Съемки в режиме авто. Таиланд

18.06.2014 | 24386 просмотров

Удачное знакомство

Так получилось, что мне уже двадцать семь, а я не имею ни одной фотографии на море. Мне нечем порадовать своих подписчиков в социальных сетях. Ни брутального вида в мокрой рубахе на пивной живот, ни волосатых ног на фоне прибоя, ни даже солнышка на ладошке.

Нет, я был на море. Горьковское море недалеко от Нижнего Новгорода. В августе оно цветет чуть более чем полностью и из-за обилия водорослей превращается в чертово Саргассово море. На дворе был 2003 год, я отдыхал в студенческом лагере, а в моем кармане лежала новенькая Nokia 3310. Не знаю, поэтому ли, но снимки тогда не получились.

Так вышло, что я вообще не выезжал за границу, если не считать близкого солнечного Казахстана. Я копил амбиции и силы, представляя себе первый отпуск за границей как из ряда вон выходящий трип. Это должно быть что-то африканское, представлялось мне. Гостеприимный Кейптаун с его европейской чистотой, порядком и африканским колоритом. Или нет, круговой автомобильный тур по Австралии. Австралийская говядина, дикие кенгуру и дикие цены на топливо, вечный поиск кемпингов и кусочка моря без медуз. Или все же Новая Зеландия. Зеленые сочные пейзажи с овечками и горные хребты имени Питера Джексона. Земля островных племен, хоббитов и регби. Когда же стало известно об освобождении братского Крыма, мы с супругой решили твердо — летим в Таиланд.

Для того, чтобы улететь на тайский курорт из нашего города, не нужно особой смекалки или положительных человеческих качеств. Нужно лишь два раза посетить ФМС, отнести в турагентство месячный доход и достать с антресолей пустой саквояж. В направлении «туда» он должен быть набит лишь воздухом и жаждой приключений. В противном случае я отказываюсь понимать смысл выгуливать в такой благородной стране китайские вещи с ближайшего рынка или отвратительную летнюю коллекцию «Спортмастер», купленную со скидкой по случаю. Все необходимое для комфортного пребывания можно купить в Таиланде на любом рынке не потратив и 50 долларов.

В нашем отпуске нашлось место и автопутешествию. Иначе я вовсе не стал бы вам обо всем этом рассказывать. Итак, ночью мы выехали из Барнаула и уже через несколько часов достигли Новосибирска. Там я оставил автомобиль на стоянке неподалеку от аэропорта Толмачево. Расстояние 250 км, на ночлег не останавливались, бензин по 29,50 руб. На этом тематику автопутешествия можно закрыть, а мы открываем двери международного терминала.

Через пару часов в воздухе капитан корабля сообщил по громкой связи, что полет проходит нормально. Насколько вообще может считаться нормальным российский чартер на популярный азиатский курорт. Как только разогретых пассажиров удается рассадить по местам, начинается кормление. Сразу после приема трапезы утиные желудки сограждан обязывают владельцев занять очередь в туалет. В этой очереди вся цепочка желающих стоя переживает зону турбулентности над Гималаями. А после необходимо снова занять место в хвосте очереди для переодевания в летнее.

Что заставляет сограждан терпеть мучения, томительно ожидать в очереди и переодеваться в грязном тесном туалете? Я верю, что это хорошее воспитание и правильно сформированный эстетический вкус. Аэропорт небольшого курортного городка может не вынести потрепанных джинсов или спортивного костюма, который повидал даже окраины Междуреченска. Хочется с первого дня прослыть франтом, новосибирским денди, сошедшим с трапа в цветастых шортах и майке со слоном, купленной во время последнего посещения страны. Взмахнуть рукой гостеприимному тайскому солнцу, обронить сланец на трапе. Капитанская сувенирная фуражка для мужчин придаст вид лихой, но строгий.

У нас в Сибири тоже бывает жарко. Особенно здесь у нас, на юге. В сезон до плюс сорока. Кожа мигом приобретает багровый оттенок и даже самые искушенные южными курортами барышни, несмотря на дорогой кокосовый SPF 50 на коже и возможность попортить прическу и имидж, бросаются в ледяные горные реки. После чего мы, мужчины, радуемся крепким непечатным выражениям, и вылавливаем своих дам чуть ниже по течению.

Тайская жара это другое. Это жарко и влажно одновременно. Для этого надо представить, что вы сидите в хорошей парилке, обитой липовой вагонкой. Градусник показывает около восьмидесяти. А какой-то безумец: ваш приятель, сослуживец или просто прохожий, плещет на каменку бульоном из куриного доширака. После чего этот любитель спортивной жары заставляет вас взобраться на верхнюю полку, нацепить войлочную буденовку, а сам цедит сквозь зубы «Хоррошоо! Но холодно!». Примерно так встречают туриста улочки Паттайи.

За 7 часов с юга Сибири на север Паттайи. Еще час трансфер из аэропорта под наставительные лекции представителя туроператора. Мажьтесь кремами, не пейте из-под крана, будьте бдительны с уличной кухней. Не заявляться в отель в компании дуриана или трансвестита. Не возгордись, не убий, не сиди на холодном, в общем.

Если кто-то в нашем ученом обществе вдруг не был в Паттайе, я уделю описанию города один небольшой абзац. Паттайя это как Мытищи, только на море. Это город свободы, где русский турист выглядит и ведет себя так, будто едет в плацкартном вагоне из Ярославля в Красноярск. Отдыхающий в Паттайе турист не успевает соскучиться по русской речи или письменности.

Север города при данном мною описании может отличаться разве что удаленностью от ареала распространения ледибоев, спокойным миролюбивым характером отдыха и чистотой пляжей, коей центр и южные бухты похвастать не могут.

«Хорошее происходит с хорошими людьми», любил повторять герой Лесли Нильсена в фильме «Ребенок напрокат». Пока одни отдыхающие изучают из окна своего номера ассортимент продуктов, привозимых в отельный ресторан, и сверяют график вывоза мусора, мы наслаждаемся видом на сиамский залив и Храм Истины с двадцатого этажа. Для этого нужно было лишь родиться хорошим человеком, выучить тайское «пожалуйста», и вложить 150 бат в загранпаспорт.

Не то что мне не хотелось бы приврать, но это не лучший отель в округе. Но в нем сносный сервис, а еще редко можно услышать родную речь или увидеть поздно вечером на пороге номера соотечественника, пришедшего за штопором, зажигалкой или морской солью для текилы. Для предпочитающих бюджетный отдых россиян он дороговат, а требовательные господа не найдут прямого выхода к морю, бассейна с цветными пластиковыми горками и минибара.

Паттайя активно застраивается многоэтажными кондоминиумами и северная часть города не исключение. Прогуливаясь в окрестностях отеля в поисках моря, еще в первый день я забрел вместо пляжа на строительную площадку. Я стоял и глазел поочередно то на гуглмэпс, то на быстровозводимое передо мной здание этажей на 15. Вокруг уже начала собираться толпа рабочих: не то филлипинцев, не то малазийцев. Мне неловко перед этими народами и сейчас, но тогда я не смог отличить, кто из них кто. Я спрашивал на отлаженном школьном английском, как мне пройти на пляж. А они веселились меж собой, обсуждая какого черта этот белокожий джентльмен заявился на строительный объект в пляжном костюме, да еще с жестяной банкой пива и жареным осьминогом на шампуре.

Вообще качество пляжного массажа уступает салонному, но наш соотечественник выбирать не привык.

Если клиентов нет, массажист идет ловить рыбу. Этого генерала рыбу он поймал в двух метрах от пляжа.

Если есть, таец сдает спиннинг в аренду Николаю Степановичу. Он, в свою очередь, поймал похожую на леща рыбину и был счастлив как Куклачев.

В Тае очень важно первое впечатление. Турист либо ощущает кожей адскую жару и зловоние мусорных баков, испытывает шок от вида крыс на городском пирсе и в ужасе убегает от ледибоя. Тогда он без сожаления возвращает миграционную карточку при выезде из страны. Либо увидит улыбки, легкое отношение, тайский колорит и просто будет получать удовольствие. Этот бедолага будет от нескольких месяцев до нескольких лет вынашивать планы обменять потрепанную двушку в строении времен холодной войны на окраине Кемерово на виллу с тремя спальнями и бассейном в Таиланде.

Если устремиться по улочке от нашего отеля в сторону более оживленной магистрали, по дороге можно увидеть два биллборда. На них реклама недвижимости в строящихся небоскребах. Сам сюжет рекламных посылов содержит два изображения одних и тех же людей, но в разных позициях. По пляжу, под изнуряющим солнцем прогуливаются молодая тайская девушка и мужчина, похожий на Гарика Бульдога Харламова. Девушка одета в короткое шелковое платье. Харламов же натянул на себя белые шаровары, рубашку со слоном и черный пиджак от смокинга. В этих двух изображениях ребусом заложен весь Тай. Он загадочен и непостижим. Но если вы умеете его читать, то он откроется вам пустяковой детской книжонкой.

Выход в город

Чтобы добраться от отеля до центра, нужно пройти всю 16-ю Soi до Naklua road, где можно поймать тук-тук. Тук-тук (или маршрутка, по-нашему) это обычный пикап, в кузов которого установлены лавочки, а также поручни для удержания и кнопка для подачи сигнала об остановке. Тук-туки в Паттайе ходят по всем основным магистралям города.

Но упаси вас господь заговорить о чем-либо с водителем тук-тука, если конечно вам не нужно такси. Потому что если вам нужно такси, то вы обратились по адресу.

«Прошу прощения, сэр, идет ли этот маршрут мимо ночного рынка на Джомтьене?», — уточняете вы перед посадкой в тук-тук.

«Ночной рынок? Что на Джомтьене? Это тот самый, где шотландскому гражданину попалась футболка МЮ с тремя рукавами? Я довезу вас мигом, сэр!», — отвечает водитель.

После этого он покидает кабину и обращается к пассажирам. «Эй вы! А ну выметайтесь все из кузова! Да поживее! Транспорт дальше не идет! Этот господин пожелал добраться с комфортом в одиночестве до ночного рынка, что на Джомтьене. Так что с этой секунды это такси».

Но учтите, что теперь поездка обойдется вам не в 10 бат, а в 150-1000 местных единиц.

Тук-тук это в первую очередь маршрутка. А потому здесь можно ездить и стоя. Для этого за пределы кузова вынесен этот поджопник, поручень, а ниже есть подножка.

Акватория Beach Road. Вид из торгового центра.

А мы, тем временем, добрались по Naklua до «Дельфинов» и тук-тук вывернул на Beach road. После 6-ти вечера эта улочка превращается в витрину барышень легкого поведения, сейчас же это бесконечный торговый ряд. Уличные кафе, прилавки, палатки, макашницы, торговые центры. Мы же устремились вперед, к знаменитой Walking Street. Мы бежали сквозь бесконечные торговые ряды, проходили мегамоллы, притормаживали у придорожных лавок и лотков с провиантом.

Когда мы, запыхавшиеся и уставшие, достигли городского пирса, я обнаружил у себя в рюкзаке несколько пар футболок, пляжные шорты и вьетнамки. Руки были заняты свежеиспеченными блинчиками с бананом, а подмышкой зажат как барсетка огромный кокос с соломинкой.

Мы выдохнули, прикормили остатками ротти местных собак и отправились обратным маршрутом. Солнце уже зашло, сгустились сумерки, на берег вышли рабочие с окрестных строек и крысы из-под причала. Первые отправились повышать личный уровень гигиены, купаясь прям в одежде, вторые просто сновали по берегу в поисках пищи.

Обычный паб на Wallking Street. Каждый из них, как правило, имеет свою особенность. В этом показывают регби и владелец не лишен чувства юмора. Вывеска над баром гласит: выпивку в кредит могут получить лица от 85 лет в присутствии одного или двух родителей.

Присутствует также традиционный колокол. Ударивший в него проставляется перед всем пабом.
Часто в пабах в середине присутствует стойка, на которой танцуют девочки. Время от времени они меняются, выпивают с посетителями и могут даже предложить сыграть в настольные игры на выпивку. Обычно это «Джекпот» или игра, похожая на домино.

Volkswagen Transporter T2, например, с приходом ночи превращается в уютный алкобас.

Walking Street наполнилась жизнью. Владельцы ночных заведений спешили открыть двери первым туристам, макашники разжигали угли в мангалах и коптильнях. То тут, то там слышался низкий щебет коренных обитателей. Просыпался ледибой.

Я учился в школе с углубленным изучением английского языка. Поэтому в старших классах мы имели не только классический английский, но и ряд предметов вроде business english, you know. Этот предмет сильно помог мне впоследствии. Мы учились составлять деловые письма, вести торговую документацию, составлять официальные обращения и проводить переговоры.

Единственное, чего я так и не мог принять — обращение вида Dear Sir or Madam. Мне казалось, что тут все очевидно и в деловом общении не может быть никаких кривотолков. Но нет, Тай показал, что обращение Dear Sir or Madam вполне может быть применимо к коренному населению Walking Street — ледибоям. Ты не можешь знать наперед, кто перед тобой. Нельзя огульно обвинять человека в принадлежности к другому полу, а поэтому данное обращение может быть вполне политкорректным.

Сам по себе ледибой — организм безобидный. Ровно до тех пор, пока вы на него не посмотрите. Он не питает интереса к равнодушным туристам. Но стоит чуть зазеваться, взглянуть в его сторону, допустить на лицо благостную улыбку — ледибой словно заводится невидимой пружиной. Он вытягивается во весь рост, выгибает спину, поправляет грудь и тянет к вам руки. Взглядом и текстом он интересуется: «Wanna have some blowjob, mister?».

«Oh, no. Thank you, sir».

Азиатский колорит познается в рынках. Однажды мы проснулись, увидели в окно рыбацкую лодку и решили сходить на рыбный рынок.

Рыбный рынок надо посещать рано утром. Пока продуктов там много и они максимально свежие. Мы выдвинулись около 6 утра и шли переулками до Наклуа Стрит.

Почтовый ящик имени Артемия Лебедева.

Белки на проводах явление довольно частое. Да и скопление проводов создает для грызунов подобие гамака, в котором можно уютно провести ночь.

Отличный пример квартиры по-тайски. На первом этаже мелкий бизнес, на втором и третьем живет владелец и его дети.

Двигаясь дальше на север по Наклуа вы вскоре доберетесь до рыбного рынка. Найти его можно по прилавкам, полным льда. Они выходят на улицу. Но если припозднитесь или проваляетесь в постели, то легко найдете и по запаху.

Если углубиться, то можно рассмотреть весь цвет местной морской фауны. Это крабы. Каждый из них жив, здоров и бережно перемотан резинкой «для денег», чтобы не травмировать покупателя и коллег.

В этих мешках высушенные целиком кальмары. От размеров кальмара зависит размер мешка и, разумеется, цена. Тайцы почему-то надувают мешок перед тем, как завязать его на резиночку. И это относится ко всему: салаты, соусы, закуски, рыба.

Я тоже не удержался и взял кальмаров, по россиянскому обычаю решив, что они идеально подойдут к полуденному пиву. Оказалось редкое безвкусное дерьмо.

