|
Пишу отчёт на этом ресурсе впервые, поэтому прошу строго не судить.
Эта поездка на Алтай получилась не запланированная. Подходило время отпуска, а куда ехать и как, мы даже не думали. Признаюсь честно, я лентяй. Но, несмотря на это, лежать на пляже пузом кверху, попивать коктейли и жрать по программе «все включено» — такой отдых не для нас с женой. Друзья давно хотели подарить нам напильник для затачивания шила в известном месте, но, видать, их лень дойти до хозяйственного магазина была еще больше нашей. В итоге захотелось просветления и посмотреть на Алтайские горы. Проявив чудеса красноречия, удалось убедить своих близких, что мест, где прошло мое дошкольное детство на пограничных заставах в Алтайских горах, лучше не бывает. Плюс неукротимый зуд испытать новую машину в дальних поездках (это наш маленький танк Ford F-150 Raptor). Чтобы не откладывать идею в долгий ящик, решили выехать через неделю, а то вдруг передумаем.
Мой любимый gismeteo сказал, что погода на Алтае в норме, так что валенки и ушанку можно не брать. Это сейчас я понимаю, что «над Испанией безоблачное небо», а тогда …, поддавшись на красивые прогнозы, мы стартанули. Забегая вперед скажу, что ушанка не понадобилась, а вот спрятаться от дождя временами было очень и очень проблематично. Все как обычно — «За окошком дождь и град. Это Пу&&н виноват!». Итак, решение было принято, и начались сборы. Марш-бросок до дачи, я погладил шнурки, собрал тельняшки и футболки с аббревиатурами силовых ведомств, в которых когда-то проходил службу, сало с чесноком, пару ящиков тушенки и пару ящиков книжек в стеклянной таре. Потом поиск таких же отмороженных и легких на подъем попутчиков из числа друзей и знакомых...
И 29 июля 2013 мы стартуем. Состав команды:
Экипаж 1 — Ford F-150 2013 г/в
Экипаж 2 — VW Transporter 2005 г/в
Выглядело это так.
Маршрут до Барнаула был выбран северный: Москва — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Барнаул. Южный маршрут, конечно же, лучше по качеству, но, настоявшись в Московских пробках, выбрали менее загруженный. Качество дороги приемлемое. Единственный участок стиральной доски — это перегон от Костромы до Кирова. Очень много встретилось ремонтов дороги по пути от Перми до Екатеринбурга. Каково же было наше удивление на обратном пути, когда они все практически были завершены! Дорога до Барнаула ничем особо примечательным не запомнилась. Был, конечно, один занимательный момент на подъезде к Омску, когда за рулем сидела моя жена. Дорога там хорошая в несколько полос. Практически МКАД! И, устав от постоянных обгонов, она разогналась примерно до 140 км/ч. И тут оживает рация — «Браток, ты не на МКАДе! Тут засады тоже иногда бывают». Смеялись очень долго, особенно «браток». На подъезде к Новосибирску попали в сильный туман, видимость по субъективным ощущениям была не более 50-100 метров. Очень сильно помогла рация и переговоры с дальнобойщиками. Вообще, дальнобойщики — это отдельная тема. Уже не в первый раз для себя подтверждаю тот факт, что фуры с московскими и питерскими номерами очень неохотно уступают дорогу, даже если попросишь по рации. Хотя, может, я и не прав, и такие попадаются только мне. :)
Итак, спустя трое суток, мы прибыли в Барнаул. Конкретный маршрут по Алтаю мы, в силу скоротечности сборов, не прорабатывали. И его планированием занимались по ходу движения, что называется «на коленке». В итоге получилось так — обзор достопримечательностей по ходу движения вдоль Чуйского тракта, Кош-Агач, Джазатор (Беляши) и обратный путь с заездом в Тигирекский заповедник Алтайского края. Получив пропуска в заповедник, в этот же день выдвинулись из Барнаула в Горно-Алтайск, где и заночевали. По дороге к нашей команде присоединился еще один камрад из Бийска по имени Федор. Далее был путь к Кош-Агачу.
Я был очень сильно поражен качеством Чуйского тракта и открывающимися со всех сторон видами!
Прочитав множество отчетов о поездках и посмотрев еще больше фотографий, в подсознании все равно оставалась мысль, что дорога будет тяжелой и не такой хорошей. Скорее всего, это был отголосок детских воспоминаний о поездке по Чуйскому тракту от Ташанты до Бийска в середине 70-х годов прошлого века и известный афоризм про дураков и дороги. Интересно, а его так же смывает, как и Московские дороги, после того как весь снег сойдет? :)
Далее была дорога на Джазатор. Примерно каких-то 130 километров. Второй экипаж стал притормаживать и осторожничать. В итоге добирались 5 часов. Все-таки VW Transporter это не F150, для которого подобная дорога — родная стихия. Пройдя период адаптации к подобным дорогам, обратно добрались гораздо быстрее — за 3 часа.
Дорога в Чуйской степи.
Дорога на Джазатор.
Пейзажи по мере движения просто завораживали. Для большинства ребят это был легкий шок. Все-таки для большинства жителей Москвы привычнее Альпы, Карпаты. Для более продвинутых Кавказ. Алтай же — это нечто далекое и не досягаемое. Прошу меня не ругать, я делаю выводы исходя из круга своего общения, а не обобщаю на всех. А для меня это было перманентной релаксацией с воспоминаниями о детстве на высокогорных пограничных заставах, где я был единственным ребенком и с друзьями солдатами. Потом еще было много путешествий и по жизни, и по работе. Были и горы — Кавказ (Грузия, Армения), Альпы. Но Алтайские горы остались как самые лучшие горы в моей жизни.
Количество живности на дороге по мере приближения к Джазатору увеличивалось. Коровы, похоже, против нас сговорились и не хотели пропускать к первой цели нашей поездки. Порою такие коровки замирали посреди дороги, думая свою нелегкую коровью думу, и только мои спутники не позволяли мне выйти из машины и дать с ноги по наглой рогатой морде, приходилось только гудеть.
Прибыв в Джазатор, остановились на ночевку у небезызвестного в тех краях олигарха Альберта. На следующее утро коллектив решил не ходить вокруг да около, не откладывать дела в долгий ящик и тянуть кота за известное место, а сразу ехать рыбачить на речку Коксу! Я был не против. Если бы я знал, что предстоит впереди, может быть, и отказался бы. Но обо всем по порядку. Поскольку по заверениям местных жителей наш автобус не справится с дорогой до места рыбалки, было принято решение перегрузить вещи из него в местную буханку. Я на форде ехал сам. Дорога была обычная грунтовка по степи и лесу. Виды, как всегда, завораживали.
По пути укачало особо впечатлительные натуры. Потребовался сеанс релаксации и допинг.
Мосты по дороге впечатляли не меньше пейзажей.
И вот, после именно этого мостика, у меня и наступило просветление. Надо было проехать по склону небольшой горки. Основная сложность заключалась в том, что у нашего танка при полной загрузке вес почти 3,5 тонны и широкая колесная база. Так что колеса просто не помещались в некоторых местах на дороге. Да и осыпаться она все время норовила. Местный джигит покачал головой, поковырял в носу и вынес вердикт — не пройдет. Но я уже закусил удила и пошел. Адреналина хапнул по полной программе и едва увернулся от хука справа моей благоверной. К сожалению, фотографий с этого места нету (не до них было). А вот видео есть (с 2,23 минуты).
И вот мы прибыли на рыбалку. Меня умиляют отечественные туристы тем, что после себя оставляют кучу адских говн даже в самых труднодоступных местах! Так было и здесь, вдали от цивилизации. Но мы люди подкованные и из Москвы с собой взяли две упаковки мусорных пакетов. И первым делом привели место нашей стоянки практически в первозданный вид.
