|
Многие начинающие автопутешественники задаются вопросом: как составить свой, персональный, где-то даже уникальный, очень увлекательный и запоминающийся маршрут для путешествия.
Я расскажу, как! Для начала, вам хорошо было бы решить: куда бы вы хотели съездить и зачем? Скорее всего, вы хотите отдохнуть, сменить обстановку или просто уехать от быта (от всего вот этого!). Возможно, у вас ограничено время отпуска, и вам нужна этакая «блиц-поездка», которая подразумевает резкую смену обстановки, впечатлений, стремление увидеть как можно больше (мое самое любимое). Такая поездка должна быть напряжённой, дающей возможность получить максимальный объём информации, и создать ощущение того, что отпуск был в несколько раз длительнее, чем в реальности, ведь так много можно увидеть и узнать за короткий промежуток времени. А можно путешествовать размеренно: с чувством, с толком, с расстановкой. Если позволяет время. Самое главное, и я в это искренне верю, вы хотите увидеть Мир своими глазами! Увидеть всю красоту нашей страны, а, может быть, и всей планеты! Ведь главное в путешествиях — интерес, любопытство, тяга к познанию, вкус жизни! Если хоть с чем-то из перечисленного вы согласны, тогда вы читаете нужную статью.
Если говорить очень-очень кратко, то маршрут моделируется таким образом:
Ну, а если разложить все по полочкам, как это делаю я, то прошу вашего внимания, и приступаю:
Часть 1. Саяны
Итак, открыв большую карту, вижу, что Саяны расположены на достаточно обширной территории. И решаю, что в этот раз нам будет интересно побывать в Западной их части, где расположена Республика Хакасия — регион с древними местами силы, красивой природой и несколько непривычным, для нас, образом жизни.
От чего я отталкивалась в этот раз? И от чего должны отталкиваться все путешественники, планирующие поездку? Мы определяем Цель — это то место, которое вы хотите посетить именно в этой поездке, обязательно, например, давно об этом мечтаете или кто-то посоветовал и вам понравилась эта идея. А затем к этой Цели прокладывается маршрут на карте. Я, например, давно хотела побывать на Саяно-Шушенской ГЭС. Поэтому предложила ребятам именно этот район, и, ура! со мной все согласились! Это место и будет нашей ЦЕЛЬЮ! Поэтому делаю следующий шаг — прокладываю на карте маршрут от своего дома к цели нашего будущего путешествия:
Новосибирск — Саяно-Шушенская ГЭС
Получается такая картинка: расстояние 1010 километров и, примерно, 16 часов в пути. Можно доехать за один длинный и тяжелый ходовой день, никуда больше не заезжая и нигде не останавливаясь, или разбить путь на два дня по 500 км (плюс-минус), с передышками, отдыхом и заездом на интересные достопримечательности. Мне больше по душе второй вариант, поэтому перехожу к следующему пункту: выбираю достопримечательности, места для перекусов и ночевок. Ищу в интернете и в отчётах авто-путешественников, что интересного расположено по нашему пути. Я считаю, что путешествие будет неполноценным, если мы поедем только на ГЭС, и ничего больше не посмотрим. Делаю запросы в браузере: «Что посмотреть в Хакасии», «Достопримечательности Хакасии», «Топ мест в Хакасии», «В Хакасию на автомобиле»... Выбираю, что из выдаваемого на запрос было бы интересно посетить именно мне и моим друзьям. Читаю различные отчёты авто-путешественников, предложения разных туристических фирм и прочие сайты.
Глаз цепляется за слово «Сундуки», о них пишут во многих источниках. Очень любопытно! Забиваю в поисковике браузера это слово, изучаю, что о них известно. Прихожу к выводу, что: Да! Это мне нравится! Смотрю их расположение на карте — они в пределах нашего пути, значит, мы туда обязательно заедем. Ставлю галочку! Я не стану здесь описывать сами достопримечательности, я о них писала в рассказе о самом, состоявшемся уже, путешествии, если кому-то из вас интересно, то можно прочитать о нём тут.
Неподалеку от «Сундуков» расположено множество соленых озер, таких как Беле, Шира. Купание в них и отдых на их побережье нас вообще не интересует, поэтому — мимо.
Чуть дальше находится менее интересный, но живописный Туимский провал — ставлю его в список, посетим, если позволит время.
Узнала о том, что в Хакасии существует множество различных пещер. Никогда в них раньше не бывала, а было бы любопытно. Изучив вопрос, выбираю ту, что, во-первых, ближе по доступности, которую, во-вторых, можно посетить самостоятельно, и, в-третьих, без специального оборудования. По всем пунктам идеально подошла Археологическая пещера. А в непосредственной близости от неё наш с Надюшкой отец — опытный путешественник и альпинист — порекомендовал отличную базу для ночевки: Июс Тревел.
Снова любопытно! В одном из предложений туроператоров по Хакасии нашла заметку про Тропу Предков. Почитала подробнее — еще одна галочка!
Представьте себя стоящим на этом склоне, и смотрящим вперед! И пусть воображение продолжит картинку на 360 градусов вокруг. Ну какова красота!
Просматривая и изучая сведения о Тропе Предков, натыкаюсь на строки о Долине Царей Хакасии. Откликнулось сразу! То, что доктор прописал! Снова галочка!
