|
Маршрут: Санкт-Петербург — Тверь — Сергиев Посад — Москва — Владимир — Дивеево — Арзамас — Нижний Новгород — Ардатов — Муром — Александров — Сергиев Посад — Валдай — Великий Новгород — Санкт-Петербург
Автомобиль: Фольксваген Поло седан.
Санкт-Петербург.
Доброго времени суток, уважаемые форумчане. Середина августа. Обычно в это летнее время мы находимся либо в нескольких тысячах километров от дома в каком-либо автопутешествии, либо уже дома после очередного «марш-броска» за новыми дорожными впечатлениями. Но год (2014) выдался нестандартный — обе дочери поступали в учебные заведения, отпуск супруге предоставили в первых числах августа. К тому же июль и начало августа в Санкт-Петербурге выдались по южному «горячими» с ежедневными солнечными деньками и температурой за +250С, что так редко для этой местности и вполне можно было насладиться отдыхом на побережье Ладоги или Финского залива. Однако жажда новых дорожных приключений и новых открытий не давала покоя (я думаю, любому, кто хоть раз побывал пусть даже и в небольшом автопутешествии, знакомо это чувство!). И мы решили не сидеть дома, а отправиться открывать новые для себя места.
Куда ехать? Прежде мы планировали дальнобойные пробеги за пределы матушки России — в Крым (тогда еще украинский), центральную и западную Белоруссию и Украину. Но в этом году время было очень ограничено — всего 10 календарных дней, к тому же обстановка в соседнем государстве (Украина) не располагала к поездкам в этом направлении и поэтому решили совершить автопробег вглубь своей же страны, по ее благодатным местам — Сергиев Посад — Годеново — Владимир — Муром — Александров (часть Золотого Кольца!) и, конечно же, Дивное Дивеево, в котором до этого не бывали ни разу!
Автомобиль — уже четырехлетний Фольксваген Поло седан (как быстро бежит время — давно ли его приобретали в одном из московских автосалонов!), прошедший четвертое ТО и не вызвавший замечаний сервисменов. Экипаж: автор этих строк — «мужичок за пятьдесят (правда ухоженный!)», супруга и штурман (отчаянно рвущаяся к рулю, правда, пока не располагающая для этого правами) Наталья и две взрослые дочери — Ксюша и Катюша.
Наш «любимец и палочка-выручалочка» Поло.
Так получилось, что выезжать пришлось в «ночь», т.е. в 10 часов вечера. А может оно и к лучшему, как вспомнишь Вышний Волочек с его всемирно известной пробкой или чередование обгонных полос между Чудово и Торжком, так и подумаешь, что лучше напрягаться, вглядываясь в ночную темень, или соревноваться с дальнобоями и судьбой — успеешь-не успеешь совершить очередной обгон и сколько часов потеряешь в Вышнем.
Около 22 часов уже наступили сумерки и если Московский проспект Санкт-Петербурга проскочили (слава Богу, без пробок!) при свете зажигающихся уличных фонарей, то за городом наступила полная темнота. И уже при выезде в Шушарах попали в громадную пробку, как потом выяснилось, возникающую в связи с реконструкцией Московского шоссе. Минимум час пришлось проползти со скоростью пешехода. Как всегда, находились лихие торопыги, которые «со свистом», несмотря на разбитую обочину, проскакивали вперед. Я удивляюсь, ну ладно не жалеют других людей, стоящих в пробке (это уже у них «в крови»!), но как можно не жалеть свой собственный автомобиль и так «колошматить» его на ямах и ухабах? Сам, бывает, попадешь в яму на асфальте и то сердце кровью обливается — не случилось ли чего, а тут …
Постепенно пробка «рассосалась», и движение вошло в нормальный ритм. Не знаю, как другие, но я нахожу для себя прелести в ночной езде. Интенсивность транспортного потока значительно меньше, чем днем, дальнобои спят по обочинам и можно спокойно регулировать собственную скорость передвижения, ночью значительно меньше гаишников на трассе, не так жарко и душно, как днем и т.д. Конечно, надо хорошо понимать, что не все так благостно и спокойно! Велика вероятность быть ослепленным фарами, какого-либо встречного балбеса, можно угодить в какую-либо яму на шоссе и, самое главное! — заснуть за рулем! Чтобы этого не случилось надо «включать голову» и если чувствуешь, что все, устал, глаза слипаются, больше не могу — выбери первую подходящую площадку отдыха и на полчаса «отрубись» от окружающей действительности. Не знаю, как для кого, но для меня это помогает. И еще, по собственному опыту более чем 30-летнего стажа за рулем — всякие энергетики, кофе и т.д., конечно, помогают, но только на короткое время, значительно лучше и безопаснее для здоровья полчасика-час поспать на площадке отдыха.
