|
Мысль совершить это путешествие созрела около двух лет назад. Началось все, как это часто сейчас случается, с просмотра фотографий в интернете. Нереальной красоты и необычности пейзажи, водопады, фьорды, вулканы — все это бередило душу и звало в путь.
Однако реальность оказалась не столь радужной. Углубившись в предмет, я узнал, что Исландия одна из самых дорогих стран для путешествия. Готовые экскурсии от туроператоров либо стоят запредельных денег, либо вы будете кататься только вокруг столицы — Рейкьявика. Для жителей европейской части страны проще, т. к. можно съездить на своей машине, что многие и делают, для нас же, сибиряков, оптимальный, на мой взгляд, вариант — лететь туда самолетом, там арендовать авто и вперед навстречу приключениям.
Перелет оказался не из легких. Около 24 часов мы попеременно то висели в воздухе, то торчали в аэропортах. Надо отметить, что в Европе никто не унижает своих граждан обыском при входе в аэропорт.
И вот наконец-то под крылом оказалась она — Исландия. Первое впечатление было, честно говоря, не очень. Приземлившись в аэропорту, мы сразу почувствовали прелести коварной северной погоды. Черные низкие тучи, ураганный ветер и холодный дождь не давали много времени на раскачку — надо быстрее получать машину, грузить вещи и бегом отдыхать в теплую гостиницу с мягкой кроваткой.
Однако в прокатной конторе Geysir меня ждал неприятный сюрприз — вместо оплаченного заранее Nissan Qashqai, мне всунули гламурную Honda СR-V. Неприятность сюрприза заключалась в том, что большая часть Исландии не покрыта асфальтом и для комфортного передвижения по большей части территории страны нужен джип 4х4. Однако цены на полноценные SUV зашкаливают за все разумные пределы, поэтому я и остановился на Кашкае как на компромиссе между ценой и проходимостью. К тому же технически Кашкай это тот же X-Trail, а на Экстрейле я до этого 3 года откатал.
Делать нечего беру CR-V, начинаю изучать авто. И тут всплывает еще одна неприятная деталь. Глючат датчики давления в колесах, т.е. при нормальном давлении горит лампа «проверьте колеса», а на CR-V эти датчики завязаны на противобуксовочную систему. И пока горит эта лампочка антибукс не отключить, соответственно при малейшем намеке на пробуксовку Хонда душит двигатель, а у нас впереди бездорожье и броды.
Настроение мое упало окончательно. Решив не сдаваться без боя, я указал прокатчикам, что, мол, лампа горит, машина неисправна, на что получил ответ, что все нормально, не волнуйтесь, она давно горит, мы сами не знаем почему. Делать нечего, решил отнестись к этому философски, раз дали эту машину, значит, так надо, просто придется ездить аккуратнее.
В остальном к машине претензий не было. На одометре Хонды было всего 18 тысяч километров пробега, отличное техническое состояние, хорошая резина. Плюс просторный салон и малый расход топлива.
После всех этих приключений быстренько заселились в гостиницу и завалились спать.
День 1. 06 июля 2013 г.
Не зря существует пословица утро вечера мудренее. Проснувшись, первое, что мы увидели это чистое голубое небо и яркое солнце, что заметно улучшило наше настроение и подняло боевой дух.
Так как погода нам благоволила, мы сначала решили посетить столицу Исландии — город Рейкьявик, хотя по плану он у нас был в последний день. Как оказалось позднее, это было верное решение. В последний день в Рейкьявике стояла промозглая, хмурая погода, шел дождь. Надо сказать, что погода в Исландии вообще непредсказуема и бывает меняется буквально в течение часа не один раз.
Рейкьявик город небольшой и смотреть в нем, на мой взгляд, особо нечего. Быстренько осмотрев самый высокий собор в Исландии,
и сфотографировавшись на набережной рядом со скелетом лодки,
мы направились к настоящим красотам, которые пока видели только на фотографиях.
Первым пунктом программы на сегодняшний день было посещение национального парка Thingvellir. В этом месте проходит стык двух тектонических платформ — Европейской и Североамериканской. Место это очень туристическое, куча автобусов, толпы народа, но стоит пройти немного дальше вглубь парка, как попадаешь в сказочную страну причудливых каменных замков. Каньон начинает сужаться, а лавовые стенки приобретают все более необычные таинственные очертания. И ты стоишь среди всего этого великолепия и наслаждаешься природной тишиной.
Время подходило к обеду и мы, быстренько перекусив, двинулись дальше — в долину гейзеров.
Именно в этой долине находится тот самый гейзер по имени Гейзер, который и дал название этому природному явлению. Правда, сейчас он отдыхает, а за него работает расположенный рядом гейзер Строккур, выбрасывая раз в 10 минут столб горячей воды и пара на высоту до 30 м.
Понюхав сероводорода и помыв ручки в горячей воде, наш бравый экипаж направился к золотому водопаду — Gullfoss по-ихнему. Погода опять начала портиться. Впоследствии это станет для нас неприятной традицией — как только смотреть большой красивый водопад, так дождь и хмурое небо.
Водопад, конечно, производит грандиозное впечатление.
И даже в солнечную погоду вы навряд ли уйдете от него сухими.
Тем временем вечерело. Пора было двигаться к месту ночлега. Так как в Исландии все дорого, то с целью экономии бюджетных средств, кроме первой и последней ночи, проживать мы решили в своей палатке в кемпингах. Надо сказать, что проблем с нахождением кемпинга для ночевки в Исландии нет. Для тех, кто не сталкивался — кемпинг это не просто место под палатку. Он в большинстве случаев включает в себя цивильный туалет, душ с горячей водой, умывальники, подведенные к месту электрические розетки. Правда, за душ иногда надо платить отдельно.
Первым кемпингом на нашем пути должен был стать кемпинг Landmannalaugar, расположенный в одноименном местечке. Постепенно асфальт закончился, и дальше дорога пошла по лавовому полю. Грунтовые дороги с бродами в Исландии имеют в своем названии индекс F, что значит только для автомобилей 4х4. Хотя на самом деле в большинстве случаев это отличные гравийки, на которых можно спокойно идти 60-80 км/ч.
Пейзажи за окном приобрели инопланетные очертания.
И где-то пол одиннадцатого вечера наш пепелац дополз до кемпинга. Однако быстрого заселения не произошло. Дело в том, что для того, чтоб попасть в этот кемпинг надо форсировать холодную реку по довольно широкому броду.
На том берегу в кемпинге стояли только Унимог и лифтованный Дефендер, остальные машины, включая Pajero и пару Suzuki Jimny, оставались на этом берегу. Приняв во внимание, что броды вечером полноводнее, чем утром, мои сомнения в проходимости CR-V и нежелание таскать за полкилометра туда и обратно свои вещи — решили ночевать в машине.
Видео первого дня:
День 2. 07 июля 2013 г.
Ночевка в Хонде оказалась на удивление комфортной, с вместимостью у нее оказалось все в порядке. Очень сильно этому так же способствовали предусмотрительно взятые из дома и уютно расстеленные в машине самонадувающиеся коврики.
Поэтому, хорошо отдохнувшие и позавтракавшие, мы решили пройти небольшой, но очень красивый маршрут по Landmannalaugar, поднявшись на близлежавшую господствующую высоту.
С непривычки подъем вначале давался довольно тяжело: сыпучий уклон и сдувающий тебя с тропы пронизывающий холодный ветер, но организм постепенно просыпался, входя в ритм, и последний участок подъема к самой вершине дался уже легче. Немало этому способствовали завораживающие взгляд марсианские панорамы, все шире открывающиеся с каждым пройденным вверх десятком метров.
Контрольное фото на вершине и достаточно быстрый спуск вниз.
Спустившись с горы и пробравшись через причудливые нагромождения потока застывшей лавы,
мы, переполненные впечатлениями, вернулись к машине. Время было обед. Светило солнце. В общем, ничто нам не мешало осуществить вторую часть задуманного на сегодня плана посетить озеро Langisjоr.
Надо сказать, что в этом году в Исландии, как и у нас на Алтае, весна пришла поздновато, дорогу до озера открыли буквально за день до нашего приезда. Для тех, кто поедет: информацию о состоянии и открытости дорог можно легко узнать на сайте местных дорожников http://www.vegagerdin.is. Дорога до озера очень живописна и стоит потраченного на нее времени и бензина.
Свернув на последний участок дороги, ведущий к озеру, мы встретили джип с местными парнем и девушкой, которые сказали, что на озеро мы не проедем. Там на дороге снег, а объехать его вокруг нельзя, т.к. езда вне дорог в Исландии категорически запрещена законом и большим штрафом. Но не возвращаться же назад сибирякам из-за снега. Ответив, что резина у нас зимняя, а сами мы с Алтая и пообещав не ездить вне дороги, продолжили путь.
Дорога действительно оказалась завалена снегом, но в самом конце, и до озера мы благополучно дошли пешком.
Из других отчетов я знал, что на вершине рядом стоящей горы есть отличная смотровая площадка на все окрестности и решил туда подняться. Жена не разделила со мной мой порыв, сославшись на усталость и замерзшесть организма, пошла в машину. Я же начал восхождение. Тропа, надо сказать, очень неприятная, крутая, сыпучая, а в конце идешь прям по гребню горы — слева и справа обрыв. А в это время сильный, ледяной, северный ветер пытается скинуть тебя вниз.
И только предусмотрительно прихваченный с собой непродуваемый дождевик, во весь рост, спас меня от переохлаждения во время этого подъема.
Правда, до вершины я так и не дошел. На самом верху склон, так же как и дорога внизу, оказался под метровым слоем нерастаявшего снега и без спецснаряжения подниматься дальше было опасно для жизни. Но открывшаяся даже с этой высоты панорама стоила того, чтоб совершить это нелегкое восхождение.
Спустившись с горы и включив печку на полную мощность, мы двинулись в обратный путь.
Ночевать в кемпинге Landmannalaugar, как планировалось раннее, не стали, т.к. погода здесь окончательно испортилась, а времени было еще только около 7 вечера. Поэтому решено было сразу двигаться к следующей достопримечательности нашего завтрашнего плана — водопаду Selyalandfoss. И заночевать рядом с ним, чтоб с утра не тратить время на дорогу.
Добравшись к ночи до водопада и не увидев улучшения погоды, дабы не мочить зря палатку и вещи, опять легли спать в машине.
Видео второго дня
День 3. 08 июля 2013 г.
Как показала прошедшая ночь, решение спать в машине было принято верно. Ближе к утру мы проснулись от того, что Хонда начала сильно раскачиваться из стороны в сторону без какого-либо нашего участия. Так мы познакомились с атлантическим штормом, совмещенным со вчерашним холодным ливнем.
Из-за погоды знакомство с водопадами Selyalandfoss, Skоgarfoss прошло довольно скомкано.
Также толком не удалось насладиться черными песчаными пляжами и скалой аркой. Все было затянуто плотным туманом.
Дабы привести себя в порядок, купить продуктов и заправить машину, поехали в городок Vik. Т.к. мы жили на походном положении уже два дня, то решено было испытать на себе национальную исландскую особенность — бассейн под открытым небом (и это в северной стране) и немного побаловать организм релаксом. Такие бассейны встречаются практически в любом маломальском городишке Исландии и кроме прямой функции являются местом общения местного населения. Уставшие организмы с благодарностью приняли погружение в сорокоградусную воду, когда на улице было всего около 8 градусов тепла и дождь с ветром.
Чистые, сытые и отдохнувшие стали думать, что делать дальше. К тому времени прошла всего половина дня, потому, что из-за непогоды запланированная программа существенно подсократилась, и было решено вырваться в передовики и выполнить сегодня еще и завтрашний план.
Отъехали всего километров двадцать от Вика, и погода, как уже бывало ранее, резко наладилась. Вышло солнышко и все заиграло яркими красками.
А впереди нас ждал великий и ужасный Lakagigar. Почему великий и ужасный — спросите вы. Дело в том, что в 1783-1784 годах в Исландии произошло одно из самых катастрофических извержений за всю историю страны. Вулкан Лаки вместе с соседними вулканами извергался на протяжении 8 месяцев. Потоки лавы, вырывавшиеся из 25 километровой трещины в земле, за 8 месяцев преодолели расстояние более 80 км. В воздух были выброшены огромные клубы пепла и ядовитого газа. В результате этой природной катастрофы погибла половина всего поголовья скота в стране, а также около 20% исландцев.