Большой Салбыкский Курган в Долине Царей. Хакасия
Было еще несколько мест, почитав про которые, я поняла, что они гораздо менее интересны для нас, поэтому не стала вносить их в список. Очень заинтересовали Ивановские озера, но выяснилось, что они достаточно труднодоступны и находятся в стороне от маршрута, а для того, чтобы попасть на них, нужно потратить много времени, и не факт, что можно доехать туда на машинах. Поэтому я зарезервировала их для отдельной поездки, как-нибудь в следующий раз.
Музеи мы смотрим тоже по своему вкусу, и те, что нам по пути.
Новосибирск — Сундуки — Туимский провал — Археологическая пещера — Тропа предков — Долина Царей — СШ ГЭС
Итак, сверившись с картой, ставлю выбранные достопримечательности в порядке последовательности от дома к СШ ГЭС: «Сундуки», неподалеку от них — Туимский провал, чуть дальше «Тропа предков» — замечательной красоты прогулочная, но очень непростая, а ещё Археологическая пещера и Долина Царей. Разнообразие! И все эти локации располагаются практически по пути к Саяно-Шушенской ГЭС, по крайней мере, в отдалении от основной дороги не более чем на 30-50 километров, а для поездки на автомобиле это совсем незначительное расстояние.
Внимательно изучаю технические стороны дороги, возможность и скорость подъезда к этим достопримечательностям. Распечатываю сведения о них, чтобы обновить их в памяти, когда прибудем на место. Внимательно читаю отзывы путешественников об интересностях, дороге и времени, необходимого для доезда. Чтобы понять, сколько времени займет дорога, смотрю это в Яндекс.картах и в отчетах. Кстати, обратите внимание, что онлайн-карты не всегда корректно показывают время, за которое можно преодолеть необходимое расстояние, особенно по грунтовым дорогам, в основном, значительно преуменьшая его. В картах опять же внимательно просматриваю весь маршрут, на слое гибрид, там хорошо видно, при многократном увеличении: дороги, что интересного расположено поблизости, смотрю, куда ведут разные своротки, а вдруг там тоже есть что-то интересное! И иногда оно — интересное — попадается! На карте звездочками отмечены достопримечательности, о большинстве из них — много информации, о многих можно что-нибудь найти, о некоторых из них — ничего не сказано на просторах интернета.
Первый «Сундук» на карте на слое гибрид, при многократном увеличении. Достопримечательности отмечены звездочками.
Далее я расписываю план, уже подробный. Выглядит он так. В первый день заезжаем в Хакасию и ночуем неподалеку от Сундуков, больше реально ничего не успеваем. Для ночевки в этом районе была рекомендована и выбрана база отдыха «Пасека». Пробег составит 710 километров.
Утром второго дня — Сундуки, это займёт часа три-четыре, дальше обед, после которого — Туимский провал, на дорогу час, и там погулять, это тоже пару часов. И тогда уже едем к Археологической пещере. Ночуем неподалеку, на базе «Июс-Тревел». Пробег около 170 километров.
«Пасека» — Сундуки — Туимский провал — «Июс-Тревел»
Утром дня третьего — пещера, после нее обед, и затем «прогулка» по Тропе предков. Затем едем в сторону Долины Царей Хакасии. Прикидываю расстояние и понимаю, что в этот день мы не успеем до темноты. Поэтому по плану встаёт ночёвка в том районе, где-нибудь неподалеку от Долины. Проедем примерно 232 километра.
«Июс-Тревел» — Археологическая пещера — Тропа предков — Долина Царей
На четвертый день — посещение Долины Царей, после которой обедаем и едем на Саяно-Шушенскую ГЭС. Там же и заночуем. С учетом пробега по долине — около 200 километров.
По этому фото из интернета я рассматривала пути подъезда к плотине. Наивная... Туда не пускают никого вооруженные охранники, все огорожено забором с колючей проволокой
Гостиницы, базы отдыха, турбазы, квартиры заранее не бронирую никогда. Оставляю нам свободу выбора. Да и разные факторы могут помешать своевременному заселению, например, задержка в пути, погодные условия и что-то еще, что невозможно предусмотреть заранее. А еще в наших автомобилях построены спальники, поэтому мы можем путешествовать совершенно автономно. Уже на маршруте, утром, понимая, где будем находиться к вечеру, можем, для разнообразия, забронировать что-нибудь на будущую ночь.
Этот отпуск предполагается двухнедельным, и я понимаю, что у нас останется ещё достаточно много времени, поэтому смотрю, куда ещё в тех краях можно было бы заехать.
Куда ещё поедем? С Хакасией граничит Республика Тыва, и это тоже Саянские горы! И там тоже очень красиво. А мы там не бывали никогда. Такой шанс! Смотрю и читаю в разных источниках, как там и куда проехать и заехать, сверяюсь по карте: чтобы не кататься туда-сюда по одним и тем же дорогам. Нахожу круговой маршрут — заезжаем в Тыву через Абазу и красивейший Сотый перевал, а выезжаем через Красноярский край. Круто! Едем!
Закольцевав таким образом маршрут, за одну поездку мы увидим максимум красивых и интересных мест, обогатим свое мировоззрение, расширим границы своего сознания — ни больше, ни меньше!
Много начиталась об опасностях Тывы, о недружелюбно настроенных к туристам местных жителях. К тому же, по карте видно, что часть дороги выделена серым цветом — это говорит о плохом качестве дорожного покрытия. И все это накладывает корректировки на будущий маршрут, так как быстро по такой дороге не проедешь.
Весь пятый день уйдет на дорогу. Для ночёвки нахожу турбазу «Снежный Барс», неподалеку от Саянского (Сотого) перевала, на границе Хакасии и Тывы.
