|
Предложение посетить город с несколько труднозапоминаемым, а точнее непривычным названием Сортавала поступило за неделю до длинных выходных. Особенность города в том, что это северная точка Ладожского озера с прекрасными видами на шхеры и город, принадлежавший не только России, а и Швеции, и Финляндии в свое время, что оставило след на архитектуре и культуре города.
Город известен в особых кругах также как точка отправления на Валаам, поэтому оснащен всеми удобствами для туристов. Посему решено, что город Сортавала — отличная цель на выходные.
Путь держали на Kia Ceed по трассе А-121 «Сортавала» с севера Питера. 2 ноября. Погода соответствующая. Небо затянуто серым одноцветным бесконечным облаком и сыплет снежная крупа, разносящаяся на ветру по трассе белыми волнами.
Двухполосная трасса с ограничениями 110 и идеальным асфальтом и свежей разметкой сквозь еловые леса с песчаным грунтом, слегка припорошенным снегом — ехать одно удовольствие как для водителя, так и для пассажира, которому только и остается, что вести бортовой журнал и глазеть по сторонам.
Это длилось 50 км, после чего начинается однополоска в каждую сторону, но с хорошим асфальтом. Дорога виляет меж гор и деревень. Яндекс-навигатор запутался, дороги там проложены неверно, и ему все время мерещится, что едем мы неправильно.
Начали открываться первые виды на озера.
После поселка Петровское-2 на все той же трассе А-121 по сторонам в сосновом лесу виднеются невыразимой красоты огромные камни, покрытые мхом и травой, а сам лес выглядит так, будто здесь в сезон очень много черники. И такие виды длятся до Приозерска и после него, разбавляемые изредка деревушками с ветхими рассыпающимися домиками.
Подъезжаем к Приозерску. Он расположен рядом с рекой Вуокса. Дорога все еще хорошая, асфальт идеальный.
В Приозерске было запланировано посетить музей-крепость Корела. Место довольно живописное, с водоемом, уточками, танками, красивой архитектурой и самой крепостью, от которой веяло чем-то историческим.
Цены в самом музее довольно доступные. Внутри немного всяких исторических штук.
В самом же городе мы были только проездом, но успели заметить, что город аккуратный и красивый.
Пока гуляли по крепости, припустил снег, стало скользко и холодно.
Погода заметно портилась. Дорога покрывалась влажным снегом, что ухудшало дорожную обстановку. Через 20 км после Приозерска началась грунтовка (о которой мы заранее знали из википедии про трассу), засыпанная снегом, размякшая, уводящая машину в нежелаемые стороны. По пути то и дело попадались аварийные ситуации разной степени тяжести.
Грунтовка была на протяжении 5 км. Асфальт вернулся ровно на въезде в Карелию. Встречали его чуть ли не со слезами счастья на глазах. Мы и не подозревали, что это еще далеко не конец.
Карелия приветствовала нас все более мощными горами и скалами вдоль дороги. Погода продолжала хмуриться, и уже не только грунтовки не было видно из-за снега, но и асфальт местами было не найти под снегом. Дорога виляла в разные стороны крутыми поворотами и подъемами. Ландшафт становился всё живописнее.
Красоту природы невозможно было скрыть погодой, окрашивающей все вокруг в серые тона.
И вот снова грунтовка. Только уже с более крутыми поворотами и подъемами, что вынуждало в целях безопасности ехать крайне медленно и осторожно. Знаки ограничения скорости до 70 и до 50 казались издевкой.
Серая невзрачная осень превращалась в роскошную белую зиму. От самого Приозерска дорога была однообразной, если можно крутые повороты и подъемы назвать однообразными.
Асфальт появился в пос. Куркиёки, после чего дорогу можно было снова охарактеризовать: грунтовка. снег. повороты. камни. И это длилось полтора часа. Уже не понятно, где асфальт сменил грунтовку, всё белым-бело. Итого в дороге мы были 5 часов, не считая остановку в Приозерске.
