|
ЧАСТЬ I
Прошёл месяц после нашей последней поездки.
Грязь с наших машин ещё не успела осыпаться.
А мы снова собираемся в дорогу.
На этот раз на северо-запад. В Верхнебуреинский район Хабаровского края. На озеро Большой Сулук.
Дорога
300 километров по грунтовке до посёлка Джамку, ещё 30 километров по лесовозке до моста через реку Сулук, и самый тяжёлый участок — 20 километров до озера, и ещё успеть бы вернуться обратно.
Путь не близкий, а у нас всего 4 дня. Поэтому, как часто бывает, мы выезжаем поздно вечером, после работы. В награду получаем редкой красоты закат. Грозовые тучи подсвечены уходящим солнцем. Где-то там, далеко-далеко за ними, наша цель. Заглянуть бы туда...
За ночь с короткими остановками на сон мы проехали чуть больше 200 км. Из них по асфальту только около 30.
Дорога Комсомольск-на-Амуре — Чегдомын является частью бывшей технологической дороги, служившей для строительства Байкало-Амурской Магистрали. На всем протяжении дорога проходит в непосредственной близости от железной дороги. Большинство мостов находятся в аварийном состоянии или полностью разрушены. Часть дороги официально считается зимником, и в летнее время не проходима.
Утро мы встретили в районе реки Мерек — левого притока Амгуни. Ещё несколько километров и мы окажемся в последнем населённом пункте на нашем пути.
Посёлок Джамку
Посёлок построен в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов 20 века, строителями великого БАМа из далёкого города Волгограда, среди которых были и родители Евгения Плющенко, родившегося в этом таёжном посёлке.
А мы помчались дальше, весело поднимая клубы пыли из-под колёс.
Наш путь теперь лежал по лесовозной дороге, уходившей далеко в Тайгу, к отрогам Буреинского хребта.
Где-то здесь проходит граница Солнечного и Верхнебуреинского районов Хабаровского края.
На одном из живописных изгибов дороги мы решили остановиться на перерыв.
Дорога забиралась всё выше и выше. Вскоре она запетляла, огибая каждую сопку, и открывая нам прекрасные виды. В этом году лес в этих местах не рубят и не вывозят. Но всё же стоит отдать должное водителям лесовозов, бульдозеров и другой большегрузной техники, которые бесстрашно в любую погоду, рисковали своей жизнью на этих крутых склонах, просто выполняя свою работу.
Река Сулук
Вот, наконец, и река Сулук.
Мост через неё проходит немного выше впадения реки Куругунжа.
Сулук в переводе с эвенкийского «тополиный». Хотя это самые верховья реки, тополей здесь почти нет. В основном течении ниже по реке они встречаются гораздо чаще. Зато лиственница, кедровый стланик и болота, которыми нас так пугали, присутствуют здесь в изобилии.
Решаем провести небольшой мозговой штурм. Сейчас очень важно принять правильное решение. От него будет зависеть успех всего мероприятия.
Решаем пройти немного по дороге ведущей до озера и оценить её состояние.
Да, действительно дорогой это назвать сложно, по слухам, около 8-10 лет назад здесь скорее всего прошёл гусеничный вездеход или бульдозер.
До озера Большой Сулук отсюда по прямой 20 с небольшим километров вверх по реке. Если сейчас выйдем пешком и налегке, то завтра будем на озере. Но назойливая мысль попробовать проехать на наших вездеходах всё-таки оказывается сильней. Вопрос лишь в том, как ехать. Появился вариант двигаться не по дороге, а вверх по реке, и по сухим протокам.
Наскоро раскидав весь скарб по двум машинам. Выдвигаемся к реке, оставив Хайс в безопасном месте.
В этом решении, конечно, было очень много рисков. Во-первых, резко меняется погода, проливной дождь поднимает воду в реке за полдня и любой брод, незаметно проходимый сейчас, становится смертельно опасным для машин, вещей и людей.
Эвакуация при таком раскладе становится возможной только после полного окончания непогоды. Во-вторых, огромные валуны, которые мы объезжаем на сухих косах, под водой невозможно гарантировано просмотреть и тем более объехать. Риск серьёзной поломки при таких условиях увеличивается многократно.
И, в конце концов, если через продолжительное время мы упрёмся в непреодолимое препятствие, нам придётся как-то вытаскивать машины на берег, если дорога будет далеко от реки, даже если мы решим идти дальше пешком. Всё это можно дополнить повышенным расходом бензина, нервных клеток и времени. И вот мы тронулись.
Сначала путь пролегал по каменистым косам. С переходами с одного берега на другой.
И вскоре случилось то, чего мы так боялись. Дальнейший путь по реке был невозможен. Валуны стали ещё больше, а русло сужалось, не оставляя сухих кос по краям.
Чудесным образом на другом берегу реки оказалось что-то похожее на дорогу.
Встала задача подготовить въезд на крутой берег, растащить валуны, проверить глубину брода, убрать стволы деревьев.
Только после тщательной подготовки мы поехали.
Подцепив лебёдку, довольно быстро вытягиваемся на берег.
Но, радость была не долгой, дорога опять вышла на протоку,
которая очень скоро упёрлась в густой лес.
Выезд из которого дался нам нелегко.
Ещё одна протока и мы опять упёрлись в лес.
И так много-много раз, пока наконец в просветах между тальниками не появилось основное русло, из которого мы так долго выбирались несколько часов назад.
Разведка показала, что дальше по руслу путь закрыт, и мы опять выбираемся на дорогу, которая проходит в тридцати метрах от реки.
Вообще машины в этой поездке много раз нас удивляли. Хотя, конечно, они созданы для передвижения по городу, после небольших доработок они всё же неплохо едут по Тайге.
Выбравшись на дорогу, едем дальше.
Решили двигаться сегодня до последнего, пока хватит сил.
Ну а вот и место нашего сегодняшнего приюта.
Не самое весёлое местечко.
На сегодня, пожалуй, хватит, надо отдохнуть всем, ведь ещё неизвестно, что нас ждёт завтра.
ЧАСТЬ II
Утро второго дня.
До озера остаётся немногим более 15 км. И это расстояние нам каким-то чудесным образом предстоит преодолеть сегодня.
Иначе мы никак не успеем вернуться домой к назначенному времени. И мы поехали дальше.
Каждый ручей, стекающий с гор в реку Сулук, пересекал дорогу, по которой лежал наш путь. И в месте его пересечения от дороги ничего не оставалось. Ребятам приходилось ворочать неподъёмные каменные глыбы, чтобы освободить проезд для машин.
В любой момент при преодолении подобных препятствий у машин могло отказать всё, что угодно, а это значило бы, что мы не добираемся до озера и теряем средство передвижения, потому что вытащить отсюда машину сможет только спецтехника, доставка и работа которой в этих местах будет стоить столько денег, сколько примерно стоят наши машины.
Мы ехали дальше, надеясь, что дорога станет лучше.
Вскоре мы опять пересекли реку Сулук,
но дорога не особо изменилась.
К обеду проехав незначительное расстояние и уткнувшись в огромный завал, разбор которого отнял бы у нас оставшиеся полдня, мы приняли волевое решение, оставить боевых слонов, и выйти в пеший путь. В надежде к вечеру добежать до озера.
Наскоро собрав двухдневный запас еды, спальные вещи и фотоаппараты, мы выходим пешком в сторону озера.
За оставшиеся полдня нам надо пройти около 12 км вверх по реке, перебираясь с одного берега на другой в поисках оптимального пути.
По берегам реки стоит прекрасный лиственничный лес,
не видавший пилы лесоруба, и лишь появляющаяся изредка дорога немного нарушает ощущение нетронутой первозданности здешней тайги.
А вот и младшие братья нашей цели — небольшие озерца посреди густого леса за несколько километров не доходя до озера Большой Сулук.
На подходе к озеру мы увидели цель прокладки столь непростой дороги.
Здесь стоял вагончик и просторный деревянный дом,
в котором, очевидно, лесорубы, проложившие сюда дорогу, намеревались отдыхать после своих трудовых будней.
Да, озеро поразило нас своей красотой. Оно расположено на высоте 1330 м над уровнем моря — шириной 500 метров и длиной 1 км 700 м, имеет максимальную глубину 28,5 м.
По поводу происхождения озера до сих пор ведутся научные споры, кто-то считает, что это днище древнего ледника, кто-то уверен, что это кратер доисторического вулкана, другие говорят о тектоническом провале, конечно, есть версии и про падение метеорита или другого внеземного объекта.
Мы в самых истоках реки Сулук, которая вытекает тонким ручейком из озера и, сливаясь через 120 км с рекой Аякит, образует значительный левый приток Амура — реку Амгунь, некогда богатейшую рыбой и пушным зверем с редкими стойбищами негидальцев и эвенков.
Через озеро когда-то проходил древний путь оленеводов, перегонявших стада северных оленей с севера на юг в поисках богатых пастбищ.
Кстати, озеро имеет ещё одну уникальную особенность: с противоположного от нас края его берег подтачивает ещё один исток реки, также относящийся к бассейну Амгуни, но впадающий в неё на 150 км ниже слияния Сулука и Аякита. Река Сулук-Макит, что в переводе с эвенкийского означает «перевал на Сулук». Он постепенно перехватывает озеро Большой Сулук и в далёком будущем, возможно, частично или полностью осушит его.
Рыбаков в этом озере привлекает эндемик здешних мест — пучеглазый ленок, которого судя по сеткам в доме, ловят отнюдь не спортивным образом, и уж точно не отпускают после поимки. Скалолазов могут привлечь останцы, расположенные в истоках реки Сулук-Макит, достигающие более ста метров в высоту.
В общем интересных мест здесь очень много, и приходить сюда надо, конечно, не на одну ночь как мы, а как минимум на неделю.
Дом сделан добротно, на большую компанию. Скажем большое спасибо его строителям, и сделаем всё возможное для его сохранения, и для сохранения мало нарушенной природы здешних мест.
ЧАСТЬ III «Эвакуация»
За ночь сильный северный ветер всё-таки пригнал к нам непогоду.
Сплошные облака укутали все сопки густым туманом.
Начинающийся дождь мог сильно усложнить движение на машинах по и так не простой дороге и затянуть наш отъезд домой.
Поэтому, наскоро перекусив, решаем выйти в обратный путь.
Хотя уходить, конечно, не хотелось, ведь мы не в полной мере насладились красотами озера, взглянув на него лишь одним глазком вчерашним вечером.
Но вскоре и само озеро стало исчезать под плотным покрывалом облаков.
До новых встреч, озеро Большой Сулук!
А теперь нам надо как можно быстрее дойти до наших машин, пока вода в реке не поднялась и пока не сильно размочило болото, по которому нам предстоит выбираться на лесовозную дорогу.
Дойдя до машин, ни медля ни минуты, мы двинулись дальше.
Как известно, обратный путь всегда короче. Но только не на Планете Тайга.
Те места, которые мы без особых проблем проезжали вчера, сегодня заставляли нас задерживаться. Начинали рваться тросы, хрустеть привода.
В добавок ко всему на второй машине начал греметь, но пока ещё работая, передний редуктор, треснувший вероятнее всего на реке от удара о большой камень.
Тайга словно не отпускала нас, подкидывая нам всё новые и новые трудности. Постепенно стемнело, усилился дождь. Задача была во что бы то ни было к утру выбраться из грязевого плена.
За всю ночь мы не остановились ни на секунду, ни перекусить, ни прилечь, ни развести костёр.
Лишь к рассвету ребята стали засыпать на ходу, падая на колени от усталости.
Ближе к утру редуктор перестал работать полностью.
Вторая машина осталась без переднего привода.
Также ночью на этой же машине полностью сломалась задняя пружина, а под утро не выдержал домкрат, согнувшись пополам.
Не сгибались и не ломались только люди, с честью выдержавшие испытание до конца.
И вот, наконец-то, мы выползли на дорогу. Хоть до нашего дома и оставалось ещё более 300 км, мы выдохнули, потому что самая тяжёлая часть пути была позади. И через несколько часов, поздно ночью все уже были дома.
Участники экспедиции:
Богданов Анатолий Иосифович
Воронко Юрий
Писаренко Евгений
Пузырёв Виталий
Кривощеков Юра
Завьялов Игорь
Решетников Денис
Решетников Виктор