|
В Марокко мы поехали в начале сентября. Весь маршрут уложился в 16 дней, плюс два дня на дорогу, итого — 18 дней, почти 3200 километров, больше 2000 фотографий. Сначала по пунктам.
Виза. Виза не нужна!
Язык. Официальные языки — арабский (марокканский диалект) и берберский. В быту используются французский (в южной и центральной частях) и испанский (на севере) — память о временах, когда страна была разделена между Францией и Испанией. Английский распространён не так широко, но всегда находился кто-нибудь, кто мог помочь с переводом. Мы же при случае старались узнать полезные для путешественников марокканские слова.
Билеты. Билеты из Красноярска в Касабланку можно было купить у Аэрофлота (с посадкой в Москве), но за право считаться транзитным пассажиром Аэрофлот добавлял 10 000 рублей, на каждый билет. Поэтому мы зашли на сайт марокканских королевских авиалиний и купили билеты из Москвы в Касабланку сами. По остальным позициям (кроме цены) — самолетный парк, сервис, еда на борту — марокканские авиалинии существенно проигрывают Аэрофлоту. Да и наши российские стюардессы, ну гораздо симпатичнее марокканских стюардов!
Аренда машины. Машину мы арендовали впервые. Кто уже прошёл через это, тот помнит горы новой информации, десятки сайтов, часы поисков. Решили, что нам нужна машина с автоматической коробкой передач и с объёмом двигателя не менее 1,6 (большая часть маршрута проходила по горам). Выбор таких машин существенно меньше, чем с механикой. К Alfa Romeo, предложенной компанией Hertz мы были не готовы, остановились на Hyundai Accent от компании Dollars. Забирали машину и возвращали в аэропорту.
Отели. В аэропорт Касабланки мы прилетали вечером, а в Москву улетали рано утром, поэтому на первую и последнюю ночи забронировали Relax Hotel. Из плюсов этого отеля: находится рядом с аэропортом, каждые 30 минут от выхода из порта в отель ходят бесплатные микроавтобусы и очень ранние завтраки (с 5 утра). Минус: караван-сарай, в смысле 24 часа кто-то уезжает, заселяется, ходит, шумит. Но это следствие первого пункта части «Плюсы отеля». Дома же, в Красноярске, забронировали ещё 2 отеля — на следующие две ночи, а потом по мере продвижения по стране или бронировали вечером в отеле (однажды подъехали к городу, остановились, зашли на сайт (мы пользуемся booking.ru), забронировали, а через полчаса уже заселялись в отель), или искали уже на месте.
Дороги и водители: В глушь мы не забирались, а по основным туристическим тропам вполне нормальный асфальт. На скоростных — несколько полос, улучшенное покрытие и ограничение скорости 120 км/час. На этих дорогах есть платные участки, и проходят они в объезд городов. Мы по ним ездили мало — предпочитали двигаться медленно, заезжать в города, смотреть по сторонам. Асфальт на таких, обычных, дорогах тоже хорошего качества, только шириной они в две полосы, ограничение скорости 100 км/час, проходят по городам и посёлкам с ограничением до 60 км/час и обочины на них недружелюбные — рваные и высокие.
Но машин на дорогах между городами мало, а те, которые есть, едут спокойно, неагрессивно, не торопясь. В городах посуетливее, машин побольше, и, если бы не ишаки и велосипеды, ехать было бы вполне комфортно. Очень много кругового движения — большинство перекрёстков проезжаешь по кольцу, причём приоритет может быть как у заезжающих на круг, так и у движущихся по кольцу, надо смотреть знаки.
Кольцевое движение на перекрёстках может быть даже за городом.
Водители в основном неспешны и терпеливы, на дороге благодарят не аварийкой, а попеременным включением правого и левого поворотника и предупреждают миганием фар о полицейских засадах.
Парковки: в любом месте, около любой достопримечательности вы найдёте парней (мужчин, стариков) в полосатых безрукавках. Вернее, они вас сами найдут, помогут припарковаться, присмотрят за машиной. Не бесплатно, конечно. Самая большая цена в городах — в Фесе и Эс-Суэйре мы платили 180 рублей за сутки. Около гостиниц иногда бывают бесплатные парковки.