В г. Сортавала нас ждал гостевой домик Рантатало на Ладожском озере.
Приехали, поели, скинули вещи и поехали гулять. Уже темнело, а запланировано было посетить несколько интересных мест и вечер искусств, а именно джазовый концерт от Карельской Филармонии в музее ArtGogolev.
Однако погода испортила нам все планы. На дорогах города была слякоть, мокрые сугробы, лил дождь, так что промокли мы в два счета.
Прошли мимо Никольского Храма.
Успели сходить на набережную и посмотреть самую главную достопримечательность города — памятник рунописцу.
Пока брали билеты на джазовый концерт, успели краем глаза увидеть знаменитую выставку Кронида Гоголева, мастера рельефной резьбы по дереву.
Сам концерт джазовой музыки не снимали. Сушились и внимательно слушали.
Но вот снимок помещения, в котором проходил концерт. На снимке пусто, но на концерте был аншлаг, мест на всех не хватило, много кто слушал концерт стоя.
Для нас играл коллектив A-Jazz: Анатолий Палаев — фортепиано, клавишные, Алексей Талицкий — саксофон, Александр Горшков — бас.
Концерт впечатлил и помог отдохнуть от тяжелой пятичасовой дороги.
Вечером шашлык в финской беседке Рантатало и спать.
Рано утром проснулись, собрали вещи и снова в путь. К счастью, весь снег растаял. На озере стоял густой туман.
На 4 ноября был план посетить смотровую площадку на горе в парке Ваккосалми города Сортавала. Мы заранее смотрели видеоролик о городе, и с этой горы открывался прекрасный вид. Так что она была обязательным пунктом к посещению.
Дошли до горы и пошли вскарабкиваться на нее по густому, старому, туманному лесу, покрытому мягким мхом и остатками снега.
Трава по колено, камни скользкие, ноги промокают в лужах под мхом, но мы добрались! И только когда добрались до самой вершины, поняли, что был лестничный подъем на гору! Хотя мы ничуть не расстроились.
С вершины открывался просто потрясающий вид! На вершине есть певческое поле, где до войны проходили финляндские праздники песни. Всё вокруг было прекрасным: от камней под ногами, до лесов, виднеющихся далеко за озером. Это не описать словами. Это надо видеть. Желательно вживую собственными глазами.
А это водонапорная башня, построенная приблизительно в 1914 году. Строение явно было изумительно красивым в свое время, но и сейчас, несмотря на проделки мародеров, источает былую красоту.
Внутри два подвала. Один из них был когда-то резервуаром для воды. Но в темноте и разрухе там жутковато.
Еще немного разрухи виднеется в округе.
Но на это можно закрыть глаза. Такие вещи создали нам особое настроение в серую, туманную ноябрьскую погоду.
Зато на самой горе, которая, кстати, называется Куховуори, потрясающей красоты природа.
С горы не хотелось спускаться. Свежий влажный от снега воздух, невыразимой красоты природа не отпускали. Но нужно было спускаться и выдвигаться домой. Спускались мы, как все цивилизованные люди, по ступенькам. Вздумалось их насчитать — 182. В интернете пишут о том же количестве ступенек. Достоверные источники пишут, что лестница построена в 1927 году. И ведь прекрасно сохранилась!
На спуске наткнулись на какую-то деревянную развалину.
Предположили, что это было горнолыжным спуском, направленным под гору, в озеро.
Но истинное предназначение так и не поняли.
Еще пара видов с парка:
Обратный путь держали по той же трассе. На дороге снега не было, но грунтовка превратилась в скользящую грязь, так что на подъемах стояли грузовики, неспособные подняться.
Приехали в город на чумазой машине. Спасибо ей, что ни разу на дороге не подвела и вела себя хорошо. И спасибо водителю, который вытерпел эту дорогу и свозил в прекрасное путешествие!
Небольшое видео обратного пути: