|
Добрый день.
Представляю дневник нашего авто-путешествия по Марокко осенью 2013 года. Мы путешествуем на внедорожном кемпере МАН (отзыв об авто). В Марокко мы были вместе с группой других голландских кемперов, членов клуба любителей путешествий. Первоначальный отчет был размещен на форуме для кемперов. Я решила разместить этот отчет и здесь, так как сама прочитала очень много полезных и интересных отчетов Дрома.
Марокко очень туристическая страна. Где-то читала, что каждый год ее посещает более 8 млн туристов и, если не ошибаюсь, приблизительно 200 тыс. кемперов.
Марокко легкая страна для путешествия на авто, полиция не трогает иностранцев, люди доброжелательные. Мы были в Марокко уже несколько раз. На этот раз мы включили в наш план и не очень туристические регионы Марокко, но не менее красивые. На фото наш трек.
23 октября.
Кемпинг Тарифа, Испания
Группа потихоньку собирается в кемпинге, в Тарифе. Мы рады приветствовать и экипаж из Екатеринбурга, Дима, Юля и Андрей — самый маленький участник путешествия.
Всего в группе 14 домиков на колесах (из них 3 полноприводных), 26 взрослых, один ребенок и 2 собаки.
Вечером — общий ужин, где обсуждаем план на завтра.
24 октября.
Кемпинг Тарифа, Испания — Парковка Асила, Марокко
В 9 часов группа собирается в порту, у парома в Алджазира. Минимальные процедуры и проверки со стороны испанских властей, и все заезжают на паром. Помимо нас, на пароме также группа кемперов из Германии. Ну и, конечно, много легковых и грузовых машин. Очень цивильный паром, можно перекусить, бар, интернет.
Прямо на пароме, марокканский паспортный контроль. Кто еще не был в Марокко, получает в паспорте штамп иммиграционного номера. Также получаем 2 иммиграционные карточки на человека. Надо заполнить и один отдать при въезде в Марокко и другой при выезде. Меньше чем полтора часа и мы в Марокко, в новом порту Тангер Мед. Документы на временный ввоз машины, можно заранее заполниить на таможеном сайте Марокко. Но можно заполнить и на месте. Шофера, подходят к окошку таможни, где проверяются документы на машину. Марокканские офицеры очень вежливы и не суетливы. Иногда надо терпеливо ждать, когда офицеры сами подойдут к машине. Все без проблем проходят таможню, и мы официально в Мароко.
Наша первоначальная запланированая ночевка в Асила. До нее по автобану приблизително 100 км. Некоторые участники решают проехать до Асила не по скоростной дороге, а также заехать и посмотреть Тангер, несмотря на разницу в во времени с Европой у всех достаточно времени посетить и этот город. В Асил припарковались у городской стены, с видом на океан. Симпатичный белый старый центр. Спокойно попили кофе, прогулялись по рынку (который был развернут прямо вдоль дороги), прикупились фруктами и овощами, опять посидели на терассе. Вечером все обменивались впечетлениями кто и что сделал/увидел.
25 октября.
Парковка Асила — кемпинг Уазане
Сегодня, мы выбираем второстепенные дороги, по горам Риф. По дороге посещаем уникальный в Марокко могильник-курган. Могильник огорожен забором, и вход закрыт. Но как всегда в Марокко, откуда-то появляется смотритель, открывает калитку, и мы можем осмотреть достопримечательность. Официальной таксы за посещение не видим, так что мы платим по нашему усмотрению. Едем дальше. Риф не очень высокие горы, но виды лучше, чем по сухой равнинной Марокко.
Недалеко от Уазане есть хороший кемпинг, где мы и ночуем.
26 октября.
Кемпинг Уазане — кемпинг Фес
Сегодня, как и в большинстве случаев, мы рекомендуем группе проехать не по главной дороге, а по второстепенной. Некоторые участники пробуют, но испугавшись не-асфальта, возвращаются и едут по асфальту. Упорные участники едут по второстепенной дороге. Русскую команду не испугать ничем, конечно : ).
По дороге издалека видим рынок. Решаем заехать и посмотреть.
В конце дня кемпинг в Фесе. Заказываем такси на завтра для осмотра Феса.
27 октября.
Кемпинг Фес
Еще вчера решили, что не закажем общую экскурсию по городу, а каждый прогуляется по старому городу самостоятельно. Такси назад заказали на 16:00 и на 17:00 для желающих побольше погулять по городу.
Фес, город занесенный в список культурного наследия ЮНЕСКО. Много сувенирных лавок, и много туристов. Тем не менее, и сами марокканцы прикупаются в медине (старый город) самыми разными товарами — от петрушки до дивана.
Я уже 3-й раз в Фесе. Знаменитое и назойливое затаскивание туристов в магазины, по-моему, намного утихло. Похоже, что все продавцы прошли курсы «что больше всего раздражает туристов» :)). Но если ты чем-то заинтересовалась, то настырство продавца, по моему, мнению граничит с безнадежностью — хотя бы что-то продать сегодня.
Опять посетили ателье обработки и покраски кожи под открытым небом. Показалось, что краски не такие красочные и запах не такой уж страшный, чем в другие года.
Пообедали на террасе. Вкусно, но цена как для туристов:).
28 октября.
Кемпинг Фес — лагерь у горы Иблане
Сегодня у нас запланирован лагерь на высоте более 2000 м, в горах Средний Атлас.
Дорога проходит по суперкрасочным местам. Местами дорога узкая, но асфальт. Встречный трафик минимальный. Так что все проехали без проблем. Но 230 км было проделано за 9,5 часов. Многие не рассчитали, что горная дорога займет так много времени (из-за подъемов, петляющей дороги), и подъехали под вечер.
В некоторых местах, с высоты гор, можно было увидеть пески Сахары. На видео можно видеть, как кемпер Химер едет по этой горной дороге.
По дороге мы хотим посетить одну пещеру. Спускаемся где-то по 600 скользким ступенькам вниз. Потом надо пробраться через узкий проход. Теперь мы поняли, почему наш гид такой щупленький мальчик, лет 16. Мы возвращаемся, 600 ступенек вверх, и нам больше ничего не хочется. Были там и туристы-марокканцы. Но они стратегически спускались только где-то на 50 ступенек и любовались видом вниз. Менеджер уговорил нас спуститься ниже (и заплатить больше, конечно).
29 октября.
Лагерь у горы Иблане — лагерь вдоль дороги Н19
Прощаемся с российским экипажем. Родина зовет :). Экипаж хотел ехать с нами до Феса, но мы настояли чтобы побыть с нашим клубом еще один день, чтобы увидеть великолепные горы Марокко.
Спуск с гор. Туристов нет совсем. А жаль. Марокканцы приветливо машут. Некоторые пытаются остановить, обычно, чтобы попросить сигарет. Знаками показываем, что не курим. Они понимающе кивают и идут дальше своей дорогой. Как и везде, в Марокко, проблем с дизелем нет. 80-90 евро центов.
Лагерь в пустынной местности. Сигнала телефона нет.
30 октября.
Лагерь вдоль дороги Н19 — лагерь Фигуиг
Направляемся к Алжирской границе. Сегодня три полноприводных кемпера поедут по оффроду, вдоль границы с Алжиром. Остальные по асфальту направляются к кемпингу Фигуиг, городок расположенный прямо на границе.
Спускаем колеса. Оффроуд дорога вдоль границы мне лично показалось одной из самых красивых дорог в Марокко. По этой дороге не встретили ни одной машины. Хотя мы подозреваем, что ее ответвления часто используют контрабандисты. У нас был GPS трек этой дороги, так что с небольшими изменениями мы следовали ему.
Дорога каменистая. В определенный момент подходим к высохшей реке. Изучаем реку и решаем форсировать ее. Сначала МАН. Набираем скорость и практически без проблем проходим пески. Затем Мерседес-1. В определенный момент, кемпер почти застрял в песках. Чуть назад, и затем вперед, и машина сама себя вытащила. Со второй машиной пришлось повозиться минут 20 — разгрести песок, проехать назад, выбрать другое место перехода — и все машины на другой стороне.
Мерседес кемпер №1.
Мерседес кемпер №2.
10 минут, и мы у другой реки. Без того, чтобы проверить что и как, форсируем и эту реку. И конечно, как же без этого — застреваем и мы в песках. Очень даже глубоко. Что делать? Копать, конечно. После того, как мы переместили более 4 кубов песка, кладем алюминиевые платы и пробуем проехать дальше. Проезжаем метров 5-7 и.... 10-ти тоннами застреваем еще глубже. Опять копать. Теперь мы видим, что чем глубже копаем, тем влажнее становится песок. Докопались до воды. Продолжать копать нет смысла — одним нам не выбраться. Звоним (хорошо, что есть связь!) нашей группе, которая сейчас в Фигуиг, в кемпинге. Они созваниваются с марокканской полицией. Нам передают телефон, и мы напрямую связываемся с полицией. Объясняем ситуацию (по-французски). Передаем наши GPS координаты. Помощь будет через час.
Темнеет. Все три машины включаем фары, мотор заведен у всех трех — чтобы нас издалека видеть. Ждем. Подъезжает марокканец на мотоцикле. С трудом объясняемся. Он часто звонит кому-то. Понимаем, что он созванивается с полицией и докладывает с места обстановку — какая машина застряла, где, как ситуация и т.п.
Через полтора часа приезжает полиция с грейдером. Шофер грейдера хочет показать класс и почти сам застревает. Крепим трос (скорее веревку). Грейдер тянет, и веревка лопается. Складываем веревку вчетверо, и грейдер опять тянет. Кемпер практически вылетает из своего песочного капкана. Ура!
Застряли часов в 7 вечера. В 10 часов вечера мы уже свободны. Хотели заплатить. Но офицер полиции принципиально отказался. Спасибо марокканцам.
На видео можно видеть спасательную операцию. Качество видео плохое, так как в темноте мой телефон не очень охотно снимает.
Еще раз убеждаемся, что на самые свежие GPS треки все равно всегда надо быть начеку. Например, у нас был GPS трек этой дороги с 2012, то есть кто-то проехал по этой дороге в 2012 г. Но за прошедший год марокканцы достроили дамбы в том регионе. В том месте, где мы застряли, высыхающая река начала поднимать свои подводные воды — с виду один сухой песок, а на самом деле под ним — вода.
31 октября.
Лагерь Фигуиг — лагерь Менгуб
Так как вчера спасательная операция благополучно закончилась, сегодня мы продолжим наш оффроуд. Но уже по дороге, по которой мы проехали в прошлом году. Дорога проходит по долине, которую мы прозвали долиной кочевников. Остальная часть группы едет по асфальту. К концу дня, вся группа подъезжает к запланированному лагерю. Как обычно каждый участник обменивается своими впечатлениями. Вроде всем нравится альтернативный тур по Марокко. Среди участников есть которые были в Марокко, а есть что и первый раз. Некоторые должны еще привыкнуть к тому, что ночевки не всегда запланированы в кемпингах, и соответственно более рационально использовать возможности своего кемпера как то душ, туалет, электричество, холодильник и др.
Один из мотивов, почему мы иногда выбираем альтернативные дороги, это чтобы увидеть диких животных. Вдоль дорог с большим трафиком их практически уже не увидеть. И действительно, диких животных мы увидели, к сожалению, только когда были вне асфальта.
1 ноября.
Лагерь Менгуб — кемпинг Мески
Сегодня мы решаем проехать по асфальту, но не по главной дороге, а по второстепенной. Но после 50 км асфальта, он закончился, и волей-неволей у нас получился третий день оффроуда. В конце концов, не пожалели. Но как всегда, когда едешь по неизвестной дороге в течение дня подкрадываются мысли типа не вернуться ли..., нам это надо... и тому подобное.
И вот тут более удачный и красивый переход песочной реки :).
2 ноября.
Кемпинг Мески — лагерь у барханов
Как же без песка в Марокко? Поэтому ночевка группы запланирована у барханов. В Мерзуге полным полно кемпингов — все туристы едут в этот регион посмотреть на песок и покататься на верблюдах. Но теснота это не для нас.
Мы сворачиваем с главной дороги, едем по гравийке 5 км и ночуем у тихой мини-гостиницы, прямо у барханов. На вечер заказываем традиционный ужин и музыку.
Пять человек изъявили желание покататься на верблюде и встретить красивый закат.
Надо заметить, что в течение всего путешествия, практически у всех в группе было расстройство желудка (кто в большей, кто в меньшей степени).
Сегодня у одной машины сломалось динамо. В марокканском гараже через-через нашли б-у динамо и проблема была решена.
3 ноября.
Лагерь у барханов — лагерь у петроглифов
Сегодня мы осмотрели петроглифы 5000- летней давности. По-моему, чтобы их лучше видеть, некоторые из них были дополнительно дорисованы в современные времена. Тем не менее, рисунки были красивы. Не все кемперы могли проехать по последнему кусочку к петроглифам, так что группа распределилась по более проходимым кемперам. И таким образом доехали до места экскурсии.
4 ноября.
Лагерь у петроглифов — кемпинг Агдз
Еще в Фесе один немец рассказал нам о красивом Тизи-н-Тазазерт перевале. Так как мы находимся в этом регионе, решаем его сегодня одолеть. Дорога очень каменистая, но виды очень живописны. Интересные села и люди.
Ночевка в кемпинге в Агдз. Вечером экскурсия по ксару — укрепленный дом. Он находится прямо на территории кемпинга. К вечеру обсуждаем дальнейшие планы. Некоторые изъявляют желание остаться еще на один день в кемпинге, отдохнуть, так как мы практически каждый день в дороге. Другие хотят продолжить и заказать джип-тур по пескам в Мхамите. Другие хотят чуть вернуться и быть поближе к большому городу, Уазазат. Таким образом решаем, что на несколько времени каждый будет сам по себе и встретимся через три дня в АитБенхаду. На том и порешили.
Надо заметить, что вообще взаимоотношения в группе во время любых путешествий это очень деликатный вопрос. Именно поэтому небольшой отдых друг от друга помогает успокоить или даже забыть раздражения, недовольства и т.п.
5-6 ноября.
Кемпинг Агдз — лагерь в горах
Порулили по горам Атлас. Благо в Марокко их много. Встретили даже других туристов. Пара из Бельгии. Путешествуют на Ланд Ровере. Заинтересовались нашим кемпером, так как ночью им холодно спать в палатке. :)
7 ноября.
Лагерь в горах — кемпинг АитБенхаду
Все участники путешествия подтягиваются к кемпингу АитБенхаду. АитБенхаду это ксар, укрепленный городок, записан в список ЮНЕСКО. Организованно посещаем ксар. Наш гид ведет нас не по главному входу, чтобы не платить официальную плату. Нам это кажется странным для достопримечательности ЮНЕСКО, но мы следуем за ним. Это место также послужило местом съемки многих фильмов — Мумия, Гладиатор, Принц Персии и др. Довольно интересно и красиво, но гид куда-то спешит и подгоняет нас. Нам это не очень нравится. Мы задаем вопросы гиду, на которые он не очень профессионально отвечает. Все ясно. Ну да ладно. Этот гид был одним из немногих разочарований в Марокко.
8 ноября.
Кемпинг АитБенхаду — лагерь Тагоухт
Путь сегодня пролегает опять по красивым местам, как же без этого. Заезжаем в Уазазат, в одну студию, где снимались некоторые кадры знаменитых фильмов. Вечером лагерь в горах. У кого-то не работает холодильник на газе, из-за высоты. Но высоко в горах и так холодно :).
Хотелось бы рассказать об одной паре — Джон и Вильма. Джон ослеп полтора года назад. Так что водит, конечно, только она. Он прошел интенсивные курсы для ослепших. Должна сказать, что если не знать, что он слепой, так и не догадаешься. Он сам по себе очень структурированный человек, знает, что и где лежит в кемпере. Так что салатик порезать, стулья вынести, в свой бокал налить пива и не пролить — он все это может сам. В нашей прошлой поездке у них колесо сломалось. Так он сам поменял его. Мы смотрели и удивлялись, как он «видит» своими пальцами.
9 ноября.
Лагерь Тагоухт — лагерь Демнате
Из горного лагеря в другой горный лагерь. Но они недалеко друг от друга. Так что у всех есть время почистить перышки, позагорать, развести костер.
10 ноября.
Лагерь Демнате — кемпинг Узут
Сегодня осмотрели следы динозавров. Стая мальчишек напустилась на нас, желая быть гидом. Выбрали одного, и он показал нам эти следы. Без него, мы наверняка плутали бы по камням.
Вся группа по дороге заехали в Ел Келаа, в Маржан-супермаркет. Все искали пиво. Но именно в этом Маржане алкоголь не продавался. Придется потерпеть несколько дней до Марракеша. Переночевали в приличном кемпинге в Узут, недалеко от известных водопадов.
11 ноября.
Кемпинг Узут — лагерь в горах
Проезжаем по интересной долине БоуГоумез. До недавнего времени добраться было очень тяжело в этих места. Но с появлением хотя и гравийки, но все-таки дороги, регион стал более доступен. Люди здесь другие. Не обращают на туристов никакого внимания. Все заняты своим делом. Регион известен своими впечатляющими хранилищами. Раз есть хранилище, значит, есть что хранить. Хотя сам регион находится на высоте более 2000 м, люди занимаются сельским хозяйством, так как здесь протекает большая и чистая река. Даже сейчас, в ноябре, томаты еще спели на своих кустиках.
12 ноября.
Лагерь в горах — лагерь у озера
Все еще горная дорога. Для одного 8-метрового кемпера было немножко тяжело. Но Фред очень хороший шофер, так что медленно и спокойно проезжал препятствие за препятствием , в форме больших ям, узкой дороги, низкого моста и т.п.
13-15 ноября.
Лагерь у озера — кемпинг Маракеш
Направляемся в Марракеш. Хороший кемпинг, бассейн, WiFi, отличные туалеты и душ.
Для желающих заказываем такси на завтра, чтобы посетить город.
На следующий день кто в город, кто в хамам, кто просто отдыхает в кемпинге, кто ремонтирует и т.п.
15 ноября вечером прощальный ужин. Некоторые останутся в Марокко еще на несколько дней. В Европе погода уже холодная, а в Марокко еще теплая.
16-17 ноября.
Дорога по автобану до порта Тангер Мед. На марокканской таможне каждая машина проходит через сканер — ищут людей. Затем без проблем заезжаем на паром и через час мы в Европе.
Итак, по Марокко мы проехали более 4500 км. Качество дорог было разным, но разве это имеет большое значение, когда хочешь увидеть что-то другое, нетуристическое? Когда мы планировали этот тур, думали, что это будет, наверное, последний раз в Марокко. Но побывав еще раз, все-таки решили, что мы сюда еще обязательно вернёмся.