|
Перевалка — Альплагерь — Кату-Ярык — ЮБТО — Новокузнецк — Хакасия — Саяно-Шушенская ГЭС
День одиннадцатый, 24 июля 2013 года, среда
Наконец-то нашел время, чтобы закончить отчет о нашем путешествии. Но уже прошло 2,5 года, многие моменты вылетели из памяти, поэтому отчет будет в виде фотографий и небольших комментариев к ним.
Хочу поблагодарить Чугайстера, по приезде домой сразу написал свой отчет о нашей совместной части путешествия, вот ссылка на отчет.
Утро на перевалке было солнечное, после бани спалось замечательно. Проснувшись, пошел осмотреть местность вокруг и сделать немного фотографий.
Фото въезда на перевалку:
Где-то там Ак-Тру.
Мимо проскакала ребятня, улыбчиво поздоровавшись.
Небольшое объявление.
Вот эта вся поляна и есть перевалка, несколько домиков и баня с домиком управляющего за деревьями.
Справа от дороги все наши 7 машин, справа налево: сузука Вована, сурф Вовы, форд Чугайстера, ниссан Славы, сурф Юры, соболь Димы и моя киа.
Наши дамы готовят завтрак, одна Татьяна, наверно, спит до сих пор, засоня. :)
По нашему плану сегодня мы должны выдвигаться на Ак-Тру, но, как сейчас помню, мне этого не сильно хотелось, во-первых, я уже получил уйму впечатлений по дороге на Укок, а во-вторых, я не до конца был уверен в своей машине, плюс сломанная пружина — «челюсть» — я не знал как она себя поведет дальше, вдруг развалится по дроге. Но общим решением было принято ехать на Ак-Тру, и там решить остаться ночевать или спускаться обратно. Также сегодня наша команда разделяется, Вова сурф и Вова сузука с семьей едут к родне на Алтай, у них скоро заканчивается отпуск.
А мы идем исследовать мост.
До путешествия читал в других отчетах и комментариях про этот мост. И сделал вывод о том что у народа сложилось мнение, как будто местные его специально разобрали, для того чтобы люди не ездили через этот мост на своих машинах, а пользовались услугами местных водил на УАЗах, чтоб их завозили на альплагерь. Поначалу можно подумать, что, мол, мост сломан, по нему не проехать, а рядом с мостом через речку вброд сложно на своей машине ехать и поэтому лучше обратиться к местным, чтоб они довезли на УАЗике до альплагеря. Поверьте, это все миф, фигня и еще раз фигня, проезд рядом с мостом через речку вброд — это самое легкое, что есть во всем подъеме до альплагеря, в этом я убедился с лихвой в следующие несколько часов. Кто там был, меня поймет.
Вот так вот выглядит мост. Как я уже сказал, проезд рядом с мостом через реку это самое легкое.
Вот его разрушенная часть. Причем, наверно, половина из приезжих не теряет надежды все-таки каким-либо образом перебраться на ту сторону именно по мосту. Не буду врать, глубоко в душе и я на это надеялся, но уж слишком много надо потратить времени и сил на его восстановление, даже частичное — для переброски машин на ту сторону.
А так практически 90% моста в идеальнейшем состоянии. Есть даже видео и фото, где машины уже заезжают на мост, доехав до разрушеной части, чешут репу и задним ходом пятятся назад.
В 11:00 обнуляем одометр, прощаемся с «Вованами» и стартуем.
Первым отправили Юру на сурфе, традиционно сложилось, что он у нас, как летчик испытатель, только тут у него функция проверки и преодоления сложных и опасных препятствий.
Как только мы проехали мост, нас обгоняет местный на УАЗике. Я Юре кричу по рации, чтоб он садился ему на хвост и посмотрел, где тот поедет, чтоб выбрать полегче дорогу. Через несколько минут Юра отвечает по рации, что он отстал, говорит, что УАЗ летит без тормозов, как бешеный, и за ним фиг угонишься. Едем дальше самостоятельно.
Вот какую запись я сделал в черновике, когда мы поднялись на альплагерь: «Дорога на альплагерь оказалась очень плохой, в мыслях хотелось 5 раз развернуться назад, но наверху так красиво, что решили остаться тут и заночевать».
Дорога было просто ужасная, иногда я не понимал, как вообще тут можно проехать, в некоторых местах просто в голове не укладывалось, что тут именно в этом месте, между кустами или камнями машина может проехать. Но мы ехали и каким-то чудом проезжали, конечно же, не обошлось без того, чтоб мы не застревали, иногда машины висли днищем на камнях, соскользывали в колею, но нас это не останавливало, выдергивали их из засады и ехали дальше.
Этот подъем мне показался самым сложным участком из всего нашего путешествия.
Если взять к примеру подъем на перевал Т. Ключ, то там тоже дорога сложная, но она там одна, не надо никуда сворачивать, просто едешь прямо и преодолеваешь препятствия, но тут же это просто какой-то пи****ц.