По утрам на рынок приходят монахи и получают еду для монастыря. Они не просят, нет. Просто обращают внимание на то, что им нужно и владелец лавки отдает товар за возможность помолиться. Провизию монахи складывают в такие жестяные барсетки в форме барабана. Данный монк взял в этой лавке тех же кальмаров к полуденному пиву, что и я.

Креветки также рассортированы по размерам. И поскольку в нашем обществе переесть креветок очень сложно, мы решили взять именно их. И непременно самые большие. Чуть меньше чем с мою руку, чуть больше чем кое-что другое (с).

На выходе с рынка покупки можно приготовить. Например, эти милые люди согласились обжарить для нас кило креветок на гриле всего за 30 бат. Еще за 20 мы получили вкуснейший соус.

Только будьте готовы объяснять на пальцах, что вам нужно, эти ребята не говорят по-английски, не говоря уже про русский.

Так происходит доставка льда на рынок.

А это владелица заведения общественного питания едет открывать свое уличное кафе.

Если вода на пляжах Паттайи покажется вам мутноватой, а пляжный отдых не таким, каким вы себе представляли, возможен кратковременный выезд на остров.

С городского пирса каждый день уходит паром, небольшие катера, спидборды и даже винтажные рыбацкие лодки. Для хипстеров. Паром будет стоить вам 20 бат в одну сторону. Но от места высадки на острове Ко Лан вам надо будет проделать часть пути на такси, чтобы добраться до нормального пляжа.

Поэтому мы выбрали перевозчика подороже, но сразу в пункт назначения.

Городской пирс Паттайи. Для состоятельных господ существует отдельное такси только по пирсу.

А так выглядит здание пирса с воды.

За 150 бат Москва 178/2 домчит вас до острова и обратно.

Капитан. Морской волк Серега.

Ко Лан отличается чистотой пляжей. Как правило, каждый перевозчик возит на свой пляж. Так вышло, что нам достался пляж Самае. Не худший выбор.

На Самае установлены понтоны, но для парковки нашего ботика все равно мелковато. Поэтому отдыхающих грузят на шлюпки с самодельными движками от китайских грузовиков.

Да. И имейте ввиду, что обратно попасть сложнее, чем на остров. Чем ближе к вечеру, тем желающих уехать становится больше, поэтому если промедлите, есть риск заночевать на пляже.

А этот парень с металлоискателем каждое утро прочесывает пляж в поисках драгоценных металлов и монет, что выпали из отдыхающих.

Как только паром возвращается обратно, вся Walking Street наполняется руссо туристо, подыскивающими бюджетный трансфер до отеля.

Бюджетный вариант передвижения — мототакси. Водят их обычно иммигранты: индусы, филлипинцы, камбоджийцы. Не стоит ожидать от них хотя бы базового английского или знания города. Но после короткого торга за 100 бат вы можете добраться в любую точку города, указывая индусу, как коню, руками из-за спины, куда ехать.

Отдельную роль в транспортно-логистической цепочке играет пикап. Пикап для тайца это транспорт, роскошь, и пативэн.

Так, допустим, выглядит развозка свежих продуктов для элитных ресторанов.

А это домик духов. Каждый уважающий себя тайский предприниматель ставит такое сооружение возле своего бизнеса. Чем богаче, тем лучше. Каждое утро владелец или его сотрудник ставит к домику открытую бутылку красной фанты. Обязательно с трубочкой.

Почему красной? Несколько лет назад клубничная фанта не имела успеха в Таиланде. Тогда маркетологи Coca-Cola Company запустили гениальную рекламу. Она говорила о том, что красная фанта по душе предкам. Тайцы склонны верить рекламе, поэтому клубничную фанту подают во всех домиках духов страны.

На этом о Паттайе все. Позитивные одноногие тайцы призывают вас не пропустить продолжение. В нем мы летим на север, где узнаем, сколько стоит панда напрокат, знакомимся с каренами и лису и рискуем попробовать самый дорогой кофе в жизни.

Чиангмай Чиангмай

Однако же хватит рассказов о гостеприимной Паттайе. Не проведя и четырех дней на море, мы едем дальше. Если бы наш отдых состоял лишь из пляжных вылазок и променада по Beach road, стал бы я о нем рассказывать? Я предпочел бы умолчать об этом, как о постыдном фрагменте своей биографии.

Еще из России были куплены авиабилеты из Бангкока на север страны, в город Чиангмай. Рано утром, 28 апреля к отелю подъехал минибас и доставил нас на автовокзал Паттайи. Оттуда уже большим междугородним автобусом мы добрались до бангкокского аэропорта Suvarnabhumi. Весь трансфер обошелся всего в 200 бат на человека и был заранее оплачен по карте. Перелет в Чиангмай и обратно стоил 3800 рублей также на двоих.

Чтобы оценить прелесть передвижения Bangkok Airways, я предлагаю вспомнить любой внутренний перелет по России. Находясь в воздухе с нашим авиаперевозчиком, нельзя расслабляться. Сначала вам предложат напиток на выбор и на раздумье дадут около десятой доли секунды. Если промедлить, можно услышать недовольное цоканье пассажиров и уловить на себе едкий взгляд бортпроводницы. Затем вы должны вовремя сдать стакан. Следом вам предлагают горячее, на выбор которого вам дается еще меньше времени. Чуть промедлил, и у тебя на коленях уже рыба с рисом. Затем с набитым ртом вы ожидаете, когда тележка с горячим доедет до конца салона и снова выкатится та, что с напитками. Теперь выбор становится проще — чай или кофе. Но если черт вас дернет заикнуться о воде или прохладительных напитках в разговоре со стюардессой, вряд ли вы еще раз увидите улыбку на ее лице.

После всего этого, закопавшись в пластиковых контейнерах и касалетках, вы ожидаете, пока все пассажиры закончат неторопливый прием пищи. Вся процедура кормления и чаепития может скрасить четырехчасовой полет, сократив время на досуг как минимум наполовину.

Я не буду заниматься длительной сравнительной характеристикой. Скажу лишь, что перелет в 700 км занимает 1 час и 15 минут (с взлетом и посадкой). За это время пассажиры успевают не только перекусить, но и прочесть половину журнала Bangkok Airways.

Уже к полудню мы в Чиангмае. В аэропорту нас уже встречает наш хороший знакомый Александр и взятый им в аренду автомобиль Toyota Vios.

Чтобы не гонять читателя в Google: Чиангмай это второй по значимости город в Таиланде после столицы. Чиангмай основан в 1292 году в виде крепости. Крепость имеет форму идеального квадрата и заметна невооруженным взглядом и сейчас. Этот квадрат находится в самом центре, ограничен дорогами и каналом с водой. Также кое-где сохранились и стены старой крепости. Город уже давно вырос за пределы квадрата, но самое интересное по прежнему находится внутри. В частности большинство из более чем трехсот буддийских храмов, что есть в городе.

Север Таиланда в целом — это регион внутреннего туризма. Тайцы не очень любят море и предпочитают отдыхать, приобщаясь к культурным истокам.

Отель выбрали и забронировали заранее. Тихая уютная улочка и в то же время не больше 200 метров до квадрата. Номер на двоих на 3 дня обошелся в 1700 рублей по карте Мастеркадр.

Завтра мы отправимся в путь, а сегодня есть возможность обозреть сам Чиангмай и окрестности. Экскурсию мы начинаем с чиангмайского зоопарка. От других заграничных зоопарков этот выгодно отличает наличие панд. За пределами Китая есть всего 9 зоопарков, где вы можете увидеть панду живьем. Все панды в мире являются собственностью Китая. Панду нельзя купить, украсть или обменять на газ. Даже президент Российской Федерации до сих пор не был замечен в компании этих редких животных.

Панду можно только взять в аренду. Стоимость аренды — 1 миллион долларов в год. При этом панда нуждается в исключительном содержании. Должны быть воссозданы условия, максимально близкие к ареалу распространения.

Кроме всего этого, зоопарк Чиангмая — единственное место, где панда была рождена в неволе. Это случилось в 2009 году, и событие облетело весь мир. Наверняка вы сможете выудить из памяти кадры новостной хроники с крошечным детенышем. Через некоторое время детеныш был передан Китаю как алиментная единица.

В зоопарк Чиангмая можно въезжать на автомобиле. По правде говоря, это оптимальный формат посещения зоопарка. Территория очень велика и холмиста, а на улице около 36 градусов и без кондиционера есть риск завершить посещение, не дойдя даже до бегемотов. Вход обходится в 100 бат на человека и 200 бат за автомобиль. Однако посещение панды обойдется вам в дополнительные 100 бат на посетителя. Перед входом вас попросят оставить все продукты и напитки в камере хранения и дезинфицировать обувь. После этого, если повезет, китайский медведь предстанет перед вами. Если не повезет, панда может просидеть где-нибудь в укрытии, но деньги вам никто не вернет.

Около трех часов понадобилось, чтобы бегло осмотреть и объехать зоопарк. Дальше выбираемся на дорогу и направляемся на гору Дой Сутхеп, у подножья которой и расположен городской зоопарк. 15 км по уютному серпантину и мы в маленькой деревушке у подножья Ват Пратхат Дой Сутхеп. Храм основан еще в 14 веке. Тогда смекалистые местные жители водрузили священные реликвии на спину слона и пустили его галопом в гористые джунгли. Слон вскарабкался на вершину, начал трубить, ходить кругами, и, в конце концов отправился к своим слоновьим предкам. А люди посчитали это знаком и поставили храм.

Подняться к храму можно и на фуникулере, но тогда не произойдет очищения от своих грехов, ты привезешь их с собой. Поэтому идем пешком. Порядка трех сотен ступеней по крутой красивой лестнице, обрамленной огромными драконами. На каждой ступени написан текст, который должен читать буддист, поднимаясь на один шаг к храму.

Вход в храм платный — 30 бат. Но это только для фарангов (иностранцев). Фарангами здесь называют вообще всех иностранцев кроме китайцев, индусов и афроамериканцев. Китайцы идут отдельно как chineese people, индусы как indian people. Как называют афроамериканцев вы, полагаю, догадались. Кстати понятие «фаранг» сленговое, но не обидное. Происходит от английского foreing — иностранец. В Паттайе, например, термин смягчается и произносится как «фаланг».

Кстати, это единственная туристическая достопримечательность в северном Таиланде, за посещение которой с нас взяли плату.

После посещения храма едем по серпантину дальше. Интересуюсь у Александра, куда ведет эта дорога. «Она ведет к зимней резиденции короля и затем выходит к небольшой деревушке, где выращивают кофе», — отвечает он. Ведь там наверняка можно испить свежесваренного кофе прямо с грядки. Все трое, мы воодушевились этой мыслью и продолжили путь.

Через некоторое время дорога из четырехполосного серпантина превратилась в двухполосный. Затем она сужалась еще и еще и, в конце концов, осталась одна полоса в обе стороны. При этом она продолжала взбираться в гору, как и раньше. Джунгли сгустились с двух сторон, пропал всякий встречный и попутный транспорт.

Тогда Арина заявила, что ей не слишком хочется свежего кофе, и она предпочла бы какой-нибудь прохладительный напиток в городском кафе. Но мы продолжали ехать. С одной стороны в джунглях стали появляться громкие неизвестные звуки, с другой к дороге подступил обрыв. Но это по-прежнему был асфальт. Причем его качество намного выше, чем даже тот, что выкладывают на центральную улицу нашего города перед визитом премьер-министра.

Повороты стали еще круче, а вдоль дороги появились знаки, рекомендующие водителю подавать сигнал при движении. Таким образом можно известить о своем присутствии транспорт за поворотом. На поворотах появились большие сферические зеркала. Мы проехали еще с полчаса. Встретили пару мотобайков. Александр засомневался, по той ли дороге мы едем. А я высказал предположение, что кофе «с грядки» может разочаровать нас своими вкусовыми свойствами. Быть может, он не так хорош, как тот, что подают в «Старбаксе». Ведь он не снабжен вкусовыми добавками и усилителями вкуса.

Но мы ехали дальше. Позади осталась резиденция короля, горная деревушка, пустой детский лагерь и даже асфальт. Когда уже сам Александр начал присматривать место для разворота, на дереве показалась вывеска FreshCoffee.

А знаете что? Это был неплохой кофе. Отличный кофе. Да, пожалуй, один из лучших кофе, которые мне доводилось пробовать в своей жизни. Несколько лачуг с крышей из листьев в гористых джунглях — опытная станция аграрного факультета местного университета. Здесь выращивают кофе, затем фасуют и продают малыми партиями. Отличный кофе с печенькой обойдется вам в 30 бат. Еще за 200 бат здесь можно купить трехсотграммовый брикет зерен или молотого кофе.

Еще здесь есть туалет. Непритязательный читатель или бывалый турист наверняка поднимет меня на смех. Ведь это джунгли, здесь везде туалет, а пальмовые листья — отличный лопух. Но представьте: около двух часов вы движетесь по горам и находитесь на высоте больше, чем тысяча метров. Вокруг джунгли, кофейные плантации и тайские лачуги на бамбуковых сваях, а вы идете в туалет и там вас ожидает чистенькая сантехника, шланг для смывания с давлением, вода для мытья рук и свежее полотенце. И это в стране, которая испытывает проблемы с водой. И в этом весь Таиланд. Даже в самой далекой дыре вы найдете чистый и удобный туалет.

Не так давно, зимой, я ехал по трассе М-52, что называют еще Чуйским трактом. В Новосибирской области я остановился возле новенькой заправки «Газпромнефть» и спросил, где я могу сходить по нужде. Мне указали на деревянную будку за углом. Как правило, зимой в таких будках можно полюбоваться на разноцветный сталагмит, но в тот раз я не увидел даже его. Дверь еще накануне была залита чем-то неприятным и безнадежно примерзла. И даже это не самый плохой вариант туалета в нашей стране.

Мы вернулись в город еще засветло. Немного прогулялись по квадрату, и присели на ужин в ирландском заведении в центре. Удивительно, с какой стабильностью в Таиланде кончается день. В Паттайе сумерки наступают сразу после 6 часов. На севере же световой день длится на час больше.

Коренные племена и северная надбавка

На следующий день планировали выехать пораньше, но, как часто бывает, в дело вмешались традиции русского гостеприимства.

— В какой час вам будет удобно выехать? — спрашивает хозяин.
— Мы никак не можем принять такого решения. Мы в гостях, а поэтому, как хозяин прикажет, так и выступим. Но мы пташки ранние и с нами точно проблем не будет, — отвечают гости.
— Я тоже причисляю себя к жаворонкам и не имею обыкновения долго собираться. Поэтому поступим вот как: как проснетесь, так и позвоните. А я буду ожидать вас на низком старте и сразу выдвинусь за вами. И да, можете не завтракать. Для экономии времени мы перекусим по дороге.

Разумеется, мы покидаем город в 10 часов утра. Сначала мы дожидаемся удобного приличного часа для того, чтобы потревожить хозяина своим звонком. Затем он принимает утренний туалет и собирает рюкзак. Еще около часа понадобилось, чтобы добраться до отеля по утренним чиангмайским пробкам. И наконец, какое-то время мы тратим в поисках Макдоналдса и подъезда к нему.

По 118 Road мы покидаем Чиангмай и движемся на север. Дорога довольно живописна, но сперва я уделю пару слов особенностям вождения в Таиланде.

Итак, вы движетесь по левой стороне дороги. Правильно это или нет, уже не столь важно. Важно понять, что отныне вы не должны ездить по правилам, вы должны ездить по-тайски. Здесь главный посыл — если немножко, то можно.

Можно немножко на красный. В тайских традициях нет понятия «стартовать как на роды» или «на матч МЮ — Барселона». Кроме того, светофор всегда дает пару секунд форы для любителей завершить маневр.

Налево при красном всегда можно. Если для поворота налево не используется дополнительной секции светофора.

Немножко можно обогнать через сплошную. Даже если ты делаешь это на глазах у полиции. Особенно если ты — светлокожий подданный европейского государства. Этот любопытный факт Александр донес до своих пассажиров, когда на четырехполосной магистрали совершал двойной обгон по встречной полосе.

На двухполосной дороге всегда можно обогнать, даже если обе полосы заняты. Встречные подвинутся на обочину, она широкая. Тайский водитель в отличие от нашего коллеги не будет истерично моргать фарами, сигналить, давить на тормоз, или идти на перехват, создавая аварийную ситуацию.

Кстати, моргать фарами и сигналить считается дурным тоном. Можно потерять лицо перед всем водительским сообществом. Если автомобиль мешает — спокойно объедь или подвинься и отправляйся по своим делам. Сигналят только таксисты прогуливающимся туристам и русские граждане русским же девушкам. Поэтому давить клаксон стоит, если вы водите тук-тук или имеете виды на русских женщин.

В городском движении отчасти можно увидеть хаос и смятение. Здесь важно понимать, что границ в этом движении нет. Нужно пролезть — полезайте. Главное делать это медленно, но уверенно, чтобы остальные участники заметили ваш маневр и скорректировали свою траекторию. Что касается мопедов, опасайтесь цветных шлемов. Цветные, как правило, дают иностранцам, берущим байк в аренду. Сами тайцы предпочитают черные.

При всем этом аварийность на дорогах невысока. За все время пребывания я видел лишь одну аварию. В ней участвовали два фарангомобиля, и в одном из них я был пассажиром. Может быть, плюс в хороших дорогах, широких обочинах и удобных развязках. Может быть, в соблюдении скоростного режима или аккуратном вождении. Возможно в глубинном понимании процессов, происходящих на дороге. Или все вышеперечисленное.

И о глубинном понимании. Не включайте фары на загородных тайских дорогах в светлое время. Просто примите это и не включайте. Иначе первый же полицейский инспектор остановит вас и попросит их выключить.

Тайцы испокон веков ездили с выключенными фарами. Только несколько лет назад кто-то из высших чинов Таиланда съездил в матушку Европу и вернулся с букетом нововведений и магнитиком на холодильник. Рассказ о белых людях, которые просто включают фары днем и меньше попадают в аварии, взбудоражил политическую элиту. «А может и нам так надо», — зашептали в коридорах.

Сказано — сделано. Привезено и введено. Теперь все садимся за руль и включаем фары.
Результат превзошел все ожидания. Аварий стало столько, что дорожная полиция выписывала протоколы один за другим, не имея возможности отдохнуть или пропустить по ледяному мокаччино. Причину повышения аварийности не выявили, но и включать ближний свет запретили. Теперь даже в самый сильный тропический ливень тайцы стойко держат переключатель на OFF.

А мы оставляем позади живописное 118-е шоссе с его гигантскими придорожными камышами и горячими источниками и выходим на 1-ю автостраду. Первая автострада это главная дорога страны. Это можно понять и по номеру и по 4 полосам движения в каждую сторону. Автострада тянется от Бангкока на север к границе с Бирмой. Мы выходим на нее в районе Чианграя.

Чианграй — дивный маленький городок на самом севере Таиланда. Из населения не только тайцы, но и коренные племена: мяо, карены, лису, акха. У каждого племени существует своя символика, свои цвета и национальные одежды и артефакты.

В Чианграе есть две основные достопримечательности. Это Белый и Черный храмы. Поворот на Белый храм (или Ват Ронг Кхун) налево не доезжая до самого города. Туристические объекты, как правило, выделены на дорожных указателях синим цветом.

Белый храм, а точнее храмовый комплекс, не является религиозной постройкой. Тайцы никогда не пойдут вознести свои обращения к Будде в это заведение. Каждый из них предпочтет поставить бутылочку красной фанты домику духов ненавистного соседа, нежели зайдет в Белый храм. А все потому, что данный комплекс является на 100% объектом туристическим. Не смотря на всю красоту и удивительную легкость основного здания, внутри нет ни статуи Будды, ни священных реликвий. Зато интерьер храма украшают известные всему миру супергерои — Супермен, Человек-Паук, Россомаха, Кунгфу-Панда и другие. На территории можно обнаружить висящие головы Франкенштейна, Фредди Крюгера, Джейсона (Пятница 13). С одного из деревьев ехидно улыбается голова Гитлера.

Белый храм это авторский арт-объект тайского художника и архитектора Чалермчаю Коситпипата. Он и сам присутствует здесь в виде картонных изображений, с которыми любят фотографироваться дети. Возмущенный читатель может спросить: если этот храм не храм, зачем же сюда ехать? Отвечу фразой из еврейского анекдота про обрезание: «ну, во-первых, это красиво».

Денег за посещение комплекса с вас не возьмут, но вы можете сделать добровольное пожертвование. Стоит всего 30 бат и позволяет вам написать свое пожелание или любой другой текст на металлическом листке, который потом закрепят под потолком одного из строений.

От Белого храма перемещаемся к Черному. Для этого надо повернуть с магистрали опять же налево, но уже за городом. Попадаем в перерыв на обед. Едим мороженое, выжидаем, пританцовываем у шлагбаума.

После приветливой головы Иосифа Виссарионовича на газоне и героев мультфильма «Рокки и Бульвинкль» на внутренней стене храма тяжело чему-либо удивляться в те же сутки. Но мы не спасовали и решили попробовать. Итак, Черный храм.

Это место, должно быть, неплохо смотрится при кровавом закате или при свете налобного фонарика, батарейку которого уже постучали об камень и она завершает вторую жизнь. В целом что-то между жилищем героев фильма «Поворот не туда» и музеем капитал-шоу Поле Чудес.

На территории комплекса около 20 различных зданий и сооружений. Я не могу похвастаться тем, что постиг назначение хотя бы одного из них. Сказать, что они странные, это все равно, что высказать предположение о том, что 2 августа у фонтанов бывает людно. Я просто оставлю внизу эти фотографии, полные ярких артефактов.

В центре всего мертвого великолепия есть место и живому уголку. На яркий мир внимательно взирают из клетки два огромных питона. Чуть дальше — там, за цепочкой, куда нельзя ходить, дом самого автора-архитектора-хозяина. Кстати, это тот же человек, что дал миру Белый храм. Да, этот находчивый малый время от времени живет тут. Он занимает единственный дом без окон.

Снова на север по первой автостраде, под ритмы и мелодии азиатской эстрады и рассказы Александра о тайской жизни. Эта часть Таиланда совсем не походит на южные провинции. Совсем другие цвета, другие запахи, другие фрукты, другие люди и другие ландшафты. Слева растянулась цепь красивых зеленых гор. Снимать, даже хорошей оптикой, бесполезно. Большую часть времени горы Тая покрыты плотной туманной оболочкой. Связано это с высокой влажностью в джунглях и высокой же температурой воздуха.

Через 20 минут добираемся в приграничный Mae Sai и уходим налево на дорогу 1149. Дорога номер 1149 на этом участке как трасса 66 — загадочна, безлюдна и абсолютно незаметна на Google Maps. Но мы едем по ней, едем в нужную сторону и даже знаем, сколько еще осталось ехать.
Километровые столбики. С любовью от дорожных служб Таиланда. Они есть на всех дорогах, и предоставляют информацию не только о номере дороги, но и расстоянии до ближайшего пункта и до конечного пункта маршрута.

Да, на протяжении всего этого участка мы не встретили ни одного транспортного средства в движении. Зато около десятка раз дорогу нам преграждал шлагбаум. Полиция, потом военные, потом снова полиция. Эти милые господа, едва завидев подрумяненные славянские лики, улыбаются и спрашивают о пункте назначения. А потом рассказывают, как добраться и желают приятного пути. Никаких проверок и досмотров.

В своей жизни я повидал много удивительных дорог, и доложу вам, эта одна из самых красивых, странных и интересных. Road 1149 не увидеть на спутниковых снимках Google Maps. Почти всю ее скрывают кроны деревьев. Road 1149 не увидеть на схемах Google Maps. Она прячется ровнехонько под линию государственной границы Таиланда и Бирмы. Она и была когда-то построена, чтобы обозначить границу на этом участке. Чтобы решить вопросы о спорных территориях и гонять зазевавшихся бирманцев к себе, через дорогу. В отличие от наших горных дорог, тайские проложены не в долинах, а по гребням холмов и гор. Поэтому с road 1149 открывается отличный вид как на тайские деревушки и первую автостраду в районе Чианграя, так и на тропы в джунглях Бирмы.

Основное население road 1149 это обитатели блок-постов. Встречаются и деревушки, но население редко пользуется этой дорогой. Из райцентра сюда можно добраться другой, более удобной и короткой дорогой. Кроме того, это избавляет от труда доказывать офицерам, что в транспорте нет непрошенных граждан Мьянмы. Для мопедов и вовсе существуют прямые пути через джунгли и горы.

Дорога все забирает и забирает вверх, закладывая такие повороты, что даже на коротком виосе входим с трудом. На вершине пальмовые деревья сменяются хвойными. Сосна, лиственница. Запах стоит настолько плотный и приятный, что тормозим и минут 15 просто дышим. Привычные нам деревья в этом климате раскрываются с совершенно другой стороны.

Первым из астрального оцепенения выходит Александр и замечает, что неплохо бы достичь очередного чекпойнта. Иначе можно снова увидеть улыбчивые лица ребят с последнего поста. Нет, дело не в том, что мы, трое иностранцев, шаримся в приграничной зоне. Просто эти джентльмены будут переживать, не случилось ли чего дурного с этими странными редкими туристами.

Заезжаем обозреть Doi Ting Pagoda и после выезжаем на развилку с очередным блок-постом. 1149 уходит влево и возвращается на первую автостраду. Направо уходит дорога 1338, но неизвестно куда ведет.

— Товарищ офицер, по какой дороге мы попадем в Дой Мэ Салонг?
— По левой.
— А правая?
— (Кивает) Далеко.
— Тогда мы, с вашего позволения, по правой.
— Отличный выбор, сэр.

1338 делает горбатый кружок по окрестностям и пересекается с дорогой 1130. Та, в свою очередь, превращается в 1234, которая и выведет нас в Мэ Салонг. Все эти три дороги по своему красивы, а с появлением дороги 1234 вокруг появляются чайные поля на склонах, и к тайскому колориту мягко замешивается китайский.

Что действительно объединяет все эти места — большое количество футбольных полей. И везде играют дети. В горном Таиланде вообще очень любят футбол. На каждом пикапе есть стикер с жуком носорогом — символом Chiangrai United FC. Еще здесь любят премьер лигу и красивые недорогие вещи. Только здесь на одном мопеде могут ехать Робин Ван Перси, Тьери Анри, Стивен Джеррард и два Фернандо Торреса.

Однако, я никогда не слышал о сборной Таиланда по футболу и меня это ничуть не удивляет. Каждое из увиденных полей это зеленая площадка с воротами в горах. Эти поля имеют естественные линии ворот и обычно это высокий крутой обрыв. Согласитесь, в таких условиях сложно вырастить Серхио Рамосов, если, конечно, у вас не одноразовые футбольные снаряды. «Ну, зато контролю мяча можно только позавидовать», — оправдывается тренер тайской команды за обидное поражение.

Опиум со вкусом зеленого чая

Наш конечный пункт на севере — деревня Mae Salong или Мэ Салонг по-нашему. Мэ Салонг расположена, словно на спине у дракона, макушку которого венчает золотая пагода. В длину около 4-х километров, всего одна основная улица.

Мэ Салонг была основана китайцами в 1961 году. Остатки 93-й армии Мао Дзедуна вынуждены были отступить из Бирмы в Таиланд, где и обустроились на удобном хребте, дабы сечь поляну в обе стороны. Чтобы победить скуку и голод выращивали опиумный мак. Чтобы добыть средства для себя и правого дела — опий продавали. Чуть позже король тайского государства намекнет, дескать, мы не против вашего присутствия, но с веселым садоводством придется завязать. Теперь население Мэ Салонг занято выращиванием и обработкой хорошего зеленого чая. Кстати, его, этот чай, здесь принято подносить в заведениях общественного питания перед едой. Разумеется, за счет заведения.

Мы приехали в Мэ Салонг, когда солнце уже клонилось к закату. Поэтому времени хватило только на то, чтобы провести смс-голосование и заселиться в вип-домики. Здесь стоит поблагодарить Александра за выбор гестхауса Shin Shane Guesthouse мистера J. H. Ho. Если углубиться в юннаньские словообразовательные формулы, то получим что-то вроде «Первый гестхаус». Нас встретил сам хозяин, китаец лет 40 в футболке «I love Doi Mae Salong». «I made it by myself», — гордо ответил он, когда я спросил, где могу купить такую же.

Закинули вещи в бунгало и отправились ужинать. Отужинать можно здесь же, на террасе с прекрасным видом на деревню. Такие виды обычно любят изображать в своих фотоблогах барышни с богатым внутренним миром. Но то, что подали мне к ужину в тот вечер, вряд ли могло бы украсить чей-то инстаграмм.

Во-первых, это хороший, зеленый чай. Кроме того, за него не нужно было платить, и от этого он становился еще лучше. Затем я попросил принести рис со свининой. В эти края, я слышал, поставляется недурной китайский рис. Но даже не он был главой стола, а два копченых свиных копытца, которыми украсили крупу. И все же, должен признать, мяса в копытцах было в достатке, а за 60 бат это отличный ужин путешественника.

В Таиланде вообще все недорого, а здесь, в китайском Таиланде, те же банкноты приобретают еще большее значение.

Перед сном посетили еще одну достопримечательность — супермаркет 7/11. Это единственный «север-елевен» на территории Таиланда, который до сих пор работает с семи до одиннадцати. Остальные давно перешли на круглосуточный режим работы.

А теперь пришло время осмотреться, что мы получаем за 300 бат в сутки в этом уголке Азии. Это уютный домик с двумя кроватями. Кроватями на две персоны, а не топчанами, размером с полку плацкартного вагона. При этом в домике есть туалет. А в туалете душ. А в душе горячая вода. И хотя в деревню не проведен газ, водонагреватель подключен к газовому баллону, который стоит снаружи. Есть телевизор. Сколько каналов не знаю, я дошел до 35-го и выключил. Есть вай-фай, бесплатный. И скорость намного выше, чем в нашем элитном сьюте в Паттайе.

