|
Уважаемые Читатели! Весь мой рассказ это сплошное индивидуальное восприятие окружающей действительности. Ни на какую объективность не претендую. Сугубо мое видение мира и мои ощущения. Поэтому если что-то, кому-то, где-то не так, уж извините!
Позвонил сестре, обычный звонок, как жизнь? И прочие мелкие семейные вопросы. И тут она говорит, что собралась с друзьями прокатиться в Нижний Новгород, Казань и дальше по Поволжью. Я бы пропустил эту новость, но одной из точек покатушек прозвучал город Свияжск. А как-то, год назад, смотрел я телеканал «Моя планета», кстати, очень интересный и познавательный канал, а там фильм показывали про Свияжск. И такой интересный и красивый фильм был, что я прямо загорелся там побывать. Тем более, в десятом году я там проезжал мимо, это когда мы с дочерью катались на Урал, вот тут этот рассказ. Но я тогда понятия не имел об его существовании. А тут люди специально ехали туда. Через два часа согласований, было принято решение, что я еду в путешествие по Волге. Второй привлекательной точкой для меня была Нижегородская канатная дорога. Когда я был в Нижнем, ее ещё не было.
Чем ещё была оригинальна эта поездка — тем, что я первый раз ехал в машине пассажиром. И вообще не имел никакого отношения к организации поездки. Просто «тушка-пассажир»! По большому счету я знал, что сяду в машину второго ноября и восьмого ноября меня привезут назад, в Москву. Маршрут поездки «начальники» выбрали такой: Москва—Нижний Новгород—Казань—Болдино—Арзамас—Дивеево—Муром — Москва.
Утрясся и состав. После долгих переговоров поехали четверо — Сестра моя, Подруга с Мужем и я.
Поместились мы все в одну машину Субару Форестер. Полноприводный автомобиль с «автоматом». Что про него сказать? «Лесник» он и есть «Лесник». Большой светлый (белая кожа) салон, но, по-моему, неуютный какой-то. Ел всего по десять литров на сотню. Первый раз я понял, что такое спортрежим. Раньше и меня возили, и сам несколько раз катался на машинах с автоматами. Но как-то не впечатлял меня спортрежим. Правда, как-то прокатили меня на Вольво шестидесятой. Газанули так, так прямо вдавило в кресло. Но в ней двести сорок девять лошадей. И расход ежесекундный компьютер показал девяносто три литра на сотню. С ума сойти! И этот Субарик на обгон когда выходил, прямо как ракета стартовал. И мощно так! После этой поездки я пересмотрел свое отношение к «автоматам». За все время поездки к машине никаких претензий не было. Японец же! И сестренка тоже молодец, на такой машине катается.
Перед поездкой Сестра захотела поменять колеса, летние на зимние, шипованые. Тогда ещё думали, что у нас зима наступит. Привезла она нас, меня и машину, в шиномонтаж. И оставила нас там. А сама ушла по своим делам. И только когда резину поменяли, я сообразил, что у меня нет ни доков на машину, ни прав с собой, и даже телефона нет. Что, когда меня будут «вязать» за угон, никто не приедет меня вытаскивать из ментовки. Но делать нечего, я еще и на мойку заехал. Благо все рядом оказалось, но ощущения не из приятных. Кататься на чужой тачке, в чужом городе, без документов.
Из Питера до Москвы я решил доехать поездом. Первый раз сам покупал билеты через интернет. Есть свои плюсы в инете. Туда взял дневной, сидячий билет. Давно я не ездил в таких поездах. Шел он, правда, девять часов. Зато билет даром практически. Но вагон был полупустой, я расположился на двух креслах. Поел, попил, поспал, почитал газетку. Погулял час в Бологом. Стоянка была час с минутами. Хоть посмотрел, что из себя это Бологое представляет. Есть у меня несколько воспоминаний про него. И они все больше отрицательные. Да и сейчас мои впечатления не изменились. Глухой провинциальный городишко. И Вечный огонь потушен. И это в стране, где «Газпром» — национальное достояние!
Короче, поездка в поезде мне понравилась. Назад ехал в плацкартном вагоне. Всю ночь какие-то девицы болтали, народ ходил, храпел. В дневном мне лучше ехать было.
