|
Предисловие
— Завтра стартуем в 6 утра. Мы с Артёмом заедем за вами, и в дорогу, — сказал я маме по телефону…
…Решение поехать в Питер на машине было достаточно спонтанным. Ещё в прошлом году я купил в Швеции Приуса и перегонял его из Петербурга в Екатеринбург. Звал сына за компанию, но он ввиду своих молодых лет оказался нелёгким на подъём, о чём потом с сожалением мне выговаривал в течении года, что я его не взял. Но вот прошёл ещё один год. И я решил отправить своего четырнадцатилетнего старшего сына с мамой в турне по Питеру и Москве. Пусть, думаю, посмотрит мир. Стал искать билеты на поезд, получилось только на билеты 27 т. руб. туда обратно на двоих, это без питания, и проживания, только дорога до Питера и обратно. А если брать отклонения от маршрута, отправлять через Москву, то затраты будут больше… Взвесив все за и против, представив, как тяжело будет маме с Артёмом ориентироваться в больших городах, передвигаться на своих двоих и зная её неуёмный характер, трудно представить, чтобы она, будучи в тех местах не побывала бы на могиле своего отца, который похоронен в братской могиле в районе Осташкова. Да и меня не оставляла мечта ещё раз пережить детские впечатления, и побывать ещё раз в на озере Селигер. Тем более что, всегда находились какие-то житейские причины, которые оказывались важнее и насущнее, чтобы повторно побывать на могиле у дедушки. К тому же у меня уже подрастают дети, и хотелось, чтобы они тоже пережили что-то подобное и расширили свои горизонты.
В общем, в глубине души, тяга к путешествиям и приключениям взяла вверх над монотонностью бытия, и я решил выкроить окно в работе и махнуть в Питер на машине. Тем более, надёжная экономичная машина под боком. Забегу вперёд, на круг около 6000 км. четыре человека + полный багажник «шмурдяка», расход не превысил 4,5 л. на сотню. На бензин ушло около 8 т. руб... Специально машину к поездке не готовил, всегда стараюсь содержать её в таком состоянии, чтобы можно было в любой момент отмахать на ней тысяч 10, не возя с собой комплекты ключей и запчастей. Пару дней думал ещё взять пятым пассажиром младшего семилетнего сына, но в последний момент отказался от этой идеи. Всё-таки расстояние большое, и втроём на заднем сидении будет некомфортно. К тому же он сильно и не рвался. Поэтому я отступил от своего решения.
…. Ранний выезд… Сколько раз отправлялся в дальнюю дорогу, столько раз испытывал мандраж, щемящее чувство неизведанности, полной неопределённости, неизвестности. Что меня ждёт впереди? А впереди убегающая вдаль серая лента дороги,
…только-только начинающийся день. Раннее солнечное утро. Спешащие по своим делам братья и сестры автолюбители, а мы мчим
уже не по делам, мы едем из города.
Впереди у нас три тысячи километров, и это только в одну сторону. Настроение приподнятое. Артём уже кимарит на переднем сиденье после раннего подъёма, мама и старший брат Шура на заднем сиденье. Плана особого в голове нет. Наша цель — просто путешествие. Побывать на могиле дедушки на озере Селигер с заездом в Осташков. Посмотреть как можно больше и повидать родственников. Едем, пока не устанем, по настроению, слушаем музыку, наслаждаемся летом и свободой перемещения. По дороге вспоминаем, как 33 года назад мы всей семьёй в 1979 году ездили впервые на могилу к маминому отцу. Мне тогда было всего 7 лет. Это было, наверно, самое большое моё первое путешествие. До сих пор в памяти эти впечатления. Как мы уезжаем из родного городка Берёзовский на «Пазике»
в Свердловск на железнодорожный вокзал.
Как провожает нас родня.
Молоденькие проводницы, студентки стройотряда, проводившие конкурсы для детей в вагоне. Новые города,
реки,
сёла.
Новые пейзажи, впервые увиденные в жизни, навсегда останутся в моём сердце и будут тянуть меня снова, чтобы ощутить этот ветер странствий. Но тогда я был ещё маленький и никаких мыслей о далёком будущем не было. Рядом со мной тогда были мои любимые мама и папа, брат, и мы вместе, дружной семьёй преодолевали расстояние и время на поезде… Некоторые фотографии иногда больше слов передают атмосферу дороги.
Теперь понятно, почему у меня встречный ветер в крови? -) Или в голове? -)))
Мы уже отъехали пару сотен километров от города, и на границе с Пермской областью, зная, что дальнейший путь пойдёт по разбитой дороге, предлагаю сделать остановку, попить кофейку, посетить уборные, проверить давление в колёсах, залить воды в омывайку да и просто размяться.
Небольшой перекур, и мы снова в пути.