А еще эта бессонная ночь запомнилась двумя обстоятельствами. Первое — совершенно пустынной дорогой, освещенной только лунным светом, с чередованием густых полос тумана, в который влетаешь и ни зги не видно — все это после Великого Новгорода. Дело в том, что Великий Новгород, как обычно, мы проезжаем не по окружной, а через сам город. На сей раз и после Новгорода я ехал старым Ленинградским шоссе, через Пролетарий, Красные Станки и т.д. Так вот, повторюсь, в это время (около 3 часов ночи) шоссе было абсолютно пустым. И, второе — встречей рассвета перед Вышним Волочком. В общем, романтика!
Сам Вышний Волочек мы «проскочили на ура» — никаких пробок. И дальнобойные фуры, и легковые машины, конечно, были, но весь этот железный поток быстро и без задержки двигался вперед.
Проскочив Вышний, я почувствовал, что засыпаю — немедленно нашли боковой съезд и, как я говорил выше, на час отключился, откинув свое сиденье. Поспав, почувствовал прилив сил, и вновь продолжили наше путешествие.
В Твери заехали в «Чайную ложку», где перекусив блинами и сырниками с чаем, двинулись в сторону Сергиева Посада. Не доезжая Клина (в селе Спас-Заулок), увидели указатель «Дмитров — 75 км» влево от Ленинградского шоссе. Дернул меня черт поехать этой дорогой (ведь обычно мы всегда ездили через Клин) — по расстоянию получилось то же самое, а на этой дороге с «разбегу» попал в яму на шоссе. Машину тряхнуло и подбросило, но вроде все осталось цело. Зарекся этой дорогой больше не ездить. В Дмитрове пришлось постоять в большой, но не «глухой» пробке и в 772 км от дома въехали в Сергиев Посад.
Сергиев Посад. Вот уже несколько лет подряд мы вновь и вновь возвращаемся в этот город. Какое-то необъяснимое чувство (чувство Благодати!) притягивает нас именно сюда. Неверующему человеку это сложно понять, как, например, сложно понять, как это можно несколько часов в лютый мороз или летний зной простоять в громадной очереди к Храму Христа Спасителя в Москве, Казанскому Храму Новодевичьего Воскресенского монастыря в Санкт-Петербурге, Храму в любом другом российском городе, куда по молитвам Господа и Пресвятой Богородицы приносятся те или иные мощи или святыни (пояс Пресвятой Богородицы, святыни из Афонского монастыря и т.д.). Приезжая в этот город, испытываешь какое-то возвышенное чувство и вдохновение, наслаждаясь красотой и Величием Лавры, тихих провинциальных зеленых улочек старого города, живописно расположенных на высоких холмах, просто красотой среднерусской природы.
Сергиев Посад — Лавра.
В этот приезд у нас были «наполеоновские» планы — помимо самого Сергиева Посада посетить и так полюбившееся нам Годеново (см. один из моих предыдущих отчетов «Ночной марш-бросок в Москву или два дня душевного подъема»). Но жизнь, как всегда, вносит свои коррективы — у старшей дочери разболелись зубы, и пришлось в оперативном порядке заняться этой проблемой, обратившись в лечебные учреждения Сергиева Посада. А может и хорошо, что не поехали, т.к. в этот день гремела сильная гроза, даже не одна, несколько раз принимался поливать дождик, плюс это было воскресенье и можно было представить, сколько машин было бы на шоссе (достаточно узком и аварийноопасным). Так, если даже в самом Сергиевом Посаде с утра в Лавре было громадное количество народа, очень много иностранцев, и все свободные места были заставлены автомобилями и туристическими автобусами.
Частично решив проблему с зубами (остальное — на следующий день, в понедельник), отправились в Лавру, предварительно погуляв по городу. И вот здесь опять произошло маленькое чудо. Дело в том, что, приезжая в Сергиев Посад, мы останавливаемся в православной гостинице «Паломник» при храме Михаила Архангела. Как обычно, по телефону заранее бронируем номера (в данном случае отдельный четырехместный номер). Но в ночь с понедельника на вторник свободных мест не оказалось, и надо было съезжать в другую гостиницу (Вознесенскую). Пришли туда, а там только разные места, в разных номерах, к тому же многоместных. Нет и охраняемой парковки при гостинице. Вот «обрадовали». Решили зайти в Лавру помолиться у мощей Преподобного Сергия Радонежского, тем более, утром в связи с большим наплывом туристов туда не попали.
На сей раз свободно прошли в Троицкий храм к мощам, отстояли очередь, послушав Акафист Святому.
Лавра. Троицкий храм.
