|
О возможностях, которые сейчас имеют люди, лучше всего сказал один известный писатель.
Интервью с Рэем Брэдбери:
— В 1950 году вы написали книгу, принесшую вам всемирную славу, — сборник рассказов «Марсианские хроники». Там говорилось: уже к началу второго тысячелетия на Марсе будут поселения, целые города землян. Как вы думаете, почему этого в итоге так и не произошло?
— Ответ сегодняшнего дня: потому что люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением — пить пиво и смотреть сериалы.
Крутовато, конечно, загнул. Истина, как водится, посередине — iPhone тоже не самая плохая вещь, но возможность узнать мир — приоритетна!
Поэтому, смотря на карту мира, сам себе задаю вопрос:
— Что меня останавливает?
— Правильно — ничего!
Итак: моя цель Скандинавские страны — Финляндия, Швеция, Норвегия. Почему именно Скандинавия? Потому я там ещё не был! Как её достигнуть? Разумеется, на своем автомобиле! Кроме того, очень хотелось увидеть Северное сияние (осень как раз сезон) и мыс Нордкап — самую северную точку Европы. Надо только заехать за Полярный круг.
Довольно быстро и легко получена Шенгенская виза в консульстве Норвегии (как страна с наибольшим временем пребывания). Запрашивал 19 дней пребывания за рубежом — столько и разрешили. Должен отметить, что условия получения Шенгенской визы существенно упростились, по сравнению, скажем, с 2006 г. В тот год мне удалось побывать в Италии и не скажу, что оформление визы было простым делом.
Разработка маршрута заняла более полугода: каждый день пути я расписал буквально по часам. Прибывая в любой город, я точно знал, что мне надо увидеть, где пообедать, куда поставить машину. Для примера, обычный день выглядел так:
г. Берген (Bergen), Норвегия:
Ночлег — кемпинг Skogtun на берегу Норвежского моря около городка Mevik, где-то в 25 км от центра Бергена.
Парковка — за древним собором, который называется Bergenhus, старинным каменным зданием на берегу.
Обед — в самом центре города, в порту есть рыбный рынок, на котором можно не только купить утренний улов местных рыбаков, но и покушать. Найти это место просто — стеклянное здание в порту, напротив Брюггена с красными зонтиками.
Что осмотреть:
Машина Ford Kuga, 2009 г. в., МКПП, 2 л турбодизель, 4WD. Пробег на момент старта — 77 тыс.
км. Забегая вперед, скажу — машина НИ РАЗУ не подвела! Я постарался ответить ей тем же — ни одной царапины.
Как-то особенно машину не готовил: заменил масло в двигателе, в муфте Haldex, установил видеокамеру в салоне. Демонтировал заднее сиденье, вместо него из штакетника и плит ДСП сделал подобие кровати. На него положил надувной матрац.
Подушку и постельное бельё взял своё из дома, так как в Скандинавии зачастую сдают жильё без этих предметов. Также взял запас провизии: тушенку, лапшу, чай, сахар, концентраты супов и каш, приправы. Две плиты: газовую и бензиновый примус — готовил одновременно на обоих, очень удобно и быстро. Думал взять ещё палатку, но решил не горячиться (всё-таки поздняя осень) и обойтись кемпингами и придорожными мотелями. От идеи ночевать в отелях отказался сразу. Стоимость отелей в Скандинавии редко опускается ниже 100 евро за ночь. Если быть точным, то совсем не опускается.
Старт — 30.09.2013 г.
Выехал из дома часа в 2 ночи. По опыту знаю, рассвет наступит очень скоро, и я за это время успею проехать много. Хотелось проскочить Новокузнецк без утренних пробок, да и Новосибирск тоже, уже без вечерних пробок. Новосибирск оставляет в который раз негативное впечатление от своих водителей. Отражение манеры езды — состояние их машин: такого количества разбитых бамперов, фар, мятых крыльев вы не увидите больше нигде.
Традиционная остановка в пос. Журавли на шашлык и чай. Вкус прежний, цена новая. Скажу политкорректно: несколько неожиданная.
И следующая остановка уже поздно ночью сразу за Омском в придорожном мотеле «Транссиб-Комфорт» на 591 км трассы Омск—Тюмень.