— Предлагаю такой план, сегодня к вечеру доехать до Казани, и по возможности проехаться через центр посмотреть на вечерний город, и потом искать ночлег где-нибудь на выезде. Есть возражения?
— Мы все зависим от тебя, от твоего состояния, от твоих возможностей, — говорит мама.
В очередной раз «возомнив себя командиром космического корабля», пронзая пространство и время, беру курс и продолжаю движение в сторону Казани.
Навигатор показывает дорогу, но я особо ему не доверяя, еду по указателям,
ориентируясь по солнцу. За окном меняются ландшафты. На смену горам идут холмы и равнины.
Интересные названия городов.
Брошенные развалины.
Наша машина несёт нас вперёд, в комфорте, лаская слух музыкой. Ехал бы и ехал. Не знаю, почему, но за рулём я отдыхаю. Едешь, разные мысли в голове, размышление о жизни, о техническом прогрессе и не благоустроенности в глубинке, об этом можно часами философствовать, задавать риторические вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».
Вот и Воткинская ГЭС, построенная с 1955 по 1965 год.
За бортом около 30 градусов жары, а мы наматываем километры на шины, как бабушка нитки на клубок.
Попалась нам вот такая «дозаправка». Видимо, заправляют всё, от мопедов до самолётов.
Незаметно день перевалил середину, не мешало бы подкрепиться более основательно. Хотел доехать до одного кафе, в котором я останавливался года четыре назад, но название я забыл, да и местоположение тоже. Осталось только в памяти, что там недорого и очень вкусно кормили. Ну да ладно, остановились перекусить в ближайшем кафе на дороге. И снова в путь.
Пока ехали, созванивались с женой, рассказывали как проходит наше путешествие, сколько проехали. После обеда в один из звонков она говорит, что в Казани было покушение на муфтия. Кого-то убили, подробностей пока нет. Договорились созвониться через часик, чтобы она узнала подробнее, что там и как. Едем и думаем, как нам поступить? Следовать своим планам, или придумывать новый. Через час появились подробности. Взорвали машину муфтия, весь город и центр оцеплен. Ну, значит, не судьба нам сегодня заехать в Казань. Как представил, что будут постоянно проверять иногородних, да не дай Бог ещё религиозные фанатики будут искать «иноверных» и мстить за своего муфтия, решил на обратном пути заехать в Казань. Компания в машине меня поддержала, и мы единогласно решили заночевать за Казанью. Ехали мы не торопясь, машин было немного, скорость около сотни, на очередном свободном участке при хорошей видимости и прерывистой полосе я и несколько машин обгоняем КамАЗ под горку.
И нас всех, после обгона тормозят «ментозавры из племени ГАйИ».
Я сперва решил, что за превышение тормознули, 110 было когда я КамАЗ обгонял. Оказалось, что нет. Оказывается, в 4 километрах был знак «Обгон запрещён». А то что линия прерывистая, этот вопрос не к ним. Вот фото — гони права. Пытался отстаивать свои права, но они говорят, пожалуйста, пишите в протоколе, в суде всю ситуацию разберут, наше дело маленькое, предоставить фото, как Вы едете по встречной полосе. Суд будет в Елабуге. Всё это так произошло неожиданно, ещё 10 мин назад мыслями упивался пейзажами, настроение было хорошее, а тут как обухом по голове. Ээх. И это только первый день путешествия…. Договорились на «тыи тычачи ублей», отдал, в надежде, что это будет первый и последний раз за поездку. Не знаю, как остальные братья по несчастью, может, и надо было коллективный иск замутить, но когда ты уже не за одну сотню километров от дома, уставший от дороги, энтузиазм сильно убавляется. Выдохнули, едем дальше. Вот есть профессии, размышляю я вслух, одни людей лечат, растят хлеб, плавят сталь, строят дома, спасают людей, да много хороших специальностей, но отнести к ним службу в ГАИ я никак не могу, считаю, что для здорового мужика постыдно сидеть в засаде и заниматься поборами. Ну да Бог им судья. Пора думать и о ночлеге, как-никак, а тыщу мы уже отмотали от дома.
Созвонился с женой брата, они частенько ездят по этой дороге из Нижнего Новгорода в Екатеринбург и знают, где можно заночевать. Из разговора стало понятно, что везде примерно всё одинаково, в смысле сервиса и цен. Тогда искать не будем, а останавливаемся у первого мотеля, чтобы по ночи не ехать. Вот и огни мотеля.
Не читая названия, захожу, интересуюсь наличием мест. Места есть. Интересуюсь, а есть один номер на четверых? Чтобы и душ и туалет.
— Да, — говорит, девушка восточной наружности, — есть номер-люкс. Сразу интересуюсь ценой, цена меня не отпугивает, и мы идём смотреть, этот номер. Мотель строится, и я на это не очень обращаю внимания. Маленький домик, машину можно прямо перед окном поставить. В домике есть душ и туалет.
