорудить шалаш. Закапывать в землю что-либо запрещено, вот и думайте сами.
После долгой дороги разлеглись загорать, отдыхать, шашлык замочили. Воду в озере можно назвать теплой с большой натяжкой, но мы купались. А вот в самом Байкале искупаться оказалось слабо. Кругом стадами пасутся огромные альбатросы, подбирают объедки у туристов.
20.07.08 г.
Пока стоим на месте, наслаждается тишиной и покоем. Второй день на Ольхоне начался с дождика, плавно перешедшего в ливень с грозой и даже градом и так же неожиданно быстро кончившегося. Около полудня выглянуло солнышко, от дождя не осталось и следа, но мы все же не рискнули куда-либо ехать на машине по грунтовым дорогам (чревато).
Было сделано неимоверное количество снимков Байкала, удивительное дело, но на всех фото он совершенно разный. Завтра поедем осматривать святые и знаковые места о. Ольхон. Народу на острове довольно много, по нашим ощущениям народ тут предпочитает «Toyota» и «Nissan», остальные марки встречаются значительно реже, ну еще «Honda», многие из них 4WD, минивэны или универсалы, машины в хорошем состоянии, несмотря на возраст. Похоже, что к машинам отношение прагматичное, относятся сугубо как к средству передвижения. При погрузке на паром машины встают очень плотно друг к другу, один уперся передним бампером в задний бампер впереди стоящего авто. Наш водитель говорит ему, что он уперся, тот отвечает — я знаю, и пожал плечами. Хозяин переднего авто никак не прореагировал. Мы предложили впереди стоящему товарищу проехать чуть вперед, тот после недолгих раздумий согласился. И все. Никаких скандалов, выяснения отношений, пальцев веером и т.д. Очень показательный случай.
«Voxy» по-прежнему ни одной мы так и не встретили, как и машин с регионом 150. Народ постоянно интересуется, откуда мы. Когда говорим, что Московская обл., они очень удивляются: здесь знают только 50-й и 90-й регион. А уж про Электросталь вообще не слыхали. Народ спрашивал: «А что это за фирму «Электросталь» рекламирует ваша машина?».
21.07.08 г.
Сегодня снялись с насиженного места, поехали осматривать остров. Побывали в Хужире, на скале Шаманка, поехали искать обсерваторию на самой северной точке острова, но на пути встали пески, по которым «ходят» только УАЗы-буханки. Пытались найти другой путь, но везде оказывались непреодолимые для нашего недоприводного авто препятствия. Также была попытка перебраться на другую, высокую и лесистую сторону Ольхона. Кончилось тем, что не доехали 1,5 км до края острова, ободрали днище об острые валуны, торчащие на лесной дороге. Нужен нормальный автомобиль типа «Круизёра» или «Патруля». До соленого озера на острове тоже не добраться. Вывод: чем зубастее резина, чем больше дорожный просвет, тем больше интересного можно увидеть своими собственными глазами. На Ольхоне очень много отдыхающих москвичей, прилетевших на самолете, очень много иностранцев, много организованных групп детей (детские лагеря?) Накатавшись вдоволь по острову и перекусив в позной, решили двигать дальше. Приехали к парому мы в 10 вечера и на последнем в два ночи перебрались на большую землю, тут же и заночевали.
22.07.08 г. (5 815 км)
С утра пораньше выдвинулись в сторону монгольской границы. Вернулись опять в Иркутск, проехав его, повернули на юг. В городе Култук мы опять встретились с Байкалом. Там его самая южная точка. Перед въездом небольшой рынок, где в изобилии продается знаменитый байкальский омуль, приготовленный всевозможными способами. Цены у всех разные, не забывайте торговаться, будете приятно удивлены. Эта рыба заслуживает отдельного рассказа. Скажу лишь: очень-очень (!) вкусно, необыкновенно!