В нескольких десятках километрах от базы живет Агафья Лыкова
До турбазы от СШ ГЭС чуть более 300 километров, в которые входит очень живописная дорога и преодоление очень красивого Канжульского перевала.
Так как пробег в этот день не такой уж и большой, то можно будет сориентироваться и по пути заехать в какой-нибудь музей, я по карте увидела не менее пяти штук. А турбаза «Снежный Барс» для ночевки выбрана по двум причинам: первая причина — это единственная турбаза после городка Абаза, и других в этих глухих местах не имеется, а вторая — потому, что следующая ночёвка должна быть уже в Кызыле — это столица Тывы, так как там относительно безопасно для туристов, по сравнению с другими населенными пунктами Тывы, а дорога до него не очень хорошего качества, которую за день как раз можно и преодолеть. Соответственно, рассчитала всё с учётом этого. Обед шестого дня я запланировала в Чадане, на родине Сергея Шойгу, в надежде, что жители этого города не уронят честь своего знаменитого земляка и не предпримут попытку напасть на проезжих туристов. Из достопримечательностей в этот день можно будет успеть посетить только что-нибудь одно и очень значительное. И я нахожу на карте Буддийскую нишу — древнюю, сильную и намоленную. Туда мы как раз успеем заехать. Итого 480 километров. Ужинать и ночевать будем уже в Кызыле.
«Снежный барс» — Сотый (саянский) перевал — Чадан — Буддийская ниша — Кызыл
В столице Республики Тыва, в Кызыле, есть Национальный музей Республики Тыва, в котором расположена экспозиция «Золото Скифов». Очень интересно! Обязательно к посещению! Седьмой день будет посвящен ему и прогулке по Кызылу.
Ну, а дальше по плану — возвращение домой через Красноярский край — 1300 километров неспешного доезда.
Весь маршрут был готов еще до новогодних праздников, а весной случилось важное открытие! Уже не вспомню тот момент, откуда и от кого мне пришла информация про озеро Тере-Холь в Тыве, и о том, что на этом озере есть остров, на котором находятся развалины древней уйгурской крепости Пор-Бажын. Это была самая настоящая находка! Изучила эту тему, и меня зацепило настолько сильно, что она стала гораздо важнее, чем цель посетить Саяно-Шушенскую ГЭС. Поделилась этой информацией с ребятами, и им тоже настолько зашло, что теперь это стало главной целью поездки. Саяно-Шушенская ГЭС с этого момента является лишь промежуточным пунктом. Поездка к озеру ожидалась непростой, даже сложной. Это очень труднодоступное, отдаленное и глухое место. В доступе очень мало подробной информации о дороге к озеру. Нашла на «дроме» отчёт о маршруте, но они смогли преодолеть только половину пути, к моему и их большому сожалению. В основном, везде пишут, что людей туда доставляют на вертолете или на очень проходимых автомобилях. Там бывали Путин и Шойгу, в крепости велись археологические раскопки.
Все! Невтерпеж! Из Кызыла — прямиком к нему! Не факт, что доедем, но попытка состоится, однозначно! Глеб сказал, что возьмёт с собой резиновую лодку, так как крепость расположена на острове посреди озера. А мостик, который виден на фотографии, от времени уже разрушен. Сколько дней займет дорога, понять очень сложно. Закладываю, с запасом, неделю: добраться до озера, побывать в крепости, отдохнуть, и обратно. Из Кызыла до озера 440 километров: до Эрзина 220 по асфальту, и затем ещё столько же, уже неведомых для нас, километров. Пишут, что там множество бродов и горных перевалов.
Позже, на карте, обнаружила другую возможную дорогу, как вариант, для возвращения с озера, более короткую. По не менее непознанной дороге всего 320 километров. На ней отмечена паромная переправа через Малый Енисей.
Весь этот путь (Кызыл — озеро Тере-Холь — Кызыл) казался загадочным и сказочным. Мы, все четверо, были в предвкушении. Но, в то же время, томились неизвестностью: доедем или нет?
На обратный путь, из Кызыла — домой, который будет проходить по территории Красноярского края, заложила еще около трех-четырех дней. На эти дни в планах появилось новое: заехать на смотровую площадку, совсем не организованную (вообще-то там ретранслятор, а не смотровая), с видом на Ергаки (гора Василия Рогового); преодолеть Буйбинский перевал, с так называемой «полкой» – противолавинной галереей. Это все я опять же нашла в отчетах и на картах. Еще хотелось бы заехать в село Шушенское, посетить музей-ссылку Владимира Ильича. Далее — Абакан, в нем парк Сады Мечты. Ну и все, собственно. Дальше уже домой. Ну ооочень насыщенный план у меня получился.
Кызыл — гора Василия Рогового — Шушенское — Новосибирск
Забегая вперед, расскажу! Поездка состоялась в июне 2021 года. Жизнь, как водится, внесла свои коррективы в маршрут. Перед самым отъездом пришла информация, что март в Сибири оказался холодным и очень снежным, осадков выпало в два раза больше нормы, земля сильно промерзла, весна была холодная, и теперь, в июне, который стал резко жарким, началось таяние снега в горах, а так как грунт еще не оттаял, воде некуда впитываться, паводок ожидался более чем мощным. Мы готовились к тому, что будет высок риск не попасть на Тере-Холь из-за разлива рек. Мы своими глазами видели Енисей, вышедший из берегов, на Саяно-Шушенской ГЭС был запущен береговой водосброс, что большая редкость, в этом нам повезло — выглядит зрелищно! По Хакасии, в общем, все прошло по плану.
