Отчет о поездке в Грузию. Как мы покатались, но не покатались

30.01.2015 | 39436 просмотров

Даты поездки: 01.01.2015 - 13.01.2015

Предполагаемый маршрут: Москва — Ставрополь — Грузия — Ставрополь — Москва.

Реальный маршрут: Москва — Ставрополь — Азербайджан — Грузия (и в обратном порядке) 6800 км.

Состав: Никита (водитель), Виктория, Евгений (штурман, периодически выступал вторым водителем), Дантэ (наш пес, который волею судьбы — не успели зачипировать — остался в Ставрополе к его же благу :) )

Фотографии делали на Lumix GM 1, который купили перед поездкой, а так же iPhone 4S и iPhone 5.

Автомобиль: снова поехали на нашем Opel Meriva B 2014 года выпуска. Перед поездкой на одометре было 13800 км, и я сделал ТО-1 заблаговременно. В комментариях к предыдущему отчету было пожелание больше рассказывать об автомобиле, постараюсь исправиться в этом отчете.

Все путешествие провели на зимней резине Kumho (шипы). В сочетании с тягой турбины на низких оборотах, АБС и ESP не засадили авто в снегах и везде отлично проехали. Были куплены цепи, но не пригодились, а так же лопата :). Взяты в дорогу канистры с бензином 30 л из страха встрять в пробке под Воронежем.

Навигация: Москва — Ставрополь и Ставрополь — Москва ехали на штатной навигационной системе, дважды проехали не туда на развязке у Воронежа. Россию навигатор знает намного хуже, чем Европу. В остальной части путешествия пользовались сервисом оффлайновых карт Maps.Me и немного Here Maps (оказались менее полными). Maps.me периодически сокращал маршрут, заводя нас в невиданные *опы. :)

Часть 1. Москва — Ставрополь ~1500 км.

В Ставрополе живет семья моей жены, поэтому мы ехали, в общем-то, навестить их, а желание совместить поездку к родственникам с приключением было уже вторичным. Решили, что мы никогда не катались ни на лыжах, ни на сноуборде, а так как совсем рядом будет Кавказ, то грех не воспользоваться этой возможностью и не испытать себя в новом деле.

Сначала я думал поехать в Домбай или в какой-либо курорт с Российской стороны, но цены на проживание в Приэльбрусье, а так же отзывы недовольных (большие очереди на подъемник, цены на прочие услуги) зарубили стремление ехать туда на корню.

Тут мы вспомнили, что по соседству есть страна Грузия, в которую нам не нужна виза, а достаточно лишь заграничного паспорта. Начали мониторинг цен, писали письма всем владельцам жилья в городе Гудаури на предмет проживания. В итоге был выбран отель «Озон» http://www.gudauri.ru/accommodation/all/ozon/.

Забронировали номер на мансарде на троих (плюс нам одобрили привоз собаки) за 500$ в период с 05.01.2015 по 10.01.2015, что посчитали очень гуманным ценником (и так и есть!). Для брони потребуется предоплата 50%. Параллельно мы хотели посетить Тбилиси, и нас манила красота горных перевалов (мы, вообще, очень любим горные виды).

И вот первого января в 8:30 утра мы стартуем в Ставрополь, надеясь проскочить в этот день все пробки и пролететь по пустому МКАДу. Но тем не менее люди были, а еще хуже была погода: в предыдущие дни был небольшой дубак, а именно первого числа все растаяло, и мы ехали по уши в грязи.

К слову о старте: накануне до нас доходили тревожные новости о том, что на трассе М4 Дон жуткие пробки, снегопад завалил все полосы, невероятное количество аварий и ничего не чистят. Ходили слухи, что люди стояли в пробках сутками и покупали бензин и еду втридорога у местных жителей.

Первого числа на трассе было довольно мало машин, но почищено действительно посредственно. Видели много разбитых машин в кювете. Перед поездкой смотрели группу Вконтакте http://vk.com/club25330665, здесь люди в реальном времени отображают обстановку на различных участках трассы, за что большое им спасибо. Мы так же там отметились по приезде.

Местами было почищено вот так:

На участке между Воронежем и Ростовом остановились на заправке, где я час поспал. После Ростова в направлении Ставрополя идет дорога Р-269, которая после отличного покрытия на М4 выглядит как после бомбежки. Местами волны идут по всей ширине полотна на обеих полосах, ехал по принципу «больше скорость — меньше ям».

Прибыли в Ставрополь в 1:40.

По машине: Во-первых, мы поняли, что места нам не хватает :), т.к. помимо самих туристических вещей много чего везлось родителям жены, будем брать бокс на крышу, вероятнее всего. Во-вторых, мне опять-таки не нравится шумоизоляция, на скорости больше 110 км в час двигатель неприятно тарахтит, слышно все камешки, которые летают в колесных арках и бьются о дно — необходимо делать дополнительную шумоизоляцию. Машина отлично ехала по снегу и делала обгоны фур, которые тащились по расчищенным участкам. Спать сзади, не раскладывая сидения, не очень комфортно, хотя мы не высокие. Плюс по нам скакал наш пес-конь, но это уже не к машине :).

Часть 2. Ставрополь

Безусловно, в городе есть, что посмотреть. Стоит обязательно посетить центр и пройти «к солдату» недалеко от проспекта Карла Маркса. С обзорной площадки открывается красивый вид.

инфо из интернета: Крепостная горка — историческое ядро Ставрополя, с сохранившимся фрагментом крепостной стены. Гордость Крепостной горки — каскадная лестница, ведущая с проспекта имени Карла Маркса к вершине.

Но так как я в этом городе уже не первый раз, то поехали в другие интересные места. Мне больше всего нравится государственный природный заказник «Беспутская поляна», известный в народе как «Крест».

Вроде бы он находится здесь :)

Местность там очень красивая, особенно зимой. Идеальное место для гулянок с собакой, излюбленное место сходки местных велосипедистов. :)

Сам крест на вершине.

Зверю там раздолье :).

Снега было очень много.

На въезде в заказник есть ресторан «У Розы», с одной стороны — чисто армянское заведение и целевая аудитория соответствующая, с другой стороны — очень вкусный шашлык, всем рекомендую и порции огромные.

Еще мы посетили термальные источники, которые находятся на хуторе Казьминское.

Там есть старый источник и новые, вот мы были на новых. Цена входа 300 рублей час и 100 рублей депозит за ключ, а так же 30 рублей паркинг. На территории несколько участков (называются Территория 1, 2 и 3). Мы были на Территории 3, где было 3 бассейна, в одном из которых температура около 35 градусов, в другом 42,5, а в третьем ледяная. Вода имеет ярко выраженный запах сероводорода, считается целебной. Так же по расписанию в каждом из бассейнов действует какой-то «аттракцион» типа джакузи или небольшого водопада.

По задумке необходимо чередовать посещение горячего бассейна с холодным, в которым необходимо проплыть круг. :) Меня хватило просто зайти и окунуться туда, после чего в горячем бассейне кололо все тело. После второго раза меня что-то немного повело, и я решил вместо холодного бассейна просто ходить по территории (а вокруг снег и зима :))

Фотографии с этого места что-то все неудачные, т.к. от воды шел пар и мы какие-то дурные там, поэтому можно посмотреть фото из интернета:

Вокруг Ставрополя сохранилось множество старых каменных мостов, которые некогда были частью железной дороги Ставрополь—Армавир—Туапсе. Доехать до них недолго, мы были у Немецкого моста за селом Татарка, к сожалению, не покажу точно на карте где. Посмотреть довольно интересно, а так же эти постройки штурмуют альпинисты.

Еще интересен для посещения церковный комплекс Архиерейское подворье иконы Божьей матери. Находится это место недалеко от Татарки.

На территории довольно красиво, есть святой источник и бассейн.

Зверь все старался десантироваться :).

В остальное время мы предавались повседневным делам и безделью. :)

Часть 3. Дорога на Верхний Ларс. ~ 480 км

Перед нашим выездом в Верхний Ларс стартовали друзья Жени на автобусе, и, не получив от них никаких вестей, что они встряли, мы двинулись. Стартовали мы, по-моему, в 6 часов утра или даже в 5.

Дорога из Ставрополя на Кавказ красива и живописна сама по себе. Единственной проблемой для меня как водителя стало восходящее солнце, которое светило прямо в глаз и от которого не спасали ни очки, ни козырек.

Штатный навигатор этой области не знает вообще, периодически терял нас с радара и мы оказывались «в поле».

Большая часть фото была сделана через стекло автомобиля, поэтому качество не очень хорошее.

Где-то через 5 часов мы подъехали почти до границы, горы обступили нас вплотную. Тут очень крутая штука панорамная крыша.

К слову об автомобиле: очень удобно организована посадка «амфитеатром» второго ряда. За счет этого открывается такой интересный обзор как на кадре выше.

По пути к цели неожиданно вспоминаем о 30 литрах топлива в багажнике, которое мы так и не использовали. Женя находит информацию о том, что провоз топлива через границу Грузии запрещен. Остановившись почти перед КПП вливаем бензин в бак с помощью неподходящей воронки и какой-то палочки, влезает почти все, остается литров 8. Надеемся, что на границе нас пронесет с этим моментом и подъезжаем к воротам, чтобы узнать, что ночью пошел сильный снегопад и закрыло Крестовый перевал, за счет чего с утра закрыта и граница.

Проводим небольшое совещание, варианты следующие:

1. Учитывая залог в 250$ (который, оказывается, можно вернуть, и сейчас мы ждем перевода) можно заехать в Грузию со стороны Азербайджана через Лагадеки, т.к. все остальные границы сейчас закрыты, т.к. оккупированная территория;
  2. Забить на Грузию и поехать-таки в Приэльбрусье.

В итоге решаемся на приключение и едем через Азербайджан, а путь наш лежит через Ингушетию, Чечню и Дагестан. :) Страшно.

Часть 4. Азербайджан. Крюк примерно 1400 км.

Возвращаемся во Владикавказ, чтобы поймать интернет и скачать карты Азербайджана для Maps.Me. Сам город тоже интересен и красив, и если бы у нас была возможность, то, думаю, там можно было бы задержаться.

Едем по кавказским республикам нашей страны, кругом мечети. Дороги хорошие, в Чечне стоят арки с портретами Путина и Ахмата Кадырова.

Очень много постов ДПС, причем крайне серьезных: охрана с автоматами, заграждения и т.п. Удивительно, но по дороге туда я был остановлен лишь один раз для регистрации по приезде в Дагестан и один раз в Дагестане, когда пошел на обгон, а за фурой был радар. Через пару км от радара стоит пост и поджидает. :)

Огромная проблема с заправками в этом регионе: невероятное количество местных заправок, называющихся как вздумается. Особенно бесили заправки, выглядящие и оформленные как сетевые, но с какой-то подковыркой. Самым большим искушением была заправка Роснефти с двумя буквами «с», т.к. я никак не мог вспомнить, сколько их там должно быть. Встретилась одна оригинальная заправка ТНК с ценой 90+ рублей за литр 95-го. В итоге ехали мы, ехали и нашли заправку Лукойла (по крайней мере после тщательного исследования мы не нашли никаких отклонений от оригинального бренда). Заправка находится на объездной Махачкалы, топливо там вроде оказалось нормальным, на ней же мы заправились на обратном пути. На территории заправки есть большое белое здание молебной (именно так).

Наконец мы прибываем на пограничный переход и упираемся в очередь из автомобилей. Вообще, конечно, эта граница это Ад на Земле по многим причинам. С нашей стороны запускают две-три машины в полчаса, из чего сделан вывод, что мы тут надолго, однако Женя находит помогаторов, которые за 2 рубля проводят нас к въезду (не без проблем, конечно, и с огромным возмущением местных).

На границе водитель с авто проходит отдельно, а пассажиры отдельно. Однако машина должна быть предоставлена для осмотра пустой, у меня же была такая гора сумок, с которой я должен был бы пройти в общей очереди, пронеся их через сканер, что это было нереально. Пограничник, взглянув на все это, предложил мне пройти паспортный контроль в общей очереди, а к нему потом прийти, вложив в паспорт фиолетовую бумажку.

В общей очереди творится отдельный армагедец. Я никогда не был расистом или что-то в этом роде, но с товарищами с Азербайджана везде царила атмосфера бедлама и рынка. У них есть отвратительная манера лезть в любую щель без очереди, придумывать небылицы про стоящих на морозе детей, жен и т.п. Пограничник надрывался, двадцать раз просят их сделать шаг назад от шлагбаума, но это не помогало. Забегая вперед, с азербайджанской стороны прибавилась еще манера лезть в окошко вне очереди типа «брат-брат», «а я уточнить» и т.п. В общем и целом, российская сторона была пройдена относительно быстро.

Далее наступила азербайджанская сторона, к чести сказать, там все куда современнее и благородней сделано. Если проход в пограничную зону с нашей стороны выглядит как огромные ржавые, бывшие некогда синими, ворота, то с другой стороны вход выглядит так.

В большие ворота въезжают автомобили с водителями, а в маленький проход справа проходят пассажиры, где их ждет такая обстановка.

В схеме движения пассажиров все просто: вы тупо идете прямо по этой кишке и в конце выходите за ворота уже в Азербайджане, где кукуете на морозе еще час, пока мурыжат водителя.

В движении же водителя такая неразбериха, что я решил показать схематично.

Пункт 0 — пешеходный коридор.

1) На въезде выдают бумажку. Сначала вы подъезжаете в пункт 1, там навес, где досматривают машины. Вы проезжаете в одну из линий и встаете напротив начала пункта 2.

2) Пункт 2 это различные будки пограничников и таможенников. Сначала за вас берутся таможенники, которые заставляют вас вытащить из машины все сумки и пронести их через сканер, который как раз находится в начале пункта 2. Далее таможенник в фуражке с фонарем открывает все ниши в машине, проверяет все под сидениями и т.п. После досмотра необходимо проехать чуть вперед и встать на яму, чтобы таможенники осмотрели днище автомобиля. После этого по идее вам на бумажку должны поставить подпись, но мне почему-то тупо махнули рукой, мол, езжай. Ну, я и поехал и встал на парковке P. Далее я поехал на выезд 4, и меня там разворачивают, говоря, что нет страховки.

3) После пункта 2 нужно ехать на пункт 3. Там большое стеклянное здание, в котором вы должны уплатить дорожный налог и сделать страховку на автомобиль. В сумме это вроде стоило 1500 рублей. Дополню, что там атмосфера такая же жесть, 2 человека работают, 5 сидит пинает балду. При этом один из этих двух периодически выходит в туалет или на перекур. После того, как я в очередной раз сказал, куда я еду, меня попросили досмотреть машину с собакой... это финиш. Ладно, досмотрели с собакой (чтобы это сделать, надо вернуться на пункт 2 и попросить, после чего тупо прийти обратно и сказать, что досмотрели).

4) После выдачи страховки и какой-то бумажки с кодом (забыл, как называется, какой-то там Pass) я опять поехал на выезд, там меня разворачивают, говоря, что нет подписи таможни. Пошел к таможенникам на пункт 2 и поставил подпись, которую они забыли поставить. Далее еду опять на выезд, разворачивают, говорят, нет печати от военных пограничников. Оказывается, он сидит на пункте 2 и оформляет въезд и ставит печати в паспорт и на эту бумажку. Там вам нужно будет подать паспорт и постоять напротив камеры. В общем, в итоге, слава всем богам, я выехал и забрал окоченевших пассажиров.

P. S. В плюс этому народу можно отметить гостеприимство. Пока мои пассажиры мерзли, люди, стоявшие с ними в очереди, угостили их чаем просто так.

Сразу после границы дорога похожа на *опу. Там нет асфальта и яма на яме, но благо это продолжается недолго и дальше начинается дорога хорошего качества.

Сразу стоит оговориться, что по заграничным странам, из опыта предыдущей поездки по Европе, мы ехали по мере возможности, т.к. штрафы с камер все равно не приходят, хотя в одном месте мы и попали.

Проезжаем по Азербайджану. Сразу видно, как эта страна пытается создать у себя туристический сектор и как велико социальное расслоение. Огромные подсвеченные огнями дворцы отелей соседствуют с жалкими хибарами обычных жителей.

Местная валюта дороже доллара, один манат стоит примерно 1,3$. Бензин очень дорогой, но сколько конкретно забыл, вроде манат с лишним.

Городская площадь одного города, где мы остановились перевести дух. Впереди здание мэрии.

По ощущениям страна очень похожа на Турцию, особенно на это влияют магазины на улицах городов.

В одном месте, когда Женя сменил меня за рулем, т.к. в местной страховке ничего нельзя было понять о том, открытая она или нет, я проснулся от того, что машина кренилась под жуткими углами. :) Оказывается, навигатор сократил нам 25 км по трассе, проведя через какую-то деревню. Кренилась машина от попытки объехать дорожное полотно, которое представляло из себя просто череду ям всех уровней и размеров, по земляной обочине. Ночью в деревнях многочисленные своры бродячих собак. Жутковато, в общем.

В одном месте дорога, идущая прямо через центр страны, оказалась не достроена. Поэтому там отличное полотно сменяется *опой с ямами. К слову сказать, на обратном пути мы попробуем поехать по другой дороге, которая была раньше, но там еще хуже. Но это потом.

В общем, с утра, проведя сутки в дороге, мы добрались до границы в Лагадеки.

По своему строению этот пограничный переход похож на предыдущий, только трафик тут поменьше. Пассажиры прошли свой коридор, почти не останавливаясь. Мне же пришлось опять вываливать все сумки, ставить все подписи и печати, благо я уже был наученный. На выезде я опять выяснил, что пограничник забыл мне вернуть этот Pass, пришлось возвращаться забирать. Опять столкнулся с особенностью национального стояния в очередях, короче — жесть. Оказывается, на этой бумажке с Pass есть штрих-код, который подносится к колонне на выезде и дается зеленый свет.

Грузинская граница после предыдущего ада не вызвала ничего кроме смеха. Подъехал, никуда не выходя, к будке. Один дядя спросил меня, куда я еду, оформил все документы за 2 минуты, другой дядя в этот момент походил вокруг машины, открыл заднюю дверь, опешил от того, как она открывается, попытался открыть багажник, не понял как, махнул рукой и ушел. В общем, всегда бы так. Забираю пассажиров и двигаем в Грузию!

Часть 4. На Гудаури

В Гудаури есть две дороги (оказывается): одна из них мимо Тбилиси, вторая идет как-то в объезд по сельской местности. Навигатор повел нас по второй. Погода была само уныние, шел дождь, и снега на земле не было.

В голову начали закрадываться мысли, а будет ли снег в Гудаури, но мы отогнали их прочь.

В общем и целом, Грузия создает очень приятное впечатление, везде красиво и аккуратно, а внешний вид их церквей и архитектура древних крепостей мне кажутся невероятно красивыми.

Вот на одной из развязок навигатор повел нас в сторону, где кончилась прекрасная дорога, и я на скорости влетаю в огромную яму, скрытую в воде. Как мы не потеряли колеса неизвестно, но, проехав ее, мы поняли, что это только начало, и дорога в Гудаури идет через горный перевал. Дорога была вся в ямах и колдобинах, ехать приходилось очень медленно и аккуратно, в один момент Женя сменил меня, т.к. он более опытный водитель.

За все время подъема мы встретили только два джипа, один микроавтобус и одну шестерку, которая завязла в снегу по самые помидоры и вообще не понятно, как она дотуда доехала.

Ближе к вершине мы встретили забуксовавшую маршрутку, которая одевала цепи на колеса. Мы решили тоже одеть цепи, но не смогли их распутать и забили на это дело. :)

Далее на спуске было множество различных автобусов и маршруток, которые гребли по снегу или откапывались.

По автомобилю: на этом сложнейшем этапе пути машина показала себя молодцом, не обладая полным приводом и имея смешной для бездорожья просвет 16 см, она уверено проходила сквозь снежную кашу и нигде не встала.

Дальше начался спуск, и в итоге мы вырулили прямо к крепости Ананури и водохранилищу Жинвали.

До пункта назначения оставались совсем немного. Здесь снега было очень много, вдоль дороги располагались огромные сугробы, которые штурмовали джиперы (а некоторые уже не штурмовали, а откапывались).

И вот за 20 км до цели мы встречаем полицейское ограждение: в горах сошла лавина и дороги на Гудаури нет. У нас внутри, конечно, что-то упало, особенно было жалко жену, которая тяжело перенесла все тяжести таможенных переходов в Азербайджане.

Посидев чуть-чуть, решаем двинуться в Тбилиси, переночевать там и тронуться в обратный путь... Ничего другого нам не оставалось.

Часть 5. Тбилиси.

По приезде в Тбилиси наши грустные мысли слегка развеялись, т.к. в городе было невероятно красиво, и он нам сразу понравился, хотя заезжали мы с каких-то выселок, и до настоящей красоты было еще далеко. С помощью Maps.Me нашли банк и обменяли доллары на лари.

Далее мы двинулись в центр, т.к. нам нужен был вай-фай для букинга, а так же мы очень хотели есть, ведь мы не ели ничего существенного с выезда из дома (во Владикавказе купили лаваш плюс были кое-какие запасы, а в Чечне и Дагестане мы не рисковали останавливаться).

В центре мы нашли кафе, где съели хачапури. Было очень вкусно, Женя с Викой взяли наполненный тушеной курицей с помидорами, а я взял мясо с фасолью — всем рекомендую.

В поисках отеля мы решили особенно не экономить и провести ночь в комфорте со всеми удобствами в неплохом районе, чтобы погулять вечером в центре (представляете, у нас еще были силы гулять! :)) Выбрали этот.

Не сразу нашли где в него заезд и как припарковаться, плюс движение в городе, конечно, чумачечее. В итоге мы заселились, у отеля есть бесплатная стоянка, все удобства и вай-фай. Цена в брони с троих.

Приведя себя в относительный порядок, мы выбрались погулять. Очень красиво, дальше фото:

Продолжили гуляние мы уже с утра, когда хотели заехать на пару минут к Мосту Мира, о котором я случайно вспомнил из других отчетов. И вдруг оказались в действительно историческом центре. Именно там стоило провести несколько дней, но, к сожалению, у нас опять не было особенно времени.

И еще там было много чего красивого и интересного, но не буду перегружать фотографиями. На парковке при выезде нарисовался какой-то хрен, говорящий, что парковка платная. Знака никакого не было, и мы послали хрена на хрен, далее мы поняли, что такие помогаторы есть и в других местах.

Часть 6. Путь домой

В этой части упомяну про некоторые важные вещи. Во-первых, граница, как обычно: у грузин мы прошли за 5 минут, у Азербайджана затянулось минут на 40, при этом я отдал 15$ таможеннику, как он выразился, «от души». Эх не опасайся я, что они мою машину по винтикам разберут, поджопника ему бы отвесить от души, но они могут. :(

Далее мы решили проехать по другой дороге, чтобы не ехать через тот недостроенный разбомбленный участок, но нас ждало огорчение.

Вот эта дорога.

Ее плюс был в том, что она шла вдоль азербайджанской стороны гор, и там были очень красивые пейзажи.

Но ее минус был в том, что это нельзя назвать дорогой и по этому невозможно ехать вообще. В итоге мы чудом допрыгали до какого-то городка и свернули в нем на предыдущую дорогу.

В один из моментов, когда рулил Женя, он решил обогнать через сплошную какого-то тихохода и, конечно же, именно в этот момент там был патруль. Штраф составил !104 маната!, оплатить надо было обязательно, иначе не выпустят на границе.

Чтобы не ехать вообще порожняком через Азербайджан, решаем заехать в Баку. Город красивейший, но, учитывая стоимость маната, очень дорогой. Мы покатались по центру, вышли у одной из площадей и побродили там чуть-чуть. Ужасная культура вождения, как стая обезьян на дороге. Особенный кадр: большой круговой перекресток у метро с 3 полосами, две полосы заняты целиком стоячими таксистами, которые стоят там, как паркинге, и галдят на все лады. Народ робко заезжает на круг с единственной свободной полосы, а в центре стоит патруль, занавес.

Еще хотели посмотреть на здания в виде пламени, но не было под рукой вай-фая, и мы поехали дальше.

На границе опять не обошлось без проволочек и «от души». По дороге до Ставрополя нас останавливали посты раз 6, один раз содрали денег. В обратном направлении был сильный снегопад, и ехать было тяжелее, но машина опять не подвела.

Наконец мы добрались до Ставрополя и завалились спать. Зверь был недоволен. :)

В Москву вернулись через несколько дней без приключений.

Заключение.

1) Грузия показалась мне очень нестабильным и непредсказуемым регионом для автопутешествий. Зимой там снегопады и лавины, летом сель, камнепады и прочие прелести. С закрытием границы в более спокойных местах проехать туда стало весьма проблематично, и не только проехать, но и добраться до цели уже в самой стране;

2) Тбилиси очень красивый город, туда стоит вернуться, но, думаю, на самолете в рамках викенда;

3) Баку очень красивый город, но вернуться туда только на самолете и непонятно, как там передвигаться;

4) Денег потратили прилично, хотя почти не отдохнули. Я затратил около 300$, Женя тысяч 15 рублей.

5) В целом это, конечно, было настоящее приключение и авантюра, но уж очень тяжело, и в конце любого приключения ожидаешь какого-то офигенного момента, что вот ради него ты ехал сюда и терпел все трудности, но нас обломали даже с ним. :(

6) Через Дагестан, Чечню и Ингушетию мы проехали вроде нормально, без происшествий. Учитывайте проблемы с заправками, а также местный нрав водителей. Если джигит вышел на обгон на встречку, значит, встречка должна подвинуться или притормозить, чтобы джигит мог уиграть. :) Исключение: встречная фура, тут джигиту придется подождать. По мере продвижения по этим областям сами стали водить так же, ибо золотое правило гласит: кто идет в разрез с потоком и не как все, в того обязательно въедут.

Всем спасибо! Удачных вам приключений.

Интересно.

Приятно прочитать.
"А ведь так всё хорошо начиналось.."
Serj
Ну вы название и написали, но не написали.. (((

А мне нравятся такие авантюрные путешествия. Удачи вам, ребята.

Красивые места посети,молодцы! Жаль,конечно, что не достигли желаемой конечной точки путешестия ..и не удалось покататься на лыжах,сноуборде..

Как мы покатались, но не покатались... прочитав эти строки, уже интересно стало) как это так возможно))) За все 5+
Лучшие-легендарные тачки мира - BMW и SUBARU
Не согласятся только дилетанты)
Мой отзыв: Honda City 1987

Собака прикольная.

Не очень понимаю людей, которые плюют на других и лезут вне очереди. Типа пусть быдло в очереди постоит, а я тороплюсь. Тем более не понимаю тех, кто поддерживает корупцию и дает "для души". Однако баи из самой Масквы пожаловали. Тьфу.

Апрелевка
Аааа!!! Родные земли!!! Я про Ставрополь))) Автору спасибо за ностальгию!

Туапсе
" Женя находит помогаторов, которые за 2 рубля проводят нас к въезду (не без проблем, конечно, и с огромным возмущением местных)."

после этой фразы читать перестал. взятки и неуважение к остальным.. неприятно.
Мой отзыв: Kia Rio 2013
vikty
Абрау-Дюрсо
Спосибо за интересный рассказ.фото и текст все по делу.заинтриговало название ,как это катались но не покатались!Хотелось бы. чтобы стражи границы и порядка читали подобные отчёты и понимали ехать на авто нелегко.

вообщем получилась поездка ради собсно поездки))

dmitriydonskoiy46:
Система существует. Пользоваться ей или нет личное дело каждого.

Отличный отчет. Насчет взяток - пусть критики попробовали бы пройти без них. Флаг в руки! Для таких дорог и времени года хотелось бы что-то полноприводное с большим диаметром колес.

Нормальный рассказ.
Дантэ отличный собакен,прикольный!))

"Сам крест на вершине." А НЕ САМ--это что? Могила? Где? "У них есть отвратительная манера лезть в любую щель без очереди, придумывать небылицы про стоящих на морозе детей, жен и т.п. Пограничник надрывался, двадцать раз просят их сделать шаг назад от шлагбаума, но это не помогало. Забегая вперед, с азербайджанской стороны прибавилась еще манера лезть в окошко вне очереди типа «брат-брат», «а я уточнить» и т.п. " Вы ,москвитяне, от них недалеко ушли,разница только в том,что не кричали "брат-брат",а тупо пихали купюрки. Дальше не читал.

Зимой ехать куда-то - это жесткач.
Зачем вам навигатор в районе Воронежа понадобился - не понятно...
Непонятны ваши расходы - 300S , 15000 руб.
Система существует. Пользоваться ей или нет личное дело каждого.
Не согласен ! Надо искоренять эту систему. И каждый должен внести в это свой вклад.
Пятёрка - за лёгкость на подъём !
Удачи !

serjkkkuuu:
Да я тоже думаю, что необходимо пересаживаться на что-то более серьезное.

Туапсе
Система существует. Пользоваться ей или нет личное дело каждого.
систему эту искоренять надо, а не поощрять.

У каждого конечно свои тараканы в голове. но сделать крюк в 1400 км , чтобы узнать что перевал закрыт. От В.Ларса до Гудаури км - 20-30 . от того места где вас развернули так-же . Я так понял что вы ЕГЭ уже сдавали.Иначе ваши действия объяснить не могу .То в Воронеже заблудились . то за деньги пролезли. и считаете что так и надо. то по навигатору полезли через Ахмету. Тианети .где летом грунтовка с осыпями. А у людей спросить не судьба.Быть в Тбилиси, искать вайфай что-бы пользоваться букингом. и заплатить воздушные деньги за гостиницу, Там любой прохожий покажет и раскажет что и как Гостиниц в центре просто море и гораздо дешевле
А так отчет прикольный .Барбос вообще умора .Мы не создаем таких трудностей . которые сами не можем преодолеть.Удачи в следующих поездках.

А если так будет:

"У Нюры", с одной стороны — чисто русское заведение и целевая аудитория соответствующая, с другой стороны — очень вкусные щи, всем рекомендую и порции огромные.

Покоробило...

Сплошной негатив, везде есть свои плюсы и минусы смотря как к этому относится.

Поехал туда, не знаю куда... Какая-то ****я сумбурная! ... и ради чего все это?

романово
Не понравилось...

молодцы,классная собака

Середина на половинку

Система существует. Пользоваться ей или нет личное дело каждого.
Быть голубым или нет тоже дело каждого . Нет обязаловки .

Забавные комментарии. В общем и целом весело то, что когда люди пишут, что нанимают проводников, которые точно так же проводят их через незнакомые границы то все радуются их находчивости. Видимо дело в том, что это люди не из Москвы. :)
Garp717:
Я искренне прошу прощения у честного и благородного жителя Тулы ибо согрешил я, чтобы сэкономить несколько часов моей жалкой жизни. И конечно я очень расстроен, что Вы дальше не читали.
Игорь ELO:
Зимой ехать куда-то - это жесткач.
Зачем вам навигатор в районе Воронежа понадобился - не понятно...
Непонятны ваши расходы - 300S , 15000 руб.
Пятёрка - за лёгкость на подъём !
Удачи !
Я убираю за своей собакой на улице, но есть проблема - каждый раз подходя к куче я не могу понять какая из трех его.
Сергей ekb:
Благодарю за комментарий, дело в том, что когда мы выпускались ЕГЭ еще не было, поэтому мы не знаем тех очевидных для Вас вещей. Про Азербайджан не знали ничего т.к. не готовились к этому маршруту, положились на единственно доступную технику под рукой.
Я очень рад, что в Тбилиси такие добрые и отзывчивые люди и у них можно было спросить о гостинице. К сожалению после 35 часов рулежки и такого облома в конце мы действовали глупо с Вашей точки зрения.
Артур-Сахалинский:
Поеха л туда, не знаю куда... Какая-то ****я сумбурная! ... и ради чего все это?
Ну я полагаю, что это приключение и все мы едем в поездки ради того, чтобы не сесть в самолет и не переместить свою ***у с домашнего дивана на шезлонг.
Серый1000:
Быть голубым или нет тоже дело каждого . Нет обязаловки .
Сочувствую Вашей проблеме.
Покоробило...
Не совсем понял, что именно Вас покоробило. Но надеюсь все уже прошло и Вы снова позитивны. А "У Нюры" должно быть не самое плохое место.

Надеюсь, что кто-то вынесет для себя какие-то полезные советы по прохождению этого участка, пройдя весь путь без каких-либо проблем и искушений. :)

Magnitogorsk
отлично))) лично мне в грузии понравилось,но там было лето....

Magnitogorsk
Тбилиси

А это здесь причём ?

dmitriydonskoiy46:
Вот КраснАдарцы - так никогда бы не сделали , они все святые !!!

Garp717:
И туляки - никогда бы так не сделали , я просто уверен в этом. Они все - честные !!!

Покоробило...
Чего Вас покоробило ? То что происходит вырождение титульной нации на юге России ?

Покоробило...
" а я про Грузию не соглашусь с автором. а для себя сделал вывод что ни ногой к азерам.!"

А это Вас не покоробило ?

А это здесь причём ?
Ну как же все просто :) Пока не ввели закон о курении в общественных местах и не начали за это наказывать - все курили. (правда на остановках пока никого не шугают) Пока не начали облавы на бухих водителей - все бухали по-черному и за руль. Пока не введут административный закон за собачье гавно оно так и будет валяться в парках. Пока не сделают нормальную таможню и не начнут контролировать взятки и таможенников - все будет так же. И от того, что Вы как-то героически не поощрите взяточничество не изменится ничего. :)

Автору, спасибо за отчет, мне понравилось, фото интересные (так как могли, так и снимали, главное память и воспоминание)
По поводу - "системы" я так же против "В НЕ ОЧЕРЕДИ", НО, если обсуждаем одну сторону, так и про другую надо говорить...
что значит роспись забыли поставить или печать?, что значит кататься по "2-3-2-4-2-3"?, почему в Грузии, быстро и четко?, и много отчетов на Дроме, где пишут, что быстро проходили Грузинскую границу и ни кто ни чего не забыл поставить... ну почему с другой стороны (любой другой) наплевать на людей... "ТАК ПРИНЯТО", а почему пропускают те кто в не очереди, нормально морозить людей в холод или жарить в летний сезон.... Московские, Самарские, Волгоградские, ... или другие какие гости какая разница... ну да Бог с ним, как говорят...
Одно только, еще раз убедилась в том, что я обязательно поеду в Грузию... очень хочу посмотреть эту страну.... (Мечта с детства, просто люблю это государство) Спасибо за отчет!
Очень понравилось это фото!

А про бокс, тоже к стати обязательно прикупить надо.... Только у Автора крыша панорамная .... Шикарная

хрень....

Смело! За что напали на людей7 За то, что они из Москвы? Как путешествовать, давать или нет взятки-дело личное. Есть возможность, дали. Прежде чем осуждать. попробуйте с этими уродами (на погранпереходах) пообщаться. Сидя дома в тепле, можно злопыхать.

Кстати, национальность погранцов и таможенников значения не имеет. Все зависит от системы, сложившейся на этих переходах. Я помню, как на нашей стороне меня заставляли выложить из багажника на пол все фрукты и овощи.

Что то вспомнилось...
Когда едешь на Кавказ, солнце светит прямо в глаз.
Когда едешь ты в Европу, солнце светит прямо в ... .
Мой отзыв: Лада Гранта люкс АКПП http://reviews.drom.ru/lada/granta/67575/
Мой отзыв: Лада Гранта 2012

RockPony:
Похоже вы из тех , кто придумал ЕГЭ или рядышком. Слишком глупые ваши действия после Ларса .Инфа о закрытии Крестового перевала у вас уже была .Зачем объезжать его было ?Или думали , что вас за деньги грузины в Гудаури запустят?Так я вам скажу, денег можете им не предлагать . не возьмут .И если Военно-Грузинская дорога закрыта. значит это- не просто так.
Вы считаете себя круче всех .То что люди вам написали - вам по ...пояс. Начудили с Грузией. Электронные шмурдяки для вас круче простого общения с людьми, но написали отзыв - это уже здорово, не все значит потеряно. Путешествуйте чаще , общайтесь с людьми.И меньше будете делать необдуманных поступков.Удачи!
Лично у меня писать не получается, хотя путешествий немало.

этим денег отвали, другим.... не поехал бы туда

serjkkkuuu:
Что значит "попробовали бы?" Я 14 часов простоял летом на таможне из Грузии в Азербайджан, когда сошел сель в Ларсе, и всю следующую ночь - 10 часов на границе Азербайджан-Дагестан. С двухлетним ребенком в машине.

Мой отзыв: Opel Zafira 2012

Маль-Пасо
Единственное, в чем можно согласиться с автором по позиции взяток - это есть такая категория людей, которые кроме как палкой по рукам не понимают. Не хватает умственных способностей. Впрочем, их не хватает и в других случаях - например, когда не стоит ехать 1400 км к закрытому перевалу. Так что, в целом, баланс соблюдается.

Бавляндия
Мдяяя. Так все красиво начиналось... Написание обзора Ставрополя, проезд по дороге к Вернему Ларсу.