Настоятельно рекомендую — отличные номера, качественное питание, разумные цены. Отмечу, что у них в будке ЗА мотелем мастерская по ремонту раций. Там пожилой мужчина сидит. Попросил настроить свою радиостанцию — настроил, благо дело несложное. При попытке расплатиться денег взять наотрез отказался. Минут 10 я ним перепирался, потом уговаривал. Так и не взял!
Телефон: +7-3812-598-597, +7-951-429-4976 (77, 78,79) E-mail: motel55@mail.ru
GPS координаты: N 55.353889 E 73.155556
Первый день пути оказался и самым результативным по пройденному пути: 1200 км. Впрочем, на обратном пути сделал точно также, естественно, в обратном направлении.
Спал до упора. Упор наступил около 10 часов дня. В путь. И в дальнейшем просыпался, как придется. Отпуск всё-таки, а не гонка «Париж—Дакар». Заранее настроился не ставить себе какие-нибудь планы: «проехать 1000 км и спать». Как чувствовал: всё, глаза смыкаются, сразу искал место для отдыха. Никакой кофе и энергетические напитки не заменят пары часов сна. Если со временем совсем беда: человеку достаточно 4 часов сна, чтобы весь день чувствовать себя нормально.
Стиль вождения у меня уже отработан — около 400 000 пройденных километров научили многому. Вкратце: скорость выдерживать в районе 100-110 км/ч. Полное табу: обгон в зоне действия знака «Обгон запрещён» или сплошной линии разметки. Таким образом, избегаю бесконечное количество рискованных обгонов грузовых машин, обеспечивается движение без лишнего напряжения. Безопасность поставил во главу угла. Разбитая машина в чужих краях — то ещё приключение.
Путь по России.
Осенняя Россия. Самое красивое время года. Даже не спорьте. Буйство красок просто ошеломляет. Череда российских городов: Омск, Тюмень, Пермь, Киров, Вологда. Все они похожи друг на друга. Если побывал в Новокузнецке/Новосибирске, то можно считать, что увидел все российские города. Исключения редки. Индивидуальность городов за огромными и неуместными рекламными щитами просто не увидеть. Вообще, реклама в России приняла неимоверный размах и имеет какой-то адский характер! Да такого нет нигде в мире! Даже в странах третьего мира. Поверьте, поездил немало. По ТВ и радио она идет непрерывным потоком. В почтовые ящики суют листовки. Столбы, стены, заборы, двери — всё заклеено объявлениями. По телефону звонят странные люди и предлагают кредиты, вклады, сыграть в форекс и что-то ещё…
На 3 день пути я потерялся во времени — кажется, что в пути уже с неделю. Тем более, что сразу за Екатеринбургом (в простонародье — «Ёбург», «Катя») в результате навигационной ошибки корабль налетел на камни мой путь пролегал по второстепенным дорогам, в стороне от федеральных трасс. Вот тут открывается истинная «Некрасовская» Русь. Кое-как залатанные дороги, буквально массово брошенные деревни и церкви оставляют тяжелое впечатление.
Такое количество разрушенных церквей сильно удивило. Для примера, в Ульяновской области таких церквей — 12 штук.
http://urban3p.ru/ http://uvlecheniehobby.ru/viewtopic.php?f=44&t=130
Не добавляют оптимизма и придорожные памятники погибшим. Мало того, сейчас вполне официально ставят большие могильные кресты в начале дорог! Впечатление, что еду по кладбищу, преследовало весь путь по России.
Особенно запомнился баннер — «На этом участке дорог в 2013 году погибло 12 человек». Подумалось, почему бы не сделать дорогу так, чтобы не писать такие вещи. Если не получается сделать нормально, то разбомбите эту дорогу! Между воронок не погоняешь…
Ну что ж, сделал для себя вывод: не доверяться целиком навигатору и обязательно иметь бумажную карту по всему маршруту следования. Мне пришлось докупать впоследствии карту России и Скандинавии.
Санкт-Петербург
Въезд в Питер ознаменовался заправкой на «ЛУКОЙЛе» на европейский манер, т.е. сначала заливаешь топливо, потом платишь (более в РФ я такого нигде не встречал) и пробкой на 5,5 часов!!! Т.е. проехать 14 км до гостиницы в Питере мне понадобилось именно столько времени. Народ, смотрю, уже привычный к такому развитию событий: повсеместно достал электронные книги — читает. Культурная столица, что скажешь..))) После такого транспортного катаклизма и подумаешь, а стоит ли жить в крупных городах? Полжизни на асфальте оставлять... Если только работа уж очень перспективная и высокооплачиваемая, которая сможет перевесить транспортные минусы.
