|
Читая отчеты об автомобильных путешествиях наших соотечественников из европейской части страны, я всегда немного завидовал их авторам. Близость и доступность заграницы на своём автомобиле на Дальнем Востоке воспринимается как нечто нереальное. Здесь у нас сухопутная граница только с Китаем, но правила китайцев очень уж суровы для того, чтобы можно было бы к ним ездить на машине — не готовы они никого видеть в гостях пока что. А что, если поставить машину на паром и поехать в Корею? Задумано — сделано.
Поездка была осуществлена в период с 24 апреля по 8 мая сего года. Посещены города Сокчо, Кенджу, Пусан, Сеул, а также провели два отличных дня на острове Чеджу, где мы тоже ездили на своей машине. Пройдено 2 470 км по корейским дорогам, израсходовано 70 литров бензина и 290 литров газа. Отснято куча фоток и видео, загорели немного, устали тоже немного, но обо всём по порядку…
Начал с изучения интернета в поисках прецедентов, таковых мало, если не сказать, что нет. Один парень из Украины на своём мотоцикле ехал через Владивосток в Донгхэ и иностранцы-кругосветчики в своих блогах описывали перевозку машин отсюда в Корею. Было любопытно прочитать сообщение о переправе Зарубино—Сокчо: How to ship vehicle from Russia to South Korea. Обзвонил обе судоходные компании, осуществляющие паромные перевозки в Корею. DBS Ferry, которая ходит на линии Владивосток—Донгхе, сходу назвала ценник в 1 000 долларов за перевозку машины в оба конца и 100 долларов за портовые сборы за услуги нашего морского вокзала. Вторая компания, Stena Daea Line гоняет паром от Зарубино в Сокчо. Они долго не могли назвать стоимость фрахта, я прозванивал им примерно три недели, пока в офисе НОТК (организация туризма Кореи), что расположена в отеле «Хэнде» во Владивостоке мне не дали номер самого продвинутого менеджера их компании и на свет появилась цифра в 750 долларов. Ехать до Зарубино не так уж и далеко, а разница в 350 долларов существенна для путешествущих людей, так что выбор очевиден. Немаловажно то обстоятельство, что страховой полис вроде нашего ОСАГО, без которого в Корее нельзя ездить, делает менеджер компании-перевозчика прямо в офисе по прибытии в Сокчо. Навязчивая идея приобрела осязаемые очертания в феврале, когда с кредитки испарилось 35 тысяч рублей, а в руках появилось два взрослых и один детский билет на паром Зарубино—Сокчо—Зарубино.
Специально для этой поездки купил навигатор Garmin Nuvi и с трудом разыскал карты Кореи для него, аж из Канады прислали. И то, карта оказалась не самая актуальная, т.к. пару-тройку раз она не знала о существовании дорог, построенных относительно недавно, но зато прекрасно ориентировалась даже в деревнях.
Машина у меня в хорошем состоянии и каких-либо специальных мероприятий по подготовке к поездке я не делал, ну разве что купил новый ароматизатор воздуха и сменил салонный фильтр. Да, машина это надежнейший тяжелый крейсер от «Toyota», Краун Атлет в 171-м кузове. Минувшей зимой я установил на него газобаллонное оборудование, чтобы овёс для его 200 коней обходился мне менее затратно. Это мероприятие неплохо сказалось на автономности машины, т.к. теперь я могу ездить и на бензине, и на газе.
Время пролетело быстро, и наконец наступило 24 апреля, день «Ч». По договоренности с менеджером в Зарубино, я должен был подъехать к проходной порта к 13:00. Выехали из дома с запасом и в полдень были в поселке. Наш паром уже стоял у причала в ожидании пассажиров.
В час дня вместе с Владимиром, менеджером компании на проходной оформили пропуски в порт, люди бесплатно, а за машину 450 руб. Далее визит в таможню — необходимо предоставить пассажирскую таможенную декларацию, заявление (прошу разрешить временный вывоз бла-бла-бла), фотографии машины (анфас, сбоку, сзади и номер кузова), копию СОР, ПТС, загранпаспорта, грузовые документы (коносамент и поручение на перевозку) и еще почему-то спросили про гражданский паспорт с пропиской. Из всех документов у меня с собой была готова только ПТД (пассажирская таможенная декларация), она заполняется в двух экземплярах на выезд и въезд. Бланков в интернете полно, если кому надо будет, то выложу здесь. Остальные бумаги приготовил Владимир, но, думаю, для ускорения процесса указанные ксерокопии и фотографии можно привезти с собой уже готовые, фотки можно даже распечатанные на простом черно-белом принтере и обычной бумаге. Вывозить машину может только собственник, как я понял, по доверенности нельзя.
В 15:30 документы сданы, машина досмотрена, таможня дает добро на погрузку. «Краун» заправлен под завязку, полный 70-литровый бак бензина, и 60 литров голубого топлива в дополнительном баллоне. Заезжаю во чрево парома, и машину сразу же крепят к палубе.
