|
Семь человек — дедушка с бабушкой, папа с мамой и трое малышей 7, 5 и один годик на автомобиле «Шаран» решили поехать в пригород Варны на месяц поправить здоровье. В качестве репетиции и открытия «Шенгена» скатались на недельку в Финляндию.
Долгие сборы, прокладка маршрутов, все было перечеркнуто событиями на Украине. За месяц до поездки сменили маршрут: Беларусь — Польша — Словакия — Венгрия — Сербия — Болгария, но опять вмешались непредвиденные обстоятельства — наводнение в Сербии. В итоге родители с детьми решили добираться на самолете, а нам старикам так хотелось посмотреть Европу, что решились рвануть на машине. И так «Шаран» был заменен на «Шкода Фабия-1,2». Экипаж — два пенсионера, расчетное время в пути — четверо суток. Разбили весь маршрут на участки около шестисот километров. Получилось: Санкт Петербург — Полоцк — Брест — Мишкольц — Питешти — Варна. Забронировали гостиницы через «Букинг», во всех местах остановок, кроме Беларуси (неоднократные поездки в братскую республику давали основание надеяться на дешевые и приличные условия проживания).
23 мая, день первый
Выезд в 6 утра, при упорном сопротивлении бабушки, удалось осуществить почти вовремя. Ранний выезд обусловлен желанием проскочить ремонтные участки дороги без пробок, что в принципе и удалось. В одиннадцать часов уже проезжали Псков, остановились на какой-то второстепенной дороге попить кофейку и размять косточки, пока пили кофе, вспоминали стоянки в Беларуси, где можно было и руки помыть и посидеть за чистым столиком под навесом. Но это все впереди, а пока наша действительность.
Немного отступлюсь о навигаторах: при подготовке, скачал новую программу в свой «texet», и еще четыре программы в планшет. Так что казалось, вооружились довольно хорошо, но все оказалось несколько иначе. Если старая программа вела нас кратчайшей дорогой, не спрашивая, платная она или нет, то новая вела какими-то только ей понятными путями. В итоге до Полоцка умудрились проехать лишних двести километров. Правда, надо сказать, за исключением участка в двадцать километров перед Островом, дорога приличная, подвеска осталась целой. Полоцк — любимый город в Беларуси, тихий, уютный, недавно отметивший свое 1500-летие, не буду распространяться про достопримечательности, но погулять по городу, зайти в Софийский собор надо обязательно.
По размещению — остановились по привычке в центре города, сейчас это называется «гостиничный комплекс Славянский». За три года после нашего последнего посещения Беларуси многое изменилось, нет, гостиница после ремонта стала чище, но цены увеличились почти в два раза по сравнению с последним посещением, при том же уровне сервиса, что и раньше. Wi-Fi работал только в районе ресепшн. Узнав цены на гостиницы в Бресте, решили несколько изменить маршрут и заночевать в Польше. «Букинг» ничего путного не предлагал, но решили рискнуть.
24 мая, день второй
6 утра. Выспавшись в тихом номере, продолжили наше путешествие, пока не наступила жара. Предыдущий день было за тридцать градусов, кондиционер в машине спасал, но кашель и насморк не лучшие спутники. И так потихоньку выбрались из города, навигатор опять повел неизвестной дорогой, решили не испытывать судьбу и последовали его рекомендациям. Наверное, правильно сделали, «Texet» вывел нас на трассу М-1 и в объезд Минска со скоростью сто двадцать километров в час прибыли в город герой Брест,
Все прекрасно — и остановки на приличных стоянках вдоль трассы, и ненавязчивые байкеры, организовавшие свой пробег по одному маршруту с нами. Перед самым Брестом большая пробка подвигла нас к мысли — ехать в Польшу через Домачево. Заправившись по самую горловину на АЗС рядом с границей, совершили переход в «шенгенскую» зону. По сравнению с предыдущим походом в Польшу на этот раз все оказалось гораздо проще — ни вопросов о цели поездки, ни потрошения личных вещей не было. Пограничник только заглянул в багажник, пробурчал, глядя на коляску: «А личные вещи. Сколько водки везете?». Очень удивился, когда узнал, что водки нет, заглянул на заднее сиденье и немного расстроившись, спросил: «А сигареты есть?». «Да четыре пачки, как положено». Услышав такой ответ, с последней надеждой в голосе поинтересовался: «А бензина сколько везете?» «Нисколько», — ответ добил его окончательно, поставив печати в паспорта, пожелал счастливого пути.