Полицейские: Полицейских много. Пару раз в зарослях кактусов были замечены засады с радарами. Но в основном это полицейская машина, за несколько метров до которой выставляются знаки ограничения скорости сначала до 60 км/час, потом до 20, потом знак вроде «стоп». В этом месте мы обычно тормозили, а потом медленно двигались дальше. Как правило, увидев туристов, полицейский махал рукой, чтобы проезжали, но несколько раз нас останавливали, спрашивали, откуда, улыбались: «О, Русия!». Но и мы правил не нарушали, на знаки смотрели, скорость выдерживали. И только один раз нас остановили вполне серьёзно: когда мы, пытаясь сфотографировать машину для перевозки коров в два этажа «зацепили» в кадр пост полиции. Нас остановили, показали на форму, на фотоаппарат, сурово покачали головой, мы начали извиняться, замахали руками на машину с коровами. Потом мы все поулыбались и на этом и разошлись. Фотография, кстати, не получилась.
Связь и навигация: В аэропорту Касабланки купили сим-карту Марок Телеком с 18 Гб. Почти не использовали — вполне хватало Wi-Fi в отелях. Для навигации скачивали утром на планшет (с функцией GPS) Yandex-карту и по ней ехали весь день. Правда, раза два и она нас подводила. Один раз завела на рынок в базарный день. Справа арбузы, слева апельсины, впереди грузовик разгружается. Видели бы вы морду того ишака, который вылез из-за грузовика и уткнулся в капот нашей машины!
Мы въезжаем на рынок (фотография чрез лобовое стекло).
А потом дорога совсем закончилась. Спасибо местному, пока мы думали, что делать, он сел на велосипед и переулками, такими узкими, что мы зеркалами почти стен домов касались, вывел нас на дорогу.
Еда и вода: Кус-кус (каша с мясом и овощами), таджины (овощи с рыбой, курицей, или с мясом) — вкусно, для нашего, российского желудка вполне удобоваримы. Рыба — замечательная, свежайшая. Как сказал один официант «она сегодня ещё плавала».
Хлеб — очень вкусный. Местные едят не вилками, а руками при помощи кусочка хлеба, поэтому к столу подают несколько лепёшек, свежих и вкусных. Мы их съедали с закусками, ещё до того, как принесут горячее блюдо. А вот фрукты из средней Азии более сочные и сладкие, чем в Марокко. Воду мы покупали и для питья, и для хозяйственных нужд — зубы чистить, фрукты мыть. Местные пьют воду из-под крана, но нам, приезжим, не советовали, говорили, «чистая, но для вас состав непривычный». Так что мы, во избежание некомфортных ситуаций, старались поменьше открывать рот в душе.
Пляжи: В Марокко очень много пляжей. Песчаных пляжей. На Атлантическом океане и на Средиземном море. Но мы не видели купающихся людей (кроме нескольких курортных городов). Дети на берегу бегают, мальчишки в футбол играют, женщины, одетые в национальные одежды, сидят под зонтиками, иногда целые семейства располагаются на пикник, а в воде — никого.
Наш маршрут по Марокко выглядел так (слева — Атлантический океан, сверху — Средиземное море):
Дорога. Самолёт из Москвы в Касабланку летит 5,5 часов. Стюарды королевских марокканских авиалиний всё делали быстро: быстро разнесли напитки, раздали и собрали еду и даже объявления делали хоть и на трёх языках, но быстро-быстро, так, что расслышать удавалось несколько слов. А потом они и вовсе устроились на последнем ряду и дремали оставшееся до посадки время. В Касабланку мы прилетели вечером, почти в 9 часов. В аэропорту прежде всего поменяли деньги. В Марокко расчёты только в местной валюте — дирхамах. Вывозить дирхамы из страны запрещено. Курс в сентябре 2014 года был около 4,5 рубля за дирхам. Потом купили сим-карту для планшета и уже часов в 11 вечера были в номере гостиницы. В Красноярске в это время было 6 часов утра следующего дня…
Новое слово: шукран — спасибо.
День 1. 186 км.
Машину мы должны были забрать в 9 утра, поэтому не спеша позавтракали (омлет с сыром был отличный) снова сели в автобус и почти вовремя вошли в офис компании «Dollars». Бумаги заполнили быстро, а потом менеджер долго и очень эмоционально разговаривал с кем-то по телефону и расспрашивал нас о планах поездки. Оказалось, что у забронированного Hyundai Accent что-то не в порядке с документами, и нам предложили замену — Renault Fluence. К этому моменту нам уже нестерпимо хотелось на волю, в путь, в Африку. Так на две недели мы получили новенький (пробег 4100 км) серебристый дизельный Renault. Сотрудник Dollars сам сел за руль, отвёз нас на заправочную станцию (машина была с пустым баком), потом он ещё какое-то время возил нас по развязкам, кольцевым перекрёсткам и, наконец, припарковался на обочине, сказал: «Добро пожаловать в Марокко!», предупредил о начинающемся платном участке дороги и возможных засадах полиции с радарами и вышел из машины. А мы не торопясь двинулись на юг.
Первая остановка — Эль-Джадида (100 км юг от Касабланки). Туристы в этот город приезжают посмотреть португальскую крепость, построенную в XVI веке,
и цистерну, в которой давно, ещё при европейцах, хранили воду. Само помещение цистерны не особенно интересно, а вот световые эффекты — солнечный луч, отражения колонн — очень даже.
Около стен крепости располагается рынок. Очень колоритный — шумный, грязноватый, с запеченными бараньими головами и разноцветными джеллабами (марокканская мужская и женская одежда) на прилавках.
Ещё за несколько километров до Эль-Джадиды дорога подошла к берегу, и дальше весь день мы ехали вдоль океана. Пахло морем, водорослями и горячей землёй.
Местом остановки на ночь была выбрана Уалидия. Путеводители называют этот город «райским курортом» и «всемирно известным центром разведения японских устриц».
Нам не удалось проверить ни первого, ни второго — приехали уже вечером, сначала спустились к лагуне, потом заказали в небольшом кафе наш первый таджин, прошлись вдоль главной улицы и в совсем нетуристическом месте выпили марокканского чая. Выпить чая в нетуристическом месте (в нетуристическом городе) не так просто — кафе много, но сидят в них только мужчины, разговаривают, играют в нарды. Проходишь и не знаешь, может быть, это местный мужской клуб, и присутствие посторонних не желательно? В одном из городов мы видели, как посетители такого кафе все вместе встали на вечернюю молитву. А теперь о чае — в Марокко пьют мятный чай. Приносят чайник, в котором настаиваются веточки мяты, и небольшие стаканчики. Наливают чай, держа чайник высоко, чтобы напиток насытился кислородом и на поверхности появилась пена. Чай сладкий, очень сладкий. Нам казалось, что от сахара губы к стакану прилипают.
Очень важное слово: Тэй бидонт сукар — чай без сахара (или вся фраза Мини фад лик а тийни тэй бидонт сукар — Принесите, пожалуйста, чай без сахара).
День 2. 192 км.
Снова весь день ехали вдоль побережья на юг. Первая остановка — маяк и мыс Беддуза. Красивое место, с высокими обрывистыми берегами и десятком рыбацких лодок, качающихся на волнах Атлантики.
Вторая остановка — город Сафи, специализирующийся на гончарном производстве. Здесь мы попались. Молодой человек подошёл к нам ещё на парковке и, как бы мы ни уверяли его, что любим осматривать достопримечательности одни и что ничего не будем покупать, он шёл с нами, рассказывал о городе, об отце, который «ездил в Москву» и всё же уговорил пойти с ним посмотреть процесс гончарного производства. Было интересно, и мы просто не могли не купить несколько изделий. Даже не буду писать, на сколько мы заплатили больше, чем если бы купили это на рынке.
После мастерских наш провожатый отвёл нас в португальскую крепость, провёл по городу и запросил свою мзду за экскурсию. Перед расставанием расспросил о маршруте путешествия и записал парочку телефонов: «Это отличный отель моего брата. Скажете, от меня, вас примут как родных…». Ну, приблизительно, так. Проверить не удалось — бумажка с номерами куда-то затерялась.
Остановка на ночь — Эс-Суэйра, город, в котором есть и песчаный пляж, и медина (старый город) с крепостью, и порт. Мы притормозили на одной из парковок, расположенных около порта, но места для нашей машины было маловато и мы уже собрались двигаться дальше, когда парковщик руками отодвинул один автомобиль, потом откатил второй, затем предложил нам выйти из машины, сам сел за руль и ловко втиснулся в освободившееся место, правда, при этом ещё чуть-чуть сдвинув третью машину бампером нашей. Взял плату за сутки и пообещал, что завтра будет здесь и поможет выехать. Гостиница, которую мы забронировали ещё дома, в Красноярске, находилась метрах в 100 от парковки, рядом с воротами в старый город. Но сначала — на пляж. Наконец-то мы купаемся в океане!