Проведя два дня практически под непрекращающимся дождем и передав привет любимому gismeteo, не торопясь тронулись к следующей цели нашей поездки Тигирекскому заповеднику. По пути были опять атакованы разнообразной живностью. Особенно активны были суслики и верблюды. По заверениям моих родителей в детстве я их ловил с местными и ел жаренными на костре. Сейчас дегустировать такой деликатес мне не дали. А жаль …
Когда проезжали по Чуйскому тракту, то и дело попадалось тоталитарное наследие советского прошлого.
И вот, наконец-то, мы прибыли в поселок Чинета. Это последняя точка докуда есть нормальная дорога на пути к Тигирекскому заповеднику. Оставалось всего лишь 30 километров пути. Но зато каких! Если без дождей, то этот отрезок проходим практически для любого полноприводного автомобиля. Но лето прошлого года в плане дождей если не било все рекорды, то явно готовилось к этому. Понятия серпантин для дорог в этом месте не существует. Они идут либо вверх, либо вниз. Периодически наблюдая за кренометром зафиксировал максимальный вертикальный уклон в 18 и горизонтальный в 7 градусов. И все это в грязи. В ролике, начиная с позиции 4,30 показаны именно дороги в заповеднике. И именно самые хорошие дороги.
А начинался этот путь с пересечения моста через реку Иня за поселком Чинета. Дорожный знак с надписью «10 т.» уверенности не придал. Это такое чудо инженерной мысли в подвесном варианте, которое ремонтировалось неизвестно когда. Дыр в покрытии хватало. Вообще, в тех краях мы проезжали еще один такой мост не доезжая Чинеты, но там все было, можно сказать, идеально. Обильные дожди сделали невозможной переправу вброд. Но не отступать же! Перегрузили в очередной раз вещи из автобуса в местную буханку. И поехали. В очередной раз получил долю адреналина. Все-таки не каждый день раскачиваешься на высоте в 15-20 метров в 3-х тонной машине.
Дороги опять порадовали.
Фото заповедника.
В первый день после приезда решили отоспаться. И как позже выяснилось, это было очень большой ошибкой. Поскольку этот день был единственным, кроме дня отъезда, когда не было дождя. И появилась целая неделя незапланированного отдыха и безделья. На машине далеко не уедешь, все дороги размыло и грязи «по уши». Обратно тоже не выедешь — егеря не советуют, поскольку опасно, и они отказываются нас сопровождать. Так что целую неделю — спали и рыбачили. В итоге камрад Федор не выдержал и сорвался пешком! Снял ботинки, закатал брюки и дошел от поселка Тигирек до Чинеты пешком. Всего-то 30 километров! Долго была на устах известная поговорка про бешенную козу и 7 верст.
И вот, спустя неделю, выдвинулись и мы в обратный путь. В Барнауле мы разделились. Экипаж №2 выдвинулся в Мурманск к родственникам. Часть ребят поехала на поезде в Москву, поскольку у них кончались отпуска. А мы, имея в запасе еще 1,5 недели отпуска, решили еще 4 дня уделить Телецкому озеру.
Обратный путь в Москву ничем примечательным не запомнился кроме последнего отрезка. Доехав до Кирова, решили ехать не через Кострому, а через Нижний Новгород. О чем очень сильно пожалели и одновременно порадовались, что первоначально там не поехали. Для начала около часа простояли, прежде чем пересекли мост через Волгу. А потом встали на 3 часа в пробку из-за аварии на трассе. Дорога, дорога и еще раз дорога. Ехали не торопясь. И за 5 дней были уже дома.
Вообще, в этой поездке очень повезло с сотрудниками ГИБДД. Остановили всего один раз за непристегнутый ремень на въезде в Горно-Алтайск. Ну, мы люди честные и попросили выписать штраф. С камер видеонаблюдения пришло еще два штрафа по 300 рублей. И больше ничего.
Машина в поездке не подвела. После диагностики выяснилось, что порван всего лишь пыльник.
Показатели получились следующие:
Видеоролик из поездки — Часть 1:
И Часть 2:
Альбом с фотографиями в высоком качестве с привязкой к gps-координатам - http://goo.gl/UpXSrv