|
Небольшой рассказ о поездке на СШГЭС или легкий семейный тест SsangYong new Actyon. На Саяно Шушенской ГЭС мы уже бывали, но было это более десяти лет назад. С тех пор в этих местах многое изменилось, и та поездка была в летний период. И вот, спустя несколько лет, мы снова едем на ГЭС, на этот раз зимой. Едем, чтобы снова увидеть это чудесное сооружение, впечатляющее своей мощью и величием. Ну и, чтобы протестировать наш новенький Актион. На самом деле на момент поездки на одометре Актиона уже было около 5 тыс. километров пробега, но эту поездку для него можно назвать второй по серьезности дальности расстояния, после перегона его с автосалона из Красноярска.
Итак, в дорогу. Выехав из города Абакан, мы направляемся по трассе Р411 в сторону Саяногорска.
В начале пути дорога скучная: пустынная хакасская степь да алюминивые заводы, коптящие воздух так, что почти не видно солнца. А отсутствие снега в середине января еще больше опечаливает окружающий нас пейзаж. Но вот уже виднеются заветные Саяны, и на душе становится веселее.
Чем ближе к цели, тем прекраснее открываются виды. Дорога пролегает сквозь такие деревни, как Майна и поселок гидростроителей Черемушки. Я, когда бываю в таких поселениях, которые находятся посреди гор и тайги, всегда искренне завидую их жителям! Как же им повезло: такая красота вокруг!
Дорога на СШГЭС вплотную прилегает к Енисею, и лучи солнца играют с волной.
Подъезжая все ближе к ГЭС, сразу становится понятно, что за столько лет, сколько мы здесь не были, тут много чего изменилось. Во многом сказались события 17 августа 2009. Так, например, теперь мы можем увидеть и ощутить масштаб гидроагрегатов плотины:
Глядя на такую махину, страшно представить, как она с легкостью поднялась напором воды и разнесла весь машинный зал все тогда же: 17.08.09. И вот, наконец, конечная:
Мы добрались до смотровой площадки. Дальше нее не пускают, на КПП стоят серьезные вооруженные люди, с которыми лучше не спорить. Но мы и не собирались. Хотя, как было позже выяснено, есть где-то в машинном зале музей строительства ГЭС. Но попасть туда не очень просто, либо под уговорами, либо по записи и группами. Жаль, что узнали об этом после поездки, хочется теперь в музей.
Первое, что сразу бросается в глаза и чего раньше не было — это памятник гидростроителям:
и береговой водосброс на правом берегу Енисея:
Солнце светило как раз из-за той горы, где расположен береговой водосброс, поэтому рассмотреть было его непросто. Это фото уже с другого, правого берега:
Ну и, конечно же, фото самой «виновницы торжества»:
Воды в Енисее очень мало, поэтому внешний водосброс не работал. И ветер был жуткий, чтобы сделать панораму, руки нужны железобетонные.
Покидая ГЭС, мы сворачиваем на дорогу в Черемушках, которая ведет к мосту через Енисей.
Переехав мост, попадаем на правый берег Енисея, отсюда береговой сброс видно намного лучше. Весной, наверное, тут потрясающее зрелище! Но снова охрана нам говорит о том, что стоянка и съемка тут запрещены. Беда. Отправляемся дальше. Проехав КПП, спокойно поднимаемся по дороге в гору, эта дорога ведет к Джойскому заливу, который находится по ту сторону ГЭС.
После постоянного отсутствия снега эти места кажутся сказкой! Такое ощущение, что Енисей это граница: тут снег есть, на левом берегу нету. Кстати, это уже территория Шушенского заповедника, и правила поведения тут свои.
Дорога вполне приличная, и наш переднеприводный Актион достойно с ней справлялся.
А вот высота впечатляет! Дорога постоянно идет вверх, с непривычки даже уши закладывает. Максимальная высота, зафиксированная мной на перевале, составила ~804 м над уровнем моря.
После перевала дорога пошла вниз, и цель была уже не так далека:
Об этом свидетельствовали и указатели, здесь с ними проблем нет.
Проехали еще чуть менее километра, показывается речка Джойка, и сам залив:
Да-да, количество леса-топляка в воде впечатляет. Его тут нереальное количество кубометров. Свалка. Что характерно, в этой помойке очень много обитает рыбаков, и что удивительно —ловят неплохие экземпляры. Так-то, места знать надо! Проехав еще чуть менее километра вперед, обнаруживаем чистую воду и большое количество баржей и прочих плавсредств. Чем тут занимаются люди, неизвестно. Можно предположить, что они заботятся о том, чтобы в самом водохранилище не плавали эти самые деревья.
Полюбовавшись красотами, переведя дух, мы отправляемся обратно по той же дороге, другой нет. На обратном пути до Саяногорска сворачиваем в отворот на горнолыжную базу «Гладенькая», здесь, по этой дороге стоит недавно построенный храм, в память о жертвах 17 августа 2009. На самой горнолыжке делать было нечего — снега нет, да и цель была не покататься.
Далее ничего необычного, дорога Саяногорск—Абакан—Дом. Подводя итог, можно сказать, что день новогодних каникул прошел не зря. А наш Актион показал себя с хорошей стороны: благодаря клиренсу в 19 см, он отлично справлялся с лежащими на дороге поленьями и свежевыпавшим снегом, подвеска неплохо отрабатывала кочки и ямы (в машине сидело четыре человека). А багажник, если его сравнивать с нашим предыдущим автомобилем Mazda premacy, то он, конечно, маловат, а по сравнению с одноклассниками — он вполне приличный, и даже поболее, чем у некоторых других. Ну а по поводу самой поездки: съездить туда стОит и зимой, и летом, и весной, потрясающие места, впечатляет и заряжает позитивными эмоциями.