|
Здравствуйте! Меня зовут Андрей. Хочу поделиться впечатлениями от поездки в Абхазию с семьей на неделю. Это моя вторая поездка на авто в Абхазию, предыдущая была 3 года назад на ВАЗ-2120.
22.08.2014.
Выезд около 8:00. Первые 200 км по Московской области и по трассе М-4 преодолеваются со средней скоростью 50 км/ч. Почти на всем протяжении М-4 имеет по две полосы и отличное состояние. Предыдущая поездка осенью в Краснодар закончилась пятью письмами счастья по 1000 руб., и четыре по 500 руб., все в районе 503-507 км М-4. Поэтому в этот раз ехал спокойно в основном на круизе со скоростью разрешенная +19 км/ч. На трассе несколько платных участков стоимостью от 30 руб. до 100 руб., на все ушло около 280 руб.
Несколько участков еще строятся, и есть участки по одной полосе. Из-за этого и туда и обратно были пробки около 7км ( в районе Лосево). Как бы то ни было, около 2 ночи мы в Тимашевске Краснодарского края, где отдыхаем у родных и на следующий день около 19:00 выезжаем в сторону Абхазии (КПП хотели проехать ночью из-за слухов об очередях).
23.08.2014.
Так как мы не спешим, решили не объезжать Краснодар, а проехать сквозь. На Красной останавливаемся прогуляться. Время около 22:00, улица центральная, суббота, но все равно поражает количество гуляющих с детьми, без или на велосипедах :).
Каскад танцующих фонтанов возле кинотеатра Аврора
Вдоль улицы достаточно много достопримечательностей.
Памятник Екатерине и Александровская арка:
24.08.2014. Краснодар—Горячий ключ—Джубга—Туапсе—Сочи—Адлер—Новый Афон.
Ночью достаточно быстро проходим развилку перед Джубгой, там полным ходом идет строительство развязки. Сочи проезжаем по объездной, мы там были ранее. На объездной появились новые тоннели, хотя олимпиада уже прошла, но они еще не полностью доделаны, для движения открыта одна полоса. В Адлере проезжаем мимо новых вокзалов РЖД и Олимпийских объектов.
Навигатор я не обновил и еду интуитивно по указателям. Таможня. Время около 6:00. Выезжаю к старому КПП, иду узнать как и что. Оказывается, старый КПП работает только для пешеходов, а на машине надо ехать на новый, который где-то чуть южнее. С третьего круга попадаю на правильное направление, предварительно, на всякий случай, заправившись по горлышко. Когда подъехали на КПП, там уже были пара автобусов с экскурсиями. Т.к. пасажиры проходят контроль отдельно и обычно дольше, лучше сразу пассажиров отправить проходить контроль, как только встаем в конец очереди. На таможне все достаточно быстро и просто: открыл все двери, окинули все взглядом, оружие есть? Подходим к окошку с паспортом, выдают талончик, талончик отдаем фсбэшнику, дожидаемся пассажиров и двигаем на абхазский КПП. Там еще проще, пассажиров не высаживаем, подходим к окошку, предъявляем паспорт и ПТС — пара секунд и все. Три года назад были какие-то страховые платежи и регистрастрация авто, теперь все бесплатно. В итоге все прохождение около 45 минут и около 8:00 мы уже в Новом Афоне. Почему там?
В целом Абхазию мы посещаем впервую очередь ради красивой природы, в какой-то степени не тронутой, сервис для меня вторичен. Три года назад мы останавливались в Гаграх в частном секторе, тогда ездили на Рицу, в Новый Афон. Заприметили там палаточные лагеря. В прошлый раз не понравилось питание в Гаграх в общепите, питались чаще в частном секторе или в домашних кафе, а в Афоне понравилось кафе «Волна». Туда и двинули. В «Волну». Прежде чем отправиться на море, решили прогуляться. В монастыре мы были, некоторые даже не один раз, правда, там идет ремонт, и все меняется. Пещеру тоже посещали по два-четыре раза (хотя новых вагонов этого года не видели). Пошли к келье Симона Канонита. Сразу за тоннелем стоянка, молодой человек собирает по сто рублей на время экскурсии, чтоб лучше стоялось.