Кстати, причина пробки во многом характеризует нашу страну: ехал в центре города Санкт-Петербург КАМАЗ. Военный. Ехал он не просто так, а с полевой кухней на прицепе. Но не доехал до места дислокации — упал на борт. Прямо на оживленном перекрестке, перегородив его полностью. Так как машина военная, то надо ждать военных для оформления ДТП. А это, сами понимаете, дело не быстрое. Как назло, в смежных улицах закрыты проезды ввиду ремонта. Всё. Стоим. Население Санкт-Петербурга — 5 028 000. Многие имеют машины.
Поэтому, сразу начинаешь ценить наш город, избавленный от этих проблем. Если уж коснулся Междуреченска, то, вне всяких сомнений, он самый удобный и комфортный город для проживания! Чистый, компактный, вся природа в шаговой доступности. Основная проблема — это экология.
Остановился в центральном районе Санкт-Петербурга в гостинице «На Мучном». Цена 1500 р./сутки. Бронировал ещё в Междуреченске через www.booking.com
Довольно убого, но и цена соответствующая — сойдет. Кровать, душ, розетка есть — это всё, что мне нужно. Удивила высота потолков — около 3,5 м.
С питанием проблем в Питере нет. В частности, прямо в этом же доме, где гостиница, расположено кафе с забавным названием «Столовая №1».
Питание в России для масс организовано гораздо лучше, чем в Европе. Средний счёт 250-300 руб. В Европе, конечно, тоже с голоду не умрёте, но и ценник в 500-600 руб. как здрасьте. Причём в России это будут горячие блюда, а в Европе — бутерброд и кока-кола.
Пребывание в Питере решил ограничить 3 днями — отдохнуть с дороги, посетить музеи, театры, рестораны, концерты звезд мировой эстрады, ночные клубы. Пополнить запасы провизии и пресной воды. Увы, но я явно переоценил свои силы. А сил хватало только на что-то одно. Поэтому, по мере осмысливания создавшейся ситуации, сначала жертвой пали ночные клубы, потом рестораны…
В общем, ограничился Русским музеем и Царским селом.
Царское село сильно пострадало в войну от Вермахта. До сих пор ещё идут восстановительные работы. Тем не менее, очень впечатляет: русские цари знали толк в роскоши!
Вокруг Ленинграда повсюду следы прошедшей войны. Танки, пушки на постаментах. В каждом селе — памятник павшим. На этих памятниках — таблички с именами погибших и свежие венки. Зачастую количество погибших переваливает за сотню. И это в селах, которые и не сразу заметишь с дороги!
Для понимания масштабов: за 5 лет оккупации немецкие потери в Норвегии — 1317 человек убитыми. На Восточном фронте немцы и их союзники теряли убитыми — 3 800 чел. ЕЖЕДНЕВНО.
Не ошибусь, если назову Русский музей одним из лучших. Чего стоят картины Айвазовского, Брюллова. По-моему, эти художники находятся за гранью таланта и гениальности. Второй раз в жизни бываю в Питере и второй раз иду в Русский музей. Ну и Казимир Малевич со своими «Квадратами». Во множественном числе — потому что у него два «квадрата»: Черный и Красный. Есть ещё Круг. Да много у него чего есть…
В качестве ликбеза: «Черный квадрат» — замещающий собой солнечный круг, символизирующий победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы. Что обозначает «Красный квадрат», предлагаю узнать самим. Ну ладно, скажу. «Красный квадрат» — это Женщина в двух измерениях. Вот. Сколько ни напрягал воображение — ну не получается у меня с женщиной в двух измерениях! Даже в одном измерении — никак. Буду работать над собой.
Народ в Питере доброжелательный, отзывчивый. Прогулялся по Невскому… Был напуган: подумал, что попал в разгар гей-парада. Молодые люди, видимо, одеты по последней моде — во всё обтягивающее. Потом понял - продвинутая молодёжь соответствует текущему тренду. Куда катится этот мир…
07.10.2013 г. начало действия Шенгенской визы, проставленной у меня в паспорте, поэтому можно попытаться пересечь границу. Расстояние Санкт-Петербург—Хельсинки составляет 400 км.
Я уже привык к другом исчислению: если больше 1000 км — это много, если менее 1000 км — это немного. 400 км пути — это просто ерунда.