Беглый взгляд ничего не обнаружил. И только после того как мы заселись, я начинаю понимать, что это сауна. С двумя маленькими комнатами наверху, с продавленными кроватями, с картинами полуобнажённых девиц. Думаю, может, переехать в другой отель, но усталость и темнота на улице, оставляет нас заночевать в этом БанеЛюксе…
Утром планируем выехать в 7 часов. Подъём соответственно в 6. Утренний чай. Сдача ключей и в дорогу.
Еду и понимаю, что часы не перевели.
И мы получается встали не в шесть а в пять по местному. Ну не разворачиваться же обратно досыпать -). Всё уже, впереди день и надо строить планы.
— Предлагаю доехать до Новгорода, там побродить по центру, и потом двинуть до Москвы. А если по времени будем успевать, то и до Осташкова доехать, а это не много не мало 1100 км. Осилим?
Но загадывать не будем. Едем пока в Новгород. Артём полдороги проспал на переднем сидении. Сомнения были, что тяжело будет ему с непривычки, но нет, все опасения оказались напрасными, ни слова об усталости.
Так как особого плана по осмотру Нижнего Новгорода не было, из-за того, что двоюродный брат Вадик уехал к нам на родину, решили ограничиться только заездом в Кремль без экскурсий. Поэтому никаких исторических фактов в отзыве не будет. Считаю, что, кто интересуется историей, найдёт всё необходимое в книгах и интернете, на худой конец съездит и посмотрит. Я сам предпочитаю изучать историю глазами. Побывать в историческом месте, уловить дух этого места. Погрузиться в атмосферу, увидеть сохранившиеся памятники старины, попытаться понять, что двигало людей в этих местах созидать новое или разрушать старое. Тем более есть памятники архитектуры, которые пережили не одно поколение. Мы же едем, набираем впечатления от увиденного, то, что больше всего понравилось, сохраняем в ячейки своей памяти. Ну и на фото, конечно, не забываем. Всё-таки сейчас с этим намного проще. Никаких ограничений. Кто старше, те помнят, какого это было увлекаться фотоснимками. Пленки по 36 кадров. Проявители-закрепители, печать фото по ночам при свете красной лампы, промывка, глянцеватель. Это незабываемое таинство проявления появления фотографии. Как я себе завидую, что я всё это застал и всё делал своими руками. Смотрю я на своих сегодняшних детей, и меня смех разбирает, когда они говорят, что им скучно. Я этого слова никогда не знал в детстве. Некогда нам было скучать. Так, со своими мыслями и рассуждениями вслух, мы въезжали в Нижний Новгород.
Река Волга.
Старинный кремль.
Место слияния двух рек. Оки и Волги.
Памятник Валерию Чкалову.
Объезд вокруг кремля.
Поплутав по центру, берём курс на Москву.
От Новгорода идёт уже прямая четырёхполосная дорога. Через деревни. Скорость, естественно, по правилам ограничена до 60 км/ч, но меньше 80 там никто не едет. Если соблюдать, то 400 км до Москвы можно проехать за шесть часов. Кто, интересно, согласится? Поток машин значительно увеличился. Погода была солнечная, а намерения наши были сегодня добраться до Осташкова. Но мы предполагаем, а Бог располагает. Ближе к Москве погода портится, скорость соответственно снижается, и надо решать, стоит ли сегодня упираться рогом.
Звоним двоюродному брату Игорю. И нас с радостью ждут на ночлег. Значит сегодня ночуем в Москве, а с утра выезжаем в Осташков. На сердце облегчение, что через каких-то пару часов я буду уже за столом, и мне не придётся пересекать Москву по МКАДу в пятничный вечер и не надо уставшим, всматриваться в ночную дорогу и искать гостиницу в незнакомом городе. Настроение супер. Всегда приятно ощущать, что тебя где-то ждут! -).
Дождь нас то догоняет, то отпускает. И в Златоглавую мы въезжаем засветло, сразу после дождя с красивой радугой.
Вечер прошёл очень хорошо. Душевно посидели, поговорили за ужином. Завтра нас ждал самый главный день нашего путешествия, нам предстояло посетить могилу дедушки Васи. Если в первую поездку главным организатором был мой отец, то в этой поездке вся ответственность лежала на мне. Я не знал, смогу я проехать в те места на машине? Как найти её, не имея современной карты. Было известно только примерная область и деревня Ровень Мосты. В прошлый раз нас сопровождали проводники. Как будет в этот раз, непонятно. Но утро вечера мудренее, отправляемся на отдых и с раннего утра, пока Москва отдыхает от трудовых будней, выдвигаемся дальше.
Такие дороги, да на федеральную трассу. Ну ладно пусть не такую, но шесть полос обязательно должно быть на основных магистралях от Калининграда до Владивостока. Мечты, мечты…
Съезжаем со МКАДа в направлении Ржева.