Проходим через перрон, еще более разрушенный и заросший, чем три года назад .
За проход к келье берется плата 100 р., дети до 12 бесплатно. Тропа около 600 метров идет вдоль реки Псырдзха.
Здесь реально укрыться от полуденной жары.
Выше еще один рукотворный водопад, построенный монахами 110 лет назад для миниГЭС.
А метров через тридцать речка совсем исчезает. Выше только русло с вывороченными камнями.
Дальше подъем к самой келье.
Далее на пляж. Изначально планировали там же поставить палатку. Возле отделения милиции, в котором на втором этаже выбиты стекла, получается уже двадцать один год, разбит палаточный городок. Расценки: 100 р. за машину, 50 р. за человека. Собирает кто-то из милиции. Но потом решили, что палатка нас здесь свяжет. Море было теплое и чистое. Вечером еще хотели попасть в крепость Анакопия, 350 метров над уровнем моря. Метров двести можно подняться на машине, остальное ножками, но мы приехали к 19:30, а башня закрывается в 20:00, поэтому подъем отложен на завтра.
Проехались по Афону, купили фруктов. Это еще одно общественное здание с выбитыми окнами.
А затем мы махнули в Гагры.
На ночь опять вернулись в Афон, переночевали в машине, и после утреннего купания — крепость Анакопия.
25.08.2014.
После легкого завтрака заезжаем на Иверскую гору ко входу на экскурсию по крепости. На входе небольшая парковка. Стоянка 100 р., вход 100 р., дети до 12 бесплатно.
Первая башня. Идут какие-то работы, больше похожие на разбор, когда я сказал , что тоже хочу дачу из такого кирпича, ответили что идет разбор завалов.
Вид на Ново-Афонский монастырь.
Сама башня подверглась реставрации. Там где камень заменен — он больше похож на пеноблоки, поэтому башня смахивает на новодел.
Мы не ожидали, что наверху есть колодец. Пили долго и не один раз.
После спуска отправились опять в «Волну» и выпили по три чая. И отправляемся на пляж.
Вечером решили уехать на Рицу. Ограбили банкомат, или он нас. Выдает за раз не более 3 т. Р. и берет за это 100 р. Банкомат В Новом Афоне один, в помещении входа в пещеру, на втором этаже.
Въезд в заповедник 350 р. с человека и 100 р. дети до 12, машина 20 р. На Рицу приехали, уже стемнело. Туристический лагерь раньше находился на севере озера справа от дороги, сейчас указатели вывели нас практически к пляжу. Там стояла пара палаток с машинами Патриот и Старекс, и в сторонке кучка палаток с туристической группой молодежи.
26.08.14.
Утром они снялись и пошли дальше. А мы отправились в кафе в южной части Рицы, т.к. на месте кафе больше не было, в турлагере предлагалось только вино…
В южной части находится несколько кафе на берегу и на склоне горы. Цены несколько выше , чем в Афоне или Гаграх, примерно раза в полтора. Внизу предлагают больше выпить, если подняться выше — больше еды и, может, чуть дешевле. Позавтракав, отправляемся обратно в лагерь.
Место для палаток и пикника находится на территории какой-то разрушенной базы отдыха, кто говорит, хозпостроек. На территории два туалета типа сортир в плачевном состоянии. Днем на пляж и пикник привозят довольно много отдыхающих, соответственно, развалины частично используются по сопутствующему назначению. А когда-то это было довольно обустроенное место, судя по дорожкам, остаткам фундаментов и фонтанов.