По пути купил «Зеленую карту», продают на каждом повороте трассы «Скандинавия». Это подобие нашего ОСАГО для Европы: она необходима, если пересекаешь границу на своем авто. Чуть менее 3 т. р. за месяц пребывания. Свое здоровье страхуешь на стадии оформления Шенгенской визы — без страховки её просто не оформят — около 50 руб. за сутки пребывания за рубежом.
Переход границы решил организовать через пограничный переход «Торфяновка». Какую-то заинтересованность в моей судьбе проявили только российские таможенники и пограничники: прищурив глаз, не спеша, смерили оценивающим взглядом. Сверху-вниз. Молча. Потом, спросили пару вопросов, осмотрели авто с пристальным вниманием к багажу. Кто попадал в неприятные житейские ситуации, скажем, с ГИБДД, тот примерно понимает, о чём я говорю.
До самого последнего момента не верилось, что всё обойдется: вот сейчас пограничник скажет: «у вас документы заполнены гелевой чёрной ручкой, а надо шариковой синей! Отойдите в сторону, не мешайте работать».
Но, три раза спросив: «Вы один?» и три раза получив утвердительный ответ, офицер пограничных войск ФСБ России ставит штамп прохождения границы в паспорт. До свидания, Родина! Встречай…
…Финляндия.
Финнов, похоже, вообще ничего не интересовало — штамп в паспорт и гуд бай — минуты 3, не более.
Еду по Финляндии. С трудом осознаю, что я проехал почти полмира. Один. На своем авто. Удивился. Довольно амбициозный и отчасти авантюрный план пока что получается воплотить в жизнь! На ум приходят слова известного политического деятеля:
— Нет таких крепостей, которые большевики не могли бы взять. Мы решили ряд труднейших задач. Мы свергли капитализм. Мы взяли власть. Мы построили крупнейшую социалистическую индустрию.
Ну, а я увидел первый съезд с дороги на площадку для отдыха и решил отдохнуть/перекусить. Напряжение дня дает о себе знать.
В Европе зачастую невозможно остановиться на обочине дороги, как в России. По двум причинам. Первая, потому что так не принято, вторая — потому что это невозможно физически: обочина представляет собой участок дороги шириной от 30 см (в Норвегии) до 1 метра (в Финляндии). Таким образом, остановившийся автомобиль создает реальную помеху и угрозу для движения. Да в этом и нет никакой необходимости: площадки для отдыха оборудованы столом для обеда, контейнером для мусора, асфальтированы и чисты. «Чисто» — в прямом смысле слова. Я понимаю, это звучит непривычно, но вряд ли там можно найти даже окурок. Хотя нет, вру. Можно найти и смятую пачку из-под сигарет. Только эта пачка будет иметь акцизную марку из России и скажет о том, что здесь совсем недавно был россиянин.
Практически сразу после пересечения границы бросаются в глаза очевидные отличия от России: идеальная поверхность дорожного полотна, не затёртая разметка, придорожные поля как будто причёсаны, нет выставленного хлама перед домами, сами дома как игрушки, подчёркнутая вежливость водителей.
А вот и первая топливная заправка по пути, которая чуть было не внесла кардинальные коррективы в осуществление дальнейших планов. Заправка оказалась автоматической. Т.е. оператора нет вообще. Вставляешь банковскую карту, набираешь ПИН-код, ВЫНИМАЕШЬ карту, заливаешь топливо, ещё раз вставляешь карту — только тогда списывается сумма. Это сейчас я такой умный, а тогда эта процедура мне была неведома и поставила перед выбором: либо возвращаться, либо как-то иначе решать топливный кризис. На четвёртой или пятой заправке мне удалость научиться. Девушка-оператор подсказала. Должен отметить, скандинавы очень отзывчивые и доброжелательные люди — НИ РАЗУ мне не ответили раздражённо, по-хамски (дескать, понаехало вас тут). Главное — сформулировать мысль. Увы, это получалось нелегко. Знания моего английского достаточно скупы.
В заграничных вояжах надо иметь 2 банковские карты желательно разных банков: с ЧИП-ом и без ЧИП-а. Наличных денег с собой брал немного и то, на всякий пожарный. Наличные все до цента привез назад. Достаточно банковской карты. Её принимают даже на рынках. Очень удобно. Не нужны мелочь, обменники и прочие атрибуты наличных денег. Портмоне не оттягивает карман и не выпирает наружу — так как не нужны запасы долларов, евро, крон и т.п. Почему в России так неохотно внедряют — просто удивительно. Уж не такая высокотехнологичная и дорогостоящая вещь карточный терминал.
