|
Маршрут: Тула—Кобулети (Батуми—Зугдиди)—Тула
Предыдущие отчеты: https://travel.drom.ru/25357/, https://travel.drom.ru/26086/, https://travel.drom.ru/25663/, https://travel.drom.ru/28412/
Сложно поверить, но начинаю писать отчет об отпуске (а не сон ли это был), проведенном в Грузии, но еще год назад в это (Грузия) верилось с большим трудом. После двух лет в Ильичевске (Одесская область) планы на 2014 были такие: в третий раз в Ильичевск с обязательным посещением ПМР и Молдавии или в Болгарию (где уже присматривали у знакомых жилье по очень адекватной цене). Это были варианты с одинаковой долей вероятности, а т. ж. был и третий вариант — Грузия с самой маленькой вероятностью (тут и самое большое расстояние и т. д. и т. п.) Однако, известные зимние события на Украине не оставляют первым двум вариантам никаких шансов. За неделю до предполагаемого выезда разрабатываем список местных достопримечательностей, которые надо посетить. Поняв, что заснуть перед традиционным выездом (в 24:00) не получится, т. к. вещи собраны к 20:00, принимаем решение и выехать в это время (20:00). Наш экипаж: автор этих строк, жена, дети 3,5 и 11-ти лет. Авто Volkswagen Golf Plus 2008 г. в. Дома определяем города, в которых необходимо заночевать: максимум это Пятигорск (1400 км), Невинномысск (1275 км) и минимум это Армавир (1200 км). Где-то за Воронежем останавливаемся на 2 часа вздремнуть. Немного устав, выполняем план максимум — ночуем в Пятигорске. Почудил маленько навигатор. Свернул с М4, я ожидал, что мы будем забирать левее и под какой-нибудь мост (подумал, мож просмотрел с выходом на М29—Кавказ). Однако дорога быстро начала уходить наоборот вправо. Из-за отсутствия бумажных карт пришлось довериться навигатору. В итоге проехались по станицам и через несколько км снова вышли на М4, и вскоре на развязке вышли на М29. В Пятигорске поселились рядом с парком «Цветник» в типичной подворотне начала XX века. Крохотный номер с удобствами (по словам хозяина, полулюкс) обошелся в 1500 руб. за 3-х человек (одна двухместная кровать) и номер «на крайний случай» для водителя за 300 руб. В 18 часов спать вроде рано (хоть и устали 21 час со всеми остановками) и мы из последних сил идем гулять в парк «Цветник», закупать провиант в дорогу на следующий день и, конечно, на источник за водой. Вода Нарзан слегка газированная со слабым запахом сероводорода (на следующий день запах стал существенно сильнее), соответственно попив ее на источнике, мы заполнили все имеющиеся у нас емкости для завтрашней поездки. Парк «Цветник» скорее можно назвать сквером уютным и ухоженным. А какой воздух в Пятигорске словами не передать, такого ароматного букета я еще не встречал!!! На М29 самый худший участок в Краснодарском крае. ГАИшников с фенами и с клиентами на ней было просто очень много (через 10-20 км). Границу прошли за час, причем на грузинской стороне пассажиры высаживаются и проходят через отдельное помещение. В очереди мы были вторыми (на нашей стороне два въезда для стран ТС — мы 6-е и один для остальных), из машины выходить не надо, предъявляешь документы, тебя фотографируют и все.
Дорога до Мцхеты очень приличного качества. Горы просто завораживают. Температура воздуха падала с 26° C до 10°С.
В Мцхете въезжаем на бетонный автобан, который заканчивается через 67 км. Ограничения в 110 км с предупреждениями о видеофиксаторах на большинство местных не действуют. Через несколько км после окончания бетонки (она еще строится дальше) полицейские поворачивают весь поток направо в объезд. Несколько км проезжаем нормально, а потом сплошные огромные ямы. Верхний слой асфальта снят так давно, что уже образовались приличные ямы. Причина объезда — закрыт Рикотский перевал. В течение недели случилось три оползня, которые полностью перегородили дорогу. Объезд оказался длиннее на 35 км и 2 часа времени. Итого путь от Пятигорска до Кобулети занял у нас 14 часов. Разместились в типичном грузинском 2-этажном особняке. Хозяева нам были очень рады, т. к. на их улице (Руставели-2-я линия) туристы прибывают лишь в конце июЛя, после заселения первой линии (прошло больше 20-ти лет, а все говорят «улица Ленина»). Через день за нами приехали еще две пары из Харькова. Проживание нам обошлось в 200 руб./чел. в день. Большая комната с 4-мя кроватями. На этаже еще 3 2-местных комнаты (2 из них были заняты харьковчанами), зал 60 м2, большой телевизор, мягкая мебель, Wi-fi.
Кобулети, ул. (бывшая) Ленина.
Типичное круговое движение.
Пляж в Кобулети.
Пляжный отдых мы, как правило, любим разнообразить посещением окрестных достопримечательностей. Соответственно дома были запланированы посещения Зугдиди — дворец мегрельских князей Дадиани, парк аттракционов Цицинатела/Светлячок, крепость Гонио и осмотр Батуми.
После первой же ночевки мы отправляемся в Батуми, самое колоритное на наш взгляд место. Набережная и несколько параллельных и перпендикулярных улиц просто великолепны. Много одностороннего движения, мощеные разноцветной плиткой улицы. Старинные и современные здания, а т. ж. много чего еще строится. Парк 6 мая (бывший Пионерский) представляет ухоженную территорию с большим прудом, где можно прокатиться на лодке, имеется небольшой зоопарк, несколько детских аттракционов с ценой всего десять рублей, также примыкает к парку знаменитый батумский дельфинарий (первый дельфинарий СССР 1975 г.), недавно возобновивший свою работу.