Попался вот такой постер из журнала «Огонек» за 1948 г. Он гласит:
«… открыта первокласная гостиница Главкурортторга. К услугам отдыхающих уютные комнаты, ресторан, кафе, такси и автобусы, катера для прогулок по озеру. На озере Рица, а также в Гагре, Сухуми, Мюссере открыты пансионаты для отдыхающих, которые приезжают на своих автомашинах. Пансионаты обеспечивают жильем, питанием, гаражом для автомашин и уходом за ними». Вот так. Но имхо, дача Сталина строилась в 1947 г., а здесь была по всей видимости кухня и прочее обеспечение, а скрывалось под вывеской гостиницы Главкурортторга.
На пляже нелучшая часть Рицы отгорожена буйками, предлагаются лежаки, кроме того местные командиры требуют плавать только в жилетах. Мы же перешли речку и отправились подальше с удочкой и со своими ковриками. Успели по разу окунуться, вода в этот раз была очень теплая для Рицы, около 22 гр., и немного поудить рыбу, правда, без результата. Явился один из местных командиров и стал предъявлять претензии, что вслед за нами сюда сейчас припрутся 250 отдыхающих. Не буду пересказывать всю перепалку, угрозы и понты, короче, мы решили уехать.
Прежде чем уехать с Рицы, заехали на экскурсию на дачу Сталина. Дача особого впечатления не произвела. Заинтересовал дизайн фонтанов, похожий был в турлагере, а так же везде в моем авто. Что это означает — не нашел.
По пути на и с Рицы.
Двигаясь вдоль Бзыпи, увидели катамаран и обогнав его, остановились понаблюдать прохождение им небольших порогов. Сами никогда не сплавлялись и не планировали, но было интересно.
После Рицы мы хотели опять ограбить банкомат, на этот раз в Гаграх, поужинать и уехать еще выше Рицы в горы, в туристический лагерь Ауадхара. Банкомат нашли довольно быстро, в помещении аптеки возле «Столовой № 1», там же рядом поужинали в кафе. Заправились на «Роснефть». Пока запасались продуктами, ехать на Ауадхару стало поздно. Когда ехали на Рицу, видели пару кемпингов, там и решили остановиться на ночь. Примерно на 3 км Рицынского шоссе нашли Рафт-кемпинг. Оказалось довольно таки милое место. Место под палатки, горячий душ, туалет, стоянка, за все 100 р. с человека. Хозяин — Борис, занимается также рафтингом, организацией экскурсий в горы, арендой авто, продажей авто из Японии. На будущий сезон строится баня и небольшие 2-этажные домики на 6 человек.
27.08.2014.
На утро мы планировали поездку на перевал Чха и в Долину Семи озер. Но приехало три человека на сплав, еще как минимум двух не хватало. Было предложено нам, это не входило в наши планы, и мы с радостью согласились. Жаль, фотик не взяли с собой. Сплав длился 2 часа, острых моментов, правда, было маловато, самая частая команда была «Отдыхаем, сушим, загораем». Приглашали сплавиться весной, этот же маршрут проходится за 40 минут. Сплав стоил 500 р. с человека.
Место для палаток и отдыха. Вода родниковая. Мы там остались на оставшиеся три дня.
Рафт-кемпинг и окрестности утром после дождя.
Солнце выходит из-за горы около 10 утра.
После сплава, перекусив в кафе «Охотник» по пути на Рицу, мы все же поехали на перевал Чха. Снова оплачиваем экологический сбор. После Рицы дорога идет равномерно вверх. До развилки на Ауадхара и перевал Чха дорога имеет остатки асфальта, до Ауадхары проезжают даже очень большие пузотерки, правда, на некоторых участках очень медленно. Дорога идет вдоль русла реки Лашпсы, много небольших водопадов и полян, окруженных вековыми елями.
После развилки дорога на Чха и Псу грунтово-каменная, по пути попадались только уазики, одна нива и чероки. В принципе, подъемы, которые встречаются, камни оставляют возможность проезда только для полноприводных авто.
На въезде и на перевале стоит вот такая табличка. Поэтому в случае относительно глубокого проникновения стоит общаться с местными и оставлять деньги за какие-то услуги и, может, возить с собой кого-нибудь для чрезмерного употребления местных угощений.