Но сначала мы заехали глянуть один из красивейших и необычных из виденных мной каньонов — Fjaðrarаrgljufur, тем более, что он находится по пути на Laki.
После каньона состояние гравийки сильно ухудшилось. Скорость упала до 30-40 км/ч, но главным препятствием оказалась река, вытекающая с ледника, которую дорога на Лаки пересекает дважды. И если первый брод был хоть и широк, но за счет этого неглубок, то второй заставил нас понервничать. Это был самый глубокий брод, который мы преодолевали за все наше путешествие по Исландии. Глубина его была где-то вполовину камазовского колеса и протяженность около 200 метров. На наше счастье с противоположного берега возвращался автобус с экскурсией, и он-то нам на собственном примере показал глубину и правильную траекторию проезда реки. Не будь его — я, скорее всего, повернул бы назад. Прокравшись через реку и добравшись до Lakagigar, мы выбрали из нарисованных на стенде с картой трек против часовой стрелки, хотя, как в последствии оказалось, лучше было идти по часовой. Так у нас получился довольно длинный переход по совершенно пустому склону горы.
А поднявшись по часовой стрелке, мы бы сразу увидели всю цепочку из кратеров, не обходя гору по кругу. Хотя этот путь и оказался бы намного круче, чем выбранный нами.
Как бы то ни было, солнце клонилось к закату, и пора было подумать о ночлеге. По плану ночевка у нас была запланирована в кемпинге у подножия ледника Vatnajökull — самого большого в Европе. И часам к 11 вечера мы благополучно прибыли на место. В это время в Исландии белые ночи, солнце почти не садится, поэтому мы не спеша поставили палатку, пожарили на мангале припасенную замороженную рыбку и легли спать.
Пара слов о еде. С едой в Исландии для путешественника проблем нет. Даже картошку в магазинах продают уже почищенную и сваренную. Очень удобны одноразовые мангалы из фольги. Берешь свежезамороженную красную рыбку или вкусно замаринованный кусок баранины, кидаешь вечерком на мангал, и сытный ужин готов. Днем за недостатком времени обычно варили супчики или перебивались бутербродами и купленными салатами.
Видео третьего дня:
День 4. 09 июля 2013 г.
Утро встретило нас безоблачным небом и ярким солнцем. На удивление присутствие огромного ледника никак не ощущалось. Стояла Исландская жара — градусов 25. Потратив часик на прогулку к базальтовому водопаду Svartifoss,
мы продолжили наш путь к знаменитым ледниковым лагунам, где снимали фильм с Джеймсом Бондом.
Насладившись видами тысячелетнего голубого льда фактически весь оставшийся день, мы объезжали по кругу этот самый огромный ледник Vatnajökull, чтобы добраться до места следующей запланированной ночевки в кемпинге на берегу озера Lagarflot.
Видео четвертого дня:
День 5. 10 июля 2013 г.
Сегодня у нас в программе запланировано посещение центра пустоты Askja, который находится в самой малонаселенной, а точнее, фактически безлюдной, центральной части Исландии. Залив под завязку бак бензином, мы двинулись навстречу неизвестности.
Центр пустоты не зря получил свое имя. Это огромные поля выветренного камня и застывшей лавы пересекаемые каньонами и полноводными реками. Заезжать на Askja лучше все-таки с 910 дороги, а не с первой, возвращаться же по F88. Так вы в полной мере прочувствуете на себе всю пустоту этого центра. Но надо следить за бензином. В нашем случае дорога на единственную по пути заправку была размыта вешними водами. В связи с чем пришлось ехать экономно. Мы с Хондой на весь путь до озера Myvatn уложились, где-то в пол бака.
Доехав до лагеря спасателей с названием Дреки и немного проехав вперед, нам пришлось оставить машину и дальнейший путь около 4 километров к озерам Oskjuvatn и Viti продолжить пешком. Причина была все та же — все завалено снегом. Подтаявший мокрый и рыхлый он застилал весь путь до самых озер, хватал за ноги, не давая нормально идти.
Поэтому вместо 30-минутной несложной прогулки, как пишут другие путешественники, мы потратили 3 часа на поход туда и обратно, борясь со снегом и холодным ветром. Правда, оно того стоило.