Вернулись в гостиницу при Храме Михаила Архангела, а дежурная обрадовала — кто-то отказался от приезда и нам оставляют свой же «родной» номер, не надо никуда «дергаться» и суетиться с переездом. Совпадение? Возможно, но, как показывает наша многолетняя практика, ничего в этой жизни так просто не бывает!
Москва. Находясь в Подмосковье, мы не могли не посетить столицу нашей Родины, хотя в своих ежегодных поездках до этого, мы неоднократно посещали этот город, останавливались в нем и дочери, ориентировались в Москве ничуть не хуже, чем в родном Санкт-Петербурге. Основной причиной посещения Москвы в этот раз было выяснение судьбы моей старенькой родственницы, у которой мы были в прошлом году, переписывались с ней, а затем переписка с ее стороны вдруг прекратилась. И нам необходимо было выяснить, что же случилось?
Сначала планировали съездить в Москву из Сергиева Посада на электричке (уж шибко «достали» московские пробки). Затем взяла верх и временная (скорость и удобство передвижения семьей на автомобиле, хотя и не всегда!), и экономическая (однозначно дешевле на дальние расстояния передвигаться на машине — всегда!) сторона дела. Сели — поехали! Сначала все шло хорошо — двигались по Ярославке достаточно быстро, но затем на подъезде к Москве опять (как и в прошлом году) попали в громадную пробку. И если годом ранее она была связана с реконструкцией Ярославского шоссе в пределах МКАД (т.е., в самой Москве), то сейчас — с реконструкцией — за МКАД (т.е., в области). Ох, уж эти наши вечные реконструкции! Минут 30-40 точно потеряли в пробке, плюс «употели» — в Москве стояла жаркая, сухая погода. Мы с детьми хотели доехать до родственницы непосредственно на автомобиле (благо в самой Москве пробки не было). Супруга же настояла — оставляем машину на парковке у ближайшей станции метро, далее передвигаемся общественным транспортом. Пришлось большинству подчиниться меньшинству (бывает и такое!) — шибко «грозная» у нас Наталья!
Доехали до ВДНХ на машине (прошу прощения, называю этот район «по старому, по-советски»), свернули с проспекта Мира, а тут и автостоянка «подвернулась». Веселый, разговорчивый, уже немолодой охранник автостоянки за умеренную по московским и питерским меркам плату оставил машину на постой. Пешком дошли до метро. Перекусив в Макдональдсе и сделав несколько снимков на память, спустились под землю.
Как с возрастом и временем меняется восприятие окружающей действительности! Когда обучался в Москве в 80-е годы ХХ века, московское метро мне представлялось быстрым, светлым, чистым и удобным. Сейчас же оно мне показалось «темноватым», шумным, перегруженным людскими потоками.
Пробка на Ярославке у въезда в Москву. Москва у ВДНХ.
Быстро доехали в нужный нам район города и пошли выяснять судьбу родственницы. Все оказалось прозаически просто! Тетушка заболела, и ее забрал к себе брат ее покойного мужа, ничего не сообщив нам. Очень сомневаюсь, чтобы они не знали наши координаты, я ведь неоднократно писал тетушке письма с нашим обратным адресом (а адрес брата мужа я наоборот не знал!). Телефонные звонки результатов не давали. И мы изрядно поволновались за судьбу человека! И если со стороны тетушки это хоть как-то можно было объяснить (она ведь дала только свой стационарный телефон), то с другой стороны … Ну да Бог им судья, каждый поступает в меру своей «испорченности».
Пешком прогулялись по Москве, до ближайшей станции метро, лицезрев «творение» Зураба Церетели в районе Тишинской площади. И, забрав машину, отправились восвояси, т.е. в гостиницу в Сергиевом Посаде.
Святое Дивеево. Уже сложилась определенная традиция, что к месту нашей «постоянной дислокации» в том или ином автопутешествии в первую поездку (именно первую!) мы прибываем глубокой ночью, проехав несколько десятков, а то и сотен километров в полной темноте! Так было в 2007 году при первой поездке в Сергиев Посад, в 2011 году — при поездке в украинский Почаев, в 2012 году — при поездке в Крым, в 2013 году — в автопутешествии в Елизарово на Псковщине (см. мои предыдущие отчеты на Drom.ru). Это повторилось и в этом, 2014 году при поездке в Дивеево! Видимо, Господь испытывает на прочность намерений — не испугаемся ли, не отступимся? Но обо всем по порядку.
