|
Впервые о поездке на этап WRC я задумался очень давно, году в 2004-м. Тогда я ещё был студентом, денег на это не было, информацию даже не искал, но жутко об этом мечтал. И вот, университет окончил, работу нашел. Подошел мой первый отпуск. Подсчитал, куда хватит денег съездить. Турция... И там как раз будет этап WRC! В Кемере! Начал лазить по турфирмам. Предложений 0. Гуглом находились только новости о WRC на сайтах турфирм. Ни одного тура не нашёл. Попробовал позвонить в турфирмы по индивидуальным турам. Но везде получал ответ: «Даблюарцы? Это в какой стране? Не знаем такого курорта. А в Египет не хотите?». Ничего толком не найдя, расстроился и бросил эту затею.
Перед каждым следующим отпуском опять пытался найти тур на этап WRC. Тщетно. Только в 2011 году совершенно случайно наткнулся на одну британскую компанию занимающуюся турами на WRC! Опять поиск по российским турфирмам (с нулевым результатом), попытался нагуглить другие англоязычные турфирмы предлагающие туры на этапы WRC. Кроме этой британской компании ничего не нашёл. Вроде они давно занимаются организацией туров на WRC, но толком отзывов не было. Позадавал вопросы на разных русскоязычных форумах. Никто ничего про них не знал.
Спросил их, предоставляют ли они свои услуги вне Великобритании. Обнадёжили, ответив: «Нашими услугами из России уже пользовались. Добираетесь до города-назначения сами, дальше мы вам организуем трансфер-экскурсии-питание-билеты». Нацелился уже ехать через них... но на одном раллийном форуме посоветовали ехать самому. Мол, ничего сложного в этом нет, зато дешевле. Прикинул, когда можно выпросить отпуск, нацелился на этап в Испании. До него было ещё 4 месяца, можно было относительно дёшево всё забронировать.
Начал планирование. Штаб ралли должен был находиться в Салоу. Но в самом Салоу отели оказались на ~10 евро дороже, чем в соседнем Камбрилсе. Ещё и отель там нашёл на берегу моря с бесплатной парковкой. Забронировал. Но спустя 3 месяца меня «обрадовали» тем, что не могут подтвердить мою бронь. Взамен предложили за ту же цену поселиться в другом их отеле (более дорогом, что обрадовало, но с платной парковкой и далеко от моря, что огорчило). Глянул, где он находится... в Салоу! До штаба ралли будет чуть ближе, зато до самих спецучастков значительно дальше. :( Посмотрев на альтернативы, ничего лучше не нашел и согласился.
Забронировал авиабилеты, начал искать, что делать с трансфером. Надежды на общественный транспорт, чтобы добраться до спецучастков, не было. Полазив по сайтам прокатных компаний, решил забронировать машину в Sixt'е. Взял немецкий 2-местный заднеприводный купе с заднемоторной компановкой и секвентальной коробкой передач. Как-никак, ралли еду. :) Хотя в прокатной компании, скорее всего, не топовая комплектация, с атмосферным двигателем (хотя и в топовой Smart For Two не очень). Но и такая вполне устроила бы.
Обычно для ралли выпускают путеводители к спецучасткам, их можно скачать на сайте самого ралли. Локально должны ещё такие же книжечки раздавать. Скорее всего, от места парковки до самого спецучастка придётся много топать пешком. На всякий случай надо было запастить водой и чем-нибудь съедобным (+камера, запасные батарейки, карты, зонт...). Всё это утащить вручную нереально. Решил брать рюкзак.
Никакой информации о билетах для доступа в зрительские зоны на сайте не нашёл. Был шанс, что это будет бесплатным (на некоторых ралли надо платить). Решил пропустить первые 2 дня (шейкдаун + составление легенды). На разведку получалось 1,5 дня до старта ралли. Долго ждал пока организаторы выложат карты спецучастков. В конце концов, ждать надоело, начал размечать карту по имеющимся «грубым» картам о спецучастках. Тут я понял, во что вляпался. :) Чтобы все объездить и посмотреть, при этом приезжать вовремя и не заблудиться, надо собственного штурмана. Поездить придётся довольно много. Наметил приблизительные места, где буду смотреть. Позже хотел скорректировать их, когда будут более точные карты спецучастков или инструкции для проезда к зрительским местам.
И вот настал долгожданный отпуск. Прилетел в Барселону и удивился (после Москвы), что на меня не набросилась толпа таксистов, предлагающих свои услуги.
Побежал в Sixt. Подал все документы и кредитку. Сначала работник долго пытался оформить прокат, но никак не получалось. В итоге заблокировал сумму проката 2 раза. Начали выяснять, «ой, ошиблись, напишем на бумажку, потом разблокируем». Выдали ключи (досталась Opel Corsa), показали список повреждений. Сказали посмотреть, нет ли чего недокументированного.
Пошёл к машине (в подземный гараж, где так легко всё не рассмотришь). Правая бочина вся ободрана, в документах это не указано. Диск поцарапан. Под машиной лужа какой-то жидкости. Пошёл обратно. Предложили, доплатив, взять Audi A1, но пришлось отказаться. И так не очень большой бюджет урезался двойной блокировкой. Сказали, что на выезде надо заехать на приёмку, там недокументированные повреждения сфоткают. Проехать мимо трудно, прямо на выходе из паркинга приёмка. Но я как-то умудрился проехать. Сцепление еле живое. Иногда мигает лампочка масла.
Кстати, об ободранных бочинах. В Испании примерно 6 из 10 машин с такими повреждениями. Специально, когда шёл по тротуарам, считал статистику. Как они так умудряются — ума не приложу.
Дороги довольно широкие и пустые. По качеству очень хорошие.
Немного покатавшись по окрестностям Барселоны, понял, что допустил ещё одну ошибку — не включил роуминг для GPRS'а. Без GPRS'а отказалась работать навигация. Поездил немного в поисках туристических симок, пробуя ориентироваться по карте, но получалось плохо. И присоску-держатель тоже забыл. К тому же совсем не учел перелет (не спал уже почти 20 часов). Пока катался, царапнул диск о поребрик. Прикинул, во сколько всё обойдётся (GPRS по грабительской цене, бензин, стоимость большего класса машины...) и свое полусонное состояние... плюнул на всё и вернул машину.
Вернулся в аэропорт и начал мучать работников на предмет трансфера в Салоу. Выяснил, что туда ходит поезд. Нашел поезд, сел и поехал... но куда-то не туда. Помучив местных испанцев, понял, что надо пересаживаться в Барселоне. Вышел не на той остановке... доехал на другом поезде нужную остановку. Немного помучив работников станции, наконец-то нашел нужный поезд и поехал в Салоу. Правда, то ли я всё-таки не на тот поезд сел, то ли в самом Салоу нет ЖД станции.. я уехал в соседний город (Лива-сека). О такси почему-то даже не подумал и пошел пешком. Топать было не очень далеко, а дороги как в парке, и с велосипедной дорожкой. Гулять по таким улицам, смотря на местные красоты и проезжающие в сервис парк раллийные автомобили, весьма интересно. :) И уже под ночь кое-как нашёл отель. К этому моменту я не спал уже часов 30, отрубился моментально.
Поразмыслив на следующее утро (и на свежую голову), решил попробовать написать-таки в ту британскую турфирму. Выпросил в приёмной отеля пароль на WiFi. Написал письмо, созвонились, договорились о цене. Оплатил картой, побежал на встречу с их экскурсоводом. Ходить пешком по парку от моего до отеля, в котором все прочие фанаты ралли поселились, почти 5 км (иногда приходилось ходить не один раз туда-сюда). Правда, я постоянно немного менял маршрут, гуляя по улицам. До сервис парка примерно столько же оказалось.
Кстати, в Испании вообще с WiFi интернетом плохо, халявного нигде нет. Даже, где весит вывеска Free WiFi Zone, доступ только к одному сайту.
Пошёл гулять по сервис парку. Там довольно интересно оказалось. Рядом с ним припарковано много интересных автомобилей. Иногда попадались раритеты вроде Mini Cooper S (старый, в очень хорошем состоянии). Половина машин зрителей в наклейках с разных ралли. На некоторых наклеек уже под 20 штук. В сервис парке есть большое кафе. Стоит куча палаток с фанатской атрибутикой. Как официальной, так и сторонней (пиратской). По крайней мере, над одной из таких палаток пиратский флаг висел. :)
Есть отдельные палатки со старой атрибутикой (прошлогодней или ушедших команд) по очень вкусным ценам. Кепки/футболки/шапки/модельки от 10 EUR, рубашки от 20, кофты/куртки/рюкзаки от 30-50. Цены на «актуальную атрибутику» раза в 2 больше. Даже авторучки и маркеры не стоят дешевле 5 EUR. Но такую мелочёвку можно будет купить на спецучастках (пиратские копии) значительно дешевле.
Отдельно стоят палатки с автомобилями. Как гражданскими, так и боевыми (ралли/туринг/дакар...). В некоторые машины можно заглянуть через стекло, к некоторым не подпускают. Ford поставил симуляторы: автомобиль, на капоте которого здоровенный монитор (дети там всё оккупировали). Поглядел и пошёл дальше. Был стенд Force Dynamics! Мне повезло, смог на нём покататься.
Интересно, но ожидал большего. В другие дни его не видел включённым (судя по записям в тетрадке Ford'овцев, у них было ограничение на 120 человек).
После сервис парка пошёл на форум с пилотами WRC. На входе «содрали» пожертвование. По сути дела оказалось замаскированным аукционом всяких раллийных вещей (перчатки, прототипа ботинков Кена Блока, куртки...) с автографами пилотов. Между делом ведущие и пилоты пытались шутить, не очень успешно. Им явно нужен сценарист получше. Всё на английском, но даже при знании английского я бы туда не советовал идти. Разве что надо что-нибудь уникальное с автографом купить. Но ниже 100 EUR почти ничего не уходило.
На церемониальном старте можно поближе разглядеть сами автомобили. Иногда пилоты останавливаются и выходят, оставляя дверь открытой. Можно поглазеть на внутреннее оборудование. Там же обычно проходят гонщики и дают автографы.
На следующий день была запланирована первая поездка на спецучастки. Вставать приходилось очень рано (в 6 утра). Но мне повезло, что между Омском и Салоу +4 часа разницы. Т. е. я вставал почти в 10 по Омскому. У турфирмы есть договорённость с организаторами ралли, на автобус клеят спецнаклейку с надписью VIP. Полицейские такой транспорт пропускают в большее количество мест, доехать легче, меньше топать пешком. Обедать предполагалось на спецучастке (туда приезжают передвижные кухни с разными бутербродами).
Стоят 3-5 EUR. Насколько я видел, местные закупаются продуктами в супермаркетах и делают такие бутерброды сами. Но так получится только на своей (прокатной) машине. Если ехать одному, то автобусом всё равно получится быстрее (скорее всего) и дешевле. Если ехать вдвоём, то уже можно думать о прокате авто (но придётся повозюкаться с навигацией). Приезжать на спецучасток надо часа за 2 до старта. Так будет время выбрать место поинтереснее, пока народу не много. Хотя с высокой вероятностью в последнюю минуту кто-нибудь встанет, перегородив обзор самого интересного. При выборе места надо ещё учитывать сторону дороги. Полиция может и не пустить переходить дорогу до проезда всех участников, если вдруг надоест. С дороги начинают гонять примерно за час до старта. Чем ближе к старту, тем больше вертолётов кружит в воздухе. Многие смотрят первую десятку-двадцатку участников и идут на следующий спецучасток (т. к. он начинается до окончания текущего), так что всё посмотреть не удастся. Зато можно будет перейти на место поинтереснее. В день планировалось по 2 спецучастка (турфирмой). Иногда один и тот же, но в 2 прохода. Зато экскурсоводы «опытные», выбирали заведомо зрелищные места. Отходить было нельзя — тут же займут место. Так что лучше запастись водой (на пару часов), и складной стульчик не помешает. Я не брал, из-за этого в конце дня ноги чуть ли не отваливались. Хотя я вообще очень много находил, за 5 дней получилось под 100 км.
Фотоаппарата не было, приходилось фоткать на телефон. Получалось отвратительно (правда, телефон довольно старый). Надо явно что-то с большей скоростью реакции.
Первый день оказался испорчен Испанской пылью. После прохода первого экипажа поднималась громадная туча пыли. Кто-то пытался убежать, кто-то нет. После окончания спецучастка половина зрителей были как после песчаной бури. Эта же пыль не давала следующему экипажу нормально проехать. В итоге все экипажи начали специально опаздывать. Организаторы пошли навстречу и стали пускать экипажи через 4 минуты, а не через 1. В итоге посмотреть удалось в 4 раза меньше.
В отель возвращался часов в 9-10 вечера. Для экономии по пути в отель забегал в супермаркеты и покупал печеньки/шоколад/воду на следующий день.
На следующий день по приезде на спецучасток все вкусные места уже были заняты местными. Они пропускали конец предыдущего дня, ехали на спецучасток следующего дня и на самом интересном месте устанавливали палатку, резервируя таким образом себе место. Кстати, небольшой плюс просмотра ралли в том, что спецучастки обычно проходят в не очень популярных (с туристической точки зрения), но красивых местах. Поэтому там интересно побегать в перерывах между прогонами. Немного полазив по городу, можно было найти скамейку в тени, продуваемую прохладным ветерком и с красивым видом. Вроде таких мест:
Погода была жаркая и солнечная. Не выдержал солнцепека и купил кепку. Долго выбирал между чёрно-белой WRC и сине-жёлтой Subaru. Subaru взяла верх. Как оказалось, не напрасно. После окончания второго прохода, когда уже шёл к автобусу, увидел Петтера Солберга, сидящего в кафе. Подошёл, попросил кепку подписать. Он попытался содрать 5 EUR за автограф. Не успел среагировать, надо было предложить 5 рублей (как раз 5-рублёвая монета в кармане была), как уже в руках была подписанная кепка. :)
На набережной, возле церемониального старта и подиума, была «ярмарка WRC». Продавали те же сувениры, проводили чемпионаты по гонкам на таких машинах (кстати, трасса ОЧЕНЬ длинная, чуваки в оранжевых футболках стоят по краям одной трассы):
Особо следует отметить симулятор WRC:
Стоит 5 EUR, но оно того стоит. Я катался на нескольких подобных аттракционах, вроде всяких шатлов, но все они нервно курят в сторонке. Внутри симулятора onboard видео с Финляндии. Трясёт зачётно, вцепился в поручень обеими руками, чтобы не биться головой об подголовник. Прикольная штука, с удовольствием покатался бы на таком ещё раз.
В общем-то, это всё, что удалось вспомнить. Напоследок могу только порекомендовать не совершать моих ошибок: побывав только на ралли, сейчас немного жалею. Надо было закладывать значительно больше времени, чтобы и окрестности поглядеть.