Далее на пути Слюдянка, отсюда начинается Кругобайкальская жд до порта Байкал. Имели большое желание прокатиться (до сих пор жалеем, что не удалось), но поезд ходит не каждый день и в пути он довольно долго, несколько часов. Поехали на Орлик в Тункинскую долину, у подножия Саян. Вся эта территория является национальным парком и особо охраняемой природной зоной. Никаких промышленных предприятий, никакого земледелия. Только небольшие поселки, коровы, лошади и овцы. Мы решили доехать до самой границы и, уже возвращаясь, на обратном пути все подробно осмотреть. К вечеру доехали до шлагбаума, закрытого на замок, табличка извещала нас, что далее пятикилометровая приграничная зона, въезд по пропускам. На посту никого не оказалось и висел огромный замок. Высота над уровнем моря — 1 700 метров. Как быть дальше —непонятно. Поразмыслив, решили ночевать тут. Это была самая беспокойная ночь за все наше путешествие. Спалось очень плохо.
23.07.08 г. (6 434 км)
День начался с того, что нас разбудил в 8:30 стук в окно. Стучал солдат-срочник, который служит на границе, он шел в свою часть после дежурства. Его интересовало, когда мы поедем вниз и не сможем ли подбросить его до части в п. Монды. От него мы узнали, что обсерватория, в которую мы хотели попасть, находится за шлагбаумом, и туристов сейчас не пускают. А границу открывают таможенники в 10 утра. Сам он служит по контракту, платят ему 19 000 руб. + полное обеспечение на время службы + бесплатный проезд в общественном транспорте и раз в год — по России. В общем, он вполне доволен жизнью. Высадив его у части, поехали на Орлик — к истоку р. Иркут.
Опять на пути пост, в котором пусто, и табличка, сообщающая, что здесь приграничная зона, въезд по пропускам. В стоявшей рядом позной мы поинтересовались, где пограничники и у кого получать пропуск. Добродушные бурятские тетеньки сказали, что проезд свободен и спросили, во сколько мы будем ехать назад, чтобы они к нашему приезду успели приготовить позы. Проехали вперед мы около 25 км по живописной дороге в горах вдоль р. Иркут, наслаждаясь красотой. Побывали у водопада и повернули назад. Машин на дороге практически нет, очень редко местные проезжают и все.
По пути назад подобрали одиноко стоящую женщину с рюкзаком побольше ее самой (Татьяна, большой привет!). Эта дама сама из Новосибирска. Каждый отпуск в одиночку автостопом добирается до Саян, и далее пешком в горы, покорять вершины. Возвращалась она уже домой, в этот раз она покорила три вершины, была на территории Монголии и с одной из вершин видела озеро Хубсугул. Мы сворачивали на курорт Аршан, поэтому высадили ее.
До Аршана 30 км в сторону от основной дороги. Оказывается, там знаменитый курорт с ужасной на запах, но лечебной водой. Санатории, лечебницы и т.д. построены еще в советские времена, но все поддерживается в приличном состоянии, очень много отдыхающих и желающих поправить свое здоровье. Обслуживающий персонал в столовых похоже завезли из СССР на машине времени, обслуживание и отношение совковое, да знакомые до слез алюминиевые ложки, граненые стаканы и щербатые тарелки «Общепит».
Источники лечебной воды в свободном доступе для всех желающих, тут же можно купить сеанс массажа или принять минеральную ванну. Огромный рынок всяких монгольских кожано-шерстяных изделий, сувениров и т.д. В горах находится целый каскад водопадов, говорят даже, что к ним можно пройти. Дорога туда очень живописная, проходит по парку вдоль русла Мраморной реки.
Дорога оказалась очень длинная и довольно крутая, мы смогли дойти только до первого водопада, но ничуть не пожалели. В парке ручные белки и бурундуки с удовольствием возьмут кедровые орешки из ваших рук. Вернувшись с водопада, обнаружили на своем авто вот это (Чириково — пригород Электростали). Пока мы это рассматривали и обсуждали, к нам подошла пожилая пара, их интересовало, правда ли, что мы из Электростали. Оказалось, что у них дочь живет там, и вчера они ее посадили на самолет домой. Как тесен мир!