После перевала Пыва встречается вот такой спуск-подъем. Вначале у меня возникли сомнения, но после чероки и его водителя, который сказал, чтоб я дальше не ехал, т.к. там дорога плохая, все сомнения пропали.
Достигли перевала Чха. Виды там изумительные. На перевале есть кафе, мы не заходили, так как приезжать сюда надо было значительно раньше, а может даже не на один день.
На склоне дорога на Псу на вид очень даже приличная, дальше, в долине, говорят, самые проблемные места при переезде вброд речки. Но все равно хочется в следующий раз туда доехать.
Аренда лошади стоит 1000 р.
На нас несколько косо поглядывали.
Среди уазиков наша Деля.
Говорят, зимой здесь до 5 м снега, а на майские до метра. По весне хозяин кафе заказывает бульдозер, который чистит всю дорогу до Чха, недалеко можно поставить палатки всего за 100 р. за каждую.
Весь пешеходный маршрут по долине Семи озер до 11 км и 6 часов, а до захода оставалось чуть больше часа. Поэтому мы решили забраться хоть куда-нибудь.
Пройдя с 1 км, наметили себе забраться до вот этой каменистой вершины, а долина Семи озер находится за следующей, более высокой.
Вершину взяли. На ней, кстати, черника растет.
Одно озеро мы все же увидели. Ловим закат и двигаемся обратно, гораздо быстрее, чем сюда.
Внизу пастуший балаган.
Достаточно быстро темнеет, была мысль остаться ночевать в машине здесь, палатка осталась в кемпинге. Но решили возвращаться, т.к. на завтра в планах было Сухуми.
Это не картинка двоится, это реальные горы!
28.08.2014.
Сегодня третий день празднования независимости, банки по-прежнему не работают, как и единственный банкомат, который нам подсказали. Делаем пеший кружок по центральному кварталу и рабочий банкомат. Стандартные процедуры по сто рублей и двигаемся дальше. Бывшее здание Совмина — очередная заброшка.
Направляемся в ботанический сад, стандартная расценка 100 р. с взрослого, дети до 12 бесплатно.
Сад в радиусе метров 300-400 от входа достаточно ухожен.
Единственное действительно тенистое место среди серебристого бамбука,
на родине растет до 60 см за ночь и использовался для пыток, здесь растет только до 20 см.
Этой липе этак 200-300лет, она была здесь еще до основания сада.
После сада, решили прокатиться по городу и пройтись по набережной.
На набережной как в старые времена.
Рвем когти обратно в Афон, покушать и на пляж.
29.08.2014.
Сегодня последний день в Абхазии, посвящаем его полностью морю, опять же в Новом Афоне.
Ближе к вечеру собираем палатку в Рафт-кемпинге. Выдвигаемся домой. Предыдущие дни были праздники, и местное ГАИ видел только на посту, а сегодня первый рабочий день. Проехав по правилам знак ограничения скорости 30 км/ч, чуть прибавил скорость и вот превышение на 38 км/ч. По местным правилам штраф 3000-6000 рублей и отъем прав до вынесения решения, договорились на 2000 р. На границу приехали, когда уже стемнело, ожидали большие очереди, последние дни августа все же. Но очередь небольшая. Встаем в очередь, пассажиры уходят сразу проходить паспортный контроль, и через 25 минут я их подхватываю на выходе.
В районе Горячего Ключа немного отдыхаем и утром мы в Тимашевске.
30.08.2014.
Отдыхаем, загораем, чистим машину, опять отдыхаем.
31.08.2014.
В 8:00 старт в Москву. Спустя 17 часов мы дома.
Пройдено 4330км, средний расход 10,6 л на 100 км, средняя скорость передвижения 85 км/ч.
Потрачено:
15000 на бензин,
15000 на еду,
5000 на экскурсии,
15000 на прочие покупки.
2000, 500 штрафы (пришло письмо счастья из Воронежской области).
Утром в школу.