Береговой водосброс на Саяно-Шушенской ГЭС
От Кызыла до Эрзина добрались по прекрасному асфальту за 3 часа. Переночевали там в гостинице. И погрузились в бездорожье, броды, поднимая пар от тормозных колодок, преодолевая сумасшедшие перевалы, гнилой лед, крутые спуски и подъемы, дорога, если «это» можно так назвать, временами совпадала с руслом рек, была устлана булыжниками размером с колесо, и прочими «прелестями». И так 220 километров. День пути туда, точнее, около 13-15 часов. НО! Какая красота там вокруг!!! Ни в сказке сказать, ни пером описать. Смотреть всем! Своими глазами!
Наутро сплавали на лодке к крепости, напитались духом времен, погуляли по острову, а вернувшись с него — порыбачили. В озере водится щука. Кругом гуси, лебеди, утки и множество других птиц. Гладь озера, как зеркало, отражает облака, синее-синее небо и горы! Это восхитительно!
Тронулись в обратный путь, тем же путем. Второй вариант, с паромом, не рискнули пробовать из-за паводка.
После Кызыла незапланированно заехали в Долину Царей, только уже Тывы, о которой нам рассказали в Национальном Музее. На смотровую Ергаков не попали из-за сильнейшего тумана, «полку» проехали в том же тумане. А Шушенское не посетили уже из-за усталости. Зато память о поездке осталась на всю жизнь! 13 дней красот, новых впечатлений и адреналина. Это было очень эпично!
Подробности поездки на Саяны читайте тут! Я очень старалась описать все наши приключения.
Часть 2. Монголия
Теперь расскажу о подготовке к Монгольским приключениям.
Съездить в Монголию предложил Глеб. 7 августа 2021 он выдал нам:
— Ребята, выношу на ваш суд идею: пустыня Гоби, ледники и рыбалка. Как вам? Я прям заболел Монголией...
В ответ на предложение у нас возникло двоякое чувство: азарт, восторг и предвкушение — с одной стороны, и множество сомнений — с другой! Третья по величине пустыня в мире, 1600 на 800 километров, её площадь превышает площади большинства стран мира, ехать-ехать, не переехать! Пески, барханы, песчаные бури, отсутствие мобильной связи... и цивилизации вообще... Летом температура повышается до 58 градусов!
Монголия. Такая разная. Такая красивая
Глеб нашел информацию про каньон Хэрмэн-Цав, в пустыне Гоби. Говорит: нам НАДО ТУДА! Действительно, стоило только увидеть эти фотографии, мы поняли — надо! Вот срочно, сразу, очень приспичило там побывать!
Каньон Хэрмэн-Цав (листайте галерею)
А раз пошла такая мысль, заработала фантазия, то и до реализации осталось совсем немного! Значит, целью поездки в этот раз становится красивейший Каньон Хэрмэн-Цав, в пустыне Гоби, в Монголии!
Но я очень сомневалась в успехе этой экспедиции. Увидев пустыню... эти пески... При том, что автомобили у нас разные. У Глеба с Надюшкой Mitsubishi Pajero, джип, подготовленный. А у нас с Серёгой — Honda CR-V, кроссовер, на коробке-автомат. Как она поведет себя в песках? Алтай и Саяны Хонда прошла, хоть и с трудом — куда мы там на ней только не заезжали, и в крутые перевалы, и в глубокие броды, по булыжникам и гнилому льду, местами думали, что она уже не вывезет, а она ехала, она умница и трудяжка. Но тут ей посложнее будет... К тому же выяснилось, что в Монголии редко встречаются заправки с 95-м бензином, которым её нужно кормить. Ну, что ж. В Монголию, в любом случае, очень хочется поехать. Машины новой нам купить пока точно не получится. Придется попытаться как-нибудь подготовить Хонду. Хотя, на самом деле, в поездку надо готовить любой автомобиль, даже самый крутой джип.
В общем, несмотря ни на что составляю маршрут. И это уже будет сложнее создания маршрута на Саяны. Нужно учесть разные нюансы, помнить, что мы окажемся в незнакомом для себя пространстве — в стране с другим климатом, иными нормами поведения, непривычной едой, замедленным ритмом жизни, особенным графиком работы различных заведений, своим национальным колоритом, разнообразным и непростым ландшафтом.
Важный факт: половина жителей Монголии проживает в одном городе — в столице, в Улан-Баторе, остальная половина — рассеяна по бескрайним просторам страны, а это ни много ни мало полтора миллиона квадратных километров! Соответственно, плотность населения составляет всего 2 человека на квадратный километр. А если выкинуть отсюда плотность населения в Улан-Баторе, то получается еще меньше — 1 человек на километр квадратный. Делаем выводы.
Настраиваю поиск в браузере: «В Монголию на автомобиле», «Что посетить, посмотреть в Монголии», «Достопримечательности Монголии» и т.д. Информации много, самой разнообразной. Читала, как обычно, отчеты на «Дроме», про Монголию тут гораздо больше информации, чем об озере Тере-Холь, но далеко не у всех путешественников получается добраться до Каньона. Но вдруг да нам повезет! Смотрю и выбираю, что нам может понравиться в Монголии ещё, кроме Каньона.
Опаску вызывал языковой барьер. Старшее поколение монголов ещё немного помнит русский язык, а молодежь его не знает, лишь единицы могут немного изъясняться на английском.
