|
Побывать в Мекке — обязанность любого правоверного, побывать в Манчжурии — святое дело для сибиряка. Для этого, собственно, город и построили. Я долго сопротивлялся естественному инстинкту, но обстоятельства оказались выше.
Как уже сообщал, перебрался из Братска в Иркутск, где, собственно, большую часть времени и проживаю. Обустройство нового гнезда требует времени, внимания и затрат. К слову, меня это мало касается. Но тут совпали несколько интересов: повидать новые земли, получить новые знания и впечатления, а также затариться новыми товарами, необходимыми в быту. Решено — едем за всем этим в Манчжурию на Toyota Land Cruiser Prado.
Автомобиль никак не готовил для этой поездки, вот только прошел стандартное техобслуживание на 50 тысячах пробега. Наш экипаж состоит из трех человек: я, моя жена Елена и старший сын Роман, который не испытывает антипатии ко всему китайскому, в отличие от младшего.
Собственно, дорожные трудности начались на бурятском участке дороги, не доезжая городка Бабушкина. Тут идет реконструкция. Дорожное полотно сняли на несколько километров, превратив участок в настоящий оф-роуд. Для нас нестрашно, но погодные условия добавили экстрима, и мы вышли оттуда измазанные в грязи по самую крышу. К слову сказать, на бурятском участке дорога, на мой взгляд, самая неблагополучная. Отсутствие твердого покрытия сменяется набитой гребенкой, но, похоже, ситуация временная: идут дорожные работы. Несложно представить: если мы испытывали трудности на внедорожнике, то какие испытания пришлись на обычные автомобили.
Несколько слов о Бабушкине. Городок назван не в честь всеми любимых бабушек, что не сложно представить и хотелось бы, а во имя революционера Бабушкина, который был здесь казнен царскими сатрапами. Есть памятник.
Кстати, на обратном пути мы здесь заночевали в мотеле. В целом недорого и неплохо, есть wi-fi. Хотя, с чем сравнивать. В местном круглосуточном магазине торгуют поддельным «Мальборо». Так, для информации.
Читинская область, или, как сейчас она называется, — Забайкальский край, порадовала степями. Даже есть песня такая — «По диким степям Забайкалья…». Ничего не изменилось. Скорей, даже добавились депрессивные нотки. Трудно двигаться вдоль этой красоты и периодически наблюдать брошеные военные городки. С одной стороны, очевидно, что теперь Китай не наш вероятный противник, с другой, непонятно, почему все эти многоэтажные дома, зияющие выбитыми окнами, не нашли своих новых жителей и были брошены и разрушены, когда вокруг лежат отнюдь не коттеджные поселки.
На ночевку остановились в поселке Агинское — центре бурятского автономного округа, типа нашей Усть-Орды. Но есть существенные различия: Агинское выглядит более ухоженным. С высоты гостиницы, в которой мы остановились, видна была какая-то осмысленная застройка, дворы выглядели вполне зажиточно.
На обратном пути мы остановились здесь же, и вот что порадовало: двор, как и в первый раз, был заставлен автомобилями — местные снова отмечали какой-то праздник. Но веселье было сдержанным, без ресторанного загула. По крайней мере, наружу ничего не вырывалась. На пути туда больше сотни гостей отмечали год со дня рождения ребенка, на обратном — тоже праздновали какое-то национальное торжество. В Агинском несколько конных статуй, и самая заметная поставлена во имя легендарного батыра, который объединил шесть бурятских родов, проживающих на этих землях.
Еще в этом селе я начал беспокоиться о том, чтобы привести в божеский вид наш автомобиль, однако здешние немногочисленные автомойки работали только под запись. Местный бурят посмеялся над моими переживаниями, что не пустят на такой грязной машине в Манчжурию, и я решил еще потерпеть. В Борзе моему терпению пришел конец, и я зарулил на мойку при гостинице «Армения». Кстати, армян здесь заметно много: держат мелкие сервисы, забегаловки и ночлежки. У девчонок-мойщиц уже заканчивалась смена, но я уговорил их сбить с машины хотя бы верхний слой грязи. Халтурить не стали и вымыли машину как следует и даже вытерли насухо. Я торопился, пытался остановить процесс, но мне сказали, если не вытереть, через несколько километров авто будет вновь по уши грязное. Вскоре я убедился в правдивости этих слов: за Борзей асфальт исчез, пыльная гравийка позволяла двигаться едва не на ощупь, а рьяных гонщиков нестабильное покрытие из мелкого камня сносило в неглубокие кюветы.
