Майский ледниковый период: Испания и Португалия 2013

22.12.2014 | 7992 просмотра

Всем добрый день. В этот раз отчет писал не я, аlaska70, а супруга, поэтому прошу не удивляться, увидев повествование от лица женщины. Итак, слово Лене.

Собираясь на зимние каникулы 2012-2013 года в Прибалтику, мы столкнулись с одной проблемой: не покупая путевку, сделать визу в Перми почти нереально. Услышав очередное: «В Прибалтику визы не делаем», мы обратились к тому же знакомому, который делал нам визы в Румынию.
— Зачем вам эстонская виза? — спросил Павел. — Делайте испанскую, они без проблем дают сразу на полгода.
Мы не собирались в Европу, планируя провести майский отпуск в Эмиратах, но почему бы и нет?

Полчаса размышлений — решено: плюсуем к отпуску майские праздники и едем в Испанию с коротким набегом во Францию и Андорру и ознакомительным заездом в Португалию. Через три дня после подачи документов в паспортах стояли заветные штампики. Стоимость удовольствия — 4500 рублей с человека.

Далее все по отработанной схеме: я озвучиваю, что и где хотелось бы посмотреть, Родион прорабатывает маршрут и бронирует отели. Итак, что мы хотим посмотреть: Мадрид, Барселона, Андорра, пещера Альтамира, Сантьяго-де-Компостела, мыс Рока и ещё что-нибудь в Португалии, потом Гранада, ну и несколько дней надо побывать на море.

Я давно хотела посмотреть замок Каркассон, вроде все складывается удачно, можно завернуть и туда. Уже забронированы отели в основных точках маршрута, но внезапно выясняется, что 11 мая в Барселоне местный футбольный клуб «Эспаньол» будет принимать мадридский «Реал». Ну что ж, Каркассон стоял две тысячи лет и еще простоит, а вот когда я еще смогу увидеть «Реал» вживую?

Оставляем Каркассон и Андорру на следующий раз, лезем в интернет за билетами на футбол. На наших сайтах цена варьируется от 130 до 270 евро за штуку. Мы любим футбол, но не за такие деньги! Еще несколько щелчков мыши и вуаля: официальный сайт «Эспаньола» предлагает билеты в гостевой сектор (в переводе с испанского звучит как сектор «вопреки хобби») стоимостью 67 евро. Деньги уходят с карточки, нам приходит подтверждение о покупке и сообщение о том, что получить билеты можно в день игры в кассах стадиона. Ура!

Добираться решили самолетом, чтобы 1) сэкономить время, 2) поставить в паспортах испанский штамп о въезде/выезде. Неожиданно добавилась ещё одна веская причина — 13-го февраля муж, играя в футбол, получил серьёзный перелом правой лодыжки со смещением, вывихом и разрывом связок. Полтора месяца в гипсе, ещё месяц на то, чтобы заново научиться ходить без костылей. Поэтому доехать до Испании из Перми на своей машине, даже с учетом второго водителя — меня, он бы просто физически не смог.

В качестве проверки возможности вообще водить машину с только-только восстановившейся ногой мы решили во время первых майских праздников сгонять на пару дней в соседний Казахстан. Уговорили друзей из Екатеринбурга составить нам кампанию и на двух машинах совершили ознакомительное мини-путешествие в приграничный город Костанай. Но это уже другая история.

Нога у Родиона нагрузку на педали газа/тормоза выдержала, хотя и не без болевых ощущений. Но в целом, учитывая небольшие суточные пробеги по Пиренейскому полуострову, можно было надеяться на лучшее.

В результате маршрут путешествия вышел вот такой:

Билеты Пермь—Мадрид с пересадкой в Москве обошлись нам в 34 000 рублей в оба конца (на двоих).

Утром 6 мая мы были в Мадриде. Включаем телефоны и… Как обычно перед поездкой, я посмотрела на сайте «Ростелекома» цены в роуминге у разных испанских и португальских операторов. Подключаюсь к самому дешевому из них (звонки — 45 рублей/минута, СМС — 14 рублей) и получаю сюрприз: «Ростелеком приветствует Вас в Испании. Стоимость входящего/исходящего звонка — 69 рублей/минута, СМС — 19 рублей». Смена оператора ни к чему не привела, пришло точно такое же сообщение. Подобная ситуация была полтора года назад в Иране, только там «Ростелеком» рекомендовал мне подключиться к несуществующему оператору.

С трудом разобрались с покупкой билетов в метро, а потом полтора часа блуждали по нему, пытаясь доехать до нужной станции. Делать это пришлось с несколькими пересадками.

У нас был забронирован хостел рядом с ж/д вокзалом «Аточа» на две ночи: отдельная комната с душевой, без завтрака. Добрались, бросили вещи и пошли гулять. Первым делом нужно купить сим-карту для планшета. Все точки «держат» арабы. Купили за 10 евро симку «Оранж».

Вышли на центральную площадь — Plaza Mayor,

где редких гуляющих развлекают тореадор, человек-невидимка, какая-то карнавальная коза и «висящие в воздухе» люди.

несколько раз в интернете натыкались на подобные фото, а сейчас увидели сами.

Как обычно, заходили во все храмы, очень уж нам нравятся католические церкви. Разумеется, не могли пройти мимо Кафедрального собора.

Посмотрели на королевский дворец, но внутрь решили не ходить.

Купили продуктов на ужин и пошли в хостел смотреть хоккей (чемпионат мира все-таки).

На следующий день, гуляя по городу, набрели на королевский ботанический сад (билет — 3 евро). С удовольствием походили по нему. Растут и цветы, и деревья, и огородные растения. По грядкам прыгала белка,

под розами наслаждалась сном кошка. Отдельные павильоны выделены для кактусов и тропических растений, довольно большой кусок парка отдан под бонсай.

Потратив два часа на прогулку по парку, а затем поблуждав по городу, мы решили посмотреть хоккей на планшете. В городе очень много будок, раздающих вайфай, со скамейками вокруг, возле одной точки мы и приземлились, но выход в интернет не открывался. «Не судьба» — решили мы и пошли гулять дальше.

С 8 мая у нас была заказана машина в фирме «Avis» на ж/д вокзале «Аточа»,

и, чтобы не тратить утром время на поиски прокатной конторы, мы решили найти ее сейчас. Это была здравая мысль! Почти час мы крутились около станции метро, то спускаясь, то поднимаясь на несколько уровней. Наконец, контора найдена, наш заказ в силе, можно гулять дальше.

Свежий воздух и длительная прогулка сделали свое дело, желудок настойчиво просил пищи. Зашли в кафе — меню на испанском, но с фотографиями. Ткнули пальцем в жареную картошку с бифштексом и в суп. Через 5 минут принесли заказ. Мама дорогая! То, что на фотографии выглядело как суп, в реальности оказалось густым жирным варевом, в котором лежали куски кожи с жиром. Подавив рвотный рефлекс, я отодвинула тарелку подальше, а от расстройства забыла даже сфотографировать это блюдо. В дальнейшем старались брать то, в чем не сомневались, что это такое.

В 9 утра 8 мая мы забрали наше средство передвижения. Ещё из Перми задолго до поездки в прокатной конторе была заказана машина эконом-класса типа «пятидверный хэтчбэк на механике». Нам выдали ключи от «Опеля Корсы» и объяснили, как дойти до стоянки. Там сотрудник отметил на страховке имеющиеся повреждения. На всякий случай мы сфотографировали все царапины, погрузили вещи в багажник и вперед, в Валенсию.

В Валенсии оказалось ощутимо теплее. Когда мы выехали из Мадрида, там было +16, а здесь уже +28, появились пальмы и кактусы. Покрутившись по развязкам, нашли отель, переоделись, получили у администратора карту города с разъяснениями по поиску метро и поехали в центр.

Метро разделено на линии и зоны, цена билета зависит от дальности поездки и от зоны, в которой вы находитесь и в которую едете, наши стоили по 4 евро. Расплатиться можно карточкой или бумажными наличными. Билеты нужно прикладывать к сканеру на турникетах как при входе, так и при выходе.

Первым пунктом назначения был запланирован зоопарк (билет 25 евро). Он весьма специфичен, там собран животный мир Африки и Мадагаскара — огромная территория, большие вольеры, в некоторые из которых можно зайти.

Трубкозуб с детёнышем.

Жираф нежно пощипывает шею жирафихи (или наоборот?)

Впервые увидели бегемота под водой, такая милая тушка, и не подумаешь, что он является одним из опаснейших животных Чёрного континента.

Суровый глава семейства горилл.

Рядом с зоопарком расположен парк отдыха, беговые дорожки, пруд. В жару очень приятно прогуляться в подобном месте.

После зоопарка пошли гулять по городу. Красивые здания, кругом зелень и цветы, тротуары выложены мраморной плиткой, повсюду летние кафе — красота! Отравляло жизнь только то, что курят почти все и почти везде. Очень редко можно встретить знак «Курение запрещено». Раньше в Европе мы не встречались с таким количеством курильщиков.

И еще некоторая сложность, с которой мы здесь столкнулись, — в Испании очень мало говорят по-английски и дублирующихся на английский/немецкий/французский надписей тоже немного. В крупных отелях и магазинах еще можно пообщаться, но на улицах и в небольших заведениях приходится переходить на язык жестов. Больших неудобств, правда, это не доставило. Люди все очень доброжелательны, всегда помогут, «на пальцах» объяснят или проводят.

Ж/д вокзал Валенсии (справа) и арена для корриды Plaza de Toros de Valencia.

Возле ж/д вокзала Валенсии наткнулись на специализированный винный магазин. Чего там только нет! Захотелось нам попробовать хереса — мы же в Испании! Подозвали продавца, он показал нам витрину с хересами. Глаза разбежались. Выбрали что-то среднее по цене. В отеле открыли бутылку, предчувствуя что-то необыкновенное. Так и есть — вино оказалось сильно на любителя. Пить не стали, перелили всё в пластиковую бутылку и привезли домой в качестве экзотики.

Когда возвращались в отель, в вагоне метро были вдвоем, потом зашли двое парней, которых можно описать коротко: типичные гопники. Сидели на соседней скамейке и периодически косились на нас. Честное слово, мне было не по себе, очень хотелось пересесть в другой вагон. На нашей остановке «гопники» приготовились выходить, и один из них повернулся к нам и сказал, что это конечная остановка. Заботливый оказался «гопник»!

На следующий день по плану был океанариум, находящийся в районе, называемом «Город искусств и наук».

Билеты можно купить отдельно в океанариум (27 евро), в несколько комплексов или полностью во все помещения этого «города».

«Океанографик» — как утверждает Википедия, самый большой океанариум Европы — разделен на зоны. Мы долго стояли в «Антарктиде», наблюдали за пингвинами. Забавные птицы, в чём-то даже похожие на людей — некоторые самцы таскали камни из чужих гнезд, чтобы свое было больше.

Уже вернувшись домой, смотрели с ребенком мультик «Делай ноги» и пришли к выводу, что пингвинарий в нем очень похож на валенсийский.

Конечно же, больше всего впечатлил длинный тоннель с проплывающими над тобой акулами и скатами.

Но вот что не понравилось, так это то, что сесть там негде. «Океанографик» очень большой, ходить по нему долго, а отдохнуть можно только в последнем зале. То, что в тоннеле принимают за скамейки, не является сидячим местом, о чем и предупреждают надписи. Правда, объявления мало кого смущают, люди садятся прямо на них — после нескольких часов прогулки сил остается немного.

Немного фотографий обитателей «Океанографика»:

«Печальная рыба-солнце», она же рыба-луна, она же рыба-голова.

Пообедав в каком-то торговом центре и забрав с собой бОльшую часть обеда, ибо не смогли осилить порцию, мы поехали к морю. Красивейшая набережная, чистый песок, немного народу — и полное отсутствие кабинок для переодевания и закрытый на замок туалет, в связи с чем, несмотря на наличие в сумке купальных принадлежностей, открыть сезон так и не удалось.

Вода не сказать, чтобы теплая, но окунуться было бы можно, а так пришлось ограничиться прогулкой по воде.

На обратном пути снова пришлось помучиться с метро. На данном отрезке метро выходит наружу и идет как трамвай. Вот мы и задумались: билеты-то мы купили, а где их компостировать? И, как назло, мы на остановке одни, не подсмотреть у кого-нибудь. Уже поезд показался из-за поворота, когда на остановку подошел местный житель. Повторив его действия по компостированию билетов, мы запрыгнули в вагон.

На ужин у нас был рис с курицей и соусом карри, не осиленный днем, и «Сангрия» с фруктами. Красота!

Утром предстоял переезд в Барселону. По дороге остановились перекусить и обнаружили спуск к морю. Две минуты на переодевание, и мы на берегу. Черт, какая же вода холодная! И дно с заросшими скользкими камнями, чуть ноги не переломали, пока зашли на нормальную глубину. Я проплыла несколько метров и вернулась на берег отогреваться и собирать ракушки, а Родион поплавал минут 5.

По мере приближения к Барселоне становилось холоднее. Город встретил нас дождем и +12. Подъехали к заказанному хостелу, но не нашли место для машины. Увидели, что под «кирпич» задом заехал «Смарт» и встал на тротуаре, спросили водителя: «Так можно делать?», он сделал страшные глаза и сказал: «Нет, ни в коем случае. Я только на минуту». Муж зашел в хостел, спросил у хозяина, где можно припарковаться. Оказалось, что можно встать рядом, оплатить 2 часа, а потом начнется бесплатное время на выходные. Мы так и сделали, бросив в паркомат 8 евро.

Разумеется, первым делом отправились на прогулку. Ах, какие там церкви! Мы совершенно неверующие люди, но заходим в каждый храм, чтобы полюбоваться внутренним убранством. Конечно же, не могли пропустить кафедральный собор. Родион уже был в Барселоне и рассказывал, как был ошарашен видом собора, выйдя к нему из-за угла. В этот раз мы зашли сзади, оставив созерцание фасада напоследок. И вот стою я, фотографирую эту громаду:

Подходит молодая пара:
— Скажите, это дом Гауди?
— Нет, это Кафедрал.
— Что такое Кафедрал?
— Главная церковь.
— А-а (очень разочаровано). А где Гауди?

Гуляя по старому городу, столкнулись с не-знаю-как-назвать поведением. У девушки из кармана выпали деньги, купюры по 20 и 50 евро, и полетели в сторону. Она это не увидела, я кричу: «Ребята, деньги потеряли», а мужичок, проходящий мимо, поднял несколько бумажек. Вот, думаю, молодец какой, помог людям, а «молодец» складывает деньги в карман и уходит. Ребята догоняют его, говорят, что видели, как он поднял деньги, а он: «Какие деньги? Не было ничего. И вообще, я говорю только по-испански». Чем дело закончилось, мы не увидели, так как во время препирательств компания зашла за угол.

Глазея по сторонам и фотографируя все интересное, мы добрались до дома Гауди, даже до двух:

а потом и до собора Саграда Фамилиа. В парке у собора живут зеленые попугаи, которых слышно за квартал.

Насмотревшись на собор, пошли в метро и опять застопорились с покупкой билета: приехали мы в одну зону, сейчас находимся совсем в другой. Где наша зона — непонятно. Попросили помощи у проходящего мимо парня, он сказал, что не говорит по-английски, но все равно попытался разобраться в нашем вопросе. Мы ткнули ему в карту, показав, куда надо вернуться. Оказывается, прямого поезда туда нет, надо здесь купить билет, доехать до какой-то станции, там выйти и купить другой билет. Надо же, мы понимаем испанский! ))

Утром мы поехали в центр, на улицу Рамбла. Поднявшись из метро, мы обалдели от количества народа!

Я знала, что это самое туристическое место, но оказалась не готова идти в толпе, толкаясь плечами и прочими частями тела, периодически при этом открывая зонт. Не выдержав, через несколько кварталов мы свернули на боковую улицу и по ней дошли до набережной с памятником Колумбу.