Ещё я начиталась, что едят там, в основном, мясо и тесто: бузы, манты, хушуры, пельмени, даже супы у них практически без овощей — в бульоне плавает сало, мясо и пельмени, а чай — это молоко с травой и солью... Знаменитый монгольский суп называется — хуйцаа! Я не материлась сейчас:)) Вот думаю, как же мы это будем переваривать? Наверное, возьмём овощи с собой и будем готовить сами. Но деревьев там почти нет, дров, соответственно, мы не найдем, поэтому надо будет запастись газом и взять с собой газовую плиту.
То, что монголы питаются в основном только мясом, связано с тем, что земледелием в этой стране практически не занимаются, земли глинистые и каменистые, климат сухой, а вот скотоводство у них на первом месте! Поголовье скота на 2022 год в этой стране больше, чем в любой другой — 71,1 миллиона голов. Это, на одного человека, в среднем, получается 21 скотинка! На каждого! Из них: лошадей — 1,5, коров — 1,6, верблюдов — 0,13, овец — 9,6 и коз — 8,2 голов. И, кстати, пустыня Гоби — единственное место на планете, где ещё водятся дикие верблюды.
Наши мужики решили, что поездку мы совершим в августе 2022 года, говорят, что клёв ближе к осени станет лучше. Они предложили заехать на озеро Убсу-Нур, порыбачить. Но я прочитала, что его берега заболочены, поэтому близко не подойти, не подъехать... Поэтому буду искать другие места. Вообще, Монголия славится рыбалкой: говорят, что там реки и озера просто кишат рыбой, считается, что монголы ее не едят, потому и не ловят.
Озеро Убсу-Нур, на карте видно, что вокруг озера — болотистая местность
Я нашла выход по отсутствию 95-го бензина — купим и возьмём с собой присадку, увеличивающую октановое число топлива, и будем заливать в бак вместе с 92-м.
Еще начиталась, что:
— Господи! Нам точно туда надо? Можно я дома останусь? — воскликнула Надюшка. — Какая-то рыбно-мясная пустошь! Ещё и запах!!!
Но нас все это не останавливает, так как несмотря ни на что — там красиво, экстремально, свободно, а больше нам ничего и не надо!
Отыскала информацию, что пустыня Гоби только на 5% состоит из песка, остальное — горы, глина, камни и лава. Читаю и о местных обычаях — много любопытных и важных фактов, которые помечаю для себя в записной книжке.
Прокладываю на карте дорогу от дома к Каньону. Самый короткий путь туда пролегает через Республику Алтай. Поэтому сперва строю маршрут до Ташанты.
Вышло 940 километров. Смотрю дальше — уже по территории Монголии, от границы до самого Каньона, ещё 1300 километров.
Дорога серая — значит плохое качество покрытия. Выясняется, из различных источников, что чем ближе к месту — тем хуже дорога. К тому же, на разных картах она пролегает по разным траекториям, и это странно, немного напрягает. Читаю в сети о дорогах в Монголии — всего 5% асфальтированных! И это не значит, что они хорошего качества! Почти все из них — платные. Мостов тоже нет — реки переезжать только вброд, а там встречаются и вполне себе даже полноводные. А во время, и спустя какое-то время после, осадков в виде дождя, любая, даже самая мелкая речушка превращается в бурную, мощную и глубокую реку. Типичные дороги Монголии выглядят примерно так:
Обдумываю дальнейший путь и понимаю, что даже если мы всё таки доедем до Каньона, то будет скучно возвращаться домой тем же путем. А уж если не доедем — тем более странно будет возвращаться, не солоно хлебавши... Поэтому приходит мысль — закольцевать маршрут, как в Саянской поездке. Тем более что побывать в Монголии и не посетить ее столицу Улан-Батор было бы не про нас — такой вариант вообще не рассматривается. Выношу на обсуждение эту мысль. Мои соучастники со мной соглашаются. Всё! Решение принято! Заезжаем в Монголию через Ташанту, а выезжаем из неё через Эрзин (Республика Тыва). Был у меня и запасной вариант заезда в Россию — Хандагайты — также в Тыве. 6000 километров предварительного пробега: Новосибирск — Ташанта — Ховд — Каньон Хэрмэн-Цав — Даланзадгад — Улан-Батор — Эрзин — Абакан — Новосибирск. И это еще сырой план, без достопримечательностей. Обратите внимание, на снимке карты в Монголии все дороги обозначены серым цветом...
Новосибирск — Ташанта — Ховд — Каньон Хэрмэн-Цав — Даланзадгад — Улан-Батор — Эрзин — Абакан — Новосибирск
Теперь приступаю к построению подробного плана. В первый день проедем 740 километров. Так как мы будем заезжать в Монголию через Горный Алтай, в котором мы бывали не единожды, решила на этот раз попробовать проехать, для разнообразия, по старому тракту перевала Чике-Таман. Интересно же! Затем, уже по традиции, ночуем в Акбоме, «у Егорыча», нам нравится эта база.
Новосибирск — «у Егорыча» (Акбом)
День второй. Рано утром выезжаем, чтобы успеть пройти границу в этот день, очень не хочется там застрять с ночёвкой. Пишут, очереди очень длинные собираются, и сам процесс прохождения границы — не быстрый. Хотелось бы ещё успеть, перед выездом из России, заехать на смотровую площадку с видом на Северо-Чуйский хребет, перед селом Курай, нашла её обозначение, на карте. Шикарный вид, говорят, оттуда! Всего, от «у Егорыча» до Ташанты 206 километров.