Мы уже едем по территории, где шли ожесточённые бои. Едем и пытаемся представить лето 41 года, когда дорог минимум, просторы такие, что за день на современном авто не пересечь, а тогда? Наверняка были деревушки, вдали от основных дорог, которых не коснулась война. Но это только домыслы. Представить эту жизнь…, без сотовых телефонов, без радио, с совершенно другим течением и ощущением времени. Эту общую напряженность от одного слова, ВОЙНА! Время идёт неумолимо, прошло уже 71 год с начала Великой Отечественной, нет моих дедушек в живых, одного застал, второй, мамин отец , погиб в 1942. Мои дети. Что они будут помнить о той войне и о том времени? Когда уже нет прадедов. История повторяется ровно с того момента, когда умирает последний человек, который помнит как всё это было. Поэтому для нас любая информация о наших корнях очень важна. Причём, когда мы говорим о тот времени, мы в это слово вкладываем совершенно другой смысл. Ведь «Время» оно всегда одно. Течение времени, оно идёт само по себе. А вот то, что происходит и происходило в тот момент времени нужно называть другим словом. Каким? Атмосфера времени? Дух времени? Может это слово Жизнь? И правильней говорить, не Время было тяжёлое а Жизнь была тяжёлая? История это всего лишь летопись событий. Историю нельзя выучить по учебнику. Ей можно проникнуться только по воспоминаниям и фактам которые передаются от старшего поколения младшему.
Что мы знаем о дедушке? Только воспоминания родственников и по книге которая вышла в 2005 Анатолия Антонова «Солдатская слава», где есть очерк о Василии Гришкине. И мне хочется процитировать некоторые выдержки из этого очерка, что непременно позволит более полно раскрыть душу настоящего русского человека, а не «винтика» в государстве. «Василий Михайлович Гришкин был высококвалифицированным слесарем на Сосьвинском заводе автоприцепов, поэтому сразу получил бронь. У рабочего были золотые руки: не только заводской станок, но часы соседу и швейную машинку бабуле с соседней улицы — всё мог починить умелец. Причем денег за свой труд не брал и земли не чурался — вокруг дома был его руками заложен хороший сад: яблони, вишни, смородина — чего только не было. Даже виноград вырастил Василий на своем участке, только ягод не дождался. А сколько цветов он разводил! — Он очень любил свою семью, свой дом, — рассказывает его дочь Лидия Васильевна. — Детишек очень любил, нас было четверо, брат и три сестры. Весь посёлок провожал августовским днём мужчин уходивших в армию. Папа добился-таки своего: писал не одно заявление, чтобы сняли бронь. Все мы плакали: и мама и я, когда провожали отца на вокзал. Отец крепился, тяжело ему было, ведь мог остаться, в тылу, но сам попросился на фронт… — Совестливый был… — Из письма с фронта: «как учится Лидочка, как слушаются Лиля, Юра и шалунья Галочка? Как здоровье всех Вас? Как огородные дела? Как со страдой, дедушка закончил или нет?». Заканчивается очерк Антонова следующими строками: «В октябре 1942 г. пришла похоронка». Я помню, как мама со слезами бежала с похоронкой к бабушке с дедушкой, — вспоминает Лидия Васильевна. — Мы, дети, тоже горько плакали. Понимаем, что нет больше нашего любимого папки. В 1979 г. дочери и внуки разыскали могилу Василия Михайловича, поклонились, всем, кто похоронен в братской могиле. Фамилия сержанта Гришкина В. М. также увековечена на стеле в посёлке Сосьва».
Вспоминаю, как бережно хранились и хранятся сейчас письма с фронта.
Едем и вспоминаем, как папа писал запросы в военкоматы, чтобы найти где захоронен дедушка. Надо сказать, это Вам не через поисковик в интернете искать. Только письменная почтовая переписка. И недели ожидания ответов. Как пришло письмо, где было сказано, в какой братской могиле захоронен. Как добирались. Поезд. Ранний утренний приезд в Осташков.
Смотрю на фотографию и понимаю, что мне столько же лет сейчас, как отцу. На голове волосы начинают шевелиться у меня от этой мысли. Как быстро время пролетело.
Поиски военкомата. Участие добрых людей, которые помогали нам в поисках могилы.
На пассажирском катере по Селигеру (уже тогда первые попытки за рулём -)).
Пешком.
Заночевали в Залучье у бабушки, которая приютила нас в своём домике.
И как она рассказывала, как в сторону фронта уходили бойцы, а обратно вывозили на подводах.
Провели нас по местам, где были кровопролитные бои.
Всё уже заросло травой в 1979 году. Окопы осыпались. Деревянные укрепления сгнили. Мы на дне землянки фронтового госпиталя.
И вот мы уже достигли цели.
Об этой поездке папа написал путевой очерк «Дорогами Памяти».