Сейчас я расскажу об организации питания и дам кучу рецептов.
На завтрак подавали варил овсяную кашу.
Вот рецепт №1: берем пакетик с концентратом овсяной каши, заливаем кипятком, ждём 5 минут. Съедаем.
Чай с бутербродом из хлеба и колбасы. Лучше брать кашу в стаканчиках — приготовил, съел, выбросил. Очень удобно.
Обед.
Рецепт №2: берем пакетик с концентратом супа, банку тушенки (обращаю внимание, покупайте тушенку только высшего сорта), 1 литр воды. Минут за 5 до приготовления супа вываливаем всю банку в котелок. Жир выбрасываю. За пару минут до готовности добавляю приправы. На 2 дня супчика хватало. Хранил в термосе с широким горлом. В таких раньше давали шахтерам обеды.
Отдельно был термос под кипяток для чая. Могу только посоветовать брать термос со стеклянной колбой — они гораздо дольше держат тепло.
Ужин: продукты из супермаркета. Никакой экзотики: сыр, колбаса, фрукты.
Купил клубнику из Бельгии — каждая ягодка, как бриллиант. Вкуса нет вообще, слабый запах клубники. Купил мясо в Норвегии — ещё красивее бриллианта. Цена под стать стоимости драгоценного камня — более 1000 руб./кг. Пожарил. Почему-то возникла ассоциация с подошвой кирзового сапога. То-то меня кассир разглядывала с интересом. Жаль потраченных денег. Магазины здорово напоминают нашу «Палату» как по размерам, так и ассортиментом — всемирная глобализация налицо. Только нет таких очередей на кассах.
Столица Финляндии — это такой город, где все самое интересное можно осмотреть буквально за час-два. Прямо на набережной — торговая площадь, на которой в шатрах готовят экзотичный для нас стрит-фуд вроде тушеного северного оленя и разнообразных блюд из мойвы, лосося и других рыб. Непосредственно с этого места открывается вид на Успенский православный собор, являющийся крупнейшим православным храмом Северной и Западной Европы. А в квартале от набережной находится главная достопримечательность Хельсинки — Сенатская площадь. В ее центре стоит памятник русскому императору Александру II, которого финны почитают за то, что он расширил права автономной Финляндии и в 1863 году даровал ей Конституцию. За его спиной возвышается величественный Кафедральный лютеранский собор Святого Николая, а слева — главное здание Хельсинкского университета. Самый оптимальный способ осмотра города — туристический трамвай номер 3T и 3B (круговое движение, но в разные стороны), можно проехать по всему центру за час, удобно, посмотреть общий вид.
Следующее место не пропустит ни один уважающий себя мужик! Нет, это ни пивная. Это танковый музей. Расположен в г. Парола (Parolan Panssarimuseo). От Хельсинки до музея 110 км.
Финны — отважные воины. Они сумели успешно противостоять мощи Красной Армии. У них не было танковых войск как таковых. За счёт советских трофеев они были созданы. После зимней войны у Гитлера не оставалось сомнений относительно дальнейшей судьбы СССР — план Barbarossa был им подписан.
Финнам хватило ума сохранить старенький танк Т-26 (1940 г.). Они его не покрасили и не сдали на слом. У него на башне до сих пор видны красные звезды (более ни на одной машине в музее их нет). Кажется, что он только что вернулся с поля боя. У этого танка я насчитал 6 пробоин от снарядов. Участи экипажа машины боевой не позавидуешь.
Из Финляндии в Швецию удобнее всего попасть на пароме. Можно, конечно, и на авто. Но лучше на пароме. Билет на паром купил в «Макдональдс». Не то, чтобы они торгуют билетами, просто у них бесплатный Wi-Fi (и, к слову, туалет), поэтому захожу на сайт финской паромной компании Viking line и покупаю билет на дневной рейс Турку—Стокгольм. Теперь достаточно на пункте контроля показать номер заказа.
Теплоход оказался с красивым женским именем Amorella (есть 6 «сестёр» с не менее звучными именами: Gabriella, Mariella, Isabella, Rosella, Cinderella). Позже из новостей узнал, что месяц спустя, Amorella налетела на мель в результате потери управления из-за аварии в машине.
http://www.vikingline.ru/amorella
M/S Amorella
Пассажиры: Взрослые — 1 Каюта
Питание: Завтрак в 08:30 по финскому времени: Взрослые — 1
Транспортные средства: Автомобиль: длина до 5 м, высота до 1,9 м — 1
К оплате: 35,50 EUR
На вечерний рейс цена вдвое больше. Время в пути около 10 часов.