Очень часто дорога раздваивалась, а то и разтраивалась, приходилось выходить из машины и идти на 200-300 метров вперед, проверяя какое из этих ответвлений лучше, чтоб можно было проехать по наименее сложному участку дороги.
Я пришел к выводу, что там все дороги одинаковые, и только местные, наверно, знают самый лучший путь, так как они там за день проезжают от 5 и до 10 раз. Пока мы поднимались, один и тот же УАЗик успел 2 раза подняться и спуститься.
На фото не так видно насколько сложная тут дорога, поэтому смело можно умножить на 2 всю эту сложность.
Через 3,8 км от моста в 12:40 (это расстояние мы проехали за 1час 40 минут, время на фотографиях Красноярское, на час вперед) мы приехали к «ЛУЖЕ». Можно сказать, что эта ЛУЖА — самое сложное препятствие, при этом очень много вариантов ее объезда. Выбрав на первый взгляд наиболее оптимальный вариант, я поехал первым и, естественно, на полпути застрял.
Юра решил проехать через саму лужу, в принципе сделал правильно, ему бояться нечего, защита дна машины у него глухая, ей он и долбанулся об булыжник, который лежит как раз посередине лужи. Завтра, когда мы поедем обратно, в этом месте будет проезжать УАЗ, я как раз снимал на видео, будет видно как он мостом ударится об этот камень.
Преодолел лужу, сколько счастья, улыбка даже в окошко не помещается. :)
Как обычно, Юра спасатель, занимает позицию, разматывает лебедку и вытаскивает меня.
Я тем временем хожу измеряю местную грязь и глубину лужи, в самом глубоком месте до середины бедра.
Вся банда в сборе.
Меня вытащили, следующим едет Слава на ниссане, садится на днище в том же месте, где и я. Снова разматываем лебедку, и Юра его вытаскивает.
Дальше едет Чугайстер, и все повторяется как в 1 и 2 случае.
Но самое зрелище было, когда ехал Дима на Соболе, все-таки что ни говори, а соболь соболю рознь. Смотрите сами:
Оказавшись по ту сторону лужи, едем дальше.
Вот такие ЗИЛы-маршрутки курсирут на этом направлении, поднимают большие по численности группы людей.
Выезд из леса, вид на долину Ак-Тру. Время 13:45, от перевалки проехали 4,8 км.
Устроили небольшое чаепитие, переводим дух.
Мы были счастливы, мы сюда поднялись, мы доехали до альплагеря! Народ в приступе счастья начал беситься, гоняя через речушки на скорости туда-сюда по несколько раз.
Коллективное фото.
В 14:15 проехав 8,5 км от перевалки, мы доехали до альплагеря.
Место оказалось очень красивым, хоть у нас изначально в планах и было подняться на машинах сюда, осмотреться и вернуться, но практически все в один голос заявили, что хотят остаться тут с ночевой. Спустившись метров на 200 ниже от мостика, выбрали подходящее место для стоянки и стали разбивать лагерь. Часть путешественников пошла прогуляться к водопаду. Остальные отдыхали и наслаждались окружающей нас красотой.
Года 2 назад в интернете я наткнулся на это фото — это Озеро Сачки, ущелье Ак-Тру, Северо-Чуйский хребет.
Но я никак не мог понять, где оно находится. И вот только сейчас, при написании отчета, всмотрелся в это фото (нижний правый угол на следующем фото). До меня дошло, что это было за озеро, и где оно находится.
Погода была переменчива, высокая влажность и осадки.
Наш лагерь среди деревьев.
На этом и закончился наш 11-й день путешествия. Пробег за день составил 8,7 км, общий пробег 1609 км.
На следующий день по плану нам надо спуститься до перевалки, доехать до Акташа, и выдвинуться в направлении долины реки Чулышман и перевала Кату-Ярык.
День двенадцатый, 25 июля 2013 года, четверг
Утром проснулся рано, обошел окрестности и сделал несколько снимков на свою чудо-нокиа с 2-мегапиксельной камерой.
Смотря на это фото и вспоминая вчерашнюю гидрометрическую будку, делаю выводы, что местные обитатели еще с тем чувством юмора:
Сегодня все проснулись рано. Нам предстояло спуститься, доехать до Акташа и до долины р. Чулышман.
Я проверил, как поживает «челюсть» на моей машине, все было просто отлично, проволока держалась мертво, за что еще раз отдельное спасибо Анатолию.
Для тех, кто не понял о чем речь, вот фото. В предыдущей части рассказа все описано про этот случай поломки пружины на плато Укок.
Старт в 09:30.
Погода не радовала. Горы затянуты облаками.
Для наглядности вчерашнее фото для сравнения.
Кот-путешественик.
Спускаться тоже было сложно, дождь сделал свое дело.
Доехав до лужи, мы увидели сломанный уазик. У них сломалась коробка прямо на выезде из самого грязного места, тем самым они преградили нам путь, чтоб можно было с разгона попробовать прорваться через грязь, как это вчера сделал Дима на соболе. Выбора не было, стали искать альтернативные пути.