Итак, стартовали мы второго ноября, в восемь утра. Пока заехали за Подругой, потом за ее Мужем, он в Домодедово работает. Ждали его долго. Только в десять выехали из Домодедово. Прикинули, что на Горьковское шоссе лучше ехать по бетонке, поехали в область. По пути приняли решение, что и вообще лучше на него до Владимира не выезжать. В интернете писали, что там где-то мост ремонтируют и пробки многокилометровые. Поэтому толкались, толкались на бетонке и свернули в Егорьевск. Как оказалось, это было правильное решение. На остановке подъехала машина с нижегородскими номерами, и мужик подтвердил наше решение ехать по местным дорогам. Он так уже лет пять ездит. По районной, двухполосной дороге мы довольно быстро катились вперед, до Тумы.
Там свернули налево и поехали во Владимир. Можно было и прямо ехать. Но наши водилы не знали этого. Им кто-то сказал, что в Нижний нужно через Владимир ехать. И все. А ехали мы по атласу. А что такого? Дорога прямая, ровная, никто и не озаботился проработать маршрут. Просчитать, как и где ехать. Мы так и ехали всю дорогу. На вопрос: «Куда ехать?», я отвечал: «Прямо!». Через несколько дней на вопрос: «Куда?» все хором отвечали: «Прямо!».
Мы с Мужем подруги были оба пассажиры. Нас всю неделю женщины возили. Они и придумали эту поездку, и организовали. А мы неплохо провели время. Потихонечку пьянствуя и поедая запасы домашней еды. Проехали через Гусь-Хрустальный. Специально въехали в город, посмотреть. Весь серый, грязный. И хрусталя нигде не увидели. Скоро доехали до Владимирской объездной и повернули на М7. А там все время прямо. Совсем темно стало. Я не люблю ездить по темноте. Но тут меня везли. Я и помалкивал. Благо дорога широкая и прямая. В Нижний Новгород мы въезжали уже в полной темноте. У водилы легкая паника, куда ехать? Из всей компании только я представлял город. Так как был в нем несколько раз в командировках. И помнил, что ехать надо все время прямо, до Московского вокзала. Я всегда, когда бываю в других городах, обязательно гуляю по новым местам. Интересно мне. А ближе к месту ночлега Муж подруги включил телефон, и тот точно вывел нас на хостел.
Хостел — это отдельная песня. При организации нашего круиза Сестра занималась бронированием ночлега, а Подруга культурной программой. И вот Сестра мне звонила, что в Нижнем у нас предполагалась одна ночевка. И никто не сдавал квартиры на одну ночь. Гостиницу снимать дорогое удовольствие. Я и предложил: «В хостел!». У меня дочь много путешествует по Европе. Она и в Париже жила в хостеле, и в Брюгге, и в Ницце. Да много где. И там это считается обычным делом. Так почему бы и нам не перекантоваться ночку? Сняли сразу же шестиместную комнату, прямо возле вокзала. Нам даже звонили из хостела, интересовались, едем ли мы и когда приедем? Молодцы! Мы сказали, что едем и чтобы ждали нас. Но когда вошли туда — обалдели. Общага и есть общага! Но чисто везде было. Кругом одна молодежь. И тут мы такие, пятидесятилетние! На меня пахнуло молодостью. Сам 8 лет по общагам скитался. Да и сестра намоталась по ним тоже достаточно. Но после пятизвездочных апартаментов в Мексике, или виллы испанской, где мы отдыхали в прошлом году, контраст был разительный! Стоят три кровати в два этажа. Малюсенький столик и один стул.
Круто! Да ещё при входе с нас взяли подписку, что мы не будем водку пьянствовать и курить. Вот мы повеселились! Курить мы все-таки выходили на улицу. Но водку! Нет уж! Накрыли шикарный стол, женщины наши молодцы, и выпили за первый день нашего путешествия. Попозже пошли прогуляться до Оки.
Да и легли спать.
