|
03.08.2012 г.
Планы: на двух автомобилях проехать по России. В Новосибирске соберем детей: дочь с мужем и сына с невестой. И начнем путешествие: из Западной Сибири до Черного моря, п. Новомихайловское. Загорим, накупаемся и назад. Для нас путешествие начинается из Восточной Сибири, впереди до Новосибирска 1 600 км. Начался наш отпуск! Мы собирались заранее, поэтому, как только в пятницу закончили работу, сразу же стали окончательно собираться. Главное, сдать в надежные бабушкины руки кота Степана.
До этого путешествия в предыдущие годы были на Байкале, на озере Шира в Хакасии, в северном Казахстане, на Алтае. За год до поездки сменили Toyota Premio на Toyota RAV4 2011г. Автомобиль оказался настолько удобным и надежным, что за год эксплуатации накатали более 40 000 км.
Выехали из Братска в 22:00. Нам хотелось скорее к детям. Ночью, в час попали в дождь. Ливень был…! Сказать, как из ведра — маловато, ощущение — бьет из пожарного брандсбойта прямо в лобовое стекло. Не видно ничего в двух метрах. Влад не останавливался — медленно пробирался. Это очень стрессово. Но свернуть некуда, а останавливаться еще более опасно на обочине. Постепенно мы выбрались из дождя, остановились около придорожного кафе за 300 км от Братска — свалились поспать. Следующая остановка в Мариинске, побродили в центре города: были приятно удивлены старинными зданиями, сфотографировались у памятника картошке.
Горящие торфяники под Красноярском.
Продается недвижимость на выезде из Ачинска.
Исторические здания Мариинска.
04. 08. 12
Мы в Новосибирске, приехали в 11 вечера. Дети ждали. Поехали все на дачу — поспать. Утром отправляемся на море.
05. 08. 12
10:30 местное. Встали в 8:00, поели, выехали в 9:00. Фото на память:
Солнечно, едем на Омск. По пути есть смешные вывески: «Кабинетные Секты». Кругом желтые поля, большое небо, зеленые острова берез, красиво:
Андрей включил музыку : «Течет река Волга» в исп. Зыкиной и ансамбля «Любе». Удивительно красиво! Вместе восхитились голосом Зыкиной. От Новосиба отъехали на 420 км. 15:00 местного. Проголодались. Решили перекусить на ходу: съесть бабушкины пироги…, еще бы шесть ртов. Жарко. Ветер суховей. И воздух уже настаивается травами. По-прежнему поля с островами берез, ровная местность.
До Омска 246 км. Экипировались по полной: установили анти-радар вдобавок к навигатору и видеорегистратору. Помимо ртов у них (молодежи) есть еще и мозги, что радует. Цена одного литра А 92 — 25 руб. , 60 к.
Оказывается, из окна автомобиля Россия вдоль федеральной трассы быстро надоедает. Решили почитать вслух. Надо воспользоваться ситуацией и предложить послушать Распутина: «Уроки французского». Оказалось, особая прелесть в этом совместном чтении: вместе в маленьком пространстве переживать эмоции: жалости, грусти… После этого уже не хочется чем-то пустым заполнять пространство внутри машины.
15:31 въехали в Омскую область. Поля, поля, поля… бескрайние. На трассе — фуры, на полях — стада коров. Просто огромное стадо. Очень гармонично: бескрайнее поле, огромное стадо. Мы по трассе пытаемся ускориться, радар сдерживает нас, хотя мы едем в среднем 100 км/ч. За 70 км до Омска на перекрестке появились кольца. Игорь отметил: «У них на каждом перекрестке принято ставить кольца». Владислав добавил: «Хорошо, что только кольца, а не русские версты». Переговариваемся по рации. В 17:00 проехали по мосту через реку Иртыш. Не очень широкий, не очень прозрачный. Пронеслись мимо указателя на Челябинск и промахнулись. Друг навигатор — показал : «Напрасно не смотрите на меня», — и показывает налево. Километров 5 мы промахнулись. Н-даа…, надо все-таки доверять технике. Наше направление — Тюмень. Справа новостройка, краны: поля понемногу засевают домами, это хорошо.
В 17:48 решили попутно заехать в магазин, купить на ужин продуктов. Придумали меню. Накупили еды. Мужчины разбирались с маршрутом, женщины запасались едой. Бензин: 25 руб., 50 к. Выбрали тюменское направление, чтобы не въезжать в Казахстан. Едем на Ишим. До него — 350 км. Если ехать по знакам на Челябинск, то упремся в Казахстан. Мы там уже были и знаем, с чем можно столкнуться.
Кстати, Омск основали в 1816 г. По дороге в Ишим встретилось село под названием Красный пахарь. Поля зеленые, заросшие, похоже, красные пахари перевелись раньше. Навигатор указывает, что рядом озеро Ик, но из окна не видно.
Проехали стелу «Крутинка». Это точно: крутанулись по кругу. Сбоку длинный и низкий HOTEL, желтый с синей крышей, а все равно похож на бывший свинарник. Деревня Гуляй поле: в поле никого. За 30 км до Ишима неожиданная пробка. Дорога узкая, без разметки, требует ремонта. Интересно, почему пробка? Ремонт, ГАИ…? Оказалось, ремонт дороги, контролируется переносным светофором. А у нас мужик с палкой. О, встречная пробка, 5 км длиной не меньше. Едем вдоль фур…, которых скопилось…, не видно хвоста. Впечатляет! Село Равнец, вдоль разбитый хлев, Андрей комментирует: село Гавнец. Второе название, похоже, более точное.