Юра на сурфе, не долго думая, решил преодолеть это коварное место, как и вчера — через лужу, немножко долбанувшись защитой об камень.
Навстречу приехала таблетка с туристами, поехала прямо через лужу и ударилась переднем мостом об камень, на видео видно.
Видео туристов из таблетки.
Я вспомнил, как вчера местные на уазике обехали лужу по косогору, пошел исследовать место, но вчера не было дождя, и почва была сухая.
А сегодня прошел дождь, и покрытие дороги раскисло.
Также обошел все другие имеющиеся пути объезда, но подходящего варианта преодолеть эту лужу не нашел и поехал по косогору. Ощущения в коментах к видео — «Двигатель почти в красной зоне был, обороты в конце 4,5тыс.
На спуске с Ак-Тру в дождь лужу грязи по косогору объезжал. Жаль, что видео в плохом качестве, но видно как машинка коптит не хуже паровоза и подкидывает на камнях»
Другие участники грязь преодолели по вчерашней схеме.
Вот Юра встаёт на исходную позицию, чтоб вытаскивать лебедкой застрявших товарищей.
Сломавшийся уазик.
Проблемой также оказался этот небольшой подъем около лужи. Хоть и с трудностями, но все его преодолели самостоятельно, за исключением соболя, ему пришлось воспользоваться лебедкой.
Спускаясь дальше, я нашел брызговик от крузака, пнул его и прошел мимо, а когда, еще немного проехав, я нашел втрой брызговик, и решил сфотать на память. Такие тут дороги, даже крузаки оставляют брызговики.
Долгожданный мост:
В 12:20 мы приехали на перевалку и сразу поехали дальше в Акташ.
Эти фотографии вчерашнего дня, их сделал Вова из Красноярска, когда мы разделились, нам было некогда фотографировать. Местность после перевалки в сторону Курайской степи.
Этот импровизированный мост через речку по дороге на перевалку, позавчера, когда мы ехали тут, я его не заметил, он в траве находится, потом только увидел на видео в ютубе. Там 2 брода, я еще удивился, как машины, например, ВАЗ 2106 преодолевают один из этих бродов, т.к. там достаточно глубоко, видимо, по этому мостику.
В 13:30, проехав 32 км, мы выехали через поселок Курай на М-52.
В 14:00 приехали в Акташ на заправку. Заправил 52 литра.
Надо было покушать, хотели в кафе, где мы с Татьяной ужинали. Когда приехали за пропусками, там остановился рейсовый автобус, и очередь там была на час вперед. Поехали по посёлку искать кафе, которое смогло бы всех нас поместить, 14 человек. Кое-как нашли такое кафе, пообедали, народ остался недоволен, ни едой, ни сервисом. Что поделать, выбирать не приходилось.
Время 15:30. Едем дальше.
В 18:20 мы приехали на перевал Кату-Ярык.
На спидометре 163 км. От Акташа проехали почти 100 км.
Около перевала встретили крестный ход.
Пофотографировавшись, в 18:45 начинаем спуск.
Про перевал Кату-Ярык много писать смысла нет, про него в интернете все есть. Но спуск был вмечатляющий, хотя после посещения плато Укок и альплагеря мы уже ничему не удивлялись.
Вот такие промоины встречаются по дороге:
Немного грязи для камуфляжа авто не помешает.
Спустились достаточно быстро, и сразу принялись искать место для ночевки. Поехали по ближайшим базам, но почти все было занято, и примерно в 3 км от спуска заехали на территорию базы и разбили лагерь на берегу Чулышмана.
Коллективное фото:
Наш лагерь:
Возникла проблема с дровами, на берегу их просто не было вообще. Это неудивительно, тут полно отдыхающих.
Мне стало немного скучновато, и я решил поискать дрова на другом берегу. Осмотрев брод, течение и приблизительную глубину, вспомнил недавний опыт преодоления брода на речке Джазатор и Жумалы, сделал вывод, что на тот берег можно перебраться. Переехал на ту сторону без проблем. Нашел подходящее бревно, зацепил его и обратно. Некоторые сомневались, что я смогу перебраться обратно против течения, еще и с бревном.
Вечер дровами обеспечен.
За день проехали 172 км, общий пробег 1781 км.
На следующий день по плану доехать до ЮБТО, 70 км по долине, между гор, вдоль речки Чулышман.
День тринадцатый, 26 июля 2013 года, пятница
Сегодня нам предстояло снова разделиться.
Юра на сурфе едет к родне на Алтай, а Стас возвращается домой.
Попрощавшись, в 09:50 мы выехали в направлении ЮБТО.
Даже кот балдеет от такого путешествия.
Проехав по долине 71 км, в 12:40 мы прибыли на песчаную косу на ЮБТО.
Разбили лагерь. Место очень красивое, но хочу предупредить сразу: кто туда поедет отдыхать, придумывайте заранее походный туалет.