Как только мы выехали за пределы таможенного поста, пошел дождь. Сразу вспомнился рассказ о деревне «Гадюкино». Под проливным дождем двинулись в сторону Люблина. Километров через двадцать попался придорожный отель. Решили не испытывать судьбу и остановиться на ночлег, тем более норма пробега была перевыполнена — проехали семьсот тридцать километров.
Отель оказался уютным и недорогим – двадцать евро за двухместный номер. Плюс пять евро за довольно сытный обед. Из-за неперестающего дождя решили воздержаться от прогулки по окрестностям. Пришли в номер, включили телевизор, вдруг тишину нарушил вой автомобильных клаксонов,
приветствующих свадебную карету, запряженную парой гнедых. Оказалось в отеле, где мы остановились, справляется свадьба. Это событие вызвало у нас шок, а предчувствие бессонной ночи некоторое отторжение надвигающегося праздника. Слава богу, наши опасения оказались беспочвенны, ни криков «Горько», ни драк с дальнейшими выяснениями «Ты меня уважаешь?» не было. Тихо, мирно гуляли всю ночь, не мешая постояльцам, вроде нас. В шесть утра местного времени (в восемь по-нашему) под недоуменные взгляды убирающих столы работников сели в машину и поехали дальше.
25 мая, день третий
О Польше можно писать много, можно и ограничиться просто несколькими словами. Наверное, сделаю второе: дороги хорошие, но узкие, трасса великолепна, но коротка, дороги через горы красивы и приятны, это все я узнал несколько позже, так как все познается в сравнении. А пока пронеслись по Польше со средней скоростью 68 км в час, с двумя остановками на перекур. Ездить по Польше в выходные очень даже приятно — дороги пустые (весь народ в костелах).
Только от навигатора узнали, что мы въезжаем в Словакию. Так как ни каких-либо указателей, ни приветственных плакатов не заметили. Только проехав несколько десятков километров, обратили внимание, что часто встречаются «шкоды», дома стали «победнее», и на заправках другие ценники. Дороги мало чем отличаются от польских и белорусских, в общем — Словакию проскочили, почти не заметив. Только в Венгрии при покупке виньетки, узнали, что и в Словакии надо было ее покупать. Может мне показалось, но дороги в Венгрии гораздо лучше предыдущих стран, в любом случае, дороги очень понравились. И опять претензии к навигаторам, гостиницу, заказанную в «Букинге» искали больше часа, уже собирались плюнуть и поселиться в первом попавшемся отеле, как наткнулись на нужную нам гостиницу.
Только въехали на территорию парковки — пошел дождь, такое впечатление, что это предписано свыше. Номер, простенький без излишеств, стоит двадцать три евро. Пока рассчитывались либо картой, либо наличными евро, местную валюту еще не обменивали. Даже когда гуляли по Мишкольцу (очень советую попасть в бассейн с минеральной водой и пещеру с источником этой воды), везде принимали евро.
Придя после познавательной прогулки, обнаружили возле нашей машинки десяток «байков», со словенскими номерами, опять подкралось предчувствие бессонной ночи и опять оно нас обмануло, байкеры оказались мирными путешественниками, выставившими в коридор свои краги и завалившимися спать уже в десять вечера. Хозяйка гостиницы, узнав, что мы собираемся уезжать рано утром, попросила оставить ключ в двери и никого не беспокоить. Впрочем, как и везде, где мы до этого ночевали.
26 мая, день четвертый
Стараясь никому не мешать, около шести утра спустились к машине, двадцать минут по городским улочкам и вот мы на трассе. Сейчас после поездки, я считаю, что это лучшая трасса из тех, по которым мне приходилось ездить. Сто тридцать километров в час по свободной, ровной дороге — что еще автомобилисту надо? Оказывается надо — стоянки, с беседками, скамеечками, урнами и чистыми туалетами. Все это есть на трассе в Венгрии.
Два часа пути и вот граница с Румынией. Здесь уже все по другому, закончилась «шенгенская» зона, надо ставить печати в паспорта, процедура долгая и нервная. Румынский пограничник попросил поставить машину в сторонку и подождать. Через полчаса я подошел, спросил: «Сколько еще ждать?» Оказалось, что компьютер завис и перед нами автобус из Молдовы — надо ждать. Через час автобус с молдаванами, получив паспорта, уехал. Пошел опять к погранцам — показывают на компьютер, мол, не работает. Со мной рядом москвичи на «тиане» и итальянцы на «альфе». Румыны не спешат, пропускают свои машины и изредка поглядывают на «комп», тот висит. Посоветовал перезагрузить, минут десять думали, перезагрузили, пропустили итальянцев. Мы с москвичом остались, еще через полчаса пропустили и нас, причем одновременно, видимо, компьютер понял, что денег не дадим и заработал. В итоге, два часа в Венгрии, 2 часа на границе и въехали в Румынию только в 10 утра. Навигатор повел нас в горы, первые два часа было интересно, узкие разбитые дороги, казалось, что сейчас не 2014, а по крайней мере 1945 после бомбежки, такое состояние дорог даже у нас в Лен. области уже не встретишь.
Два часа вверх, потом столько же вниз через малюсенькие деревеньки, сохранившиеся без изменений со времен Влада Дракулы. Дома стоящие вплотную к дороге, без тротуаров, и совершенно нет жителей. Складывается впечатление, что деревни просто вымерли. Через сто километров появились дорожные рабочие, удовольствия это не добавило, мало того, что двигаешься со скоростью двадцать-тридцать километров, так еще и стоишь на переносных светофорах минут по пять, и так на протяжении 200 км. Но самое интересное началось, когда навигатор стал говорить «Вы едете в противоположную сторону, развернитесь на сто восемьдесят градусов». Нервы у моего штурмана, и по совместительству жены, не выдержали. Она потребовала вернуться назад и искать другую дорогу, но моя природная дипломатия и предложение развестись, если ей что-то не нравится, сделали свое дело. Еще два часа в гробовом молчании и выезжаем на трассу А-1. Трасса хорошая, но короткая, через час впереди ремонт, объезд и опять горная дорога. Правда, без ремонтных работ и крутых поворотов, как на предыдущем горном участке. Красота неописуемая!
Четыре часа по удивительным местам – горы, реки, обрывы, поселки и города на склонах так и просятся на холст. Жалко, что я не художник. Жена израсходовала весь объем памяти телефона и почти не фотографировала открывающиеся пейзажи. Да и фотографии не передают тот объем и величественность горных массивов. Это надо видеть лично.
Ночь в горах наступает довольно быстро – солнце прячется за вершину и становится темно. Нам повезло, что темнота накрыла нас в конце горного участка. Вскоре вернулись на трассу А-1, и через час уже въезжали в Питешти. Поиски забронированной гостиницы ни к чему не привели, все, с кем удалось хоть как-то пообщаться, понятия не имели, где находится нужный адрес. Решили остановиться в первом попавшемся отеле и не прогадали, за двадцать шесть евро поселились в отличном номере, даже не верилось, что такие номера бывают так недорого.
27 мая, день пятый
На осмотр Питешти времени не было, решили не рисковать – мало ли какие горные участки ждут нас впереди. В шесть часов утра, попив кофе, двинулись в путь.
Навигатор подло не хотел показывать дорогу в Болгарию, планшет завис – не мог найти местоположение. Хорошо, рядом с отелем была стоянка такси, мои знания румынского и жестикуляция таксистов позволила определить направление на Бухарест. Проехав три светофора, как сказали таксисты, увидели указатель на столицу Румынии. Еще полчаса и появился знак магистрали, тут же заработал планшет. Через час остановились на стоянке, покурить и снять стресс. Стоянка оставила очень приятное впечатление. Еще час езды и вот уже съезд в Бухарест. Следуя указанию планшета, повернули на какую-то, ну очень второстепенную дорогу, забитую фурами. Шестьсот метров по этой дороге заняли минут сорок, с постоянным приставанием цыганских торговцев всяким мелким товаром. Вот, наконец, поворот на более скоростную дорогу, но из-за впереди плетущихся фур до магистрали на Русе плелись со скоростью сорок километров. Трасса к границе с Болгарией не такая ухоженная как на Бухарест, но очень даже приличная. Еще через два часа круговой разъезд, поворот на мост через Дунай. Четыре евро за проезд, КПП Румыния – Болгария, вся процедура заняла десять минут, без досмотров и лишних вопросов. При переезде через мост заработал навигатор – восприняли это как хорошее предзнаменование.
И не ошиблись, на ближайшей заправке отдали четырнадцать евро за месяц пользования дорогами. Правда, ни разу никто так и не спросил эту бумажку. Еще три часа и Варна. Сразу хочу заметить, дороги в Болгарии нормальные, не такие хорошие как в Венгрии, но уж точно не хуже, чем наша М-10.
Итоги: Пробег — 3109 км. Расход бензина – 210 литров. Получилось около 6,7 л на 100 км. Думаю, повышенный расход за счет гор и повышенных оборотов на магистралях. Машина вела себя очень достойно, поломок не было. Недостатки – претензии к салону (очень неудобные подлокотники, вернее один, второй просто необходим для дальних поездок). Кресло также не предназначено для езды по десять часов. Вывод – машина для города, для дальних поездок нужны доработки салона.