22:34. Мы устали, до Ишима 20 км. Приехали в 23:00, нашли место на стоянке — 60 руб. За машинами разбили палатки, этим удивили дальнобойщика — заинтересовался быстроразборными палатками:
Закипитили чай, сварили сосисок. Молодежь в палатке, мы в машине. Темно, на стоянке шумно, вокруг собаки. Ночью запахи острее. Оказалось, спать легли рядом с туалетом. Первый день закончился. Прошли 1 030 км.
06. 08. 2012 г.
Встали в 6:30. Удивительно, как быстро человек адаптируется: все быстро, можно сказать, ловко (как будто мы потомственные оленеводы в тундре) собрали спальные места. И что значит цивилизованные люди: все стали чистить зубы. Глядя на всех — пришлось почистить тоже. Вскипятили чаю, разогрели сосиски, настроение у всех бодрое:
Направление — Курган. Через 8 км вдоль трассы вдруг пошли озера: Керченское, Терехинское, Сетово, Беленькая, Крошино, Сливалово. И поля, поля….
Для таких путешественников, как мы (ботаников), желательно все-таки таблички с указателями, что растет. Похоже, мы въехали в Озерный край. Называется: Бердюжий р-он. Красота, среди желтых полей — голубые блюдца озер:
Есть и грустное: на дороге лежала сбитая машиной лиса. Опять озера, справа — Горькое, слева — Черемуховое. Почти сразу кончилась трасса. Ехали 13 км по гравийке. Зато окончательно проснулись. На скорости 20 км дотянули до Бердюжьего (после такой дороги Андрюша съязвил: «Пердюжье»). Направо поедешь — Ханты-Мансийск. Прямо — Бердюжье. Налево — Курган. Нам туда. До него 230 км.
9:35 — въехали в Курганскую область. Поля стали превращаться в степи. Исчезли хвойные деревья. Появились березовые рощи. 11:23, до Кургана 50 км. Озер много и ни одного холма. Плато:
Вдали едет машина, ее хорошо видно. Название сел: Пичугино, Барашково. Неожиданно выскочили из бесконечных полей в сосновый лес. Как дома, в Сибири. К Кургану подъехали и впрямь как на курган: взобрались по кольцу наверх и… Курган остался справа. А мы остались без обеда. Когда разогнались — остановиться сложно. Едем на Челябинск, 250 км. Но автомобильные боги сказали: «Остановиться». Первая поломка: сгорела лампочка в фаре в машине у Игоря:
Женщины отдохнули, мужчины оценили техническую проблему. Решили доехать до ближайшего магазина. Жара +27. Остановились у гостиничного комплекса: в Сибирь — Сибирские ворота, на Урал — Зауральский тракт. Зауральский тракт сделан стилизованно:
мельница, башни, колокольня, а в сибирских воротах бизнес-ланч 120 руб. Но мы обошлись яблоками и орехами. Поломка устранена. 13:15, направление на Челябинск. 15:50, въехали в Шумихинский р-он. Вдоль трассы продают яблоки, сливы. Рядом плодосовхоз. Узнали от женщин, что это им вместо зарплаты дают. Набрали себе всего. Заехали в село Медвецкое. Нашли воды, помыли, повосторгались настоящему вкусу слив, аромату яблок. 15:18 — продолжаем двигаться на Челябинск. До него 100 км. Пошел мелкий дождь. А нам то что…
До Челябинска 30 км. В машине запах сероводорода. Справа озеро. Это от него. О, стоит фура, а за ней дальнобойщик отжимается прямо на земле. Уважуха, как говорит молодежь. Пролетаем мимо Челябинска. Направление на Троицк — 153 км, Уфу — 450 км. Проезжаем озеро Курлады — самое большое из всех, которые видели вдоль трассы, красиво. На самом деле, дорога от Кургана до Челябинска скучновата, мы успели и подремать и почитать. 16:40-18:43, за 250 км до Уфы, не выдержали. Решили сделать привал. В лесу нашли удачное местечко, вдоль трассы лавочки и скамейки. Убрали мусор, стало совсем уютно:
Сделали омлет с салатом. Сварили на ужин макароны с тушенкой, больше часа ушло на отдых. Но каков эффект! Бодры и энергичны:
18:43, двинулись в направление Уфы. По пути заехали на заправку, были удивлены сервисом. Большие салфетки для протирки окон, туалет сделан из металла, очень чистый. Неужели началась Европа? Местность красивая. Появились небольшие холмы, леса. Пожалуй, это самые красивые виды по трассе:
Проехали Миасс и речку Миасс. Она мелкая и болотистая. А на заправке увидели указатель: недалеко музей режиссера С. Герасимова. Проезжаем озеро Песочное, красиво, в обрамлении соснового леса, очень живописно. 20:51 — пробираемся через уральские горы. Местами тянемся, т. к. серпантин и много фур. К тому же вывеска: «Внимание на территории находится больница психически больных». О, слева перевернутая фура, завалилась в обрыв. А вот еще одна, загорелась, вокруг валяются ящики. Да, красота — это страшная сила. 21:30 — мы выдохлись от этого серпантина. Захотели цивилизации: душа и постели. Слева гостиничный комплекс «Зюраткуль», стилизован под замок:
350 руб. за постель, 100 — душ, 80 руб. — машина. Заплатили за цивилизацию за сутки за четверых 1 200 руб. Вполне. У молодежи продолжается романтика, сегодня они спят в машине. Мы сходили в душ, сменили одежду, захотелось музыки и зрелищ, даже не сразу спать легли.
07.08.2012 г.
Встали в 5 утра, собирались полтора часа. Мнения разошлись, кто считает долго, кто нормально. Шесть человек все же: туалет, сборы вещей, завтрак. За второй день прошли 760 км. Дороги расплавились, получились большие колеи. Третий день путешествия, находимся в районе 160 км от Уфы. Спускаемся по серпантину вниз, утро теплое, но пасмурное. Включили песни Трофима под настроение. Вчерашние бескрайние поля остались позади. Любуемся уральскими горами, красиво:
Проезжаем сувенирную лавку. Продают самовары и самогонные аппараты. Все-таки на Урале испокон были мастеровые. Река Сирьга — почти Серьга. Живописно. Река Юрюзань. Горная. Проехали по мосту, просто промчались, не успеваем сфотографировать. Проезжаем малый Бердяж, горная река Катав. На берегу много палаток, на обратном пути остановимся здесь точно. Местность не только красивая, но, похоже, и экологически чистая. Проезжаем санаторий, горнолыжный курорт. Вдоль трассы строится большой гостиничный комплекс. Снова проезжаем горнолыжный центр Аджи… Город Аша, большая стела, снова сувенирные лавки, шашлыки. Слева село Балтика. А справа начались поля:
Проезжаем стадо коричневых коров, все коричневые — родственники они, что ли, все… 10:28 — спустились с уральских гор, и сразу поля. Удивились, уже убраны и перепаханы. Забавно: вдоль трассы щит: «Рулонные газоны». Появилось направление на Самару, до нее 450 км. «Хейерлеюл!» — сказали нам башкиры (на стеле «Счастливого пути!»). Напротив — просто гигантские поля подсолнухов.
А в середине — установка, качает нефть, а может подсолнечное масло? Населенный пункт Юрмаш. Крыша на одном из домов покрашена как российский флаг. Справа увидели серую дымку. Большой и загазованный жилой массив. Судя по протяженности, в Юрмаши все в заводах, в газах. А у подножья Юрмаша — сплошные дачи. До Самары 350 км. Вдоль трассы идет пеший турист: огромный рюкзак, обвешан чем-то…, более гармонично он смотрелся бы в горах, чем на трассе. Вдоль трассы тянутся подсолнуховые поля. Чишминский район — самая красивая стела. Наверху статуя мужчины и женщины в национальных костюмах. Впереди машина, на стекле надпись: «Кто куда, а мы на Черное море!». Улыбка. Мы тоже. Чувствуем себя отлично. Сегодня решили проехать максимально. 1000 км за день. Трасса отличная. Если бы не радар, разгонялись бы до 130 -140 км/ч. Въезжаем в Буздякский р-он — все догадались, как сказал Андрюша? Вдоль трассы качалки для нефти. Прямо среди леса качают нефть. Интересно, сколько стоит тогда бензин? Ого, 26 руб. 75 коп., а думали будет дешевле. И везде продается мед, из машины видно, какой он янтарный. Слева ветряные станции. Необычно. Влад говорит, что от этой красоты гибнут пчелы и птицы. Справа комбайны, убирают поля. Картинка, как из школьного учебника. Фразы в машине: «У писаки исписался карандаш», ремарка Андрея: «У карандаша исписалась писака».
Башкирия не очень лесная, но природа красивая. Кандры. Город? Щит вдоль трассы — Кандры — Кутой, Кандра — Котой. Ни щит, а словарь башкирского языка. Проезжаем Природный парк Кандрыкуль, посреди озера зеленый остров:
Новосуколово — голову в ж… просунолово — перевод с башкирского Андрея. 12:27 закончился Башкортостан, начался Татарстан. От Братска 3 815 км. Первое, что встречаем на пути — деревня Александровка. Старый стадион превратили в пруд, вокруг целые стада гусей. На тренировки, видимо, идут… В 12:54 закончился Татарстан. На выезде вдоль трассы мед. 0,5 л — 500 руб. 13:36, по трассе слева — деревня Васильевка. Решили заехать — купить продуктов. Магазин в здании почты. Внутри 30 лет не было ремонта, амбарный замок. Ушла на обед… Навсегда. Избы обмазаны глиной. Нищита и грязь поразили, но зато мы строим Сочи. Через 2 км — установки, перекачивающие нефть. Страна парадоксов по имени Россия. 13:56 — началась Самарская область, поля зеленые, коричневые и желтые, много меда продают. 15:08 — бесконечная Самарская область, +31 гр, до сих пор не нашли еды. Справа по трассе яблоневая плантация. Яблони невысокие. А яблоки розовые с белыми боками. В Башкортостане видели, как сено убраноя в круглые валы, а в Самарской — в прямоугольные. О! Ехали, ехали и приехали: Красноярский р-он!:
До Самары 60 км. Река Хорошенькая… Такая хорошенькая, что вообще не видно, спряталась от смущения или высохла от жары. А вот и село Хорошенькое налево, направо — Кривое озеро. Даа, конкуренция везде, даже в названиях. 16:10 — направление Ульяновск, Тольятти. Родина В. И. Ленина. Самара осталась позади. Въехали в поселок Светлое поле. Купили еды. Название красивое, а поселок неухоженный. Так много солнца и тепла, а цветов нет. Пыль и мусор.
Еще километров 50, чтоб найти место для отдыха. Нашли беседку у кафе. По трассе мало кафе, в которое хочется заехать. Есть хочется всем и основательно. Мы теперь стали совсем быстрые и организованные. Газовая печка, кипятим чай, готовим бутеры, сели, туалет и дальше. Но когда долго едешь, эти короткие остановки дают особое удовольствие от отдыха. Впереди Тольятти, неожиданный сюрприз, оказалось, местное время не 18:12, а 16:12, значит, можем ехать еще часа 4. Мы уже проехали 730 км. Хочется выполнить свою норму 1 000 км.
Въезд в Тольятти. Еще сюрприз — пробка. Досада. Но в том и прелесть автомобильных путешествий. Км 500 ты управляешь, а последние 100 тобой управляют: обстоятельства или еще что-нибудь. В этом есть определенный смысл. Умей преодолевать и умей ждать. Папа продемонстрировал отличную эрудицию относительно названия Тольятти, история про итальянца. За 25 мин проехали 600 метров. Гипотеза: до города 34 мин., посмотрим. Обсудили, чем заниматься в пробках, решили, что лучше слушать аудиокниги, учить слова. А Света просто стала выщипывать брови, себе, конечно. Судя по национальности, решила сделать из одной две. Папа достал бинокль, но это мало помогает продвижению в пробке. Через 15 мин поехали. Простояли 40 мин в пробке. Терпимо, учитывая, что час пик. Сфотографировать нечего. Проезжаем окраины, издалека видно Куйбышевское водохранилище. Проехали по мосту Жигулевской ГЭС, это дочка по отношению к Братской ГЭС, но величественно:
ГЭСы — это памятники человечеству, неизменно удивляешься мощи, техническому прогрессу. Направление Саратов, до него 322 км. Пока мужчины выясняли маршрут, удалось залезть в подсолнуховое поле и пофотографироваться:
Опять подсолнуховые поля. Солнце уже садится, подсвечивает подсолнухи, они стали солнечными, а поле ярко-желтое. До Москвы 700 км. Появилось направление: «Волгоград», — Черное море приближается! Справа объезжаем Сызрань. Окраина города либо промышленная, либо коттеджная. Судя по коттеджам, в Сызрани достаточно богатых людей. И сразу открываются нефтяные хранилища. Взаимосвязь видна. В воздухе запах, похоже на битум, или так пахнут доллары? Позади Сызрань. Впереди мировые запасы плодородной земли. Вспаханные поля — земля просто черная. Трасса ровная, исчезли куда-то фуры. Мы просто едем и едем…
Не знаем, где сегодня будем ночевать. Сейчас 19:00, через 1:25 мин заход солнца. Мы прошли 760 км. Едем по Саратовской области. Справа Саратовское водохранилище. 20:04 — солнце садится:
Едем вдоль Волгоградского водохранилища. 20:28 доехали до Широких Буераков, где планировали ночевать. Едем дальше. Пробка. К технической оснащенности нашей машины добавляется бинокль. Удобно. Особенно, когда не знаешь, из-за чего стоят, бинокль сохраняет терпение. За 170 км от Саратова авария: перевернулась огромная фура. Скопилось большое количество машин в обе стороны. Сначала ждали, а потом Влад узнал, что произошло, и решил не останавливаться. Ехать по объездной, вдоль поля, видимость нулевая, густое облако пыли, пробираемся:
21:00, выбрались на трассу, путь на Саратов. Уже темно. Как важно, даже в неконтролируемой обстановке не плыть по течению, а использовать все варианты и оправданный риск. Проехали 5-6 гостиниц, в основном — постоялый двор начала века. Ночью еще и небезопасно. И это европейская часть России! Но не сдались — в 1:20 ночи по направлению Волгоград, нашли гостиницу, 2 500 руб.. за семь мест. Глуховатая хозяйка атаковала предложениями. Максимально все просто и относительно дешево. Свалились спать.
08.08.2012 г.
Проснулись в семь утра, валялись до восьми, заслужили, проехали вчера 1 230 км. Утром поспорили, варим сами или едим в кафе. После бурных дебатов пришли к единому мнению — едим в кафе. Так как впереди — степь, жара. И не разочаровались — порции большие, еда вкусная, по-домашнему, туалет вместительный (ремарка Андрея). Даже заказали с собой блинчики. Кафе можно было бы назвать «Ласточкино гнедо», ласточки свили гнездо прямо на террасе:
Выехали в 9:30, до Волгограда 230 км. В планах сегодня доехать до Черного моря (забегаю вперед, доехали только утром). Началась степь, жара +31, тени ни кружочка:
Мы поняли, что самое лучшее — это кондиционер в машине. На четвертый день пути мужчины стали не управляемы, не слушают предложений, желают слушать песни Г. Лепса. Ремарка Влада в машине: «Дети — это Волгоградская область, скоро появятся немецкие танки. Но мы всех победим». И они появились! Колонна нашей военной техники навстречу нам по трассе:
Вдоль трассы купили дыню, 20 руб./кг. Решаем, что на обратном пути покупаем дыню в Сибирь, и заедем в Волгоград посмотреть Родину-Мать. Степь, жара, саванна какая-то. Не хватает жирафов и баобабов (ремарка Светы).
10:34 за бортом +36. По трассе продают дыни и арбузы, они навалены горами. По пути авария — перевернулась легковая. 11:11 — въехали в Камышин, панорама как и везде. Спальные районы, трубы. О, ошибочка, два высотных здания, стройка, краны, это радует! Радар работает в Волгоградской области как счетчик Гейгера в Хиросиме или на Чернобыле, выцепляет все спрятанные камеры. Выручает.
Едем, вдоль трассы посреди степи поселок под названием: «Как здесь жить и не тужить» (ремарка Андрея). Мазанки, солома, отсутствие зелени. Наши мужчины наконец-то поняли, что мир спасет все-таки не сила, а красота. Заменили Лепса на шедевры инструментальной музыки. Волгоградская степь стала похожа на Техас или Мичиган под эту музыку. 13:24 юг неотвратимо приближается: вдоль трассы вареная кукуруза, не выдержали, купили: 40 руб, 1 персик — 40 руб. , но образцово-показательный, вкусный! Бензин: 26 руб. 80 коп. Много сгущенки в бутылках, говорят, ее возят из Калуги. За бортом +37. Проезжаем Дубовку. Год образования 1734. По внешнему виду за 300 лет ничего не изменилось, даже дубов нет. Зато люди отзывчивые и приветливые. 13:45, за бортом +39. 14:18 — Волгоград. Слева вдали — Родина-Мать. По трассе вывеска: «Сауна, бассейн — все прохладное!». Въехали в город, +41 гр. :
Родина-Мать и ближе и величественнее. Выезжая из Волгограда попали в пробку перед железнодорожным полотном. Простояли 25 минут. 15:45 снова переезд. Стоим 1час. 17:52 три часа бескрайних степей. Позвонили родным, почитали, поели, послушали музыку. Но степи сильнее — не кончаются. Впереди лесовоз. Редкая картинка в волгоградских степях. Волгоградскую область мерим не километрами, а часами. 18:25 Волгоградская область закончилась, степи — нет. Направление на Ростов. Въехали в Тацинский район:
Поля в обрамлении лесопосадок, местами убраны, распаханы уже. Слева, справа поселки: Луговое, Кобылкино, Шолоховское.
20:26 (местное). Перед Каменск-Шахтинским остановились. Съели дыню. Попили чаю с остатками колбасы.
К нам прибился котенок. Колбасу есть не стал. А вот блинчики с творогом съел. Гурман! До моря 7 часов. И солнце уже садится. Но кажется, нас даже заход не остановит. Мы едем дальше. Поселок Коксовый. Ближе к морю читается «Кокосовый». Ночью приближаемся к Ростову-на-Дону. Дорога шикарная. Немного промахнулись — упустили направление на Краснодар. Быстро сориентировались — едем по направлению на Краснодар. Ночь. Темно. Поток машин увеличивается. Трасса скоростная, протяженностью км 300. Захватывает просто скоростью, не остановиться. Ростов-на-Дону встретил огнями «Икеи», «Ленты», «Ашана». Краснодар больше поразил зданием магазина «Спорт-мастер»: огромное здание вдоль трассы в виде волны, подсветка меняется, что-то космическое…огромный космический скат. За руль пересел Влад: впервые за четыре дня (Андрей молод и горяч, руль не уступал). Сначала мы рассчитывали на свои силы, когда собирались проехать подольше, потом затянула отличная трасса, а часам к 3 ночи отступать было поздно. Едем дальше. Мужчины выходят каждые 50 км, обливаются водой, ходят и мы едем дальше. Неправильно, конечно, но хочется доехать. Направление — Джубга.
09.08.2012 г.
Продолжаем ехать. Рассвет встречаем в машине. До Новомихайловска остается км 40. Едем по извилистому серпантину, среди гор. Живописно. В Новомихайловск въехали в 6 утра. Еще закрыты киоски, но уже предлагают квартиры. Мы подстраховались заранее — через интернет Игорь с Аней нашли оптимальный по предложению вариант: кондиционер, душ, холодная и горячая вода, цена оптимальная (450 руб. в сутки с человека). Хозяин по имени Артур, приветливый, гостеприимный молодой армянин. Пошли исследовать местность. До моря далековато, 1,5 км. Но мы же приехали оздоравливаться: к морским купаниям добавиться ходьба. Прогулялись до моря. 7 утра. Народ уже тянется. Купили шляпу для Светы и пошли спать:
Путь четвертого дня был 22 часа. Молодцы мужчины! Спим до вечера и поедем купаться в Черном море. Впереди 10 дней у Черного моря! Съездили в Туапсе, Сочи — одна сплошная пробка протяженностью 160 км, да еще и дорога серпантином. В общем, для тех, кто проехал 5 000 км, дополнительный факультатив: любопытно, но несложно:
Море!
Море, море!!
Мы на море!
Море, море, море!!
У друзей… у моря!!!
Море бушует!
Андрюшке 2 месяца!! День рождения :).
20.08.2012 г.
В 14:33 выехали из Новомихайловска. Потом мы узнаем, что на следующий день здесь начнется очень серьезное наводнение, погибнут люди…. Пробка на 30 мин. Направление — Краснодар. На трассе много машин. Скорость 15 км/ч. Тянемся. Похолодало. С +30 до +21. Пасмурно. Машины со всей страны: Ставрополь, Калуга, Москва. А сибиряки пока только мы одни на трассе. За 45 км до Краснодара (320 км до Ростова) началась скоростная трасса, образцово-показательная: много гостиниц, здравниц. Начался дождь. Есть особая прелесть ехать по такой трассе в дождь со скорость 130 км в час: дождь сам по себе, мы сами по себе. Проезжаем Тлюстенхабль. И почти сразу Краснодар. Справа водохранилище. Обмелело. Слева коттеджный поселок. Строят аккуратно: впечатлило. Напротив знакомый космический скат — здание магазина «Спорт-мастер».
17-25. До Ростова — 256 км. Начались поля кукурузы. Странно: поля есть, кукурузы нет. То ли высохла, то ли не созрела ( потом окажется, что мы наивные сибирские люди: просто именно так выглядит созревшая кукуруза, початков не видно, они не такие желтые, как на консервной банке). Подсолнуховые поля уже начали убирать. Туда ехали — они стояли желтые, назад — черные.
На трассе в Ростов — страшная авария. Вероятно, большая скорость по встречной. На асфальте — два тела, полиция. За 5 часов проехали 255 км. Решили ехать и ночью. 3 ч. 30 мин. Остановились за 100 км до Волгограда. Спали до 6 утра: в машине вчетвером.
21.08.2012 г.
Рассвет встретили за рулем. Чувствуем себя нормально: статус путешественника обязывает. Да и отдых на Черном море дал сил. В Волгограде наша цель — побывать на Мамаевом Кургане. В Волгограде провели 4 часа.
Впечатление от Мамаева кургана сильное: и от величия скульптур, и в целом от мемориала. Достойная память великой битве! Нам, русским, действительно, надо создавать своим героям именно такие мощные неповторимые памятники.
Город впечатление не произвел: при таком теплом климате мало цветов, да и разбросан — впечатление хаоса. Но когда мы остановились, чтобы разобраться с направлением, первый же горожанин-водитель участливо спросил «Заблудились?». Как всегда, люди — это лучшее, что есть в городах. Выехали в 10:10. Направление — Саратов. Через 10 мин. удовольствие от скорости закончилось: ж/д-переезд, пробка. Обошлось в 10 мин. Дубовка — оказалась сразу на въезде три гостиницы и на выезде две гостиницы. Просто исключительный сервис для трассы. За Дубовкой река Оленье и поселок Оленье. А оленей не видно. Много вдоль дороги фруктов, кукурузы, пирожки, чай, ночлег. Река Камышистая. Не подойти. Рыбаков не видно. На трассе море дынь арбузов. Купили в Сибирь дыню, укутали в пляжные полотенца, втиснули под ноги, едем в дынном аромате. Дыня — 20 руб. за кг., арбузы — 15 руб. за кг. В 14:20 едем по Волгоградской области. Пасмурно. От жары степи жухлые стали. Ехать классно. Машин на трассе не много. Скорость 120 км/час. Грызем яблоки.
14:40 Въехали в Саратовскую область. Перехода не почувствовали. Степь вдоль трассы бесконечным полотном. А вот и первое отличие от волгоградских степей: появились деревья. Больше стало зелени. Березы повыше. В Волгограде они были без листьев и невысокие. Назад мы стали ехать более уверенно: преодолеть расстояние в 3000 км не особо напрягает. Решили остановиться рано, в 16:00, в той же гостинице «Виктория» на трассе. Вместо глуховатой женщины встретила молодая особа. Заселились в восмиместный номер вшестером. Кухня в самом деле «домашняя». Мужчины заслуженно съели отбивную: все таки позади 1 200 км. Свалились спать, проснулись в 22:00. Темно. Дождь. По-тихому съели волгоградскую дыню и снова залегли спать.
22.08.2012 г.
Проснулись в 5 утра. За время путешествия поняли: чем качественнее еда и сон, тем дольше проедешь. Поэтому на завтраке оторвались. Вышли на улицу и ахнули: +8, холод, дождь. Уезжали +26. Но мы же сибиряки — остались в шортах. Выехали в 6:30. Степная Саратовская область. Все-таки в пасмурную погоду степь более красива, разные оттенки и не утомляет.
7-12. А вот и Саратов. Как настоящие сибиряки — в шортах, сфотографировались у стелы «Саратов».
Саратов слева далеко от трассы. Ну что ж — заедем в другой раз. Сразу вдоль трассы большая гостиница по имени «Мотель-Нотель». Рядом стоится одноэтажное длинное здание. Пока похоже на коровник. Вероятно, таким образом туристический бизнес собирается конкурировать с автомобильным. Многие автопутешественники спят в машинах. Сызрань — до нее 300 км. Постепенно степь становится холмистой, вдоль трассы появился березовый лес. Воскресенский район — слева от трассы обширные площади лесопосадок. Сосны уже с человеческий рост, стоят ровными плантациями. После подсолнуховых полей — сосновые поля. Багай. Барановка слева. Никаких опознавательных знаков. Чем народ занимается? Может производят «багранов»? По пути города Вольск, Хвалынск. Степи кончились. Лес и небольшие холмы. Речка Тирсянка: уютная, живописная ( а ближе подойдешь — кучу мусора найдешь…).
10:06. Буераки — на берегу Саратовского водохранилища стоят вдали от трассы. Теперь понятно, почему мы не заехали — ночью не очень приветливо. Саратовское водохранилище похоже на большое озеро или реку.
Проехали Хвалынск. Оказалось, есть Хвалынский горнолыжный курорт. Кафе «Придорожное»: очень живописное, лев на постаменте. Огромные корзины из камня.
Купили яблок — 100 руб ведро, оказались — червивые. Вдоль трассы много ульев, мед — 550 руб за кг. Дорого. Ульяновская область.