Вход в парк 6 мая.
Знаменитый батумский дельфинарий (вид с парка 6 мая).
Знаменитый батумский дельфинарий (вид с ул. Руставели).
Прогулка от входа в парк 6 мая по проспекту Мемеда Абашидзе.
Драматический театр (могу ошибиться).
Собственно набережная.
Вот такой в Батуми ЗАГС.
Цветомузыкальный танцующий фонтан.
Самая популярная машина у полицейских.
Крепость Гонио близ Батуми (в сторону Турции).
Так растет киви.
В один из дней совершаем запланированную поездку в Зугдиди, для посещения дворца мегрельских князей Дадиани.
Фонтаны в Зугдиди.
Т. к. Зугдиди находится практически на границе с Абхазией, совершаем туда (на границу) поездку для разъяснения информации о возможном ее прохождении (путь домой через Абхазию существенно короче, около 300 км). Имеем небольшой стационарный пункт грузинской полиции, где нам весьма четко разъяснили ситуацию. Обратно выехать через эту границу можно, но в загранпаспорт не поставят отметку о выезде из Грузии, из-за того, что фактически граница находится в Псоу, но эта территория сейчас (более 20 лет) временно оккупирована и соответственно возникнут проблемы с повторным посещением Грузии, а т. ж. Европы.
Собственно парк аттракционов Цицинатела (Светлячок), не доезжая 2 км Кобулети. Современные аттракционы для маленьких и взрослых. Оплата происходит пластиковыми картами парка, с предварительно положенными на них лари. На всех аттракционах имеется информация о цене и разрешенном возрасте посещения. Цены от 20 руб. до 200 руб. (американские горки и т. п.).
В завершающей части нашего отпуска мы делаем вояж в Батумский ботанический сад. Красивый пейзажный парк, где снимали эпизоды «Детей капитана гранта» и «Человека-амфибии». Длина сада около 3 км, рельеф местности гористый. Возвращаться к авто пешком уже не было сил и пришлось воспользоваться услугами электромобиля, что увеличило стоимость посещения (для взрослого) до 240 руб.
Так растут бананы.
Зеркальный пруд в японском саду.
Обратная дорога прошла без приключений. В Зестафони уже ехали прямо через Рикотский перевал. Граница была пройдена за 1час 15 мин. На границе обменяли оставшиеся монеты на вкуснейший грузинский фундук (90 г. 60 руб.). Через 15,5 часов и 900 км остановились на ночевку в Армавире (двушка с евроремонтом в центре, напротив полиции) обошлась в 1500 руб. На следующий день 1200 км с приличной пробкой при проезде Ростова преодолели за 16 часов.
Некоторые выводы. Информацию о безобразном вождении местных подтверждаю полностью. Обгон через сплошную, на закрытом повороте, серпантине — дело обычное. На зебре пешеход не главный. Круг проезжают первыми, кто более наглый, несмотря на приоритет. Автопарк б/у, новые авто бооольшая редкость. Подавляющее число авто — Мерседесы, что удивило, есть и праворульные. Красоту гор описать словами, фото и видео трудно, это надо просто видеть. Качество дорог среднее. Если главные трассы весьма неплохие, то любой объезд (альтернатива) просто ужас. На рынке продавцы часто спрашивали откуда мы, ответа «Из России» было мало, а после слова «Тула» все говорили про наши знаменитые бренды — пряники, самовары. Я думаю, наши славянские лица у них (старшее поколение) вызывали определенную ностальгию по советским временам (уровню жизни). Бросилось в глаза большое количество 2-этажных домов приличного метража явно не современной постройки, одноэтажные дома крайне редки, а понятие «на два хозяина» отсутствует как класс. Где такое было ранее в России? Языкового барьера на данный момент нет. В одном из кафе молодежь на наши вопросы смущенно молчала, но на выручку пришло меню с фото и описанием блюд в т. ч. и на русском языке. Названия населенных пунктов, улиц дублировано на английском языке, в то же время многие кафе, магазины и т. д. пишут по-русски. На въезде в Кобулети стоят частники с табличками «Сдам жилье» по-русски, как говорится, комментарии излишни. В Батуми был обнаружен супермаркет сети «Гудвил» («Магнит» среднего размера). Остальная торговля — малюсенькие магазинчики. Удивили одинаковые цены в этих магазинах на многие товары. Удивил ассортимент. Грузинской продукции всего треть, много российского, украинского, имеются молдавские и турецкие продукты. Местные соки большая редкость при цене 70 руб./литр. Отличная газировка «Натахтари» 44 руб./2 литра. Дешевые фрукты и овощи: черешня — 70 руб., персики и нектарины — 20 руб., огурцы — 16 руб., помидоры — 25 руб., лаваш — 16 руб., Боржоми — 22 руб./литр (против 70 руб./0,6 литра у нас), неизвестная у нас «Набеглави» 19 руб./литр. Бензин АИ-92 от 42 руб. По вину: брали «Киндзмараули» 500 руб./бут. 0,75 л, домашнее «Киндзмараули» 400 руб./литр, был вариант за 200 руб./литр — с добавлением воды и сахара. Самое дешевое вино в пластике 5 л от 140 руб./литр. Общий пробег составил 5052 км, средний расход 7,09 л на 100 км, затраты на бензин 12000 руб. Впечатления и эмоции от поездки остались исключительно положительные. Даже немного нарисовались планы на этот регион (Закавказье): посещение (не в летний период) трех столиц Тбилиси, Еревана и Баку.