Потом, пока не стемнело — прогулка по крепости и медине.
А вечером ужин. Ресторанчиков здесь много, и на площадях, и в переулках, и на крышах отелей. В одном из них мы и остановились. Таджин брали, конечно, с рыбой. А на нашу просьбу принести чай «бидонт сукар» (без сахара) нам принесли чай совсем без сахара. Уже возвращаясь в отель, увидели столики около порта и вспомнили, что в отчётах многие советовали ужинать здесь, где можно в лавке самому выбрать свежую рыбу, которую за несколько дирхам здесь же, рядом, поджарят на гриле.
Корректировка важного слова: Тэй, омадирш сукар — чай, отдельно сахар.
День 3. 333 км.
Встали рано и сразу в порт, смотреть на чаек, рыбу, рыбаков и знаменитые синие лодки. Проходить в порт можно свободно, рыбаки и чайки привыкли к туристам и не обращают внимания, да и некогда им, наверное.
Отсюда, со стороны порта, понятно, почему название города Эс-Суэйра переводится как «красиво оформленный».
Дорога из Эс-Суэйры на юг проходит через заросли небольших, метров 5-6 в высоту, аргановых деревьев. Из плодов этих деревьев делают масло, но мы в этом месте искали коз. Считается, что козы так любят плоды аргании, что ради них научились лазить по деревьям. (Нам показалось, что кроме этих плодов им просто и есть нечего.) Пастух, охраняющий стадо, сначала категорически не разрешил нам фотографировать, но мы предложили небольшую сумму, и он любезно переменил своё мнение.
В этот день у нас был самый длинный перегон (330 километров). Мы не спешили, ехать было легко, погода отличная, машин мало. Дорога шла по холмам вдоль побережья, мимо пальмовых рощиц и песчаных пляжей.
Мы ехали на пляж Легзира, довольно каменистый, продуваемый ветрами, тусовочно-неформальный, который получил известность из-за огромных арок, пробитых волнами Атлантики.
Прямо на берегу, на пляже, есть несколько недорогих кафе и гостиниц. В одной из них мы и остановились.
В гостинице нам сказали, что из-за прилива сегодня мы сможем подойти только к двум аркам, а завтра утром, во время отлива, часов в 9, можно будет увидеть все четыре (две большие и две маленькие). Мы договорились об ужине («будет готов через час») и пошли бродить по берегу.
Полезное слово: мар хабан — здравствуйте.
День 4. 156 км.
Всю ночь дул ветер, шумели волны, а утром упал туман.
И пляж и арки стали совершенно другими.
Мы ждали, надеялись сделать фотографии при утреннем освещении, но туман то немного рассеивался, то снова сгущался. И потом ещё несколько дней в воздухе висела дымка, поэтому несколько следующих фотографий будут с серым небом и с размытым цветом.
Пляж Легзира — самая южная точка нашего путешествия, от неё мы повернули назад, на север, в город Агадир. Этот город несколько лет назад был разрушен землетрясением, после которого отстроен вновь. Здесь много отелей, кафе, хороший песчаный пляж. Какой-то слишком уж европейский город. Кстати, именно сюда турагентства привозят российских туристов.
Полезное слово: сабах эль хейр — доброе утро.
День 5. 263 км.
В этот день мы повернули на восток. Из Агадира в Марракеш ведут две дороги. Одна — улучшенная, скоростная и вторая, которая идёт почти параллельно первой, но через огромное количество маленьких городков. По ней, конечно, мы и поехали.
Из-за многочисленных ограничений скорости, дорога получилась долгой, но мы и не спешили. Марракеш немного пугал. В отчётах многие писали о сумасшедшем движении в городе, о машинах, повозках, мотоциклах, велосипедах и ишаках. Но, на удивление, в городе было довольно пусто. Мы спокойно заехали в ворота медины и припарковались на почти пустой стоянке. Даже парковщика не было. Но, скорее всего, затишье на дорогах было потому, что въезжали мы в город в воскресенье, во второй половине дня. На следующее утро на дороге были и мотоциклы, и ишаки, и мы убедились, что всё, написанное в отчётах, чистая правда.