Вход в наш импровизированный походный санузел.
Погода менялась каждые 30 минут.
Слева идет стенка дождя.
Занялись мелким ремонтом.
Я снимал хабы и проверял, попала вода или нет, и ставил обратно на герметик, которого я не жалел, ведь я же не хотел, чтоб туда попала вода, и завтра моя щедрость со мной сыграет злую шутку.
Ну и без горюче-смазочных материалов, конечно же, не обошлось. )))
Проверка «челюсти» показала, что сломанная пружина чувствует себя хорошо, на работоспособности подвески при разных скоростях и неровностях дороги это никак не сказывалось.
Каждый занят своим делом.
И ребята тоже. :)
Девушки готовят ужин.
За день проехали 71 км, общий пробег 1852 км.
Завтра по нашему плану мы должны были доехать до Акташа и выдвинуться в сторону Горно-Алтайска, проехать максимально далеко по Чуйскому тракту.
День четырнадцатый, 27 июля 2013 года, суббота
Утренние сборы.
Выехали в 10:00. И то не с первого раза.
Я даже тронуться не смог. Хотел сдать назад, но машина буксует и копается в песок. Подумал, что это из-за рыхлого песка, тогда решил проехать вперед, там как бы небольшой уклон к озеру и, набрав скорость, выскочить на твердую поверхность. Но не вышло, немного скатившись, я закопался задними колесами окончательно. Тогда решил разобраться, в чем дело. Достал хайджек и, приподняв машину, покрутил переднее колесо — при включенных хабах привода не крутятся, то есть нет зацепа приводов со ступицей. Стал откручивать хаб. Оказалось, что накануне я, когда ставил хаб, намазал много герметика, он выступил за края внутри хаба и, застыв, зафиксировал свободный ход шестеренки, которая фиксирует ступицу с приводом внутри хаба. Очистил герметик, поставил хаб на место, убедился, что привод крутит колесо. Ту же самую процедуру проделал со вторым колесом, после чего выехал из песочного плена, как будто машина на асфальте стояла.
Смотрим на каменные грибы.
Они где-то там:
Дорога вдоль реки Чулышман, на противоположной стороне часто встречаются вот такие небольшие водопады.
Бурная речка.
Туристы весело машут, они еще не знают, что их ждет через пару км вниз по течению:
Интересно, этот уазик до сих пор там стоит или уже забрали? К нашему приезду, он там уже год, наверно, стоял (его я видел на фото в других отчетах).
Проехав 73 км от берега, в 13:40 мы подъехали к началу подъема на перевал. Машин было много. В это время в долине проходил какой-то фестиваль, и народу было очень много. Люди шли пешком, чтоб машина могла подняться.
В 14:15, дождавшись своей очереди, мы начали подъем. Поднимались довольно-таки лихо, особых трудностей в подъеме для машины я не ощущал, она шла уверенно.
В Туве в Монгун-Тайгинском районе, это где село Мугру-Аксы, недалеко от одноименной заставы, есть перевал Барлык, длина 7 км, перепад высот 830 м, на перевале 2400 над уровнем моря. Кату-Ярык длина 3,5 км, перепад высот 550, на перевале высота 1200 над уровнем моря (данные я немного округлил, и поэтому могут отличаться от других данных источников).
Пешие пассажиры.
На одном из поворотов образовалось скопление машин на подъем, пробка, так сказать, (как потом оказалось, что на спуск тоже была пробка), кто-то из наших уже успел вырваться вперед. По рации спрашиваю: из-за чего пробка? Отвечают, что машина не может подняться, буксует, место очень узкое и большой угол подъема, поэтому плохая проходимость для других машин. Еду дальше.
Вот она, эта машина, которая не может подняться (черная). Решил помочь ему. Останавливаюсь немного выше. Подъем очень крутой, ручник не держит, приходится немного скатиться и наехать на камень, чтоб был какой-то упор. Татьяну сажу за руль, чтоб держала тормоз на всякий случай. В этот момент слышу по рации от ребят, которые уехали выше, что на спуск едет УРАЛ вахта, кричу им, чтоб они его тормозили, иначе мы тут не разъедемся.
Выхожу, достаю динамическую стропу, раскатываю, беру его на буксир. И вот в таком положении приходится тронуться самому и при этом дернуть машину. Включаю 1-ю пониженную передачу, газ в пол, трогаюсь, дергаю прицепленную машину, динамическая стропа сглаживает рывок, и мы трогаемся в горку. Поднял его на прицепе еще на 2 поворота выше, чтоб наверняка он тут больше не забуксовал.
Дальше он своим ходом.
На следующем повороте, в том месте, где другие машины ожидали, когда рассосется пробка, мы встречаем наших питерских путешественников, которых мы повстречали около курумника, когда мы возвращались с Укока, а они наоборот ехали туда (об этом написано в третьей части отчета https://travel.drom.ru/27951/)
Дальше наверх все заехали без каких-либо проблем и сразу двинулись дальше.
