Две недели дорогами русского Поморья на Toyota Hilux: Пинега-Мезень-Лешуконское-Архангельск-Онега

04.03.2014 | 30357 просмотров

Здравствуй, Путник!
Ты забрёл в страну Северной Сказки.
Садись у огня, и позволь рассказать о нашей земле: о загадочном свете в небесах, о полноводных реках с живою водою, бескрайних лесах и глубоких пещерах.
Поверишь ли ты, хотя бы на один миг, в истории о чудесах севера: таинственных, могучих народах, богатых государствах, добрых богах и седых колдунах?
В то, что разные времена и миры в одном месте встречаются друг с другом, оживают, сплетаются, текут…
Есть ли в этом смысл? Правда это или сказка? Они здесь едины.
Слушай же мои рассказы…

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Незаметно в служебной круговерти, бытовых хлопотах и неоднократных «вылазках» в Карелию пролетело лето 2013 года. Закончилась, по Митяеву, еще одна «маленькая жизнь».

И вот в середине декабря непредсказуемой волею судеб я оказался в глухой деревушке на Псковщине.

А декабрь на северо-западе в прошлом году выдался теплый и бесснежный, с ветрами и, время от времени, моросящим дождиком.

Древний дом послевоенной постройки, яблоневый сад с поросшими мхом, потрескавшимися стволами деревьев, берег озера, старые липы, осыпавшие листвой крыльцо дома, тусклые краски и серость декабрьского неба, как никогда, способствовали спокойным воспоминаниям.

Именно в такое время под треск поленьев в печи можно без суеты разобрать свои путевые строчки, еще раз просмотреть фотографии, вспомнить пережитое и освежить те чувства, которые охватывают любого странника, впервые оказавшегося в незнакомых землях.

Итак, уж простите за такое лирическое начало, перехожу непосредственно к моему рассказу….

И пусть мой слог изложения не вызовет ни у кого из читающих скуку, апатию и колики в желудке. Уж великодушно простите стиль изложения моего странствования!

Первая половина года у меня выдалась весьма насыщенная событиями: смена работы, переезд в другой город, вопросы с жильем и через три месяца работы на новом месте, неожиданный, как смерть, отпуск на две недели.

Не ждал.

Тем не менее, на подобный случай у меня еще с зимы был подготовлен маршрут.

После моей экспедиции на Кольский полуостров в 2012 году (https://travel.drom.ru/22796/) впечатления от Русского Севера не отпускали, и я снова отправился в высокие широты, в Край Белых ночей, в Русское Беломорье.

Одним экипажем, в одном лице пилот и штурман.

Это повествование о моем путешествии будет посвящено Русскому Поморью, которое ранее называлось Биармией, Заволочью, Русью Беломорской. Землям с непривычными на слух названиями — Пинежье, Замезенье, Лешукония, Поонежье, Кенозерье, краю белых ночей, старинных храмов, обетных крестов, бескрайних болот, могучих рек и древних деревень, где еще сохранился дух тех, кто когда-то давным-давно осваивал эти непростые и богатые земли, платя нелегким трудом, а порой и своими жизнями.

Как и в прошлом рассказе, Вас не ждет детальное описание состояния дорог, АЗС, магазинов, исторических достопримечательностей, подробное пересказывание диалогов и описание событий. Всё, что я попытаюсь сделать — это максимально подробно довести до вас, уважаемые читатели, дух Русского Севера, приоткрыть красоты Поморья, поведать немного истории этого края и передать личные ощущения от увиденного и пережитого, а также поделиться с Вами своими скромными открытиями.

Собирая информацию во время подготовки к моей экспедиции, я с удивлением обнаружил, что среди тысяч отчетов на уважаемом мною Дроме, не размещено ни одного, посвященного тем землям, где я был, что делает мне честь первому открыть для Вас этот необычный и древний уголок нашей страны.

И, может быть, кто-либо осмелится также посетить те старинные земли, чтобы лично, а не посредством моего рассказа почувствовать душу Русского Поморья.

ДЕНЬ 1

01.06.13 г. (сб.)

СПб — Лодейное Поле — Подпорожье — граница Ленинградской и Вологодской областей — дер. Верхнее Понизовье (Вологодская область)

Пробег 365 км.

Итак, суббота.

Планов на этот день выпало немало, что поневоле вызывало определенные сомнения в возможности выезда в путешествие.

Но, преодолев все хлопоты, ровно в половину девятого вечера я выехал из Питера.

Не могу сказать за вас, уважаемые читатели, но я всегда испытываю радостное возбуждение от того, что впереди ждет неизвестная дорога, новые края, неожиданные встречи и знакомства и от того, что наконец-то начинаешь принадлежать себе, избегая рамок службы и границ, очерченных условностями нашего века …

По «мурманке», по Ладожскому мосту, через Сясьстрой на Лодейное Поле, где свернул с федеральной трассы на Подпорожье и далее до конца асфальта в сторону Вологодчины.

Чтобы не чувствовать себя совсем одиноким в моем долгом странствии, я заранее подготовил то, что без всякого сомнения скрасит мое путешествие. В основную компанию попали проверенные тысячами километров DJ Tiesto с его поисками восходящего солнца, старинный «Листопад» и «Питер-Москва» DJ List’а, кое-что из DJ Romeo, композиции «Миража» Armin Van Buuren’а, в том числе и запись его концерта в Киеве, пара альбомов Ayo, благодаря советам нашего форумчанина Fett из Новосиба несколько вещей от Anja Schneider, старинные записи Визбора для души у вечернего костерка и многое то, что ласкает слух и душу.

Поэтому сказать, что мне было скучно, никак нельзя. Человек я самодостаточный и привык обходиться тем, что имею.

Так вот.

Уже заполночь, в сумерках белой ночи я остановился в начале грунтовки на Вытегру. Ох, и до чего мне не хотелось туда ехать, вспоминая тяжелое возращение с Кольского по этому участку в прошлом путешествии. Но более короткого пути не было, и я, приняв эту необходимость как свой крест, вздохнул и двинулся по узкой, тряской дороге. К моему удивлению в этот раз дорога оказалась далеко не так плоха, как я полагал!

В половину второго ночи я пересек границу с Вологодчиной, чуть было не въехал в массивный круп лося, кормившегося у обочины, распугал светом фар пару-тройку русаков и, выехав на асфальт, остановился на ночлег вблизи поворота на деревушку Верхнее Понизовье.

Вот что мне особенно нравится в моем Ворчуне, так это то, что есть возможность разложить передние сиденья практически горизонтально. Затем надо накрыться спальником, заблокировать двери и можно спать!

И меня мало волновал постоянный звон комарья снаружи, мелькающие летучие мыши и далекий лай собаки.

Я был счастлив.

Путешествие началось и началось очень удачно!

А времени было около трех ночи.

ДЕНЬ 2

02.06.13 г. (вск.)

Дер. Верхнее Понизовье (Вологодская область) — Вытегра — граница Вологодской и Архангельской областей — дер. Солза — с. Кречетово — г. Каргополь — г. Няндома — трасса М8— г. Холмогоры

Пробег 816 км.

Вот кто из вас просыпается по утрам от звона соловьиных трелей?

Кого из вас будит не звонок будильника мобильного телефона, а поднимающееся из-за леса солнце? Уверен, таких совсем немного!

Нам, жителям городов, запертым в бетонно-кирпичных коробках, такое кажется уже чем-то несовременным, редким пережитком прошлого, и наши дети уже вряд ли отличат пение того же соловья от пересвиста дрозда.

Но, оставим в стороне мои возрастные стенания и вернемся к повествованию!

Впереди была Вытегра. В этом городе меня ожидали первые культурные составляющие моего путешествия и, что не менее важно, АЗС «Лукойл».

Сами знаете, общее у современных дизелей одно — все они требовательны к качеству дизтоплива. И Hilux с его common rail не исключение. Поэтому только «Лукойл»! Уж не сочтите это за рекламу этой компании!

АЗС, к Вашему сведению, находится сразу на въезде в Вытегру со стороны Ленобласти, найти её никакого труда не составляет.

Полный бак и две канистры про запас, который, как всем известно, карман не тянет, запросто обеспечат мне более тысячи километров автономного хода.

Вытегра со своими достопримечательностями неоднократно «отмечалась» здесь на форуме и поэтому, ценя ваше, читатели, время, даже не стану останавливаться ни на музее подводной лодки, ни на шлюзах канала.

Как всякий путешественник, я провел множество времени над картами, изучая возможные пути в Беломорье.

Ведь что может сравниться с планированием маршрута! Ты словно попадаешь в когорту первооткрывателей! Ставишь себя в один ряд к Семену Дежневу и братьям Лаптевым, обкладываешься древними, потертыми атласами и горящим взглядом окидываешь те земли, где еще не ступала твоя нога или не катились твои колеса!

Увы! В наш прозаический век все делается гораздо проще и прагматичнее, что, тем не менее, нисколько не умаляет этап планирования маршрута движения.

Чтобы было ясным дальнейшее развитие приключений, мне необходимо пояснить всем вам следующее: из Вытегры в Архангельскую область можно попасть тремя путями.

Первый, самый правильный, в южном направлении по Р5 через Вологду и далее по «федералке» М8.

Второй путь, на север, через городок Пудож и далее по Р2: гораздо менее качественная дорога, но низкий трафик, красоты природы и некая отрешенность от современной урбанистической культуры являются скорее достоинством этого варианта, чем его недостатком.

И, наконец, третий вариант, сначала по Р5 в сторону Вологды, а потом поворот на дорогу Р1, кусочек старинного Архангельского тракта издревле связывающего Вологодчину с Архангельской губернией. От деревни Прокшино через Панкратово в Вологодской до деревни Солза в Архангельской.

Путь непонятный, непредсказуемый, неясный. Не зря коллеги с форума land-cruiser’а настаивали, чтобы я в одиночку туда не заходил. Но мы ведь люди с советским воспитанием! Мы же любим создавать себе проблемы, чтобы потом из них вылезать!

Разумеется, я поехал по Архангельском тракту…

Заранее хочу предупредить тех, кто рискнет последовать моему примеру! Прислушайтесь, уважаемые, к моим словам!

Если у Вас отличная семья, нет ни кредитов, ни ипотек, нет проблем со здоровьем и трезвым рассудком. Если у Вас чудные дети, которые не хотят стать вампирами из «Сумерек» или сделать прическу а-ля немецкие мальчики из «Японской гостиницы». Если у Вас и со второй половиной абсолютное взаимопонимание и полнейшее доверие, и у Вас прекрасный, во всем Вас устраивающий автомобиль, пусть даже кроссовер с подключаемым полным приводом, не омрачайте себе жизнь, не заходите на Архангельский тракт, как бы ни было почетно пройти пока еще существующий участок древней дороги.

Автодорога Р1 уже вполне современное шоссе на всем своем протяжении, кроме как раз этого участка. Его тоже уже начали строить, но далеко пока не ушли, и Ваш покорный слуга, приободренный радостными предвкушениями, свернул с Р5 и удивленно обнаружил чудеснейший хайвэй, ведущий неизвестно куда.

Разумеется, скорость побольше, музыку погромче и вперед на поиски приключений!

Они, приключения, недолго заставили себя ждать. На горизонте замаячили непонятные песчаные насыпи, у которых «сказка» закончилась. Недолгие поиски в состоянии легкой раздраженности привели к выводу, что вот эта узкая колея в лес за деревней Панкратово и есть Р1, Архангельский тракт.

В начале было, должен признаться, неплохо: грунтовка, лес по обеим сторонам, временами меняющийся на пейзажи из бывших сенокосных полей, деревянный мостик над симпатичной речушкой.

Некоторые осложнения начались чуть позже.

Болота вдоль дороги, остатки лежнёвки с торчащими бревнами, колотые железобетонные плиты, выпирающие из земли, лужи, каждую из которых приходилось проходить в сапогах вдоль и поперек, какие-то ручейки, явные следы зимних лесозаготовок и, конечно же, отсутствие населенных пунктов и мобильной связи.

Первое время казалось, что это типа такая игра: вышел из машины, убедился, что медведя рядом нет, прошелся по луже туда-обратно пару раз, сфотографировал «ситуацию», поехал, а через пару минут все то же самое. Технически ничего сложного, тем более для такого авто, как мой!

Но, потом приходит осознание, что теряешь время, и до Архангельской мне, как и до Израиля. Далеко очень. Становится как-то не до фоторепортажей и, как обычно, когда едешь в одиночку, самое интересное осталось за кадром: и брызги луж, и грязь из-под колес, и бревна под днищем.

И вот, когда до Солзы оставались считанные сотни метров, грунтовка превратилась в ураловскую лесовозную колею, полную жидкой грязи, из которой я вылез немного заляпанным.

И вот отдыхаю я, значит, у стелы «Архангельская область».

Подходят ко мне местные жители, как индейцы к каравелле Колумба, молча оценивают авто, госномер, резину, закуривают и как-то между собой, как будто кроме них никого рядом нет, произносят: смотри-ка, это первый, кто в этом году выехал оттуда на таком автомобиле, ранее как-то всё на «Уралах» да тракторах выезжали …

Но буду честен! Все в действительности не так страшно, как может показаться из моего рассказа. Всего лишь внимание, аккуратность и запас времени, чтобы не торопиться принимать решение, и на любом «по-честному» полноприводном авто любой из Вас сможет пройти этот кусочек пока еще существующего архангельского тракта…

А потом снова было то, что принято называть «перегоном».

По крепкой грунтовке до Каргополя,

затем по асфальту в сторону Няндомы,

потом до поворота на М8

и в белую ночь по федеральной трассе до Холмогорской отворотки.

Место для ночлега долго искать не пришлось — перед Холмогорами я загнал авто на поляну в кустах и после лёгкого ужина под неумолкаемые соловьиные трели уснул в авто.

ДЕНЬ 3

03.06.13 г. (пн.)

г. Холмогоры (Архангельская область) — дер. Усть-Пинега — пос. Белогорский — база «Голубино» — дер. Красная Горка - дер. Малетино

Пробег 186 км.

Небольшой экскурс для Вас, читатели, в одну из версий истории нашего Севера, которая разительно отличается от того, чему учили нас в советской школе да и современное время..

Существует мнение, что в свое время историки совершили довольно серьезную ошибку, посчитав, что Холмград, не единожды упоминавшийся в летописях и в норвежских сагах, есть современный Новгород.

Некоторые современные ученые небезосновательно считают, что Холмград — это современные Холмогоры, которые сотни лет назад были столицей Биармии, Заволочья и Беломорской Руси.

Именно сюда приходили корабли викингов из Норвегии, отсюда уходили корабли русских норманов на Груманд (Шпицберген) и Матку (Новую Землю). Именно отсюда в Ладогу в 862 г. пригласили варяга-руса Рюрика с братьями, потомки которого покорили и организовали народы верхней Волги и Поднепровья и создали сначала Ростовско-Суздальскую Русь, а затем Киевскую Русь и наконец Владимирско-Московскую Русь — Россию.

Последствия «ошибки» стали таковы, что весьма серьезный пласт истории Русского Поморья был затерян в пыли веков, и значимость Севера была сильно преуменьшена.

Конечно же, это Ваше личное мнение, согласиться с этим или нет, но я однозначно решил не упускать возможность осмотреть бывшую столицу северного мира.

На осмотр Холмогор много времени не потребовалось, каждый из нас неоднократно видел подобные маленькие провинциальные городки и вдаваться в подробности описания улиц, состояния домов, внешнего вида горожан нет особого смысла.

И нет в том вины холмогорцев, подавляющее большинство подобных населенных пунктов по всей России находятся в таком же состоянии.

Фото с сайта: http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.proza.ru/pics/

Дорога к переправе проходит вдоль живописных заливных лугов Двины с пасторально пасущимися коровами.

Она недолга, пыльна и извилиста.

Она тянется мимо древних деревень с трогающими душу названиями. Вы только вслушайтесь — Матигоры, Погост, Труфанова, Горка, Шепицы, Березы. Нет, определенно, в этих названиях есть то, что накладывает след многовековой истории Русского Поморья!

Разумеется, найдутся и те, кто и не согласится с моим мнением и это нормально! Они ведь не видели зелени лугов, не слышали шум ветра, не дышали воздухом тех земель, где люди всегда были вольными и не знали, что такое крепостное право.

Если Вам когда-либо придется ехать в сторону той переправы, будьте уверены — дорогу Вы не потеряете!

На месте переправы я был не первый. Неспешно переговорил с ожидавшими парома, ответил на стандартные вопросы «откуда-куда-зачем», остудил ноги в водах Двины и принялся ждать, высматривая чуть заметный паром на другом берегу реки.

Быть может, для кого-то из Вас паромная переправа дело привычное, но я впервые собирался пересечь столь широкую реку на пароме и почувствовал некое волнение при виде подходящего парома «Двиносплав 230».

Паромщик, внимательно осмотрел автомобили и махнул мне заезжать первому, несмотря на «живую» очередь, руководствуясь тем, что самый тяжелый авто должен стоять ближе к центру тяжести парома.

Его команды были громкими и четкими, состояли из поморских идиоматических выражений (часть которых я так и не понял), но тон и жестикуляция были вполне однозначны! С их помощью я задом загнал пятиметровый автомобиль по сходням на паром.

После погрузки суровая и неулыбчивая билетерша (ох уж эти поморки!) тоном Терминатора потребовала от меня свидетельство о регистрации авто, что поневоле вызвало секундную внутреннюю тревогу. Но все оказалось гораздо проще, она всего лишь проверила массу Hilux’а, от которой зависела оплата за паром.

И вот, переправа.

Пока все остальные, уже не впервые переправлявшиеся через Двину, обсуждали какие-то дела, я любовался рекой, небом, приближающимся берегом и нетерпеливо ждал движения вперед, навстречу приключениям!

Легкий ветерок дул в лицо, шевелил волосы, душа было чиста и свободна, прошлая суета осталась в другой жизни, а мысли неслись навстречу превратностям судьбы, ждавшим меня впереди и связавшей воедино меня с моими навыками, умениями и верой в удачу и повзрослевший в прошлом году на Кольском Ворчун!

После выгрузки и небольшой фотосессии берегов реки Усть-Пинеги и ее немногочисленных достопримечательностей меня ждал пыльный грейдер.

И пусть Hilux потряхивает на «гребенке» дороги, пусть за нечастыми «встречками» вьется столб пыли и ближайшие к дороге кустарники и трава покрыты белесым налетом, я как истинный путешественник в одиночку двигался в неизвестность, в новые земли, которые еще непонятно, как меня могут встретить!

На перекрестке завернул в сторону Белогорского, где впервые с начала путешествия с удовольствием отобедал в столовой, что и Вам рекомендую сделать, если окажетесь в тех краях.

Грунтовая дорога потянулась вдоль реки ПИнега (ударение на первом слоге) время от времени показывающейся справа через кусты и деревья и, если бы не желание внимательно посматривать по сторонам, двигаться можно было бы с несколько большей скоростью.

Вы не поверите, до чего приятно остановиться у обочины, заглушить двигатель, присесть на берегу реки и прислушаться к тем звукам, которые напрочь отсутствуют в большом городе. К тем звукам, которые остались в далеком детстве, когда я проводил лето у бабушки в деревне. Тут и стрекот кузнечиков, и шумный полет шмеля, шум ветра в листве деревьев, и накат волн реки на песчаный берег, и голоса различных пичуг — все это настолько естественно и не отягощено техногенным вмешательством человека, что, закрыв глаза, несложно представить себя не в нашем веке, а сотни лет назад, когда именно на этом месте, под этим солнцем было все точно так же …

Но что-то я отвлекся, уж простите за мои лирические размышления.

После деревушки Березник (весьма распространенное наименование населенных пунктов на Русском Севере) дорога уходит в сторону от реки, по обочинам вместо полей уже тянется северный лес.

Вот тут-то я бы настоятельно рекомендовал всем путешествующим быть особенно внимательными: дорога входит в довольно любопытное интересное место — Пинежский карст. Именно здесь на поверхность выходят гипсы и доломиты. Подъемы и спуски с крутыми поворотами, сужения дороги уж точно не делают этот участок пригодным для гонок, особенно в распутицу и зимой.

Зато до чего любопытно, когда рядом со своим следом видишь след медведя, пусть даже и молодого.

Я знал, где будет моя следующая остановка и целенаправленно стремился к этому месту. Сразу же после спуска с высот Пинежского карста в свое время находилась деревушка Голубино, которой ныне уже и нет.

Зато на ее месте расположен лесной отель «Голубино», оттуда можно осуществить прогулки в Пинежский заповедник. Конкретно меня интересовало три места: Голубинский провал, Тараканий лог и Святой Ручей.

Всенепременно используйте возможность совершить эти экскурсии! Уверен, Вы нисколько не пожалеете и доставите удовольствие себе и своим близким!

Но я немного опоздал, оказалось слишком поздно, и на этот день экскурсий уже не было. Зато я познакомился с персоналом базы, договорился о времени моих экскурсий на следующий день, о необходимой экипировке и узнал, где можно заночевать.

Время позволяло, и я прогулялся по территории лесного отеля. Вы знаете, как мне показалось, место довольно привлекательное и неплохо оформленное по меркам такой глубинки, конечно же! Хотя лучшие годы этого местечка уже позади.

Ценами не интересовался да и любой из Вас в случае заинтересованности без труда найдет их в интернете, но огороженная территория, дежурный на въезде, парковка, оформление домиков, чистая территория, свой пляж, банька, беседка с мангалом на берегу реки, бассейн, бар, доброжелательный персонал — все это вместе запросто может привлечь любого путешествующего с семьей, чтобы отдохнуть во время долгого пути.

Тем более, дальше даже такого удовольствия не предвидится…

По совету администратора я проехал чуть вперед до перекрестка: налево Красная Горка, направо деревня Малетино.

Если вдруг окажетесь на этом распутье, не надо сомневаться, уверяю!

Сначала Красная Горка. Ведь именно там находится филиал лесного отеля «Голубино». Точнее находился до пожара в 2010-ом.

База располагалась на территории разрушенного Красногорского монастыря, история которого отсчитывается с начала 17-ого века. Для тех, кто не равнодушен к осколкам православного прошлого Поморья, эта часть путешествия покажется довольно любопытной.

Ну а те, у кого полуразрушенные стены и остатки росписи да обломки надгробных плит не вызывают ни малейшего пиетета, смогут насладиться видами с возвышенности на пойму Пинеги.

Да что много рассказывать, сами посмотрите!

Спустившись с высоты Горки, меня ждало Малетино.

В этой деревушке никто из Вас не увидит ни памятников деревянного зодчества Русского Севера, ни церквей-храмов-монастырей, ни обетных крестов, ничего выдающегося. В общем, деревня как деревня, НО …. именно в Малетино есть неплохой выезд прямо на берег Пинеги и чуть за деревней запросто можно разбить лагерь!

Погода баловала! Слабый ветерок, ласково пригревающее солнце, пятьдесят тонизирующих капель и быстро приготовленный горячий ужин!

Вот что надо еще для счастья?

Сыт, в меру расслаблен, с сверху не льет, снизу не подтекает, не качает и не трясет — сидишь себе в креслице, греешься на солнышке, любуешься широкой и спокойной рекой, ясным небом, распустившейся черемухой. Удовольствие полнейшее!

Но нет! Ближе к закату появились «раздражители» — кто-то из жителей деревушки со спиннингом вышел на берег реки. Мне, естественно, тоже надо!

И хоть встречающиеся в пути поморы не раз в разговорах о рыбалке упоминали об отменном клеве щуки и язя на спиннинг, мне не повезло. Все попытки поймать что-либо на пропитание закончились неудачей.

Полностью насладившись закатом и началом белой ночи, я моментально уснул, как только завернулся в спальник.

ДЕНЬ 4

04.06.13 г. (вт.)

Дер. Малетино — лесной отель «Голубино» — г. Пинега — дер. Кимжа - р. Мезень (переправа)

Пробег 165 км.

Когда-то в детстве знал я одного человека странной, темной тогда для меня судьбы. Был он сух, костист и как-то пронзительно, часто до неприятности даже, остер, стремителен. Черные глаза его во хмелю горели фанатическим огнем человека, потрясаемого дивными воспоминаниями. И ничего не помню из его слов, помню только, что не давал он никому слова молвить, кричал, стучал маленьким костистым кулачком и открыто презирал всех. А презирал потому, что прошел и проехал когда-то от Пинеги до Мезени.

«От Пинеги до Мезени! — говорил он шепотом, зажмуривался и крепко стукал кулачком. — А? Эх ты!.. Понимаешь ты это? От Пинеги до Мезени прошел я весь Север!».

С тех пор эти два места казались мне мифически удаленными от всего нашего, человеческого. Разные другие места, города и деревни были как-то понятны мне, они были где-то рядом со мной, но вот Мезень...

Как было договорено, ровно в 10:00 я стоял на территории «Голубино» в предвкушении экскурсий, полностью экипированный своим снаряжением помимо каски. Экскурсовод Светлана оценила меня взглядом и попросила подождать — сначала пусть пройдет детская экскурсия, а потом я.

Это же понятно, мои интересы и возможности очень далеко от того, чего хотят школьники.

Но вот настала и моя очередь. Путь был недолог, но и за это время я понял, как мне повезло!

Во-первых, Светлана весьма грамотно и доходчиво вела свой рассказ. Понятно, это ее работа. Но до чего приятно было слушать правильную речь и приятные интонации голоса!

Во-вторых, мы в этом году будем первыми, кто спустится в Голубинский провал. До нас там еще никого не было, даже экскурсоводы еще не заходили в пещеру!

Лично я не страдаю клаустрофобией, но как-то по жизни никогда не тянуло под землю и спелеология вместе с диггерством не моя стезя.

Сплавляться, тащить на себе рюкзак, идти на лыжах, подниматься в горы, сутками трястись в автомобиле, прыгать с парашютом, летать на воздушном шаре или мотодельтаплане, погружаться под воду — пройдено, проверено и понятно, но вот пещеры — это нечто новое …, короче, появилась интрига!

И вы знаете, мне понравилось! Из июньской жары да в холод! Из цветущей зелени лета - и в окружение стен покрытых кристаллами льда, из яркого солнечного света да в узкий луч тактического фонаря — это здорово! Разительные перемены за короткий срок просто поражают!

А добавить к этому отсутствие следов других экскурсантов, когда ты первым ломаешь лед на лужах пещеры и первым оставляешь следы в вязкой глине подземной реки, так вообще просыпается дух первооткрывательства!

И пусть мои фотографические снимки не передадут всего эмоционального восторга от ярусов пещеры, ледяной измороси на стенах, журчанья подземной реки, но, быть может, все-таки они спровоцируют кого-либо из Вас на это подземное путешествие в Пинежский карст.

Скажу честно, самую большую неприятность доставил мой рост. Там, где миниатюрная Светлана проходила, наклонив голову, я проползал почти на четвереньках.

О впечатлениях скажу просто — впечатлило очень положительно!

Ощущения были настолько для меня сильными, что даже через несколько последующих дней путешествия, после неоднократных острых ощущений в пути, воспоминания о подземном мире Голубинского провала остались такими же яркими и острыми!

А Тараканий лог, должен сказать, — это довольно длинный карстовый провал с отвесными, высокими стенками. Что-то вроде мини-каньона в северной тайге. Считается, что это, возможно, не что иное, как обвалившиеся пещеры или тектонические разломы.

Вполне может быть, даже не стану противоречить!

Стены лога преимущественно из гипсов и доломитов, поэтому зачастую можно встретить и вот такие «соцветия».

Встречаются и выходы холодного воздуха из пещер, образуют среди лета ледяные наросты.

Вообще, в Пинежье насчитывается более полутысячи пещер и лишь малая часть из них изучена и исследована. Вот он рай для спелеологов и любителей поползать под землей. Дерзайте!

Я, сопровождаемый Светланой, с удовольствием прошел по Тараканьему логу, поднялся на стены лога, вместе полюбовались видами сверху и направились к заключительной части — в лог Святого Ручья.

Святой Ручей находится в тайге, совсем недалеко от отеля «Голубино», и дорога к источнику не потребует никакой специальной экипировки.

По сути, Святой Ручей — это подземная река, которая в логу трижды выходит на поверхность. Тропинка подводит как раз к одному из таких выходов. Именно здесь когда-то была часовенка и купальни Красногорского монастыря.

Расход воды, по словам Светланы до 900 литров с секунду в зависимости от времени года и вода ручья с определенной долей минерализации.

Внизу, у водопадика ручья еще лежал снег и чувствовалось дыхание зимы.

Светлана терпеливо ждала пока я набирал воду в ручье, умывался после прыганья по скалам и обследования ближайших окрестностей в радиусе полукилометра.

По дороге назад мы разговорились уже не на краеведческие темы. Оказалось, что у нас, почти ровесников, остались многие общие воспоминания о школе, прочитанных книгах, любимых конфетах, мороженном, спортивном прошлом, общих кумирах фигурного катания, хоккея и кинематографа первой половины 80-ых.

Вот так и получается, что у людей, чье детство было разделено парой тысяч километров, находится немало для общения. И будет здорово, если и наши с вами дети лет эдак через -дцать найдут о чем поговорить и вспомнить, и пусть это будут не «Ранетки», не Iphone 5 и не World of Tanks.

В общей сложности все три экскурсии заняли у меня более пяти часов, и мой график движения на этот день был серьезно нарушен.

Поэтому я подвез Светлана к ее дому в Пинегу, немного прокатился по городку, убедился, что АЗС «Лукойл» не функционирует, посетил продовольственный магазин и выехал в сторону Мезени.

Сразу городом, если только вы рискнете ехать дальше, дорога пересекает Кулойский канал.

История его тянется на тысячи лет назад, уж снова простите за несколько строчек исторического экскурса.

В настоящее время Кулой течет по ложбине ледниковой реки, некогда впадавшей в Мезенскую губу. Позже, в результате поднятия суши появился короткий водораздел Пинеги и Кулоя.

Кулойско-Пинежский канал длиной около 6,5 км, по которому можно пройти из бассейна Северной Двины в бассейн Мезени был выкопан в 1929 г. и активно использовался до первых годов 21-ого века.

После строительства Мезенского тракта в 2008 году значение канала сильно снизилось и, как говорят различные источники, более канал не используется для водного сообщения между Пинегой и Мезенью.

Так вот.

За городом Пинегой извилистая, грунтовая дорога через северную тайгу, пересекая быстрые речушки, уходит в северо-восточном направлении к реке Мезень. Недалеко от поворота на дер. Кулой установлен памятный крест.

Не поленитесь, сделайте остановку, отдохните в беседке у обочины и почтите память тех, чья жизнь закончилась в Кулойлаге, в лагере Кучин нос.

А дальше снова тайга и тайболу — довольно протяженные и непроходимые болота Архангельской области.

У моста через реку Немнюга нельзя не заметить небольшое кафе «Хуторок». В принципе, как мне показалось, качество еды оказалось значительно выше его стоимости.

Немнюга считается некой границей между Пинежью и Мезенским краем, и белая насыпная дорога ведет вплоть до понтонного моста через р. Кимжа.

А чуть далее, когда впереди уже будет видна река Мезень, просто необходимо повернуть налево по указателю «Кимжа», поверьте!

Деревня Кимжа чуть ли не одна из последних сохранившихся староверческих деревень в этой части Архангельской области, оплот живого деревянного зодчества Беломорья, осколок старой, дониконовской православной веры и одновременно музей под открытым небом.

Дома поставлены преимущественно в угро-финском (карельском) стиле и традиционно для тех мест обращены фасадом к реке, по традиции указывая на главную «дорогу» в деревне.

На реке, прямо с кладок детвора удила плотву да уклею, у которой уже начался весенний жор, а их родители готовили лодки и моторы для предстоящих рыбалок. Это для нас, жителей городов, рыбалка да охота — хобби и полезное для души времяпровождение, способ побыть наедине с собой и природой. Для деревенских ни о каком особенном удовольствии в этом и речи нет! Рыбалка, охота, собирательство — это суровая необходимость во все времена, способ наполнить свои закрома в ожидания нового урожая или подготовить запасы на зиму.

Дощатые тротуары, вязкие песчаные дорожки, стилизованные лошадиные фигурки на коньках крыш, округлые амбары, дух Северной Руси и Беломорья, вот она, непритязательная красота деревни Кимжа.

Каждый отдельный дом просто раритетный экспонат и не забывайте, что это не реставрированные Малые Карелы — это настоящие живые дома, в которых до сих пор живут люди, как жили их отцы и деды!

Ничего здесь нет нашего, среднерусского.

У нас летом сенной дух по лугам, дороги среди ржи или пшеницы, яблоки и вишни в садах, равнинные извилистые речонки, частые деревни, гуси ходят по дорогам, ночные зарницы, пыльные автомашины и комбайны, запахи клевера и ромашки...

И здесь — глянешь вдруг из окна, увидишь угол амбара, картошку под окном, дрожащий теплый воздух над щепной крышей, и дрогнет сердце — повеет нашей Русью.

Но переведешь взгляд дальше, и уже звучит деревянная музыка Севера, видишь изломанные линии изгородей, бегущих вверх и вниз, дворы, бани, дома, расположенные ниже и выше, под разными углами к тебе, старые, сизые — и новые, с висящим из пазов мхом, деревянные гати-мостовые и дощатые мостики в проулках, а дальше к горизонту — невысокая пустынная гряда холмов, почти плоская тундровая равнина и река, странно текущая вспять в часы прилива.

В Одигитриевской церкви до сих пор ведутся реставрационные работы. Сруб церкви был разобран и методично, но о-очень медленно ведется замена бревен.

Здесь же в Кимже Вы впервые увидите ветряные мельницы, значит, было время, когда добывалось достаточно зерна, чтобы обеспечить работу этих мельниц!

В Кимже есть молитвенный дом православного прихода, этнографический музей, два гостевых дома, в которых можно остановиться на ночлег и почувствовать весь колорит жизни в настоящем поморском доме.

Смею Вас уверить, уважаемые читатели, что даже того часа с небольшим, что я провел в Кимже, мне вполне хватило, чтобы проникнуть в утонченную деревенскую изысканность и притягательность деревушки.

Солнце уже клонилось к горизонту, когда я покинул Кимжу.

Мимо старого деревенского кладбища, мимо заброшенных ферм и серых, покрытых мхом и лишайником крестов у дороги, покосившихся заборов я выехал на Мезенский тракт и, спустившись с горки, оказался на берегу Мезени — третьей по величине реки Архангельской области.

Мезенский край — земля поклонных и обетных крестов. Сколько я ни ехал, в какую бы деревушку ни заезжал, кресты — обязательная составляющая мезенского пейзажа.

И здесь, у переправы через Мезень, стоят древние кресты.

С полчаса я сидел на высоком берегу, пытаясь понять периодичность движения паромов. Но городской ход мыслей помноженный на шок от потрясающего цвета воды Мезени и возведенный в некую степень от впечатлений этого дня никак не хотел понять систему работы переправы.

Да и, честно говоря, переправляться именно сегодня на правый берег не хотелось — сразу за крестами я нашел неплохую полянку с видом на реку для ночлега.

А переправа пусть будет завтра!

После заката солнца зарево солнца не потухло, а стало медленно перемещаться в сторону востока. Холодный ветер с реки заставил одеться потеплее и подкинуть дровишек в костер.

Вот так я сидел, смотря на цвета северного неба, слушая шум ветра и все реже и реже звучащие сигналы паромов на реке.

Я смотрел на всполохи пламени костра и пытался представить, какой же здесь была жизнь сто или двести лет назад и правда ли, что по этим водам ходили на Груманд древние кочи поморов, а по берегам возделывали пшеницу, овес и ячмень.

А духи огня весело плясали, пытались коснуться моих пальцев и никаких ответов на мои вопросы не давали, хотя явно им было что рассказать.

Что-то здесь присутствует, какая-то сила в этих домах и людях, и этой природе, которая делает Север ни на что не похожим, — древность ли живет здесь и властвует над всяким приезжим, или века, которые здесь как бы и не текли, новгородская ли жизнь, которая у нас давно прожита и забыта, а здесь отдается еще, как эхо, или белые ночи и море, раскинувшееся за холмами?

ДЕНЬ 5

05.06.13 г. (ср.)

Р. Мезень (переправа) — г. Мезень — с. Дорогорское — деревни и села вдоль правого берега р. Мезень: Жердь, Козьмогородское, Березник, Погорелец, Целегора, Заручей, Смоленец — устье р. Вашка — с. Лешуконское

Пробег 216 км.

И пахнет здесь иначе — пахнет карбасами, просмоленными их бортами, пахнет сетями, и песком, и мохом, и рыбой, и тюленьей кожей... И о наших соловьях, землянике, о пыльных текучих дорогах, о яблоках и вишнях знают здесь только по песням.

Знаете ли, уважаемые читатели, с годами начинаешь понимать, где, в чем и когда тебе везёт, т.е. сопутствует удача.

Вот мне, к примеру, в моих странствиях везёт на встречи и знакомства.

В это утро я не торопился — встал рано и сразу вышел посмотреть состояние дел на переправе.

На берегу стоял одинокий, груженый выше возможного КАМАЗ с длинным бортом.

Через полчаса, уже попивая кофе, я снова вышел взглянуть на переправу — КАМАЗ был на месте, а его водитель высокий мужик в грязной майке, внимательно всматривался в другой берег.

Еще через полчаса я свернул лагерь, упаковался и выехал к переправе. КАМАЗ так и оставался на этом берегу.

Именно здесь я и познакомился с его водителем Ботевым Сергеем.

Сергей шел с грузом из Архангельска в Лешуконское, стоял уже который час, и никак не мог дождаться парома, чтобы перевезти его КАМАЗ. Он ругал и владельца переправы — Пашку Грузина из Мезени, и его наемных работяг-бандерлогов на паромах, он был раздражен и сварлив на пятый день пути.

Зато как он был удивлен, узнав, что я еду один, не имея ни друзей, ни знакомых, ни родственников в этих краях! После погрузки наших автомобилей, мы разговорились.

Сергей оказался на пару лет старше меня, закончил в свое время вуз в Питере, отслужил на флоте и вернулся в родные земли — тем для общения на время переправы нашлось предостаточно и в итоге я получил приглашение вечером заехать к нему в Лешуконское, где уже будет натоплена банька и готов стол.

Ну, кто бы из Вас отказался от такого соблазна? Думаю, что никто!

Вот и я после недолгого колебания, согласился. Мы обменялись номерами телефонов, и Сергей твердо настоял, чтобы я успевал на паром в Лешуконское в 19 часов. После переправы мы расстались — мне налево в Мезень, ему направо в Лешуконское.

Уверяю Вас, не надо разгоняться — впереди новая переправа через реку Пёза.

Вот здесь работает самый настоящий паром — на понтоне со сходнями установлен двигатель, который по стальным тросам тягает платформу с одного берега на другой.

На переправе через Пёзу, я внимательно рассмотрел высокие обрывистые берега реки из красной породы. Здесь такие берега называются «щелья».

Конечно же, я знал, что Мезень находится в пограничной зоне и точно также знал, что произойдет, если меня задержат без соответствующего разрешения.

Тем не менее, в Мезень надо было попасть — просто это самая северная точка моего маршрута!

Вот тут-то и начались «шпионские» игры.

Я загнал Ворчуна с центральной улицы куда-то в переулок за школу, скромненько оделся в стиле «камуфлированный селянин», чтобы не выделяться из среды местных жителей, спрятал фотоаппарат в черный пакет и двинулся в прогулку по городу.

Почему-то в памяти вспомнились архаичные, 1994-ого года «Записки дрянной девчонки» Асламовой.

«... жить в этом городе — такая страшная тоска, что лучше удавиться, и то будет развлечение. ………… Как вяло и бесхитростно тянется время!…»

Давайте спишем часть эмоций на юношеский максимализм, на столичный гонор и на год написания «Записок», но, в целом, как мне кажется, довольно верно подмечено — сам по роду службы провел в подобных городках немало времени.

Но были и радующие моменты: церковь восстанавливается, в северной части городка сданы новые дома и активно ведется частное коттеджное строительство, на центральной улице с бетонным покрытием много детей и молодежи.

Дорога на юг к Лешуконскому была, должен признаться, весьма насыщена и разнообразна на впечатления!

Первым на пути оказалось село Дорогорское. Я-то по наивности полагал, что заеду на пару минут, но оказалось совсем не так! В Дорогорском было что посмотреть.

Потом снова был паром,

развилка на Архангельск

и «мягкая», по словам Сергея, дорога вдоль Мезени к Лешуконскому.

Дорога, действительно, оказалось «мягкой», песчаной после жесткого щебня мезенского тракта, но в поворотах слой песка был такой, что Ворчуна разок понесло за обочину на песчаной прослойке, и после этого я сразу перестал торопиться.

Я знал, что и где надо посмотреть, я сворачивал с «большака» практически в каждую деревню. Я заехал в Жердь, Козьмогородское, Березник, Погорелец, Целегору, Заручей, Смоленец и, как мне кажется, чтобы далее не развивать приступ графоманства и не занимать Ваше время, будет целесообразно показать наиболее интересные фотографические снимки увиденных мною деревень на Мезени.

В Лешуконском районе я впервые увидел «захряпа» или «наряжуху».

Как говорят, захряп — это отголосок чудского языческого прошлого края, оберёг, защита людей от злых духов.

Приношений к захряпам как к обетным крестам, никогда не было, но за их состоянием местные жители постоянно следят, и одежда периодически меняется на новую.

Разумеется, я не преминул остановиться и сделать несколько фотоснимков — такого идола я видел впервые.

И еще тайга по обочинам — этому отдельные несколько строк.

Настоящая северная тайга. Прозрачные, без подлеска сосновые боры с белым мхом сменяются настоящим плотным чернолесьем, которое в свою очередь меняется на мшистые болота. Даже из окна машины такой лес поневоле вызывал уважение. Почему-то такое почтение не вызывала ни якутская тайга, ни уральская, ни тайга Саян и Алтая, ни наши «чёрные» леса северо-запада.

И Вы знаете, чем дальше я продвигался в сторону Лешуконского, чем больше смотрел на деревни, тем больше убеждался во мнении, что Замезенье и Лешукония — это отдельный мир. Мир, который выживет, даже если все остальное вокруг в одночасье исчезнет.

Я торопился и все-таки на 19-часовой паром я не успел — машин в «живой» очереди было много, и я просто не влез на «борт». И все это из-за пары местных алкашей, что разбились на «Шниве» за Юромой.

Разумеется, помог и потерял время.

Как говорится, во всем надо искать положительное. Мне оставалось ждать два часа до следующего парома. Зато у меня появилось время осмотреть берег у деревушки Смоленец, от которой отходил паром, пообщаться с водителем «буханки», который с товарищем вез на рынок рыбу, насладиться звуками вечерней деревни и увидеть, как осуществляется перевозка строительной техники.

Когда настала наша очередь, водители, помогая друг другу, плотненько затолкали все оставшиеся на берегу автомобили на паром так, что одна легковушка просто висела на приподнятых сходнях и паром начал переправу на левый берег Мезени.

Чуть позже, в вечерних сумерках успешно доехал до Лешуконского, нашел дом Сергея, разгрузился.

А потом была баня со старым Тараканом, стол, напитки и разговоры, разговоры, разговоры…

ДЕНЬ 6

06.06.13 г. (чт.)

Село Лешуконское

Пробег 22 км.

И каждый раз, входя в новую, неизвестную тебе деревню, глядишь во все глаза, слушаешь и нюхаешь, подмечаешь все мелочи, архитектуру, выражение народа, населяющего этот уголок, напитываешься сразу, все принимаешь к сердцу, чтобы потом вечером равнодушно лечь спать или, наоборот, выйти и ходить, ходить в надежде снова очароваться и с охотой говорить с хозяевами или с соседями, которые зайдут, с удовольствием слушать их, вникать в их жизнь и по возможности понятнее объяснять им свою и зачем ты здесь появился.

И потом, когда уедешь и пройдет год, и два, и три, все будет охватывать слабое волнение при одном звуке той деревни, при воспоминании о ней и хотеться вновь туда, опять увидеть тех людей и узнать все новости. А другие как-то и пропадают вовсе, будто и не был там, не жил...

Итак, село Лешуконское.

Вот только представьте, жители городов!

Районный центр Архангельской области, 4400 жителей по данным Википедии на 2010 год, расположен на левом берегу реки Вашка, в непосредственной близости от впадения Вашки в Мезень.

Между селом и цивилизацией северная река шириной до полукилометра, сообщение в период навигации с помощью частных паромов, в зимний период по ледовой переправе через реку. Только так в Лешуконское доставляются все грузы: продукты питания, лекарства, предметы повседневного спроса, одежда, медикаменты, топливо, стройматериалы и все остальное необходимое для жизни.

В межсезонье (период становления и таяния льда) наземного сообщения нет.

В эти периоды цены в магазинах понимаются до высоты северных звезд, а жители заранее к этому периоду делают запасы.

В селе расположен аэропорт — воздушная линия с Архангельском.

До Архангельска по автодороге более 400 километров.

Электроэнергия поставляется по кабелю, проложенному по дну Мезени.

Во все другие стороны от села — суровая северная тайга, переходящая через границу в Коми.

Для жизни есть все: роддом, детские сады, школа, магазины, котельная, отделение Сбербанка, органы МВД, дорожное управление, пожарная охрана, подразделение МЧС, ЗАГС, лесо- и водоохранные органы, аптеки, больница и поликлиника, восстанавливаемая церковь, краеведческий музей, баня, кладбище и пр.

По сути — это тупик, Ойкумена, край жизни человека, за пределами которого редкие деревушки на берегах Мезени и Вашки, да таежные изобки для рыболовов и охотников.

Уверен, что многие из Вас, уважаемые читатели, смотрели документальный фильм Дмитрия Васюкова «Счастливые люди» (2008 год).

Так вот, смею уверить, что в Лешуконском можно было бы снять картину не менее потрясающую своим отличием от того, чем живем мы с вами! Картину определяющую, что действительно надо человеку в этой жизни и как много шелухи оказывается вокруг нас с вами, без которой жизнь могла бы стать куда более понятной и естественной!

В подтверждение моих слов почитайте хотя бы «Хохот шамана» Владимира Серкина!

Разумеется, и здесь, в Лешуконском, река является самым главным. И Вашка в тот день была необычайно красива!

И позвольте отметить, что север, как и горы притягивает и манит — я и на себе это проверил!

Вот и Ботев Сергей, уроженец тех мест, после питерского вуза и службы, вернулся на Родину, в 90-ых руководил своим родным селом Кеслома, а позже занялся грузоперевозками. Сейчас он натуральный монополист в Лешуконском — только у него есть длинномерный Камаз, способный доставить стройматериалы из Архангельска.

Его товарищ, старый Таракан, он же Виктор Тараканов, более 50 лет отработал водителем по всей стране, в бане не умолкал ни на минуту, рассказывая о своей жизни («нашел свежие уши», как сказал Серега), и все же вернулся в родные края.

Летчик Николай Сороковой, родом с Украины, отслужил свои годы в северной гражданской авиации, а на пенсии пустил корни в Лешуконском, хоть в Киеве и ждет его комфортная квартира. Получает пенсию, рыбачит, охотится, в частном порядке чинит импортные лодочные моторы и прочие механизмы, имеет два дома и активно звал в гости «ловить сёмгу на поплавень» да сходить по тетеревам.

Видел я этот «поплавень» на чердаке у Ботева — тяжеленную 100-метровую сеть высотой около пяти метров! Ее и сухую не поднять, а тягать намоченную с борта лодки на течении — работка не из легких!

И пусть Сергей ворчит время от времени, что нет ныне в Лешуконском нормальных людей, остались одни лишь «бандерлоги» — это не так!

Вот так я провел день в Лешуконском: поездка по селу, осмотр места, где когда-то был монастырь, посещение новенькой часовенки у кладбища, выход на высоченный угор, с которого открывается захватывающий вид на Вашку, экскурсия в местный краеведческий музей.

Не знаю как Вы, но я люблю при первой возможности ходить в провинциальные краеведческие музеи. В них не найдешь напыщенности и помпезности Эрмитажа и Третьяковки, зато есть местечковая колоритность, гордость за свое прошлое, за тех людей, что жили и до сих пор живут, дух земли и народа, корни, откуда пошли твои предки становятся ближе и понятнее…

Сергей живет скромно, дом его невелик, а внутри по-спартански прост. Ему хватает, как он сам говорит.

Старший сын работает на добыче газа где-то на Таймыре, дочь после окончания вуза занимается туризмом на Соловках и с ними все в порядке, а что еще надо отцу?

Ну а вечером, после ужина, Сергей расспрашивает о моем дальнейшем маршруте и рассказывает историю, которая впоследствии заняла у меня немало времени …, но пусть, дабы не нарушать стиль изложения, рассказ об этом будет не в этой части моего повествования, а в самом конце.

Солнечный свет дня незаметно за разговорами перешел в сумерки белой ночи, и мы, каждый со своими мыслями, легли спать — завтра меня ждала дорога, а Сергея ремонт КАМАЗа и новый рейс…

ДЕНЬ 7

07.06.13 г. (пт.)

С. Лешуконское — с. Юрома — дер. Кеслома — дер. Кулой — стоянка на озере у р. Кулой

Пробег 233 км.

В дорогу, в дорогу! Я хочу говорить о дороге.

Отчего так прекрасно все дорожное, временное и мимолетное? Почему особенно важны дорожные встречи, драгоценны закаты, и сумерки, и короткие ночлеги? Или хруст колес, топот копыт, звук мотора, ветер, веющий в лицо, — все плывущее мимо, назад, мелькающее, поворачивающееся?..

Как бы ни были хороши люди, у которых жил, как бы ни было по сердцу место, где прошли какие-то дни, где думалось, говорилось, и слушалось, и смотрелось, но ехать дальше — великое наслаждение! Все напряжено, все ликует: дальше, дальше, на новые места, к новым людям! Еще раз отдаться движению, еще раз пойти или поехать, понестись — не важно на чем: на машине, на пароходе, в телеге, на поезде ли...

Едешь днем или ночью, утром или в сумерках, и все думается, что то, что было позади, вчера, — это хорошо, но не так хорошо, как будет впереди.

А как коротки и грустно-сладки прощания, когда хозяин или хозяйка выходит на порог и ты пожимаешь им руки и торопливо говоришь: «Даст бог, свидимся!» — хотя знаешь, чувствуешь сердцем — где уж, велика земля, далека дорога!.. Попрощался и забыл, забыл, поглощенный дорогой, но не совсем забыл — все потом вспомнится, придет и вновь захватит жаждой новых встреч и прощаний.

«Агой!» — «Прощай!» — говорили в старину моряки земле.

«Агой! Агой!» — говоришь и ты.

Вот и настало утро.

Скорое прощание, слова Сергея о приезде в Питер, повторные приглашения заехать в сезон на рыбалку-охоту с Сороковым и … прощай, Лешуконское.

Меня ждут новые дороги!

Я покидал Лешуконское, а это село не спешило расставаться со мной — паром, который должен был перевезти меня на другой берег, задержался на два часа.

За это время я успел искупаться в Мезени, позагорать на солнышке, уделить толику внимания окрестностям и познакомиться с владельцем переправы, который задумал серьезное дело — пересыпать большую часть реки, а русло накрыть понтонным мостом и тем самым увеличить автотрафик с одного берега на другой.

Переправа через Мезень под палящим июньским солнцем доставила массу удовольствия.

Я смотрел на бегущую воду, синие небеса с белыми облаками, на неспешно приближающуюся деревню, а мысли витали уже далеко — я хотел попробовать пробиться максимально дальше по Мезени в сторону Коми — уж больно там много должно быть любопытного.

Вот и развилка на Койнас — точно на Республику Коми.

Но, как говорится, хочешь рассмешить Бога, расскажи о своих планах.

Лесовозная колея через тайгу была еще полна жидкой незастывшей грязи, куда одному лезть чревато потерей времени, а дорога по берегу Мезени, как сказал старик-помор в деревушке, «еще закрыта» и, увидев в моих глазах непонимание простых слов, поправил, что «дорога закрыта рекой — вода еще высокая, вода не спала».

Вы знаете, я не впервой за это путешествие сталкивался с не совсем понятными словами и выражениями. Поморская говОря — своеобразный язык поморов, который сразу и не понять: угОр, рАда, застрУга, рУчей, Ущелье, «в затЯг», пОплавень, рОсстань — все эти слова я старательно записывал в свой путевой дневник, чтобы не забыть непривычные слова и позже вспомнить незнакомое звучание.

Ну раз в сторону Коми у меня не удалось, значит, так тому и быть. Я не сильно расстроился — остается повод приехать в эти края уже не одним экипажем!

Вскоре по «большаку» я мчался на север. Знакомая дорога, знакомые названия деревень да незабытые речушки.

На обратном пути я, по совету Сергея, заехал лишь в село Юрома.

И в родную деревню Сергея — Кеслому, посмотреть обетный крест на угоре да «ветряки».

И снова дорога до Мезени, до очередной переправы.

И снова белая пыль мезенского тракта.

Признаюсь, раз дорога в сторону Коми не удалась, у меня был другой план — дневка на реке Кулой исключительно с рыболовными намерениями.

Подходящую для моих целей стоянку я нашел лишь вечером в нескольких километрах от деревни на озере Какускурья, соединяющееся короткой протокой с рекой Кулой.

Меня все устраивало: тихое местечко, с лесной дороги незаметно, ровная полянка, старое кострище, с дровами нет проблем, удобный подход к воде и расходящиеся круги на воде от гуляющей рыбы!

Тут же забыто было всё: и усталость, и голод, и гул от комарья. Я был вовлечен в азарт предстоящей «охоты»!

Лагерь был разбит в рекордные сроки, спиннинги собраны, лодка накачена и … началось!

Очнулся от того, что стал заваливать набок.

Я спал сидя в лодке.

Со спиннингом в руках.

Было все также светло, а походные Casio показывали что-то около четырех утра … Увлекся, однако!

Вот так плавно и незаметно седьмой день моего путешествия перешел в восьмой.

ДЕНЬ 8

08.06.13 г. (сб.)

Дневка р. Кулой

Пробег 0 км.

Итак, дневка.

Поспав всего пару часов, я снова вышел на рыбалку.

Погода радовала — ясное, чистое небо, легкий ветерок лишь разжигали рыболовную страсть и в итоге все надежды оправдались!

У каждого из нас есть свои слабости и грешки, и пусть требовательный читатель простит мои эмоции!

Вы знаете, такого клёва я давненько не испытывал! Я действительно попал на весенний жор!

Как только я вчера с вечера сел в лодку, так со второго заброса началось!

Брала щука! Кидалась на самые разнообразные блесны, воблеры и поперы! Щука самого разного размера: от «карандашика» до килограммовых экземпляров! Вся мелочь до килограмма выпускалась обратно и рыболовная «вакханалия» продолжалась!

За вечер и за утреннюю рыбалку в общей сложности было поймано около четырех десятков щук всех размеров, взято на пропитание всего две, самых крупных.

В любом из своих путешествий, как по воде, так и пешком или на авто, я всегда считал добычу пропитания естественной частью экспедиции. И не важно, что это будет — рыба, дичь, грибы, ягоды или просто чай из дикорастущих растений — данное разнообразие рациона всегда приятно и полезно!

День прошел в отдыхе, питании и прогулкам по окрестным лесам.

Щука была на первое и на второе, три раза в день.

Щука в ухе, жаренная щука, печеная в фольге в углях, копченое филе щуки на палочках … Всего одна деталь несколько омрачила мой пир желудка — весь свой запас напитка, согревающего душу и тело, остался в доме у Сергея в Лешуконском. Пришлось довольствоваться лишь одной баночкой пива. Несерьезно как-то …

А как стало вечереть, я снова вышел на воду. В этот раз появилось некое разнообразие, кроме привычной щуки я нашел стайку язей и взял на блёсенку несколько экземпляров.

Уже заполночь, когда трели соловьев несколько поутихли, а в лесу стали раздаваться явные признаки ночной жизни — непонятный шелест, хруст ломающихся веточек, чьи-то писки и шорохи, у меня практически все было сложено и упаковано, я сидел у костра и мысленно планировал маршрут уже наступившего дня …

День обещался быть полным впечатлений.

ДЕНЬ 9

09.06.13 г. (вск.)

Стоянка на р. Кулой — г. Пинега — пос. Белогорский — пос. Луковецкий — Малые Карелы — г. Архангельск — г. Северодвинск — урочище Куртяево

Пробег 366 км.

Вы знаете, мне определенно сопутствует удача — утром погода была такой солнечной, а небо таким ясным, что просто не хотелось уезжать с этого чудного места! Но впереди меня, одинокого странника, снова ждала дороги и неизвестность, полная различных превратностей судьбы!

Завтрак все той же щукой, укладка палатки, котелок воды в костер и последний взгляд назад — ничего ли не забыл.

Проехав Пинегу, на полчаса заскочил в лесной отель «Голубино», где отдал девушкам-экскурсоводам всю вчера наловленную рыбу и снова мимо скальника Пинежского карста, по пойменным лугам Пинеги, по пыльной грунтовке до Белогорского и далее до Луковецкого.

Поневоле снова вспоминаешь:
«Какими только не бывают дороги! Тяжелые, разъезженные, грязные, пыльные, гладкие и чистые — блистающие сухим глянцем асфальта широкие шоссе, каменистые тропы, отмелые песчаные берега, где песок тверд и скрипуч, дороги древние, по которым еще татары скакали, и новые, с крашеными известью километровыми столбиками, дороги полевые и лесные, сумрачные даже в солнечный день».

Мне сегодня крайне хотелось успеть в Малые Корелы.

Почему-то с детства запомнились впечатления классной руководительницы о ее поездке в этот музей деревянного зодчества Русского Севера.

Я отчетливо помню, как притих весь класс, даже самые шкодливые, слушая ее рассказ о далеких землях, где течет река Двина, в лесах стоят деревянные многоэтажные дома из дерева, где крутятся ветряные мельницы, а странные люди-поморы ходят в деревянные церкви с крестами на самом верху!

Надо же, спустя более чем тридцать лет, я, подгоняемый зудом путешествий, еду в те самые Карелы!

Ближе к Карелам и Архангельску лес отходит в сторону от шоссе и поневоле приходится останавливаться на обочине, чтобы запечатлеть истинно русские пейзажи.

В Малые Карелы я успел вовремя. Время позволило всласть погулять и одним из последних посетителей покинуть закрывающийся музей.

Что я могу сказать? После того, что я видел в Пинежье, Мезенском крае и Лешуконии, в целом музей смотрится как яркая красочная открытка, хорошо обработанная, отретушированная, глянцевая картинка. Конечно, красиво. Естественно, впечатляет, но уже не то!

Да сами посудите!

Всем Вам, кто окажется в тех краях, неважно по каким причинам, я настоятельно рекомендовал бы посетить Малые Карелы, не пожалеете!

Но мне и одного посещения вполне хватило.

А еще через полчаса я въезжал в Архангельск.

В Архангельске я ни разу не был и по причине приближающегося вечера единственное, что мне оставалось посмотреть — так это набережную! Туда я и направился и снова убедился, как мне повезло!

В городе был какой-то праздник. Половина жителей была на набережной. Смех, веселье, живая музыка, бесплатные обнимашки, конкурсы и танцы, пляжный волейбол, кафешки, щекочущий запах шашлыка просто призывали остаться здесь и включиться в общий водоворот!

Отдельное уважение вызвало почтение столь уважаемой мною истории. На набережной множество памятников в дань Великой Отечественной и истории края.

Как известно, все мы в чем-то выигрываем, в чем-то теряем — таков уже закон! Увлеченный атмосферой праздника я совсем забыл о восполнении моего запаса крепких напитков. А когда вспомнил, купить уже было нельзя — ограничение по времени продажи.

Далее в Северодвинск я ехал по четкой рекомендации Сергея, типа, с моста на Ягры можно увидеть атомные субмарины, стоящие в доках на ремонте.

Подлодок я не увидел, зато на закате уже гулял по песчаному берегу Белого моря, любовался отливом, прибрежными дюнами, небом, соленым воздухом и изощрялся со своим Никоном.

Посмотрите, может, что-то понравится.

Навожу бинокль на солнце — оно мрачно-красное и срезанное наполовину горизонтом, похоже на громадную каплю раскаленного жидкого металла. Капнула капля, расплылась по морю, дрожит и потихоньку тонет, окутываясь красными облаками.

Приходят мне на память рассказы о зеленом луче, ярко блистающем будто бы иногда в последнюю секунду, когда солнце совсем уходит, и я терпеливо жду — не увижу ли? …

И, когда солнце окончательно скрылось за горизонтом, а стрелка часов перевалила полночь, я покинул Северодвинск, потому что надо было доехать до урочища Куртяево — места весьма любопытного и полного исторического прошлого.

Попетляв на выезде из города по дачным проселкам, я попал на Онежский тракт и, спустя полтора часа дороги, крепко уснул в автомобиле в урочище Куртяево на берегу речушки Верховка.

ДЕНЬ 10

10.06.13 г. (пн.)

Урочище Куртяево — дер. Кянда — дер. Тамница — г. Онега — пос. Савинский — г. Плесецк — ночлег на р. Онега перед дер. Конёво

Пробег 442 км.

Это утро не отличалось от всех других — солнечно и ясно. Настроение прямо-таки мизантропическое — не выспался. Но легкая разминка плюс чашечка кофе и прежний легкий пофигизм — на пенсии, типа, отоспимся!

Речушка Верховка, чьи берега были истоптаны сапогами рыболовов, не избежала взгляда через видоискатель фотоаппарата.

Но пора и на подвиги!

Бросив взгляд на безмасштабную схему, я отправился с пустой 5-литровой бутылью к источникам «мертвой» и «живой» воды, оставив на вторую очередь стоянку первобытного человека и церковь с часовенкой и купальней.

О, никогда не доверяйте подобным схемам без указания масштаба! Они введут в заблуждение, направят не в ту сторону, накрутят ногам пару лишних километров и в итоге ввергнут в уныние!

Хотя что это я во всем виню схему? Самое главное в моем случае — временный приступ пространственного коллапса на почве идиотически радостного возбуждения от источников!

Источники я нашел без проблем. Минерализация и соленость воды действительно явственно ощущалась!

Но вот потом и началось.

Я пошел к стоянке, попутно решив осмотреть часовенку, церковь, гостевой домик — компас в голове отключился, внутренний JPS безмолвствовал, и через час с небольшим я понял, что серьезно плутанул в тайге.

Нет, к дороге я вышел, но где же искать эту церковь да часовенку с купальней мозг напрочь не понимал!

Горестно размышляя о потере времени и паре литров крови от летающих кровопийц, я пришел к выводу, что это не просто так! Значит, видимо, так Господу и надо!

За помощью решил ехать на скважину по добыче минеральной воды.

И вот уже там я все понял!

Во-первых, я познакомился с интереснейшими людьми — Евгением и Сергеем — работниками станции.

Во-вторых, я узнал массу для себя нового по добыче минеральной воды и последующей технологии обработки. Мужики, работающие сменами по 15 дней, были крайне рады видеть нового собеседника и увлеченно рассказывали историю об урочище Куртяево, о храмах в Неноксе, о море, о своих семьях, о том, что москвичи «и здесь все скупили», интересовались моими планами, где был и что видел.

В-третьих, Евгению надо было идти на источники производить замеры уровня воды, и я получил потрясающего проводника и гида! Вот так вдвоем мы совершили экскурсию к храмам и купальне урочища Куртяево!

Единственное, в чем мне не повезло, так это в уровне воде. Полез было в купальню, да воды оказалось по колено! «Песок за зиму намыло, не успели расчистить», — пояснил Евгений.

К концу прогулки небо стало затягивать тучами, и вдалеке послышались первые раскаты грома.

Евгений и Сергей в два голоса предлагали остаться на ночлег, затопить баньку, поужинать и хорошенько посидеть за столом.

Надо сказать, что станция по добыче воды совершенно автономна. У нее свой дизель с запасом топлива, своя баня, жилые вагоны, отапливаемые электроэнергией, в общем, неплохо обустроенный мини-городок строителей, в которых мне приходилось жить множество дней.

Но неумолимое время снова гнало меня вперед, ведь еще столько надо успеть посмотреть!

Я простился с хорошими людьми.

Грозовая туча миновала урочище, и вся небесная влага вылилась впереди по дороге. Я гнал по пропитанному водой песчаному грейдеру. Навигатор показывал отсутствие вблизи каких-либо населенных пунктов, а телефон не желал определять каких-либо операторов мобильной связи. На грунтовке кроме меня никого не было.

К чему это я? К чему все эти детали?

Да все дело в том, что в один прекрасный момент я сделал так называемую «техническую остановку», остановился, не выключая двигателя, прикурил сигаретку, вышел из машины, обернулся назад и… увидел, что вся задняя часть Хайлюкса покрыта густым синим вонючим клубящимся откуда-то дымом!

И как я сигарету не проглотил, до сих пор не понимаю!

Вы знаете, уважаемые читатели, работа, некоторая подготовка и образ провождения свободного времени довольно четко вырабатывают навыки действия в критических ситуациях.

Действовал, признаюсь, как-то на автопилоте. Выключил зажигание, понял, что скидывать клеммы с двух аккумуляторов бесполезная трата времени, достал пятилитровый огнетушитель из-под заднего дивана с досадой отмечая, что если в кузове горит запас топлива, то его не потушу. Отрывая кунг, уже знал, где лежит паспорт, доки на авто, банковские карточки, телефон и палатка со спальником — вот как без этого придется выживать в тайге?

В кузове ничего не горело!

Пару минут выполнял вокруг дымящейся машины танцы бешеного ирокеза с огнетушителем в руках. Ничего не понимаю!

Дыма стало меньше и дымит из-под машины.

Бухнулся пузом на мокрый песок. Смотрю, дымит, а откуда непонятно! Думал проводка, но запах-то не сгоревшей изоляции. Пламени не видно.

Тут приходит мысль, что ушло масло из заднего редуктора и вот тебе результат! На спине пополз к редуктору.

Гляжу, цветов побежалости не видно. Плюю — не шипит. Трогаю рукой, теплый, как и положено.

Ничего не понимаю.

Вылез, стою, смотрю, типа думаю.

Вы знаете, как жаль, что не было у меня напарника — вот это фото получились бы! Особенно интересно было бы посмотреть на мою озадаченную физиономию!

А тем временем ладони какие-то маслянисто-липкие. Откуда это? Трогаю песок дороги и понимаю, что он чем-то пропитан. То ли отработкой разлившейся, то ли масло у кого-то ушло. Снова на пузо и под машину. Кидаю горсть этого песка на горячий глушитель и от того начинает идти сизый вонючий дым….

Вот так-то, оказывается, бывает!

От стресса причина «технической остановки» стала уже неактуальна, и я снова по грунтовке выехал в сторону Онеги.

Вот и поворот на Уну с придорожным кафе.

Знаковое, по-своему, местечко! Именно там, за этим поселком Уна находится переправа через Унскую губу на Онежский полуостров и дорога на Летний берег к Яреньге и Лопшеньге.

Много веков назад Онежский полуостров был островом и по некоторым сведениям (Ибн Русте и Мукаддаси, Х в.) именно на этом острове располагалось государство русов-варягов.

Арабы сообщали, что русы живут на лесистом и болотистом острове, окруженном озером или морем. Размер острова три дня пути, население 100 тыс. человек. Основное занятие населения — военные походы, а также торговля мехами, рыбой. На славян они совершали нападения на кораблях. Правитель русов — «хакан-рус», а жрецы у них стоят выше «царей».

Как жаль, что в этот раз мне не туда. Я повернул в сторону Онеги.

Этот участок серьезно ремонтировался, что существенно снизило скорость движения, но такие мелочи не смогут остановить странствующего путешественника!

Тучи на небе сгущались, и стало весьма досадно, когда дорога пошла вдоль Белого моря, снаружи бушевал жестокий грозовой фронт с громом, сильнейшим ливнем и бешеными порывами ветра. Вот и понимаешь, почему море названо Белым!

Под дождем я въехал в очередной районный центр Архангельской области — город Онегу.

Путем опроса местных жителей я нашел Онежский филиал Водлозерского национального парка, где, несмотря на поздний час, добыл телефон владельца парома, переговорил с ним и стало ясно, что на другой берег мне в ближайшее время не перебраться, а значит, не бывать на песчаных пляжах Онежской губы и не полюбоваться церквями Ворзогор. Паром с учетом загрузки и времени приливов-отливов должен быть только через день, а столько ждать мне опять не позволяло время.

Вот уж действительно чего не хватает всем нам по этой жизни, так это времени!

Зато мне представилась возможность неспешно прогуляться и познакомить всех Вас с провинциальными сюжетами старинного русского городка.

Поздним вечером под ритмы Миража Van Buuren’а я мчался на юг вдоль реки Онеги.

О, чудо!

Хмурые небеса расступились, и под закатным солнцем я попал в село Пияла. Тихая река, безветрие, умиротворенные пейзантские виды и деревянная красота Русского Севера.

Я стоял несколько минут, прежде чем сделал скромные попытки донести до Вас прелесть этого вечера!

Наполненный энергией, которая не возбуждала, давая прилив сил, а наоборот, одаряла тишиной, гармонией и внутренним спокойствием, я продолжил путешествие, и вместо зажигательных мелодий меня сопровождала медитативная Savarana List’а.

Старинная грунтовая дорога идет практически вдоль Онеги, мимо старинных деревень, церквей и кладбищ, и этот край в наши дни, увы, подвержен тлению. Горько было смотреть на зарастающие кустарником поля, проломленные крыши домов, поваленные заборы и сады с потрескавшимися яблонями …

В какой-то момент показалось, что приключения в этот день уже закончены, но нет! В сумерках белой ночи на обочине дороги стояла фигура с поднятой рукой.

Молодой мужик в туфлях, легких брючках, футболке и жилетке.

В руке полиэтиленовый пакет.

А за бортом почти уже ночь и тучи комарья. До ближайшей деревни почти два часа пешком.

Нельзя же человека оставлять в таком месте.

Откуда я знаю, из какого места в душе вылезли эти филантропические нотки?

Конечно, я его взял, но перед этим минут десять держал снаружи у чуть приоткрытого стекла с блокированными дверьми и средствами самообороны под рукой на всякий случай.

Паша — коренной помор из Онеги. Ему чуть за тридцать. Его трясло от холода. У него «сушняк», и он за полчаса выпил весь мой запас сока и минералки, который был в салоне.

У Паши стресс и жизненный тупик.

Утром он оставил жене паспорт, 500 руб. «на развод», на остатки денег крепко приложился к «зеленому змию» и пошел пешком в Каргополь, в монастырь. Вот так весь день и шел, ловя время от времени попутки. Ночь застала его совершенно в безлюдном месте, и он уже планировал на ночь забиться в прошлогодний стог сена, но увидел свет моих фар.

Он честно признался, что у него 26 рублей и краюха хлеба в пакете. Вскоре он согрелся и его понесло о жизни своей и своих родителей, о море, о службе на флоте, о семье, о Боге и вере. В монастырь-то он собрался поработать за питание. Ему надо время, чтобы успокоиться, навести порядок в душе и принять решение, как жить дальше.

Вот так мы и ехали. Он говорил, а я слушал.

Кто бы мог подумать, что простой моряк-помор с Белого моря может выдавать такие перлы о мировосприятии, душе и смысле жизни? Причем он говорил и говорил, время от времени глядя на меня и наивно спрашивая «Так ведь?», словно искал поддержки в своих выводах о хитросплетениях нашего бытия…

Около часа ночи мы проехали Плесецк, где мы слегка перекусили в ночном кафе.

А потом был асфальт, и …
Нет прекрасней и мудрее средства от тревог,
Чем ночная песня шин.
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог
Штопаем ранения души…

Остановились мы на полянке прямо на высоком берегу Онеги.

Было старое кострище рыбаков, был грубо сколоченный столик, была река, отливающая бегучей ртутью, были склонившиеся ветки черемухи, с которых падали капли влаги, был небольшой костерок, весело прыгающий по сухим поленьям из неприкосновенного запаса и тишина.

Два разных человека, которых на короткое время свела судьба, сидели на берегу северной реки, время от времени наполняя стаканы под нехитрую закуску, вдруг примолкли, словно не о чем стало говорить, и все слова неожиданно закончились.

Уже светало, и первый соловей раскатил свою трель над паром, поднимающимся над рекой.

Мы пошли спать. Я по привычке улегся в машине, а Паше поставил палатку, дал коврик, теплую куртку и одеяло.

Нас ждала дорога, у каждого свой путь и нам надо было отдохнуть.

ДЕНЬ 11

11.06.13 г. (вт.)

Стоянка на р. Онега — дер. Конёво — с. Вершинино — Кенозерский национальный парк — г. Каргополь — г. Няндома — ночлег перед дер. Долматово

Пробег 506 км.

Побывавши в Олонецкой губернии, особенно в северной и восточной ее частях, легко уяснить себе причины, по которым могла сохраниться здесь в народной памяти эпическая поэзия, давно исчезнувшая в других местах России. Этих причин две, и необходимо было их совместное действие; эти причины — свобода и глушь. Народ здесь оставался всегда свободным от крепостного рабства….
А.Ф. Гильфердинг

Утро задалось хмурым, с низкой облачностью и непрекращающимся дождем. И никаких видимых перспектив на улучшение погоды.

Что я, что Павел не выспались и с мутными мозгами и опухшими рожами свернули лагерь.

Все вы, уважаемые читатели, помните, что дождь в дорогу — хорошая примета, и я изо всех надеялся, что это сработает и снова наматывал очередные километры по мокрому асфальту до села Конёво, что на Онеге. В сельском кафе мы пообедали, и я оставил Пашу на автобусной остановке — ему до Каргополя оставалось совсем немного, да и попуток на этой трассе Р1 вполне достаточно много.

Мне же предстояло найти понтонный мост на другой берег реки.

И, о чудо, тучи стали расходиться и выглянуло солнце! Моя удача снова со мной — так наивно полагал я, выезжая в направлении моста!

Но моста практически не было! Точнее он был, но в стадии строительства.

Паводком снесло, пояснили строители, и посоветовали ехать по грунтовке до следующего моста в деревне Афанасовская.

Вот так я неспешно ехал, любуясь старинными деревушками, мелькавшей справа время от времени рекой и темнеющими где-то впереди тучами. Мысли были рассеяны и несвязны и виной тому были то ли композиции Ayo, то ли некая печаль от расставания с любопытным человеком, то ли ночной хмель давал себе знать.

Сотни бабочек мелькали перед машиной с явными суицидальными попытками забить мне радиатор. Они, эти белые капустницы, были по всей дороге, явно привлеченные испаряющейся влагой и неожиданным теплом после прохладного дождя.

Незаметно добрался до понтонного моста.

Плата символическая, и я переправился на другой берег, а там погода разыгралась!

Солнце, ветер, ярко-зеленая, еще не забитая пылью зелень июня, синева небес, ультрамарин вод реки Кены, белизна облаков — я был в восторге от увиденного!

Эти фотографические снимки передадут лишь малую часть моих эмоций, но я старательно попытаюсь, чтобы и Вы почувствовали хоть малую часть моего удовольствия от пути в Кенозерье!

Грунтовая дорога, спустя некоторое время, вывела к началу Кенозерского национального парка, а там рукой подать до Вершинино — столицы этого края.

На въезде в село на возвышенности братское захоронение сельчан, погибших в Великую Отечественную. Когда я проходил мимо, деревянные дощечки, укрывающие списки погибших от дождя, под сильным ветром скрипели каждая на свой лад, словно пытаясь поведать какую-то историю, рассказать о чем-то, поделиться прошлым.

С холма захоронения открывается вид на первые дома Вершинино, но село гораздо больше, чем видно на снимке.

Разумеется, Никольская часовня была и остается визитной карточкой Кенозерья.

В центре Вершинино расположен визит-центр ФГУ «Национальный парк «Кенозерский» с музеем, рядом расположены колоритные гостевые домики, где по предварительному звонку можно забронировать себе номер.

Уверен, что каждый сумеет без труда найти телефоны и обеспечить себе комфортный отдых в этом чудном уголке Русского Севера!

Музей сразу же зацепил меня!

Люблю я такие музей без пафосности и нарочитой позолоты раритетов!

Женщина, работник визит-центра, охотно ответила на мои вопросы и в разговоре не раз называла жителей Вершинино кенозерами. И произносила она это слово с нескрываемой гордостью за себя, которая родилась здесь, за своих родителей и за всех односельчан.

В целом, село Вершинино повторяло все ранее виденные мною деревни и села Беломорской Руси. Опрятные дома поставлены фасадом к Кенозеру, резьба ставен, на берегу сарайчики да баньки. У пенящегося волнами прибоя озера лодки рыбаков.

Оставлю, пожалуй, лишние слова описания Вершинино. Фотографии того дня лучше смогут рассказать о селе.

Собственно говоря, на автомобиле многое в путешествии по Кенозерью останется недоступным. Большинство храмов, церквей, поклонных крестов, мельниц расположены по берегам озера, куда можно добраться либо по воде, либо пешком.

Кенозеро с извилистой береговой линией, множеством островов, сосновыми берегами мне показалось крайне любопытным для несложного путешествия на байдарке, что, возможно, и надо будет осуществить.

Напоследок мне просто необходимо было заехать в деревню Филипповская, где расположен Почозерский храмовый ансамбль — «тройка» XVIII — XIX веков.

Уверяю Вас, оставьте усталость, осильте тряскость грейдера! Съездите туда, уверен, не пожалеете!

Вечером все мои авантюристские попытки решиться на ночлег на берегу Кеноозера были сметены уже трезвым рассудком. Ветер был такой силы, что я не раз видел оборванные провода и сломанные ветки на дороге. Разбить лагерь под деревьями на берегу озера под шквалами ветра казалось верхом безрассудства.

Планы были оперативно изменены, и я выехал назад, в сторону понтонного моста через Онегу, в направлении Каргополя.

В сумерках я въехал в очередной районный центр Архангельской области, покружил по пустынным улочкам городка (а вдруг Пашу увижу), заехал в центр, к церквям.

В принципе, все и так было ясно, надо снова ехать в ночь и ночевать подальше от городков-деревень.

И вот около 23-х часов на границе где-то между Каргополем и Няндомой, на пустынном участке, где нет уже населенных пунктов и связи, на неплохом асфальте на скорости чуть за 100 км/час случилась неприятность.

Как я понимаю, в нашей жизни все должно быть сбалансировано и уравновешено. Мой лимит удачи практически был закончен, потому что сзади раздался сильный хлопок и удар.

Результат был мне известен еще до того, как я вышел из машины.

Жаль, конечно. Но я не зря сказал, лимит удачи практически был закончен. Мне повезло, что это было заднее колесо и меня не унесло с дороги.

Спустя три четверти часа, когда была уже установлена запаска, и взорвавшийся баллон был уложен в кузов, я пытался понять причину такой досадной неприятности.

С одной стороны, эти колеса прошли камни Горного Алтая, глину Тверской области, торфяники Псковщины, месили грязолин, мяли ветви и сучья лежневых дорог на рыбалках и охотах.

С другой стороны, уже как двое суток я не осматривал резину, не мерил давление…

Досадно на половине износа потерять колесо.

Вот в таких попытках самокопания я проехал Няндому и заночевал в сосновом лесу ближе к «федералке». По привычке устроился спать в машине в то самое время, когда соловьи дружно решили, что ночи все-таки не будет и … сами понимаете, под какие трели я провалился в сон уставшего человека.

ДЕНЬ 12

12.06.13 г. (ср.)

Дер. Долматово — трасса М8 — г. Вельск — граница Архангельской и Вологодской областей — г. Вологда — г. Кириллов — Кирилло-Белозерский монастырь — г. Череповец — г. Устюжна - стоянка на границе Вологодской и Новгородской областей

Пробег 700 км.

А утром начался очередной перегон. По хорошему асфальту М8, с внутренним желанием увидеть что-то новое в моем путешествии и с надеждами на то, что никакие напасти не будут преследовать меня в этот день.

В Вологде до этого я ни разу не был, но был наслышан о храмах и церквях, к тому же 12-ое июня — праздник! Я оставил своего Ворчуна на парковке и совершил экскурсию по историческому центру города.

В центре города шло народное гуляние, праздник поневоле поднимал настроение, заряжал энергией и прогонял усталость пути.

Не стану подробно рассказывать, о Вологде уже писалось на форуме, поэтому немного фотографий и к новой цели!

На вечер по плану у меня был монастырь, пусть даже и мужской. Как это быть в Вологде и не посетить Кирилло-Белозерский монастырь!

Путь от Вологды к монастырю несложен, и вечером, когда солнце уже отбрасывало длинные тени, я стоял у ворот монастыря.

По правде говоря, подобные монастыри, несмотря на многовековую историю, значимость в истории нашего государства, намоленность и святость, как-то несильно притягивают мое внимание, не чувствую я от них энергетического притяжения, зуд интереса мало возбудим, и любопытство быстро утоляется чтением рекламной брошюрки с краткой исторической справкой.

Какая-нибудь ветхая часовенка на заброшенном кладбище в глухом лесу вызывает намного больший интерес и всплеск любознательности, чем громадина известного собора.

Я удержусь от дальнейших своих мыслеизложений, так как они вполне могут разойтись со мнением большинства читателей, а вдаваться в подобные дискуссии совсем нетематично для данного форума…

Итак, небольшая фотозарисовка того, что мне приглянулось в монастыре.

Весь осмотр монастыря у меня занял менее двух часов, и меня снова ждала дорога.

Из Кириллова на Череповец, с Череповца на Тихвин, поворот на Устюжну, разбитая дорога в свете фар, АЗС и в вечернем тумане с мыслями о предстоящем ночлеге под гитару Визбора куда-то в сгущающуюся тьму.

Сразу же за знаком границ Вологодской и Новгородской областей направо на уютную стоянку между сосен.

Неожиданно почувствовался холод, термометр показывал всего +7ºС, и это была самая холодная ночь за все время моего путешествия!

Но хороший спальник, испытанный в майских байдарочных походах и на высотах хребтов, быстро согрел, и мысли были лишь о том, что завтра последний день моего приключения!

ДЕНЬ 13

13.06.13 г. (чт.)

Стоянка на границе Вологодской и Новгородской областей — г. Пестово — дер. Меглец — г. Боровичи — Иверский монастырь — г. Демянск — пгт. Марёво — г. Холм — Псковщина

Пробег 635 км.

Солнечное утро в сосновом лесу, трель пичуг и настроение, как никогда.

Сегодня должен быть последний день моего «одиночного плавания». Настроение приподнятое то ли из-за ощущения встреч с друзьями, то ли от приятного завтрака …

Где-то там впереди Меглецы, в которые я обещался заехать Ботеву Сергею.

Дорога до Меглецов много времени не заняла.

Итак, «к Меглецам, которые оказались довольно крупным селом с церковью, школой, детским садиком, магазинами и укрывшимися за кустами работниками ГИБДД, я подъезжал на седьмой день после нашего разговора …».

Позвольте здесь сделать довольно большой пропуск в моем повествовании, так как будет действительно много «букофф» и далеко не всем будет интересно это читать.

Вкратце, в Меглецах и в окрестностях на поиски путей решения «интриги» Ботева я потратил несколько часов, но об этом исключительно для любителей чтения после Итогов моего путешествия….

Несколько озадаченный результатами поисков и потерей времени, я продолжал свой путь в сторону города Валдай, что стоит у трассы Москва-СПб.

Видно, такова моя стезя этого приключения — впереди был еще один не менее известный монастырь, Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь.

Свое отношение к столь крупным и значимым религиозным объектам я уже высказывал ранее, но не мог проехать мимо. Уверен, каждый меня поймет.

Монастырь встретил меня удивительно приятным вечером, и погода, как никогда, способствовала получению как эстетического наслаждения, так и моим экзерсисам с фотографическим аппаратом.

Очень надеюсь, что результаты понравятся и Вам и помогут разделить со мной воспоминания о том вечере.

Пара часов пролетела незаметно и я, оценив время и свои возможности, принял решение все-таки, несмотря на вечер, добраться до конечной точки этого дня. Я был преисполнен уверенности и предвкушал удовольствие от той дороги, по которой еще не ездил ни разу.

Вы знаете, я не ошибся!

Путь через русскую глубинку в обход оживленных трасс, через провинциальные райцентры Новгородчины — Демянск, Марёво, Холм — доставил массу удовольствия.

В Холме, разумеется, не преминул заехать на слияние Куньи и Ловати — двух речек, известных как часть «пути из варяг в греки».

А потом была тряская, извилистая дорога в сгущающихся сумерках, и вела она меня к тем местам, где я вырос и провел детство.
Туда, где живут мои друзья.
Туда, где мне всегда рады.
Туда, где я всегда дома.

Когда-нибудь, страшно подумать — когда,
Сбудется день иной, —
Тогда мы, дружище, вернемся туда,
Откуда ушли давно.

Тогда мы пробьемся сквозь полчища туч
И через все ветра,
И вот старый дом открывает наш ключ,
Бывавший в других мирах.

Впечатления

Вы знаете, уважаемые читатели, а Беломорье мне понравилось!

Несмотря на потрясения, постигшие нашу страну, несмотря на то, что деревни вымирают одна за другой, несмотря на то, что людям в глубинке надеяться не на что, кроме как на себя и свои руки, там, на Русском Севере, остались люди, с которыми можно и пообщаться и посидеть за общим столом. Те, которые хотят жить и живут.
Те, которые строят дома, сажают сады, растят детей и надеются на будущее.
Именно эти люди оказывают помощь,

отмечают праздники в своих селах,

все вместе проводят работы в селе и благодарят после этого участников, оказавших безвозмездную помощь.

Именно эти люди заботятся о безопасности своей, своих детей-внуков и своих гостей,

ставят на захоронениях своеобразные памятные кресты.

Эти люди организуют досуг своих детей,

ходят в магазины смешанных товаров,

в которых не дешевле, но лучше,

колют дрова на большие поленья (как сказал Ботев, «летом всегда есть, чем заняться, кроме колки дров. А зимой и времени навалом и согреться можно»),

грейдируют дорогу тем, что можно изготовить самостоятельно,

строят лодки-зырянки с усиленным килем, специально созданные для хождения по северным водам

и в наше время собирают на дармовые дрова сплавной лес.

В их деревнях и селах на досках объявлений можно найти прогноз погоды на ближайшие дни,

объявления о продаже техники, скота, птицы и о проведении бизнес-семинаров на тему «55 способов привлечения клиентов» :),

зимние сани кустарного изготовления,

лестницы поморского типа,

а у храмов можно увидеть почти настоящих русалок

и почти настоящих леших!

В этих землях порой проходят автопробеги,

организуются экскурсии и мастер-классы

и ведутся наблюдения за редкими видами растений.

Край, которому уже тысячи лет, живет, и я уверен будет жить, пока над поморскими реками и лесами звучит звон старинных колоколов.

Итоги

А теперь позвольте перейти к более серьезному тону, излагая выводы и итоги о путешествии, а также привести статистику экспедиции.

1. Маршрут, пройденный мною, довольно прост в техническом плане и проходим для любого автомобиля (кроме участка Архангельского тракта Р1). Единственное, что может смущать из сложностей пути, так это «гребенка» грунтовых дорог и возможность повреждения как элементов подвески, так и самих колес;

Красный цвет — путь на Беломорье; желтый цвет — путь назад.

2. Необходимо иметь в виду, что места довольно глухие и надеяться на ремонт в условиях СТО и на магазины запчастей для иномарок крайне наивно;

3. С АЗС (бензин и ДТ) особых проблем нет (трасса М8, Пинега, Мезень, Лешуконское, Архангельск и Северодвинск, Онега, Каргополь, Вологда), но запас в виде канистры лишним не будет. За качество топлива ручаться на стану, но Hilux с его common rail без труда «слопал» солярку АЗС Пинеги и Лешуконского;

4. Наличием устойчивой мобильной связи как Пинежье, так и другие отдаленные участки маршрута (Мезенский край, Лешукония, участки Северодвинск—Онега и Онега—Плесецк) не отличаются. Гарантированная мобильная связь имеется лишь в районных центрах и в окрестностях. Рекомендовал бы иметь сим-карты нескольких операторов мобильной связи (у меня с собой был МТС и Мегафон);

5. Магазины, аптеки — на пути в населенных пунктах. Минимально необходимое приобрести всегда можно;

6. Кафе, столовые тоже в населенных пунктах, а также в отеле «Голубино», на мезенском тракте у моста на р. Немнюга, на перекрестке Архангельск—Онега—Уна;

7. Из мест, на мой взгляд, обязательных к посещению при заинтересованности путешествующих и наличии времени, рекомендовал бы:

- отель «Голубино» с экскурсиями в Голубинский провал, Тараканий лог и к Святому ручью — недорого, технически несложно и полно впечатлений. При спуске в пещеру, несмотря на то, что экипировка выдается, лучше иметь свои сапоги и фонарик помощнее;

- Красная Горка;

- деревня Кимжа;

- музеи Холмогор, Пинеги, Мезени, Лешуконского, Онеги;

- деревни на Мезени: Дорогорское, Погорелец, Юрома, Кеслома;

- соленый пруд в дер. Кулой;

- музей деревянного зодчества в Малых Карелах — для тех, кто там еще не был;

- урочище Куртяево;

- село Пияла на р. Онега;

- Кенозерский национальный парк (деревня Вершинино);

- остальные достопримечательности маршрута, как то Архангельск, Каргополь, Вологда, Кирилло-Белозерский монастырь — на усмотрение путешественников;

- Антониево-Сийский монастырь — я его, к сожалению, не посетил (проезжал мимо ночью).

8. Гнуса в начале июня практически не было, но комаров достаточно много, поэтому репелленты рекомендую, особенно, если в группе есть дети;

9. Про клещей никто не слышал, ядовитых змей нет (информация экскурсоводов с Голубино);

10. Что немаловажно в Пинежье, Мезенском крае и Лешуконии — зон нет!

11. Рыбалка. На начало июня еще действовал запрет на рыбную ловлю — жор щуки, плотвы, уклеи, язя, леща, как сказали мне местные жители. Рыбнадзор в этот период не дремлет и как только на реке слышался звук приближающейся моторки, все рыболовы, и поплавочники, и спиннингисты, и те, кто стоял с «донками», степенно сворачивали снасти и уходили в ближайшие кусты. Я тоже. Моторка проходила, неважно чья и куда шла, все возвращались на прежние места и продолжали рыбалку. Штрафы серьезные плюс конфискация орудий лова. Если бы я на первую позицию путешествия ставил рыбалку, то наловить можно было бы действительно много и разного, хотя ранняя сёмга уже прошла. Мне вполне хватило удовольствия на Кулое. Т.о., при желании по любой из рек (Пинега, Мезень, Вашка) можно устроить шикарный рыболовный тур! Но мне как-то приглянулись на этот счет Немнюга, Кимжа и Пёза — реки неширокие, практически ненаселенные, со спокойным течением и заманчивыми перспективами на улов;

12. В случае, если ночлеги планируются «на природе», настоятельно рекомендовал бы иметь шумовые и световые средства отпугивания диких животных (петарды, фальшвейеры и пр.);

13. Навигация в путешествии осуществлялась по автонавигатору Digma, атласу автомобильных дорог, распечатанным генштабовским картам и старому проверенному Garmin 60CSx. Особых сложностей в выборе пути или направления движения не было;

14. Паромные переправы. Серьезная задержка времени может возникнут лишь на переправе в Лешуконское. Я прождал следующего парома 2 часа. Но по той информации, которую я получил, Мезень уже отсыпается и планируется обустройство сезонных понтонных мостов, что значительно ускорит переправы на другой берег. На всякий случай расписания паромов и стоимость переправ.

15. Фотоснимки сделаны камерой Nikon D90 с «китовым» объективом 18-105. При фотосъемке использованы ультрафиолетовый и поляризационные светофильтры Marumi;

16. Hilux, он же «Ворчун» (из-за звука работы дизеля), снова показал себя с наилучшей стороны. И хоть внедорожная подготовка, которую я обозначал в прошлом отчете, и не была сделана, все сложности пути были перенесены очень уверено с максимальным комфортом и безопасностью. Наличие кунга позволило вместить в кузов массу всяческих вещей, предметов быта, экипировки и снаряжения и при этом остался полупустым. Из минусов в данном путешествии должен отметить довольно мягкую подвеску — даже груженый различным экспедиционным хозяйством, на «гребенке» при повышении скорости зад пару раз переставляло. Это сказалось лишь на ограничении скорости движения. Подвеску не пробивало. На выбоинах грунтовки застучала крышка бардачка — «вылечилось» вклейкой под крышку обычного резинового оконного уплотнителя, купленного в Мезени. На грейдере действительно стучит педаль тормоза! Первое время не понимал, что это такое, но вспомнив топик из форума пикап-клуба успокоился.

17. О деталях:
- крайне повезло с погодой: преимущественно солнечно и жарко;
- наблюдался явный перепад дневных и ночных температур. Днем достигало до +23,+24 °С, в ночь зачастую поднимался прохладный ветер и температура падала до +10,+12 °С;
- невероятно повезло с встречами и знакомствами, подробнее указано в тексте отчета;
- не сумел, а точнее, не рискнул в одиночку пробиться по дороге вдоль Мезени в сторону Коми — пусть это будет «задел» на будущее;
- не срослось с расписанием паромов в г. Онега — в Ворзогоры не попал. Тоже на перспективу, да и Летний берег Белого моря все еще остается в мечтах;
- видел три ДТП — все на грунтовках. В двух случаях — пьянющие водители из «бандерлогов» (видовая классификация Ботева С.К.);

18. Перспективные планы на текущий год — все зависит от времени отпуска, на новом месте работы особенно не попривередничаешь. Имеются два основных проработанных варианта:
а) летний маршрут по северу в те места, о которых на Дроме в разделе Автопутешествий до настоящего времени еще не публиковались отчеты. При наличии времени и подходящей компании попробую совместить автотуризм с пешими радиальными маршрутами и сплавом.
б) на случай осени (сентябрь-октябрь), пожалуй, поеду в Лешуконское к Ботеву и Сороковому на охоту-рыбалку. Забросимся по Вашке на моторе в «ненаселенку» и поживем в естественных условиях с недельку, благо охотничьих заимок на Вашке хватит на всех. Вот Сергей приедет летом в Питер, все детали и обсудим.
А очередная поездка в Горный Алтай, к сожалению, переносится на будущее. Всё, что мне надо — это минимум 21 день отпуска.

19. О подготовке к предстоящим путешествиям:
- на момент публикации отчета на Дроме уже подготовлен дополнительный топливный бак от грузовичка на 110 литров (будет ставиться в кузов на время путешествий, в топливную систему подключаться не стану, т.е. по сути это большая канистра);
- установлены металлические защитные сетки на радиатор, нижнюю часть бампера и «ноздрю» интеркуллера (долго чистил радиатор, собирая остатки бабочек Кенозерья);
- приподнимаю подвеску к предстоящему весеннему охотничьему сезону (апрель). Рассчитываю на лифт 60 мм;
- приобретен новый баллон Cooper Discoverer ST;
- приобретаю новые диски для экспедиционной резины;
- меняю объектив на Никоне на более продвинутый Nikkor 18-200;
- приобрел газовую горелку JetBoil Zip — очень практичная штучка при моих одиночных путешествиях, вылазках в горы-леса-реки-озера. Маленькая, компактная, легкая, надежная;
- серьезно подумываю о GoPro HERO 3 Black Edition;

20. Сухие цифры за мой отпуск:

Кольцевой маршрут Питер—Архангельская область—Вологодская область—Новгородская область—Псковская область—Питер занял 17 дней.

Пройдено 5465 км.

Сожжено 615,1 л дизтоплива на 19278 руб.

Средний расчетный расход (литры из кассовых чеков, пробег по одометру) составил 11,25 л/100 км.

Остальные расходы составили:

Платные переправы, мосты — 3040 руб.

Музеи, экскурсии — 850 руб.

Прочие расходы (сувениры, подарки, питание, напитки и пр.) — 2500 руб.

Итого общий бюджет поездки составил 25 700 руб.

21. Для тех, кому интересна тема Русского Севера, настоятельно рекомендую посмотреть документальный фильм Дмитрия Васюкова «Поморы», 2013 г. Этот фильм послужит отличным дополнением к моему рассказу http://doskado.ucoz.ru/news/2013-06-16-270;

22. В 2013 году в Кенозерье прошли съемки фильма Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» http://www.konchalovsky.ru/works/films/Belye-nochi-pochtalyona-tryapitcina/ Любопытно будет посмотреть только ради кенозерских пейзажей;

23. В отчете использованы цитаты и материалы следующих источников:
- Ю. Казаков, сборник рассказов «Северный дневник», 1960 г.;
- А. Галанин «Чудь завалочская», 2013 г.
- Стихи Ю.Визбора

Для тех, кому не надоело читать.

«Интрига» Ботева

Вечером, перед отъездом из Лешуконского, Сергей притащил атлас и поинтересовался маршрутом моего возвращения. Без всякой задней мысли, да их, адекватных-то мыслей, уже и не могло быть, я прочертил длиннющую кривую по Архангельской, Вологодской и Новгородской областям. Во как!

И тут Сергей рассказывает кусочек истории своей семьи, что родной брат его деда в возрасте 19 лет был призван на фронт из родной деревни, написал пару писем да и пропал где-то на северо-западе в очередном «котле».

Будучи юношей любознательным, в 1984-ом Сергей принялся искать место гибели своего родственника, написал в ряд инстанций запросы и даже получил ответ:

Изучив карты, он сумел найти в том регионе лишь одну деревню с созвучным названием — Меглецы в Новгородской области и узнал, что там установлен памятник на братской могиле. То, что это Новгородская область Сергея мало смущало — «раньше границы Ленинградской области были другими!».

Вот мне и предлагалось, заехать на братское захоронение и поискать фамилию его родственника, а если там нет, то посетить еще одну деревушку, совсем недалеко.

Предложение показалось мне благородным и несложным и я, совсем забыв про свою азартность, согласился.

К Меглецам, которые оказались довольно крупным селом с церковью, школой, детским садиком, магазинами и укрывшимися за кустами работниками ГИБДД, я подъезжал на седьмой день после нашего разговора …

Школа на летний период была закрыта, и я направился в детский садик, надеясь на помощь.

Воспитатели, действительно, указали, где находится воинское захоронение и посоветовали для получения дополнительной информации обратиться в сельский совет.

На мемориальной плите братского захоронения села Меглецы фамилия Ботев не значилась. Пришлось идти в сельсовет.

Скучающая дама полностью включилась в поиск по каким-то рукописным журналам толщиной с томик «Войны и Мира».

Результат поисков оказался нулевым. Мы вытерли руки от архивной пыли и призадумались.

Задачка оказалась не из простых и заняла уже более часа!

Потом пошло по возрастающей:

- По совету дамы и ее предварительному звонку я поехал в волость, в село Мошенское. Там в поиски включилось уже три женщины. Были изучены Книга памяти района, Книга памяти Новгородской области, какие-то архивные книги. Не помогло. Рядовой Ботев П.М. в списках не значился. Прошло еще полтора часа.

- Я съездил в музей села Мошенское, где в поиски кроме работников музея подключился и местный участковый — молоденькая стройненькая девушка с погонами лейтенанта. Ничего мы не нашли. Прошел еще час.

- По совету участкового пытался проехать в Шедомицы, но был остановлен местным жителем — памятника там уже нет;

- Проезжая мимо деревни Котово увидел мужиков, работающих на срубе баньки, Подошел, поздоровался, познакомился, объяснил проблему. Мужики закурили. Самый молодой, мой ровесник, объявил перекур и повел меня к себе во двор. За чаем Алексей принес очередное издание Книги памяти Новгородской области. Ботева там не было. Хозяин пояснил, что, собственно говоря, немцев в этих краях не было и активные боевые действия не велись, большинство захоронений — это умершие от ранений в госпиталях, а сам он хранит эту книгу, потому что ищет могилу своего деда, погибшего на Псковщине: «батя ездил, да помер, а я даже не спросил, где дед похоронен». Прошел час.

- От неудовлетворенности заехал в Починную Сопку, совсем рядом. В деревне памятник стоял без мемориальной доски. Прошло еще полчаса.

Вот так, ничего не обнаружив, вернулся в Питер. Конечно, можно было бы бросить это занятие, но азарт не позволил остановиться.

Поиски продолжались!

Нашлись материалы на сайте www.obd-memorial.ru и записи в Именном списке на разыскиваемых военнослужащих, связь с которыми прекратилась в период Великой Отечественной войны, родственники коих проживают на территории Лешуконского района Архангельской области.

Из найденной в инете газетной статьи стало ясно, что деревня Миглец Ленинградской области была сожжена фашистами в 1941 году и после окончания войны так и не восстановилась. Статья была написана М. Кондрашиной, ученицей 9-го класса средней школы №3 г. Киржач Владимирской области и размещена Аленой Ивановой https://vk.com/id533717

«Почти не грело неяркое северное солнце. Женщины и ребятишки срезали серпом колосья и собирали их в снопы. Вот уже 2 месяца шла война. Иногда через деревню проходили отступающие части наших солдат. Треск мотоциклов был неожиданностью. Все бросились с поля в свои дома. Так впервые жители деревни Миглец Поддольского района Ленинградской области увидели фашистов.

Потом пришли наши солдаты и по приказу руководства сожгли хлеб и погнали скотину на восток. Сельчане стояли перед выбором: остаться с немцами или отправиться в тыл. Решение было единодушным. Немедленно двинулись подводы к Ленинграду. Наверное, с этого дня и закончилось существование деревни Миглец, которая после пожара так и не встала вновь из пепла.»

Пообщавшись с А.Ивановой, получил вот такую информацию: ее бабушка, родившаяся в деревне Миглец, рассказала эту историю школьнице, которая и написала статью в газету.

Благодаря форумчанам с пикап-форума вскоре у меня была довоенная карта Ленинградской области, и я без труда нашел деревню Миглец.

В настоящее время местонахождение деревни административно относится к Поддорскому району Новгородской области.

Вот это и называется удача!

Я неоднократно по делам туризма бывал в тех краях (не единожды ходил в Рдейский монастырь), и у меня там были знакомые!

Поиски активизировались.

С помощью моих друзей, я обратился по телефону в Поддорский краеведческий музей, затем письменно в военкомат Старой Руссы, приложив все найденные мною материалы, подтверждающие факт захоронения Ботева П.М. в деревне Миглец.

В итоге получил ответ от 11.07.2013 №2/2479 за подписью начальника отдела военного комиссариата по Поддорскому району Новгородской области И. Скачкова:

«… В настоящее время имя Ботева П.М. увековечено внесением в список захороненных в братской могиле местечка Самбатово Поддорского района Новгородской области, являющийся приложением к «Учетной карточке воинского захоронения» - паспорту №10…»

Таким образом, как я считаю, вопрос был закрыт и имя стрелка 12 асбр 1 Ударной СЗфр рядового Ботева П.М., павшего при освобождении кусочка нашей Родины, будет отмечено на мемориальной плите братского захоронения.

Кроме него в материалах, направленных мною в военкомат Старой Руссы значились еще два уроженца Лешуконского района, чьи имена также не указаны на плитах памяти захоронения в Самбатово.

Летом Ботев Сергей с сыном собирается приехать в Питер, и мы вместе поедем в Новгородчину в Самбатово.

Для чего?

Как сказал Алексей из деревни Котово, простой деревенский мужик, который ищет могилу своего деда: «Был молодой, ничего не надо было. А теперь хочется знать, кто твои предки, кем были и где захоронены. Память-то предков требует уважения…».

ПС

Я всегда считал, что любое автопутешествие — это не месиво грязи, не только восторженные охи и ахи, совсем не шашлыкинг, дринкинг и обжиралинг.

Для меня путешествие — это непосредственный способ узнать тот уголок страны, в котором ты оказался, познакомиться с людьми, проживающими там, попытаться понять мир, окружающий тебя, чем он живет и дышит, прочувствовать дух края и стать на маленький отрезок времени его частью.

Путешествие — это способ познать новое, с чем раньше не сталкивался.

И лично для меня стало открытием, что вот так, сидя дома у компьютера можно найти и восстановить имена тех воинов, чьи фамилии до сих пор не отмечены на плитах памяти братских захоронений.

Кто-то ищет останки воинов и торжественно предает их земле, о чем мы периодически узнаем по ТВ, но есть и другая работа — поиск по архивным материалам и восстановление имен тех, кто еще не значится в Книгах памяти.

Это непростая и кропотливая работа, она незаметна, о ней не вещают СМИ, но она не менее важна, потому что становятся известны имена солдат и офицеров, и кто знает, сколько имен еще неизвестных солдат пылятся на архивных полках …

Спасибо всем, кто сумел найти терпение и время дочитать до конца мой графоманский опус!

Удачных путешествий и помните — мечты должны сбываться, а цели — достигаться!