Медина в Марракеше большая и запутанная, но не успели мы открыть карту, чтобы приступить к поиску отеля, как к нам подошёл местный товарищ и на чистом арабском (марокканский диалект) и на международном языке жестов спросил: «Что ищем?». И уже через десять минут мы стояли у двери нашего риада и выворачивали карманы в поисках мелочи. Здесь мнения наше и нашего провожатого несколько разошлись: мы считали, что имеющейся у нас суммы достаточно, он придерживался противоположной точки зрения. Наконец всё же пришли к консенсусу (тем более что больше местных денег у нас не было).
Это был наш первый отель типа «риад» — небольшое старое здание с тремя этажами, террасой, расположенной на крыше и маленьким внутренним двориком со столиками для завтрака.
Хозяин отеля, француз, не говорящий по-английски, напоил свежим соком, предложил карту, показал на ней городские ориентиры и даже вывел на главную улицу, чтобы показать, как запомнить заветный поворот на улочку, ведущую к риаду.
В Марракеше много разных интересных мест, но в основном приезжают в этот город, чтобы побывать на площади Джема-эль-Фна. Эту площадь ЮНЕСКО включила в Список духовного наследия человечества. Даже не саму площадь, а то действо, которое происходит на ней каждый вечер. Мы пришли на эту площадь ещё засветло. И выглядела она так:
А через час, уже в сумерках, всё преобразилось. Откуда-то появились уличные кафе, продавцы соков и сувениров, музыканты, заклинатели змей, артисты, водоносы и огромное количество людей. Площадь засветилась огнями, заполнилась дымом очагов, со всех сторон были слышны звуки музыки и шум толпы.
Зазывалы так настойчиво и весело приглашали в кафе, запахи были такими соблазнительными. Мы пожалели, что не дождались вечера и успели поужинать.
Полезное слово: маса аль хейр — добрый вечер.
День 6. 194 км.
Расстояние от Марракеша до Уарзазата меньше 200 километров. На этом участке дорога пересекает Высокий Атлас — горный хребет в составе Атласских гор. Самая высокая гора этого хребта (4165 м) находится южнее Марракеша, мы же поехали дальше на восток, и самой высокой точкой нашего пути был перевал Тизи-н-Тишка (2260 м). Эту часть дороги мы ехали почти целый день. Дорога извилистая, с крутыми подъёмами и поворотами на 180 градусов.
А это карта части пути (обратите внимание на масштаб).
Разноцветные горы — жёлтые, красные, серые.
Домики цвета земли лепятся на склонах гор.
Останавливались, наверное, через каждый километр — смотрели, фотографировали.
Ещё перед подъёмом в горы мы остановились в небольшом магазинчике, торгующем камнями (в основном кварц), поделками из камня и подделками под камень.
Там мы и оставили несколько сотен дирхам. А потом притормозили у ещё одного лотка и снова прикупили немного.
Больше не останавливались — боялись, что забьём камнями все рюкзаки.
Уарзазат — конечная точка этого дня — город, в котором путники останавливаются на отдых. Так было прежде, так и сейчас. Но если 100 лет назад это были караваны торговцев, то сейчас это туристы, отправляющиеся посмотреть ущелья Атласа или пески Сахары. Сам город нам показался пустым, продуваемым ветром, застывшим. И ожидающим. Может, какой-нибудь потерянный караван, а может быть, съёмки нового фильма — на окраине города расположены павильоны киностудии Атлас. Кстати, здесь снимали фильм «Кандагар».
В кафе, где мы обедали, на столе стояла бутылка с водой и стакан. Бесплатно. Дыхание пустыни.
Из достопримечательностей в городе только крепость — касба — укрепление с множеством проходов, комнат, лестниц, коридоров.
Короткое отступление: за шесть дней поездки по стране мы выработали три способа уйти от несколько навязчивых продавцов (товаров или услуг). Их много, только остановишь машину, собираясь полюбоваться видами и пофотографировать, как откуда-то появляется человек и начинает предлагать разные товары и поделки, услуги гида и фотографа, своего верблюда и ишака (покататься). Наши способы: 1) один из нас шёл «общаться», а второй спокойно фотографировал; 2) пристраивались в хвост туристическому автобусу и приезжали на остановку через 2-3 минуты позже него. Как правило, к этому времени все торговцы уже были заняты большой группой; 3) делали вид, что единственный доступный нам язык — русский.