Как бывшего военного моряка размеры парома поразили: по водоизмещению он вполне сопоставим с нашим авианосцем «Адмирал Кузнецов». Перевозит 2 500 пассажиров и 450 авто.
Приятно было почувствовать вибрацию палубы от работы машины, негромкий гул турбин. Знакомые звуки. Они меня сопровождали на время прохождения службы на большом противолодочном корабле «Маршал Шапошников». Нашел свою каюту: хоть небольшая, но удобная и с душем. Несколько удивило, что автомобили никак не крепят — авто просто заезжает на грузовую палубу, останавливается и водитель с пассажирами идет к себе в каюту. Видимо, штормов по пути следования не бывает.
Не увидел я и крыс — вечных жителей на кораблях. Выдам военную тайну: на военном флоте крысы рядовое явление. По мне они пробегали дважды. Только хвостом по роже мазнут…
Процесс погрузки-выгрузки, уборки судна отработан до автоматизма. Время стоянки судна в порту 1 час и в обратный путь. За это время успевают принять топливо, продукты, полностью убрать каюты, а их 1600.
Паром по прибытии швартуется прямо в центре столицы Швеции городе…
…Стокгольм.
Обзорная поездка по центральной части города и первые впечатления весьма позитивны. Красивый город. Просто нет слов. Чувство, что находишься в XVI веке, не покидает. Старые города, как старые фотографии, можно рассматривать бесконечно.
Вспомнил про Карлсона (того самого, живущего на крыше). Подтверждаю — да, в Стокгольме большинство крыш оборудованы под жильё.
Интересная нация. Такого количества блондинок я не видел за всю свою жизнь. Надо будет заехать как-нибудь ещё :). Народ массово занимается спортом: даже ночью бегают, крутят педали у велосипедов. Самое серьёзное внимание безопасности: если спортсмен — то в шлеме и наколенниках, ночью — с фонариком.
Странно, но много курящих. Думаю, не меньше, чем в России.
Если попробовать описать Швецию одним словом, то это слово будет «креативность». И в Финляндии и в Норвегии такого и близко нет. Возможно, некую аналогию можно провести с Италией, тоже творческая интересная страна.
Выезжаю за город по направлению к городу Гётеборг, вижу уединённую стоянку и принимаю решению здесь поужинать и ночевать прямо в машине. Поужинал. Завел машину — ночью довольно прохладно, и спальный мешок уже не спасает, лег спать. Посреди ночи — стук в окно. Ещё и светят в салон мощным фонарем и что-то говорят по-своему. Наконец, расслышал- «POLIS». Милиция по-нашему. Кто-то бдительный, видимо, донес: дескать стоит авто с заведенным мотором, с непонятными номерами. Паразит...
Проверили паспорт, осмотрели авто, повернулись и уехали. Более я с их полицией не сталкивался.
Гётеборг
Является вторым по величине городом Швеции после Стокгольма. Население 520 тыс.человек, т.е. сопоставим с Новокузнецком (550 тыс. чел.).
Запомнилось, что в городе 2 (две) радиостанции, вещающих только классическую музыку. Притом репертуар и качество вещания подобрано так, что было очень интересно слушать.
Листая туристический буклет о городе, наткнулся на интересную информацию — в городе действуют 5 (пять) клубов для людей с не совсем обычной ориентацией. Теперь понятно, почему в Европе так возбудились о новости о запрете гей-пропаганды в нашей стране.
Осло.
Это столица и самый крупный город Королевства Норве́гия. Осло находится на одной широте с Санкт-Петербургом. Климат города, да и всей Скандинавии, близок к морскому. Лето прохладное, а зима мягкая и снежная. Зимой редко бывают сильные морозы, а летом жара бывает не каждый год.
Показалось неожиданным, как местные скульпторы видят образ женщины в своих произведениях. Если в России девушка с веслом уже хрестоматийный образец скульптурной композиции, то в Норвегии часто можно видеть скульптуру девушки без весла! И без одежды! Притом всей. Безусловно, порадовали таким нетривиальным подходом к искусству.