С утра, позавтракав остатками ужина, в девять утра мы уже ехали на экскурсию. К нам присоединилась молодая девушка-экскурсовод. Оставила хорошее впечатление. Поехали смотреть Строгановскую церковь,
Это тоже я снимал, но только в восьмом году.
По набережной провела, завела в Кремль. И на Покровской, через три часа, мы расстались. В принципе, я все это раньше видел. Но в Кремль, глубоко не заходил. А экскурсовод вывела нас сквозь кремлевскую стену на смотровую площадку, чтобы полюбоваться стрелкой Оки и Волги, посмотреть на старую часть Нижнего Новгорода. Оттуда открывается шикарный вид на Стрелку.
Впечатляющие там панорамы. Конечно, на Нижний полдня мало. Но так составили программу наши командиры. Все клятвенно пообещали, что ещё раз приедут сюда.
И в конце нашей экскурсии пошел дождь. Вот беда-то! Осенью — и дождь. Мы заскочили в кафе, немного согрелись и поехали искать канатную дорогу. Года два назад построили ее через Волгу, в город Бор, который находится на том берегу Волги. Для удобства его жителей. А и действительно, «видит око, да зуб неймет». Реально проблема была добраться из Бора в Нижний Новгород. И она считается обычным муниципальным транспортом. А неожиданно получился аттракцион. И чуть ли не крупнейшая канатная дорога в Европе. Один из пролетов через Волгу составляет восемьсот метров. Пока стояли в очереди, страшновато было глядеть, как кабинки теряются в тумане.
Но все было спокойно, даже небольшое разочарование постигло нас. Висишь в «молоке», а вокруг ничего не видно. Придется ещё разок приехать в Нижний, чтобы прокатиться через Волгу.
После этого аттракциона сели в машину и погнали в Казань. У нас сменился водила. Теперь рулила Подруга. А мы с ее Мужем на заднем сиденьи начали поправлять здоровье и вести «светские беседы». После Кстово я вообще перестал следить за дорогой. Темно, мокро за бортом. Куда-то мы ехали. Водителю была дана команда «Прямо!». И мы доехали! До Казани.
При въезде в город опять включили навигатор, и он довел нас до квартиры. В одном месте он только засомневался, но Подруга приняла волевое решение, крутанула руль, и мы неожиданно попали на набережную. А на другом берегу ярко светился казанский кремль. Дождь закончился, и после абсолютно темной дороги Кремль казался нереально ярким и красивым.
Мы были все в восторге. У входа нас ждал хозяин. Мы затащили все вещи на шестой этаж. И стали обживаться. Квартира была хорошая. Большие комнаты, шесть спальных мест. По идее, мы должны были ехать впятером, на двух машинах. Два туалета и огромная кухня, на которой мы в принципе и проводили все вечернее время.
Потом мы пошли искать, где можно поужинать. Кругом темень. Вышли на улицу Татарстан, по ней прошлись до улицы Островского и там зашли в ресторан «Биляр». Заказали кучу татарской еды, но у них не оказалось хлеба! Суп-лапша, жирная баранина — и без хлеба. Пришлось хорошо попросить. Хлеб принесли. Но осадок остался. Сервис у нас, как всегда, на высоте. Так закончился второй день нашего путешествия.
С утра, опять в девять часов, мы забрали экскурсовода и поехали вначале в Раифский монастырь.
А это солнечные часы. Но погода была осенняя, и часы не работали.
Ничего там интересного, все стандартно. Единственное, что он находится прямо в заповеднике, или в заказнике. Прямо настоящий дикий лес. А оттуда — уже и в остров-град Свияжск.
Место, безусловно, интереснейшее. Находится он по дороге из Москвы в Казань, километрах в десяти от трассы. На берегу Волги.
Интересна история его возникновения. Иван Грозный два раза штурмовал Казань и никак не мог взять ее. Пока дойдут из Москвы, все войска уже уставшие, измученные. Не до войны. И тогда царь понял, что нужна промежуточная военная база, говоря современным языком. Под боком у Казани. Но где ее взять? Времена-то темные, тут целое ханство Казанское. Не дадут местные приюта. И тогда под Угличем срубили целый город, за зиму. И летом по Волге его сплавили. В плотах. До места слияния Свияги и Волги. А потом всего за месяц возвели на этом месте город.