Это поразительно, но две огромные грузовые палубы парома перевозят воздух вместо реальных грузов. Кроме моей машины других грузов практически нет. Багаж и ручная кладь из машины выгружены и проходят досмотр вместе с водителем и пассажирами позже, в пассажирском терминале. В машине остались только автомобильные принадлежности, инструмент и баночка масла на всякий случай.
Возвращаюсь в пассажирский терминал, ожидаем начала оформления пассажиров.
17:00 — первыми проходим формальности и попадаем в накопитель, что-то типа аэропортовского. В ожидании начала погрузки на паром посещаем дьюти-фри и берем «Мартини-Бианко». Настроение отличное.
Вскоре открывают двери и проходим на паром. Надо отдать должное людям, организовывающим посадку пассажиров — семьи с малыми детьми и пожилые люди проходят первыми, независимо от гражданства. На весь паром, включая нас троих, только пятеро россиян и около сотни китайцев и корейцев.
На входе встречают стюардессы и приветствуют пассажиров на их родном языке. На лобби у пассажиров берут посадочные талоны и выдают ключи от кают.
Наша каюта family 5, при покупке билета я выбрал именно её, поскольку на пароме есть каюты и вовсе без окон и не хотелось попасть как раз в такую. В каютке четыре спальных места, телевизор, холодильник и умывальник.
Туалет и душевые общие, их много и они чистые. Для особо опасливых, возле дверей общественных мест есть диспенсеры с антисептическим гелем для рук. Паром достаточно просторный, даже эскалатор на входе есть. На одной из двух открытых палуб стоят столы и скамейки, в ожидании ужина люди открыли пакетики со снэками и баночки с пивом.
В начале восьмого по характерному вздрагиванию корпуса судна стало понятно, что ожил главный двигатель, и мы поднялись на верхнюю палубу, понаблюдать швартовные работы. В некотором роде это романтический вид транспорта — пассажирское судно. Есть что-то торжественное и величественное в том, как «провожают пароходы», даже если там, на пирсе никого, кроме пограничников, нет. Судно подало гудок, и швартовы, связывающие его с твердыней, были убраны. Фарватер бухты Троицы, где расположен порт Зарубино, имеет ограниченное пространство, и даже в тихую безветренную погоду судно использует помощь буксира для того, чтобы развернуться и выйти в море.
Наконец, судно набрало ход и последнее, что нас связывало с суматохой материка — сигнал сотовой сети вскоре исчез. Парому требуется около 20 часов, чтобы обогнуть с запасом Северную Корею и достигнуть Сокчо.
Ужин и завтрак в ресторане: шведский стол, ужин 9’000 W, а завтрак 7’000 W. Любопытно, что рубли принимают в качестве оплаты по курсу 30 руб за 1000 W, а за 1$ дают всего 970 W.
На пароме корейцы много смотрят телевизор, у них как мне показалось, есть некая привычка или потребность смотреть мыло или новости сообща. Основная тема конечно же затонувший паром с несчастными детьми. Позже, уже будучи в Корее мы неоднократно видели, какая это тяжелая драма для страны….
В холле на палубе №7 стоит большая панель, и даже в полночь по корейскому времени там сидели зрители.
Есть небольшой кафетерий, к сожалению, без вай-фай и детская комната с игрушками. Дети там быстро находят общий язык.
Около половины второго на следующий день прибываем в Сокчо. Здесь ощутимо теплее, с моря город и его пляжи выглядят привлекательно.
Растаможка в Сокчо:
Встречает агент компании, Юлия. На месте порядок цифр несколько изменился, стоимость фрахта уменьшилась, но добавились платежи в таможню за оформление временного ввоза. Оплатил фрахт — $500, страховка (ОСАГО) — 105’000 KRW, таможенное оформление — 150’000 KRW. Примерно в 750 у.е. все и обошлось. Машину досмотрели вежливые корейские пограничники с пограничницами и выдали специальный документ. Он напечатан на бумаге желтого цвета и заламинирован. Этот документ является подтверждением легальности пребывания машины на территории Кореи и его нужно сдавать при отбытии обратно. Все заняло около полутора часов с момента схода с трапа до того момента, когда мы выехали на дороги общего пользования. Ура! Вот мы и в Корее.
Сразу задал навигатору задачу проложить путь в гостиницу, и спустя 20 минут мы получили ключи от комнаты. Выбрал скромный отельчик Smile resort, им управляет семья, которая там же и живёт. Рядом с гостиницей течет речка, птицы в лесу поют с раннего утра. Есть небольшая терраса над речкой, на которой расположена беседка и барбекюшницы. Тэд, сын владелицы обладает английским и был очень любезен во время нашего там проживания.
Обустроившись, вернулись прогуляться по набережной, и знакомиться с городом. Вкусные крабы, их готовят в больших пароварках прямо у рыбацких пирсов.
Здесь же нам впервые удалось увидеть женщин-ныряльщиц, они ходили в своих гидрокостюмах возле лодок. Вся рыба и прочие морские продукты в живом виде поставляется в ресторанчики и остаётся живой до того момента, пока её не выловят сачком, чтобы подать на кухню. По развитой сети трубопроводов чистая морская вода непрерывно подаётся в большие и маленькие емкости возле каждого прибрежного ресторанчика и затем стекает снова в море по специальным трубам и каналам. Сокчо — это безо всяких сомнений курортный город, в отличие от, к примеру, Кенджу. Здесь есть настоящая центральная туристическая улица — Rodeo street, где расположились множество магазинов, ориентированных на щедро тратящих свои деньги туристов.
По улицам ездит немало дорогих немецких авто, люди выглядят беззаботно и не спешат никуда. Правда, к 8 вечера жизнь в центре затихает и перебирается в традиционные корейские ресторанчики, коих тьма по всему побережью. В первый вечер было просто дико ехать по пустынным улицам к нашему отелю. Красиво, тепло и … тихо.
С утра поехали «в горы».
От нашей гостиницы до входа в парк Сораксан ехать несколько минут. Суббота, 9 утра, самый взаправдашный уикэнд раскручивает свой маховик, и к парковке начинают стекаться автобусы и многочисленные машины. Практически во всех многолюдных местах, где мы бывали в этой поездке, на парковках стоят люди, которые четко регулируют потоки машин, чтобы не допустить образования заторов. Парковки иногда платные, иногда бесплатные. Корейцы — вообще очень живой, любознательный народ и любят путешествовать. Здесь, в национальном парке, это хорошо заметно. Удивляет, насколько много женщин среди активных и энергичных туристов, причем пенсионного возраста или около того.
Некоторые из них экипированы так, будто их сейчас забросят в тыл к северным соседям для ведения подрывной деятельности. Мы поднялись на канатной дороге на одну из близлежащих вершин и провели там наверно час.
С дитем ни о каком хайкинге и речи быть не может, но для желающих там есть несколько интересных пеших маршрутов.
Остаток дня потрачен на водный парк Waterpia и праздное шатание по городку.
Заехали в E mart, поглазеть на местный молл. Waterpia не впечатлил, денег отдали прилично, а треть аттракционов примерно была закрыта. Единственно, что порадовало, — это хорошая погода и возможность гулять от бассейна к бассейну в купальных костюмах под теплым солнцем и не мерзнуть. Для конца апреля это очень даже приятно.
Я специально запланировал первые полтора дня в Корее провести в Сокчо в том числе и для того, чтобы пообвыкнуться к корейским нюансам дорожного движения, прежде чем въезжать вглубь страны. А нюансы есть. Светофоры, регулирующие проезд перекрёстков, расположены всегда ЗА ПЕРЕКРЕСТКОМ, и редко есть дублирующий на вьезде на перекресток. За десять с лишним дней я до конца так и не привык к тому, что у них нет зелёного мигающего, просто зелёный сменяется желтым без прелюдий. На мой взгляд, в такой ситуации безопаснее закончить проезд перекрёстка, чем резко оттормаживаться и ждать «привет» сзади. Так же здесь разрешен поворот направо, если горит красный сигнал светофора. В Корее всё очень хорошо с дорожной разметкой, исключительно информативны нанесённые прямо на асфальт стрелки, заранее подсказывающие, где можно развернуться или повернуть, а где нельзя.
Утром следующего дня мы распрощались с хозяйкой нашего отеля и отчалили в Кенджу. Вскоре после отьезда от Сокчо подьехали к вьездному гейту платной дороги. Это был мой первый подобный опыт, и я не знал толком, что там и как. Над одним из проездов светится большая надпись зелёного цвета и дорожная разметка на этой полосе голубого цвета — там, не останавливаясь, проезжают обладатели электронных платёжных девайсов Hi Pass, и эта полоса только для них. Как правило, это крайний левый въезд. Над остальными светятся либо зеленые стрелки, либо красные крестики.
Подъезжаем в ворота с зелёной стрелкой и берем торчащую из автоматического терминала карточку. На съезде с платной дороги протягиваете эту карточку кассиру, и он скажет, сколько к оплате. Если по-корейски не понимаете, то есть вероятность, что кассир скажет по-английски, в любом случае, сумма к оплате показывается на большом табло у вас перед лобовым стеклом. В некоторых случаях будки оплаты стоят не совсем на съезде с хайвэя, а на пересечениях и развязках, тогда при оплате дороги могут дать еще одну такую карточку, которую нужно отдать на следующем съезде. Всё очень просто на самом деле. Примерно 400 км платной дороги в этот день обошлись мне в 19’000 W. Дороги классные, выше всяких похвал. Бесчисленное множество туннелей и мостов, если вдуматься, то это нереальный, титанический труд. Скоростной режим ограничен знаками в 110 км/ч, но фактически поток движется быстрее. Когда проезжали окраину Тэгу, то впереди нас, в крайнем левом ряду спокойно и без напряга несколько минут летел автобус со скоростью 140 км/ч. Примерно через каждые 40-50 км есть съезды с дороги, где можно перекусить и заправиться.
Не могу не затронуть такую деликатную тему, как туалеты, тут для детей не только маленькие унитазы и писсуары, но и раковины тоже миниатюрные. Разумеется, везде чисто, и пахнет тоже хорошо. Спроектированы эти Service Area очень толково, большие парковки на сотни машин, магазинчики, кофейни и фуд-корт с умеренными ценами.
К примеру такой сет стоит 7’500 W.
На выезде с парковки на трассу заправки с бензином и обязательно LPG.
В Корее вообще много машин ездит на LPG. Это выгодно и экологично.
От гостиницы в Сокчо до гостиницы в Кенджу 450 км пройдено за пять с половиной часов. Неплохо, если учесть, что часть пути пройдена по обычным общественным дорогам со светофорами-перекрестками и еще мы минут 25 потратили на перекус и заправку.
Вторую половину дня обозревали местные исторические достопримечательности, ради которых собственно говоря и ехали сюда. Храм Бульгукса,…
Курганы…
и обсерватория.
В Бульгукса во многих местах ведутся реставрация и археологические работы, и за многочисленными строительными лесами и заградительными ленточками увидеть седую древность мне лично не удалось. В районе обсерватории сплошной аттракцион, из колонок звучит местный аналог Сердючки, и ряженые ковбои катают туристов на лошадках.
Это моё субьективное видение и опираться на него не стоит в любом случае. В тот день впервые остро вылезла и начала многое затмевать собою проблема «поесть». Туристическая индустрия Кенджу на 99% заточена на внутреннего туриста, и общепит тоже. Из всех корейских блюд нам известны манду и бульгоги, вот в бульгогную мы и зашли :). Вышли разочарованные и голодные, очень острое всё. Не осилили блюдо и на четверть, а наш бедный пятилетний сынок и вовсе смог есть только свежие листья салата.
Хотя на вид выглядит очень даже аппетитно.
В итоге в навигатор было вбито магическое заклинание «MacDonalds», и спустя четверть часа я делал заказ на стойке заведения со стилизованной буквой «М». Уже в день отплытия из Сокчо обратно домой Юлия, агент судоходной компании, которая живет в Корее уже несколько лет, сказала мне, что даже среди корейцев Кенджу известен своим особенным пристрастием к перцу.
Останавливались так же в маленьком семейном отельчике Bellus-Rose pansion. Комната с отдельным входом и маленьким уютным внутренним двориком.
Владелица бегло говорит по-английски. Интерьер, как в домике Барби, но есть небольшая кухня с посудой, так что можно самому хотя бы яичницу пожарить, если макдональдс есть не позволяют убеждения (я ж в Корее или где :)?), а перец не в фаворе по вкусовым пристрастиям. Я, например, спасся манду, купленными в «Севен Элевен».
На следующее утро в 7 часов хозяйка принесла нам в номер завтрак. В половину восьмого мы распрощались с владельцами очередного заведения и под первые капли дождя вырулили с парковки. Наш следующий пункт назначения — Пусан.
Дорога заняла около полутора часов, и в 9 утра мы въехали в город. По пути заезжали на service area, обратил внимание на такой шатер.
Он стоит на случай дождя, чтобы путник мог проверить масло в двигателе или осуществить мелкий и быстрый ремонт машины в относительно комфортных условиях.
Дорожная сеть Пусана насыщена густой сетью вен и капилляров — туннелей, мостов и развязок, особенно в его восточной части и без навигатора там просто нечего делать. Движение плотное, случаются и заторы.
Забронировал гостиницу в районе Хэундэ, называется Benikea Song Jung. На въезде на парковку стоят самые настоящие живые пальмы. Сомнений нет, мы приехали на юг, ура!
Отель расположен прямо на пляже, волны обрушиваются на песок буквально в тридцати метрах от въезда внутрь здания. Парковка для машин постояльцев отеля бесплатна. Стоимость проживания вполне резонна, соотношение цена-качество нас порадовало. Рекомендую, если будете в этом городе на машине. В первый день нам не повезло, приезд в Пусан совпал с прохождением циклона, сильный ветер и дождь перечеркнули все планы на прогулки по паркам и прочим открытым местам. Из нашего окна был неплохой вид на пляж, и мы могли созерцать, как серферы радуются непогоде, резвясь в тяжелых волнах прибоя.
Шарахались по Centum city и зашли в океанариум. Шопинг в Сентуме брендовый, дорогой, и, увы, не по нашим потребностям-возможностям. Океанариум детям будет, конечно, интересен, а взрослым, если они побывали в гонконгском Ocean world, будет простоват чуть-чуть.