Да, так вышло, что сегодня мы ночуем сразу в трех отелях. В Паттайе на двадцатом этаже с видом на море, в двухстах метрах от исторического центра Чиангмая и здесь, в джунглях.

Сон в джунглях в целом не подходит для отдыха впечатлительных людей. Особенно когда спихиваешь с крыльца своего дома насекомое размером с закормленного воробья. Но в жилище такой не проберется — щели маловаты. А вот живность поменьше запросто. Но этих на стене ванной-туалета поджидает стремительный гекон.

Еще один, только побольше, но другой — гекон токи расположился на внешней стене дома. И если к обычному массивному стрекоту цикад Таиланда привыкаешь через пару дней, токи во всем этом шуме улавливается очень отчетливо. Эта ящера выдает несколько громких звуковых сигналов. Каждый сигнал повторяется несколько раз, и вся рулада походит на сработавшую сирену автосигнализации. Финальным аккордом является повторяющееся многократно «Ток-ке! Ток-ке! Ток-ке». Таким образом гекон токи объявляет о самозахвате территории. От обычного, молчаливого, гекон токи отличается, прежде всего, размером. Он может достигать до 30 см в длину.

С одной стороны жутковато, когда вся эта фауна носится по твоему жилищу. С другой, если эти двое тут, то насекомых точно можно не опасаться. Что касается лично меня, я больше всего опасаюсь змей. Но Александр заверил, что местные племена уже всех съели, пустили на настойки, лечебные яды и крем для рук.

Утром мы проснулись пораньше, чтобы сходить на местный рынок. Здесь торгуют по утрам, с пятницы по воскресенье. Рынок примечателен еще и тем, что из глухих горных деревушек приходят коренные племена, торгуют в основном травами.

Арина проснулась даже раньше, чем стоило бы. В 3 часа ночи. По ее словам, это знак солидарности с женщинами племен акха, которые именно в эту самую минуту покидают свои жилища, чтобы поспеть к открытию товарно-сырьевой биржи Мэ Салонг. Я же человек не настолько чуткий, поэтому считаю, что она просто испугалась 30-сантиметрового пятнистого парня, который бегал снаружи и орал, как ребенок в плацкарте.

Как бы там ни было, утром мы выдвинулись на рынок. Зная масштабы торговли в Таиланде, я обул удобные сандалии, повесил на шею фотоаппарат. Найти рынок не составило никакого труда, он расположен на той же улице, в том же месте, что и наш гестхаус. Весь его мы прошли не торопясь минуты за две с половиной. При этом я еще останавливался сделать несколько кадров.

Если отбросить условности и колорит, такой рынок еще лет 10 назад можно было увидеть у любой станции метро в любом московском «спальнике». Лотки с колбасой, лотки с крупами, лотки с яйцами. Тут же в масле производится какая-то выпечка. Представители горных племен приторговывают травкой.

Если бы я был хипстером, коих по просторам Таиланда путешествует в изобилии, следующее я бы описал так: «За 10 бат я взял на рынке пак маффинов и мы спустились в лаундж геста, чтобы обсудить дальнейший трип».

На деле же у меня в руках был пакет с пончиками, напоминавшими скорее «хворост» из нашего детства. Только вкуснее, но другой, да. Мы сидели в кафе гестхауса и обсуждали наше незавидное положение.

Так вышло, что добравшись до одного из красивейших мест Таиланда, мы остались без фотоаппарата. Нет, физически эта гантеля была все еще у меня в руках. Но проку от нее было мало — основную батарею я посадил еще в зоопарке Чиангмая, а запасная кончилась еще вчера. Зарядное устройство осталось в отеле Паттайи, а купить подобное здесь нечего и помышлять.

Теперь же, завидя подходящий кадр, я должен был попытаться сделать фото максимально быстро, не прицеливаясь. В х*як режиме. Затем аппарат осознает, что батарея села и вырубается. А я выхватываю из кармана запасную, и пока техника прикидывает, что к чему, делаю еще один снимок. Как долго я протяну в таком режиме — неизвестно, но время, отпущенное для нажатия на кнопку, постоянно сокращается.

Но будем буддистами. Если так случилось, значит, нам стоит вернуться сюда еще раз. А дальнейшее повествование этой части пути я буду вести глазами телефона МТС 960, купленного по акции за 1500 рублей.

Чуть позже подтянулся Александр, мы позавтракали и двинулись в путь. Сначала посетили чайную плантацию Tea 101 Factory. Затем заехали на «чайники» и после отправились наверх, к пагоде. К ней от нашего геста можно дойти и пешком. В такую жару этот путь действительно был бы благостным и очищающим от грехов. Был бы правильным и осознанным. Со смиреной радостью и глубоким осознанием пережитого. 718 ступеней очищения. Короче, мы на машине доехали.

Затем заехали в музей памяти мученикам или музей основателей Мэ Салонг. Вообще без знания тайского или китайского языков, понять что-либо там очень сложно, но заехать стоит. Как минимум, там красиво, тихо и прохладно. Не помню, отдавали ли мы что-нибудь за вход, а если и отдавали, то сущие копейки. Во всем музее мы не встретили ни одного человека. Ни одной смотрительницы, которая цыкает, когда тянешь ручонки к макету реконструкции гражданской войны. Основное здание как огромный пустующий ангар или футбольное поле, лишь у стен расположены небольшие стенды и деревянные таблички, похожие на надгробные камни с именами героев войны. И вы таки не поверите, но в углу лежит обычный футбольный мяч.

Здесь я еще несколько раз конвульсировал, и менял батарейки. После чего плюнул и расслабился.

Здесь же, возле музея, можно неплохо отовариться чаем. Здесь научат его правильно заваривать, дадут попробовать и еще посмеются над глуповатым русским, который поинтересовался, где, дескать, у вас тут сахарный песок к этому дивному напитку. Александр приобрел крутой чайник для заваривания и местный молочный улун, а я выторговал плюшку 10-летнего пуэра, размером с лошадиную голову всего за 400 бат. Пуэр, разумеется, растет не здесь. Сюда он попадает из одноименного городка китайской провинции Юннань.

После музея мы вернулись в гест, собрали вещи, расплатились с хозяином и двинули в обратный путь. Всего пребывание в этом месте на троих (два домика и 3 трапезы) нам обошлось в 1060 бат.

Чиангмай. Возвращение

Прекрасно, когда обратная дорога отличается от пути «туда». Мы покинули Мэ Салонг по 1089 road, которая затем превратилась в 107-ю дорогу и с севера въехали в Чиангмай.

По насыщенности этот путь ничем не уступает вчерашнему. Сначала дорога идет по гребням холмов, присутствуют крутые серпантины. Затем выходит на зеленую равнину, пронизываемую коричневыми мутными реками. Равнина сменяется густым лесистым участком, где едешь словно в зеленом тоннеле.

Потом начинается горная часть. Но эти горы не имеют ничего общего с высокими зелеными холмами, что мы видели раньше. Это голый крутой скальник. Горы при этом не соединены в хребты. Это одиночные скалы, каждая из которых достойна отдельного внимания. Далее дорога тянется длинными чиангмайскими пригородами.

Все это области внутреннего туризма Таиланда. Чуть в стороне от дороги национальные парки, объекты культурного наследия. Все это очень популярно у местного населения. Тайцы не понимают отдыха на море. Во-первых, потому что дорого, а во-вторых, зачем без надобности хлебать соленую воду и лицезреть чужие отвисшие задницы, если это можно делать с большим комфортом у себя в бассейне.

Bangkok Airways доставит нас обратно в столицу только на следующий день после обеда, а утром еще есть время прогуляться по Чиангмаю. В 8 утра мы покинули отель и пошли бродить по квадрату.

Таиланд славится, кроме всего прочего, своим доброжелательным отношением к туристам. Но если сравнить приморских тайцев Паттайи с обитателями Чиангмая, то первые покажутся вам угрюмыми жителями Наро-Фоминска, встреченными серым утром возле вещевого рынка столицы.

Чиангмай с карты Google сам по себе не кажется большим городом, а центральный квадрат и подавно. Но за пару часов мы прошли около его трети, не углубляясь при этом в переулки. Сама форма квадрата отлично помогает ориентироваться. Поэтому мы вошли внутрь с юга, дошли до самого центра и повернули налево, дойдя до другой стороны. Затем по внешнему периметру вернулись обратно к отелю.

Все это время мы пытались найти работающий обменник, чтобы обменять пару сотен баксов на небольшой суетливый шопинг. Как только поиск заставил нас остановиться и уткнуться в телефон, к нам подошел таец.

— Сегодня праздник, день труда, ничего не работает. Но, может быть, я могу помочь найти вам то, что вы ищете.

Затем он указал нам, как пройти на улицу, где есть работающий обменник. По дороге мы повторно замешкались, и к нам также подошла женщина, которая спросила, может ли она нам чем-либо помочь.

В общем, с обменом проблем не было. Равно как и с шопингом — все магазины в это праздничное утро 1 мая все равно были закрыты.

В 12 мы, как и подобает, сдали ключи от номера и попросили вызвать такси в аэропорт. Это избавляет от необходимости торговаться на перекрестке с водителями сонгтео (местных тук-туков), и причинять неудобство пассажирам.

В аэропорт нас подъехал проводить Александр. Мы отдали дань уважения ему и прокатной Toyota Vios. На долю малолитражки выпал нелегкий путь в этот уикенд. Крутые серпантины провинции Чианграй вкупе с включенным кондиционером заставляли Александра поддавать овса порой до красной зоны. Бензин дороговат, что-то в районе 40 бат за литр. Но заправляться нам пришлось лишь однажды.

А теперь все тоже самое в фотографиях. Часть из них я вынужден сделать в виде коллажа, иначе отчет превратился бы в тест на производительность компьютера.

Аэропорт Чиангмая. Вид на гору Дой Сутхеп и самолет индонезийской авиакомпании Thai Lion.

Элементы старого Чиангмая на фоне коренного представителя.

Чиангмай большой, Чиангмай красивый город.

Так выглядит въезд в зоопарк Чиангмая.

«Основа могущества большеболдинского музея — платный туалет», — говаривал глава администрации Большого Болдина. Здесь туалет не менее значимый, но бесплатный.

Сфоткай, типа я в бегемота дую.

Пропуск к пандам.

Инфографика показывает нам, что панд в зоопарках мира — кот наплакал.

Это визитка панды.

А это ее хата.

А вот и сама миссис Lin Hui.

Наиболее колоритные ребята.

Здесь, в открытой зоне, есть кормушки для птиц. Арбузы и тыквы прибиты гвоздями к жердям.

Крокодил не курит. Канарейки тоже не курят.

Мусорные контейнеры с возможностью сортировки. Бутылки, кроме всего прочего, сортируются по размеру.

По дороге на гору заезжаем на водопады. Водопады высохли, но тайцы с удовольствием плещутся в оставшихся лужицах.

Ваш покорный слуга спустился в надежде найти там прохладу. Зря.

Деревушка возле Ват Пратхат Дой Сутхеп.

Телефонные будки имени Артемия Лебедева.

У подножья лестницы на Ват Пратхат Дой Сутхеп.

Самые лучшие места на вершине уже заняты собаками.

В туалетах отдельный вход для монахов.

С горы открывается потрясающий вид на Чиангмай. Отсюда отлично виден аэропорт и взлетно-посадочная полоса.

Отлично виден и центр-квадрат.

Элемент лестницы.

Начало лестницы.

Торговцы в свободное время играют в бинго.

Дорога на вершину Дой Сутхеп.

VIOS приуныл.

Указатель на кофейню.

Бариста.

Так куют хип-хоп растет зерно.

Уютная коффейня FreshCoffee внутри.

И снаружи.

Разумеется, свой домик духов.

А мы вернулись в город обозреть вечерний Чиангмай.

Жители Чиангмая в плане автопарка — эстеты. Здесь можно увидеть любопытные механизмы в приличном состоянии. Даже среди мопедов попадаются винтажные Веспы.

Внутри квадрата ни одной улицы, переулка, тупика без буддийского храма.

Крыша из настоящего природного камня.

Что посеешь, то и пожнешь вообщем-то.

Площадь трех королей.

Ват Чеди Луанг — один из самых старых и известных храмов Чиангмая. Построен в 14 веке. Раньше имел ступу и достигал 90 м в высоту. Но после удара молнии стал пониже. Теперь выглядит впечатляюще даже ночью.

А это на террасе ирландского паба, куда мы зашли отужинать.

Вид с балкона отеля и иллюстрация тайской хозяйственности. Каждый владелец бизнеса покрасил свою часть дома по своему усмотрению.

Курортные южные провинции постепенно избавляются от кучи проводов, за которые Таиланд любят высмеивать туристы. На севере же до сих пор провода это не только электричество и связь, но и укрытие от дождя и тень в жаркую погоду.

И отличное жилище для грызунов.

Маршрутка Чиангмая — сонгтео. От южного брата тук-тука отличается закрытыми бортами и наличием мусорного ведра на подножке.

А это классические такси севера. Трехколесные мотоповозки на две персоны пассажиров. Возница сидит будто на взрослом лабрадоре, попирая ногой аккумулятор.

Road 118.

У меня таких фотографий сотни две. Их можно листать и природа будет постоянно меняться. Неизменным будет только пикап. Причем всегда разный.

Горячие источники Чианграя.

За 20 бат здесь можно купить сырых куриных яиц в лукошке.

Просто положите их в воду. Пока вы сделаете пару селфи на фоне гейзера — они будут готовы.

Раритет Ниссан Санни.

На улице очень жарко, пот льет ручьем. Через оазис протекает привлекательный ручей. С температурой чуть ниже температуры кипения.

Едем дальше. Внезапно открывается копия камбоджийского Ангкор Вата.

А затем огромная статуя сидящего монаха. Как живой.

Тайцы очень любят вешать на транспорт пустые бутылочки от Маунтин Дью. Причем это не только мотоколяски, пикапы и макашницы. Часто такие погремушки можно видеть и на дорогих корытах. Потому что это просто красиво.

Километровый столбик сохранился только на таком фото с механизмом. Уж не взыщите.

Для любителей х152хх152rus. По-настоящему красивые автомобильные номера. Фон на номере вполне легален, доступен в продаже и для каждой провинции свой. Панды, например, принадлежат Чиангмаю. Внизу слева красивая рамка для номера байка. Выполнена вручную.

А генерал таксист рыбка просто урвал золотой однознак.

А это Wat Rong Khun. Белый Храм.

Как сделать пожертвование.jpg

Жемчужина Белого Храма — бесплатный туалет.

Доступ к золотому унитазу — только в сменке. А к писуару можно и в своих.

@batman, @kruger, @frank_enstein, @hellboy

Lost & Found шкафы Белого Храма. Стоят на улице, без охраны. Внутри, кроме всего прочего, бумажники с деньгами, кредитные карты, украшения, ключи от автомобилей.

Нам не слишком повезло с погодой. На фоне голубого неба Белый Храм смотрится гораздо выигрышнее.

Храм непрерывно достраивается и реставрируется.

От Белого Храма к Черному. Baan Dam.

BИ внутри.

Внутри эти строения похожи на интерьеры роурумов икеи. Разве что пыли побольше и унитаз функционирует.

Скелет слона не поместился внутри, и его хранят здесь, под домом.

Babysnake. Несколько месяцев от роду.

Еще до военного переворота в Таиланде готовились выборы. Больше всего агитации размещено за женщину с лицом Майкла Джексона, которая изображена в костюме певца, что был на нем на концерте в Сиднее.

Гуру пикапа. Особенности национальных перевозок.

Зеленые горы. Чуть позже мы увидим место снимка уже оттуда, сверху.

А вот и дорога 1149. Хорошее качество покрытия, но джугнли год за годом берут свое.

А вот и вид на шоссе.

Хвойные леса в тайских джунглях.

Деревушка в горных джунглях.

На другой стороне дороги уже Бирма.

А это сама граница. Клумбы, окопы, беседки. Показать все, что скрыто.

Doi Tung Pagoda. Подъем традиционно скрашивают два дракона.

Дальше идет аллея c сотнями колоколов разного размера. Арина решила пробить во все.

Высота горы Doi Tung 1800 метров. А сам храм является самым почитаемым местом на севере Таиланда среди буддистов.

Любой буддист может подойти и ударить в гонг. Ощущения такие, будто происходит землетрясение.

Смотровая площадка.

А так выглядят мусорные баки на севере Таиланда. Сама урна, ручка, крышка и подставка — все полностью из использованных шин.

Серпантины дороги 1234. Поговаривают, что если ехать на сонгтео, то сильно укачивает, и туристы передают по кругу бумажный пакет дружбы.

Пример дороги, проложенной по гребню холма.

А мы уже приехали в Мэ Салонг и припарковались рядом с этим автомобилем Монтгомери Уикса.

Вид из террассы кафе гестхауса напоминает cs_italy. Если вы понимаете, о чем я.

Арина понимает, о чем я, и делает заказ.

Тот самый дом за 300 бат с геконом и вай-фаем.

Я не знаток и не любитель пива, но из тех, что мне довелось попробовать, самым приятным на вкус оказался косоглазый леопард.

Утренний рынок в Doi Mae Salong.

Колбаса, например, нарезается и готовится здесь же.

Чайная плантация 101 Tea Factory.

И отдельно, место, которое называется «чайники».

Кресло тоже полностью из шин.

Вид на деревню.

Тут же два огромных китайских льва. Лев девочка обозначена ребенком, мальчик — футбольным мячом.

Пагода на вершине горы Doi Mae Salong.

И вид с нее на деревню. Для нас она была покрыта плотной дымкой.

Но если подняться на гору на рассвете, то картина может быть радужнее. Фото не мое.

Музей памяти китайских мучеников.

А это уже обратный путь. Храмовый комплекс из 7 уровней. На четвертом обнаруживается этот монумент. Все темные места: уши, борода, бороды драконов, подмышки и все прочее — это осы. Плотный слой насекомых.

А это седьмой уровень и потрясающая по красоте пагода. Если вы когда-нибудь будете путешествовать по 107 road, ее обязательно стоит посетить. И не поленитесь зайти внутрь.

Снова в Чиангмае вместе с МТС 960.

Крыши кое-где до сих пор покрываются листом тикового дерева.

Ну и в финале стильный чиангмайский пикап.

Прослойка для бутерброда из стекловаты

В 18:00 мы снова оказались в столице, впереди был еще путь в Паттайю. Туда можно добраться либо на такси, отдав 1600 бат. Либо на автобусе ровно в 10 раз дешевле. Мы предпочли второе, учитывая, что разница во времени выходит незначительная.

Трансфер на Паттайю можно найти на самом нижнем этаже аэропорта Суварнабхуми. Здесь же находится колоритный азиатский фудкорт. Чтобы приобщиться к культуре потребления пищи в этой части света, я бы рекомендовал его к посещению всем европейским туристам.

Во-первых, надо занять место. Даже учитывая огромную площадь фудкорта, это непросто. Поверьте мне, я знаю, о чем говорю. Это задача посложнее, чем приткнуть свой поднос в центральном Макдоналдсе в День Города.

Во-вторых, здесь вам не продадут еду за деньги. Только талоны. Меняете на входе баты на талоны, и в путь. Лучше сразу подсчитать, на какую сумму хотите откушать, чтобы второй раз не стоять в этой очереди за возвратом КЭШа.

В-третьих, не смотрите на картинки блюд, смотрите на сами блюда. Разница между ними колоссальна.

И, наконец, не забудьте продезинфицировать приборы. Для этого рядом с вилками, ложками и ножами есть лотки с кипящей водой.

На следующий день у нас в Паттайе выдался выходной. Не отходя далеко от гнездовья, мы решили посетить Храм Истины. По прямой от отеля метров 500, но благодаря стройкам и заборам на пути, нам пришлось махнуть около 3-х километров. Храм Истины считается самым большим в мире деревянным храмом. И, как принято говорить в таких случаях, выстроен он без единого гвоздя.

На входе в храмовый комплекс с нас попросили по 500 бат за билет. И это стало отличным стимулом, чтобы сразу же проложить 3 км обратно. Еще неделю назад мы, не задумываясь, выложили бы 1000 бат. Но так вышло, что мы видели куда более впечатляющие вещи и видели их бесплатно. Надеюсь, вы понимаете, о чем я.

Тур выходного дня

Наступили майские праздники. Фейсбуки наполнились мобильными фотокарточками с подгорелым мясом, красноватыми лицами и популярными видами Горного Алтая. Все как один, многочисленные подписчики, покинули города на выходные. Здесь мы решили — нужен тур выходного дня.

Покупка экскурсии у туроператора — это как возить на обслуживание к официальному дилеру двадцатилетнюю колымагу. Как купить золотые брендовые часы у цыган. Как дать таксисту в залог айфон и бежать домой за соткой. Это роспись в собственной несостоятельности как туриста. Особенно, если ваш туроператор синий бесполый конь с крыльями.

Но так вышло, что времени для выбора агентства было немного. К тому же, лень даже в отпуске нам хорошо знакома. Мы послушали рассказы отельного гида о том, как красив Ангкор Ват на закате, как легко пересечь границу в компании хорошего проводника, как путешествовать с комфортом по Камбодже и выложили двойную цену за тур выходного дня.

В пять часов утра следующего дня нас забрал минибас Toyota Hiace, и мы направились на восток, к границе с Камбоджей. Там нас ждал еще один Hiace. Итого 15 любознательных туристов. Отличный срез российского туристического сообщества. Фулхаус из стереотипов и туристических образов за границей.

Две молодящиеся тетки за 45; повидавшая жизнь столичная штучка; мистер Хургада-2007 и его супруга-титястик; вечно рассеянная мадам кокос; еще двое, которые вечно везде опаздывают; подружки за 50, перепутавшие рейс в Паттайю с чартером в Анталию; московский лох; внучка моего возраста с бабушкой ленивца Сида. И мы двое, в поисках стоп-крана на этом ковчеге.

Туроператор здесь и дальше работает по следующему принципу: «мы не врем, мы недоговариваем». Стоило, как минимум, объяснить этим людям, что заезд в Камбоджу это не выходные на побережье Адриатики. Иначе вряд ли все эти уважаемые люди заставили бы себя этим утром променять утреннее пиво на пляже на тесный минибас. Перед рывком через нейтральную полосу гид по пересечению границы дал краткий инструктаж о стране, в которую мы въедем. Бежать быстро, ни с кем не разговаривать, сдать паспорта и вообще быть начеку. Вопросов ни у кого не возникало, только мадам кокос поинтересовалась, можно ли рассчитываться рублями.

Дальше мы старались не отстать от гида в забеге до границы. Прошли мимо очереди, взглянули в глаза камбоджийскому пограничнику, преодолели нейтральную полосу и скучковались вокруг джентльмена, который отлавливал нас по ярким стикерам на одежде. Дальше был короткий путь к басу, под роптание опешивших Людмилы и Татьяны, что перепутали Тай с Турцией.

— Вонища какая, еще похуже, чем в Таиланде.
— А девчонка-то как вырядилась. Татьяна, нет, ты посмотри на нее!
— Еще и автобус что ли без кондиционера?

Потом мы перебрались в другой автобус. С местным гидом и кондиционером, а Татьяна с Людмилой вздохнули спокойнее и позволили себе по баночке пивка. Здесь у нас собрали загранпаспорта и по купюре в 100 бат вместо фото для визы. Паспорта мы увидим только завтра, перед отъездом.

— А можно Вейн?
— Нет, лучше Ваня.

Мой тезка кратко рассказал о стране, в которой мы оказались. Вопросы, один за одним, отпадали. Но сограждане не отчаивались до последнего.

— Скажите, как далеко от моря будет наш отель? — поинтересовалась Татьяна.
Я перевел глаза на карту, что была в автобусе. Судя по программе, мы остановимся в городе Siem Riep, ведь целью нашего заезда является храмовый комплекс во главе со знаменитым на весь мир Ангкор Ватом. Судя по карте, от этого места до побережья Сиамского залива надо было проехать 2/3 Камбоджи.

— Около пятиста километров, — ответил Иван.
— А есть бассейн в отеле?
— А когда будет обед?
— А ужин будет сегодня?
— А где там пива можно купить?
— Можно сходить в туалет?
Как вы понимаете, вопросов к гиду по культуре и жизни в Камбодже было очень много.

В Камбодже за основу взято правостороннее движение. Правый руль в стране запрещен. Основной автопарк — списанные из США тойоты камри 1993-2005 годов. Но встречаются и довольно свежие лексусы и лэнд крузеры. На вторичном рынке эти модели возрастом 3-7 лет можно купить за 30-45 тысяч долларов. Пошлины на ввоз отсутствуют, входные цены невысокие.

В Камбодже вообще все недорого. По цене копченого омуля, купленного на Байкале, здесь можно купить копченого же человека и неделю им распоряжаться.

До 1953 года Камбоджа была колонией Франции, затем добилась независимости. Но дух колонизаторства никуда не делся. Он есть буквально во всем. В поведении населения, в уровне обслуживания, в отношении к белому человеку. Да даже в интерьере нашего номера.

Средняя зарплата в Камбодже долларов 50. Наш гид Иван совмещает работу с туристами с постом в министерстве водных ресурсов и метеорологии Камбоджи. Причем имеет должность уровня зам. министра. Его государственный доход составляет $180, и это учитывая ежегодную индексацию и выслугу лет. Стартовал он с суммы, вдвое меньше этой.

Культура движения в стране не сильно отличается от тайской. Если нужно ненадолго на встречку, то можно. Правила перевозки людей и грузов также не регламентируются. Разве что сигналят камбоджийцы чуть чаще и протяжнее.

Тем временем добрались до Сием Риепа. Отобедали в ресторане и заселились в отель. Дальше было пару часов свободного времени, которое я лично использовал для хорошего сна. Сограждане предпочли знакомство с алкогольными напитками возле бассейна, вглядываясь в даль в поисках морского берега.

С чего принято начинать обзор Сием Риепа? Разумеется, с сувенирного магазина. На его посещение выделили целых 40 минут, хотя ровно 30 секунд хватит, чтобы понять зашкаливающий уровень развода и отношение к белозадому мешку с деньгами. 30 секунд хватит, чтобы схватить любую из безвкусных безделушек на полке, отыскать ценник, и, отпихнув консультанта, который пытается вступить в полемику о цене, пробраться к выходу. Однако же, даже 40 минут не хватило тем, что вечно опаздывают, для выбора подходящего алкоголя. А московский лох, пользуясь случаем, купил сумку из крокодила, часы из позолоты и слона из бамбука.

Наконец, все формальности улажены, и мы отправляемся в первый на сегодня храм — Баконг. Именно здесь происходит знакомство с движением, которое моя жена очень точно назвала «кхмерские дети». Едва ты покидаешь автобус, к тебе устремляются десятки молодых селян.

Стоит воздать должное смекалке и уровню образования этих детей. 5-7-летние сорванцы, едва завидев нас, сканируют, что мы русские и, судя по одежде, приехали из Таиланда. А потому обращаться ко мне надо по-русски «Привет, красивый!», а денежно-товарные отношения стоит вести преимущественно в батах.

— Давай штаны, красивый! 200 бат! Купи штаны!
— Мистер, дай доллар!
— Два за сто! Два за сто! Три за сто! Три за сто!
— Купи кокос! Кокос купи, красивая!

Женщины за 45 или бабушка ленивца Сида — идеальная целевая аудитория для таких детей. Вид смуглого спиногрыза в школьной форме, который тянет подвявший цветок и с глазами котика из Шрека просит доллар, заставляет хвататься за сердце, искать в кармане капли, и причитать о судьбе собственных детей.

Баконг же, по сравнению с остальными храмами, очень прост, но интересен. Возможно, он показался мне привлекательным из-за отсутствия толп туристов.

По дороге на ужин я смотрел в потрясающее красное камбоджийское небо и думал, как, должно быть, хорош Ангкор Ват на закате. И почему его место в программе занял сувенирный магазин.

«На ужин вам будет предложено более 60 блюд камбоджийской кухни, и вы сможете все попробовать», — задал интригу камбоджийский Иван. Но все оказалось проще: помещение на 400 человек, шведский стол и одновременный сигнал к началу трапезы.

Начались веселые старты с тарелками. Как водится в таких случаях, тарелки не велики в размерах, и унести в один заход можно немного, поэтому был принят принцип кухни фьюжн — сочетать несочетаемое. Китайцы и вовсе, словно принимая участие в реалити-шоу «Адское хрючево», клали в тарелку абсолютно полярные ингредиенты. Так рисовая лапша может быть приправлена апельсиновым джемом. Вместо мяса к ней берут арбуз, и чтобы не было слишком сладко, приправляют соусом из рыбьих глаз.

Следующий день в Камбодже начался со знакомства с Ангкор Ватом. И это было чертовски верное решение. Самый большой храм мира лучше осмотреть, пока там нет толп туристов, а солнце не жарит открытые площади. Нужное впечатление он, конечно, производит. Но не столько масштабами или архитектурой, сколько точностью, скрупулезностью и смысловой наполненностью его элементов.

Сразу после Ангкор Вата встаем в длинную пробку, которая ведет к воротам Ангкор Тома. Комплекс состоит из множества храмов. Как полагается, имеет парадные подъезды, канал с водой и ворота. Ворота эти настолько узкие, что уместиться может только один автомобиль. При этом в проеме не должно быть пеших туристов. Поэтому очередь продвигается крайне медленно. Поэтому мы сменили большой автобус на Hyundai County. По обочине обгоняют моторикши с туристами. Но им проще, они высаживают туристов у ворот, а затем ожидают у противоположного входа или внутри.
— Товарищ водитель, быть может и нам также. Глядите, какая ладная обочина, — высказываются пассажиры.
— Оно может быть и лучше, мисс. Но, в таком случае, вряд ли я еще когда-нибудь смогу въехать в эти ворота в добром здравии.