Он-лайн версия статьи: «Дорогами памяти»
А сейчас мы едем и сравниваем, что изменилось за 33 года.
А изменилось не очень многое, по мере приближения к Осташкову, начиналось складываться впечатление, что мы в машине времени. Где за окном практически 1979 год. Те же покрытые оспой времени дома.
Советские памятники.
И провинциальная пастораль.
Мы уже подъезжаем к Осташкову, показались заливы Селигера.
Мы приехали в субботу. В плане было посещение трёх основных точек. Это вокзал, военкомат и церковь. Были сомнения насчёт военкомата, работает ли он в выходной день. Конечно, расположение всех объектов в городе и их посещение в 1979 году было настолько глубоко у меня в памяти, что я, сидя за рулём, пытался воссоздать картину, увиденную в детстве. Но тщетно, в том далёком году мне всё казалось по-другому. Первым мы нашли военкомат.
Вот его я бы никогда снаружи не вспомнил. Причём мы тогда передвигались исключительно пешком. Подойдя к закрытой железной двери, мы постучали. Надежда теплилась, что там кто-то есть. Спустя пару минут, дверь приоткрылась. За дверью оказалась женщина. Мы рассказали, с какой целью мы здесь и откуда приехали. Она впустила нас. Словами сложно передать то ощущение, когда попадаешь в какое-то место, и там всё один в один, как много лет назад. Та же карта с захоронениями.
Тот же интерьер спустя 33 года.
Непередаваемые ощущения… Поблагодарив женщину, которая нас великодушно пустила внутрь, попрощавшись с ней, мы поехали в Вознесенский собор. Где мы в 79 году поднимались на колокольню и откуда был потрясающий вид на озеро Селигер.
Но батюшка нас наверх не пустил, сославшись на то, что перекрытия сгнили, а чинить нет средств.
В запасе у нас остался только железнодорожный вокзал, где хотелось воспроизвести фотографию тридцатитрёхлетней давности.
Иногда смотрю на свои детские фотографии. И вижу, что я в детстве и я сейчас — это по сути два разных человека. Почему я должен хранить его воспоминания? -) Шутки в сторону.
Нам остаётся второй самый неизведанный участок пути. Поэтому меня волнует вопрос, есть ли там дорога, чтобы проехать туда на машине?
В прошлый раз, когда мы были в тех местах, нас возили на «Уазике». Помню, как мы на скорости проскакивали окопы. Дорог особо не было.
И сейчас.
Чем ближе мы подъезжали к предполагаемому месту захоронения, тем сильнее портилась погода. Недалеко от Ровень Мосты, пошёл такой дождь, что мы вынуждены были остановиться, и переждать непогоду. Гроза быстро закончилась, и мы продолжили путь. Едем и чувствуем, что не можем найти братскую могилу, спросить не у кого. По дороге встречаются только одинокие брошенные дома.
Как же быть, едем до ближайшей цивилизации и расспрашиваем, где здесь братская могила.
Километров через девять показалась деревня. Остановились у домика, где по все признакам теплилась жизнь. Хозяева любезно рассказали нам, как мы проехали и не заметили по дороге памятник. Срезали по нашей просьбе живых цветов. И показали направление, откуда мы приехали.
Как мы его не заметили? Ну ладно я на дорогу смотрю, а остальные? Оказывается, дорогу у памятника сделали ниже, и получилось, что он находиться выше, чем был в прошлый приезд, поэтому мы его и не заметили. Ну вот, кажется, и он. Приехали.
Тогда памятник казался больше.
И мы тем же составом спустя 33 года.
Поклонившись, возложив цветы и почтив память минутой молчания, мы трогаемся дальше. На сердце стало легко. Мы выполнили первую часть нашего путешествия. Теперь нам надо доехать до конечной точки нашего маршрута, до Приозёрска. Но до этого надо выехать на трассу Москва—Санкт-Петербург. Легко сказать, да нелегко сделать, впервые оказавшись в незнакомых местах за рулём.
По пути мы успеваем останавливаться и фотографировать окрестности, недоумеваем, почему в наши дни посередине между двух столиц такое запустение, а ведь всего каких-то 300 км. К тому же здесь на озере Селигер каждый год проходят различные фестивали. Сам Путин постоянный гость. Но, видимо, он на вертолёте прилетает, и ямы на дорогах его администрацию не волнуют.
Встречались и островки выжившей цивилизации.
Летние дачные домики.
Рядом с Валдаем, около истока реки Волги.
Много памятников павшим в боях за освобождение нашей Родины.
Начинало вечереть. И мы выскакиваем на трассу в районе Вышнего Волочка.
Расчетное время в Питере часов 11 вечера плюс 130 км до Приозерска, ну, думаю, за пару часов осилю. Трасса позволяет ехать быстрее положенных 90, старался держать 120, пока не стемнело. В Питер мы въехали в начале двенадцатого.