То, что мы приближаемся к цели нашего путешествия, стало заметно за несколько километров до границы. На горизонте начали вырастать причудливые башни китайского города, специально построенного для российских челноков.
У самого перехода притулились домики туристических агентств. В одном из них мы разжились приглашением от китайской стороны, бронью в четырехзвездочную гостиницу «Порт» и заручились обещанием, что на китайской стороне оформлением автомобиля займется специально обученный человек. Все так и случилось, единственное неудобство заключалось в том, что обещанного приглашения пришлось прождать почти два часа.
Итак, мы в Манчжурии. Ожидая оформления документов, познакомился с одним нашим постоянным ездоком в Китай. Тот рассказал, что на въезде в город китайцы наставили камер и теперь наших гонщиков, выдающих вместо 40 км в час по 120, местные гаишники раздевают до трусов. Потому я благоразумно держал не больше сорока, хотя что там ехать — всего несколько километров до гостиницы. А это и центр Манчжурии. Городок, хоть и немаленький по нашим понятиям (400 тысяч жителей), но гостей здесь ждут всего на пяти торговых улицах. Обойти их можно за день.
Одно я не могу понять, почему местные китайцы, при невообразимых просторах (а я проверил — на десятки километров вокруг Манчжурии пустая степь) здесь строят очередной Гонконг или Шанхай. Там понятно, нет земли или она дорогая — можно расти только вверх или под землю, а здесь-то что мешает построить просторные проспекты, уютную малоэтажную застройку. Так нет же, городят уродливые высотки, прорубают меж них узенькие улицы с односторонним движением, на которых припарковаться целая проблема.
Вот у нашего понтового отеля всего около десятка парковочных мест. В первый раз, выждав несколько часов, я смог внедриться на одно из них. Машину не трогал пару дней, а затем наметилась увлекательная поездка (о ней расскажу чуть позже). Вернувшись на место дислокации, я уже так и не смог встать у отеля, при том, что места периодически освобождались. Почему? Русского ответа на этот вопрос не дали. Стал ставить где придется. Немного переживал за авто, но проблем не возникло.
Первое, что удивляет приезжего в Манчжурии, так это вывески. Вот несколько образчиков.
Думаю, что делают это неспециально: таковы особенности китайского языка. Еще, что бросается в глаза — отсутствие заглавных букв, вероятно, по той же причине. Однако при всем при том, на торговой улице ты можешь обратиться к любому продавцу на русском и тебя поймут. Некоторые из китайцев говорят почти без акцента — учились в России. Дело, видимо, затратное, потому решили готовить свои кадры: в Манчжурии есть уникальное учебное заведение — институт русского языка. Для небольшого городка (по китайским понятиям, почти деревни) это весьма необычное явление.
И все-таки Манчжурия — очень нетипичная территория. Для россиян это почти что своя земля, впрочем, и для китайцев это не Китай. Сейчас, в период упадка приграничной торговли, наши соседи пытаются превратить Манчжурию в Россию. Не всерьез, понятно, а для своих же внутренних туристов. Уже сейчас можно увидеть множество магазинчиков с русскими сувенирами, в одном из них виды Москвы пытались нам всучить под соусом китайских мегаполисов. Конечно, это торговля ориентирована не на наших челноков. А на кого? На китайцев, которые приедут сюда из глубинки. Вот потеплеет, и из провинций потянется местный турпоток. К этому моменту магазинчики, торгующие по принципу «Все по 10 юаней», «Все по 100 юаней», сменят свои вывески и ассортимент, затарятся водкой и продукцией «а ля рюс», поднимут цены в несколько раз и бойко заработают. И уже никто не будет с удивлением смотреть на мой большой фотоаппарат, поскольку почти у всех приезжих будут такие же.
А пока вокруг происходит удивительное. Тормозит меня парнишка и на голубом глазу спрашивает: «У тебя нет симки позвонить в Братск?».
Я зависаю и от самого вопроса, и от того, почему он именно ко мне с ним обращается. Как он вычислил, что я имею какое-то отношение к Братску и почему у меня должна быть особенная симка, по которой можно звонить в Братск. Впрочем, наших здесь много. И самый популярный кадр, которого здесь едва ли не каждая собака знает — Сергей Фильчаков.
Серега здесь живет довольно долго, довольно бойко говорит на китайском и любит это дело — практически, с любым местным вступает в диалоги. Те фигеют, но отвечают. Фильчаков, похоже, нашел свою вторую родину, и она его приняла. Зарабатывает тем, что торгует в магазине по продаже велосипедов. Велосипед — это его основная страсть. Свободное время проводит в местных спортивных залах, когда теплеет, организуют покатушки с китайскими друзьями или приезжими из России. У Сергея в этом большой опыт: неоднократный участник 72-часовой гонки Братск—Северобайкальск (круче в России еще ничего не придумали), марафонец по льду Байкала и прочая, и прочая. Меня же, в свое время, более всего поразил его пробег на мопеде из Братска в Иркутск и обратно.
Так вот, встречаемся с Фильчаковым, и он с ходу предлагает прокатиться по окрестностям, полазить по горкам, посмотреть огромные ветряные генераторы. Выскакиваем из Манчжурии по отличной дороге и вскоре попадаем в соседний город. Что непривычно: совершенно пустой — на улицах только дворники, во дворах из новеньких домов — ни души. Это один из городов-призраков, которые в последнее время появляются в Поднебесной. Есть вся инфраструктура, и даже владельцы этих квартир, но живут они не здесь, а где-то далеко. Это жилье — их инвестиции в будущее. Глянем же, что тут имеется. Мэрия — больше иной столичной, мне отчего-то напомнила Капитолий.
Площадь, которой позавидуют многие крупные города. Парк, в котором, между прочим, строят копию храма Василия Блаженного, и уже возвели какой-то Биг-Бен.
А теперь внимание — вдоль дороге запустили стадо мамонтов, около сотни голов в натуральную величину.
Смеха ради напомню — в Братске энтузиасты хотели поставить памятник одному мамонту — у них ничего не получилось, бюрократы дело замотали.
Едем дальше — миновали огромный деревообрабатывающий комбинат, работающий на сырье из России. Теперь понятно, куда делся сибирский лес. Особенно тяжело было смотреть, что творится вдоль дорог Забайкалья — деревья выкошены, как трава. При этом мебель в Манчжурии стоит гораздо дешевле, чем в России.
Впереди еще несколько достопримечательностей. Одна из них — ветровые электростанции. Я повидал их немало, путешествуя по европам, и первые из них повстречались в Белоруссии. Но тогда ни времени, ни особого желания рассмотреть их поближе не возникало. Сейчас же мы забрались на самую высокую сопку, подобрались к самому высокому вентилятору и услышали шум генераторов, вырабатывающих энергию. Вокруг никого не было, все работало в автоматическом режиме.
И напоследок еще два необычных объекта, которые, несомненно, заставляют трепетать сердца женщин. Первый из них — дворец бракосочетаний.
Построили его в виде католического собора на одной из господствующих над Манчжурией высот. Кроме дворника, мы здесь никого не обнаружили, вероятно, свадебные церемонии здесь проводятся в определенные дни. По той же причине мы не встретили молодоженов у грандиозного памятника влюбленным, поднявшимся на высоту пятиэтажного дома.
Впрочем, эта достопримечательность выглядела подзаброшенной, может быть, не всякий свадебный кортеж сюда добирается: далековато от центра города, да и дорога неблагополучная — часть ее подтоплена. Но те, кто сюда добирается, отрываются в полную силу: свидетельства тому — огромные ящики от использованных фейерверков. А это, как известно, одна из самых любимых забав в Поднебесной.
Загородная поездка как-то поставила мозги на место, поскольку дало хоть какое-то представление о современном провинциальном Китае. Теперь это не фабрика низкокачественных товаров, рассчитанных на невзыскательные вкусы российских челноков, а нечто другое, имеющее под собой более серьезную основу. Это настоящая промышленность, поднявшаяся на российском сырье — в этом я убедился, когда забрел в район железнодорожного вокзала. Товарными составами с лесом, рудой, углем забиты все подъездные пути. Откуда все это — видно по надписям на вагонах.
Кстати, нашел деревянный домик, с которого все здесь начиналось. Рядом монумент строителям железной дороги. На нем Сталин и Мао Дзедун наблюдают, как их министры подписывают договор о сотрудничестве.
К слову, памятников здесь много и они очень разные. Есть серьезные, посвященные погибшим советским воинам, есть чисто развлекательные. По ним можно судить о том, как современные китайцы представляют нас, русских: челноков, ямщиков, музыкантов…
Ну а теперь несколько слов о результатах нашей поездки: жена купила все, чего так не хватало нашему новому дому. Я приобрел багажник на автомобиль — нужен будет в нашем ближайшем глобальном путешествии. Отдал за него 1 700 рублей (именно рублей) с установкой. Похожий видел на иркутском рынке за 10-12 тысяч, чему особо порадовался. Для внучки приобрел детское автомобильное кресло за 1 тысячу. Еще прикупил внешний винт для хранения фоток (их уже девать некуда) — 2 терабайта за 1,5 тысячи. Написано, что «Самсунг», но сложно поверить. Сын взял автонавигатор «Пионер» (тоже сомнительного происхождения, но с картами дорог России, Белоруссии, Украины и Казахстана) за 1 тысячу и видеорегистратор (с памятью на 32 гигабайта и высоким разрешением) за такие же деньги. Ну и так, разного по мелочи. Думаю, затраты на проживание и топливо мы отбили. Пора и домой.
На обратном пути неожиданно выяснилось одно неприятное обстоятельство: китайский пограничник обнаружил, что у нашего автомобиля шипованая резина, в Поднебесной она, похоже, запрещена. Наверное, если бы двигались в сторону Китая — были бы большие проблемы, но в нашем случае просто рукой махнули — езжайте.
На нашей стороне проблем не возникло: шли полупустыми и досмотр был быстрым, не то, что в прошлый раз. Чуть не забыл рассказать — на въезде наш экипаж и еще два попутных на иркутских номерах тормознули и направили на спецплощадку, где просветили машины с помощью огромного ренгеновского аппарата. Я, по неизвестной причине, думаю, что из-за бортовых надписей, был приглашен внутрь чудо-агрегата. Снимать запретили, но на некоторые вопросы старший смены ответил: искали контрабандное золото и нефрит, видимо, иркутяне этим особо промышляют. На экране монитора автомобили раздели до гаечки. У меня нашли молоток, завалившийся под кресло. В двух других автомобилях тоже ничего интересного не обнаружили. Так бывает не всегда — успокоил старший смены, на днях здесь прекратил свой путь новенький BMW X6.
Путь домой оказался проще — всегда так. В Забайкалье было два основных развлечения — наблюдать, как горит степь, и как совершает маневры какая-то моторизованная военная часть. Она растянулась на полдня. «Уралы», ЗИЛы, БМП, зачехленные установки, командные пункты с походными кухнями на прицепах — то растягивались в длинную змею, то кучковались, то одиноко замирали с поднятыми капотами. Завершал же эту впечатляющую колонну блестящий автобус, полный генералов и старших офицеров. То ли командиры, то ли наблюдатели, они предусмотрительно не торопились, давая возможность подчиненным эвакуировать технику, не выдержавшую проверку маневрами.
За Бабушкином участок дороги, с которой сняли асфальт, подсох и уже не выглядел труднопроходимым. А в Иркутской области мы уже чувствовали себя в своей тарелке и домчали до дома без проблем.
Ну и бонусом несколько просто интересных (забавных) фото.
март-апрель 2014 г.