А на этом, оказывается, ВСЁ! Детализация плана по дням здесь закончилась! Это потому, что невозможно, даже примерно, предположить, сколько времени мы будем проходить границу, куда и когда успеем доехать, и сможем ли доехать вообще. Так что дальше, в нашем случае, можно только накидать в план интересующие нас точки, места, достопримечательности, в порядке удаления по маршруту. И уже на месте редактировать его (план) по нашим возможностям. Да сопутствует нам удача!
Штудирую интернет и карты. Карты — в максимальном увеличении, разные: гугл, османд, мапсми. Слой — гибрид, на нем видно и дороги и ландшафт, просматриваю каждый сантиметр пути и все вокруг него. Ищу все, что только можно найти. Учитываю все, что нахожу:)))
В январе 2022 года маршрут уже расширился достопримечательностями и вырос до почти 7 тысяч километров, и вот что получилось...
От Ташанты до Цаганнуура 60 км, это расстояние между автомобильными пропускными пунктами России и Монголии, граница. Далее поедем в сторону первого города Монголии под названием Улгий. Там из достопримечательностей нашла только смотровую площадку с видом на город, можно будет посетить.
А впереди по пути — озеро Толбо-Нуур, как вариант для рыбалки. Всего 120 километров.
От озера поедем в сторону Каньона через города Ховд, Булган и Алтай. На этом отрезке ничего особенного не обнаружила, поэтому просто проедем его, глядя по сторонам. От озера Толбо-Нуур до города Алтай — 620 километров.
Озеро Толбо-Нуур — Ховд — Булган — Алтай
Кстати, городов с названием Алтай в Монголии я насчитала три штуки. Не запутаться бы. Да, ещё такой нюанс: на разных картах названия многих городов Монголии указываются по-разному, я не нашла этому объяснения.
От Алтая до Каньона Хэрмэн-Цав еще 520 километров, почти половина из которых пролегает по пустыне Гоби. Это будет самый сложный участок пути. Его хотелось бы просто проехать, и желательно без проблем.
По разным данным, Хэрмэн-Цав представляет собой каньон, состоящий из красного песчаника. Эти удивительные по красоте образования — следы эрозии, сформированные выветриванием. Длина каньона около 20 километров, глубина — около 200 метров. В глубине каньона контрастно выделяется оазис — зеленое живое пятно с вековыми тополями — крайне редкое явление в безводных районах Гоби. Со стороны оазис, как и сам каньон, не виден, а открывается во всей своей красе, только если заедешь вглубь. Вся устьевая часть Хэрмэн-Цава была заполнена окаменелыми останками динозавров, их костями и скелетами, благодаря чему местность получила название «кладбище динозавров». Из-за своей труднодоступности каньон редко посещается даже монголами. Добраться до каньона сложно, путь пролегает через пустыню Гоби, путешественникам рекомендуют ехать группой из нескольких машин, иметь большой запас воды и топлива.
Доедем ли мы до Каньона, не знаю. Но следующим пунктом, по маршруту, даже если на Каньон не попадём, в план встаёт город Даланзадгад, примерно на половине пути к которому (от Каньона) я нахожу чудесное место — Хонгорын-Элс (поющие пески). Прокладываю маршрут туда, получается 340 километров. Также очень сложный участок, ведь это все ещё пустыня.
Каньон Хэрмэн-Цав — Урт (он же Гурвантес) — Ноён — Сэврэй — Хонгорын-Элс
Вот что об этом месте пишут: Хонгорын-Элс является одним из самых больших песчаных массивов в Монголии, его протяжённость около 180 километров, ширина от 6 до 12 километров. Сильные ветры, дующие с запада, перемещают миллионы тонн песка, образуя огромные барханы, некоторые из которых достигают трёхсот метров в высоту. Местные жители окрестили эти пески «Поющими» из-за звуков, издаваемых песками при движении — одни свидетели этого необычного «пения» утверждают, что звук напоминает рёв двигателя взлетающего самолёта, другие слышат чарующую мелодию или бой ритуальных барабанов. Звук, издаваемый Поющими песками, низкий, гудящий, длится от нескольких секунд до 10-15 минут и может достигать такой силы, что разносится на десятки километров. В древности эти звуки принимали за голоса духов, караванщики обходили Хонгорын-Элс стороной, так как верили, что своими песнями дюны, словно древнегреческие морские сирены, зазывают людей к себе, на верную гибель.
Ближе к Даланзадгаду, в трехстах километрах от поющих песков, возле села Булган, обнаружилось местечко Баянзаг (горящие скалы), — красивое, чем-то напоминающее Каньон Хэрмэн-Цав. Ставлю в план, на тот случай, если не удастся доехать до Каньона. Навигатор в карте предлагает ехать туда с крюком через Даланзадгад. При детальном рассмотрении карты я обнаружила более короткую дорогу, которую навигатор не предлагает, но мы сами сможем её найти, на карте есть отчетливый след — всего около 120 километров, вместо 300. Снимки карты — сравните:
Хонгорын-Элс (поющие пески) — Баянзаг (горящие скалы)
Вернувшись с Баянзага на тракт, в город Даланзадгад, мы поедем прямиком в столицу. Почти 600 километров пути. Огромные пробеги получаются. Ну, а что поделать, если такие интересные места и такие бескрайние просторы в этой стране!