Удивительно, но два абсолютно разных озера — глубокое, холодное, пресное - Oskjuvatn и мелкое, теплое, сероводородное Viti разделены всего лишь небольшой земляной перемычкой и при этом не смешиваются.
Посмотрев необычные озера, уставшие и промокшие от пота и мокрого снега, мы вернулись к машине. А впереди нас ждало еще 130 км дороги, из которых километров 80 по лавовым полям и два брода.
Благополучно преодолев трудности пути, к 10 часам вечера мы подъехали к месту нашего запланированного ночлега — озеру Myvatn. После перенесенных тягот пути, дабы понежить уставшие организмы и любопытства для, решили не отказать себе в удовольствии, посетить курорт местного значения Namafjall Nature-Baths.
Это младший брат знаменитой на весь мир Голубой лагуны, которая находится возле Рейкьявика. Вода, конечно, красивого бирюзового цвета, но само купание, честно говоря, не впечатлило. Мелко, скользко и куча народа, лучше бы просто в бассейн сходили.
После водных процедур, чистые и согревшиеся, мы легли спать.
Видео пятого дня:
День 6. 11 июля 2013 г.
Так как сегодня мы должны были смотреть водопады, с самого утра пошел дождь. Собравшись, перекусив и заправившись, мы поехали к водопаду, который я бы поставил на первое место в рейтинге Исландских водопадов — Detifoss, самый мощный в Европе.
Огромные десятки тонн бурлящей черной воды с грохотом падают с высоты 44 м в узкий каньон. Именно рядом с такими творениями природы понимаешь, что человек всего лишь песчинка на теле земли.
На мой взгляд, лучший вид на этот водопад открывается с восточной стороны, а не с западной, куда ведет асфальтовая дорога, возят основную массу туристов, и летит вся водяная пыль.
В километре выше по течению находится еще один заслуживающий внимания водопад Sellfoss.
Заставив себя оторваться от созерцания Детифоса и Селлфоса, мы продолжили свой путь в сторону северного побережья Исландии, где на территории национального парка находится каньон Ausbirgi. Очень тихое и уютное место. Одно из немногих в Исландии, где растут деревья.
После посещения каньона мы легли на обратный курс к озеру Myvatn. Ненадолго завернули для осмотра в долину грязевых гейзеров Hverir. Ненадолго потому, что шедший весь день дождь размочил глину возле гейзеров так, что после возвращения к машине наша обувь стала раза в два шире и раза в три тяжелее. В общем, сильно не разгуляешься, даже если захочешь. Хорошо то, что обувь наша называлась резиновые калоши и приведение ее в первоначальный вид не заняло много труда и времени.
Видео шестого дня:
День 7. 12 июля 2013 г.
Поднявшись около 8 часов утра, позавтракав, мы совершили быструю обзорную экскурсию вокруг озера. Ведь в этот день нам предстоял большой перегон почти по всему северу Исландии.
Достопримечательности, которые можно посмотреть во время перегона по северной части дороги №1: водопад богов - Godafoss,
скала Hvitserkur,
и лежбище сонных котиков.
Несмотря на это, сама дорога все-таки очень живописна, особенно, когда в просветах между туч появлялось солнышко.
К вечеру мы выбрались из под хмурой погоды, определили себя в кемпинг и завалились спать.
Видео седьмого дня:
День 8. 13 июля 2013 г.
Сегодня по программе у нас одна из наименее посещаемых туристами частей Исландии — Западные Фьорды. Очень тихое и спокойное место. На протяжении десятков километров можно не встретить ни одной машины и человеческого жилья. С одной стороны дороги плавно плещется океан, с другой вздымаются вверх вековые стены фьорда. Очень медитативная дорожка, в общем.
В этом регионе нас интересовали две вещи: водопад Dynjandi и колония птиц, живущих на мысе Latrabjarg.
Водопад Dynjandi очень красив, необычен и стоит того, чтоб проделать этот долгий путь.
Насладившись прекрасным видом водопада и пополнив бак горючим, мы продолжили наш путь на самую западную точку Исландии — мыс Latrabjarg, который знаменит своей колонией птиц со смешным названием Тупики или Паффины по-ихнему.