Едем по кольцевой,
и вдруг слышу и чувствую: бух-бух-бух…
Плавно беру вправо и останавливаюсь на обочине. Так и есть. Заднее левое. Докатка, естественно, в самом низу. Поставил знак, выложил все вещи из багажника и начал менять колесо. Грузовики, проезжавшие на скорости, заставляли меня держаться за машину, настолько сильный был поток воздуха. Ну вот докатка поставлена вместо колеса, и мы направляемся дальше. И тут начинается дождь. Пока разметка была, ещё можно было двигаться, но как только она закончилась началось самое мучение. Оставалось каких-то 80 км. По извилистой, ночной, незнакомой, мокрой дороге, на докатке… Стиснув зубы продолжаю ехать и терпеть. Вместо часа ночи мы приехали в три. Вроде и сделали небольшой крюк от основной трассы, а 1 100 км за день на колесили. Нас ждала не сомкнув глаз мамина племянница. Как я её по привычке называю, тетя Оля, хотя она мне троюродная сестра -).
Стол был накрыт,
и мы уставшие, голодные, но довольные тем, что удалось осуществить задуманное, и сегодняшний день всё-таки подошел к концу, наши мучения закончились, приступили к трапезе. Заначенный флакончик вискарика в машине открыл во мне второе дыхание, и, немного придя в себя от дороги, мозг начал строить планы уже на сегодняшний день, который плавно перетёк из вчерашнего. Нужно было решить, что делать с колесом? Решаю купить пару бэушных покрышек, но тратить время на поиски считаю бесполезным, это можно делать и по телефону. А так как день воскресный, тратить его на отдых от дороги было жалко, и мы решили этот день посвятить знакомству с Петербургом без машины. Собственно, из нас только Артём в нём не был. Электричка в 7 утра. Сейчас 4. Пару часов поспать до посадки, привести себя в порядок, и потом парой часов догнаться по дороге в вагоне. Уговаривать никого не пришлось. Так и поступили. И вот в 9 часов утра мы уже стояли на Невском проспекте. Программа вольная, идём куда глаза глядят.
Казанский собор.
Спас-на-Крови.
Памятник Петру I.
Исаакиевский собор.
Традиционный набор видовых открыток. Памятников архитектуры настолько много, что можно отдельный рассказ писать с фотографиями. Всё это очень сильно впечатляет. Как люди умудрялись всё это строить без компьютеров и прочей техники, которой сейчас полно, а ничего подобного не строят?
Фотографий очень много, поэтому нельзя объять необъятное, и в один очерк вставить всё, что мы наснимали. Тем более, у нас с собой было три фотоаппарата. Лучше найти время, приехать сюда и открыть для себя свой Санкт-Петербург.
У нас ещё было два места, которые хотел увидеть Артём. Увлечённый блатной романтикой, слушая песни Круга и играя в контакте в «тюрягу», ему хотелось посмотреть на Кресты. А так как они рядом с Финляндским вокзалом,
и у нас было минут тридцать до электрички, то я решил сводить его туда. Про второе место я опишу позже.
Кресты.
День в итоге получился очень насыщенный. Нам невероятно повезло с погодой. Мы многое успели посмотреть и запечатлеть на свою память и память электронную. Переживал за Артёма, что он, не выспавшись, не сможет многое воспринять, но, видимо, он впрок выспался в дороге и ходил бодрячком. Но на обратной дороге его всё-таки, да и нас всех, свалил сон. По приезду, нас снова ждал богатый стол. Хозяйка так вкусно готовит, это что-то.
Пока суть до дело, смотрим на рыбные трофеи с Ладожского озера.
После сытного и душевного ужина, я ухожу на боковую. Мне нужен полноценный отдых. Завтра снова за руль, и я должен быть отдохнувшим и в форме.
На следующий день первоочередной задачей была проблема с колесом. Подробности я опускаю, т.к. за пару-тройку часов нашёл две необходимых мне покрышки б.у., и переобул в шиномонтажке. Машина снова в строю и можно принимать решение, куда поехать. А вот погода пасмурная, хорошо, хоть дождя нет. Предлагаю поехать в Репино, в Пенаты, в музей Ильи Ефимовича Репина.
Забил маршрут в навигатор, и мы поехали. Только выбраться на приморское шоссе мы смогли с третьей попытки. Везде ремонты и объезды. Команда моя уже занервничала, что мы крутимся вокруг да около, а выехать не можем. У меня уже у самого начало заканчиваться терпение, думаю, если сейчас не получиться найти нужный свороток, то едем обратно в город. Но удача снова улыбнулась нам и мы уже едем в сторону Сестрорецка. В Пенатах я был лет шесть назад, когда нас, телевизионных журналистов, приглашали на тестирование нового Форда II , и на обратном пути организаторы устроили небольшое чаепитие с настоящим самоваром, патефоном на веранде, в доме-музее Репина.
Могила Ильи Ефимовича.
К сожалению, музей в понедельник не работал. И нас не впустили в дом. Мы погуляли по парку. Подышали хвойным лесом вперемешку с морским воздухом. И отправились к морю. Почернело синее море. Пронизывающий ветер и моросящий дождь не позволил нам долго задержаться на берегу.
У нас ещё в запасе полдня, и надо с пользой провести его. У меня был для всех заранее приготовленный сюрприз, но пока я его держал при себе. Перекусив заботливо приготовленной и упакованной рыбой в кляре тёти Олиного производства, мы выдвигаемся по КАДу через Петергоф. В надежде, что погода разветрится и мы сможем посетить дворец. По дороге Шура с Артёмом ведут беседы о литературе, про писателей-фантастов. Это, конечно, надо слушать в живую. Передать словами это очень трудно, потому что Артём, рассказывая про писателей, которых знает и не знает, не мог сдержать смеха. Когда он вырастет, мы ему обязательно дадим послушать этот диалог. Петергоф нас встретил дождём, мы медленно проехали рядом с ним и не стали останавливаться, одеты мы были не по погоде и без зонтов. Переходим к плану Б. Я везу их в Гранд-Макет, вспоминая, как в Москве, по возвращению из Осташкова, мне купили детскую железную дорогу.
Пока я рос, росла и моя дорога, папа и брат из командировок привозил дополнительные элементы.
В будущем, мечтал о том, что я смогу когда-нибудь на даче, собрать макет целиком. Но мечте так и не удалось сбыться. Хотя дорога лежит и, возможно, ждёт своего часа. А пока, хочу показать, как бы это было возможно.
Там можно ходить часами, разглядывая различные сценки из жизни. Воодушевлённый увиденным Артём оставляет в книге отзывов свою запись. От души и от сердца!...
Спасибо!.. У нас есть ещё одно место, ради которого Артём ехал в Питер. Это Кировский завод. Нравится ему эта песня: «С утра, с утра, на Кировский завод, пора с утра, с утра». Всю дорогу он слушал свою любимую песню. Ну как не исполнить его желание?
Едем смотреть Кировский завод.
Заодно смотрим вакансии, кто знает? Может, пригодится.
Удовлетворив любопытство отпрыска, берем курс в Приозерск, по дороге заехав к легендарной Авроре.
У меня только одно приходит на язык, глядя на них-): «Два клоуна» -). Это у нас семейное — с юмором относиться к друг другу.
Пора домой, завтрашний день посвящаем тёте Оле, надо посмотреть Приозерск, побывать на Ладоге, посетить кладбище. И собираться в обратную дорогу…
Артёму холодная вода нипочём. Сразу видно, что человек рождён под знаком Рыбы.
После прогулок по воде на Ладожском озере едем в старинную крепость Корелу, где содержалась под стражей первая жена Емельяна Пугачёва.
После осмотра крепости, кормим уток.
Проходим надолбы с линии Маннергейма.
Заезжаем на кладбище и собираемся домой на Урал. Недолгие проводы.
И мы снова в пути. По направлению к дому.
План на оставшиеся полдня: посмотреть на разведение мостов, перед этим побродить по вечернему Питеру, и после того как увидим развод мостов, двигаемся в Великий Новгород. Там всего-то 250 км, думаю я про себя. Пока всё идёт по плану.
Зашли посмотреть питерские дворики.
Полюбоваться изысканной архитектурой.
Погода нас не балует, временами идёт моросящий дождик. От ненастья нас спасает Приус. Пока крапает дождик — мы едем, как только заканчивается, ходим пешком. В один из перерывов, выбираемся на Финский залив. Как только начало смеркаться, возвращаемся в центр. И тут опять не обошлось без неприятности. Еду, значит, по тёмной улице, моросит дождь, навигатор показывает поворот налево. Смотрю по карте, это бульвар, с двух сторон дорога, логично представляю, что движение одностороннее по каждой стороне, светофор не работает, мне нужно пропустить встречный транспорт, поворачиваю на освещённую улицу, разметки нет и вдруг она начинает появляться, я понимаю, что еду по встречной полосе, сразу же включаю поворот и перестраиваюсь. Метров сто так проехал, и прямо в лапы доблестным сотрудникам. Пройдёмте, говорят, уважаемый, у нас для Вас кино есть. Пытаюсь объяснить, что я в чужом городе, не сориентировался, знака неосвещенного наверху не увидел, разметки тоже, как положено, не было.