Здесь и во многих других местах рассчитывались кредиткой, обычной рублевой Visa. Девчонка в кассе радостно сообщила мне, что при оплате карточкой предоставляется скидка. Рассчитываться карточкой в Корее оказалось выгоднее, чем наличными вонами. Я на досуге сравнил стоимость покупки за наличные воны, которые обменял на доллары, купленные дома и по карточке. По видимому, в случае оплаты рублёвой карточкой отсутствует доллар в цепи конвертации. Уезжая из дома, я активировал услугу «ноль без границ» и оставаясь на связи, получал СМС-ки из банка по каждой покупке. Все транзакции по карточкам у них проходят мгновенно, даже на мобильных торговых точках типа лотков с сахарной ватой в парке. К моему большому удивлению, при оплате покупок в универмагах сети E-mart мне предлагалось выбрать, какой валютой я желаю оплатить — корейскими вонами или напрямую рублями без конвертации. Прямо на маленьком экранчике, где нужно расписываться, появляются изображения корейского и российского флага, тычете в наш флажок и ставите стилусом подпись. Мгновенно прилетающая смс подтверждает, что это была рублёвая транзакция. Мелочь, а приятно.
Во второй день в Пусане с утра отправились на Техас, я надеялся найти там киоск туристической информации, раньше такой там был. Дело в том, что сайт паромной компании, осуществляющей перевозку на Чеджу исключительно на корейском языке и переводные машины в интернете не дали четкого понимания, надо ли заранее бронировать место на пароме для автомобиля. К сожалению, на Техасе узнать этого не удалось, т.к. киоска этого нет давно. Да и черт с ним, было интересно проехаться по тесной улочке туда-сюда и погулять по привокзальной площади. 18 лет назад я трудился в околочелночной сфере и несколько раз мотался туда в продолжительные командировки. Именно с этой улицы у меня крохотные знания корейского языка, позволяющие вежливо поздороваться, обсудить с торговцем цену товара и еще несколько дежурных фраз. Лирика, блин. Далее проехали в храм Помоса, там душевно.
Намоленное место, если не ошибаюсь, первое упоминание о существовании этого храма появилось около полутора тысяч лет назад.
Днем и вечером передвигаться на автомобиле по Пусану вполне комфортно, пробки не досаждают особо в отличие от утра. Парковки есть практически везде, стоимость — от 3’000 W за 1 час. На некоторых открытых, не подземных парковках требуют оставить ключ от машины охраннику стоянки. Наверно, это обусловлено требованиями пожарной безопасности, чтобы в случае чего припаркованные авто можно было быстро убрать и обеспечить проезд большим красным машинам.
Во второй половине дня мы запарковали машину в районе Пусанской башни и провели там больше трех часов. Гуляли по парку, поднялись на башню.
Есть мнение, что Пусанская башня ничего из себя не представляет и там нечего делать. Возможно, что для кого-то это так, но мне и моей семье было там нескучно.
Виды оттуда намного интереснее и живее, чем с куда более крутой башни Petronas, где мы побывали год назад. На короткий отрезок времени, оставшийся до сумерек, жена немного заострила свое внимание на расположенный рядом Kukje market, буквально пара-тройка чеков :).
На следующий день нам предстоял интересный и содержательный этап — переезд на Чеджу.
Еще дома я решил, что будем переправляться на Чеджу из Wando. Это самый короткий путь по морю, соответственно, самый быстрый и логичный. Собственно, Wando это тоже остров, но он соединён с материком автомобильным мостом. Туда мы и направились. Информацию о пароме на Чеджу в своё время я нашел в ЖЖ Кати Рогозкиной, спасибо ей, что поделилась. Отъехали от гостиницы в 7 утра и вскоре увязли в вялотекущей пробке. Городскую черту покинули только через час. Дорога в этой части ничем особым не примечательна однако быстро вела нас на запад-юго-запад. Где-то в районе Gwangyang навигатор скомандовал сьезжать с платной дороги, но протащив нас примерно с десяток километров по национальным дорогам, вновь вывел на платную трассу в прежнем направлении. Я решил не сворачивать никуда и двигаться по скоростной трассе, пока не станем сильно удаляться от моря. Навигатор на каждом съезде настойчиво говорил о необходимости съехать, но каждый раз ему приходилось пересчитывать маршрут заново. Когда промелькнул указатель, что до Gwangju осталось всего 80 км я понял, что заигрался в эту игру «верю-не верю» с навигатором и надо было давно его послушать. Съехал в первом же сьезде и новый маршрут был тут же проложен. По узким сельским дорогам мы бодро перемахнули массив сопок и оказались в большой долине с деревней. Увидев большое число теплиц и плакат с изображением огурца, мы между собой назвали село Огурцовкой. Проезжая его, я не смог не остановился что бы хоть чуть-чуть поснимать .
Очень рад, что оказался здесь, такого не увидишь на скоростной магистрали. Совсем не жаль возможно лишних километров, наматывая которые мы оказались в этой позитивной деревеньке.
Далее дорога становилась все шире и быстрее и, уже не выезжая на платные скоростные магистрали, по бесплатным, но отличного качества национальным дорогам мы достигли Wando. На мой взгляд, главное отличие национальных дорог от скоростных состоит в количестве радаров с автоматической фиксацией. На национальной дороге ограничение скорости в 80 км/ч и камеры с радарами стоят достаточно часто. Правда, перед каждым таким радаром, заранее есть большой информационный щит, и все притормаживают перед радаром до 80-ти, а затем вновь ускоряются. И еще, на национальных дорогах попадаются светофоры, чего нет на скоростных.
Wando — крохотный городок, его жители, насколько я понимаю, живут переправой и морским промыслом. В проливах и бухтах между островами великое множество морских огородов, как их называют у нас, в Приморье. Мы подъехали к паромному терминалу около 13 часов местного времени.
Итак, переправляемся на Чеджу
От Wando на Чеджу ходит три разных типа паромов, скоростной катамаран (время в пути 1 ч. 40 мин.), среднескоростной (2 ч. 50 мин.) и совсем уж медленное корыто, плетущееся около 5 часов. Ближайший паром оказался скоростным, уходил в 15 часов. Следующий, среднескоростной отправлялся в 16 часов. Нужно проехать, не останавливаясь, мимо пассажирского терминала, и примерно через 150-200 метров слева от дороги будет въезд на причал, там большая такая парковка. Зайти в синий вагончик, это офис грузовых перевозок.
Мне повезло, один из оформляющих перевозку парней худо-бедно знал несколько слов по-английски. За перевозку в одну сторону взяли около 135’000 W и выдали грузовую квитанцию, кредитки к оплате принимаются. Далее ставите машину в очередь на погрузку, машины просто выстраиваются на причале в ожидании команды. Затем с грузовой квитанцией идёте в пассажирский терминал и покупаете пассажирские билеты для себя и своих спутников.
Когда дают команду на погрузку, водитель загоняет машину на указанное место в трюме и, так же, как заехал, по аппарели выходит на причал и вместе со своими пассажирами проходит проверку билетов и посадку в пассажирском терминале. Багаж остается в машине, с собой брали только ручную кладь, которая могла пригодиться в пути. Паром отчаливает точно по расписанию. Скоростной паром называется Blue Narae и представляет из себя катамаран,…
…изящный и действительно быстрый.
Со слов экипажа, паром делает около 60 км/час.
В трюме.
Салон.
За несколько минут до прибытия в порт назначения автовладельцев и их пассажиров просят спуститься на грузовую палубу и занять места в машинах. Как только открывается грузовая аппарель, внутрь судна бодро забегает бригада людей, освобождающих машины от крепежных стропов и организовывающих быстрый и беспрепятственный выезд машин. Забегая вперёд, отмечу, что, когда мы возвращались обратно в Wando, уже на большом среднескоростном пароме, на двух его грузовых палубах было более сотни авто разных калибров, и даже в полукилометре от пирса, на перекрестках городка стояли люди в униформе судоходной компании и свистками и жезлами регулировали движение таким образом, чтобы поток прибывших машин как можно быстрее схлынул.
Билет водителю обходится со скидкой, если плывёте среднескоростным паромом, на быстром скидку не дали. Два взрослых и один детский в одну сторону на скоростном пароме без скидки стоят около 100’000 W. Обратно ехали среднескоростным паромом, за машину отдали столько же, а пассажирские билеты обошлись вдвое дешевле.
Брошюрка, взятая в одном из туристических агентств, гласит что-то типа «Чеджудо — остров, побывать на котором мечтает каждый кореец, но не каждому это удаётся».
Нам удалось, хоть мы и не корейцы, правда, провели мы в этом раю в корейском понимании всего два коротких дня. Жили в Согвипо, в отеле Orange, единственное достоинство которого в невысокой стоимости. Избегайте его по возможности. В первую очередь хотелось получить от пребывания на острове впечатлений, которые может дать только южная природа. Поехали в Ботанический сад Yeomiji, остались в восхищении. Must see, однозначно.
Затем большой музей миниатюр под открытым небом, сын был в восторге от поездки верхом на миниатюрном поезде, где паровозик даже дымил.
После обеда проехали по южному побережью в восточном направлении, к Pyosyon, погулять по берегу и увидеть этническую деревню. Скажу, что в этих местах, к нашему удивлению, увиденное нами превзошло ожидания, с удовольствием констатирую, что там нет тупого развода на деньги на пустом месте, все экспозиции интересны и обширны, захватывают внимание и нет желания поскорее ехать дальше.
Второй день менее насыщенный по экскурсиям, но не менее запоминающийся. С утра поехали во всех смыслах вглубь острова, точнее к лавовой трубе Manjanggul cave. По пути заехали в павильон Korean Air, вход бесплатен, но смотреть там нечего. Шок мы получили от ветряных энергетических полей. К нашему удивлению, въезд туда свободен, т.е. не просто бесплатен, но даже не охраняется и не контролируется никем. Можно просто так свернуть с дороги и подъехать прямо к огромным вращающимся сооружениям.
Лавовая труба представляет собой пещеру, где под ногами хлюпает и сверху капает, туда километр, короткая фотосессия возле непонятной глыбы и быстрым шагом обратно километр, ибо зябко там, внизу.
Отогревшись на солнышке, поехали на мыс Seongsan Illchubong, там вскоре должен был начаться показательный заплыв бабушек Хэнё, однако из-за разгулявшегося свежего южного ветра нагнало волну и бабушки съехали :), ну и ладно, дай бог им здоровья. Пошарахались по бережку и поехали в Согвипо.
Дороги на южном побережье красивы, особенно к западу от Согвипо.
Вечером прохватили на гору Sanbangsan, точнее в грот, расположенный на его склоне. Со склона хороший вид на окрестности, к востоку от горы есть большая бухта, образованная длинным, около полукилометра в длину искусственным молом. На его крайней оконечности мы тихо проводили уходящее солнце, разложив на парапете прихваченный с собой ужин из супермаркета.
Два дня крайне мало, чтобы сложилось обьективное впечатление об Чеджу, но нам там понравилось. Может быть, когда-нибудь еще приедем.
Без машины на Чеджу будет очень непросто, т.к. его достопримечательности раскиданы по всему большому острову, подчас вдали от оживленных дорог. Движение на острове расслабленное и не быстрое. В Чеджу-си лишь самую малость напрягает изобилие перекрестков со светофорами, а в Согвипхо еще свободнее. На короткий срок экономически целесообразнее арендовать машинку на острове и не везти свою на пароме, но хотелось принципиально на «Крауне» и не жалею о деньгах потраченных на перевозку. Корейцы удивлены моей машине и российским номерным знакам, на одной из заправок молодые парни-заправщики даже сбегали в конторку за хозяином колонки. Тот удивлённо разводил руками «О!! Тойота Краун! Тойота Краун!!».
К слову сказать, за всё 12-дневное корейское приключение я видел только три «Тойоты», это были «Камри», других машин японских марок в Корее увидеть не удалось. И то, подозреваю что те «Тойоты» принадлежали этническим китайцам, коих много в Корее.
Утром третьего мая мы примчались в Чеджу-си, чтобы отправиться обратно, на материк. В этот день нам предстояло добраться до Сувона, пригорода Сеула, поэтому уезжали с острова первым, среднескоростным паромом, отходящим в 8:20.
Расписание паромов я взял в туристическом бюро первым делом, как приехал на остров. Мы немного завозились и в итоге приехали в порт к международному морскому терминалу лишь за 40 минут до отправления. Пришлось понервничать, т.к. очень много пассажиров, большие очереди в кассы и спросить не у кого, что да как с машиной. В конце концов загнал машину в паром, нас на микроавтобусе довезли до касс, и мы практически последними купили билеты и поднялись на борт. Заранее покупать билеты и оплачивать перевозку нельзя, продажи билетов открываются только за полтора часа до отплытия. При оплате машины в грузовом офисе показал им квитанцию, которую получил в Wando, они обрадовались и выписали на такую же сумму. Обрадовались потому, что марка и модель машины не указана в их прейскурантах, и сколько брать за её перевозку им не ясно. В Wando я показал им наше российское свидетельство о регистрации ТС и стоимость перевозки рассчитали, исходя из указанного там веса машины.
Билеты нам достались второго класса, фактически стоячие. :) Надо меньше спать и приезжать пораньше. Паром полон народу, буквально негде сесть.
Во всех больших каютах ондоль — теплый пол с подогревом, и люди, разувшись на входе, лежат и сидят вповалку.
Мы поскитались по парому немного и приютились в кафетерии, такое помещение, где стоят столы со стульями и большие диспенсеры с кипятком для запаривания лапши. Благо, паром идет всего три часа и вскоре мы, погрузившись в тихий кондиционированный салон «Крауна», устремились на север.
Спустя примерно шесть часов мы заехали на парковку отеля Landmark в Сувоне. Остановились практически на ресепшене, его отделяет от парковки внутри здания стеклянная сдвижная стена. Как только мы вытащили вещи из машины, специальный человек сел за руль и поставил нашу машину в parking tower, такая расположенная в этом же здании движущаяся этажерка, где автомобили стоят на отдельных ячейках, как в хранилище. Когда машина вам нужна, то за несколько минут до выхода из номера нужно позвонить на лобби и тачку подадут к входу. Шик. Отель понравился: чисто, тепло, просторный санузел с раздельной ванной и душевой кабинкой. Рядом через дорогу два здоровенных мола, женщины оценят. Утром следующего дня рванули в Everland, собственно, ночевка в Сувоне и была заточена под этот парк, чтобы меньше ехать с утра. Парк большой, за день мы едва его обошли на две трети. По количеству аттракционов он безусловно намного превосходит гонконгский Диснейленд, но что касается парадов и представлений, то, конечно, ярко, шумно, вычурно, но как-то немного помпадурно, все-таки Disney это бренд с историей и корейцам в этом отношении еще есть чему поучиться. Тем не менее, мы, уставшие и даже слегка продрогшие, лишь в половину девятого вечера вышли из парка. Очень довольны, поставленные цели оттянуться достигнуты.