Отчет понравился. Нежданчик конечно же со стороны Азербайджана. Не думал что там на границе все так "просто". Был летом в Грузии, правда проезжал через верхний Ларс. Проход границы по сравнению с Азербайджаном - конечно же небо и земля. Ничего из авто выносить не надо, дети остаются в машине, взрослым пассажирам проход через терминал, только беглый поверхностный осмотр багажа и вуаля - граница пройдена.

Оптимизма вам надобы по более. Не получилось попасть на горнолыжку, съездили бы хоть в Боржом, Гори , Ахалцихе - там очень красиво, пополнили бы фотоальбом красивыми пейзажами. Ну а на обратном пути в сторону Азербайджана посетили бы хоть Кахетию. В Грузии много чего можно посмотреть. Я бы с удовольствием взглянул на Алазанскую долину зимой. Снега там скорее всего нет, но пейзаж должен быть существенным.

Так что на будущее вам совет - планируйте поездки с возможными путями отхода! Не получилось попасть куда хотелось, пусть будет ещё пару вариантов куда съездить и на что посмотреть! Ну и на крайняк - если уж чего то пошло не так, - закончить все гастрономическим туром! Будет хоть что вспомнить!
Удачи в дальнейших автопутешествиях!

Игорь ELO:
Вот КраснАдарцы - так никогда бы не сделали , они все святые !!!
Да краснодарцы не святые, но москвичи по уровню "несвятости" изрядно превосходят остальных. Летом 2013 г. в порту Керчь "спецочередь" на паром на 2/3 состояла из машин с московскими номерами.

iamregged:
Разрешаешь?
Уважаемый, жаль, конечно, что способность производить потомство появляется у некоторых людей раньше, чем способность защищать его, оберегать от беды и .
Мне не жалко 2 тысячи рублей (надеюсь Вы не зажмотили эту сумму, а дело только в морали?) за то, чтобы моя жена не стояла 10 часов в этой ж*пе. Думаю святость Вашего поступка не стоила 24 часов потраченной жизни и здоровья Вашего сына. Вариантов было много: паром из Сочи, договориться с МИД и вылезти через Абхазию, может есть другие если изучить вопрос. Но почему-то Ваших познаний и смекалки хватило лишь назвать меня м*даком. :)

Сергей ekb:
Лично у меня писать не получается, хотя путешествий немало.

Благодарю за все положительные отзывы, надеюсь эти небольшие инструкции помогут вам добраться до Грузии при неблагоприятных условиях. :)

RockPony:
чем способность защищать его, оберегать от беды и...
Здесь ты просто болтнул лишнего. Обдумай еще раз свои слова, и засунь их обратно туда, откуда они вылезли.

Нет, денег не "зажмотил". Мне просто не пришло в голову, что я могу заплатить какое-либо количество рублей, и поставить время своё и своей семьи выше таких же людей с детьми, которые сидят в той же очереди. Моя дочь, по крайней мере, спала всё это время в относительно нормальных условиях.

Мы выезжали в ночь из Тбилиси, сель сошел прямо перед носом. Развернулись уже в пути на новостях из ущелья. Паром из Батуми - это намного дольше, Абхазия - вообще не вариант.

Впрочем, я с тем же успехом могу пояснять все эти вещи дереву. Понятия не имею, зачем пишу.
"М.дак" имеет тот же смысл, только короче. Успехов в путешествиях, дискуссии не будет.

Не верьте тем, кто говорит что бросить курить за несколько дней невозможно. Сейчас есть особенная и реально работающая методика которая поможет избавиться от этой пагубной привычки за несколько дней, вот ссылка http://bit.ly/smoake - Сам 100 раз бросал курить, но только на этот раз, действительно, вышло.

iamregged:
Респект.

Вот и еще у одного, думаю, отбили желание, что-либо сюда писать.

RockPony:
Не совсем понял всего, что здесь написано. Пока люди написали мне о том, что давать взятки не хорошо. Я согласен - не хорошо, но время дороже денег. Крестовый перевал перегораживает путь к Гудаури с севера (смотри карту). Мы объехали так, что въехали в Грузию с востока, а к Гудаури приближались с юга. Причем здесь Крестовый перевал и как нам пригодилась бы информация о его закрытии? Вы решили "блеснуть" географическими знаниями лишь бы показать какие мы плохие и надеялись пройти за деньги? :)
Вы неисправимы . Отсутствие знаний просто гиганское .Хотя вам видимо достаточно. Крестовый перевал - это не точка на карте. как вы показали. Это достаточно большое расстояние.Гудаури находится практически рядом с пиком перевала. Посмотрите фото на досуге. http://www.fototerra.ru/galler...

КРАСНОЯРСК
По ТАКИМ местам проехали-и ничего не увидели!!!!!!!!

Вот и еще у одного, думаю, отбили желание, что-либо сюда писать.
Согласен с уважаемым Алексеем.
Автор, молодец, с иронией относится к негативным коментариям.
Большинство критиканов, я думаю, водку квасило после НГ, а Вы поехали в путешествие и правильно.
По большому счёту всё равно куда ехать, главное дома не сидеть (я тоже из Москвы 2го января уехал).
Subaru OUTBACK, 2003 ПР, 24 регион
Mitsubishi Delica D:5, 2010 ПР, 50 регион

Пыть-Ях
Фоток мало, а так места красивые конечно.

Не верьте тому, кто скажет что бросить курить за несколько дней невозможно. Сейчас есть очень особенная и реально работающая методика, которая поможет избавиться от такой вредной привычки за несколько дней, вот сама статья - http://j.mp/antismok На сайте есть ссылка на официальный магазин, там и заказывал, со скидкой 50 %. Реально, только на этот раз, действительно, получилось бросить навсегда

Кемеровская обл. Тисуль

Зачем вам навигатор в районе Воронежа понадобился - не понятно...
чтоб не заблудиться, вестимо))

Спасибо за интересный рассказ и красивые фото.Просто молодцы,очень смело.Исходя из своих опытов авто путешествий могу сказать ,что вас не много подвело отсутствии или ограничение имеющейся у вас информации о местах. И конечно же как ,современный ,адекватный азербайджанец хотел бы немного информировать тут некоторых агрессивных господ,который так не справедливы в отношении моей исторической Родины.Проблемы на переходе границ существуют давно.Этими проблемами информировали даже президентский аппарат. Улучшения начались года два назад,(кто раньше ездил,помнят наверное о тех кошмарах).Но эти проблемы начинаются на российской стороне,выматывают нервы так,что,любое требование пограничников на другой стороне произвольно принимаются на нервах+ к этому долгая дорога,усталость,утомленность. Вы эти проблемы "проехали за 2 т.р. А ажиотаж на границе в основном связан с кризисом.В ноябре месяце 2014 года РЖД отменил все пассажирские поезда следовавшие из России в некоторые страны СНГ,в том числе и в Азербайджан,а это не мало не много 5 составов в сутки.Вторая причина,после обвала рубля очень многие граждане с обоих сторон захотели заработать на этом-закупиться в России,выгодно продать за границей(дома) за валюту-разница сегодня ощутима.А где спрос там и нечистые на руки и мошенники и коррупционеры,к сожалению ,эту язву в Азербайджане до сих пор не смогли вырезать.Не думаю,что в России перебороли.Недавние события в Керчинским

проливе в очереди на паром,наверное никто не забыл. Ещё хотел бы напомнить .что на территории Азербайджана до сих пор официально действует военное положение. И еще один вопрос,с которым не могу согласится ,это дороги,которые вы выложили.Ребята,100 % вероятности могу вам сказать-вы заблудились. Дорога ,которая идет от российской границы до границы Грузии-это государственная дорога,которую построили немцы-называется "Шелковый путь"в идеальном состоянии(в основном,конечно).Бензин до недавнего времени стоил 55 гепий,сегодня 70 гепий-примерно 0,75 евро. В основном Азербайджан очень гостеприимная страна со многими достопримечательными местами и древними строениями,занесенные в фонд ЮНЕСКО,вкусная кухня.И конечно же красавец город Баку!Замечания могу принимать только аргументированные,готов к дискуссиям.А кому не нравится,да ради бога,как говорится на вкус и цвет...Всем всех благ,удачи на дорогах и счастья!(за грамотность особо не судите,заканчивал местный ВУЗ)

Спасибо за разъяснения. Вообще комментаторы из Азербайджана - на Дроме - редкость.

Отличная поездка, места супер. Классный Вэст!
KIA CERATO 2012, АКПП, 1.6

Отлично съездили! Мечтаю попасть в Грузию, но только летом.

Какая именно Кумхо у Вас стоит на авто?

Цепи на колеса можно "надеть", но не "одеть", ежели что
Игорь ELO:
Пожалуйста.Если когда нибудь ещё раз соберетесь в наши края,милости просим. Могу дать очень полезные советы,которые будут не лишними. И не забудьте скачивать новые современные карты,у вас,похоже какая та старая престарая. Летом в Баку будут проводиться Первые Европейские Олимпийские игры-так,что,ещё раз ВСЕХ-милости просим!(можно написать в личку romanson101@yandex.ru) Всем удачи на дорогах!

Ismayylzadeh Yashar:
Пожалуйста.Если когда нибудь ещё раз соберетесь в наши края,милости просим. Могу дать очень полезные советы,которые будут не лишними. И не забудьте скачивать новые современные карты,у вас,похоже какая та старая престарая. Летом в Баку будут проводиться Первые Европейские Олимпийские игры-так,что,ещё раз ВСЕХ-милости просим!(можно написать в личку romanson101@ http://yandex.ru) Всем удачи на дорогах!
Я - не автор этого отчёта , а один из комментаторов. Меня очень заинтересовала поездка в Иран , но много НО. Это непростой путь через Дагестан , Вашу страну , а в Иране ещё и "Carnets de passages"...

Ln1

Москва-Комсомольск/А
Люди написали про прикольное путешествие. Проехали тысячи км по неизвестной для них и многих других местности, несколько границ. Сами не пожалели и другим рассказали. Но в благодарность столько*****А! Афигеть!!

Ismayylzadeh Yashar:
Добрый день! Благодарю Вас за действительно стоящий и интересный комментарий и искренне прошу у Вас прощения если чем-то обидел Вашу страну. Безусловно мы ничего о ней не знали и совершенно не были готовы к такому повороту событий, поэтому увидели много негатива из-за того, что не знали где искать позитив. К тому же оказывается мы попали в такое неудачное время и ситуацию с границей. Я бы с удовольствием посетил Вашу страну еще раз, но уже подготовившись и планово. Всего Вам наилучшего и мира Вашему дому.

Korg:
Цепи на колеса можно "надеть", но не "одеть", ежели что
Благодарю за поправку. :) К сожалению не обладаю "врожденной грамотностью" поэтому бывают такие ошибки :(

Владелецавто:
Какая именно Кумхо у Вас стоит на авто?
Добрый день. У меня вроде вот такие. Мне очень даже нравятся. http://market.yandex.ru/model.... По поводу поездки в Грузию летом думаю более чем реально! =) Надо ехать ;)

Привыкли в Московии все только за деньги .
У нас и чаем угостить и накормить и пустить переночевать могут за просто так. Чего не скажешь о москвичах- никто там никому не нужен, упадешь и помирать будешь а толпа будет идти и перешагивать через тебя

Stavgrad:
Привыкли в Московии все только за деньги .
Да , наверно именно по этой причине у меня вскрыли и распотрошили машину в далёком 1994 году. Останавливался в Ставрополе в районе какй-то "Параллели" (в роде 50 лет ВЛКСМ).
После этого - я как должен о ставропольцах думать ?
Откуда столько негатива к "Московии"? От зависти что-ли ? Так завидовать особо - нечему !
Stavgrad:
Привыкли в Московии все только за деньги .
Это не вина автора-это законы мегаполисов,такие ситуации почти во всех мега городах

Яшар
Верхняя Пышма
Игорь ELO:
Я - не автор этого отчёта , а один из комментаторов.
Посмотрите когда написан отчет.Да и сегодня есть проблемы на границе,но,не такие как раньше,и не такие страшные как кажутся.У страха глаза велики.

Костанай, Казахста
Ismayylzadeh Yashar:
Упаси Аллах попасть еще раз в Азербайджан. В уже далеком 2009 году, на погранпереходе Красный мост, когда еще не было очередей, промурыжили 8 часов пока не отдали по 100 евро. Но рано радовались, почти каждый гаишник требовал мзду, причем ценник начинался с 200 баксов. И это после 3 недель в Грузии с их полицией.

Неудачно. А вообще о Грузии большинство положительных отзывов.