Итак, сделав все свои московские дела и переночевав третью ночь в Сергиевом Посаде, мы двинули в сторону Дивеево (это село в Нижегородской области, примерно в сотне с лишним километров от Нижнего Новгорода), где расположен знаменитый Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь — четвертый удел Пресвятой Богородицы, в котором покоятся мощи святого Серафима Саровского, Святая канавка, по которой ходит сама Пресвятая Богородица, несколько Святых источников — преподобного Серафима, Казанский источник и другие — всем интересующимся рекомендую обратиться на официальный сайт монастыря — http://www.4udel.nne.ru/ , где подробно раскрыта история и сегодняшний день монастыря. Справедливости ради отмечу, что отправились мы «не наобум», а предварительно заказав гостиницу в Дивеево через Интернет. Хотели поселиться в самом монастыре, но все места в монастырских гостиницах были заняты, поэтому забронировали места в гостинице «Олимп» в Дивеево.
Так получилось, что из Сергиева Посада выехали только часиков в 12 дня при ясной солнечной погоде. Как ехать? — ясно, что по автомагистрали М7 «Волга» почти до Нижнего Новгорода, а далее региональными дорогами до Дивеево. Но как попасть на М7? Можно было непосредственно из Сергиева Посада поехать по большому Московскому кольцу (А108) до М7, но по опыту поездки по маршруту Клин — Дмитров — Сергиев Посад (часть кольца А108) знали, что это двухполосное шоссе, сейчас реконструируемое и забитое тяжелыми фурами, которые до 12 часов ночи не пускают на МКАД. Через Москву по МКАД то же не решились ехать, хотя бы по опыту предыдущего дня, когда, как я уже говорил выше, на подъезде к МКАД образуется громадная пробка из-за реконструкции Ярославского шоссе. Оставался один вариант — по малому Московскому кольцу (А107) через Ногинск.
До этой магистрали по широкой Ярославке домчали быстро и легко свернули на него по двухуровневой развязке. А дальше, дальше — что-то с чем-то! Ешкин кот, попали в такую пробку, причем на 90% из дальнобойных фур, что вчерашняя московская пробка показалась «раем небесным». Жена и дочери подсчитали, что минимум 1,5 часа потеряли в этой пробке. Дорога узкая, двухполосная, с обеих сторон до отказа забитая караваном фур, которые ползут со скоростью пешехода, да еще и чадят на жаре — попробуй открыть окна, а кондиционера в машине нет! В общем, прошли первое испытание этого дня! Еле-еле доползли до Ногинска, перевели дух и наверстывая упущенное время, помчали, слава Богу, по широкой автомагистрали М7 «Волга», в сторону Владимира.
Перед выездом на шоссе М7 «Волга».
Справедливости ради надо отметить, что дорога М7 нам понравилась даже больше, чем родная М10. Широкая, с более-менее ровным асфальтом, разделенными потоками встречного транспорта и относительно небольшим количеством населенных пунктов. После М10 «Москва — Санкт-Петербург» с ее постоянными пробками (как в том же Вышнем Волочке), бесчисленным количеством населенных пунктов с включенными видеокамерами или экипажами ДПС и бугристым асфальтом, бесчисленным караваном дальнобойных фур, и, как я говорил выше, чередованием обгонных полос между Торжком и Чудово, по-моему, любая другая более-менее приличная дорога покажется автомагистралью!
Итак, М7 легко позволила держать крейсерские 110-120 км/час и частично компенсировать потерянное время.
По пути решили сделать остановку во Владимире — тем более из давних поездок с родителями по Золотому кольцу я помнил, что в этом городе есть определенные достопримечательности, главная из которых — Золотые ворота. Сказано-сделано — свернули с М7 на дорогу к Владимиру и вновь уперлись в пробку. Что такое? Оказалось тяжелый фургон (по-моему, Мерседес) не разъехался на повороте с Окой и «слегка» протаранил «малютку». Да, как вспомнишь, так вздрогнешь! Ведь когда у нас еще была Ока, пара подобных случаев было и у меня. Хорошо, что в тех поездках я был в машине один и страдал (и физически, и морально) только сам — недаром тот автомобиль метко прозвали «капсулой смерти». И хорошо, что все-таки Господь дал мне возможность остаться живым и здоровым и вот ездить теперь на достойном автомобиле!
Во Владимире остановились в центре города у Золотых ворот и, оставив машину на парковке у супермаркета, немного (насколько позволяло время — ведь было уже 6 часов вечера) побродили по городу. Рассмотрели знаменитые Золотые ворота, прошлись по тихим центральным улочкам, поднялись к башне — смотровой площадке города. К сожалению, сама башня с открытой галереей — смотровой площадкой, оказалась закрыта (обидно, опоздали буквально на полчаса!). Рассмотрели окрестности у башни.
Далее — в путь! Проехали очень красивое место — Боголюбово. Времени останавливаться уже не было, поэтому сделали несколько снимков «на ходу».
На улицах Владимира.
Панорамы от смотровой площадки.
И, вновь, у Золотых ворот. Боголюбово.
И вот здесь мы с женой поспорили — она предлагала ехать к Дивеево по более короткой дороге через Судогду, Муром, Навашино, Кулебаки, Ардатов. Я же, не зная состояние этой дороги и опасаясь попасть в какой-нибудь дорожный «переплет», положился на собственную интуицию и особую осторожность — решил ехать в Дивеево сначала по федеральной трассе М7 «Волга» почти до Нижнего Новгорода, затем свернуть на трассу Р158 «Нижний Новгород — Арзамас — Саранск», чтобы через Арзамас, добраться до Дивеево — все-таки это крупные магистрали и явно их состояние лучше, чем обычной региональной дороги. НО, как показала обратная дорога, надо было действовать по пословице — «жена всегда права, а когда жена не права смотри пункт один» (дорога через Судогду, Муром, Навашино и т.д. оказалась в неплохом состоянии!). Супруга, узнав, что я выбрал «свой» вариант по крупным магистралям, крепко меня отругала и потребовала изменить маршрут. В общем, домчав по М7 до Вязников — это примерно трехсотый километр от Москвы, мы по указателю свернули на Муром, до которого было 106 километров. Пропустили пассажирский состав, постояв у закрытого переезда, а дальше почти «наощупь» (во-первых, совсем не знали этой дороги, и, во-вторых, уже быстро начало темнеть) двинулись в путь по Муромским лесам. В принципе, дорога оказалась в неплохом состоянии — обычное двухполосное региональное шоссе с неровным асфальтом, но без ям и выбоин, так, что вполне можно было держать разрешенные Правилами 90-100 км/час, не опасаясь за состояние машины. И вот тут, проезжая через густой лес, попали в небольшое происшествие — неожиданно в ярком свете фар, на уровне лобового стекла, мелькнуло что-то серое, не очень крупное, послышался удар в переднюю часть машины, примерно на стыке кромки капота и облицовки радиатора, и все стихло. Немедленно остановились и пошли выяснять — в чем дело? Никаких последствий удара, кроме небольших кусочков, то ли шерсти, то ли перьев, на машине не оказалось. Очистили облицовку и поехали дальше, гадая что-же это все-таки было — птица? — вряд ли — птицы ночью не летают, решили, что, скорее всего, это была летучая мышь, т.к. кусочки больше были похожи на шерсть мыши, чем на перья птицы! И дальше, уже соблюдая особую осторожность, двинули в сторону Дивеево. По бумажной карте (навигатора у нас нет, да он в принципе и не нужен — мы уже привыкли и легко ориентируемся по бумажным картам из атласа и дорожным указателям) выбрали маршрут — через Навашино, Кулебаки, Ардатов до Дивеево. И вот тут я вновь отмечаю для себя преимущества ночной езды — ночью хочешь - не хочешь, но соблюдаешь особую осторожность и двигаешься, неукоснительно соблюдая требования дорожных знаков и разметки! Так на прямом пути ночью я проехал маршрут до Дивеево без особых «приключений» (не считая, конечно, случая с летучей мышью). На обратном же пути, днем, в Навашино, я не заметил дорожного знака и на скорости проскочил «широкого и высокого» лежачего полицейского, ударившись нижней частью машины об асфальт — слава Богу без последствий — отлично выручает прочная стальная защита двигателя!
Приехав, в Дивеево во втором часу ночи, в темноте нашли здание гостиницы (снимки гостиницы уже утренние) и уставшие «завалились» спать.
Два дня и три ночи мы пробыли в Дивеево, вырвавшись в один из дней (об этом чуть позже) в Нижний Новгород и убедились для себя, что недаром Дивеево можно назвать «раем на земле». Красота и просторы окружающей природы удачно сочетаются с великолепными постройками монастыря и особым чувством успокоения и умиротворения, возникающим при посещении этого Святого места. Подобное чувство возникало у нас ранее в Годеново (см. один из моих предыдущих отчетов «Ночной марш-бросок в Москву или два дня душевного подъема»). В первый день мы побродили по дорожкам монастыря, посетили его красивые соборы — Казанский храм, Троицкий собор, Преображенский собор (снимать внутри храмов не благословлялось, а посему привожу фотографии только их внешнего вида), отстояли очередь и приложились к мощам святого Серафима Саровского, других почитаемых святых, отобедали в трапезной монастыря. Погода стояла, как по заказу — ярко светило солнце, и было очень тепло — градусов +25. В этот день с утра мы наконец-то приобрели новый фотоаппарат Sony, вместо старенькой «мыльницы», а потому можно сравнить качество фотографий — все, что до Дивеево (включая, правда, и утренние снимки гостиницы «Олимп»), сделано старым фотоаппаратом, в Дивеево и далее — только новым.
Казанский храм монастыря.
Во второй половине дня мы с молитвами «Богородица Дево радуйся …» прошли по Святой канавке, по которой ходит сама Пресвятая Богородица! И вновь возникло какое-то особое состояние души, не поддающееся описанию словами — это надо прочувствовать самому!