В этой поездке я решил попробовать новый для нас вид размещения и прибегнул к услугам airbnb.com. Снял жильё в дуплексе, в хорошем районе Сеула. Eunsoon, хозяйка жилья, оказалась милой женщиной. Она встретила нас на улице, когда я немного заплутал в трех соснах и позвонил ей из расположенного рядом «Севен-элевен». По сути это двухэтажная квартира с отдельным входом в доме, часть которого владельцы сдают, а на другой части живут сами. Обстановка сдержанная, мебель и даже посуда из IKEA, однако есть всё, что нужно, даже стиральная машинка.
Думаю, семьи с малыми детьми оценили бы такое проживание. Парковка для машины бесплатна и находится на первом этаже здания, точнее здание как бы на колоннах приподнято над парковкой, очень распространённое для малоэтажной Кореи архитектурное решение.
До ближайшей станции метро 600 метров, рядом продовольственные магазинчики и детский парк. В снятом мною жилье может проживать до шести человек, и отдал я за двое суток 147 евро. Да, её дом построен по проекту западного архитектора и совсем не похож на окружающую застройку.
Сама Eunsoon детский писатель, и на прощание подарила моему сыну свою книгу, с дарственной надписью.
В Сеуле мы провели две ночи и один день. Можно сказать, что нисколько, если добавить, что из дома мы выехали только после полудня. Поехали в центр города, к дворцу Кенбоккун. Зашли в Токсуггун, ленивым галопом по европам в общем. Фоток дворцов не прикрепляю, пейзажист из меня не получился. К тому же, мы попали туда во время каких-то золотых выходных, которые случается в начале мая, и людей было очень много. На входе в Токсуггун люди молятся за погибших на пароме, эти желтые ленточки с надписями, коим нет числа, повязывают все неравнодушные.
Машину бросили на подземной парковке Sejongno parking прямо напротив ворот дворца. На вьезде в паркинг автоматически сканируются номера, и на выезде компьютер стоянки рассчитывает стоимость, в зависимости от продолжительности услуги. Разумеется, на выезде с парковки наши номера ввергли парковочный автомат в ступор, пришел человек и, созвонившись по интеркому с боссом, озвучил сумму.
7 мая в 13:00 нам нужно было быть в паромном терминале Сокчо, грузиться домой. Не желая откладывать переезд из Сеула на последние часы в Корее, 6-го утром мы неспешно покатили прочь из Сеула, в Сокчо. Дорога заняла около двух с половиной часов и в половину первого мы получили ключи от номера в гостинице BENIKEA HOTEL MOUNTAIN&OCEAN.
Лучшие дни отеля уже позади и он нуждается в ремонте, но на одну ночь вполне сгодится. Трехместный номер с завтраком стоил около 70 долларов.
Оставшиеся до отъезда сутки мы старались надышаться этим курортным городком. Собирали клубнику в теплицах, гуляли по вечерней набережной, умилялись их автобусным остановкам в пригороде, покупали выращенные в Сокчо миниатюрные дыни, фотографировали безлюдные пляжи и просто наслаждались неспешным ритмом жизни городка.
В оговоренное время мы приехали к парому. Юля заранее приготовила все документы, и таможенные формальности на выезд из Кореи заняли всего около 25 минут. Загнал машину на судно и с семьёй, пройдя все формальности, снова поднялись на борт парома. Экипаж нас приветствовал, как друзей, и это немного подсластило легкую грусть от расставания с Кореей. На обратном пути плыли в той же каюте. Познакомился на пароме с двумя парнями, они на мотоциклах поехали по Шелковому пути. Через нас в Монголию, далее Алтай, Казахстан, Средняя Азия, паром через Каспий в Баку и далее в Европу. И еще ехала одна девчонка, англичанка. Из Владивостока в Москву она доберется на поезде по Транссибу, а дальше на своем велосипеде через Питер домой, в Англию. Наш паром прибыл в Зарубино в 13:00 и вечером мы были дома. Всё путешествие прошло так, как было задумано, и получена масса впечатлений, которые перевариваю до сих пор. Корея оказалась очень удобной для автомобильного туризма страной. Откровенно говоря, мне странно, что это направление не освоено дальневосточниками. Более того, ощущение отрезанности Дальнего Востока от мира настолько прочно угнездилось в сознании людей, что даже мои знакомые, в общем-то не зашоренные люди, которых я перед поездкой посвящал в свои планы, искренне удивлялись и говорили: «О! А что, так можно, что ли?! На своей машине?!»
Отвечаю всем: ДА! Можно и НУЖНО!