Как приятно все-таки наблюдать непуганных человеком животных в их естественной среде обитания. Птички не боясь, подпускают тебя на расстояние вытянутой руки, при этом не отвлекаясь от своих обычных дел.
Но время шло к вечеру, и мы легли на обратный курс. До кемпинга, правда, мы не дотянули, т.к. небо заволокло темными тучами, пошел дождь, да и я уже порядком подустал рулить. Поэтому, увидев свободную площадочку на берегу фьорда с дикими лебедями, остановили машину, отработанными движениями постелили внутри постельку и легли спать.
Видео восьмого дня:
День 9. 14 июля 2013 г.
Времени у нас уже был приличный запас, поэтому для полноты картины решили съездить осмотреть полуостров Snaefellsness, который называют Исландия в миниатюре.
Изначально я не хотел вообще включать его в план путешествия, т.к. думал, что после увиденного нами он не произведет большого впечатления, но Исландия такая страна, где сказочная красота может находиться в любом месте, особенно если при этом светит солнце.
К сожалению, главная изюминка полуострова вулкан Snæfellsjökull, описанный Жюль Верном, был надежно спрятан за облаками, правда, это не помешало нам прокатиться по туманным, снежным тоннелям на его склонах. Также очень живописное и уютное место находится возле горы Kirkjufell, в северной части полуострова.
Осмотрев основные достопримечательности сей необычной земли, поехали подыскивать себе кемпинг для того, чтоб отдохнуть и переночевать, но оказалось, в южной части полуострова с кемпингами не очень, а те, которые есть, находятся в основном при фермах. Спать с видом на коровники очень не хотелось, и мы ехали все дальше и дальше, пока полуостров не кончился, и мы в очередной раз не выехали на дорогу № 1.
Не найдя приличного кемпинга на полуострове, мы решили ехать к водопаду Hraunfossar, рядом с которым, согласно карте, должен быть большой кемпинг.
Но приехав туда, мы были разочарованы. Ресепшен по причине вечера был закрыт, а на воротах висела надпись без согласования с администрацией в кемпинг не заселяться. Значит, это не наше место, подумали мы и поехали искать ночлег дальше. В итоге нашли очень приятный во всех отношениях кемпинг Fossatun. Там хозяин даже не поленился построить для детей городок по мотивам Исландских сказок про троллей. Ну и мы, как могли, приобщились к местному фольклору.
В этих домиках, кстати, почему-то внутри валялись обглоданные бычьи кости.
А вот ноу-хау французских джиперов в плане крепления запаски на внедорожник, увиденное нами в кемпинге. Силовые багажники для них, видать, пережиток прошлого. :)
Видео девятого дня:
День 10. 15 июля 2013 г.
На этот день у нас по программе остался последний непосещенный водопад с названием Glymur. Дорога к водопаду не очень сложна, правда, придется перейти по бревну реку и немного попотеть, поднимаясь в крутую горку. Фотографии не передают то ощущение полета, когда стоя на краю обрыва, смотришь в узкую щель каньона, на дно которого с высоты почти 200 м падают струи чистейшей ледниковой воды, а вокруг под тобой снуют жирные синелапые чайки.
Спустившись с водопада, мы вернулись в кемпинг и предались простому матрасному отдыху.
День 11. 16 июля 2013 г.
В этот день мы возвращались туда, откуда началось наше незабываемое путешествие. Выспавшись и собрав вещи, наш экипаж не торопясь поехал назад в Рейкьявик. Так как погода была не очень, то прикупив продуктов на ужин, помыв и заправив машину, быстро покинули гостеприимную столицу Исландии, решив напоследок взглянуть на самое известное и раскрученное туристическое место острова — курорт Голубая лагуна.
В общем, матерые исландцы, чтоб отработанная вода, сбрасываемая с местной геотермальной ТЭЦ, не пропадала зря, придумали сливать ее в бассейны и брать за купание в ней приличные деньги.
Омыв руки в волшебной голубой воде, мы вернулись в уже знакомую нам по первой ночи гостиницу в Кефлавике. Сдали машину, упаковали вещи в рюкзаки, и легли спать, ведь на утро нас ждал обратный путь домой.
Заключительное видео: