|
Маршрут: Барселона—Валенсия—Гранада—Кадис—Севилья—Мадрид—Барселона.
Автомобиль: Volkswagen Polo.
Даты путешествия: 04 января 2013—18 января 2013.
Длина маршрута: 2500 км.
Общее время путешествия: 15 дней.
Время в пути: 9 дней.
Захотелось нам с любимой поехать куда-нибудь на новогодние каникулы. Сначала думали о теплых странах, но, немного поколебавшись, проголосовали за Испанию. Больше сердцем, чем кошельком. Плюс, с этой страной у меня лично были связаны две мечты, одна из которых родилась в раннем детстве. Но об этом чуть позже.
Поездка была запланирована еще в ноябре, причем маршрут тогда был намечен весьма условно: от Барселоны куда-нибудь по побережью. Тогда же были куплены билеты Москва—Барселона, забронирован один отель в Барсе и второй в каком-то безвестном городишке на Валенсийщине.
После получения визы вторая бронь была отменена, а первая скорректирована по срокам. Сейчас и впоследствии для бронирования отелей пользовались сайтом одного из крупнейших агрегаторов с возможностью бесплатной отмены бронирования. В компании Avis была забронирована машина класса Seat Ibiza на девять дней.
Avis выбрали по той причине, что по сравнению с основными конкурентами цены пониже и базовые страховки поинтереснее. Стоимость аренды на 9 дней составила около 7 000 руб., но уже в конторе предложили суперстраховку с нулевой франшизой (это очень важный момент!). Обычно франшиза для авто такого класса составляет 500-600 евро. То есть, если вы (или вам) разбили колесницу, например, на 450 евро, то ремонт оплачиваете вы. Если ущерб нанесён на сумму более 600 евро, то платит страховая. Русский мозг подумал, что коль уж тебе раскололи бампер, то не нужно грустить, а нужно по-молодецки разогнаться, гикнуть и разбить об стену полморды — здесь уж точно потянет больше, чем на 600 :). Впрочем, мы люди не такие ушлые и хотим спокойствия, поэтому поддались буржуйскому коммерческому приёму и легко согласились на упомянутый supercover. Обошлась эта услуга чуть дороже, чем стоимость самой аренды. Таким образом, стоимость аренды увеличилась вдвое. Забегая вперед, скажу, что не пожалел.
Важно: при оформлении договора на вашей карте замораживается сумма «на всякий случай». На случай порчи салона авто или угона его с ключами, например. Размораживается она обычно через месяц, но может и раньше. У нас заморозили около 600$
День 1-4: Барселона, пробег 0 км
Приземвшись в аэропорту Барселоны в начале восьмого вечера, быстро получили багаж и направились к стоянке такси по указателям. Кстати, машину напрокат можно взять прямо в аэропорту. Итак, идем к стоянке. Таксомоторы в ожидании клиентов стоят в очереди, туристские тушки распределяют по машинам специальные маршалы. Все быстро и понятно. В пути от аэропуэрто до центра города минут 15-20, по стоимости — около 30 евро. Все такси здесь и во всей стране официальные со счетчиками, левые бомбилы отсутствуют как класс.
Все такси одинаковой масти:
Автомобильное впечатление №1: все авто — дизельные. Дальнейшие наблюдения показали, что не все, но подавляющее большинство. В такси также работает много «Приусов».
Приехали в отель, бросили вещи и сразу отправились по делу: купить две симки для мобильного интернета. Говорить нам много не нужно, а безлимитный интернет необходим и для работы, и для навигации. Опять же, почти бесплатный скайп по 3G. В одной из локуторий искомое было найдено: сим-карта для безлимитного интернета от оператора Orange, тариф Tarjeta Delfin. Более выгодного мобильного интернета, пожалуй, не найти в принципе. Около 4,5 евро с НДС на 7 дней.
Ссылка на тариф: http://movil.orange.es/tarifas/tarjeta/delfin/
Проблем при поиске и выборе тарифа не было, поскольку продавец-пакистанец несколько лет прожил в Новосибирске и недурно говорил по-русски. До сих пор, бедняга, находится под впечатлением от сибирячек, на каталонок смотреть не может :).
Городское впечатление №1: Все продуктовые лавки, минимаркеты и интернет-кафе держат индийцы или пакистанцы.
5 и 6 января прошли в прогулках по городу:
Мимо площади Драссанес.
По набережной.
На восток.
Через готический квартал.
По площади Каталонии.
В парк Гуэля.
Затем были дома Гауди:
и Сограда Фамилия:
Вот и наступил вечер 6 января, пора двигаться к дому — завтра с утра забираем нашу самобеглую коляску и держим путь в сторону Валенсии. На полпути домой встретили мужика с ребенком и стремянкой в руке. Подумали, что идет от тещи, а сына взял с собой для снижения коэффициэнта пиления. Минут через 5 увидели еще одного мужика с таким же набором. Чу! Да нет, другой, точно. Дальше был еще один, и еще… потом их стало столько, что стало спокойно за всех тёщ Барселоны: лампочки у всех вкручены, спички и соль на антресоли положены.
Мы пошли дальше и наткнулись… на огромный рой людей со стремянками, который кишел их личинками дошкольного возраста. Оказывается, мы попали на последний в сезоне новогодний праздник, праздник Королей-Магов. На любительский сказочный парад со всего города собрались родители с детьми, где последние передают письма для Магов со своими детскими желаниями. Поскольку народу, ну, очень много, то у счастливых владельцев стремянок шансы передать письмо Магам серьезно возрастают.
День 4: Барселона — Валенсия, пробег 375 км
С утра собрали вещи и направились на поиски прокатной конторы. После не сильно продолжительных блужданий и подробного разбора генеалогического древа разработчиков Гугл карт, таки вышли к нужному месту. Времени на оформление ушло не более 10 минут, и вот из недр подземного паркинга к нашим стопам подгоняют норовистого Буцефала: престижный дорогой авто класса Seat Ibiza — новенький VW Polo цвета мокрой дельфиньей спины с четырнадцатью тысячами пробега. Машина с виду совершенно новая, даже следов разнузданных безобразий представителей отряда двукрылых не заметили.
Конечно, дизель. Мешалка, турбо, объём 1,2 литра, кондей, без навигации. При моих двух метрах места за рулём оказалось достаточно, в багажник же поместился большой чемодан и немаленькая спортивная сумка. Что ж, задел неплохой, пора испытать автомобильчик в деле. Выезжаем из паркинга и сразу попадаем в обычный городской трафик. По ощущениям, турбина подхватывает после 2,5 тысяч, поэтому трогаться некомфортно: хоть и дизель, но объем для уверенной тяги маловат, а турбина еще не включилась. Посему несколько раз пришлось немного подпалить сцепление, чтобы тронуться порезвее. Надо заметить, что здесь никакого лихачества: просто если ты сейчас не уехал, то через мгновение перед тобой встанут более шустрые автомобилисты и целый рой мопедистов. Получаем реальный шанс проехать один квартал за 3-4 цикла светофора.
Автомобильное впечатление №2: мопедАм везде у нас дорога, мопедАм везде у нас почёт. Владельцем двухколесного транспорта проще маневрировать на нешироких улицах, а также намного проще найти парковку. Поэтому мопедов, мотоциклов и мотороллеров очень много — для них созданы все условия.
Важное наблюдение: с парковками во всей стране очень сложно.
Зеленая разметка — парковка только для авто со спецразрешениями (чаще всего жители соседних домов).
Голубая разметка — парковка обычная платная. Правда, свободных мест все равно не найти.
Желтая — места остановки для общественного транспорта. Здесь комментарии излишни.
Для инвалидов — парковка с этим обозначением — святое. Созерцание штрафной квитанции за нарушение способен превратить китайца в европейца надолго.
Белая разметка — бесплатная парковка. Большая редкость сама по себе, пустое место на ней — практически чудо.
Во всех городах есть удобные подземные паркинги монополиста SABA, но цены везде разные. В центре Мадрида, например, 35 евро в день.
Итак, в путь! Забираем вещи из отеля, сдаем ключи и выруливаем, простите, на аутописту Е-15.
По-нашему это автомагистраль. Может показаться, что здесь по одному ряду в каждой полосе. На самом деле, встречка угадывается слева за отбойником и аккуратно подстриженными кустами. Все основные автомагистрали шоссе в стране двухрядные, с такой же разделительной полосой. Качество бесплатных дорог от платных не отличается — оно одинаково превосходно.
Навигация в пути
При общем расчете времени и расстояний маршрутов использовали те же Гугл карты и последнюю iGO — здесь обе показывали практически одинаковые цифры. К слову, расчеты всегда совпадали с фактически затраченным временем. Для навигации в дороге использовали только iGO — знает все знаки, рядность, развязки, все односторонние улицы во всех городах. Гугл карты здесь можно использовать только как альтернативу бумажным, для навигации они пока что не годятся.
Впрочем, превосходно не только качество дорог, но и само их устройство: все съезды и развороты на трассах — только направо, через развязки. Все заправки, магазины и места отдыха — только со съездами. Вдоль дорог нет вообще ничего. Подождите, все-таки вдоль дорог есть много минусов, для россиян весьма существенных.
Нельзя просто так взять, и:
остановиться на обочине без уважительной причины (серьезная поломка, пожар, появление в салоне человека с пылесосом Кирби);
съехать куда-нибудь, кроме как на очередной съезд;
фактическое отсутствие шансов добраться с трассы до живописных старинных руин по грунтовке — все огорожено.
Эх, не увидеть нам ни этого:
Ни этого:
Левая полоса исключительно для обгона, при этом правого ряда хватает всем. Ограничение скорости на магистрали — 120 км/ч. Все стабильно превышают на 10 км/ч, но редкий ездюк пронесется на 150 — видимо, знает какой-то секрет или же просто россиянин в душе. Пресловутого южного темперамента на дорогах не встречал вообще. Обгоняют всегда молча, не сигналя и не моргая фарами. Видимо, рожают у них строго по расписанию, а утюги и вовсе никто не оставляет включёнными.
В Валенсию прибыли в четвертом часу вечера, заселились в заранее забронированную гостиницу и пошли гулять. Уже выработалась схема: бронируем отель за день до заселения. Такая тактика имеет неплохое преимущество — много шансов попасть на спецпредложения и найти номер в хорошем отеле по заметно сниженной цене.
Город нам не понравился. Не могу объяснить, но это ощущение появилось сразу по приезду. Вроде бы ничего плохого, но как-то неуютно. Даже было чувство, что вернулся с отдыха в Москву — все бегут с суровыми лицами, нет испанской умиротворенности и размеренности. Вот бежит Хосе из своего НИИ, опаздывая на свидание с Адонсией, предчувствует качественную истерику. Угрюм и мрачен взгляд Хосе. Вот семенит Каталина — она только что сказала своему Хорхе, что жирная и поэтому тот ее больше не будет любить. Чувствует она, что прохожие смеются украдкой над ее жирными 45-ю килограммами. Тяжело на душе у Каталины, она всех ненавидит.
Не тех ощущений мы ждали, а потому решили здесь далее не задерживаться и назавтра решили ехать дальше на запад, в Гранаду. Прощай, Валенсия!
День 5: Валенсия—Гранада, пробег 500 км
Гранада понравилась сразу. Точнее, еще издалека, как только увидели монументальную красоту Сьерра-Невады.
Очевидно, что город, находящийся у подножия таких замечательных гор, просто не может быть гадким и неприятным. Наши ожидания оправдались — город оказался уютным и симпатичным. Оказалось, что уют — главный критерий в оценке любого населенного пункта. Уютно — хочется остаться. Неуютно — бежишь прочь. Не заманить неуютному городу искушенного путешественника ни историей, ни достопримечательностями, ни большой и ароматной шавармой. Ведь многовековая история в таком городе превращается в сказки для туристов, магазины — в лабазы с подлыми торгашами, а рестораны — в отвратительные забегаловки.
Итак, мы в Гранаде. Бульвары, скверы, фонтаны, красивые улицы — отлично, товарищ турист! Первое впечатление сделало свое дело, теперь радостно пробираемся к отелю в исторической части города. Здесь я впервые не пожалел, что отдал свои кровные за супер-страховку — улочки такие узкие, что даже «Поло» кажется на них ожиревшим бегемотом с хроническим ревматизмом. Плюс слепые перекрестки. Плюс двухколесные, которые явно учились водить у таджико-московских маршруточников. Что выскочит на тебя слева из следующего переулка — никогда не знаешь. Судя по внешнему виду испанских авто, этого не знает никто, да и вообще у них нет ни одного ясновидящего — целых, непобитых машин нет. Найти автомобиль всего с одной вмятиной или царапиной — задача непосильная. Кстати, звуковые сигнализации запрещены, поэтому свежеударенные тачки печально моргают аварийками, не издавая ни звука.
Гранада красива!
Гранада вкусна!
Гранада уютна!
В конце концов, в Гранаде Альгамбра!
Ты нам понравилась, Гранада. До свидания!
День 7: Гранада—Кадис, пробег 350 км
В детстве у меня была пластинка со сказками, в одной из которых главный герой хотел уехать в Кадис — к тёплому лазурному морю. Я тогда тоже очень хотел поехать в славный город Кадис, где мачты, словно лес, поднимаются над волнами, а тёплый ветер раздувает весёлые паруса. Прошло время, детская мечта схоронилась в потаённых уголках памяти, где-то между роботом с пультом управления и фильмом про Хон Гиль Дона. Но стоило только взглянуть на карту и увидеть название города, как мечта моментально стряхнула пыль и примчалась грациозным аллюром — хозяин, поехали! Любимая поддержала меня, и мы отправились в сказочный город на край света. Действительно, всего-то пару тысяч лет назад люди считали это место на берегу Атлантического океана краем Земли и были уверены, что дальше ничего нет. Вообще ничего.
Несколько часов живописной дороги с традиционными высокохудожественными руинированными строениями,
И мы в Кадисе, городе-мечте простого советского детсадовца.
Город находится на маленьком вытянутом острове, в плане напоминающем клюшку для гольфа. Старая, историческая часть располагается в округлой оконечности острова (ударной части клюшки), поэтому весьма компактна. Задавшись целью, все улочки можно обойти за день. Но этого делать совершенно не хочется.
Хочется рассматривать город с колокольни Кафедрального Собора.
Взглянуть на площадь.
Хочется гулять по набережным.
И бродить по пляжам.
Посидеть на самой кромке Края Света.
Погулять по паркам и скверам.
Посидеть в кафе.
Побродить по старинным улочкам.
Обратите внимание — для защиты угла здания от разрушения колесами телег была использована пушка. Распространённое здесь решение.
… И просто потаращиться на местных…
Город находится далеко от столицы и очень далеко от Барселоны, Коста Брава и Коста Дорада, так любимых нашими соотечественниками. Здесь мы не услышали русской речи ни разу. Впрочем, здесь вообще мало туристов. Оно понятно — зима ведь, да и дальше-то некуда. Причем Кадис оказался самым теплым городом на западном и южном побережьях: в середине дня здесь было больше 20 градусов, на пляже народ преспокойно загорал. Красота, одним словом!
Ах, Кадис! Мы полюбили тебя, а потому жди нас снова.
День 9: Кадис—Севилья, пробег 130 км.
По ощущениям, Севилья больше Барселоны — широкие подъездные пути и растянутые по длине пригороды формируют такое впечатление. Да и в самом городе улицы довольно широки по испанским меркам. Да, мне очень интересно, что испытали бы испанцы, увидев обычное для Урала круговое движение с диаметром круга 150 метров, хм…
Город приятен, удобен и интересен. Правда, из-за находящихся здесь (сейчас нужно важно надуть щёки) Самого Большого Готического Собора Европы и Алькасара вы время от времени попадаете на оживленные туристические тропы, подобные муравьиным.
Севилья хороша!
Самый Большой и Кафедральный недурён и даже немного отличается от всех других готических соборов. Хотя они все равно все похожи, как близнецы. Только в этом оргАн выше хрущевки и саркофаг с Колумбом. Надеюсь, я сейчас не оскорбил чувства представителей коренного населения Америк.
Алькасар красив, уютен и безмятежен.
Севильские крыши совсем не скучные.
Ночной зефир струит эфир.
Шумит, бежит Гвадалквивир.
До свидания, Севилья!
День 10: Севилья—Мадрид, пробег 530 км
Изначально мы не собирались в Мадрид, но здесь опять же, здесь у нас всплыли мечты: я давно мечтал увидеть вживую «Сад земных наслаждений» Босха, Маня же давно мечтала увидеть вживую кого-то из своих любимых художников. Едемте же!
Как всегда, по дороге попадаются замки.
Прибыли в город, поколесили в поисках свободных парковок, после чего, по-фашистски умертвив бедную амфибию, поставили машину на платный паркинг. О бесплатных местные даже в легендах не слышали. Но это в центре. На рабочей окраине, возможно, после пары дней непрерывного патрулирования и получится найти местечко. Бросив вещи, сразу отправились в музей Прадо за сбычей наших мечт.
Фотографировать в Мадриде не хотелось — город современный, а главная улица Gran Via мало чем отличается от Тверской или Невского. На второй день мы посетили музей королевы Софии, королевский дворец и посчитали, что больше нам тут делать нечего. Однозначно, если вы хотите веселых тусовок, шумных баров и клубов, то ехать сюда стоит. Если вы настоящий ценитель искусства, то ехать нужно тем более. С другими целями пребывать здесь неинтересно.
День 12: Мадрид—Барселона, пробег 625 км
Возвращаемся в Барселону, как домой. Уже соскучились и хотим вновь окунуться в атмосферу этого прекрасного города. К слову, многие столичные жители считают Барселону более серьезным и более европейским городом, чем Мадрид.
Вдоль испанских трасс часто встречаются (даже чаще, чем замки и крепости) черные силуэты быков. Мы было решили, что это символ корриды и, собственно, самой Испании. Однако потом, внимательно рассмотрев этикетку одного очень вкусного хереса, поняли, что силуэты эти — просто рекламные щиты.
Вот мы и приближаемся к последней точке нашего маршрута. Что еще можно сказать об испанских дорогах? Они надежны. Покрытие без признаков колейности. При этом фуры составляют большую часть междугороднего трафика. Плюс летняя жара. У нас этим летом на М-4 колейность появилась за неделю. Не в климате ведь дело, ох, не в нём! Знаки висят всегда по делу, гаишников не видели вообще. Навигация толковая, самый большой интервал между заправками — 30 км. Да, ехать лучше всего днем — дороги красивы, заправки все работают. Ночью же, уверен, скучнее дороги не найти — она совершенно ровная и однообразная, что для дальнобоя очень опасно.
Немного удивило колебание среднего расхода по трассе: от 4 л/100 км до 5,5 л/100км. Режим всегда одинаковый — газ на одном месте, 5 передача и скорость 130. Солярка одна и та же — от очередного монополиста Repsol. Скорее всего, на разницу влияло атмосферное давление. Страна очень гористая и перепад высот над уровнем моря в разных областях весьма существенен.
День 13-15: Барселона, пробег 0 км
По приезду забросили вещи в отель и поехали сдавать машину. Одна новая вмятина на водительской двери, но нас это не волнует — у нас же чудо-страховка! Конечно, полный бак, иначе пришлось бы по условиям договора доплатить 83 евро. Конечно, получали машину также с баком под завязку.
Взглянув на одометр, клерк немного смутился и уточнил: 2 500 км за 9 дней — это возможно? Коварно улыбаясь, ответил ему, что очень даже. Бедняга, ему и невдомек, что 500 км для многих россиян — так, в выходные на дачу сгонять в одну сторону, а за 2 500 км лишь четверть страны проехать можно…
Последние два дня мы грелись на солнышке и бесцельно шатались по городу, пугая местных жителей и туристов видом своих ушанок, телогреек, расписных балалаек и АК-47 за плечами.
До свидания, Барселона!
Хотелось бы обратить внимание на небольшую, но важную часть путешествий: чаевые. Ведь к концу путешествия они могут сложиться в кругленькую сумму. Так вот, в Испании нет института чаевых. Забудьте про обязательные 10% от суммы счета. Поели на 23 евро — можете округлить и оставить 25. Поели на 9,8 евро — можете просто не забирать сдачу. Испания — не Турция и не Египет, в отелях горничные не только не понимают оставленный ежедневный евро, но могут даже обидеться. Поэтому мы еще на родине сделали стратегический запас бабаевских шоколадок, которыми благодарили понравившихся нам людей. Поверьте, простая шоколадка и слова благодарности были гораздо весомее и производили эффект куда больший, чем пару евро на чай.
Бюджет путешествия:
Итого: 3 013 евро.
Шопинг традиционно опускаем, так как он не является жизненно важной статьей расходов.
Да, еще одно важное наблюдение: внутри страны все намного дешевле, чем в дьюти фри — любая продукция и в любом городе. Это касается всего: выпивки, бижутерии, парфюмерии, одежды.
Многое в отчет не поместилось, поэтому, если что-то будет интересно, — спрашивайте.