Небольшая остановка для фото у Красных ворот.
Чистюля :) Для такого кадра пришлось все лужи собрать в долине реки Чулышман.
Проехав 172 км от ЮБТО, в 17:15 мы были в Акташе, заправили полные баки, пообедали и решили ехать в направлении Горно-Алтайска, и за час до наступления темноты найти место для ночевки на какой-нибудь базе.
О перевалах на Чуйском тракте я читал в других отчетах путешественников. И у меня сложилось такое впечатление, что они большие, крутые и с затяжными подьемами и слепыми поворотами. Одним словом, я приготовился к тяжелым перевалам. Но каково было мое разочарование, когда я не ощутил всей сложности прохождения этих перевалов, какой я ожидал. Видимо, потому что дорога Кызыл-Абакан проходит через Саянские горы, и перевал «Полка», по моему мнению, намного сложнее, особенно когда видимость до 10 метров, туман это или буран в зимнее время.
Время подходило к вечеру, и мы стали искать свободные места на базах отдыха, но свободных мест не было. В сумерках мы заехали в Ондугай, нашли одну из баз отдыха «Барская усадьба», большая и красивая, там еще сам хозяин на сцене поет, может, кто узнает это место, но там свободных мест не оказалось.
Поехали дальше до следующей гостинцы «Кок Бору». Но там всем места не хватало.
Был еще один вариант. Туркомплекс АиЛ, в который мы поехали на разведку с Татьяной.
Место нашли с трудом, но практически сразу. Несмотря на темное время суток и начавшийся ливень. И там мест не оказалось, но можно было расположиться в шатре-кафе, на тот момент недействующим, зато имелся деревянный настил и не под дождем.
http://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=1813
Связался с нашей группой, которая осталась в Ондугае. Переговорив, решили поселиться в гостинице «Кок Бору», т.к. на этой базе хоть и можно было заночевать, но баня была занята уже до самой ночи, а помыться хотелось.
Вернулись мы в Ондугай в 21:30.
Наши коллеги туристы уже вовсю селились в 2 комнаты на всю толпу, не хватило двух койко-мест, и мы благополучно разместили двух человек на полу в проходах между кроватями в спальниках, предварительно согласовав этот нюанс с администрацией. Они, конечно же, были не против и нам хорошо. Кстати, одним из счастливчиков обладателя «пятизвездочного» ночного места в проходе между кроватями был я. А кто второй, этого я уже не помню (2,5 года уже прошло на сегодняшний день написания отчета). А вот с душем нам повезло, вода была, и она была теплая. В отличие от гостиницы в Кош-Агач, когды мы только еще ехали на Укок.
За день пройдено 339 км, общий пробег всего путешествия 2191 км.
День пятнадцатый, 28 июля 2013 года, воскресенье
Сегодня проснулись рано, дорога предстояла длинная, позавтракали, собрались и в путь.
Сегодня мне необходимо доехать до Новокузнецка, а экипаж из Омска и Ачинска разъезжаются по домам.
Дорогу по Чуйскому тракту особо описывать не буду.
Проехав 80 км, в 08:50 были в Шебалино, заправка 33 л.
В 10:20 (170 км проехали) мы подъехали к Горно-Алтайску, где перед городом остановились в кафешке «Соузга», пообедали, пообщались на дорожку и, попрощавшися со всеми, мы с Татьяной поехали в Новокузнецк.
Вариантов пути до Новокузнека было 2. По асфальту и по грунтовке. Естественно, я выбрал вариант по грунтовке, через Турочак и Таштагол, т.к. дрога проходит через таежные места, которые мне очень хотелось посмотреть.
В 14:00 (325 км проехали) заправка в Турочак 25 л.
Пассажиры на номере.
Если мне память не изменяет, то расстояние по грунтовке составляет 100 км от н.п. Турочак и до н.п. Таштагол. Как раз посередине этого участка проходит граница между Горным Алтаем и Кемеровской областью. И вот со стороны Горного Алтая этот участок грунтовки очень ужасный, яма на яме, как в мае 1945 под Берлином, скорость от 30 и до 50 км/ч, что очень медленно для нас, а времени очень мало. А вот когда я въехал на территорию Кемеровской области, то дорога была такого качества, что до самого асфальта я думал, что еду по асфальту!!!
В 16:05 (415 км проехали) были в Таштаголе, прошли ходом.
Проведя весь день за рулем, я кое-как разогнулся, когда вышел из машины около одного из кафе по дороге.
По дороге, где-то после Таштагола, был ремонт дороги, была грунтовка. И все те пузотерки, которые нас обгоняли на асфальте, плелись не больше 30-40 км/ч, как же было их приятно обходить на скорости 90 км/ч, только приходилось брать ближе к противоположному краю дороги, чтоб не закидывать их лобовые стекла мелкими камнями из-под колес.