Пошел дождь. Влад, чтобы приободрить всех, сказал «Через 50 км — долина, залитая солнцем и покрытая виноградниками». Дети поверили. Такое бывает, когда мчишься по трассе на Сызрань. Местность красивая, просторы, навигатор предлагает поехать через город. Видим Нефтемаш. Основан в 1842 году. Ого! Нефтехранилща и коттедж — это изнанка Сызрани или лицевая? Город оказался удивительно неухоженным. Дороги совсем разбиты. А для чистоты жанра разбитых дорог» еще и «лежачие полицейские». Жить здесь не очень хочется. На улицах в основном российский автопром, что говорит о качестве жизни.
После Сызрани трасса проходит между Куйбышевским и Саратовским водохранилищами. Вдоль трассы продается сом и жерех.
В 14:00 проехали Тольятти.
Впереди — Самара, 70 км. Слева по трассе — авария. Сбили корову УАЗом. Жизнь не человеческая, а все равно жаль…
Проехали Волжский район, Самара осталась слева. Началась Красноярский район — своеобразный знак-привет сибирякам. Развязка: Уфа—Ульновск—Красный яр. Направление — Уфа.
По трассе — съехавшие в кювет фуры. Мы увидели две. Накануне прошел сильный дождь. 18:10. 270 км до Уфы. Слева от трассы — высокие холмы. Приближаемся к Уральским горам. « Русский байтуган» — интересный комплекс придорожного кафе, маленькие домики и на крыше по букве. Домики белые, крыши красные. Река Сок. Вкусная, наверное. Мы сегодня еще не обедали. Влад по рации шутит: «Самса, самса, мы — кулебяки. Когда остановка?». На трассе сразу две аварии. Едем аккуратно.
19:30. Татарстан.
Съели по солянке и наконец-то купили меда. 350 руб. за 0,5 л банку. Через 20 мин. Татарстан кончился — начался Башкортостан.
Постепенно после гор Черного моря мы снова почувствовали подъем, приближаются Уральские горы.
За второй день проехали около 700 км. Пасмурно, дождь. Темнеет быстро. В 21:00 стали искать ночлег. Вдоль трассы при въезде в Башкортостан много гостиниц и кафе. Они разного сервиса и цены. Привлек гостиничный комплекс около стоял самолет: первый, послевоенный! И москвич: первый! Сняли четырехместный номер за 1 200 руб. Младшие остались ночевать в машине.
23.08.2012 г.
3-й день пути назад, в Сибирь. Проснулись в 5 утра. Собрались за час. Мы становимся организованнее: с 1,5 часов когда ехали к Черному морю до час, когда обратно возвращались. Завтрак вполне приличный: яичница, оладьи по 40 руб. С собой, как всегда: кипяток, блинчики сменили на пирожки. Успели растолкать вещи вовремя. Пошел дождь. Выехали. Оказалось до Уфы 160 км. Забавное совпадение: туда ехали, также не доехали 160 км. Башкортостан встретил проливным дождем
Включили Стаса Михайлова под настроение. В 8:30 подъехали к Уфе. Дождь льет не переставая. Дорожники в зеленых дождевиках. Веселимся: «смотрите, зеленые человечки, шесть зеленых человечков».
Останавливаемся заправиться. И через минуту у всех шок: нет кошелька. Выпал? Забыли в кафе? Вот тест на выдержку в критической ситуации! 4 человека 1 минуту все одинаково находились в шоке: ступор и молчание. Потом один начал предъявлять обвинения, второй — молчит, третий — в ступоре (сам виновник, то есть я), и только четвертый — начал активные поиски по всей машине. И находит! Да…урок всем: в дороге быть собранным и внимательным, но главное — поддерживать друг друга. Это важнее. Быть дружными и в случае кризисной ситуации не паниковать, а искать выход.
Проехали Уфу — направление Челябинск. По трассе — пробка. Авария. Столкнулись 2 легковые. Без жертв. Простояли недолго. 9-52. Началась Челябинская область. По мере приближения к Уралу трасса становится все более нагруженной. Едем 60 км в час. Остановились у «Джабурды». Хотели купить себе чайник от уральских мастеров. Чайник оказались «Китай» (также, кстати, как и брелок в виде пули на Мамаевом кургане!). С этого момента начался уральский серпантин. Поток машин большой, но движемся нормально — 70 км в час. До Челябинска 277 км. Поднимаемся наверх. Затяжной подъем. Дождь. Вид сверху величественный! Город Миньяр, 1759 г.
Слева санаторий «Янган-Тау». Вдоль трассы много самодельных ларьков. Продают всякую всячину.
Но основной товар — самогонные аппараты. 2 500 руб. и самовары. А вот появились ножи. После чайников «Китай» не верится в местное производство. Хотя в Златоусте есть оружейная фабрика. Но останавливаться уже не стали. Направо — Сибирка. О, это знак: скоро Сибирь! Проезжаем речку Малая Сатка минут через 5 на скорости 120 км/час появляется кафе «Сатка», а потом речка Большая Сатка. Слева по трассе — перевернутый грузовик. Но, похоже, еще с зимы, никто не стал убирать. Мы едем дальше. До г. Миаса — 82 км, Челябинск — 169 км. Сделали привал у гостиничного комплекса «Зюраткуль». После Сатки — есть национальный парк «Зюраткуль».