Вечером еще и прогулялись с супругой по Дивееву от монастыря до гостиницы в поселке. Дело в том, что в первый день (точнее ночь приезда) мы, уставшие, оставили машину у гостиницы на неохраняемой парковке, прямо у шоссе на Нижний Новгород. Потом решили, что все-таки лучше, когда машина под присмотром — мало ли что и стали оставлять ее на бесплатной (точнее за символическое пожертвование — кто, сколько может!) парковке за оградой монастыря — так спокойнее! А потому с утра пораньше и поздно вечером вольно или невольно совершали пешие прогулки от гостиницы до монастыря (для здоровья полезно!), примерно километра 1,5.
Во второй день решили побывать хотя-бы на одном святом источнике, а всего их пять! Выбрали самый «дальний» — источник Серафима Саровского, узнали дорогу — и в путь, ехать пришлось километров 15.
Дорога к Святому источнику (Серафима Саровского).
Приехали, а у источника много народу — и пешего, и мобильного! А тут опять интересное событие — совершенно случайно встретили прихожанина нашего храма из Санкт-Петербурга — вот ведь мир тесен — никогда бы не подумал, что за столько километров от дома можно встретить знакомого человека!
На автостоянке у источника Серафима Саровского.
В день посещения источника, как и накануне, стояла теплая летняя погода, и очень многие, не ограничиваясь набором ключевой воды в различные емкости, перекрестившись, окунались в источник с головой (многие трижды!). Вода, естественно, ключевая и температура — соответствующая! К сожалению, по состоянию здоровья я не решился совершить омовение, но супруга со старшей дочерью окунулись и всю обратную дорогу рассказывали об особом чувстве душевного подъема и успокоения, возникающего после купания!
Панорама часовни Серафима Саровского у источника.
На подходе к Святому источнику.
Вот она Благодатная водица.
Вдохновившись купанием в источнике, решили съездить в Нижний Новгород — когда еще будет возможность побывать в нем! Было уже часов 5 вечера, ехать надо было километров 150 (точнее, как потом оказалось, 174). Вроде бы поздно, но другого выхода нет — завтра уже в обратную дорогу домой!
Вот теперь представилась возможность проехать тем маршрутом, который я ранее планировал сделать основным — от Дивеева, через Арзамас на дорогу «Нижний Новгород — Саранск». Ехали и рассуждали — насколько же права оказалась супруга Наталья, что изменили маршрут на Муромский! Дорога «Нижний Новгород — Арзамас — Саранск» (Р158) хотя и была в неплохом состоянии по качеству дорожного покрытия, но во многих местах — реконструируемая с соответствующим снижением ширины и скорости движения. А второе и самое главное — сильно «забитая» дальнобойными фурами и с очень неровным рельефом — постоянные спуски-подъемы — в общем, «русский экстрим» (или рулетка — кому как нравится!). Сразу вспомнилась наша многострадальная М10 «Москва — Санкт-Петербург» — что-то подобное испытываешь между Чудово и Торжком!
Вот они, русские просторы.
И вновь красота России.
Часика через два прибыли в Нижний Новгород — и сразу на стрелку — к Кремлю — полюбоваться великолепными видами со смотровой площадки!
Знаменитая Стрелка.
Волжские панорамы.
Панорамы Нижнего …
Время уже было позднее, поэтому заранее извиняюсь за качество фотографий, возможно, что-то не получилось!
Проведя фотосессию, спустились с верхней набережной на нижнюю и пешком отправились в уже наступающей темноте вдоль Волги к устью Оки. Дойдя до конца набережной, уже при свете уличных фонарей поднялись по высокой лестнице (спускаться было намного легче!) к памятнику В. Чкалову и далее к машине. Попив кофейку из термоса — а было уже часов 10 вечера — отправились в обратный путь.
Ну, скажите, какое автопутешествие без приключений — так и жить неинтересно! Выезжая из города, в темноте я «промахнул» нужную развязку и уехал в ином, чем надо было, направлении! Едем и «нутром чувствуем», что что-то не то — вроде бы здесь не проезжали! Остановились на АЗС — уточнили у заправщика (или охранника) — действительно — не то, не туда — надо возвращаться! Развернулись и поехали обратно и опять «незадача» — опять попали не на ту, что надо, дорогу. Только с третьего раза выехали на нужное нам направление! А время уже 12 часов ночи! Полная темнота!