В Улан-Баторе мы посмотрим музеи, какие из них будут работать в дни нашего пребывания, площади, парки, погуляем по городу, посмотрим на жизнь городских монголов. Степных монголов, пастухов, мы к тому времени, наверное, тоже успеем немножко узнать, понять, как и чем живут.
Посетим знаменитый рынок Наран-Тул, накупим там разных сувениров. Есть желание посетить и парк аттракционов.
Парк аттракционов в Улан-Баторе
Для меня было удивлением узнать, что районы в Улан-Баторе называются «Дистрикты» — как в фильме «Голодные игры».
Улан-Батор — конная статуя Чингисхана — парк с динозаврами Горхи-Тэрэлж
В пятидесяти километрах от Улан-Батора приметила конную статую Чингисхана, самую высокую из существующих, а ещё национальный парк с динозаврами под названием «Горхи-Тэрэлж». Интересно было бы посетить, вношу в список.
Национальный парк с динозаврами Горхи-Тэрэлж
После Улан-Батора (пробыв там сколько позволит время: два, три или четыре дня) поедем в раннюю столицу монгольской империи — Хархорин (старое название «Каракорум»), возле которого расположен древний, 1586 года, Монастырь Эрдэнэ Зуу, его мы посетим обязательно, монастырь действующий, а на его территории имеется даже музей. Около 360 километров пути.
Улан-Батор — Хархорин (Каракорум) — Монастырь Эрдэнэ Зуу
Хархорин (Каракорум) — Водопад Хуркри (Улаан-Цутгалан) река Орхон
Там же, на реке Орхон, в 130 километрах от Хархорина, отыскала красивый водопад Хуркри (другое его название — Улаан-Цутгалан). Надо будет съездить, посмотреть, по описанию выглядит заманчиво.
Водопад Хуркри (другое название — Улаан-Цутгалан)
Река Орхон также рассматривается нами как место для ночёвки и для рыбалки. Орхон внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО, красивейшая река. Оттуда вернемся обратно в Хархорин. И поедем к озеру у городка Тариат, 300 километров.
Хархорин (Каракорум) — озеро Цагаан-Нуур
Возле этого озера, под названием Цагаан-Нуур, где тоже можно порыбачить, на карте разглядела! кратер вулкана! Загуглила — это потухший вулкан Хорго, и туда можно подняться, и отзывы интересные. Ландшафт вокруг вулкана, опять же, необычный — застывшая магма, на карте даже видно, в какую сторону она разливалась при извержении, по сероватому оттенку. Вношу в свой список.
На этом месте заканчиваются достопримечательности Монголии на эту поездку, больше, по моим прикидкам, ничего не успеем, нельзя объять все за один раз, и поэтому теперь отсюда будем выдвигаться в сторону России, в направлении Тывы. До неё 610 километров дороги, непростой, судя по отзывам. Есть и сложные броды по маршруту.
Путей по карте имеется несколько, но этот, на фото, выглядел самым коротким. Пройдем границу и поедем домой.
По пути к дому предпримем попытку закрыть прошлогодний гештальт: смотровая площадка на Ергаки с горы Василия Рогового и «полка» — Буйбинский перевал. Ну, и останется печальный доездинг до дома. Не люблю этот период возвращения в суровые будни. Всего 1510 километров.
На этом месте маршрут, казалось, был уже готов. Но я все никак не могла остановиться. А вдруг что-нибудь из запланированного все же не удастся посетить? Должны быть ещё варианты, про запас. Поэтому я продолжала рыскать в поисках: то одно почитаю, то другое... Но искала так, чтобы от готового маршрута не пришлось отклоняться.
Зашло! Из просторов интернета: «Чем же Монголия привлекает путешественников? Не туристов, которые любят, чтобы все было включено и, желательно, в ближайшей доступности к пляжу, а именно путешественников, кто любит, чтобы было выключено все, включая отопление. В первую очередь, это необычайный простор. Во вторую, но не последнюю — низкая заселенность и дикость. Дикость в понимании аутентичности. Простыми словами — много природы, мало людей. А это именно то, что надо!»
Все ближе становится дата отъезда...
Скачиваю в телефон и навигатор карты, разные, обязательно оффлайн, так как интернет будет ловить далеко не везде. Бумажные карты, я их больше люблю, к сожалению, нигде не нашла.
За две недели до дня отъезда выяснила, что по Монголии с большой скоростью ехать никак не получится, так как «дороги», неожиданно для водителя, пересекаются так называемыми «сайрами» — широкими и глубокими промоинами от дождей. Так как грунт в этой стране преимущественно каменистый и глинистый, после дождей вода в него не успевает впитаться, поэтому превращается в бурные реки, которые направляются в низины, в долины. Утекая, они оставляют после себя глубокие борозды, которые разрушают дороги, мосты, и все, что попадается на их пути. Они очень внезапно обнаруживаются перед автомобилем. На скорости не всегда можно успеть среагировать, а, попав в такую промоину, можно сильно повредить автомобиль. Чтобы объехать «сайру«, нужно иногда искать эту возможность на протяжении нескольких километров.
В очередном отчёте прочитала, что автомобиль Волга не доехал до Каньона всего 20 километров. А это вселяет надежду... А еще в пустыне у этой компании оторвался глушитель и отказал термостат. Надо быть готовым ко многому!
Установили в машины Сибихи — рации такие, очень нужные, такими в дороге пользуются дальнобойщики.
Еще узнала такой лайфхак: надо взять с собой побольше лимонов и выдавливать их в питьевую воду. Когда будем в пустыне, лимонная вода, даже горячая (а вода в пустыне будет горячей вся, без вариантов), легче пьется.