13:10 кафе «Зюраткуль»: вкусно, разнообразно и недорого. Борщ — 50 руб. , а вчера ели за 100 руб. Сытые поехали дальше. Через 30 мин. застряли на серпантине в пробке. Да, все в этой жизни гармонично. Сытые физиономии, чтобы не лопнули, вытянулись вместе с шеей от досады. Медленно продвигаемся, 12 км/час. Оказалось, ремонт дороги. Российская методика-эсклюзив: асфальт класть в дождь. Слева такая же пробка из машин, км 5, не меньше.
13:45 — выбрались из пробки. Через 10 мин. увидели аварию на трассе: вырвало колесо, следствие необдуманного обгона.
14:15 Уральские горы постепенно остались позади.
Проехали Миасс. Он остался слева. Дождь усилился, льет весь день. Мы стали затворниками дороги и машины.
Проехали 500 км. До Челябинска — 43 км. Троицк — 130 км. Трасса двухполосная, скоростная, едем 120 км/час. Перед Челябинском поворачиваем направо, на Троицк.
14:50 Окончательно спустились с Уральских гор. Юргашский район.
15:54 А вот и направление «Курган».
16:11 До Кургана — 231 км. 17:20. Появилось направление «Омск». Степь да степь кругом. 17:50 — сделали остановку в чистом поле. Съели поларбуза.
Ветер, холодно! Черное море осталось в прошлой жизни. 18:15 проехали Медведское. За ним вдоль трассы продают яблоки. Сочные и сладкие! Последние настоящие перед Сибирью. Купили 2 ведра по 250 руб. Самые съедобные названия между Челябинской и Курганской областями: Витаминное, Клюквенное, Чесноково, Пивкино.
18:55 Мы за 650 км до Омска. Попали в полосу горящих торфяников. Проскочили быстро.
19:50 А вот и «Сибирские ворота»: гостиничный комплекс. Справа кафе «Капкан», слева — «Берлога». И сразу же несколько хорошо оформленных гостинец, целый комплекс, стилизованный. За кольцом — направление на Тюмень. Начинаются озера. Река Падунь. А у нас поселок Падун, Падунские пороги. Так где же Сибирь начинается?
22:00. До Ишима — 222 км. Дорогу в темноте перебежала лиса. За 150 км до Ишима решили остановиться на ночлег. Стали искать гостиницу. Оказалось — проблема. Вечером все занято. За 80 км от Ишима нашли гостиницу «Исток»: 600 руб. Время: час ночи. Ночью искать гостиницу в придорожных поселках по трассе проблематично и опасно. Темно. Фонари практически не горят. На улицах никого, кучкой стоят молодые люди, человек по десять вокруг «Жигулей»: курят, музыка. Наши деревни днем производят удручающее впечатление, а ночью — устрашающее: темно, без света. Обидно! И это в стране плотин, рек, электростанций! Вот бы наши думские умники и умницы приняли закон, обязывающий всех глав регионов позаботиться осветить и благоустроить деревни хотя бы вдоль федеральной трассы. Едешь и радуешься: стоят наши деревни яркие, нарядные, благоустроенные. Дорожный бред про Думу.. За день проехали 1 200 км.
24. 08. 2012 г.
Четвертый день пути. Проснулись в 9:00. Душ, завтрак. Выехали в 10:00. Солнце! Мы выспались и отлично позавтракали. Хочется путешествовать дальше. Природа западно-сибирская. Трасса ровная. Машин мало. Скорость: 120 км/час. До Томска 80 км. Село Равнец. Слева — внушительных размеров фермы, коровы и конечно, образцово-показательные по размерам кучи навоза вокруг. После Ишима идет ремонт трассы.
Теперь мы проехали спокойно, без пробки. Поселок Абатский. Есть гостиница (есть фото). За рекой Ишим едем по мосту. Асфальт на мосту раздавлен фурами, вспучен. Рядом озеро Хомутино. На полях убрано в пирамиды из цилиндров сено.
200 км от Омска. Начались березы с желтыми листьями. В Сибири осень начинается в конце августа. Подтверждением приближения осени стала техника на полях: сбор урожая, комбайны.
После Крутинки…
…автостоянка, несколько кафе, гостиница. До Омска — 124 км. Городок Тюкалинск.
Справа кафе «Островок» на берегу маленького пруда, плавают утки. Несмотря на грязь, очень живописно. Вдоль трассы продают картошку. Это вам не яблоки перед Уральским хребтом. За 80 км до Омска продолжается ремонт дороги. Перенос светофора.
15:47 Въехали в Омск. Перед Омском поели борща: теперь понятна ценовая политика на борщ по федеральной трассе, от 50 до 100 руб. Появилось направление «Новосибирск».
Под Омском впечатляет строительство коттеджей: много. После увиденных поселков и деревень создается впечатление, что в Сибири живут богатые и… добрые люди. Выводы насчет продажи только картошки рановаты. При выезде из Омска вдоль трассы продают яблоки: местные. До Новосибирска 682 км. Подходит последний день путешествия. Далее — мы в Чаны, знакомиться с семьей невесты сына. Старшие едут в Новосибирск: у них кончился отпуск. Пообсуждали наше путешествие и решили: наш расчет путешествовать и спать в палатках не оправдался. Слишком далеко мы живем. Мы за 24 дня решили успеть многое: на море побывать, Мамаев курган посмотреть, сына посватать. В следующий раз надо учесть, что спать в палатках не будем, поэтому рассчитать средства, иметь карту гостиниц по трассе и цены.
Мы едем в Чаны.
Пробудем там два дня. И домой — в Восточную Сибирь. Братск. Это еще 1 630 км. Из Западной Сибири в Восточную мы едем вдвоем.