— Внимательней надо быть, вот кино, всё прекрасно видно. Ну что тут скажешь. Лишение. И ничего не докажешь в суде. Сам виноват, не отрицаю. После недолгого торга, сошлись на «пити тычач ублей». Вышел из машины в расстроенных чувствах. Так хотелось обвинить их в нетрадиционной ориентации. Поднял руки к верху, и резко выдохнул. С другой стороны, если посмотреть на ситуацию под другим углом, то гаишник, находясь на боевом посту, рискуя, можно сказать, жизнью своей, спас город. Предотвратил грубое нарушение. Представляете, сколько бы я ещё натворил ездой по встречке, злостный нарушитель? Неприятно вспоминать такие моменты, но от этого никто не застрахован. Можно сказать, легко обделался. Но время не ждёт, скоро начнут мосты разводить, а надо ещё найти где припарковаться без нарушений в центре Питера.
Ночной город быстро помогает забыть неприятности.
И мы уже наготове — смотреть на разведение мостов.
Пора прощаться с Питером. Нас ждёт Великий Новгород, Москва, Казань и Дом.
Авто уносит нас в ночь. Спутники мои спят, а мне предстоит ночной перегон до Новгорода. На трассе чую, что машина не тянет. Грешу на бензин. Расход подскочил до 7 литров. Деваться некуда надо выработать бак топлива, которое заправил на какой то «фирменной» заправке в центре города. Через каждые сорок минут останавливаюсь размяться. Долго ли коротко, в Новгород въехали уже когда рассветало. Покружили по городу в поисках гостиницы. Нашли и заночевали до утра.
Проснувшись и подкрепившись, отправляемся на осмотр Кремля. Мы посетили кремль, прошлись по историческому центру и взяли курс на Москву.
По дороге застряли в пробке, мин на 30 из-за аварии. Других происшествий не было.
Перед Москвой я наконец-то сжёг весь это никудышный бензин и заправил полный бак на фирменной заправке.
Машина просто преобразилась, и самое главное, расход вернулся на прежний уровень.
В Москве у нас, как и по традиции всех гостей столицы, входило обязательное посещение Красной площади. Хотели ещё на Воробьёвы горы заехать, но не успели.
После Питера такая мешанина стилей вызывает просто недоумение.
Куда же мы без фото?
Вечерело. Пора задуматься о ночлеге. Ночевать либо в Москве у родственников или друзей, либо выезжать за пределы и искать «ночнушку». Как всё-таки хорошо, что есть друзья, которые в любую минуту готовы тебя принять, обогреть, накормить и напоить, ну и заодно спать уложить. Пока мы гуляли по главной площади страны, я созвонился со старым другом, который временно живёт в Москве, на время учёбы жены в аспирантуре.
Своей команде я, конечно же, ничего не сказал, что нас ожидает радушный приём. Пусть будет маленький сюрприз. Больше всего удивилась мама, так как она была уверена, что Юра живёт в Екатеринбурге. Без душевных разговоров за полночь опять не обошлось. Утром следующего дня мы взяли курс на Казань.
С заездом во Владимир. Знаете ли, Владимирский централ ветер северный.
Нижний Новгород обходим стороной.
На одном из участков, где шёл ремонт дороги мы потеряли полтора часа, и не смогли доехать до Казани. У меня накопилась усталость и мы остановились за 30 км до столицы Татарстана.
Остался последний день пути. С утра пытаемся попасть в Казанский кремль, но ввиду того, что идёт масштабное строительство дорог, нам не удаётся это сделать. Осталось только довольствоваться видами снаружи.
Ну, не судьба, значит, оставим на другой раз.
Пока выезжали из Казани, я 10 раз перекрестился, что мы не поехали в первый путь смотреть на ночной город. Дороги в убитом состоянии. Конечно, к чемпионату мира по футболу тут всё залатают, но мы то едем сейчас.
Погодка распогодилась, настроение поднималось с приближением родных мест.
Уфа в этот раз не входила в наши планы. И мы её миновали.
Усталость была, но приятная.
В Челябинскую область уже заезжали как к себе домой. М-5 уже как родная, вдоль и поперёк я по ней ездил.
Традиционная остановка у Сима.
И дальше конечная точка нашего путешествия — город Златоуст.
Там живут родственники. И нам необходимо задержаться на пару дней. А оттуда рукой подать до Берёзовского. Дорога настолько хорошо изучена и переснята, что сил снимать её больше не было, хотя пару фотографий из запасников, пожалуй, добавлю.
Р.S. Немного сухой статистики.
За 8 дней проехали 6 000 км. Побывали в семи крупных городах. Увидели четыре кремля. Три крупных реки.
Сделали около 2,5 тысяч фотографий и видеозаписей. Потратили на всё про всё со штрафами, проживанием, питанием, подарками, около 42 тыс. рублей. Усталость проходит, а впечатления остаются на всю жизнь. И самое главное, мы снова побывали на могиле дедушки и окунулись в давние воспоминания.
Спасибо всем, кто встречался и помогал нам на пути. Спасибо моим родным, что не ссорились, терпели дорожные трудности, были одной дружной командой. Спасибо всем за внимание. С уважением Максим Шестаков.