Тут у нас случилось неприятное происшествие: фотоаппарат мужа решил самоубиться и выскочил из рук, но, как это часто бывает, не рассчитал высоту и не убился, а серьезно покалечился — автофокус не работает и поэтому затвор не щёлкает.

Расстроившись от этой неприятности, мы пошли искать фуникулер, чтобы подняться на г. Монжуик в олимпийский парк. Одна канатная вышка стояла в море, другая на набережной, мы решили дойти до водной. Пройдя почти всю набережную в надежде, что за ней есть выход к вышке, мы обнаружили, что дальше идет причал, а до вышки еще топать и топать.

Ладно, пойдем обратно к сухопутной вышке. Но, как говорится, это явно было не наше утро: объявление на лестнице вышки на четырех языках гласило, что она закрыта. Неподалеку была стоянка такси, веселый дядька оттуда прокричал, что может отвезти нас к другой вышке, на горе, но мы уже решили, что пора ехать выкупать билеты, ведь вечером футбол. Спрашиваем, где находится стадион, и с удивлением слышим, что не в Барселоне.

Несмотря на то, что «Эспаньол» считается барселонской командой, он расположен в маленьком городке Корнелья-де-Льобрегат рядом с Барселоной. Везти нас туда дядька согласен за двойной тариф. Такой расклад нас не устраивал, мы сказали «Спасибо» и пошли к метро. По дороге подошли к полицейскому, чтобы узнать, где находится ближайший сервис-центр «Сони» или хотя бы фотомагазин. Про сервис-центр он не знал, но сказал, что на соседней улице есть несколько фотомагазинов. После этого он обратился ко мне и сказал, что в городе очень много воришек, рюкзак надо перевесить со спины, деньги убрать подальше во внутренние карманы, а документы — тут он показал на себе — лучше вообще убрать в, пардон, трусы. Поблагодарив полисмена, я последовала его советам, растолкала деньги, карточки и паспорта по многочисленным карманам брюк, а рюкзак повесила на живот.

По наводке полицейского нашли фотомагазин. У нас была надежда, что у «Сони» повредился только объектив и можно будет купить новый. Оказалось, что сломался сам фотоаппарат. Жаль. Остались мы с моей «мыльницей» и с телефоном. Хотя позже Родион обнаружил, что в ручном режиме фокусировки можно снимать.

А пока с горя зашли выпить кофе с плюшками и отправились в отель за машиной, чтобы ехать за билетами на футбол.

До городка, где расположен стадион «Эспаньол», ехали минут 15. Когда вышли из машины, показалось, что мы в другом мире: спокойствие, солнце и почти полное отсутствие народа.

Обменяли в кассе бумажные распечатки на настоящие билеты:

и, несмотря на то, что до игры осталось несколько часов, решили остаться здесь — пообедать, погулять, насладиться тишиной и покоем, которых не найти в Барселоне.

Кафе нашли тут же — дядечки с пивом, тётечки с внуками, все что-то бурно обсуждают, оживленно жестикулируя. Вообще, испанцы говорят очень быстро — их речь похожа на ускоренную перемотку звука — и очень эмоционально, помогая себе руками.

После обеда прогулялись по городу, зашли в фирменный магазин «Эспаньола», купили сувениров.

Испанский ОМОН в ожидании начала матча.

Еще раз повторюсь — «Эспаньол» считается барселонским клубом, но нигде в Барселоне мы не видели его символики, везде только «Барса» и иногда «Реал». А тут… Одежда, мячи, аксессуары, кружки, шоколад, даже пинетки, пустышки и прочие малышовые вещи — короче, на любой вкус и возраст.

Рядом со стадионом находится торгово-развлекательный центр, мы зашли туда в поисках места, где можно выпить коктейль или съесть мороженое. И тут мы поняли, почему на улицах почти нет людей. Они все были здесь! Столпотворение больше, чем на восточном базаре. Мы не поняли: то ли был день распродаж, то ли просто суббота (в воскресенье большинство магазинов не работает).

Когда мы смогли выбраться из магазина, то увидели остальную часть населения — люди шли на футбол. Бело-голубые полосатые футболки, кепки, шарфы и прочая атрибутика заполонили все пространство. В Перми на игры «Амкара» (стадион «Звезда», 16 700 зрителей) открыты, если не ошибаюсь, 3-4 входа, и давка там неимоверная. Здесь же, при вместимости стадиона 40 500 мест, больше сотни входов по всей окружности поля, поэтому никакой толпы при входе. И только посетители гостевого сектора змеились двумя очередями в руки полицейских, тщательно досматривающих фанатов с ног до головы.

Меня попросили открыть рюкзак, проверили содержимое всех карманов, удостоверились, что там именно паспорт и телефон, а не что-то еще, и лишь потом разрешили пройти внутрь.

Стадион на 40 тысяч зрителей (население городка — 87 тысяч) был почти полон. Несколько обидно было сидеть за решеткой и непонятно, для чего это — обеспечить безопасность болельщиков «Эспаньола» или гостевых фанатов? Впрочем, это было неважно. Главное — мы присутствуем на игре «Реала», и ворота гостей прямо перед нами.

Какое же я испытала разочарование, когда место в них занял не Касильяс, объявленный в стартовом составе... Первый гол мы увидели как раз в эти, ближние к нам ворота. Да и второй гол забили в них же; правда, уже во втором тайме.

После перерыва на замену вышел Рональду, встреченный дикими восторженными воплями не только гостевого сектора, но и большинства стадиона. За нашими спинами какой-то оглашенный весь матч охрипше-простуженным голосом кричал: «Криштиа-а-ано».

Игра закончилась со счетом 1:1. Стадион опустел за 10 минут, а вот выезжать из города пришлось больше часа — улицы узкие, много односторонних, а машины идут сплошным потоком.

На следующее утро выглянуло солнце, и стало тепло, но нам уже пора было уезжать. Немногим менее 100 км отделяют нас от горного монастыря Монсеррат.

Красивейшая горная дорога, справа скалы, слева ущелье.

Приехали мы в 11:45, машин много, автобусов много, людей еще больше. Въезд закрыт шлагбаумом, полчаса парковка бесплатная, дальше 5 евро. «Полчаса бесплатно» — это явно черный юмор, потому что мы минут 40 только искали место для парковки, нарезая круги от шлагбаума до монастыря и обратно, а потом 20 минут шли до входа в комплекс.

Где-то жужжал вертолет, но на глаза он никак не попадался, пока мы не посмотрели вниз. Удивительные ощущения — мы стоим на земле, а вертолёт, который в данный момент летает, находится под нами.

Вот там внизу под нами летал этот жёлтенький вертолёт.

Пройдясь по территории монастыря среди толп туристов, мы сбежали в горы. Организованная тропа уходила направо, к источнику, а мы повернули налево и пошли туда, где нет людей. Как там хорошо! Тишина, солнце, лес и горы!

Здесь мы отчетливо прочитали название нашего города — PERM.

При наличии фантазии в скалах вокруг монастыря можно увидеть фигуры животных, например, голову слона (в центре вверху) и повернувшегося спиной сидящего бегемота (слева):

И здесь тоже какой-то дракон лежит:

На выходе из монастыря купили сувениры в магазинчике,

а у этой симпатичной молодой пары (девушка даже немного пыталась говорить по-русски) — местного сыра и запеканку, которой и пообедали, как только выбрались с платной парковки. Дальше наш путь лежал в сторону Сантьяго-де-Компостела.

Удивительное дело, но на испанских дорогах нас обоих дико клонило в сон после первых 100 км. Поняв, что «держаться нету больше сил», мы съехали к какой-то заправке и 45 минут проспали в машине, затем купили кофе и мороженое и стартанули дальше.

На ночевку остановились в Логроньо, в отеле 3*** сети «Zenit». Прекрасное сочетание цены и качества: 45 евро за номер с вайфаем, завтрак по типу «шведский стол» включен в стоимость, парковка бесплатная. В дальнейшем все отели (кроме самого последнего, где 3 суток отдыхали на море) мы бронировали благодаря купленной в Мадриде сим-карте с планшета прямо по ходу движения, через сайт booking.com. Учитывая, что к моменту бронирования день, как правило, уже заканчивался, а пустых отелей довольно много, то почти всегда удавалось найти хороший вариант ночлега со скидкой.

13 мая мы выехали в г. Сантильяно-дель-Мар к пещере Альтамира, куда и добрались во второй половине дня, но тут нас ждал облом — по понедельникам музей закрыт. Не для того мы ехали за тридевять земель, чтобы отказываться от посещения пещеры; значит, остаёмся до завтра. Тут же забронировали отель в Сантильяно-дель-Мар и стали думать, чем заняться дальше.

По дороге Родион видел вывеску зоопарка, решили быстро сходить туда (большой ли может быть зоопарк в городке с населением 4 тысячи?), а потом на обед. Цена на билеты нас удивила — 18 евро. Зашли внутрь, увидели узкий проход между клетками с птицами и подумали, что нас гнусно обманули — подобный зверинец в пермском парке Горького стоит 50 рублей. Но потом… Берем свои слова про обман обратно и извиняемся за то, что плохо подумали.

Мы три часа гуляли по территории в 70 000 кв.м, где почти все животные размещены так, что до них буквально можно дотянуться рукой или даже лицом к лицу (хищники через стекло, конечно). Мы почесали за ухом кабана, погладили бизона, зебру и лошадь Пржевальского, полюбовались на хищных кошек, в том числе на белого тигра и снежного барса, застряли около клеток со всевозможными обезьянами (их там видов 30, не меньше), полчаса фотографировали рысей (в вольере 7 особей!), в общем, получали удовольствие по полной программе. Любителям зоопарков настоятельно рекомендуем к посещению!

Эта обезьянка размером с сирийского хомячка.

Деревня (или небольшой город?) Сантильяно-дель-Мар состоит из двух частей: современной и средневековой, в которой мы и решили остановиться на ночь, выбрав отель в соответствующем стиле:

Наш отель…

и номер в нём.

С трудом нашли работающее кафе, меню только на испанском и без картинок (хотя и они уже сыграли со мной злую шутку в Мадриде). Женщина-бармен, увидев наше разочарование и попытку уйти, взяла ручку и довольно красиво и понятно стала рисовать основные ингредиенты того или иного блюда. Проявление такого внимания тронуло, и мы передумали уходить. Заказали ужин, а в качестве комплимента нам подали ещё и по бокальчику красного вина.

После ужина в приподнятом настроении отправились гулять. Каждый дом здесь — живая история, в каждом либо отель, либо продуктово-сувенирный магазин. Из продуктов можно выбрать алкогольные напитки, мёд, паштеты, колбасы, шоколад. Разумеется, всё это производится только в этой местности.

Булыжная мостовая, базилика XII века, пасущиеся лошади, пони и коровы — идиллическая пасторальная картинка.

Раньше через город проходил путь в Сантьяго-де-Компостела, о чем напоминают изображения посоха и раковины — символов паломников.

С утра пораньше поехали к пещере. Альтамира известна тем, что в ней обнаружены изображения животных, которым около 16 тысяч лет. Я, с моей любовью к древней истории, не могла пропустить такую достопримечательность. Знаю, что сама пещера закрыта, работает только копия, но все равно я должна это увидеть.

Билет стоит 3 евро, в демонстрационный зал пускают по времени, указанному на билете, а пока можно погулять по музею. В залах разложены древние экспонаты, устроены экспозиции, в которых рассказывается о первобытной истории, показываются короткие (на 1 минуту) мультфильмы на тему жизни в каменном веке.

К 10 часам мы подошли к демонстрационному залу. Работник музея на испанском что-то объяснила присутствующим и запустила всех в зал. В двухминутном фильме было рассказано о пещере, ее открытии, раскопках, причинах ограничения доступа и о создании копии пещеры. Фильм сопровождался английскими субтитрами и закончился фразой: «Приглашаем посетить «Новую Альтамиру». Экран погас, все сидят. Мы с Родионом в непонимании. Люди, вам же говорили, что нужно делать, вы же, в отличие от нас, понимаете испанский, так что ж вы сидите? Куда нужно идти? Сидят. Не двигаются. Ладно, сидите. Раз двери за спиной не открываются, значит, идем вперед.

Несколько метров — и перед нами открывается пещера. Голографическая семья эпохи палеолита сидит у костра, женщина шьет шкуру, мужчина занимается оружием. Спускаемся чуть ниже и вот она — воссозданная пещера, со всеми изгибами, трещинами и рисунками. Я вижу знаменитых быков Альтамиры!

Фотографировать запрещено, поэтому картинки взяты из Интернета.

Ну вот, еще одна моя мечта сбылась. Теперь со спокойной совестью можно ехать дальше, в Сантьяго-де-Компостела.

По пути муж обещал показать одну из природных достопримечательностей у океана — пляж Гульпиюри. Интересное место: где-то за скалистым гребнем шумит океан, а здесь, в небольшой впадине, похожей на ракушку, вода просачивается сквозь скалы, образуя собственный прибой и пляж. Чтобы оценить всю прелесть этого места, приезжать сюда надо во время прилива.

Следующий снимок взят из интернета:

А мы увидели пляж вот таким:

Кроме нас двоих никого вокруг не было. Я сняла обувь и прошлась по пляжу, несмотря на +15 и ветер. Некомфортно, скажу я вам: песок холодный, а вода так просто ледяная. Погуляли час, забрались на скалы, посмотрели вниз на океан. Красота!

Здесь на берегу так спокойно, что даже косули пасутся.

После пляжа Гульпиюри захотели посмотреть ещё одну красоту океана — Пляж Кафедральных Соборов. Но спустя час снова неудержимо потянуло в сон. В будущем эта странная особенность настигала нас на испанских трассах регулярно, так что мы уже не сопротивлялись и знали, что делать — сворачиваем на ближайшую заправку, спим в машине 30-40 минут, а потом обедаем или пьём кофе.

На многих заправках можно не только выпить кофе с плюшкой, но и вполне полноценно пообедать. Мы взяли нечто похожее на омлет с картошкой и сыром и салат, в котором смогли распознать ингредиенты. Оказалось очень вкусно, несмотря на вроде бы несочетающиеся продукты. Для желающих испробовать дарю рецепт салата: помидоры, оливки, яйца, крабовые палочки, тунец, репчатый лук, оливковое масло.

При подъезде к пляжу увидели, что ветер разыгрался не на шутку, придорожные кусты складывались к земле, но когда вышли из машины, поняли, что ветер теплый. Переодевшись в шорты, пошли к воде.

Пляж Кафедральных Соборов — это природная достопримечательность; воздействие воды и воздуха превратило скалы в арки высотой более 30 метров.

Пока не подойдёшь к самому краю обрыва, ничего такого необычного вроде бы и нет, разве что цветочная поляна красивая, напоминает северную растительность в тундре:

И вот резко открывается это чудо природы…

М-да, здесь как раз надо было гулять во время отлива, а сейчас вода уже начала прибывать, и места для прогулок осталось мало, от края воды до скал было около 15 метров.

Спустились по лестнице, ходим, любуемся, фотографируем.

Потом Родион положил свою фотосумку у дальней сухой скалы, подошел к линии воды и стал снимать на камеру океан. Я решила обойти одну из скал, чтобы попасть в следующий залив, муж повернулся в мою сторону, и в это время сзади ударила волна. Меня накрыло с головой, а в следующий момент мы увидели, что наша сумка, подхваченная прибоем, отплывает от скалы. Родион едва успел подхватить ее. Выбравшись наверх, стали оценивать потери: лежавшие в сумке телефон мужа и зеркалка «Сони» (и так уже «полуживая» после Барселоны) перестали подавать признаки жизни, а у моей мыльницы «Никон» заклинило зум.

Ну что ж, некого винить. Не знали мы, сухопутные жители, что океан способен на такие шутки. Какое счастье, что мы переоделись, потому что в джинсах, оставшихся в машине, лежали паспорта и документы на машину!