Едем с горки на горку — и вот тут нас выручали тяжелые «мастодонты» — дальнобойщики. Пристроишься за какой-нибудь фурой или «бочкой» — а у него и задний борт «светится», и скорость держит приличную, и самое главное! — вовремя притормозит или покажет правым поворотником, что все спокойно — можно смело идти на обгон! Побольше бы таких водителей-профессионалов своего дела! А то ведь бывает и так — выезжаешь с заправки на трассу, потихоньку пристраиваешься в правый ряд, а тут летит этакий слон, трубит как паровоз, не притормозит, не перестроится в другой ряд (хотя он свободен) — уступи ты ему и все тут! Это уже конкретный случай в этой поездке, в Московской области.
В общем, часикам к двум ночи мы вернулись в гостиницу в Дивеево. Сил перегонять машину на парковку к монастырю уже не было, да и она явно была закрыта — вновь припарковались у гостиницы.
В последний день нашего пребывания в Дивеево (точнее, получилось полдня не больше, т.к. в этот день надо было еще и доехать до Сергиева Посада, где была заказана гостиница «Вознесенская») мы, вновь, с удовольствием походили по монастырю, приложились к мощам святого Серафима Саровского, а супруга и «пробежала» по Святой канавке.
Ждем супругу у конца Святой канавки.
Погода потихоньку начинала портиться — сгустились тучи, начал накрапывать мелкий дождик — пора домой. Выехали часиков в 12 - час дня и, не повторяя ошибок, поехали уже знакомым маршрутом, через Ардатов, Навашино, Кулебаки на Муром. Дорога была, в целом, спокойная и «проезжая» — никаких серьезных «ям, канав и выбоин» — вот тебе и региональное шоссе.
А далее Муром и вновь дилемма — ехать проверенным маршрутом по магистрали М7 «Волга» или напрямую на Владимир, через Судогду. Посоветовавшись с местными водителями решили ехать напрямую и нисколько не пожалели об этом — дорога оказалась отличного качества с недавно отремонтированным асфальтом. Правда, узковата и на отдельных участках с приличным трафиком — приходилось тащиться за каким-либо грузовиком, ждав разрыва во встречном потоке. Но это лишь на отдельных участках. Понравилась и окружающая природа — густой лес, стоящий вдоль шоссе, прерываемый деревнями и полями. Незаметно, уже в сумерках «подобрались» ко Владимиру. А далее, целиком доверяя штурману супруге Наталье, выехали на окружную Владимира и «пролетев» по федеральной «Волге» в Лакинске свернули с нее (тем более мощный поток фур в отдельных местах создавал серьезные пробки) на региональные шоссе до Кольчугина и Александрова. Несмотря на уже наступившую темноту и сложный рельеф дороги — постоянные спуски-подъемы — проезд по региональной дороге мне понравился гораздо больше, чем по «федералке». Гораздо меньший трафик, приемлемое качество дорожного покрытия, отсутствие гаишников и видеокамер — все это способствовало более спокойной езде, даже со скоростью 90-100 км/час.
Вообще, уже достаточно много поездив по различным федеральным и региональным дорогам России, Белоруссии, Украины, я для сделал для себя вывод, что, во-многих случаях, особенно если региональное шоссе обладает приемлемым качеством дорожного полотна, региональные дороги являются отличной альтернативой федеральным магистралям, которые прилично «достали» караванами дальнобойных фур, высокими скоростями потока, обилием гаишников или видеокамер, где надо и не надо! То ли дело региональная дорога — проходит по красивой местности, более-менее спокойный трафик и можно не спешить, всегда можно выбрать подходящее местечко для короткого привала.
Итак, уже в полной темноте (а было часиков 9 вечера) мы свернули от Лакинска к Кольчугину и Александрову и, используя накопленный опыт ночных поездок, поехали к конечной точке маршрута — Сергиеву Посаду. Дорога петляла и поднималась с горки на горку. Машин было относительно немного, но и не мало — то и дело попадалась «встречка», чаще легковые машины и автобусы, но и ,что удивительно, дальнобойные фуры (я-то думал, что они «гоняют» только по федеральным магистралям). В целом дорога не напрягала, но тут другая незадача — начал кончаться бензин, зажглась лампочка резерва топлива, а заправки все нет и нет. Тут следует пояснить, что и дома, в Санкт-Петербурге, и, в дальнобойных поездках по стране, я стараюсь заправлять машину только на проверенных фирменных заправках — Neste, Лукойл, Газпромнефть. Возможно, благодаря этому, двигатель уже прошедшего 4 года Фольксвагена работает также тихо и без сбоев, как и на совершенно новом автомобиле из автосалона, никакого расхода масла, между очередными ТО я не наблюдаю. Так вот, попадались, конечно, какие-то «подозрительные» заправки, на которые заезжать желания не было. В общем, решили будем «тянуть» до Александрова. Когда на панели зажглась надпись — осталось топлива на 20 километров — показались огни этого города и прямо при въезде нас встретила фирменная заправка «Лукойл». Ну, слава Богу — «дотянули». Времени было уже 12 часов ночи. Пришлось подождать полчасика, пока закончится пересменка на АЗС, а тут позвонили из гостиницы (напомню, у нас предварительно был заказан номер в гостинице «Вознесенская» в Сергиевом Посаде): «Вы едете или нет?». Когда узнали, что мы находимся еще только в Александрове, начали ворчать и даже предложили самим поискать жилье в этом городе! Вот такой у нас еще встречается «сервис»! Посоветовавшись — решили, а и правда, куда ехать на ночь глядя — остановимся в Александрове! Уточнили у местных жителей, как проехать к гостинице и в час ночи прибыли в отель.