Покинул Осло, далее мой путь пролегал по основным достопримечательностям страны:
— Preikestolen или «Кафедра проповедника». Это гигантский утёс высотой 604 м над Люсе-фьордом (Lysefjord).
— Хардангервидда (Hardangervidda) —национальный парк состоящий из:
— ледника Хардангерйокулен (Hardangerjøkulen),
— водопада Верингфоссен (Vøringfossen)
— Флом (Flåm) — небольшой городок в оконечности Согнефьорда. Примечателен высокогорной электричкой Фломской железной дороги (Flåmsbana). Время в пути 30 минут «туда», столько же обратно. Стоимость — в районе 3000 руб.
— город Берген (Bergen), приводил в качестве примера выше. Старинный портовый город.
— Водопад — Lottefossen.
К сожалению, мыс Нордкап и северное сияние увидеть не довелось. Не повезло с погодой — за Полярным кругом выпал снег. А у моей машины стояли летние шины. Поэтому не стал рисковать, к тому же появился повод приехать сюда ещё раз.
Вот основные моменты моего путешествия. На самом деле впечатлений гораздо больше и их трудно передать словами. Поэтому, подводя…
…итоги
скажу: как ни странно, самые большие впечатления остались от России. Состояние шока испытываешь дважды: когда покидаешь Россию и когда возвращаешься обратно:
1. Россия для жизни страна некомфортная: за каждое, пусть даже мелкое дело, нужно бороться с полной самоотдачей: будь то проехать перекресток в час пик или прийти на приём к доктору в больницу.
2. Громадные просторы — за 5 дней пути я доехал из Междуреченска в Питер. Швецию я пересек по диагонали за 6 часов. Постарались предки для нас, ничего не скажешь… Если вспомнить, что некоторые правители щедрой рукой ещё подарили Крым, Аляску, да и ту же Финляндию (статья была написана за полгода до присоединения Крыма к РФ).
3. Такого хамства и бескультурья, как в России, вы не увидите нигде и никогда в Европе: обогнать по обочине пробку, выйти в обгон перед закрытым поворотом, писающие на обочине дорог мальчики, выкинутый в окно окурок — обычное дело в России, абсолютно невозможное в Европе. Мы для них — дикие папуасы. Пол-Европы проехал — бровью НИ РАЗУ не повёл — отличные доброжелательные водители без всяких половых и возрастных отличий. На заднем стекле автомобилей нет никаких наклеек — чайников, туфелек, воскл. Знаков, указывающих, что владелец авто может быть неадекватен.
4. Убогие дороги. Имеются участки просто грунтового покрытия. И это я говорю не о дороге на дачу, а о федеральных трассах!
Оказалось, что Кузбасс — неожиданно приятное исключение. Хотя магистраль Новокузнецк— Кемерово уже порядком изношена, тем не менее остаётся примером: это разделение встречных потоков, отличная инфраструктура, неплохое покрытие.
5. Абсолютная запущенность в организации дорожного движения в городах, как результат — высокая аварийность, пробки, нервы... Проблемой никто предметно не занимается, как правило, ограничиваясь установкой знака «40», и модного ныне «лежачего полицейского».
В российские города просто опасно заезжать!
6. Грязища. Нет, не так. ГРЯЗИЩА!!! В Скандинавии я ехал за грузовиками в дождь — никакой грязи! Даже трактора чистые. Дождь, оказывается, — просто вода с неба. За 3 недели пребывания в Европе мне не понадобились услуги автомойки. И, кстати, на дорогах и тротуарах нет луж!!! И в дождь, и после дождя. Видимо, это секретные технологии, недоступные российским ученым, строителям, властям. А может просто поперечный профиль дорог выдержан «дугой» и сделан водоотвод.
7. Безопасность.
Воров, жуликов, коррупционеров и прочих негодяев не отмечено. Это у них. Хотя, думается, никуда они не делись. Тем не менее, ощущение безопасности не покидало меня ни на минуту. Всё-таки лишиться в чужой стране даже части имущества — событие не из приятных. Тем более, что оно, имущество, находится в одном и притом не самом защищённом месте — в автомобиле.
У нас тормозили «господа полицейские» без видимой причине в Тюмени и Ленинск-Кузнецком. В Тюмени предложили пройти тест на наркотики и алкоголь. Отказался; сказал — везите в больницу, к доктору. Интерес тут же пропал. Молча отдали документы. По дорогам много ГИБДД-шных засад, камер — выручал антирадар и СВ радиостанция — дальнобойщики друг друга предупреждают. Антирадар в Европе запрещён, снимал на границе и прятал под обшивку в машине ))).
8. Русские люди любят поговорить. Часто говорят громко. Совсем нередко кричат. Кричат везде: на улице, дома, по ТВ. Кричат все: родители на детей, воспитатели…снова на детей. Ещё могут прям на улице начать лупить … снова детей. Так вот, за 3 недели за границей от таких манер отвыкаешь мгновенно. Происходящие дома вещи просто ошеломляют.
Теперь о Европе:
1. Живут по принципу — никому не мешай и не будет проблем. И этот принцип действительно работает. В потоке машин не слышно громкой музыки усиленной сабвуфером; из парка не доносятся визги и мат со звуком разбитой бутылки;
2. Если нечаянно наступил на ногу европейцу, то он ещё и извинится!
3. После 19 часов не принято звонить друг другу. Даже близким друзьям.
4. После 22 часов города вымирают — все спят. Реально: на улице и дорогах никого нет, как будто население закрылось дома и ждут зомби. На российских дорогах ночь никого не останавливает: на обочинах моргают аварийками фуры, кто-то кого-то таскает на «галстуке»… движение стихает, но не прекращается, ближе к 2 часам ночи.
5. Если посмотришь на другого человека чуть дольше обычного — принято здороваться. Вне зависимости от пола и возраста.
6. Много путешествующих пожилых людей. Притом едут, как правило, вдвоем: муж и жена.
7. Что совсем не понравилось: машина в европейском городе — головная боль для владельца и мощный удар по кошельку. Для примера, чтобы заехать в Стокгольм нужно заплатить порядка 300 руб. — за платные дороги и за парковку — 200 р./час. Просто, оставить машину на обочине нереально. Либо штраф, либо штрафстоянка. Только так и никак иначе. Как говорится, «Ordnung muss sein» (в переводе с немецкого «Должен быть порядок»). Поэтому вся Европа на велосипедах. Практично и для здоровья полезно.
Для российского автомобилиста тут кроется опасность: кроме привычных — пешеходов и трамваев, прибавляются велосипедисты на велосипедных дорожках. В общем, нужно время, чтобы адаптироваться. У меня адаптация вылилась в небольшую неприятность, когда я попытался задавить бегущую лань девушку на переходе. Она на меня посмотрела с таким недоумением и непониманием!!! Именно недоумением — вроде взрослый мужик… До сих пор неудобно. Ей в Россию нельзя — умрёт сразу. Притом на пешеходном переходе.
Для тех, кто хочет повторить нечто подобное пара советов:
1. Было бы идеально застраховать машину по КАСКО с условием действия страховки за границей.
2. Учитывайте, что любая авария на современном авто, как правило, приводит к его обездвиживанию. Что с ним делать в этом случае в «медвежем углу» за рубежом, лучше подумать заранее.
3. Не доверяйтесь на 100 % навигатору. Он может сыграть злую шутку, как это было со мной. Изучите маршрут по карте. В памяти всё равно отложатся ключевые названия, позволяющие вовремя среагировать на уход с маршрута.
4. Самое важное — документы и деньги. При их утере приключения переходят на новый уровень.
5. Приобретите смартфон: он должен содержать Skype, программу навигации и оффлайн переводчик. Жизнь здорово упростится.
6. Самая большая опасность на дороге — вы сами. Сон за рулём здоровья ещё никому не добавил. Обгонять перед встречкой, полагая, что он подвинется — большего идиотизма трудно представить. Подумайте, возможно, водитель на встречке набирает СМС!
Если всё-таки попали в такую дикую ситуацию, то наверняка решите свернуть на обочину встречной полосы. Знайте, водитель «встречки» решит так же! Доставать ваши трупы из разорванных авто будет непросто. Возвращайтесь на свою полосу, даже если придётся столкнуться с попутным автомобилем.
Примеры можно посмотреть на ресурсе «Чрезвычайное происшествие», там их навалом.
и вот к какому выводу я пришёл: современный транспорт здорово сжимает расстояние.
ЗЕМЛЯ — не такая уж и крупная планета :))).
Видео https://www.youtube.com/channel/UCydyHssAI8eA6OSXETer9rA/videos
Съемки: фотоаппарат Canon EOS-60D и Tamron AF 17-50mm 2.8 XR Di II SP