Пока Родион разбирал и подсушивал технику, я прогулялась вдоль берега. На сильном ветру через 5 минут и одежда высохла, и мой фотоаппарат немного пришел в себя; несколько снимков удалось сделать. Вода прибывала буквально на глазах.

До Сантьяго-де-Компостела в тот день мы так и не доехали. Пошёл дождь, похолодало, и мы решили остановиться в ближайшем городке. То, что нам нужен номер, владелец отеля-кафе понял и написал на листочке «35 €». По поводу завтрака пришлось обращаться к разговорнику, а вот с феном было хуже. Дядечка пытался позвать кого-то англоговорящего, но не дозвался. Планшет не мог нам помочь, ибо интернет категорически отказывался грузиться. Повеселились мы от души, но путем пантомимы получили фен, с помощью которого попытались реанимировать технику и просушить фотосумку. «Зеркалка» заглючила ещё больше — даже в ручном режиме аппарат срабатывал через раз. «Никон» восстановился полностью, а телефон запустить так и не смогли.

Утром все так же поливало. Мысль о том, что гулять по Сантьяго-де-Компостела придется при +7 и нудном дожде, совсем не грела, но отказываться от прогулки мы не собирались. К тому моменту, когда мы поставили машину на парковку, тучи разошлись и выглянуло солнце.

Первым делом направились к собору Св.Якова.

Около него играл гитарист. Звук, отражающийся от стен с четырех сторон, был великолепен. Бросив несколько монет в футляр, мы зашли в собор. Ого, сколько здесь народу! Причина этого стала нам ясна через минуту. На нескольких языках было объявлено, что в 12 часов начнется служба, всех просят выключить телефоны и не производить фото- видеосъемку. Надо же, как нам повезло — служба проходит раз в неделю. Проходы между скамьями закрыли, вперед вывезли несколько инвалидов на колясках, вышла монахиня и стала репетировать с присутствующими пение молитвы. Службу вели 8 священников.

Несмотря на предупреждение о фотосъемке, китайские туристы в открытую снимали всё. На мою фразу о том, что снимать запрещено, одна тетка отреагировала так: «А мне можно, я английский не понимаю, а на китайском объявлений не было». Сказано это было, разумеется, на английском.

Устав от службы, мы решили выйти. Не тут-то было, все двери оказались закрытыми. Обойдя по периметру собор, мы, наконец-то, увидели маленькую дверь и вышли на улицу. Погуляв примерно час, мы вернулись в собор. К мощам Св. Якова змеилась нескончаемая очередь, но остальное пространство было относительно свободным.

На пути к машине купили местное печенье, которое продается почти в каждом сувенирном магазине (8 евро за коробку 0,5 кг, очень вкусное), ну и, конечно, раковину гребешка — символ паломников (как же я без ракушки).

Подземная парковка обошлась нам в 3,22 евро. Пока пытались разобраться с парковочным автоматом, к нам подошел дедок-смотритель, взял деньги и открыл шлагбаум. Мы так и не поняли, что это было — то ли он потом положит деньги в паркомат, то ли это его «шабашка».

Стартовав в 14 часов из Сантьяго-де-Компостела и потратив 20 евро на платные дороги, в 16:15 мы остановились у отеля в Порту. Хорошо, что у отеля есть своя парковка и что у нас маленькая прокатная машина, а не наш родной «Киа Гранд Карнивал». На узких улицах найти свободное место почти нереально, а «Карнивал» не поместился бы на отельной парковке.

Бросаем вещи в номер и идём гулять по городу. Первым делом пытаемся найти старый город.

Погода вроде наладилась, сухо и солнечно, но ветер такой, что сбивает с ног и не даёт дышать. Идём по мосту, периодически хватаясь за перила, чтобы нас не сдуло под колеса туристических автобусов.

На центральной площади турист-араб фотографирует игрушечного медвежонка на фоне достопримечательностей. Вспомнился Денни де Вито, таким же образом снимающий свою ногу.

Окончательно замерзнув и вспомнив, что завтрак был очень давно, пошли искать, где бы пообедать/поужинать. Увидели заведение, около которого стояла молодая девушка-официант и приглашала посетить заведение. На наше «ду ю спик инглиш?» она отчаянно замотала головой, протянула меню на португальском, но с фотографиями. Мясо с фасолью выглядело очень привлекательно, его я и заказала. Муж, как обычно, взял жареную картошку с бифштексом. Сели у телевизора, предвкушая совмещение обеда с просмотром матча Лиги чемпионов, общаемся по скайпу с друзьями. Видя, что мы в кафе, нас спрашивают, что интересного мы заказали. Я рассказываю про картошку, которую уже принесли Родиону, на экране удивляются, типа, картошку и дома можно есть, а в другой стране надо брать что-то местное. Ах, местное… Я рассказываю про мадридское блюдо из кожи и жира, друзья морщатся, и в этот момент приносят мой заказ. Матькаться грех, оповещаю я друзей, поскольку на тарелке находится нечто сильно похожее на ту самую гадость, только с фасолью и мясом. Отдельно подается огромная тарелка риса. В общем, не было бы риса, осталась бы я голодная.

Фотографии Порту:

После ужина мы еще погуляли по городу, купили «Порто» (мы же в Порту) и фруктов и потопали домой. Поразились тому, что люди укладываются спать на улицах: кто-то в коробки, кто-то просто закутался в одеяла.

Утром выехали в сторону Коимбры, хотели посмотреть парк «Маленькая Португалия». Точных координат нет, остановились на парковке где-то неподалеку. Бомжеватого вида дядька бегает между машинами, показывает, где лучше проехать и куда встать. В руках у него картонка, на которой на нескольких языках написано: «Любая сумма на ваше усмотрение». Решили, что евро он вполне заслужил.

Надо искать парк, но дорогу спросить не у кого, пустые улицы. Наконец, увидели двух девушек: «Вы говорите по-английски?» Нам показывают на кончике указательного пальца:
— Вот столько.
— Парк «Маленькая Португалия»?
— Ммм, — долго пытались вспомнить слово. — Там, — махнули нам за спину. Ну что ж, и на этом спасибо.

Идем «туда». Через квартал увидели пару: «Вы говорите по-английски?». Девушка в замешательстве смотрит на своего спутника, он смущенно говорит, что почти нет. Тот же вопрос: «Маленькая Португалия?». Секундное замешательство и радостный крик: «Здесь, здесь!!!». Чему обрадовался молодой человек: тому, что смог вспомнить слово, или тому, что смог помочь нам, — не столь важно, главное, все остались довольны. Оказалось, что вход в парк был точно у нас за спиной, скрывшись за афишной тумбой.

В парке в миниатюрах представлены памятники архитектуры Португалии и ее колоний, а также несколько музеев: одежды, мебели и морского флота (билет 8,5 евро, открыт с 9/10 до 17/19/20 часов в зависимости от сезона).

Проведя пару часов в парке, вернулись на парковку. Тот же дядька помог выехать и помахал на прощанье, а мы направились в Томар, в замок тамплиеров.

Где-то перед Томаром поняли, что есть хочется невыносимо. Заехали в кафе в маленьком городке, нам дают меню. Что мы там можем понять на португальском? Смотрим в меню, как парнокопытные на новые ворота, хихикаем все вместе. У одной из посетительниц хватило познаний в английском, чтобы сказать нам, что вот это непонятное слово — это рыба, это — свинина, а это курица. С гарниром помочь она уже не смогла. Суп один, но если это снова непонятная субстанция, то я не переживу. Общими усилиями сотрудники кафе поняли, что мы русские, и позвали коллегу с кухни. Сильно постаравшись, она выдала что-то отдаленно похожее на «фасоль». Фасоль? — хорошо. Зеленая фасоль? — еще лучше. Мы заказываем суп и курицу. На стол тут же ставят оливки, сухарики, масло и хлеб. Через некоторое время нам принесли вкуснейший суп-пюре, и мы поняли, что второе явно будет лишним. Когда же принесли курицу с рисом и мы увидели размеры порции, я сразу попросила упаковать ее в контейнер.

Выкатившись двумя колобками из-за стола, поехали дальше. Подъехав к замку Томар, сперва испугались, что он закрыт — две парковки совершенно пусты, на третьей стоит одна машина и на скамейке обедает пожилая пара. Пожелали им приятного аппетита, уточнили, работает ли замок. Оказалось, что пугаться не надо, замок открыт, просто туристов нет.

Великолепный замок! Построенный в середине 12-го века, он неоднократно перестраивался, а в 14-м веке стал резиденцией магистра ордена тамплиеров. Мы ходили по нему 2 часа, забредали во все помещения, заглянули в пекарню, погреб с кувшинами для масла и вина, туалеты, кельи, рассмотрели окна — шедевры стиля «мануэлино». Говорят, что в 19-м веке англичане предложили списать весь долг Португалии за одно окно из замка. Думаю, оно того стоило.

Посреди крепости стоит церковь тамплиеров. 16-угольный храм построен по образцу церкви Гроба Господня в Иерусалиме. Когда-то рыцари присутствовали на службах, не сходя с коней.

Когда мы подходили к замку, увидели, что по крепостной стене проводят группу детей.

Надо будет тоже прогуляться там, решили мы, но не увидели выхода на стену. Ладно, найдем позже. Бродя по замку, наткнулись на русскоязычную группу, «поймали» гида:
— Скажите, где выход на стену?
— На какую стену?
— На крепостную, вокруг замка.
— Впервые слышу об этом. Не знаю, где выход, мы туристов туда не водим, это очень опасно.

Вот так, детей по стене прогуливать можно, а взрослых туристов — опасно. В очередной раз убедившись в том, что не надо нам никаких организованных экскурсий, мы продолжили блуждание по замку. Лучше мы не услышим какую-то историю, но зато пройдем везде и не галопом, а разглядывая каждый экспонат.

После замка вышли обратно. Вот она — неприметная тропинка справа, ведущая мимо апельсиновой рощи на крепостную стену. Виды отсюда на замок уже совсем другие:

Вид на город из замка.

Мы прощаемся с Томаром. Здесь осталось много интересного, в следующий раз, когда поедем в Португалию целенаправленно, обязательно заедем сюда, тем более что неподалеку находятся не менее замечательные замки Алмурол и Абрантеш. Ну а пока наш путь лежит в средневековый Обидуш.

Уже привычный дождь сопровождает нас всю дорогу, заканчиваясь ровно в тот момент, когда мы выходим из машины, открывая зонты.

Когда-то Обидуш был морским портом и приморской крепостью, а сейчас находится в 10 км от побережья. Длинная крепостная стена без ограждений довольно скользкая после дождя, но мы все-таки гуляем по ней, наслаждаясь видами сверху.

Кругом полно немецких пенсионеров, которые поселились в замке 13-го века, ныне превращенном в роскошный отель:

А еще в Обидуше есть местная достопримечательность — вишневый ликер, подаваемый в шоколадных рюмках, которыми и закусывают эту вкуснятину. Купив несколько маленьких бутылочек на сувениры,

отбываем в крайнюю на сегодня точку маршрута — город Пенише. Дождь, как будто ждавший этого момента, зарядил с новой силой.

Так мы и прибыли в Пенише — все тот же дождь, все те же +12. Отель на берегу океана был забронирован немного заранее. Зная, что в нем есть бассейн и сауна, мы рассчитывали расслабиться в конце трудного дня. Фокус не удался — работают они до 20:00, а мы прибыли в 19:40. Ну и ладно, пойдем расслабляться на океан. Кроме нас — ни души, что и понятно: нет таких идиотов, чтобы под холодным дождем (пусть и под зонтом) гулять по берегу штормящего океана. Но мы же с Урала, мы же закаленные. И вот, в куртках поверх плавок и купальников, мы уже шлепаем по линии воды и фотографируем шикарную радугу. Но наученные горьким опытом, кроме «мыльницы», другую технику на берег с собой не берём.

А теперь бегом в номер и в горячую ванну!

Утром, привычно под дождем, стартанули в сторону мыса Рока. Поехали не по автобану, а по второстепенным дорогам вдоль океана. Везде безлюдные, нерадостные пляжи.

Где-то по дороге увидели памятник рыболовным крючкам:

В отличие от Нордкапа, на мысе Рока почти нечего смотреть — крест, обозначающий самую западную точку Европы, надпись на котором гласит, что здесь кончается земля и начинается море…

и небольшой павильон с сувенирами и сертификатами о том, что вы были на мысе Рока.

Порадовало, что на мысе тишина и солнце. Но прошло 15 минут — резкий порыв ветра, пылевая буря и ливень как из ведра. Получив свой сертификат, мы рванули в машину.

Следующая цель — дворец Пена. Навигатор провёл нас через какой-то заповедник камней.

Где-то здесь же было припарковано вот такое чудо, напоминающее кого-то из персонажей известной компьютерной игры «Злые птички» (Angry Birds).

Через полчаса мы были у дворца.

Издалека выглядит очень величественно — яркое красно-желтое здание высоко на горе. При ближайшем рассмотрении замок оказался весьма облезлым, но все равно интересным. Входной билет стоит 13,5 евро, пеший подъем занимает примерно 20 минут, благо, что дождь кончился и временами проглядывало солнце.

Девушка, проверяющая билеты на входе, мило спрашивает, на каком языке мы разговариваем: испанский, португальский, английский, французский, немецкий? Услышав наше: «Русский», она делает круглые глаза. Успокаиваем ее, что она может говорить по-английски. Нас предупреждают, что билеты надо сохранять, потому что их будут проверять в другом зале. Пройдя по замку, переходим в другой корпус. Услышав русский, молодой человек на входе делает усилие, вспоминая явно не самые ходовые фразы, и с широкой улыбкой говорит: «Добро пожаловать». Еще усилие — «Без вспышки».

Недалеко от Пены находится мавританский замок, точнее, его развалины. Билет — 7 евро. Оказывается, можно было купить билет сразу на два замка, обошлось бы это в 17 евро.

Развалины прекрасны! Расположение замка, огромные валуны, непонятно какими усилиями поднятые на гору, крепостная стена, по которой можно пройти вдоль почти всего замка — всё это производит сильное впечатление. Может быть, весьма легкомысленно было гулять по стене при полном отсутствии перил и практически штормовом ветре, но зато как здорово! Со стены и башен открываются великолепные виды на замок Пена и город Синтру.

Лазая по стенам, заметили в округе ещё пару замков, но посещать их уже не стали.

Однозначно, мы сюда еще вернемся, чтобы поближе познакомиться с самым красивым — как утверждает путеводитель — городом Португалии. Пожалуй, мы с этим утверждением согласимся.

Когда подходили к машине, снова начался дождь. Нам явно везет — сверху поливает только в те моменты, когда мы едем. При прогулках пусть и холодно, и ветрено, но хотя бы сухо.

К 19 часам были в Лиссабоне. Найти парковку — то еще занятие. Крутились-крутились в районе отеля, наконец, на какой-то глухой улице нашли свободное место.

Устроились в отеле, выходим на улицу, чтобы прокатиться на знаменитом лиссабонском трамвае 28-го маршрута (остановка находится прямо у входа в нашу гостиницу), и наблюдаем такую картину — какой-то «умник» припарковал машину на трамвайных путях и ушёл по своим делам. Уж на что в Перми безбашенные водители, но такого «беспредела» мы дома ни разу не видели.

Через несколько минут водитель этого БМВ всё-таки прибежал и освободил дорогу, так что наше катание на деревянном трамвайчике состоялось.

Вечерняя прогулка по городу оставила смазанные ощущения. С одной стороны, всё красиво, всё в подсветке, толпы гуляющих, с другой — укладывающиеся спать под магазинами и офисными зданиями бомжи, предлагаемый открыто гашиш, пустынные переулки с подозрительными личностями. Никогда я не боялась ходить по ночному городу, прогулки по Праге, Вене, Братиславе, Будапешту, Тегерану затягивались далеко за полночь, но здесь я вынесла мозг Родиону, настаивая на возвращении в отель.

Но что-то посмотреть успели, включая известный лиссабонский лифт. Лифт платный, и на него внизу скопилась приличная очередь. Мы же сделали небольшой крюк по крутым переулкам и поднялись наверх пешком, откуда смогли полюбоваться на виды ночного города.

Лифт.

Вид с лифта.

Утром наконец-то выглянуло солнце, способствуя нашему марш-броску по городу.

Первым делом осмотрели башню Белен и памятник первооткрывателям — самые известные символы Лиссабона.

Памятник первооткрывателям и слёт польских байкеров.

Башня Белен и её макет (ниже).

Несмотря на небольшой размер и несерьезный вид, башня самая что ни на есть боевая и была построена для защиты подступов к городу.

Рядом Археологический и Морской музеи, но и башня, и музеи ещё закрыты. Как обычно, будет ради чего вернуться.

Зато посмотрели смену караула у военного музея.

Заехали в Базилика-да-Эштрелла, построенную в 18-ом веке:

Это одна из немногих церквей, в которых запрещено фотографировать, о чем недвусмысленно гласит картинка на дверях. Кроме нас там была еще одна пара. Женщина стала фотографироваться у каждой капеллы. К ней подошел служитель, сказал про запрет. Презрительный взмах рукой и фраза на русском: «Да ну тебя» стали ему ответом.

Вход в базилику бесплатный, а на крышу можно подняться за 4 евро. Дядечка, продававший билеты, стал рассказывать, что мы можем увидеть сверху, и предупредил, чтобы не трогали провода на ограждении, иначе будет — тут он задумался, но слово не вспомнил и сказал просто «бзззз».

То самое «бзззз».

После визита на крышу базилики прошлись по центральным улицам Лиссабона, заглянули в сувенирные магазины, несколько раз получили предложение приобрести гашиш.

Рено «Трафик» в стеклянном исполнении. По нашей версии, это катафалк.

Потом нашли магазин с огромным выбором товаров из пробки: сумки, кошельки, ремни, головные уборы, обувь. Когда-то у меня были такие босоножки, легкие и не натирающие ноги. Ох и обрадовалась я, увидев здесь подобные. К сожалению, моего размера не оказалось, я ушла без покупки, а вот муж приобрел себе пробковое портмоне.

Ну что ж, прощаемся с Португалией, пора снова в Испанию. Покидаем Лиссабон по мосту Васко Да Гама, самому длинному в Европе (если верить Википедии).

Без остановок доехали до Севильи, где переночевали и провели следующий день. Сперва была мысль быстро посмотреть Алькасар и Севильский собор, потом ехать в Кордову, а вечером — в Гранаду, но, увидев красоту города и узнав, что собор открывается в 14:30, мы решили оставить Кордову на следующий раз. На самом деле, доступ в собор ограниченно был открыт, а храм полностью и вход на башню открываются позже. Для начала мы походили вокруг собора, затем зашли внутрь.

Вот в эти ворота к открытию выстроится очередь длиной почти вокруг всего собора.

Башня Хиральда, символ Севильи.

Здесь покоятся останки Колумба, и четыре короля держат на плечах гроб с его прахом.

Осмотрев доступную часть Севильского собора, мы направились в Алькасар. Правда, чтобы попасть туда, пришлось отстоять немаленькую очередь минут на 40.

Очень красивый дворец в арабском стиле и сады при нём.

Небольшая прогулка по городу с обедом в тихом кафе и возвращение к собору. Кажется, такие очереди раньше были в мавзолей. Стоять в ней черт знает сколько времени, чтобы за 15 минут обойти собор — да ни за что! Даже возможность подняться на знаменитую Хиральду — колокольню, бывшую раньше минаретом, - не стОит потерянного времени, поэтому мы пошли гулять дальше.

Памятник Кармен.

Вышли на набережную реки…

и увидели башню Торре дель Оро (Золотая башня).

В башне располагается экспозиция морского музея, но просто так в него, наверно, мало кого заманишь. А вот с бонусом в виде подъёма на крышу башни желающие находятся. Раз у нас не получилось подняться на Хиральду — компенсируем здесь. Хотя надо признаться, что экспонаты морского музея тоже оказались довольно интересны.

Спустившись на землю, направились в сторону площади Испании.

Главное украшение площади — ансамбль зданий в форме полукруга, по всей длине которого с внутренней стороны выложены яркой мозаикой отдельные беседки, посвящённые всем городам Испании. Каждая беседка — самостоятельное произведение искусства, и если на рассмотрение одной потратить 5 минут, то дня не хватит, чтобы дойти от одного конца до другого. Очень красивое место!

На этой площади мы закончили знакомство с Севильей и выехали в Гранаду, снимая по дороге интересные виды.

Обязательным пунктом программы при посещении Испании была Альгамбра — мавританский дворец, ставший впоследствии резиденцией короля Фердинанда и королевы Изабеллы. Как-то не задумывались о предварительной покупке билетов, но накануне узнали, что доступ во дворец ограничен и лучше бронировать билеты заранее (минимум за день, максимум за год). Попытались сделать это на сайте Альгамбры — фокус не удался: «Извините, билетов нет». Вот ведь елки-палки! Ладно, будем решать проблемы по мере их поступления.

Вечером приехали в Гранаду и сразу же встретились с Маргаритой — дочерью небезызвестного на «Дроме» Алексея Reiser’а, передали ей посылку от родителей (Маргарита несколько лет живёт в Гранаде). Она рассказала нам, что посещение Альгамбры — та еще задача. Во-первых, элементарно может не быть билетов. Во-вторых, никогда не подгадаешь время посещения. Дело в том, что в сады Альгамбры пускают в любое время с 8:30 до 20 часов, но для посещения дворца Насридов указывается точное время и при покупке билета, например, в 8 утра могут выдать билеты на 6 часов вечера. Время подобрать нельзя, билеты выдает не кассир, а аппарат.

Выслушав это, мы несколько приуныли, но отказываться от посещения не стали. В 7:50 мы были у касс, очередь — человек 20. Кассы открываются в 8 часов, билет стоит 13 евро. В 8:30, с билетами во дворец Насридов на 10:30, мы зашли в Альгамбру. Впечатления от красоты садов портил холод, туман и пар изо рта. Вот уж не думала, что в мае в Испании мне будет не хватать перчаток и шапки.

Что сказать про Альгамбру… Это надо видеть. Но честно сказать, я ожидала большего и была несколько разочарована, и у меня на то есть причина. Цитирую того же Reiser’а в нашем иранском отчете:

«Побывав в свое время в испанской Альгамбре и посмотрев на ее дворцы, сплошь покрытые резными арабскими письменами, думал, что ничего более изощренного, вышедшего из человеческих рук, создать уже невозможно.»

И тут же он добавил:
«Какое ошибочное было мнение!»

Это было после посещения мечети Шах Чераг. Наверное, если бы сначала увидели Альгамбру, мы бы тоже думали, что это венец творения человека, но Шах Чераг был первым, поэтому дворцы и не произвели того впечатления, которое ожидалось. И даже Алькасар в Севилье в сравнении с Альгамброй нам показался красивее.

Кстати, в Альгамбре висят объявления в картинках о регулярных кражах и о том, что нужно внимательней следить за своими вещами, рюкзаки рекомендовано носить на груди. Когда мы заходили во дворцы Насридов, служащий еще раз предупреждал каждого «орюкзаченного» о необходимости переменить место дислокации сего предмета.

Да, и билеты не нужно убирать далеко, их будут проверять в нескольких павильонах.

Фотографии Альгамбры и Гранады:

Лабиринты садов Альгамбры.

Виды на арабский район Гранады.

Вид на центр Гранады.

Японские туристы в ожидании запуска во дворец Насридов.

Внутри дворца Насридов.

На осмотр всего комплекса ушло примерно 3 часа. К обеду потеплело, мы прогулялись сначала по арабскому району и оттуда посмотрели на Альгамбру в другом ракурсе:

Затем приехали на автобусе в центральную часть города и знакомились с местным колоритом.

На площади у какого-то собора выбрали и купили несколько сортов чая из великого множества:

Тут же недалеко наткнулись на фруктово-овощной базар и удивились — цены указываются за 0,25 или 0,5 кг.

Ещё раз встретились с Маргаритой в одном из уличных кафе, поделились впечатлениями об Альгамбре и расспросили её про жизнь в Испании. Пока мы обедали, перед кафе выступали уличные музыканты. За полчаса их сменилось трое, и каждый подходил со своей шапкой за оплатой музыки. Маргарита пояснила, что у них тут «музыкальный конвейер».

Ночью прошёл ливень и похолодало еще больше. В 8:20 мы выехали из отеля в направлении национального парка Сьерра Невада. На бортовом компьютере нашего «Опеля» было +13, а за окном моросил дождь. В 8:55 было уже +6, и с каждым километром цифры на табло стремительно уменьшались.

К 10 часам мы подъехали к городу Ла Калаорра, в котором находится одноименный замок — мавританская крепость 16-го века, которая была переделана в ренессансный дворец. Дома лежит книга «Лучшие замки мира», так вот Ла-Калаорра там представлен. Не могли же мы упустить возможность посмотреть такую красоту.

Снаружи замок выглядит весьма внушительно — классическая охранная крепость. Он открыт для посещения по средам с 10 до 13 и с 16 до 18, но никаких указаний на это на самом замке нет. На нем вообще ничего нет, только небольшая дверь, которую мы не заметили и пошли искать вход. Ощущение полной заброшенности. Мы потом видели подобные в Грузии — стоит крепость: башни, стены, а внутри — пустой двор. Обошли мы ее со всех сторон под проливным дождем и поехали дальше, ведь нас ждали наши любимые горы.

Впервые увидев горы в Норвегии, я поняла Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы». Поэтому каждый раз, видя это творение природы, я забываю про всё и вся. Они прекрасны! Любые: каменистые, песчаные, снежные, лысые, заросшие травой или лесом, норвежские, иранские, испанские, румынские, грузинские, уральские — они все поражают своей величественностью и монументальностью.

Вот и сейчас — поднимаемся мы на перевал горной гряды Сьерра-Невада, крутим головами, жалеем, что из-за дождя и тумана нельзя в полной мере насладиться видом, и тут с опозданием понимаем, что дождь плавно перешел в снег.

Еще через несколько минут снег повалил, как у нас на Урале — сплошной стеной.

Дорога узкая, извилистая, по краю обрыва, местами без ограждений. Перед поворотами стоят знаки, предупреждающие о необходимости подачи звукового сигнала. На «Корсе», разумеется, летняя резина. Ехали с двумя мыслями: не уйти с дороги и не заглохнуть, иначе не сможем тронуться. В общем, весело. В очередной раз мы засомневались: это Испания и это май?!

С чувством облегчения пересекли самую высокую точку перевала (больше 2000 м) и через несколько километров напряжённого спуска — а ехать вниз по снежной каше оказалось ещё сложнее, чем подниматься — снег стал плавно переходить обратно в дождь, потом в туман, а потом рассеялся и он.

На одном из таких поворотов на спуске нам повстречалось ДТП.

И вот они — горы Сьерра Невада в полной красе! Цветы, травы, деревья и в дополнение к ним — белые городки на склонах.

После обеда приехали в курортный город Альмуньекар, где был забронирован отель заранее, ещё из Перми (номер — апартаменты с кухней, отель с бассейном на первой линии, с завтраком, по цене 33 евро за ночь).

При заселении в номер обнаружили на балконе вот это милое создание:

Здесь мы планировали провести 4 дня, совмещая активный отдых с пляжным ничегонеделанием, но пока что погода явно не загорательная: +14, пасмурно, море серое и холодное. Зато невдалеке от отеля чудесные скалы, заходящие в воду и заросшие ракушками. Как сказал Родион, он знал, чтО мне понравится.

Прогулявшись по городку и наметив пункты для дальнейшего посещения, мы отправились спать.

А утром нас ждало солнце!

Вид с нашего балкона .

За три недели в Испании мы его толком и не видели. Правда, порывами был холодный ветер, но когда он стихал, мы блаженствовали.

Альмуньекар — городок небольшой, чисто курортный, с большим количеством немецких пенсионеров.

В городе есть крепость 11-го века, которую мы с удовольствием посетили (билет в крепость и археологический музей — 2,35 евро, осмотр занимает примерно час):

На крыше крепости птицы выводят потомство и нападают на слишком любопытных туристов, защищая птенцов.

В Альмуньекаре ещё имеются зоопарк, аквариум и орнитологический парк, но они были закрыты на реконструкцию.

Зато местная церковь (Iglesia de la Encarnacion) 16-го века работала, зашли в неё посмотреть.

Также сохранились какие-то развалины и акведук римской эпохи:

Жизнь в курортном городке протекает неспешно, без суеты. Дядечки играют на пляже в петанг, по вечерам выходят «в гаражи» — к лодкам. Мы как-то наблюдали, как они спускают лодку на воду: толкнут, остановятся, покурят, поговорят. За три часа продвинулись на метр. Глядишь, через неделю дотолкают.

Загорающих тоже не слишком много, купающихся нет совсем. В воде находились только обучающиеся дайверы (в гидрокостюмах), да мой супруг. Я сделала попытку искупаться, но быстро выбралась на берег — вода холоднющая.

На улицах Альмуньекара:

25 мая — последний день отпуска. В 10 часов и опять под дождем выдвинулись в Мадрид. По дороге заехали в Салобренью, посмотрели мавританский замок (билет 2,75 евро, аудиогид входит в стоимость билета, осмотр занял полчаса) и прогулялись по городу.

Ну и какая же Испания была бы без Дон Кихота и его верного оруженосца.

В 18:40 мы сдали машину там же, где и получали — на ж/д вокзале «Аточа» в Мадриде, предварительно заправив полный бак бензина. Сотрудник парковки взял у нас ключи, проверил уровень топлива и ушёл к себе в будку.

Пора на самолет, а до аэропорта еще добраться надо, вспоминаем мы наше блуждание по метро трехнедельной давности. Пытаемся у стюарда на станции узнать, как лучше доехать до аэропорта. Он не говорит по-английски, но активно старается нам помочь, жестикулируя и повышая голос. Единственное, что мы поняли — нам вниз. Спускаемся, я ловлю еще одного дядьку в форме:

— Вы говорите по-английски?
— Да.

Аллилуйя!

Очень невозмутимо, совсем не по-испански как-то, нам рассказывают, что нужно здесь купить билет и сесть на электричку, которая привезет нас в аэропорт, там пересесть на бесплатный автобус и доехать до терминала 1. Итог: 2,5 евро билет, 25 минут от станции «Аточа» до терминала 4 на электричке, из электрички наверх и направо, сразу за стоянкой такси, 15 минут до терминала 1 на автобусе. Все просто и быстро.

А дальше — регистрация, самолёт, Россия.

Не знаю, что это было — закон подлости или подарок свыше, но за три недели путешествия почти всегда было холодно, а в день отъезда в Мадриде было +28, жара, духота, ни дуновения ветерка. И пусть говорят, что лучше семь раз покрыться пОтом, чем один раз инеем, но для нас прохлада была предпочтительней. Если бы нам пришлось гулять по жаре — много бы мы не выдержали.

Итоги поездки в цифрах: за 20 дней проехали 4280 км, посетили 16 городов, потратили 130 тысяч рублей, привезли домой 22 магнита, 2,8 кг ракушек, 2 782 фотографии и неисчислимое количество положительных эмоций.

P.S. «Никон» восстановился сам, телефон отремонтировали, а с «Сони А-55» пришлось расстаться — в сервисе не смогли определить причину поломки.

Ввиду катастрофической нехватки времени этот отчёт писался долго и трудно. За полтора года, прошедшие после поездки, мы успели съездить в три новых автопутешествия: 1) в Грузию (отчёт есть на «дроме»), 2) в Украину и Румынию, 3) в Польшу, Германию и Голландию. Но это уже другие истории…