Гостиница оказалась зданием «общежицкого» типа — длинные коридоры с дверями друг напротив друга и поначалу, экономя средства и заказав два стандартных номера, получили удобства в самом конце коридора, душ так и вообще оказался заперт на замок. Так дело не пойдет! Надо же отдохнуть «по-человечески»! Доплатили за один номер «люкс». Вот это уже другое дело — все удобства в номере и даже телевизор есть! Перекусив «чем Бог послал» завалились спать.
Наутро, наскоро собравшись, покинули гостиницу и отправились в сторону Москвы (там у нас были дела), до которой оставалось уже недалеко. На сей раз абсолютно без пробок (была суббота, раннее утро) въехали в столицу.
Но что творилось на встречной полосе (т.е., на выезд из Москвы) — что-то с чем-то — громадные пробки на несколько километров — видно московский люд дружно выдвинулся на уик-энд подальше от белокаменной!
И правда, в самой Москве машин и людей было совсем мало, так что мы без проблем объехали несколько районов Москвы, сделав необходимые дела! А дальше — дальше необходимо было пообедать и отправляться в сторону Валдая по родной Ленинградке, где у нас была заказана гостиница. В самой Москве поиски приемлемой по качеству и ценам точки общепита результатов не дали — то ли очень дорого, то ли как-то «неаппетитно»! В общем, отстояв приличную пробку на выезде из столицы (где ты, новая Ленинградка — М11? — надеемся, что откроешься в этом году!), нашли неплохую столовую прямо на трассе в Солнечногорске. Пообедав и отдохнув, двинулись дальше.
Вот она, «извечная пробка» на Ленинградке.
Несмотря на субботний день трасса работала в напряженном режиме — много легковых машин, не меньше (если не больше!) дальнобоев, часто возникали небольшие пробки — приходилось постоянно быть в напряжении. Уже в сумерках и опять без пробок «проскочили» Вышний Волочек и, на сей раз на выезде из города, уперлись в хвост пробки — что случилось? А случилась крупная и неприятная авария (мы видели только ее последствия!) — здоровый дальнобой (по-моему, Скания с полуприцепом) «ушел» в кювет, «прихватив» за собой еще несколько машин! Зрелище не из приятных — даже со стороны, что уж говорить об участниках аварии! И уже остановившись на ночлег в Валдае, мы узнали, что ночью на этом участке, произошла еще одна авария с участием двух фур и легковой машины, в которой серьезно пострадал водитель легковушки! Так и хочется воскликнуть: «Люди, будьте бдительны и внимательны, особенно на такой трассе, как М10 «Москва — Санкт-Петербург», каждую минуту, каждую секунду — иначе последствия непредсказуемы!».
В Валдае мы остановились в гостинице с одноименным названием, номера в принципе неплохие и условия приемлемые! Поскольку мы прибыли уже ночью, то можно было остаться в ней еще на один день, но к сожалению, время сильно подпирало, и в воскресенье надо было ехать домой.
Утром побродили по городу, зашли в местный храм, прошлись вдоль берега Валдайского озера. Красивые, живописные, спокойные места — остаться бы тут на недельку!
Валдай. Вид из окон гостиницы.
Панорама Иверского монастыря.
И вновь трасса — на сей раз, слава Богу — без аварий, хотя постоянно на обочинах попадались то окровавленные бинты, то разбитые детали машин — трасса «работает».
М10 «Москва — Санкт-Петербург».
Наконец-то, в светлое время суток проехали Великий Новгород! Остановились и походили по его улицам, сделав отдельные фотографии. И последний бросок, на Санкт-Петербург!
У Центра современного искусства.
Памятник архитектуры.
Очень коротко главные итоги поездки. За 10 неполных дней проехали около 4 тысяч километров — точный подсчет я, к сожалению, не произвел — просто забыл посмотреть и записать показания бортового компьютера при выезде из дома, открыли для себя новые и интересные места, «впитали» Благодать Божию от Святых мест, зарядились позитивной энергией на год вперед!
УДАЧИ И БЕЗАВАРИЙНЫХ ПОЕЗДОК ВСЕМ ВАМ!