В крепости сразу после кассы нас атаковали желающие организовать экскурсию. Нам предлагали гида со знанием испанского, английского, немецкого, французского, итальянского. Мы привычно отговорились: «А по-русски?», и тут от стены крепости услышали: «Есть!». Это был единственный город в Марокко, где нашёлся русскоязычный гид.
Уарзазат, несмотря на нетуристичность, запомнился и понравился.
Полезное слово: — эль мия — вода.
День 7. 217 км.
Целью этого дня было ущелье Дадес и перевал, почти такой же, как Кату-Ярык в горах Алтая.
Этот серпантин расположен в 30 километрах от въезда в ущелье. После него — скалы, так похожие на Красные ворота (тоже Алтай).
Мы планировали посмотреть ущелье, а на ночь остановиться в отеле на главной дороге, чтобы назавтра, с утра, отправиться дальше. Но на этот раз booking нас подвёл. Мы забронировали La Kasbah de Victor, отель обещал бассейн, вид на горы и интересные экскурсии. Всё это было, а вот располагался он не у трассы, как обещала карта сайта, а после перевала, в 30 километрах от въезда в ущелье. Так что в этот день мы, пока искали отель, трижды прокатились по серпантину. Ну и никак не ожидали, что всё заявленное на сайте уместится на маленьком пятачке между скалами и обрывом. Наш отель.
Это был немного странный отель. Отель для двоих — кроме нас и хозяина-бербера, никого не было.
Полезное слово: — фэрах — курица
День 8. 308 км.
В этот день мы собирались ехать в пустыню. Но сначала решили посмотреть ещё одно ущелье, Тодра. В отличие от ущелья Дадес, здесь больше зелёных пальм, более высокие отвесные скалы и очень много туристов.
После ущелья мы снова повернули на юг, в Мерзугу. Большая часть Сахары, расположенной в Марокко — это каменисто-песчаная почва, с невысокими горами и редкими оазисами.
Но есть два места, куда отправляются туристы, желающие посмотреть дюны. Это Загора на юге и Мерзуга на юго-востоке. Мы выбрали Мерзугу.
Всего несколько километров южнее, и погода резко изменилась. Температура стала подниматься: 38, потом 40, потом 45, подул ветер.
Потом ветер стал сильным, порывистым, песок переметал дорогу, прятал горизонт.
Выходишь из машины и чувствуешь, как тебя обдаёт сухим горячим воздухом.
Остаток дня мы провели у бассейна отеля. На несколько минут отошли вглубь пустыни, поискали дюны, скрытые завесой песка и вернулись обратно. Вечером спросили у бармена: «Когда закончится ветер?» «Иншалла», — ответил он.
Полезное слово: Иншалла — если Бог пожелает.
День 9,10. 291 км.
Проснулись мы рано, на рассвете. Ветра не было. Неленивые туристы ещё затемно оседлали верблюдов и помчались к самой высокой дюне встречать рассвет, мы же вчера о транспорте не договорились и поэтому потопали по их следам пешком. Восход застал нас на половине пути.
Мы прошли ещё немного, наблюдая, как пустыня меняет краски.
Пофотографировались.
Отдохнули.
Посмотрели на возвращающиеся караваны.
А когда солнце взошло повыше, решили, что пора в отель. День обещал быть очень жарким.
Между Мерзугой и Фесом — следующим пунктом нашего путешествия — 480 километров. Верные своему правилу — дорога должна доставлять удовольствие — мы разбили этот участок на два дня.
Ночевали в придорожном отеле в горах в восточной части Высокого Атласа. До середины 19-го века в этих местах иностранные путешественники предпочитали не появляться: вспыльчивые горцы и друг с другом воевали, и неверных не жаловали. Французы смогли «обжить» этот район, когда построили Туннель Легионеров. Не длинный, всего 10 метров, он и сегодня охраняется, как стратегический объект.
Полезное слово: — нех ну мемо русия — мы из России.
День 10. 190 км.
Утром сразу почувствовали, что поехали на север — температура была 12 градусов.
В этот день мы должны были приехать в Фес, но сначала у нас была запланирована встреча. Около небольшого города Azrou, в кедровом (!) лесу поселилась стая обезьян. Обезьяны звери умные, и быстро установили причинно-следственную связь в цепочке дорога — машина — турист — еда. И теперь далеко от места питания не отходят. «Дежурного по стае» мы обнаружили быстро — он шёл по ограждению дороги, а стоило нам остановить машину, как с деревьев посыпались и другие члены его семьи. Может быть, кедровые орехи для них привычнее, но и яблоки, и бананы были приняты на ура.
В Фесе мы, уже опытные путешественники, ещё в машине открыли карту и сами нашли свой отель. В медине (старом городе) Феса около 9000 узких, запутанных улочек. Раньше потерявшиеся туристы просили о помощи местных жителей, существенно пополняя их семейный бюджет. Теперь в городе проложено несколько туристических маршрутов, каждый из которых помечен разным цветом. Можно выбрать интересный маршрут и гулять, не боясь заблудиться.
На фотографии на здании справа рядом (левее) с голубой вывеской отеля метки двух маршрутов — красного и коричневого.
Мы приехали в Фес в пятницу, день, когда большинство лавок закрываются во второй половине дня. Поэтому весь вечер мы провели на террасе на крыше отеля, смотрели сверху на лабиринты улиц, дегустировали фрукты. Отдыхали.
Полезное слово: — кем ма? — сколько стоит?
День 11.
Утром после завтрака мы отправились на экскурсию — в отеле нам предложили гида. С ним мы прошли по нетуристическим улочкам старого города,
посмотрели, как выпекают знаменитый марокканский хлеб,
как изготавливают посуду,
и, конечно, зашли в дубильные и кожевенные мастерские — главную достопримечательность Феса. В этих мастерских вручную обрабатывают кожи, используя секреты мастеров тысячелетней давности. Сначала обрабатывают известью, потом выдерживают в соли и голубином помёте, затем окрашивают, причём только натуральными красителями — мятой, шафраном, паприкой. Производство это вредное и очень тяжёлое.
На крыше магазинов, предлагающих изделия этих мастерских, оборудованы смотровые площадки. Особенно нежным туристам чтобы хоть как-то заглушить запах на входе предлагают веточку мяты.
Конечно, не мог наш гид не завести нас в магазины, где предлагали «просто посмотреть» разные товары — тапочки-бабуши,
ковры,
сладости.
За три часа экскурсии мы зашли в мечеть и медресе,
посмотрели на искусную резьбу и знаменитую мозаику.
В арабском языке слово сук (суук) означает рынок. Вот в … хм… там мы и провели остаток дня — покупали подарки домочадцам.
Полезное слово: — тэ кифа — дорого.
День 12. 260 км.
Промежуточной остановкой следующего дня был римский город Волюблис, вернее, его развалины. Этот город был основан в начале нашей эры во времена правления Калигулы, в третьем веке римляне его оставили, позднее при строительстве соседнего города — Мекнеса — арабы вывезли отсюда почти весь мрамор и колонны, а в 1755 году землетрясение закончило его разрушение. Но вот уже 150 лет в этом месте работают археологи, и сейчас Волюблис включён в Список мирового культурного наследия, охраняемого ЮНЕСКО.
Последним городом нашего маршрута был Шефшауэн — знаменитый синий город, расположенный в горах Риф. Его построили по образцу городов своей родины, Андалузии, мавры-мусульмане и иудеи, которых выгнали из Испании в XV веке. Много лет это было священное место, и ни один иностранец под страхом смерти не мог его увидеть. Испанские войска вошли в него в 1912 году.
Удивительный город. Мы бросили вещи в гостинице и до позднего вечера гуляли по его сине-бело-голубым улицам.
Полезное слово: Сабах эль нур — светлое утро (ответ на приветствие).
День 13. 130 км.
На оставшиеся три дня планов у нас не было, хотелось только искупаться в Средиземном море и посмотреть Гибралтар. В Шефшауэне мы открыли карту и выбрали, какой дорогой поедем к морю. Мы не собирали информацию, не искали отзывы, просто ткнули пальцем в поворот и решили, что поедем так.
Не знаю, можно ли было выбрать дорогу красивее.