К Новокузнецку мы подъезжали в районе 6 часов вечера, по направлению к городу была большая вереница машин. Люди возвращались с дач, деревень, после выходных в город. И почему-то эта вся бесконечная колонна-вереница двигалась очень и очень медленно. Пришлось, конечно, их всех обгонять, хорошо, что дорога была широкой, но все равно Татьяна почему-то пугалась, за все время в путешествии я не видел у нее такого лица. Но она мужественно молчала. Молодец.
Перед въездом в Новокузнецк я созвонился с нашим 10-м участником путешествия, Андреем.
В город мы приехали в 19:00. Проехали 571 км.
Андрей нас встретил на въезде в город. Вышли, поздоровались, познакомились, определились по дальнейшим планам.
Андрей проводил нас до гостиници, где мы оставили Татьяну. Пообщавшись с Андреем, мы разъехалсь до следующего дня. Я поехал посетить одних родственников и остаться ночевать у других. Так же в это время Юра выдвигался от своих родственников с Алтая, и на утро мы должны все вместе встретиться в Новокузнецке и продолжить движение в Хакасию через тайгу.
За день пройдено 630 км, общий пробег всего путешествия 2821 км.
День шестнадцатый, 29 июля 2013 года, понедельник
И правда говорят: «Понедельник день тяжелый», но об этом немного позже.
Утром, со всеми созвонившись и договорившись, где и во сколько встречаемся, я поехал в гостиницу за Татьяной. Потом мы встретились с Андреем и его семьей: женой Татьяной и дочками Аней и Ульяной. К сожалению, коллективного фото у нас нет, видимо, в свете описанных ниже событий, было не до фотографий. После этого встретились с Юрой, он отдыхал, ожидая нас на выезде из города, и мы благополучно выехали из города, вперед навстречу приключениям.
Эти самые приключения нас долго ждать не заставили. Уже точно не помню, сколько километров мы отъехали от города, 30 или 50.
Дорога узкая. По одному направлению в каждую сторону. Машин много, плотность движения большая, а скорость маленькая, ехали примерно 60 км/ч. За мной ехал Юра, как вдруг неожиданно заднее колесо заклинило, и машина стала резко тормозить, да так, что Юра едва успел сам остановиться, не врезавшись в меня. У меня, естественно, шоковое состояние, что это БЫЛО и что БУДЕТ дальше. Я вышел из машины, тут уже и Юра с Андреем подошли. Собравшись около заднего левого колеса, стали выяснять, в чем причина. Подняли машину на хайджеке, колесо не крутится. Подумали, что закусило тормозную колодку. Снимаю колесо, сдергиваю тормозной барабан, там все на своих местах, а вот полуось стоит мертво, ни туды ни сюды, сцука. Откручиваю гайки крепления полуоси и с помощью молотка кое-как ее выбиваем наружу. Фото, думаю, комментировать не надо.
Я, конечно, снова в панике, очередной и уже третий раз за все путешествие, сначала проводка сгорела, потом пружина лопнула, а теперь еще и подшипник мхом покрылся, японский бох.
Но тут Андрей берет ситуацию в свои руки. Решаем с ним ехать в город для поиска подшипника и устранения поломки, а Юра остается загорать на месте «форс мажора».
Андрею тут, конечно, хочу сказать отдельное спасибо за оказанную помощь. Мы объехали весь город, все магазины, где бы только мог быть такой подшипник, но этой заразы нигде не было. Оказался на редкость редкий размер, по интернету посмотрели, применяется только на трех машинах такой подшипник (может и еще где, но применение по каталогу я нашел только к трем машинам). Я снова в панике, подшипника нигде нет, что делать. Я-то ладно, вот людей не хотелось подводить, запланировали вместе попутешествовать, проехать конечную часть маршрута, а тут на те вам: «наелись мяса». Но тут Андрей снова берет ситуацию в свои руки. Сейчас, говорит, поедем искать похожий, а потом к токарю. В магазине подшипников находим рядный подшипник и едем к знакомому токарю Андрея. И по дороге заезжаем еще в один магазин, в котором я вижу на витрине очень похожий подшипник, который нам нужен, этот оказывается от нивы передний ступичный конусный, мы его покупаем и быстрее к токарю. Токарь оказался хороший и вытачивает нам кольцо на подшипник, чтоб он подходил по внешнему диаметру и шайбу, чтоб он подходил по толщине.
Мы сразу же идем на ближайшее СТО, которое находится почти за углом, где работают знакомые Андрея. Показываем причину нашего беспокойства.
С мастером начинаем извлечение пострадавшего подшипника и установку на его место нового модернизированного.
И при установке в момент затяжки гайки, выясняется, что она давит на шайбу и тем самым фиксирует целиком весь подшипник, после чего, естественно, он перестает крутиться. Мы снова полуось в зубы и к токарю, он как раз собрался идти домой, ловим его на лету и просим сделать упорное кольцо. Токарь, конечно, молодец, делает нам кольцо, но, видимо, ленится из цельного прута железа точить и делает его из обычной трубы. Естественно, оно получается тонкостенное, каким боком нам это потом вылезет, на тот момент мы не знали и поэтому, счастливые, хватаем кольцо и снова на СТО. Там все ставим на свои места, подшипник крутится, мы радостные. Едем к нашим загорающим туристам, которые тем временем щелкают семечки.
Обратите внимание, какая прекрасная на улице погода, но это не надолго.
И проезжая часть дороги узкая, машины там к тому времени уже носились далеко не с маленькой скоростью, иногда возникало чувство, что вот-вот наедут нам на пятки в тот момент, когда мы занимались ремонтом.
Ну вот, я про погоду не дорассказал. В то время, когда мы возвращались к месту поломки, на нас шла здоровая туча, нет она была просто офигенная, не-не, она была просто пииииии….цццц какая большая.
Приехав к машине, мы начали установку полуоси на место с новым модернизированным подшипником. Несмотря на то, что полуось встала, как родная, у меня было опасение, что после установки, в процессе эксплуатации что-нибудь пойдет не так, и мое колесо на ходу вылетит куда-нибудь нафиг.
Уже вовсю шел дождь, под ногами образовался ручей, и я вовсю материл проезжающих мимо водителей, которые, не снижая скорости, проносились мимо, от чего воды на нас оказывалось еще больше. Уже мокрый я собрал все вещи в машину и, раздевшись до трусов, потому что все остальное было мокро, как и то, что на мне осталось тоже, я залез в машину, на сиденье пришлось кинуть ненужные вещи, чтобы хоть как-то не замочить его.
В 19:00 начинаем движение с новым-модернизированным подшипником, на улице льет, как из ведра. Нечего не видно, дак еще и все окна запотели. В процессе движения у меня возникает чувство, что в задней полуоси что-то происходит не так, как будто железо трет о железо и, вообще, что там сейчас все сломается. Остановиться, поднять домкратом и покрутить колесо — проверить, нет возможности, на улице льет, как из ведра. Доехав до заправки с большой крышей, паркуюсь под ней, беру хайджек, поднимаю машину, и на мое удивление, колесо крутится очень хорошо. Наш подшипник работает. Едем дальше, но чувство тревоги все равно не покидает всю дорогу.
Время уже вечернее, нам надо проехать как можно дальше. Проезжаем Междуреченск. В 20:30 (105 км проехал) в Майзасе уже в сумерках не сразу нашли поворот на понтонный мост через р. Томь.
Фото из интернета:
И уже в темноте едем до Ортона, это минимальное расстояние, которое нам сегодня необходимо проехать. Эх, как жаль, что в темноте просмотрим всю красоту тайги!
В 22:35 (177 км проехали) доехав до Ортона, решили еще немного проехать вперед и найти подходящее место для ночевки. Но места так и не нашлось, только одна дорога, по краям которой высокая трава, деревья и ни одной полянки, либо подходящего для разбития лагеря спуска к речке. По моей памяти, километров через 7 от поселка впереди должен быть домик, в котором живут работяги, которые в этих местах рубят лес и строят дома. Если бы этот домик оказался свободным, то можно было бы остановиться в нем. Приехав на место уже в полной темноте, даже не помню сколько время, но уже, наверно, ближе к полуночи, я постучался в домик, оттуда вышел парень. Больше никого не было. По факту домик оказался занят, немного пообщавшись, мы решили вернуться немного назад, где было небольшое подобие полянки.
В 23:30 закончили движение. Полянка была под уклоном и совсем небольшой, между дорогой и речкой. Машины припарковали так, что они практически остались стоять на проезжей части. Поставили палатки. Наши девушки-путешественницы накрыли стол. Андрей приготовил шашлыки, а я разлил по стаканам. Вкусно покушали и пошли спать. Погода ночью была плохой, шел дождь. В этих краях всегда так, постоянно дожди, на дороге всегда лужи, я бы даже сказал, что дорога — это и есть одна сплошная лужа.
За день пройдено 184 км, общий пробег всего путешествия 3005 км.
День семнадцатый, 30 июля 2013 года, вторник
Утро было обычное. Проснулись, поели, собрали вещи и в путь. Оказалось, что утром проезжал УРАЛ, но я его не слышал, видимо, вчерашняя суета дала о себе знать, и сон был крепким.
Приподняв машину на домкрате, проверил колесо. Вроде все на месте, ну что ж, теперь можно и в путь. Наша сегодняшняя цель доехать до Хакасии. Юра едет в деревню под Минусинском к родителям, а мы с Андреем держим путь до Саяно-Шушенской ГЭС и оттуда куда глаза глядят. Доехать бы еще с этим «ноухау-подшипником».
В 08:30 старт.
Вся дорога выглядит примерно так.
В таком месте трудно выбрать место для ночевки, тем более что времени уже не было, была ночь, и нужно было тормозить. Но я хочу сказать, что на этом участке тайги в 52 км между Ортоном и выездом на дорогу Балыкса—Аскиз есть красивые места и, если поедете тут, то обязательно планируйте остановку на ночь.
Вот видео этого участка дороги. Кому-то оно может показаться скучным, но для кого интересен этот маршрут, тому будет полезно посмотреть, какая там дорога, в конце видео видно сколько по дороге луж.
Видео снимал на нокиа с 2-пиксельной камерой, на ходу, одной рукой, другой еще скорости иногда переключал, а руль зубами держал )))))
А также вот тут есть фотографии этого участка
https://my.mail.ru/mail/valera0261/photo/78
и немного видео
https://my.mail.ru/mail/valera0261/video/_myvideo/3.html
Этот участок я в 2011 или 2012 году осенью проезжал один.
В 11:45 (49 км проехали) мы на развилке на Балыксу—Аскиз. Уходим в сторону Аскиза.
В 12:25 (83 км проехали) проезжаем В. Тёи.
И вот он первый асфальт, в 13:00 (112 км проехали) , это мы остановились в магазин на въезде в н.п. Бирикчуль.
Немного передохнули, купили мороженного, попили чай и в 13:30 едем дальше.
В 15:30 (это с учетом того, что часы перевели на час вперед) в Аскизе мы разьехались, Юра в деревню, а мы на СШ ГЭС. Но с Юрой мы договорились, что вечером к нему приедем.
Хакасия нас встретила пасмурной погодой.
В 17:00 (265 проехали) выехали из Саяногорска.
В 17:30 (295 км проехали) приехали на Саяно-Шушенскую ГЭС.
Обводной канал.
Погода не айс, но немного погодя дождик прекратился.
Примерно в 3 км от ГЭС мы с Андреем съехали к берегу Енисея и очень вкусно пообедали, спасибо Татьяне и Татьяне. И успели закончить вовремя, как только все убрали по машинам, пошел сильный ливень.
И в 18:55 мы продолжили движение в направлении Абакана.
В 20:20 (394 км проехали) перед Абаканом мы с Андреем попрощались, он с семьей поехал отдыхать на озеро Белё, а мы с Татьяной в гости к Юре.
В 21:00 приехали к Юре.
За день пройдено 440 км.
В деревне мы с Юрой по сиротски так сели около дома, взяли немного закуски, открыли бутулочку и выпили за окончание нашего ПУТЕШЕСТВИЯ. Потом еще в баню сходили, пива попили…..
Все, путешествие закончилось. Даже как-то грустно.
На следующий день, проверив колесо, которое крутилось и вроде держалось, не подавая никаких признаков поломки, мы с Татьяной поехали в Шушенское. Я ей обещал показать деревню Ленина. Прокатались мы полдня. Вернувшись в деревню к Юре, после очередной проверки колеса, я обнаружил большой люфт. Разобрав и вытащив полуось,
увидел, что то самое тонкостенное кольцо, которое токарь в Новокузнецке сделал из трубы, его просто-напросто разбило и сплющило. Надо было что-то делать. Мне еще до Кызыла ехать 400 км. Взяв полуось, мы с Юрой едем к местному мастеру на все руки. У него в гараже имелось все необходимое для ремонта. И вот что-то обточив, подставив шайбочку, закручиваю все обратно. Возвращаемся к машине, ставим на место. Вроде все в норме.
Прощаюсь со всеми и в надежде на лучшее выдвигаюсь в сторону дома.
Но счастье мое длилось недолго. Километров через 20, перед Минусинском, на заправке я обнаруживаю, что из моста, со стороны «ноу хау-подшипника», течет масло, и по моим рассчетам оно вытекло почти все. Деваться некуда, еду до Абакана. Вскрытие показало, что после очередных переделок, сальник сточился об шайбу, и через него вытекло масло. В Абакане оставляю машину до лучших времен. Тут же заказываю подшипник в экзисте, который придет только через 2 недели. И наутро еду домой в Кызыл на автобусе. Потом через 2 недели вернулся в Абакан, поставил новый подшипник и сальники. После чего машина благополучно вернулась в Кызыл.
Пробег всего путешествия от Кызыла и до Юриного домика в деревне составил 3445 км.
Если сюда взять поездку в Шушенское и возвращение в Кызыл, то мое пройденное расстояние в путешествии 4200 км.
Написание последней части отчета сильно затянулось, за это время у меня подрос старший сын (собственно, он и не давал возможности спокойно работать за компьютером) и появился на свет еще один сын. Но лучше поздно, чем никогда. При написании первых трех частей отчета, текст корректировался и дополнялся другими участниками. Эту часть отчета я решил написать сам, потому что времени корректировать и дополнять текст с другими участниками путешествия у меня просто напросто не было.
В течение полугода я время от времени делал черновики, выбирал фото. И за последние три ночи собрал все в кучу. Жаль, конечно, что нет времени из видео сделать хороший ролик, поэтому пришлось выкладывать такие кусочки необработанного видео.
Всем большое спасибо за участие в путешествии.
P.S. Я жду, когда подрастут мои дети, и обязательно повторю этот маршрут.