Так мы добрались до второго по величине храма Камбоджи — Байона. Байон очень красив, но не при таком наплыве туристов. Перемещаться по многочисленным коридорам Байона при таком трафике, это как сплавляться по реке из потных человеческих тел. Добавьте к этому нещадно палящее солнце и температуру под 40. Мне удалось сделать лишь пару кадров, в которых не попало чье-либо любопытное лицо или рука. И за это я благодарен местным попрошайкам.

Да, деньги у вас будут просить всегда и везде. И хотя пропуск во все храмы стоит $20 и оформляется заранее, молодые, динамично развивающиеся предприниматели не упустят случая поживиться на туристе. Показать дорогу, сфотографировать с буддой на ладошке, поучаствовать в ритуале, пожертвовать на восстановление храма и многое другое. Вам могут предложить вклад в государственную программу образования или показывать фотографии маленьких голодных детей. Могут предъявить и самих детей, если сомневаетесь. Как раз в Байоне ко мне подошел парень и показал, куда можно забраться, чтобы сделать приличный кадр без китайцев в объективе. Когда я поблагодарил его, он развернул передо мной таблицу пожертвований на листе А3 и спросил, в какой валюте мне будет удобно внести десять долларов.

Свои услуги вам предложат и господа полицейские. Нагрудный значок будет стоить 100 бат, кепка 250, наручники торгуются от 500. За 100 долларов служитель закона в исподнем продолжит нести службу, а вам уступит полный комплект своей формы. Те двое, что вечно опаздывают, задержались у Байона и вернулись с наручниками. Может быть оно и заманчиво. Но мне лично не доставляют удовлетворение артефакты, добытые таким образом.

От Байона перемещаемся к храму Та Пром или храму имени Анжелины Джоли. Тому самому, что оброс вековыми пробковыми деревьями. Сейчас они уже не разрушают храм, а напротив, не дают ему превратиться в развалины.

Закончилась экскурсия ровно тем же, чем и начиналась. Мы заехали на шелковую фабрику. «Здравствуйте, меня зовут Аннель. Сегодня я расскажу вам, как купить изделия из шёлка в 4 раза дороже, чем на рынке в ближайшем Подмосковье». Но великосветское отношение к туристам было настолько подозрительным, что даже беспечный гражданин из столицы вышел отсюда без покупки. Мадам Кокос, однако же, смогла приобрести здесь что-то за рубли.

Мы поблагодарили Ивана и отправились в обратный путь. Он прошел без приключений, также как и пересечение границы. Мы обновили свои тайские визы, совершив своеобразный виза-ран. И пока те двое, что вечно опаздывают, задержались на таможне, попутчики активно высказывались насчет пережитого.

— Ужасная экскурсия, Людмила, — зарядила первой Татьяна, — просто ужасная. Эта духота невыносимая, эти помойки, эти дети.

Мне сложно взять в толк, почему люди такого склада обращаются друг к другу только полными именами. Причем, когда их больше, чем двое, обращение звучит следующим образом: «Девочкиии!». Девочки, ставьте чайник, будем чай пить! Девочки, поехали в Камбоджу!

— Чудовищно! Почему никто не сказал, что будут одни храмы? — сокрушается Людмила.
— Как думаете, мне разрешат вывезти сумку из крокодила? А настойку со змеей? Со слоном не будет проблем? Не слишком большой? — засуетился московский лох.
— Я из Египта еще не то вывозил, — ответил мистер Хургада-2007.
— А вы не катались на таких мотоциклах с четырьмя колесами? — спросила почему-то у моей супруги бабуля ленивца Сида.

Если вы хотите знать мое мнение, я считаю, что в Камбоджу ехать надо обязательно. Но не стоит делать это в формате турист-тайфун. Посещение культурных объектов требует свежей головы и позитивного настроя. Нужно иметь возможность находиться там столько, сколько хочется. Также как и иметь возможность завершить приобщение из-за жары, наплыва туристов или плохого самочувствия и вернуться в другое, удобное время. Самый удачный вариант — перелет из соседней страны и аренда транспорта под свои нужды. Движение вполне себе сносное и не вызовет трудностей, по крайней мере у жителей крупных российских городов. Как альтернативу можно нанять возницу и благородно взирать на окружающих из открытой мотоповозки. А после наслаждения культурными древностями переместиться на побережье и смыть с себя вековую пыль и цветастую плесень.

И упаси вас господь пользоваться для этих целей услугами туроператора. Это обычная камбоджийская дребезгунья, которая возьмет за поездку две цены, да еще и будет на каждом углу искать возможность постричь пару валютных единиц с диковатого туриста.

А теперь то же самое в фотокарточках.

Приграничная территория со стороны Таиланда.

А это ворота в Камбоджу и обратно.

С камбоджийской стороны это город Пой Пет. Царство челноков и лукавых грузоперевозок.

Состоятельные перевозчики имеют возможность использовать мопед.

А богатеи и вовсе привязывают сани-волокуши к крузаку и волокут по улице.

Этот франт в брюках «щеголь» встречал нас на камбоджийской стороне.

— Татьяна, мы теряем время. Где-то у нас была кура в фольге.

Фото по запросу «дорожное движение Камбоджи».

Подобно болидам формулы-1, транспорт максимально облегчается, чтобы набрать максимум скорости, использовать минимум топлива и противостоять жаркому климату. Наконец, это просто красиво и стильно.

В этом случае водитель выбрал облегченную кабину без дверей и вырезал вентиляционное отверстие в виде карты Камбоджи на капоте.

А это Его Величество мотоблок. Отличное средство передвижения и грузоперевозки.

Ну и, разумеется, пикап. Здесь, например, по слоям лежат пустые строительные ведра, на них тележка, еще какой-то хлам и поверх всего пассажиры. Сбоку удобно зафиксирован мопед.

Удобно съездить на рынок за покупками.

Самая популярная модель в Камбодже — Тойота Камри выпуска конца начала середины 90-х. Это не пикап, но не менять же из-за этого любимую ласточку. Можно подложить войлочную тряпицу и перевезти груз в целости и сохранности.

В автономере под самим номером обязательно название провинции или города. Эта машина из Пномпеня, из столицы.

Перевозка пластиковых стульев — подарок небес. На каждой стопке можно перевезти по человеку.

В городах при этом попадаются любопытные экземпляры.

В сельской местности все же король перевозок — мотоблок.

Здесь он даже оборудован кенгурятником.

Но если у вас не пикап — это не повод уклоняться от перевозки друзей и близких вне кабины.

Доставка питьевой воды.

Камбоджийская свадьба. Гуляется очень помпезно и торжественно. Приглашаются все родственники, друзья, коллеги и подписчики странички в Facebook.

Это тоже сельская свадьба, но шатер уже попроще.

Что принято дарить? Деньги. Родители молодоженов записывают, кто сколько подарил и молодые хранят эту информацию всю жизнь. Если даритель пригласит на свадьбу, поднимается сумма подарка. В ответ нужно подарить обязательно больше.

Стиг везет на свадьбу подружек невесты.

А здесь он же перевозит воду.

Ну и классика жанра — пассажирский пикап.

И четырехместный мопед.

Туристическая карта Камбоджи. Вверху слева — Сием Риеп. Море, как видите, не совсем по пути.

Что еще можно увидеть по дороге от границы? Вот, например, сельская школа.

Устройство придорожного бизнеса такое же, как и в Таиланде. Первый этаж под магазин, на втором живет хозяин.

Здесь здание построено с возможностью достройки.

Так выглядит здание зажиточного жителя села. Деревянная отделка стен и крыша из кровельного материала.

Так живут люди попроще. Стены из соломы. Крыша часто тоже. Много домов вдоль дороги завешены пивными баннерами — дополнительная копейка в семью.
Все дома обязательно на сваях. Под домом непременно гамак, в котором хозяин проводит в тени большую часть дня.

Походный вариант. Для работы и отдыха в поле.

А это отличный аналог российской действительности. Убитая лачуга и крепкая иномарка.

«В мае у нас очень жарко, до 50 градусов», — прояснил Иван. «Вот позавчера, правда, был дождь.»

Землю от государства можно получить бесплатно. Но далеко не все этим пользуются. Пашут, как правило, на волах. Но есть и богатые господа, что могут позволить себе использовать мотоблок.

Коровы в Камбодже сильно отличаются от наших. Они имеют гладкую шкуру, небольшие рожки, длинные уши, и обязательно горбик.

А это волы.

Такие приспособы камбоджийцы используют для сбора улиток. Небольшие ворота из хвороста, полиэтиленовая пленка, длинная лампочка и поддон внизу. Между устройствами проведен ток для лампочек.

Все реки имеют характерный цвет благодаря глинистой почве.

Самые солидные здания вдоль дороги — камбоджийская партия людей (внезапно). Cambogian Peoples Party never kill nobody.

Французское наследие дало камбоджийцам вместо полиции жандармерию.

По богатым красивым воротам всегда можно понять, что там дальше пагода или храм.

Школьники обязательно носят школьную форму.

То был вариант парадный, а это спортивный. Оранжевый адидас.

Несмотря на общую нищету, Сием Риеп полон 4* и 5* отелей.

Настало время обеда и попутчики приободрились.

А дальше заселение в отель. Мальчик-портье подал всем агавовый сок и пароли для вай-фая.

Блок управления номером. Свет, радио, тв, холодильник. Жаль не работает.

Массивный шкаф из красного дерева. Однако двери настолько тяжелые и гремучие, что при открытии можно потревожить всех соседей по этажу.

Защелка в старом стиле вместо общепринятых в Азии полуавтоматических замков.

Если распахнуть тройные шторы, можно увидеть уютный бассейн и стройку.

Изучить малоэтажную застройку.

И шикарные отели поблизости.

Или трущобы под окном.

К завтраку подали газету. Почему-то на китайском, но зато с цитатами Путина и Обамы. Видимо, по вопросу Украины. Фото Путина как раз в годы Обамы.

Основной пассажирский транспорт — мототакси с коляской. Выполнены также в колониальном стиле.

Как и положено таксистам, они сбиваются в компании и проводят время за беседами в кэбе одного из них. При виде клиента нехотя оживают.

Некоторые отдыхают не теряя времени.

Тот самый сувенирный магазин.

Горючее для мопедов продают в полторашках прямо у дороги.
— Татьяна, нам тоже горючка не помешает. Доставай эти местные фантики с королем.

Камбоджийцы привыкли готовить яйца, когда в них уже сформировался зародыш цыпленка. Их и подают туристам. Так сказать белок в белке.

Сельскую школу мы уже видели. Это городская.

После школы дети отправляются к храму. Такая духовность.

Храмы в те годы принято было огораживать рвом с водой. Сейчас в этих каналах купаются дети и животные. Но поскольку здесь же проживает опасная рыба, купаются с переменным успехом.

Храм Баконг. Состоит из 5 уровней. Уровень черепахи, уровень слона, уровень тигра, уровень грифона и уровень бога.
На этом фото отлично видны все 5 уровней.

Как раз зашло солнце и мы увидели Баконг при теплом ламповом освещении.

Вид с уровня слона.

Арина взирает на округу с уровня бога.

Остатки горбатой коровы. В отличие от Индии, здесь они не священны, и я могу позволить себе иронию.

Follow me, волосатая рука.

А это фото — моя гордость. Оно кажется мне настолько крутым, что я готов отправить его в редакцию LIFE и требовать гонорар.
Я хотел получить фото кхмерского ребенка. Но учитывая их воспитание и наличие предпринимательского стержня, я боялся, что это встанет мне в кругленькую сумму.
Эта девочка была единственным ребенком возле Баконга, который ничего не продавал или не просил у туристов. Она просто сидела и улыбалась. Когда я проходил мимо, тайком снял крышку с объектива и на ходу нажал на спуск. И таки у меня получилось.

Потом я еще раз увидел свою героиню. Они с сестрой собирали хворост и крепили его к велосипеду.

В то время как другие дети сворачивали бизнес-активность, считали выручку...

И обрабатывали последних туристов. Две за сто, мистер!

А это ANGKOR MONDIAL RESTAURANT. Самый большой шведский стол, что мне довелось видеть. 400 мест для одновременного приема пищи.

Обязательный элемент — традиционное представление.

Не знаю, к чему это здесь. Но это, как минимум, странно.

Пссс, парень. Не хочешь немного символов власти?

А это мой тезка и наш гид.

Ангкор Ват также имеет большой глубокий ров по периметру.

Ангкор Ват уважают животные.

Ангкор Ват уважают дети.

Ангкор Ват самый большой храм мира. Но самым большим его делает его территория, созданная по большей части из таких огромных камней, которые доставляли сюда за 90 км на слонах.

Основное здание это 5 башен, но сбоку обычно видны только 3.

Помимо основного здания здесь есть куча интересных строений. Везде можно лазить, трогать, фотографировать. Даже спать, если погода позволяет.

Духовные скрепы имени Юнеско.

Часто можно встретить вот таких желторотых птичек. Может, кто подскажет, кто это?

Внутри Ангкор Ват исписан текстами на древнем санскрите. Прочесть его могут всего лишь несколько человек во всем мире. Тексты, как и любые другие изображения на стенах отлично сохранились до наших дней.
Исключение составляют только нижняя часть стен, сантиметров 20 от пола. Когда люди покинули эти места, в них поселились летучие мыши. А летучая мышь, проживая на потолке, может позволить себе гадить прямо на пол. По этому плотному слою мышиного помета и были вынуждены ступать французские колонизаторы, что открыли для себя Ангкор Ват.

Эти углубления — бассейны под открытым небом. По 4 бассейна на каждом ярусе. Каждый бассейн символизировал одну стихию: землю, воду, воздух или огонь. Использовались бассейны для омовения от грехов.

Лезем дальше, на самый верх.

Сверху открывается дивный вид на нижние ярусы, дорогу к храму и жизнь местных аниматоров.

Ангкор Ват это не действующий храм, но и здесь проводятся ритуалы. Так мы застали обряд посвящения мальчика в монахи.

Комплекс Ангкор Том и купающиеся в канале дети.

Если не поспеть вовремя, здесь может быть немного людно.

Издалека Байон походит на торт «Графские развалины». Но если приглядеться, то можно увидеть лица будды. Всего их 54 и они смотрят на 4 стороны света.

При высоком солнце лица улыбаются, а к вечеру, когда низкое солнце светит с запада — лица начинают грустить.

Сюжеты из жизни древних обитателей этих мест отлично сохранились.

Храм реставрируется и во внутреннем дворе лежат «стройматериалы».

Это не краска, это грибок. Он окрасил стены Байона в совершенно неожиданные оттенки.

На верхнем ярусе также много туристов.

А поэтому делаем фото лика Будды и делаем ноги.

А это здание северной библиотеки. С него открывается дивный вид на весь храм.

Как раз об этом мне сейчас говорит шустрила-камбоджиец.

Самое главное — ни единого китайца в объективе.

Здесь же, внутри Ангкор Тома многие туристы меняют моторикшу на слона.

Та Пром, в отличие от предыдущих храмов, находится не на открытом пространстве, а в джунглях. Не знаю, связано это или нет, но здесь дети продают дудки.

Но что точно связано — так это уникальность Та Прома. Когда люди ушли из этих мест, храм облюбовали птицы. Чертовы пернатые гадили семенами прямо на стены святыни, после чего зерна прорастали. Теперь практически весь храм обвит огромными пробковыми деревьями. И если раньше они разрушали его стены, то теперь напротив, действуют как укрепляющий элемент. Ведь стены храма строились без креплений, гвоздей и цемента. А между камнями прокладывалась смесь на основе яичного белка.

Фото серии «рыжая голова познает мир».

Некоторые корни настолько тяжелые, что для них выстраивают систему подпорок.

Здесь, для сравнения элемент, который не скреплен корнями деревьев.

Еще Та Пром это место, где детская торговля достигает своего пика. Например, эта девочка хотела продать магнит с Та Промом за 100 бат. Затем два за сто. Затем три. До автобуса мы шли около 500 метров, а предложение достигло 11 магнитов за 100 бат.

Так выглядит Дюти Фри на границе Камбоджи и Таиланда. Хотя, если быть точным, то вся Камбоджа — Дьюти Фри. Там нет пошлин на алкоголь и сигареты, а потому даже самый дорогой виски можно купить по минимальной стоимости бутылки водки в России.

А так выглядит группа российских туристов, возвращающихся из страны легального рабства в базовый Таиланд.
Что я вынес из этой страны? Разве что несколько брикетов дивного камбоджийского кофе и сильные впечатления.

О тайском колорите и расходах на косметику

Пребывая в Камбодже, я пропустил важное для меня событие — ежегодный любительский турнир по регби, который проводится в Паттайе в первый уикенд мая. Но в фейсбуке удалось списаться с организатором и напроситься на вечеринку. Таким образом, два вечера я провел в компании этих милых людей, изучая на практике тайский быт и вороша в памяти знание английского. В регби играют в основном экспаты, то есть иностранцы, живущие в Тае. Большинство уже почтенного возраста. Англичане, французы, шотландцы, испанцы, с Пхукета приезжала целая община рыжеватых граждан Ирландии. Приобщаются и тайцы, но даже при наличии конкурентных преимуществ, выносливости и скорости, их не так много.

Таиланд кроется в деталях и подробностях. Он не ограничивается Бангкоком, Паттайей и Пхукетом. Также как и Паттайя не ограничивается Beach Road, Second Road и Walking Street. Но для более глубинного понимания нужно иметь чуть более широкий запас, чем Hello, Thank you и How much б*я. Нужно иметь чуть больше расторопности и интеллекта, чем нужно для покупки экскурсий пачкой у туроператора. Путешествуя в компании таких русскоязычных тепличных дервишей, вы узнаете только, что на рынке можно торговаться, на слона нужно залезать с левой стороны, тайских детей нельзя хватать за головы, а в стоимость аренды ледибоя не входит стоимость комнаты.

Каждый пятый турист из Европы, России или США задумывается, хотя бы в теории, о приобретении недвижимости в Таиланде. Каждый третий о ПМЖ или «запасном аэродроме». Но политика государства такова, что для своих граждан есть определенные привилегии. Быть тайцем выгодно. А еще выгоднее быть фарангом, который косит под тайца. Не внешне, разумеется, нет. А по документам. Оформить недвижимость на тайскую квоту, купить за тайца автомобиль за бесценок, иметь тайскую подругу для ежедневных покупок и грязных коммерческих делишек.

Едва ли не добрая половина иностранцев, проживающих в Тае постоянно, имеют тайских подруг. Наши женщины любят смотреть на такие пары и цокать языком: «Вандища какая! Ты посмотри на нее!». Есть еще вариация «семья напрокат», когда в свет выходит глава семейства, с ним тайская мама-утка и от двух до четырех тайских детей.

На севере Паттайи есть тихая улочка, на которой расположены многочисленные уличные кафе. Большинство из них принадлежат немцам. Они открываются ближе к вечеру и работают, пока хозяин не пойдет спать на второй этаж своего заведения. Пожилой бюргер, как правило, сидит и смотрит по кабельному родную бундеслигу с соседями, а жена-тайка с детьми занята обслуживанием посетителей.

От этого симбиоза выигрывают все. Бережливые европейцы экономят средства за счет приобщения к своей жизни гражданки Таиланда. Недвижимость для них дешевеет, автомобиль становится дешевле, любые покупки дешевле, включая даже креветки гриль в уличной макашнице. Тайка водит мопед, ходит на рынок и ведет хозяйство. Плюс, если повезет, откроет для списанного эмигранта вторую сексуальную молодость.

Вторая сторона получает финансовую обеспеченность и иммунитет от тяжелой работы в полях. Кроме того, приобщение существующих или будущих детей к бизнесу сожителя и переход дела в собственность в случае отхода последнего на небеса.

Тайское государство, в свою очередь, получает приток капитала в страну.

В автобусе Бангкок — Паттайя я увидел, как симпатичная тайская девушка, сидящая передо мной, развернула письмо. Оно было написано от руки, фломастером и четким читаемым почерком. Состояло из расхожих английских оборотов вида «нам было хорошо», «мы не можем быть вместе» и «ты не виновата, это все из-за меня». Бумага была мятая и влажная, часть букв уже не разобрать. Но понятно, что текст перечитывается не один раз.

А сразу за нами сидела тайская женщина, к которой свежим рейсом из Германии прибыл на побывку ее пожилой, лысый немец. Одной рукой он открывал небольшие емкости с местным пивом, а другой похлопывал свою зазнобу по бедрам.

Это детали. А общая картина такова, что немаленькая по протяженности Beach Road вечером каждого дня превращается в непрерывный коридор успеха. Десятки глаз следят за каждым твоим шагом и взглядом. Если ты белый, ловкий, умелый — тайки тебя зовут.

Да, это проституция. Но не самая примитивная. Не такая, какую мы привыкли видеть на улицах или в передаче «Чрезвычайное происшествие» по НТВ. Это двухуровневая мечта многих тайских девушек. Первый — найти человека, что позаботится о ней и ее семье. Второй, как бы странно это ни было, уехать из Таиланда. И те, что плотной шеренгой стоят на Beach Road или Second Road, это претенденты на привилегию первого уровня.

Они рассматривают клиента как человека, желающего провести короткий тест-драйв. Если стороны устраивают друг друга, заключается соглашение. Как говорил уже упоминаемый герой Лесли Нильсена: «Так значит, вы хотите совершить покупку прокатной единицы?» После девушка исчезает с улицы, а в ее обязанности теперь входит ожидание своего бойфренда, пока он зарабатывает деньги на очередной отпуск. Либо обустройство быта, если мужчина захотел пустить корни в Таиланде здесь и сейчас.

Один мой ирландский приятель с Пхукета, сидя в пабе, знакомил меня со своей подругой. «Это Гетти, ее парень живет в Швейцарии, но до сентября она абсолютно свободна. Если я вдруг оказываюсь в Паттайе, она мне здорово помогает. Ну, знаешь ли, если нужно что-то найти, купить или перевести». Гетти подтвердила его слова: «Все так. Если вам нужна будет помощь, обращайтесь. И это ровным счетом не будет вам ничего стоить».

Большинство этих девушек прибывает сюда из восточных провинций. Там высокая плотность населения, высокий уровень безработицы, и, как следствие, нищета. Оттуда же прибывает большинство ледибоев. Иметь ледибоя в семье считается почетным. Если мальчиков в семье много, то еще в детстве родители выбирают самого симпатичного и прокачивают из него трапа. Ежедневный фруктовый шейк он закусывает гормонами, а по достижению определенного возраста получает некоторую сумму на операцию и отправляется в люди. Чтобы окупить вложенные инвестиции, ледибой отсылает заработанный доход стареньким родителям. Удерживая себе, разумеется, небольшую сумму на одежду, косметику, нижнее белье и карманные расходы.

Такие дела, детвора. А нам уже пора улетать. И что я смог вынести из всего этого в сухом остатке? У меня до сих пор нет подходящей фотографии на море.

Отлично, сам 3 раза в Паттае был, ещё хочу.

молодец. хорошо написал. Был в Паттайе. Мне немного стыдно: причисляю себя к дервишам (хау мач б*я). Вроде все уже там были, все знаем, а оно во как оказывается.. Много интересного просто пропустил, прошел мимо...
ПС ждем фотку на море в след отчете

Отлично. Добавлю фото из своей поездки. Природа в Тайланде красивая. Когда приезжаешь домой, все вокруг кажется блеклым.

Новый год в Тайланде. Все друг друга обливают и весь день танцуют на улицах и дорогах

Автор, скоро буду в Патайе и в этом самом отеле на севере. Текст к сожалению не осилил-много букв.

Замечательный рассказ, был в Паттае в том году, будет возможность поеду еще. Много интересного прочитал о Тае.

Отчет просто супер! очень легко и приятно читается!!
Toyota Vitz 2000' 1SZ-FE в душе RS'ка
Мой отзыв: Toyota Vitz 2000

Паттайа - далеко не самое лучшее место в Таиланде.

iL_62:
Паттайа - далеко не самое лучшее место в Таиланде.
А вот вас ничего не утаишь. Собственно о том и отчет.
Уютный дневничок ЛетимКудаХотим.РФ

Очень интересный колоритный рассказ!
Туристическое Агентство "100 дорог"
Пролетарская 139, оф. 302. тел. 222-010, 8-903-912-4901

получил истинное удовольствие (и неудовольствие своего работодателя за завис в рабочее время).
редко здесь почитаешь интеллигентного и эрудированного человека.
наверное, ткст - компенсация плохих и малочисленных фоток. каждому свое :).

барнаул
очень хороший отчёт.Во сколько стала поездка полностью если не секрет?

Стильно написано, автору- 5.

Автор молодчина. Очень понравился слог и манера изложения материала. Фотки тоже отличные. Респект!
Жизнь коротка. Наслаждайся!

Неординарный взгляд на повседневную действительность тайцев.
Прикольно написано.....Даже много букв не помешало.

"Когда же стало известно об освобождении братского Крыма, мы с супругой решили твердо — летим в Таиланд."

сильно))

Шарыпово
Текст супер! У меня тоже есть колоритное фото с Пхукета, которое мне очень нравится. Рыбачка.
Бу-бу?

Птичка с ж0лтым клювом - скворец
OUTLANDER 2013

владимир 3828:
очень хороший отчёт.Во сколько стала поездка полностью если не секрет?
Путевка на двоих в Паттайю нам обошлась в 60 тысяч.
7400 билеты из Бангкока в Чиангмай и обратно. 1700 гостиница в Чианг Мае на три дня.
Ну и по тысяче долларов на туриста мы брали с собой.
В эту тысячу на брата вошли заезды и проживание по северу, поездка в Камбоджу и все все все. При этом не скажу, что мы экономили.
Покупали, все что нравится. Но, правда, без кислоты типа ювелирных украшений, антиквариата или сумок из крокодилов. Питались, где нравится. С ночного рынка пару раз с полным рюкзаком возвращались.
Короче под конец осталось еще баксов 250, которые уже не знали как потратить. Половину спустили в дьюти-фри, половина домой вернулась.
$4000 на двоих за глаза оказалось.

Ufa
Отлично написано... великолепно просто. А ещё говорят молодёжь у нас безграмотная

сильный текст! прочитал с удовольствием!

+ прочитал весь отзыв.
местами сильно, местами смешно, это отзыв циничного человека, при этом не самого доброго.

кстати про чай.
семь лет назад у меня был культурный шок от того, что мы не смогли купить нормальный чай. только пакетики липтона и то не во всех магазинах.
я думал, что еду в азию и нет смысла везти чай с собой, а оно вона как обернулось.
кофе даже в очень приличном отеле было отвратительным.
когда я спросил почему? местный русский сказал, что тайцы не пьют чай и кофе, поэтому наших претензий не понимают. но это было на крайнем юге страны.
удивлен, что на севере, оказывается, выращивают и то и другое.

" Там я оставил автомобиль на стоянке неподалеку от аэропорта ... На этом тематику автопутешествия можно закрыть,..." Я так и сделал--дальше не читал. " Успело улыбнуть--... я отказываюсь понимать смысл выгуливать в такой благородной стране китайские вещи с ближайшего рынка или отвратительную летнюю коллекцию «Спортмастер», купленную со скидкой по случаю. Все необходимое для комфортного пребывания можно купить в Таиланде на любом рынке не потратив и 50 долларов."... и "... выгуливать в такой благородной стране китайские вещи с ближайшего рынка ..." :))

vb2002:
кстати про чай.
кофе даже в очень приличном отеле было отвратительным.
удивлен, что на севере, оказывается, выращивают и то и другое.
Тайцы предпочитают чай и кофе в виде напитка со льдом. Они называют это Айти и Айкофи. В холодном виде вкус напитка не столь важен. Хотя в супермаркетах продаются приличные охлажденные чаи в бутылках. Черные, зеленые, цветочные, травяные. Всякие, вплоть до пуэра. Все, что выращивается на севере идет либо туристам, либо на экспорт. Ну или китайцы греются в своих северных деревушках по вечерам. Ибо бывает довольно прохладно, градусов до 10-15 ночью.

Новосиб
Уффф....одолел. Познавательно ! Очень хороший слог автор! Пиши ащщё:)
Счастье не за горами... Оно в горах!

Appl-Town
А желторотая птица-это азиатский скворец, родиной ареал расселения которого весьма велик. Он распространяется от юго-восточных районов Ирана до Афганистана к Пакистану и к Индии со всеми прилегающими к ней островами - Мадагаскар, Маврикий, Цейлон. Затем ареал этот тянется к Бирме, к западному Таиланду, к тропическим джунглям Вьетнама.

Garp717:
Вам, как человеку из Тулы, должно быть известно выражение про понаехавших туристов со своими самоварами.
Так вот, зачем ввозить в страну китайские изделия, когда на местных рынках продается одежда намного приличнее и выше качеством. Только с биркой Made in Thailand.

Прекрасно
Мой отзыв: Skoda Superb 2012

"Рыжая голова познает мир" Улыбнуло . Тайланд напомнил мне вьетнам чем то , те же люди ,плантации чая, водяные буйволы, массаж, все в принципе не дорого
Спасибо интересно почитать !
Русских туристов бы там не было и можно ездить туда.

Турист -неформал.
Голова-кость.Она не может болеть

отличный отзыв, спасибо вам
меня отпугивает тайланд грязью, антисанитарией и вообще не мое
но красиво зараза

Ну что ж, детвора под впечатлением. Как говорится, пеши исчо. Мастеркадр везде принимали к оплате?

7БабМореход:
мне сказали, что тайцы предпочитают чистую воду. даже соки они только для фарангов делают, а фрукты так едят.

Сообщений: 2080
Стильный отчет, с удовольствием прочтен, спасибо!!!
Когда не достигают желаемого – делают вид, что желали достигнутого.

Да, тайцы, да, и камбоджийцы тоже, Вам спасибо не скажут, поскольку своим рассказом Вы лишили их батов из моего кошелька. Они, конечно хорошие, гостеприимные люди, но мне вполне достаточно оказалось посмотреть на их жизнь Вашими глазами и попытаться ее понять из вышеприведенного описания. Оно сделано вполне понятно и достаточно подробно, так что буду считать, что в этих местах "побывал".
Ну, а реально, через неделю отправляюсь к другим азиатам, куда, думаю, в ближайшее время мало у кого появится желание последовать. Да, и не надо. Как там, надеюсь рассказать по возвращении.

"Ну, а реально, через неделю отправляюсь к другим азиатам, куда, думаю, в ближайшее время мало у кого появится желание последовать. Да, и не надо. " На украину?

то же добавлю хитрого туземца
Caldina ZZT241
Toyota Premio-новенькая, только с Ипонии.

[quote=Garp717 На украину?[/quote]
А, вроде как, она себя к Европе хочет относить, никак не к азиатам.

Спасибо за информацию, удачных поездок!

Похоже на бесконечный вернигрет, когда в конце уже забыто начало, поездка в стиле "галочки", - ".....я там был и там был, и т. п",

Ufa
Stim213:
+ прочитал весь отзыв.
Коммент Ваш тоже не самаритянина

класс

Russian Federation
Длинный и хороший рассказ!
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser

Слог шикарен! Реквестирую еще отчетов!
P/S/ как же хорошо что не ездили в Камбо из Тая, а посвятили этой стране отдельные 3 недели, с неспешным обходом храмов, столицей и побережьем

Афганистан?

Местами автор порадовал. Отчет дочитал до конца. К сожалению, многие туристы думают, что посетив крупные города, они видели всю страну. Самое интересное как раз скрывается в глубинке.

Павлодар
"Когда же стало известно об освобождении братского Крыма, мы с супругой решили твердо — летим в Таиланд"
Чего то не понял логики этой фразы. ))
Путешествие шикарное.

New Vasuki
Отличный рассказ, с юмором.
Посеявший ветер - пожнет бурю.

Отличный отчёт!

Zrencr
Был в Тае 3 раза на Севере страны и на юге остров Самуи и на Краби.. разница велика. уровень жизни еще больше.. А так в целом правильно все изложено, но с долей цинизма..

Братан, это моя больная тема! (:
Досадно мне, что слово "честь" забыто,
И что в чести наветы за глаза.

Alexandr-1979:
Братан, это моя больная тема! (:
Да, я помню как тебя гоняли читатели в отчете за неподобающее отношение к сезонным сталагмитам Иркутской области.
Ekfy-El'
Замечательный рассказ! Прочитала все!!! У нас тоже нет фотографий с моря)))) Но с удовольствием путешествуем по "окрестностям". Думаю что Паттайя - как отправная точка очень удобна. Недорогие путевки, нормальный сервиз, много фруктов и морепродуктов...
Хорошо написано про Камбоджу - ничего не изменилось за три года)))) Но храмы Камбоджы, Анкор нужно видеть!!!!!

красноярск
ОтЧЕТ ЗАЧЕТ ИНТЕРЕСНО МОЛОДЦЫ НО НАСЧЕТ ПАТАЙИ МОГУТ СКАЗАТЬ ЧТО ОНА УЖЕ СЛИШКОМ ******А МОЕ ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ПАТАЙЕЙ БЫЛО УЖАСНЫМ ПОСЕЛИЛИСЬ В ЦЕНТРЕ ОТЕЛЬ ПАТАЙЯ ЦЕНТР ЧТО ВОЗЛЕ ФЕСТИВАЛЯ И МИНУТЕ ХОДЬБЫ ДО УОЛКИН СТРИТ И ПЯТИ МИНУТАХ ДО ПИРСА КТО В ЦЕНТРЕ ЖИЛ ТОТ ПОЙМЕТ И БОЛЬШЕ В ПАТАЙЮ НЕ НОГОЙ. НАСЧЕТ ТУРОПЕРАТОРОВ НАШИХ РОССИЙСКИХ ПЕГАС И Т.Д НЕХЕР ИХ КОРМИТЬ ДОРМОЕДОВ. В ЭТОМ ГОДУ ЕЗДИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО НА САМУИ ЖИЛИ МЕСЯЦ В ДОМЕ НА БЕРЕГУ ОКЕАНА ЗА 8ТЫСЯЧ БАТ МЕСЯЦ ЧИСТЫЙ И УЮТНЫЙ ОСТРОВ ПЕРЕЛЕТ КРАСНОЯРСК-САМУИ 30тыс рублей на двоих САМУИ-ИРКУТСК ЧЕРЕЗ ГОН-КОНГ 20ТЫС.НА ДВОИХ С ИРКУТСКА ПОЕЗДОМ ДО КРАСНОЯРСКА 3ТЫС.СТРАХОВКИ РЕСО-ГАРАНТИЯ НА МЕСЯЦ НА ДВОИХ 5 ТЫС. ДОМИК ЗАКАЗАЛИ ЧЕРЕЗ ИНЕТ САЙТ САМУИ- ДЕЙС КСТАТИ МОЛОДЦЫ ПОРЯДОЧНЫЕ. ПУТЕШЕСТВУЙТЕ САМИ МОЙ ВАМ СОВЕТ.

красноярск
Тайланд страна улыбок

Сообщений: 2080
RATATUI24:
Скинь ссылку дружище про 8000 бат в месяц))))
Когда не достигают желаемого – делают вид, что желали достигнутого.

Ну вот, так изложил, что теперь можно и не ездить туда :) 5

Кемеровская
Класс!!!! Автор ты мне напомнил прошлый год )))
Отдыхал в Патайе недалеко от тебя, Pullman Hotel G, 5-ка, и твой отель видно оттуда отлично.
Я в восторге от Патайи, тайцы - отличные ребята, честно, никакого негатива от общения, туристы по большей части то же, а вонь из люков и помойки - для непритязательного сибиряка - мелочь.
Нашел с первого раза массажистку недалеко от отеля, ох она меня за неделю промяла ,пол года как бамбук ровный ходил, сейчас опять сутулит ))
Негатив конечно был, это китайцы по выходным в бассейне и те же китайцы пассажиры-попутчики в Тук-тук-е.

Хороший слог, присутствие юмора, наличие подробностей и интересностей, передача местного колорита - всё на месте. Автор, ты молодец, пиши ещё.
пс Аринке - "рыжей голове, познающей мир" тоже пламенный привет!!!
Мой отзыв: Toyota Windom 1991

Новосиб
Автор обычный руссо туристо с какими-то тухлыми понтами. Обсуждать каких-то обычных людей, оказавшихся в автобусе, это очень по росеянски, а потом еще смаковать это в своей писанине с претензией на записки барнаульского интеллектуала.
Хотя местами юмор мне понравился
Мой отзыв: Kia Ceed 2012

Очень приятно читать!! И с юмором на ты!:) 5!

хороший рассказ.
Про туалеты автор написал истинную правду.
У нас в любом городе если прижмет мочевой пузырь, то если повезет найдешь платный зассанный туалет, если не повезет, включаешь смекалку, а в той же Потайе даже на пляже есть приличные бесплатные туалеты, не говоря уже про кафешки и торговые центры..
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд

Интересный отчёт...но,почему-то меня "заграницы" не манят...

Уж сколько раз товарищ со своей женой звали нас с супругой куда-нить съездить,отдухнуть,у них дочь работает в Новосибирске в тур.агентстве,путёвки вообще получатся "копеечные"...они уж все эти тайланды,турции,греции,китаи,в ъетнамы и т.д. "сто раз" объехали....а меня туда не тянет..))))))

Отчёт отличный!УДАЧИ!!!)))

Очень познавательный отчёт,молодцы.

неплохо

Молодцы,отлично отдохнули ребята! Автор с чувством юмора однако!))) Понравилось и про облегченные болиды,и стига встречал,и даже карту italy из CS вспомнил!!!)))

Круто) Интересно и познавательно. Сам уважаю Тай - не раз там был - не раз там буду (дай бог))). Камбоджа - первый раз увидел 80 крузер с мордой от сотки))) Присматривался долго - что же тут не так)))

Новосиб-Красноярск
Прекрасный отчет, я зиму с друзьями в Таиланде провел. Взял машину и поехал из Паттайи на юг. до Пхукета, заскочил на о. Самуи и вернулся назад в Паттаю. А вот на Север поехать поленился и так 21 день автопутешествия получилось. Отчет как-нибудь напишу, фотографий немного тоже есть. Много интересного видел (по подземным рекам сплавлялся, мангровые джунгли посетил в поисках заброшенной военной техники и окопов, в пейнтбол поиграл среди джунглей, научился на мотоцикле ездить и много др. А еще волшебные острова Семиланы где ночное небо невообразимо живописно). И в антиправительственных митингах случайно поучаствовал. (навигатор завел прямо на баррикады в центре Бангкока). Не понимаю я людей лежащих на одном и том же пляже или сидящие в баре весь отпуск. Уныло это. Путешествуйте активнее!
Банк - учреждение, где можно занять деньги, если есть способ убедить, что ты в них не нуждаешься.
Интересный отчёт, Очень приятно читать!!

chpg:
Хотя местами юмор мне понравился
А ведь ты прав - я обычный замкадский жлоб, который почему-то решил, что ему можно так запросто обсуждать достойных жителей крупных мегаполисов.
Но смысл не пообсуждать и поцокать языком, а в ироничной форме показать взгляд со стороны. Как нелепы, потешны и грубоваты бывают соотечественники в необычной для себя среде.
Почему, допустим, выбирая тур, мы подыскиваем отель, где поменьше русских. Почему Турция в популярности уступила место Таиланду? А тот скоро уступит Вьетнаму, Индонезии, Шри-Ланке и т.д.? Почему с россеян кое-где берут тройную цену по сравнению с обычным туристом?
Потому, что подсознательно стыдно, когда тебя уравнивают в отношении с гражданином, что ежедневно заливает жабры у бассейна или склочной женщиной из Уфы, которая торгуется даже в супермаркете.
Виза в чужую страну это не сигнал, что теперь у вас должно сорвать клапан и нормы поведения более не действуют.

Александр 88310:
— Здравствуйте. Меня зовут Вейн, можно Ваня или Иван, — камбоджиец говорил на сносном русском. Колоритный дядька этот Ваня. В прошлом году были с женой в Камбодже понравилось..Ангкор-Ват впечатляет своим величием, 400 лет простоял в тропическом лесу пока его не обнаружил Анри Муо в 1860 году.
Интересный отчёт, Очень приятно читать!!
Он самый! Даже парень с дудкой вроде тот же, только при нас уже подрос.
Уютный дневничок ЛетимКудаХотим.РФ

Позиционировать себя как нувориша, а потом облазить все помойки в Тае... Чисто по-русски. Ментальность, куда ж её девать.

Привет!
Классный отчет! Весело пишешь, читал и ржал, может как нибудь еще перечитаю.
Сам путешествовал по аналогичному маршруту, только подольше, провел в таком режиме пол года. Но про метод сбор улиток в камбодже узнал от тебя...
Досадно мне, что слово "честь" забыто,
И что в чести наветы за глаза.

Автор, я Вам не тыкал!
7БабМореход:
Почему, допустим, выбирая тур, мы подыскиваем отель, где поменьше русских.
Вы бы не обобщали. Вам надо гражданство менять, а то мучаетесь.

Тайланд - сказка! Был на Чанге. Теперь с женой вспоминаем это как самое счастливое время)
Hyundai Solaris 1.6 MT Comfort + Prt + Saf
2011 г/в
Мой отзыв: Hyundai Solaris 2011

chpg:
Автор, я Вам не тыкал!
А Вы уверенны, что сами не смотритесь так для соотечественников? Или Вы воплощение "Идеального русского путешественника", можете называть людей лохами, смеяться над женщинами, которые, возможно, первый раз в жизни выехали за рубеж.Вы бы не обобщали. Вам надо гражданство менять, а то мучаетесь.
Три ярких признака интернет-грызуна, который обнаружил помет у себя в норке.

7БабМореход:
Три ярких признака интернет-грызуна, который обнаружил помет у себя в норке.
Я люблю такую полемику и классно, что вы меня в нее втянули.
Я в полемику вступатьне собираюсь, я не очень люблю высказываться в сети, я больше читатель.
Я вижу, что Вас задело замечание. В следующий раз, надеюсь, будете более сдержанны в оценках, которые публично выкладываете.

7БабМореход:
Ну наконец-то. Дистанцирование ("Мы на брудершафт не пили!"), одергивание ("Попрошу не обобщать") и эффект бумерагна ("ты на себя посмотри, э!").Три ярких признака интернет-грызуна, который обнаружил помет у себя в норке.Я люблю такую полемику и классно, что вы меня в нее втянули. Судя по нашей с вами географии могу предположить, что вы или кто-то из ваших родственников попал в поле зрения моего описания. Прошу прощения за резкость.Но не стоит искать оправданий вида "первый раз за границей", "люди простые", "никто не знал". Я могу простить неконтролируемое поведение ребенку, пожилому человеку и человеку душевно больному. Взрослый здоровый человек, ведущий себя неадекватно и невоспитанно, вызывает у меня раздражение и, как защитную реакцию, желание пошутить.И нет, описанные женщины оказались за границей не впервые. Впервые за границей оказался я. Так что если вам доведется где-то меня увидеть, можете смело обозвать лупнем, крестьянином, проходимцем или как вам еще вздумается. Можете даже в инстаграм выложить.
Солидарен!!!

RATATUI24:
Расскажите как покупали билеты, смотрел на сайтах везде 70 тысяч в один конец на двоих!!!

Большой
ПОЛУЧАЕТСЯ НА 2Х-ЧЕЛОВЕК ПЕРЕЛЁТ в бангкок из иркутска ТУДА ОБРАТНО 100-140 ТЫСЯЧ в июле ,КТО знет как купить дешевле билеты на самолёт поделитесь с общественностью!
Добрый хозяин в минус 30 жену под одеяло выгоняет:)

Отличный отчёт! Пиши ещё! И не обращай внимание на некоторых граждан, которые тебя критиковали! Пусть они выходят из образа! Обязательно прочитаю его жене!

sport life:
В мае еще были дешевые билеты на конец июля. С сиба туда-обратно брал у S7 за 22тыс на человека.
Ipsum SXM10 10/2000
dmg399

sport life:
Как ищете? По сайтам перевозчиков? Или через сервисы? Есть же всякие скайсканнеры, энивэйэнидэй и прочие мондомондо. По ним смотрели?

Сообщений: 1972
Нужно жить очаровательно.

Отлично написано. Отличный слог, легко читать. Автор молодец! Был там в ноябре 2013. Благодаря автору очень многое прояснилось из жизни тайского быта. Кстати откуда такие познания, наверняка ведь не во время путешествия открылись автору такие тонкости уклада тайской жизни? Просветите пож-та.

Fatman78:
Вы не поверите, но именно в путешествии я все это узнал. У меня сносный разговорный английский и почему-то иностранцы любят со мной поговорить. А я и не против.
Путем личного общения я выяснил тонкости тайской жизни.
Какие то факты, названия, имена запоминал и забивал в гугл.

52 rus
Текст бесподобен. Автор - красавец, этакий циник-интеллектуал.