Мы хотели найти маленький отель на берегу Средиземного моря в каком-нибудь небольшом городке, но в отличие от Атлантического побережья, не увидели ни одной вывески, ни одного указателя. Несколько раз мы подъезжали к домикам на берегу, но, увы, это была частная территория.
Так мы добрались до курортного города с немного французским названием — Мартель. Поселились в большом отеле у совершенно пустого пляжа. Светило солнце, вода была тёплая, а на пляже — никого. Как сказали в отеле «27 градусов — это для нас, марроканцев, слишком холодно».
Полезное слово: — самак — рыба.
День 14. 143 км.
В этот день мы поехали посмотреть Гибралтар. Но сначала — Сеута или Себта, испанский город в Африке, отделённый от Марокко стеной. Заехать в этот город мы не могли — и машина у нас без права пересечения границы, да и шенгена у нас не было.
А на следующей фотографии уже Гибралтар. Скала на горизонте (один из Геркулесовых столбов, обрамляющих вход в Гибралтарский пролив) — государство Гибралтар, находящееся под протекторатом Англии.
И хотя после Гибралтара мы повернули вдоль побережья Атлантики на юг, стало холоднее, подул ветер, начался дождь. Остановились в Асиле, городе который воспевают путеводители, как «живой Национальный памятник, известный своей красотой и атмосферой творчества» и «чья медина является лучшим примером всех медин».
Да, медина красивая, но уж очень чистая и ухоженная.
Полезное слово: эль хесаб, мин фадлик — счёт, пожалуйста.
День 15. 243 км.
Утро началось с дождя. Стало прохладно, всего 18 градусов, но чем дальше мы ехали на юг, тем чаще появлялись просветы в тучах и тем теплее становилось. Чтобы не проезжать по большим городам мы выскочили на трассу и ехали с невероятной для последних двух недель скоростью — 120 километров в час. Прошлым вечером мы искали, где остановиться в последний день путешествия и случайно наткнулись на отель Sister’s в Темаре — городе, расположенном между столицей Марокко Рабатом и Касабланкой. Оказалось, это как раз то, что мы хотели — маленькие домики, из которых выходишь прямо на пляж «Золотые пески», слева — маяк и белый город, справа — немного каменистый пляж Контрабандистов.
Остаток дня и всё утро следующего мы заканчивали путешествие — купались, ужинали на террасе с видом на океан, гуляли по берегу и снова купались.
Полезное слово: Ма ассаляма — до свидания.
День 16. 84 км.
Ещё один плюс этого отеля — позднее выселение, в два часа. Так что успели с утра не только загореть, но и сгореть немного. Африканское солнце.
Уже почти около аэропорта остановились на обед в придорожной забегаловке (ну не могу назвать по-другому), где останавливаются перекусить таксисты, водители грузовиков и ишаков.
Прямо у дороги на углях готовятся таджины, под навесами стоят маленькие столики, на крюках висят туши. Шумно, дымно, тесно. Но таджин здесь был самый вкусный.
Сначала мы заехали в отель, оставили вещи в номере и поехали сдавать машину. Лихо разобрались с развязками около аэропорта, легко нашли парковку нашей прокатной конторы, без помощи парковщика втиснули машину на место. Сотрудник конторы бегло осмотрел наш Рено, подписал документы и всё. Обратно в отель мы поехали на автобусе.
Полезное слово: Шукран джазилян — большое спасибо.
Самолёт в Москву улетал рано утром. Мы предвкушали тот же вкусный омлет и тёплые булочки, что и две недели назад, но, увы, очень ранний завтрак и просто ранний завтрак — это не одно и то же. Нас ждали чуть тёплый кофе и суховатые круассаны.
Уже дома, в Красноярске, нас спросили: «Что вас поразило больше всего?». Вопрос странный какой-то. «Поразило», что значит «поразило»? Что-то придумали, как-то отговорились о песках Сахары и отливах океана. А потом пришёл ответ. Нас действительно поразило — как всё оказалось просто. До этого читали отчёты, удивлялись смелости других путешественников. А оказалось, что это совсем не сложно, и мы тоже так можем.
Ну и о машине:
Понравился дизель, машина хорошо себя показала и в горах Атласа и в песках Сахары. На 3190 километров мы потратили почти 160 литров, это около 5 литров на 100 километров.