|
Маршрут: Санкт-Петербург — Витебск — Минск — Брест — Луцк — Почаев — Кременец — Львов.
Автомобиль: Фольксваген Поло седан.
Приветствую всех, уважаемые форумчане! Подводя итог крайне насыщенного автопутешествиями года — в самом деле: зимой, весной, летом и осенью 2013 г. у нас состоялись те или иные поездки по «городам и весям великой Руси» — см. мои предыдущие отчеты на Drom.ru — решил подготовить еще один отчет об автопутешествии, состоявшемся летом 2011 года в Закарпатье. Для нас и, в частности, для меня, это была особенно памятная поездка. Дело в том, что в Закарпатье мы были с родителями в начале 80-х годов ХХ века, и это было одним из последних наших совместных автопутешествий. В то же время для нашей семьи это было первое автомобильное путешествие такого масштаба на только что купленном Фольксвагене Поло седане. Определенное волнение было — что и как получится? Сейчас, оглядываясь назад, можно сказать, что все получилось, как и задумывали. Но обо всем постепенно.
От первой поездки с родителями в Закарпатье у меня остались смутные воспоминания, что ездили мы на автомобиле ВАЗ-2101 «Жигули» (машина была из первых «итальянских» партий, очень надежная и безотказная, не то, что последующая «восьмерка» ВАЗ-2108 «Спутник»), жили в собственной четырехместной палатке в предгорьях Карпат.
Приведу старое фото той поездки, на котором изображены мама и брат.
Много перечитав в Интернете информации о Свято-Успенской Почаевской лавре, послушав рассказы нашего Настоятеля — протоирея Романа (Гуцу) и паломников, побывавших в этом Святом месте — уделе Пресвятой Богородицы — захотел лично побывать там. На чем ехать вопросов не возникало — Слава Богу, к этому времени у нас появилось собственное авто — Фольксваген Поло седан, приобретенный в самом конце 2010 г. (машина, кстати, как и упомянутые выше Жигули, из первых партий). Основательно «намучившись» в Крыму в 2010 г. без машины, решили больше не испытывать судьбу, а сразу задействовать собственный транспорт.
Разрабатывая маршрут поездки, планировали первую остановку сделать в г. Невель Псковской области — все-таки чуть ближе к Санкт-Петербургу и все-таки знакомая Россия. Однако, по совету знакомых, уже побывавших в Белоруссии, через Интернет заказали гостиницу в г. Витебске. Нисколько не пожалели об этом, так как и сама гостиница и первый город Белоруссии, с которым мы детально ознакомились, не разочаровали.
Автодорога Санкт-Петербург — Витебск на подъезде к Витебску.
Прибыв в г. Витебск во второй половине дня и остановившись в одноименной гостинице, уже с вечера побродили по городу.
Витебск. Вид из окон гостиницы.
На следующий день (примерно до обеда) также походили по улицам города.
Витебск.
Витебск.
Витебск.
Витебск.
После Витебска, выехав на автомагистраль Москва — Минск — Брест, отправились в сторону Бреста. По пути, не могли не заехать в Минск — все-таки столица, в которой даже нам с родителями в их многочисленных поездках, не говоря уже о нашей семье, побывать до этого не удалось.
Автомагистраль Москва — Минск — Брест, белорусский участок.
Минск запомнился широкими проспектами, доброжелательными водителями, чистотой на улицах, недорогим обедом в городской столовой, качественным бензином и культурным обслуживанием на автозаправочной станции.
Поскольку уже вечерело, то в городе задерживаться не стали, а выехали в сторону Бреста. К Бресту ехали практически в темноте, очень выручало то, что автомагистраль Минск — Брест — широкая, гладкая и можно было безбоязненно держать высокую скорость движения, не опасаясь попасть в какой-нибудь «переплет».
В Брест прибыли уже поздно вечером, в темноте и, найдя нужный адрес остановились на ночлег.
На подъезде к Минску.
Минск.
Переночевав в Бресте, на следующий день решили познакомиться с этим белорусским городом. Тем более, что младшая дочь очень хотела увидеть легендарную Брестскую крепость, а мне было интересно еще раз пройтись по городу, спустя 20 с лишним лет. В Сбербанке поменяли русские рубли на белорусскую валюту и отправились пешком по городу.
Брест
Брест.
На территории Брестской крепости.
На территории Брестской крепости.
На территории Брестской крепости.
Пока ходили по городу, время незаметно подошло к вечеру, а ведь на этот день у нас было запланировано пересечение белорусско-украинской границы на участке Макраны — Доманово и пробег по совершенно незнакомым дорогам до г. Почаева (больше четырехсот километров). Быстро «покидав» вещи в машину и заправившись в Бресте, выдвинулись в сторону белорусско-украинской границы. До границы доехали быстро, а дальше уперлись в хвост очереди из примерно 10-15 машин. По опыту поездки 2010 г. в Крым (правда, на поезде) уже знали, что надо приготовить все паспорта и заполнить иммиграционные карточки. Но в поезде все было проще — проводник заранее предупредил, что необходимы паспорта и раздал карточки для заполнения, здесь же все пришлось выяснять самим. Что запомнилось при пересечении границы? С белорусской стороны потребовали показать все паспорта и зеленую карту на машину — прошли относительно быстро. С украинской стороны «возни» было больше — забрали все паспорта, проверили все документы на машину, заставили «топать» к таможенникам, провели осмотр салона и багажника. Еще повезло, что нас «толканули» в зеленый коридор и, выполнив все необходимые формальности, уже в сумерках пересекли границу.
Южная ночь темна — проехав немного от границы, попали в полную темноту и потихоньку «наощупь» двинулись в сторону Почаева. После отличных белорусских дорог украинские дороги показались «не айс». Машину «потряхивало», хорошо хоть глубоких ям и прочих «прелестей» местных дорог не было. Увидев освещенную заправку в Ратне, решили остановиться — перекусить и отдохнуть. Ну а дальше — вновь ночной «перегон». Проехали Ковель, приблизились к Луцку. Навигатора у нас не было, поэтому попав на улицы этого украинского города, в темноте пришлось пару раз останавливаться и уточнять у местных таксистов дальнейший маршрут движения.
После Луцка, проехав еще какое-то расстояние, выехали на международную автомагистраль Киев — Львов — Чоп. После подразбитой автодороги Доманово — Ковель — Луцк эта дорога показалась «раем небесным» — широкая, со светящейся в темноте разметой по центру и краям проезжей части, с гладеньким асфальтом — в общем, «жми на всю железку». Останавливало лишь то, что было все-таки темно, часто попадались населенные пункты, в которых надо было снижать скорость и обилие видеокамер, фиксирующих скорость.
С ходу не разобрались с поворотом с Львовской автомагистрали на Радивилов и Почаев, хорошо, что рядом оказался пост ДАИ. Остановившись, уточнил у инспектора дальнейший маршрут. Вполне доброжелательно молодой инспектор подробно рассказал, как нам ехать дальше. А дальше — вновь полная темнота и ухабы на автодороге Радивилов — Почаев. И вот, представляете, в такой темноте вдруг возникает ярко освещенная высокая колокольня Почаевской лавры. Ну, Слава Богу, доехали. Подъехали к запертым воротам лавры (было примерно 4 утра). Охранник уточнил, что надо поставить машину на автостоянку при лавре и подождать ее открытия в 5 утра.
О Свято-Успенской Почаевской лавре (официальный сайт http://www.pochaev.org.ua), куда устремляются тысячи паломников со всего света, я уже начинал рассказывать в своем отчете «Из Санкт-Петербурга в Крым («через Рим») на «Поло»-седане», опубликованном на Drom.ru. Основные святыни лавры — стопа Пресвятой Богородицы, Почаевская чудотворная икона Божией Матери, нетленные Мощи преподобного Иова Почаевского и преподобного Амфилохия Почаевского и другие. Сама Лавра очень красиво расположена на вершине Почаевской горы, откуда открывается замечательный вид на окрестности.
Панорама города Почаева от лавры.
На территории лавры расположены Свято-Успенский собор, собор Святой Троицы, Пещерный храм, Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, лаврская колокольня, Святые врата, многие другие замечательные памятники.
Разместившись на самом верхнем четвертом этаже монастырской гостиницы, мы с большим удовольствием были целую неделю на территории этой Святыни, посещая Божественные литургии, участвовали в Крестном ходе вокруг лавры, изучая окрестности г. Почаева, выезжая к другим Святыням, о которых раскажу чуть ниже.
Панорамы Лавры.
На день святого пророка Илии (2 августа) совершили большой Крестный ход вокруг Лавры. И вот ведь, что интересно — до этого всю неделю (и даже больше!) стояла «иссушающая» жара и окружающая растительность поникла от засухи, а именно на этот день пришелся сильный ливень, так, что паломники шли под зонтиками. Воистину, по молитве пророка, небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждавшую землю.
Крестный ход вокруг Почаевской лавры на день святого пророра Илии.
От Лавры пешком сходили на монастырское кладбище, заодно и познакомились с самим городом Почаевом.
По пути на монастырское кладбище.
По пути на монастырское кладбище.
У входа на монастырское кладбище.
Почаев.
Почаев.
Почаев.
Из Почаева на своей машине совершили две паломнические поездки. Во-первых, в Свято-Духовской скит Почаевской лавры.
Свято-Духовской скит Почаевской лавры.
И, во-вторых, к источнику Святой Анны, где с удовольствием искупались в благодатном источнике.
Источник Святой Анны. После омоновения.
Как ни интересно и «благодатно» было оставаться в Почаеве, но время неумолимо и надо было двигаться дальше. А дальше — решили познакомиться с еще одним украинским городом, расположенным всего в двух десятках километров от Почаева — городом Кременец.
Основной достопримечательностью города Кременец (свое название город получил от минерала "кремень", распространенного в этой местности) является Замковая гора (высота 105 метров), на которой в XI веке возникло древнерусское городище, а в XII веке на ее вершине из камня-известняка был сооружен Замок. В XIII-XIV вв. по кромке вершины крутой горы его окружают каменной крепостной стеной.
До наших дней сохранилась двухъярусная надвратная и западная башни, а также остатки стен толщиной 2,3 м и высотой 8-12 м. В 1340 г. город переходит во владение Великого кн. Литовского, а после Люблинской унии (1569) входит в состав Речи Посполитой.
В 1536 г. Вел. кн. Литовский и король Польский Сигизмунд I Старый дарит Кременецкий замок вместе с окружающими селами своей жене Боне-итальянке. Она владела городом 20 лет и превратила крепость в неприступную твердыню. Лишь в 1648 г. крепость была взята казаками Максима Кривоноса.
Впечатляет расположенный в центре города ансамбль Иезуитского коллегиума, возведенный в 1731-43 гг. арх. Павлом Гижицким. С юга и севера к нартексу костела примыкают два учебных корпуса. За зданиями коллегиума в 1806 г. знаменитый паркостроитель Д. Миклер заложил ботанический сад (пл. 200 га). В 1805 г. в сооружениях коллегиума усилиями Тадеуша Чацкого и Гуго Колотая была открыта Волынская гимназия, а затем - лицей. Он превратился в центр просвещения Правобережной Украины и получил название Волынских Афин. Многие лицеисты участвовали в Польском восстании 1830-31 гг., поэтому в 1833г. это славное учебное заведение закрыли и перевели вместе с библиотекой, оборудованием и коллекцией ботанического сада в Киев, где на его основе был открыт Университет св. Владимира с ботаническим садом. Сейчас в бывшем костеле располагается Преображенская церковь, а в корпусах коллегиума - Гуманитарно-педагогический институт. Слева перед коллегиумом расположен оригинальный жилой дом «Близнецы» (XVII-XVIII вв.).
Среди древнейших построек города — комплекс Богоявленского монастыря, основанного в 1633 г. В Кременце родился великий польский поэт Юлиуш Словацкий (1809-49). В доме, где прошли его юные годы, располагается музей.
В 1793—1917 годах входил в состав Российской империи. В 1819 году в Кременце основан Волынский лицей — высшее учебное заведение, равнявшееся по статусу Виленскому университету. В лицее имелась большая библиотека с фондом более 50 000 томов, в том числе 1500 инкунабул.
С 1921 года город принадлежал Польше, с 1939 года — в составе Украины.
Панорама Замковой горы и Замка.
На территории Замка.
Панорама города Кременец от Замка.
Панорама города Кременец от Замка.
У церкви Воздвижения Животворящего Креста Господня.
На территории Богоявленского женского монастыря.
На территории Богоявленского женского монастыря.
Преображенская церковь и у корпусов коллегиума.
На территории Гуманитарного университета.
Кременец.
Ну и, конечно, находясь в Закарпатье, мы не могли не посетить столицу этого края — Львов. В один из дней специально выбрали для этого время и отправились из Кременца до Львова. Тем более расстояние не такое уж большое — около 150 километров.
Уже не в темноте, а днем прокатились по отличной, «гладенькой» — правда не такой широкой, как на участке Киев — Ровно (чуть забегая вперед этот участок мы «освоили» в 2012 году по дороге в Крым) — автомагистрали. По пути посмотрели памятники, встречающиеся на этой дороге.
Что интересно, на этой магистрали очень много машин с «иностранными» номерами: Польши, Германии, Венгрии, Италии, Болгарии, Чехии и других. Оно и понятно — кратчайшая дорога из Европы в столицу Украины и другие районы страны.
Автомагистраль Киев — Львов — Чоп в направлении ко Львову.
На автомагистрали Киев — Львов — Чоп.
По такой «спокойной» дороге достаточно быстро добрались до Львова и после уточнения маршрута внутри города (вот как нам не хватает навигатора!), оставив машину на стоянке в центре, отправились пешком бродить по городу.
Откровенно говоря — вот сейчас я выскажу мысль, которая вызовет бурю эмоций в комментариях — Львов нам не понравился. Да, внешне красивый, симпатичный, по «европейски» чистенький город. Да, есть в нем на что посмотреть (и это видно из приведенных ниже фотографий). А вот «души», той благодати и умиротворенности, которая явно чувствуется в Почаеве, там нет. И, в этом плане, даже «провинциальные» Кременец или тот же Витебск, явно «выигрывают». Какого-то предвзятого отношения к русским людям мы, конечно, не почувствовали. Но вот события последних дней (пишу эти строки в конце ноября 2013 года, после известных событий, связанных с отношением к вступлению Украины в ЕС) явно показывают, что не все так просто. По опыту наших многочисленных поездок, по благодатным местам России и стран ближнего зарубежья, можно заключить, что есть места (то же Годеново, Сергиев Посад, Елизарово или названный Почаев), куда хочется приезжать снова и снова. Во Львов нас снова и снова не тянет.
Львов.
Львов.
Львов.
Львов.
Львов.
Львов.
Обратная дорога (имею в виду в широком смысле — не из Львова в Кременец, а уже из Кременца домой в Санкт-Петербург) проходила уже известным маршрутом — через Радивилов, Дубно, Луцк, Ковель, Ратне, Доманово, Макраны, Брест, Минск, Витебск, Невель, Пустошку, Остров, Опочку, Псков, Лугу, Гатчину. Большую часть пути удалось проехать в светлое время суток. Границу пересекли быстро, практически без задержек. Опять вышла заминка с выездом из Бреста, так, что от Минска до Витебска ехали в темноте — выручала ширина и качество Московско-Минской магистрали.
Если подводить общие итоги поездки, то почерпнули для себя много нового, «окунулись» в Божию Благодать, хорошо отдохнули.
Машина ни разу не подвела — быстро и экономно свозила нас интересным маршрутом, «укрепила» в уверенности, что можно и дальше путешествовать по «странам и континентам», используя собственный транспорт.
УДАЧИ ВСЕМ ВАМ И БЕЗАВАРИЙНЫХ ПОЕЗДОК !
Поворот с автомагистрали Киев — Львов и дорога к Луцку.