Просто фантастика. И войска перезимовали там. И вот тогда, со свежими силами, в третий раз взяли Казань. Так появился город Свияжск. И долгое время он был крупным городом. Пока не построили в девятнадцатом веке, южнее, железную дорогу. Вот тут город стал хиреть и чахнуть. В Советское время все хуже и хуже было. Когда построили Куйбышевскую ГЭС, то город вообще превратился в остров. До последнего времени там была психбольница. Психи по городку шатались. А оставшийся народ спивался. А несколько лет назад бывший президент Татарстана Шаймиев, когда ушел на пенсию, решил заняться историей. И по его указанию или желанию, стали восстанавливать татарский город Болгар, ибо раньше тут было Болгарское Ханство. Ниже Казани, по течению Волги. Ну и, так понимаю, русский город Свияжск.
Там есть и монастырь, основанный в шестнадцатом веке.
А эта церковь якобы была первой постройкой в городе. Ее из Углича сплавили.
С трех сторон город окружен водой.
Есть и более современные храмы.
На данный момент застроена правая часть города. Все цивильно, замощены улицы, фонари стоят. Но за забором на берегу остатки старой жизни сохранились.
И левая часть города. Старая, развалившаяся. Но она так удачно скрыта, что ее в принципе и не заметно. В городе остались фундаменты старинных церквей.
Местным жителям построили хоромы. Экскурсовод рассказывала, что для них был шок, когда их стали переселять из бараков в коттеджи. Справа на фото виден один из новых домов. Жизнь местного населения в корне изменилась.
Но кое-что осталось из «старой» жизни.
Жить стали за счет туристов. Ярмарки строят. Народными промыслами торгуют. Построили пристань, теперь в навигацию можно сюда из Казани на теплоходе добраться. Это Речной вокзал.
В общем, получился этакий русский Мон-Сен-Мишель. Понравился нам этот город. Но нас там не накормили. Просто реально, там два кафе на весь город. И кормят они только организованные туристские группы. На наши вопли, что мы тоже туристы, реакции никакой. Погода была так себе. Временам дождик моросил. Но все равно здорово там.
Довольные, но голодные, мы возвратились в Казань. Экскурсовод подсказала нам, где можно купить хорошей еды, и мы расстались с ней до завтра. А сами поехали в ЦУМ, по-моему, и там в отделе выпечки купили пирог с ливером, и беляши, и очпочмак, и ещё всяких вкусностей. Ужин удался.
С утра у нас была экскурсия по Казани. Вчерашняя тетенька показала нам город. Самое главное, что весь день было солнце. И сразу другое настроение, другие виды на фотографиях. Прошлись по стандартным местам. Весь материал можно накопать в инете. Просто несколько фотографий из Казани.
А это татарская Гретхен. Стоит на балконе какого-то кабачка.
Между делом я прокатился на метро. Интересно, поезда ходят редко, на станциях полутьма. Центральные станции отделаны в национальном колорите.
Мне понравилось.
Зашли на рынок, Сестра по заказу покупала варежки, купили все и много. Мои жена и дочь остались довольны подарком.
Потом мы отпраздновали день рождения Подруги, и с утра погнали дальше, согласно выработанному маршруту. В этот день мы должны были посетить Болдино и добраться до Арзамаса. С утра опять лил дождь. Мокро, холодно, ничего не видно. Где-то под Чебоксарами остановились на заправке, поели остатки татарских пирожков и снова в путь. В Воротынце свернули налево и поехали в Сергач. И где-то по пути дорогу ремонтировали. По встречке ездили КАМАЗы. И они увазюкали нашу машину по уши. Вид через заднее стекло.
Потом в Спасском нас подвел навигатор. Завел в такие дебри, что еле выехали. По Сергачу нас водил кругами. Короче, нельзя доверять навигаторам. Но благо, что кругом нормальные русские люди. И они не дали нам погибнуть. Места там кругом красивые. Вот там бы летом прокатиться. Было бы совсем здорово. Дороги дальней стрела!
Скоро распогодилось, и выглянуло солнце. Сразу же настроение поднялось и стало жить веселее. И дорога стала красивее, и краски ярче. По пути видели поля с неубранной кукурузой. Печальное зрелище.
Но сено убрано, и так цивилизовано лежит на полях.
Долго ли, коротко, но мы доехали до Болдино.
Оно, и правда, Большое Болдино. В поселке есть большой кинотеатр. Ресторан, где нас опять отказались кормить. Сама усадьба Пушкина разочаровала. Как-то очень скромно, или просто экскурсовод плохая попалась. Короче, нам не понравилось.
Это усадьба Пушкина.
Все документы представлены в копиях.
А может, просто мы не в сезон попали? В Михайловском гораздо интереснее. И красивее. Хватило нам часа, чтобы разочароваться. Вот петух местный мне понравился.
КрасавчеГ!
После того, как нас опять не накормили, по той же причине, что мы не группа, мы покатили дальше, на ночевку в Арзамас. Пейзажи все краше становились. Что значит, солнышко светит.
Кругом зелень пробивается. Тогда мы ещё не знали, что зимы в этом году практически не будет. Проехали город Лукоянов. Когда-то, в начале девяностых, я сюда в командировку ездил. Фабрика тут была, спецодежду шила. Может, и сейчас работает? Ничего я не узнал и не вспомнил, проезжая через него. Так к вечеру доехали и до Арзамаса. Тут нам сдали двухкомнатную квартиру как апартаменты. Но оказалось, что это обычная хрущевка. Это была самая плохая наша ночевка. Но и ладно, выспались и поехали дальше. Вчера вечером, на подъезде к Арзамасу, Подруга увидела указатель «Могила Тани Савичевой». У нас разгорелась дискуссия. Кто это такая? Оказывается, ни Сестра, ни Муж подруги понятия не имели о ней. Пришлось мне, как жителю Ленинграда, рассказать им про Таню Савичеву, и настоять, чтобы мы утром вернулись в Шатки, на ее могилу. Подруга меня поддержала. И мы поехали туда. Оказался там целый военный мемориал.
И на самом кладбище могила этой девочки. Это простая девочка, которая вела дневник в блокаду. И просто написала восемь листков в своем дневнике. Кто и когда умер из ее семьи. И на последней странице написала: «Савичевы умерли все, осталась одна Таня». Вдуматься, так жуть берет. Но ее успели увезти из города и довезли до Шатков, где она и умерла от дистрофии. На памятнике выбиты строчки из ее дневника.
Вот такая вот жизнь!
После посещения могилы, мы опять поехали в Арзамас, где у нас была заказана экскурсия по городу. Но тут выступил я, сказал, что уж раз мы сюда забрались, то надо ехать в Дивеево. Арзамас ничем, кроме Гайдара, не примечателен, а патриотическую часть нашей поездки мы выполнили, побывав на могиле Тани Савичевой, и надо ехать к Серафиму Саровскому. Подруга осталась в меньшинстве, и мы свернули налево. От Арзамаса осталась только панорама.
Да воспоминания о мойке в Арзамасе. Уж они мыли, мыли нашего «Лесника», в какой-то момент он розовым стал. Какая-то пена была розовая. А потом выехал весь блестящий, аж смотреть больно было. День оказался солнечным. Москвичи, помню, сильно удивились ценнику. Практически даром, по их понятиям, помыли машинку.
И вот мы доехали до Дивеево. Что сказать про него? Местность кругом холмистая, видно далеко. И вот посреди холмистой равнины стоит довольно большое село. Типичное русское село. По окраинам есть и кривые, старые домишки. Но в центре находится огромный монастырь. И там соринки нет. Чистота, все вымощено камнем. Храмы огромные стоят. Ещё и третий строят.
Меня поразили флюгера. Уж не знаю из чистого золота они или нет. Но, как минимум, четырех здоровых желтых ангелов видел.
И на специальной табличке главные меценаты перечислены. Во главе с Потаниным и по нисходящей. Не хилые вливания туда, видно, делали. Пока наши женщины покупали свечки, нас припахали. Помогли вынести пару ведер грязной воды, как нам одна тетка сказала, когда просила помочь. И мы из главного храма по десятку ведер вытащили. Так сказать, приобщились. Потом зашли в собор. К мощам Серафима Саровского очередь стоит. Монахиня специальная стоит, вытирает стекло после поцелуев. Люди падают ниц, пол целуют. Свечи складывают в ящик, потому что весь подсвечник занят. Уж как-то нарочито все это, по-моему. В Казани мы были у иконы Казанской Божьей Матери. Там все спокойней было. Более благообразно. Потом прошли по Святой Канавке.
Говорят, что там Богородица раз в сутки бывает. Но надо было прочитать сто пятьдесят раз молитву. Книжечку дали. А мы не прочитали. Я раз пять одолел. Сестра раз тридцать. Ну не идет нам религия. Но общее впечатление — конечно, красивый монастырь. Я бы даже сказал — вызывающее красивый. Особенно на фоне общероссийской серости. Но... Тут уже каждый решает для себя сам.
Далее мы хорошо пообедали и погнали в Муром. Красивые места в России. В город въехали уже вечером. Переехали через огромный вантовый мост. Тут мы снимали целый дом. Прямо рядом с монастырем. В самом центре города. Мужичок-кулачок встретил нас. Дом у него свой огромный. А во дворе ещё гостевой дом стоит. А там и сауна есть. И мангал готовый. Но мы уже уставшие были. Ничем этим не воспользовались, а поужинав, легли спать. Хотя еще будучи в Москве, собирались шашлычком побаловаться. Но сказалась накопившаяся усталость. С утра, как обычно, в девять, нас ждал экскурсовод. Настоящий патриот своего города. Мужик повез по городу Мурому. Интересный город. На набережную Оки вывез. Это памятник Илье Муромцу.
Виды там, конечно, потрясающие. Но все-таки восьмое ноября. Дождь хлестал не по-детски. Илья Муромец гигантский там стоит. Потом повез по монастырям и церквям. Я уже, честно, устал от них. Запомнилось, что в одном монастыре очередь стояла к мощам Матроны Московской. Да в каком-то темном углу находились мощи Февронии и Петра Муромских. Да и с ними не все однозначно. Что же она его сразу-то не долечила. Да и он хорош. Так что как-то слабенько они тянут на символ счастливой семьи.
Тут, кстати, на заднем плане и наша Субару видна. Потом доехали и до села Карачарово. Спуск крутой там был. К источнику. Игрушки Ильи Муромца впечатлили.
После экскурсии, распрощавшись с экскурсоводом, мы поехали домой. Опять по атласу поехали в Касимов. Вовремя не соорентировавшись, проехали и этот городок. И там красивый, высокий берег Оки. Сам городок старинный, двухэтажный. Видно, что много от купечества осталось. А дождь льет. Оттуда, через Гусь-Железный. Ох, там и церковь огромная стоит.
Опять на Туму. Вот тут Субару и показала свои спортивные возможности. Машин немного было, поэтому ехали в свое удовольствие. Продавцов полосатых палочек тоже не было. Короче, из Мурома до Егорьевска доехали часа за четыре. А вот потом в Москву заезжали мучительно долго. А потом ещё оказалось, что у меня и поезд в эту ночь уходил. Неправильно я даты посчитал. У меня был билет взят на девятое число, но на час ночи. Т.е. в ночь с восьмого на девятое. Вот облом. А то мы с Мужем подруги собирались в Шереметьево съездить. Споттингом заняться. Споттинг (от английского слова «spot» — «увидеть, опознать»; также — Авиационный споттинг) — вид хобби, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведение их реестра. Часто сопровождается фотографированием. Он знает место, где можно близко поснимать взлетающие самолеты.
Короче, довезли друзей до их дома, потом с сестрой разгрузили ее машину и, поужинав, я поехал на вокзал, чтобы, протрясясь всю ночь в плацкартном вагоне, утром оказаться дома.
Резюмируя итоги нашего небольшого осеннего марафона: надо ездить летом —весной. Совсем другое впечатление будет. Хотя и после этого круиза остались все довольны. И собрались по весне на Вологодчину прокатиться.
Вот так вкратце о нашем осеннем вояже.