Продолжаю искать и читать. Нашла глубокое и узкое ущелье Ёлын-Ам, что по-нашему значит «ледяной кипяток». В этом ущелье течет речушка, а лёд над ней лежит почти 10 месяцев в году, тает только к августу, ну а в конце сентября образуется вновь. Из-за узости и высоких стен ущелье прогревается крайне слабо, поэтому лед почти не тает. А поскольку ущелье расположено в жаркой пустыне, родилось такое название. Это ущелье расположено в пятидесяти километрах перед городом Даланзадгад. Включила в список.
Перед поездкой получили заграничные паспорта, международные водительские удостоверения, оформили страховку на разные случаи.
Выяснила, что для того, чтобы выехать из Монголии через другой пункт пропуска, надо в пункте заезда получить важную бумажку, в которой укажут, где именно будем выезжать, без нее из страны не выпустят. Нет, выпустят, конечно, но придется возвращаться к тому пункту пропуска, где заезжали. Поэтому запасной вариант, с Хандагайты, у меня отпал. Хочешь или нет, можешь или нет, но двигайся туда, где написано выехать... И да, бумажку нельзя потерять, ни в коем случае!
За полторы недели до выезда увидела на карте еще один потухший вулкан! По пути! Между Каньоном Хэрмэн-Цав и поющими песками Хонгорын-Элс. А когда стала искать информацию о нём в сети, то обнаружила очень увлекательный блог о путешествиях, в котором было сказано не только про вулкан, а ещё про одно любопытное местечко, совсем рядом с этим вулканом — автор назвал его «Затерянный мир»! Но своим говорить о них не стала — пусть это будет сюрпризом!
На карте красной стрелкой показан вулкан, зеленой — вход в «Затерянный мир»
За пару дней до отъезда Глеб взял напрокат авто-холодильник! Ура! В пустыне он особенно пригодится.
На этом плановая подготовка закончена, а началась подготовка физическая: собираем вещи, продукты и многое другое, грузим в заранее подготовленные автомобили...
В итоге реализовать многое, но далеко не все, из вышеперечисленного нам все же удалось. Мы это сделали. Съездили туда. Добрались до Каньона. И замкнули кольцо. Было трудно. Тяжело. Но! КЛАССНО! ПОТРЯСАЮЩЕ! ЭКСТРЕМАЛЬНО! ВОЛНУЮЩЕ! ВОСХИТИТЕЛЬНО! Монголия — очень красивая, мудрая, размеренная и необычная страна! Хочу туда ещё и ещё!!!
Подробности состоявшейся поездки в Монголию можно почитать тут, я постаралась написать всё подробно!
Что хочется сказать про дороги в Монголии: они оказались... какое бы слово подобрать... плохие... нет!.. ужасные… нет!.. отвратительные... нет!.. разбитые, сломанные, убитые... все не то!... их там НЕ ОКАЗАЛОСЬ!... ДА! Вот едешь ты по степи, по пустыне, карта в навигаторе показывает тебе дорогу, траекторию. А когда понимаешь взгляд от карты, смотришь глазами вперед — дороги нет, просто нет, её не видно совсем: степь, или пустыня, в общем, пересеченка... А ещё всегда «гребенка», она же «стиральная доска», на которой от вибрации автомобили разбираются, на ходу, на запчасти.
Мясная монгольская пища оказалась очень вкусной. Такая настоящая и насыщенная, не оторваться. Её хочется поглощать и смаковать, остановиться очень трудно. Сытная. И порции подают огромные. Мечта гурмана.
Ловите лайфхак по отсутствию дров! Понятно, что без газа в Монголии делать нечего, но его запасы не бесконечны. Поэтому, если вы собираетесь в пустыню, то при каждой остановке собирайте сухой саксаул — отлично горит и его там достаточно.
И, кстати, в Монголии очень чисто! Даже запаха не оказалось. Ветер, на самом деле, очень сильный и дует постоянно. А ещё там густая, несмотря на ветер, атмосфера. Она такая концентрированная и сочная, что обволакивает каждую частицу тела. Возможно, это не воздух, а энергия. Тягучая и сильная. Это ощущается физически, особенно в пустыне. И это необычно, даже приятно. Рекомендую испытать на себе!
Собираясь в путешествие, можно и не выдумывать что-то совсем уж индивидуальное, а взять за основу готовые маршруты туристических компаний или других путешественников, воспользоваться ими как есть, или переделать их под себя: что-то убрать, что-то добавить, сократить, удлинить, расширить... Тут все зависит от ваших желаний, возможностей и фантазии.
Важно! При планировании поездки закладывайте время на возможные форс-мажоры. Такие, как: пробки, поломки автомобиля, плохие погодные условия (дождь, ветер и/или снег (да, в горах и летом так бывает)), в конце концов, можно сбиться с маршрута, заблудиться... Надо всегда быть готовым к тому, что какое-то время придется ехать мимо скучных и однообразных пейзажей. Но можно настроить себя заранее и во всем находить свою красоту. Но есть и приятная новость: готовиться нужно не только к проблемам, но и к приятным неожиданностям. Шансов на то, чтобы случайно выехать к достопримечательностям, которых не было в планах, познакомиться с новыми интересными людьми или наткнуться на красивущую дорогу, о существовании которой вы и не догадывались, огромное множество!
Впечатления остаются на всю жизнь, это бесспорный факт!!!
Надеюсь, эта информация окажется вам полезной!