Аршан расположен у подножия Саян. Какие виды на горы! Подъезжающие машины то и дело останавливаются и фотографируют красоту.
24.07.08 г. (6 980 км)
Ночевали у какого-то кафе за Иркутском, где было много перегонов и дальнобоев уже за перевалом. От Култука до Шелехова перевал преодолевали в сумерках, но довольно быстро. Шла колонна перегонов на двух «Voxy» и еще четыре машины, мы пристроились к ним в хвост и быстренько проехали. В колонне ведущая машина обгоняет попутный транспорт и показывает остальным поворотником, когда можно обгонять, тогда все паровозиком обгоняют. Ночевать перед Иркутском и за ним вообще негде, перегоны стоят на постах ДПС. Мы ехали ночью, ни вперед, ни назад никакого движения, даже немного не по себе. После Тулуна начинается гравийка, между Тайшетом и Нижним Ингашем ужасно разбитая дорога, глина выдавлена из-под асфальта огромными бурунами. Во время дождя или сразу после него этот участок не преодолеть. Бензин в Тайшете самый дорогой, до него очень большой участок дороги, где нет АЗС, мы доехали на последних каплях.
Как только въехали в Красноярский край, бензин сразу стал по 24,50 руб. В пути посетили широко известное кафе «У Петра», где останавливаются якобы все перегоны. Бизнес тут поставлен на широкую ногу. Есть кафе с русской и восточной кухней, магазин одежды, запчастей и всякой мелочевки в дорогу, гостиница, душ, сауна. Всё в едином стиле, очень приличное, кормят вкусно, персонал приветливый, меню, как в ресторане, цены повыше, чем в среднем по дороге. Туалет платный — 10 руб.
Вечером в 21:40 по местному въехали в Канск, и вперед и назад мы его проезжали в сумерках. Поэтому рассмотреть как следует не удалось. Видели шикарную арку при съезде с моста, обратили внимание, что на пятиэтажках сохранились с советских времен надписи на крышах огромными железными буквами: «Универсальный магазин», «Аптека», «Кулинария». Одна огромная надпись «Слава рабочему классу» порадовала, очень правильная мысль, жаль, сегодня не актуальная.
Под Канском находится какая-то секретная военная часть, видели взлет нескольких самолетов, которые практически без разбега на очень большой скорости с земли взмывали в небо, превращаясь в точку. Канск оставил вполне приятное впечатление, дороги ровные, новые. Правда, без навигации легко заблудиться, если ехать не по объездной, а через город. Помогли паре неместных водил сориентироваться на местности. На выезде из города произошел забавный случай: видим в темноте на обочине что-то живое, притормозили — утка с утятами стоит у обочины. Мы остановились, она посмотрела налево-направо, крякнула и повела гуськом через дорогу свой выводок.
Менты в Сибири очень лояльные и их мало на дорогах, нас ни разу не остановили. Местные и перегоны легко обгоняют через сплошную. Из-за того что транспорт в основном праворукий, есть своя специфика дорожного движения. Но паровозиком никто не обгоняет, как в Москве, все ждут, когда впереди идущая машина завершит обгон. Перегоны не гоняют, едут себе 90-120 км/ч по трассе, вполне адекватно ведут себя на дороге. Многие тащат две — три, а то и четыре машины на жесткой сцепке, тут уж не погоняешь.
В Сибири главный транспорт, естественно, «японки», в подавляющем большинстве «Toyota», машин технически навороченных, со сложными моторами, вариаторами и т.д. немного. В основном простые и надежные, недорогие в обслуживании модели. В Иркутске на парковке китайского рынка наблюдали сцену: сзади нас стояла «Corona», подошли две девицы, долго пытались открыть машину, ругаясь, потом выяснилось, что машина чужая. Одна с криком: «А где же моя машина?» пошла искать свою, точно такую же. Нам было это особенно забавно наблюдать, так как у нас вторая машина в семье — «Corona». Совсем нет таких модных в Москве «Ситроенов», «Пежо», «Фольксвагенов». «Газели» отсутствуют как класс, кроме «Скорой помощи». Из леворукого транспорта — сохранившиеся с прежних времен нашемарки, дорогие «Мерсы», «БМВ». Маршрутки — корейские «Санг Ёнги».
