Освоение Беларуси (Витебская область 2014 г.+ Могилев)

21.05.2014 | 22259 просмотров

Маршрут Тула—Витебск (Могилев, Орша, Полоцк, Браслав, Мядель, Нарочь)—Тула.

Предыдущие отчеты:

Наступила очередь для посещения Витебской области. Наш экипаж: автор этих строк, жена, дети 3, 5 и 11-ти лет. Авто Volkswagen Golf Plus 2008 г. Начали планировать маршрут, который был составлен так, чтобы не слишком утомлять малого. Помимо Витебска решили включить в маршрут: Полоцк — из категории городов-музеев Беларуси, Орша — посещение детского парка, поездка на озёра Браслава и Нарочи, Могилев — город из первой спонтанной поездки в Беларусь в 2010 г. Планируя очередную поездку, хочется внести некоторые дополнения: включить в программу посещения города, в которых проходил (и, как правило, оставил очень яркий позитивный след) республиканский ежегодный фестиваль — ярмарка Дожинки. И что получилось: в Витебской области этот фестиваль пройдет третий раз в 2014 г. в Городке, а предыдущие города — Полоцк (2002 г.) и Орша (2008 г.), что нас приятно удивило. Договариваемся за два дня до поездки (ранее не получается) с жильем: однокомнатная квартира в трех остановках от самого центра за 700 руб. квартира/день.

27 апреля ночью мы выезжаем из Тулы, вооружившись, соответственно, навигатором с видеорегистратором и радаром. По прошлому году вызывала опасения дорога на границе Калужской и Смоленской областей, т.к. до Витебска являлась наиболее коротким маршрутом. При въезде в Калугу на кругу традиционно остановили гаишники для проверки документов, и это в 1:30 ночи. Свернув с М-3 (Украина) в сторону Вязьмы и проехав отличный участок дороги до поворота на Киров, были приятно удивлены капитально (а не заплатками) отремонтированной дорогой вплоть до границы со Смоленской областью. Теперь худший участок (яма на яме — и это не какая-то второстепенная дорога) этого пути переместился в Вязьму на дорогу, ведущую к М-1 (Беларусь). Итак, проделав путь в 590 км, через 8,5 часов мы прибыли в Витебск, где, удачно расселившись, поехали осматривать город.

Приехали на главную площадь города — площадь Победы. Площадь с трех сторон ограничена жилыми и общественными зданиями, четвертая сторона ориентирована на Западную Двину. На площади находится комплекс советских воинов-освободителей и партизан Витебщены.

Рядом с площадью Победы, на берегу Западной Двины находится парк Победителей. В парке находится аллея Воинской Славы с экспозицией боевой техники, также в парке имеются аттракционы и три светодинамических фонтана.

Посетили в этот день еще зоопарк. Подходит больше название «зооуголок», животных немного и территория, мягко говоря, неухоженная, в Могилеве и Минске (где мы были в Беларуси) существенно лучше.

28 апреля в планах посещение нашего первого города в Беларуси — Могилева. В планах: Буйничское поле, этнографическая деревня и звездочет. Итак, спустя четыре года мы на месте нашей первой ночевки. Территория не претерпела изменений, только вход стал платным — 20 руб./чел. В понедельник выходной, и работало лишь две избушки с народными промыслами, в которых мы прикупили себе сувениров.

Через дорогу находится мемориал защитникам города Буйничское поле.

Далее перемещаемся в центральную часть города к звездочету. Небольшая площадь (площадка) из стульев со знаками зодиака и звездочетом в центре, от нее начинается пешеходная улица.

Над аркой меж двух домов читаем: «Тульский дворик». Сейчас зайдем, города-побратимы, однако.

Любая оценка чего-либо основана на сравнении. Сразу вспоминаем наш Могилевский сквер на центральной улице города в оживленном месте с фонтаном, лавочками, летним кафе, надувной горкой, детским городком, памятником Т-34 — где в хорошую погоду всегда много отдыхающих. И грязная подворотня с самоваром, детскими горками, гербом нашего города вверху самого высокого и облезлого здания двора, в которой не чувствуется ни гармонии, ни уюта.

Но обустройством одноименных территорий занимались соответствующие города, т. е. в Туле Могилев и наоборот. Однако я считаю, кто кому какую территорию выделил, тот так ее и оформил. На обратной дороге заезжаем в Оршу, но у интересующего нас объекта выходной, поэтому предстоит посетить его специально.

29 апреля начинаем с прогулке по Полоцку.

Софийский собор:

Рядом с площадью Ф.Скорины находим один из вариантов географического центра Европы.

Гостиничный комплекс «Славянский» на площади Ф.Скорины.

Франциск Скорина:

В 1517 г. в Праге впервые в истории восточных и южных славян напечатал Библию на языке, доступном простому народу, а в 1522 г. создал первую типографию на своей родине, в Великом княжестве Литовском.

Симеон Полоцкий — поэт, переводчик, педагог и общественный деятель XVII века, основал первое высшее учебное заведение в Москве — Эллино-греческую академию.

Памятник букве У-краткая, встречающейся только в белорусском алфавите.

Художественная школа на площаде Свободы.

Ефросинья Полоцкая.

Далее путь лежит к Браславским озерам.

Озеро Обстерно (если не ошибаюсь).

Иказнь. Костел Божьего Тела. Памятник архитектуры неороманского стиля, начало XX века.

Место отдыха автотуристов недалеко от Браслава. Надпись на санузле: «С мая по октябрь раз в неделю проводится уборка!».

Автовокзал в Браславе.

Озеро Дривяты, дикие, прикормленные лебеди. Скормили весь имеющийся у нас хлеб, но детям это так понравилось, что съездили в магазин ещё за буханкой.

Более дикая лебединая конкуренция.

Озеро Нарочь.

30 апреля решили сделать паузу после вчерашнего 650-ти километрового пробега и погулять по Витебску. Начали с исторической части. Воскресенская церковь, XIX век.

В планах было посещение театра кукол «Лялька», но в кассе насторожило, что вся информация на белорусском. В кассе мои сомнения по поводу языка подтвердились, поэтому от посещения пришлось отказаться.

Успенский собор, XVIII век.

Памятник Пушкину.

Памятник Машерову П. М. — уроженец Витебской области, Первый секретарь ЦК КПБ 1965-1980 гг. , ул. Замковая.

Драмтеатр им. Я.Коласа.

Далее перемещаемся из центра в парк культуры и отдыха «Мазурино». Ухоженный лесной массив с плохо развитой парковой инфраструктурой, небольшой пятачок с шестью аттракционами выглядит как-то не очень.

Совсем рядом с городом находится музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво».

Западная Двина возле усадьбы.

1 мая в Орше. Приехали в парк «Сказочная страна» к 10:30. Народу в парке еще мало, и мы без очередей спокойно покатались на многих каруселях, а уже через час очередь за билетами образовалась весьма внушительная.

Днепр.

Город произвел очень приятное впечатление. Решили посетить фирменный магазин местного мясокомбината, сделали там определенную выручку, цена оказалась на 10% ниже, чем в сети «Евроопт», мелочь, а приятно.

2 и 3 мая гуляли исключительно в Витебске.

Дом-музей М. Шагала и памятник:

Костел Святой Варвары.

Музей истории витебского трамвая.

Первая электростанция для обеспечения работы витебского трамвая, пр. Фрунзе.

Фонтан у Медуниверситета.

Уличный клоун.

Фонтан «Слияние трёх рек» (Западная Двина, Витьба, Лучеса).

Ратуша — краеведческий музей.

Улица Л. Толстого.

Вид на летний амфитеатр, место проведения фестиваля «Славянский базар».

«Встречающие» на плтформе ж/д вокзала.

Музейный комплекс «Золотое кольцо Витебска "Двина"».

Впечатления и некоторые итоги. Планировка Витебска вызвала массу положительных эмоций. Улицы очень широкие (большинство), отдельные съезды для остановок транспорта. Мы жили в таком районе, застройки середины 80-х годов, когда и машин-то было в разы меньше. На этих дорогах они и сейчас не ощущаются. Качество дорожного полотна в Витебске хуже, чем в райцентрах (Орше, Полоцке, Новополоцке — из крупных, в Браславе — из небольших), где мы были, откровенных ям нет, но неровности встречаются часто. В целом дороги Витебска лучше, чем в Туле. Время переключения светофоров для нас несколько больше, чем мы привыкли, объясняю это просто огромными (очень часто) перекрестками. Соответственно на моргающий желтый и красный их никто не проезжает. ГАИшники встречаются в лакомых местах: много ограничений 50 км/ч и 40 км/ч. Основной городской транспорт большой вместимости, маршруток очень немного и ходят полупустые. Объяснение — проезд соответственно 12 и 22 руб (у нас все по 15). Про чистоту улиц я не пишу. На трассе за городом в 1,5 полосы в одну сторону при приближении более быстрого средства, все сдвигаются вправо (от маленьких машин до фур и автобусов), при этом обогнавшие обязательно моргают. Цена бензина впервые с 2010 г. оказалась выше, чем у нас на 2 руб.: 92-й — 31,7 руб., хотя это более логично. Общий пробег за семь дней составил 2 553 км, при среднем расходе АИ-92 — 7,01 л/100 км. Поездкой остались все очень довольны. В дальнейших планах остаются Гродненщина и Минск (поездка 2012 г. на четыре дня нам показалась недостаточной).