Хотели сегодня доехать до Красноярска, посмотреть на музыкальный фонтан, но время позднее, не успеваем. С придорожными кафе от Канска до Красноярска туго, пришлось остановиться на заправке.
25.07.08 г. (7 724 км)
Сегодня проезжали Мариинск. По совету нашей знакомой Татьяны из Новосибирска мы затарились бальзамом «Старый Мариинск», а так же другой продукцией местного ЛВЗ в фирменном магазине, что и всем проезжающим настоятельно рекомендуем сделать. Качество продукции отменное. В европейской части России продукция Мариинского ЛВЗ отсутствует. Кроме того, советуем Мариинск проезжать очень медленно, через центр, везде красивейшие деревянные резные дома, как будто из сказки, на выезде находится огромный супермаркет «Алпи», в котором мы по очень демократичным ценам пополнили запасы продовольствия.
Не доезжая 15 км до Кемерово, остановились на ночлег. Отличная гостиница со стоянкой, душ, сауна, прачечная, охраняется милицией и огромными псами, которых на ночь отпускают с цепи погулять.
26.07.08 г. (8 320 км)
С утра въехали в Кемерово. По пути находится музей заповедник шахтерской славы «Красная горка». Недавно открыт, до сих пор ведутся некоторые работы. Всё очень чисто, ухоженно, отличная экспозиция, как на улице, так и внутри здания, есть смотровая площадка. Жаль, что внутри здания запрещено снимать (никто не смог объяснить почему), В музее находятся уникальные исторические подлинные документы за более чем 100-летнюю историю Кемеровского рудника. Полная обзорная экскурсия стоит 100 руб., студенты и ученики — 50 руб. Это место обязательного посещения для местных молодоженов. Мы рекомендуем также всем не пожалеть время на экскурсию, и обязательно сходить. Находится около коммунального моста: на одном берегу музей, а на другом действующий коксохимический завод — не заблудитесь. Респект Аману Тулееву, везде видна забота о людях и не видно «гламура» и «крутых».
Новосибирск проехали уже без экскурсий, только заехали на мойку, где нам за стандартную плату вымыли арки, промыли радиатор от насекомых, промыли замки и ролики в сдвижных дверях.
27.07.08 г. (9 107 км)
Внимание! По дороге в Тюмень стоят машины с иностранными номерами, тормозят всех, просят помощи. Легенда такая — ехали вроде как с Югославии до Казахстана, приехали до этого места, кончился бензин, деньги есть, только валюта своя (предъявляют валюту неизвестной нам страны), якобы её в обменниках на рубли не меняют. Просят бензина доехать до города. Естественно, у иномарок фиг сольёшь, тогда предлагаются перстни (якобы золотые), снятые с руки, за сущие копейки (несколько тысяч). Мы чуть было не повелись, но вовремя опомнились, а потом в дороге встречали ещё несколько таких «точек». Осторожно, мошенники!
В Омской и Тюменской обл. полно ментов. Скоростной режим их мало интересует, (хотя не исключается). В основном, все менты сидят с камерами и снимают «встречку» (за которую можно оставить права при себе только за очень кругленькую сумму в российских рублях). Сложилось ощущение, что российские менты, перед принятием поправки в закон, обзавелись камерами, и уже не по 100 руб. снимают, а по-крупному. Арифметика не хитрая. Антирадар камеры не «видит», остается только старый проверенный способ — соблюдать правила и предупреждать встречных дальним светом.
Перед самой Тюменью асфальт раздавлен фурами, колея бешеная. После Тюмени в Екатеринбург — отличный двухполосный автобан, но ещё недостроен.
Тюмень! В инете мы нашли очень мало инфы, представляли себе её по рассказам людей, видевших Тюмень в советские времена. Но когда мы въехали, то поразились: огромные современные здания мирно соседствуют с памятниками деревянного зодчества, в отличном состоянии. Остановились возле концертного зала консерватории (огромное здание белого цвета с золотом, напоминает дворец). Как раз закончился концерт, нарядные люди выходили на улицу с радостными и просветленными лицами, вовсю светит солнце, напротив сверкает золотыми куполами храм. Красота! Везде по городу были замечены песчаные скульптуры, разбиты маленькие скверики и огромный плакат «Тюмень — лучший город Земли!» А также «Лукойл,» «Лукойл» и «Лукойл».
28-30.07.08 г. (10 272 км)
Далее в планах у нас было посещение родственников в Свердловской области. Личные подробности опускаю. Скажу лишь, что побывали в Ирбите, в городе, где делают мотоциклы «Урал». Возле завода на постаменте очень красивый стоит.
Побывали в Нижней Синячихе, где существует музей деревянного зодчества под открытым небом, центром которого является каменный двухэтажный храм, внутри которого музей. Создан музей местным энтузиастом, собрана уникальная коллекция предметов быта, а так же двери расписные и фрагменты стен. Под открытым небом стоят усадьбы 17,18,19 веков. Поразила баня, сделанная их 3-х бревен (представили диаметр), огромная лохань для воды (выдолбленная из ствола). Внутри избы все настолько функционально, что не перестаёшь удивляться, все вещи подлинные и очень хорошо сохранившиеся. На выезде из Н. Синячихи построен храм и мужской монастырь на месте, где расстреляли родственников царской семьи. Раз в год в июле туда приезжают потомки и др. важные персоны.
Побывали мы и в Верхней Салде, где находится всем известное ВСМПО, как производитель самых лучших автодисков, а вообще тут много чего делают, в т.ч. и для оборонки. Например, весь титан в самолетах «Боинг» именно из Верней Салды. По рассказам местных в Верхней Салде не менты, а звери, убедились на себе. Возле административного здания ВСМПО остановились на минутку, чтоб сфоткать, тут же подошел мент, сообщил, что мы остановились под знаком «Остановка запрещена» и должны заплатить штраф, предложил пройти к напарнику. Возле напарника стояла очередь из пешеходов (!), которые переходили дорогу в неположенном месте. Когда очередь дошла до нас, старшой увидев, что авто иногороднее, прочел долгую лекцию о соблюдении ПДД и ограничился предупреждением (цена вопроса — 100 руб.).
01.08.08 г. (10 489 км)
Побывали в Нижнем Тагиле, посетили краеведческий музей. Узнали массу интересного. Например, что первый паровоз в России построили братья Черепановы именно в Нижнем Тагиле, первую медь в России выплавили при Петре именно тут, из нее изготовили памятный стол, тут же находится завод по производству танков, ж/д техники и мн. др. (Уралвагонзавод), существует в Тагиле народный промысел лаковой росписи жестяных подносов (аналогично Жостовскому). Под открытым небом находится законсервированный металлургический завод, построенный ещё Демидовым, туда водят организованные экскурсии. И многое другое, всего не рассказать.
Побывали в Екатеринбурге. Попали в него не очень удачно, пятница, вторая половина дня — пробки. Но всё же доехали до центра, который находился весь в облаке пыли — перекладывают брусчатку, в середине августа — День города (торопятся успеть). Ленин стоит на своем почетном месте напротив здания администрации и главы города (бывший горсовет — вотчина первого президента России). Ниже памятника находятся трибуны, где в советские времена на праздники стояли первые лица, и приветствовали народ на площади, сейчас вход туда свободный. Здание бывшего Горсовета — такого шикарного Горсовета не приходилось ещё видеть. Здание огромных размеров, 1949 г. постройки, богато украшено лепниной, скульптурами, венчает его золотой шпиль со звездой в лавровом венке. Совсем недалеко от него находится «плотинка» — любимое место отдыха горожан, там находится памятник Татищеву и де Геннину — основателям Екатеринбурга. Сквер на «плотинке» был построен на месте старого завода силами трудящихся в 1973 г. к 250-летию города.
Сегодня 01.08.08 г. — день солнечного затмения. Лучше всего его было видно в Новосибирске, но мы оказались в Екатеринбурге. Примерно в 14 часов Луна заслонила Солнце. Мы пропустить такое не могли никак. К сожалению, на небе были облака, которые время от времени перекрывали солнце.
По дороге на Пермь опять пересекли границу Азии и Европы на «северной» дороге. Следующий пункт назначения — Кунгур и его знаменитая ледяная пещера. Въехали в Кунгур уже затемно, ориентируясь по GPS, медленно ехали по городу. Вдруг наперерез выскакивает мент, мы по тормозам, он в окно протягивает трубочку и говорит: «Дыхните!» Пришлось дышать, глянув на прибор, мент разочарованно протянул: «Счастливого пути!» Спросить дорогу не удалось. Доехали по указателям до входа в пещеру, там все обустроено, полный сервис, гостиница «Сталагмит» на 273 места, охраняемая стоянка за серьезным забором. Подъехав к охраннику, в ответ услышали, что мест нет, но за 50 руб. мы можем оставить машину на ночь на стоянке, что и сделали.
02.08.08 г. (10 848 км)
С утра пошли в пещеру. Пещера открыта для посещения с 10:00 до 18:00, существует три маршрута (центральная тропа — 300 руб./взрослый, 150 руб./детский, 150 руб./фото, продолжительность — 1 ч. 20 мин.). В первом и втором залах пещеры всегда -2°С, сталактиты и сталагмиты изо льда существуют уже много лет. В остальных залах всегда плюсовая температура. Там находится подземное озеро (зеркало площадью 1 000 квадратных метров), которого мы бы не заметили в сумерках, так как оно абсолютно прозрачное и поверхность не шелохнется. В эту пещеру ещё члены царской семьи на экскурсию ходили, открыта для посещений она с 1914 г. Получив массу впечатлений, отчалили в направлении Перми.
На дорогах Пермского края полно ментов, сидящих в засаде. И, видимо, не зря, так как нам встретилось несколько, мягко говоря, неадекватных водятлов, которые нарушая правила, сигналили тем, кто их соблюдал.
На въезде в Пермь висит огромный плакат: «Добро пожаловать в город Пермь!» Тонкий юмор местных властей мы оценили минут через десять, когда увидели знак «Ремонт дороги» и «Объезд». Решив, что местные знают пути объезда лучше нас, поехали куда и все, и совершили увлекательное часовое путешествие по раздолбанным дворам г. Пермь (видимо, для всех это был сюрприз от властей). Как следует поплутав по дворам вместе с местными, въехали-таки в центр. В городе все построено с размахом, город весь светлый, белый, а машины, наоборот, темные. Самые крутые ездят на черных. Обязательно сфоткались у скульптуры «Пермяк — соленые уши», и у «Пермского медведя». На одной из улиц какие-то креативщики выкрасили стволы всех деревьев в цвета радуги. А возле Дома книги — стенд КПРФ, где висят прикольные карикатуры в стиле «Крокодила».
Ближе к вечеру въехали в Ижевск, прямо на въезде строят что-то грандиозное, с размахом. Мы поспорили — зоопарк или Диснейленд (люди, рассудите нас). По всему городу капитально ремонтируют дороги. В центре стоит храм из красного камня с цветными фресками на фасаде, размером поболее Храма Христа Спасителя. Похоже на современную постройку под старину, уж больно ровные и четкие линии. Позже мы смотрели на этот храм с набережной, он такой огромный, что подавляет все близлежащие здания. Обидно, что завод ИЖ распродает свои производственные площади. Там где делали ИЖи, теперь продают «Ямахи» и др.
В Ижевск мы попали вечером в День десантника. Поэтому по улицам пешком и на авто перемещались парни в голубых беретах с флагами в очень приподнятом настроении. Мы решили за благо убраться из города побыстрее и не успели толком рассмотреть его, а жаль.
03.07.08 г. (11 360 км)
В Удмуртии на трассе почти везде висит знак «70» или «50», в населенных пунктах вообще «40». В населенном пункте Игра нас оштрафовали на 100 руб. за нарушение скоростного режима (висел знак «40», а мы ехали 56). Пока выписывали протокол, разговорились с ментами, они сказали, что удмуртам ближайшие родственники эстонцы. Это все объясняет.
По дороге встретился указатель на Елабугу, решили свернуть, проехать через город. На въезде висит щит, где написано, что в город запрещен въезд любого транзитного транспорта. Мы решили, что нас это не касается. Елабуге совсем недавно исполнилось 1 000 лет! Весь исторический центр — пешеходный, капитально отреставрирован, даже жилые дома (это несколько кварталов). В Елабуге мы смогли увидеть парк фонарей, мемориал М. Цветаевой, памятник художнику Шишкину и «шишкинские пруды», дом-музей Н. Дуровой (первая женщина офицер, ординарец Кутузова), мемориал памяти погибшим в ВОВ. Походили по улочкам, насладились архитектурой деревянных зданий, с коваными чугунными кружевами.
По дороге из Елабуги немного заблудились, остановились на окраине спросить у проезжающего водителя дорогу. Мужчина говорит: «Айдайте за мной!» и поехал по полю, спасибо ему большое, вывел нас на трассу.
В Нижегородской обл. По дороге мы уже начали скучать, и тут на пути деревня Львово, возле каждого двора продаются малосольные огурцы и попутно яблоки, груши, кабачки и т.д. Очень красиво все разложено, в рядок стоят ведра, полные овощей и фруктов. Остановились, приценились: огурцы — 5 руб./шт., остальное — 100 руб./ведро (5 л). Решили взять ведерко яблок, бабка высыпает в пакет — и опа! — там оказывается шесть шт. Мы в недоумении заглядываем в ведра на витрине и не верим своим глазам. Фрукты поставлены один на другой столбиком, а наверху эта конструкция закреплена четырьмя. Бабка, нисколько не смутившись, говорит, что так все делают, соглашается добавить ещё одно яблоко. А огурцы оказались очень даже неплохими. Всю дорогу до Нижнего веселились, вспоминая Львово.
Начался дождь, стемнело. Мы рассчитывали до дома доехать сегодня, но погода не очень. В Нижнем живет наша родственница и мы решили её обрадовать и переночевать у неё.
Когда мы ехали на Байкал, то проезжали Нижний по каким-то мрачным промзонам, да еще в пробке простояли, получили не самые лучшие впечатления и поторопились его покинуть. В этот раз мы попали в сказку! Оказалось, что родственница живет на холме в месте, где Ока впадает в Волгу, да еще и на 14 этаже. То, что мы увидели утром с балкона, не поддается описанию. Навскидку насчитали вокруг дома 10 храмов, Новгородский Кремль, Волжское пароходство, мост через Оку и великолепная панорама почти всего Нижнего Новгорода. И, хотя было пасмурно, мы все равно насладились великолепием золотых куполов, на набережной стоит церковь, как пряничный домик — все купола разноцветные.
04.08.08 г. (12 063 км)
Мы дома!
P.S. Некоторые фото, не вошедшие в рассказ:
Вот идея для всех — изготовили в поездки очень удобное саше для всякой мелочи, которая обычно валяется по салону. Крепится на сиденье водителя например.
Вся Сибирь цветет сумасшедшим цветом.
К сожалению, видели в пути несколько аварий, чаще это дальнобойщики.
Общее впечатление:
Итоги:
Наш маршрут: Электросталь — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Уфа — Челябинск — Курган — Омск — Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск — Хужир — Монды — Иркутск — Красноярск — Кемерово — Новосибирск — Омск — Тюмень — Екатеринбург — Нижний Тагил — Пермь — Ижевск — Казань — Чебоксары — Нижний Новгород — Владимир — Электросталь.
Общие рекомендации: