|
Когда в первый раз мы собрались в поездку по Европе, я сказала себе «Ну хоть одним глазком посмотрю и все — успокоюсь». Для нашего поколения, жившего в закрытой стране, выезд за рубеж был целым событием. Даже если и случалось купить путевку, то на нее надо было копить немалые деньги, т.к. она, эта путевка, стоила не одной зарплаты советского инженера, коим я была. Мне же повезло, в 1990 году на наше предприятие поступило 2 путевки в Индию, страну для меня интересную, загадочную и… недосягаемую. Каково же было мое счастье, что одна из путевок все-таки мне досталась, так как те, кому она предназначалась, просто отказались от такой экзотики. Господи, как же я была счастлива, и все, что мы с мужем копили на пресловутую стенку — истратили на эту путевку для меня одной. Это был мой первый выезд за рубеж и сразу так далеко. Вот такое небольшое предисловие.
Потом были трудные два десятилетия. У нас к 50 годам появилась машинка — драная и маленькая Окушечка — но очень любимая, за руль которой я села впервые. И мы начали ездить и много. Сначала всю Самарскую область облазили, потом в Москву и Золотое кольцо, и покатились-покатились — Казань, Воронеж, Оренбург, Соль-Илецк, Саратов и многое другое. У нас появился Матиз — тоже очень любимый. Вот тут-то и появилась дерзкая мысль — а не съездить ли нам в Европу. И мы это сделали. Отчет о первом путешествии я тут же поместила на любимом сайте
СМ. Поездка в Европу на Daewoo Matiz
Уезжая от друзей в Германии, мы с сестрой плакали, так как думали, что никогда не увидимся, что нас разделяет не только расстояние, но и обстоятельства жизни. Но на следующий год дорога снова позвала нас. Нас ждали там в Германии замечательные наши друзья, и также, как и в первый раз, я поместила отчет на сайте.
СМ. Второе путешествие в Европу из Самары на Daewoo Matiz, в том же составе
Прошло 2 года, за которые много чего произошло. В том числе нам с мужем исполнилось по 60 лет, мы сменили машину и купили Шкоду Фабиа. Но самое главное — тяга к путешествиям на своем авто нисколько не уменьшилась. Все время я читаю отчеты на любимом сайте, и меня все тянет и тянет в дальнюю дорогу. Собирались еще в прошлом году, но иногда обстоятельства бывают сильнее наших желаний. Подарком к своему 60-летию мы решили сделать поездку в Италию с отдыхом на море, но только через Финляндию. Я перелопатила инет, очень много хотелось посмотреть за три недели (сестра и муж располагали только тремя неделями отпуска). В результате мы решили — едем до Германии к друзьям в Баден-Баден. Там нас ждут и возражений не принимают. Сын подруги помогает нам с бронированием бюджетного жилья и составлением маршрута по Италии, т.к. он там очень много уже посмотрел и может подсказать, что стоит выбрать в наш сжатый период. Еще нам хотелось посетить Бельгию, Люксембург, Париж и Испанию. Понятное дело, что хотеть не вредно. Зато есть к чему стремиться.
Итак, состав все тот же. Я — Людмила, водитель с 12-летним стажем.
Моя сестра — наш финансово-хозяйственный директор. Очень важный человек в экипаже.
Мой муж — фотограф, носильщик, механик ,ну и самое главное — единственный мужчина в экипаже.
С собой нетбук, два фотоаппарата, камера, общий телефон для отсылки СМСок нашим детям при передвижении. Связь осуществлялась по скайпу или через одноклассники, при наличии интернета.
Экипаж, проверенный временем и двумя путешествиями. А вот автомобиль новый — Шкода Фабиа, купленный перед самым новым годом, не прошедший еще ни одного ТО. Нам предстояло уложиться в 11000 км, чтобы успеть в Самаре сделать первый ТО. Конечно, перед путешествием я обратилась в наш сервис. Машинку посмотрели-осмотрели и дали ДОБРО, даже разрешили небольшой перепробег (спасибо за это), чем мы, конечно, воспользовались. Ведь только дорога до границы в один конец от Самары — 2000 км. Визу сделали Финскую и это было поручено моей сестре, проживающей в Москве. С чем она блестяще справилась, и, к тому же, купила автопакет на паром Турку-Стокгольм.
Мы хотели купить новый навигатор, приехали в магазин, выбрали новый аппарат и решили проверить работу нашей карточки с программой IGO-8. Не тут-то было. Современные аппараты сделаны так, что просто так, запросто вставить карточку с нужной программой нельзя. Нужен специалист, который сможет прошить программу, и его еще нужно найти. Ну что ж, не зря говорят, что старый друг лучше новых двух, и наш проверенный навигатор, в котором запросто можно поменять карточку с одной программой на другую, нам еще послужит уже в третьем путешествии.
Кроме этого, мы заготовили сухой паек, наши любимые колбасы и сыры, ведро очень вкусных самарских яблок, сухофрукты и орехи. Т.е. мы не хотели при каждом голодном позыве искать места общепита. У нас все было свое. Большой термос, кофе, а к нему сливки, чай, а к нему всякие вкусняшки, ну и, конечно, всякого сытного, что можно положить в сумку-холодильник. Это просто здорово. Впереди три недели пикника. По дорогам Европы отдохнуть во время путешествия — не проблема. Буквально через каждые 10 (ну, может больше) км вдоль всех автобанов существуют прекрасные площадки отдыха со всеми удобствами для путешественника. Это — парковочные места, чистые туалеты с водой и полотенцами, множество чистых столиков. Места хватает, как правило, всем, в том числе и дальнобойщикам, у которых парковочные места отведены отдельно от легковушек. Дизайн каждого такого места индивидуален. Они умудряются даже в таких прозаичных местах привнести красоту и радость для глаз и души. Мы видели и детские площадки, и какие-то фигурки, и альпийские горки, и просто красивые насаждения на площадках для отдыха. Иногда такие площадки объединяются с заправкой, дорожным отелем и каким-нибудь кафе. Но в таких местах всегда много народу, особенно в Италии. Мы заметили такую закономерность — немцы много путешествуют и тоже со своей едой, а вот итальянцы — нетушки, их мы тоже много видели путешествующими и семьями, но кушать они бегут в кафе. У них, на их платных дорогах, на площадках отдыха обязательно кафе, а столики — дефицит. А может это нам так не повезло. Нам больше по душе спокойные площадки, где после еды можно просто расслабиться и, отдохнув, продолжить путь.
16 августа
Экипаж из двух человек — я и мой супруг — в очень раннее утро отправился из Самары в Москву. Нам предстояло забрать мою сестру, навестить моего отца и племянников и уже через сутки отправиться в путь, по направлению к Питеру к границе с Финляндией. В этом отчете не хотелось бы писать много о наших дорогах, т.к., сами понимаете, особо хорошего мало что есть написать. В Москву я езжу с 2002 года. Конечно, М5 меняется к лучшему, но темпы изменений слишком замедленные. До Рязанской области хороших удобных участков очень мало. Я имею ввиду хотя бы три полосы с переменным количеством в одну сторону, чтобы можно было обогнать фуру. Наличие разделительных полос настолько мало, а встречное движение такое интенсивное и небезопасное, что ощущаешь себя как на аттракционе. Страшновато бывает. Впрочем, это только мои ощущения.
18 августа
ОООчень раннее утро, экипаж уже из трех человек отправился из южной части новой Москвы в сторону Питера. Нам предстояло проехать приличное расстояние по МКАДу, поэтому нужно было это сделать очень рано, дабы не стоять в пробках. Мы не ошиблись, и достаточно успешно преодолели самые проблемные участки ближнего Подмосковья. И все же на выезд из Москвы у нас ушло много времени, т.к. пришлось ехать из Юго-западного нового района на северо-восток. А потом пошла неплохая дорога на Питер. Конечно, разделительных полос было немного, но три полосы это, по сравнению с М5, благо. Планировали доехать до границы, а ночевать уже в Финляндии, для чего был забронирован мотель «Лейкари» недалеко от границы. Но буквально в десятке километров от Торфяновки, уже к вечеру нам попался на глаза уютный мотельчик с отдельными домиками со всеми удобствами в красивом лесу. Взвесив все за и против, решили переночевать именно тут. Во-первых, это дешевле, чем в «Лейкари», во-вторых, уже был вечер и какова обстановка на границе, нам неизвестно, и никто не давал гарантий, что мы быстро ее пройдем и сможем хорошо отдохнуть. А отдых уже требовался. Как-никак почти тысяча километров пройденных отечественных дорог. Стоимость одного домика для нас троих обошлась в 2500 рублей, включая завтрак. Ночевка же в «Лейкари» нам обошлась бы в 88 евро. Бронь была бесплатной.
19 августа
Выспавшись, хорошо отдохнув и неплохо позавтракав, мы тронулись по направлению к границе в Торфяновку. Процедура прохода границы заняла немного времени, хотя машин нельзя сказать, что было очень мало, к тому же были автобусы с туристами. Для справки отмечу, что, поставив автомобиль в очередь, нужно было отнести документы на оформление, о чем нас никто не проинформировал. Мы продвинулись в очереди к самому шлагбауму, а документы не оформлены. Очередь к этому времени на паспортном контроле уже была немаленькой. Вышло так, что мы всех задерживаем, пришлось нас пропустить без очереди на паспортный контроль. Осмотр авто был формальным и нас пропустили в Европу.
Паром из Турку отправлялся в 20 часов местного времени, следовательно, времени достаточно и торопиться некуда. Мы наслаждались ездой по финским дорогам. В наши планы не входило заезжать в Хельсинки по той причине, что мы там уже были. Заранее в навигатор забили метку на рыбный магазин фирмы «Дисса». Конечно, такой магазин грех было проехать. Купили чудесный кусок свежезасоленой форели и наслаждались вкусной рыбой два или три дня. С собой у нас была сумка-холодильник, а элементы можно было наморозить в каждом месте нашей ночевки.
Сама дорога до Турку очень живописна и комфортна. Достаточно часты туннели, трафик на дорогах не напрягает.
Мне сказали, что именно в Финляндии на 1 км отличнейших дорог у них машин меньше, чем в любой другой стране. Таким образом, в Турку мы приехали рановато, до парома оставалось более двух часов. Оставив автомобиль перед пропускным пунктом на пристани, мы пошли гулять по окрестностям порта и по самой территории порта. Благо, совсем рядом стоит старинная крепость, вокруг которой что-то вроде маленького парка-сквера.
В назначенное время подошел красавец паром, новой постройки, нас загрузили достаточно быстро и организовано. Организация погрузки на паром настолько четкая и продуманная, что даже не успеваешь опомниться, как ты уже в трюме, и все остальные тоже. Покинув трюм, мы нашли свою каюту, разложили вещи и пошли гулять по кораблю.
20 августа
Ранним утром мы оказались в Стокгольме. Город нам очень понравился еще при первом его посещении, а в этот раз мы просто хотели посмотреть музей Скансен. Стокгольм был для нас транзитом. Музей не удалось посмотреть по очень банальной причине — слишком рано мы приехали, и надо было ждать десяти часов утра. Очень жаль тратить время на ожидание и мы, настроив навигатор на Мальме, продолжили свой путь, еще раз осматривая Стокгольм из окна автомобиля. Скажу прямо, опять немного поплутали и, следовательно, более увидели. При первом посещении Швеции мы ехали вдоль моря по дороге Е22. Сейчас же мы решили ехать до Мальмё по дороге Е4 мимо озера Веттерн. Дорога проходит вдоль озера по его длине, то выходит совсем на побережье, то огибает небольшие холмики. Зрелище завораживающее. Мы, наконец, нашли великолепную смотровую площадку, которая являлась одновременно и площадкой для отдыха автомобилистов. Отдохнули, перекусили и насладились красотами озера.
Время неумолимо приближалось к вечеру, и нам пора было искать место для ночевки. Имея опыт того, что на автобанах не всегда быстро можно найти жилье, мы явно поторопились, потому и остановились в отеле «IBIS», который увидели первым. Не могу сказать, что мы были в восторге. Конечно, сервис, как сервис, и завтрак утром — шведский стол. Но ценаааа — достаточно высока для придорожного отеля. Да и на завтраке продуктов было немного, обслуга не торопилась пополнять судки. На наше везенье в этом отеле работала русская девушка и довольно прыткая. Разрулила ситуацию, быстро наполнили все опустевшие судки и заварили свежего кофе. В конце концов, мы, все же, получили свой завтрак, оказавшийся достаточно вкусным, разнообразным, и продолжили путь. По дороге нам достаточно часто встречались щиты с заветной «кроваткой», означающей наличие мотеля или отеля. Еще раз убедились, что поторопились останавливаться в «IBIS». В этот день мы планировали проехать по знаменитому мосту из Мальме в Копенгаген. Зрелище необыкновенное. Самый длинный мост в Европе из Мальме простирается на остров в море и… обрывается. Обидно, что из машины это трудно было снять на фото. А продолжением моста оказался туннель под морем, который выходил прямо в Копенгаген.
Немного о Копенгагене. Каждый город обладает каким-то своим колоритом и очарованием. Всем известно про Русалочку, мы, как самые обыкновенные туристы, тоже захотели ее увидеть. В навигаторе заранее была поставлена метка. Ехали через весь город и глазели по сторонам. Сразу бросилось в глаза, что парковка — это оооочень проблемно. Мы приняли решение найти парковку, а до Русалочки дойти пешком. Ага, как же. Покружились-покружились и нашли местечко. Заплатили в паркомате датскими кронами, что мы получили на сдачу на заправке. Кое-как втиснулись и собрались идти по навигатору к Русалочке. И тут нас останавливает молодой человек, который сидел за рулем минивена. Он пытается что-то нам сказать. Ну, кое-как я все-таки поняла, что он хочет сказать, показывая нам на небольшой щиток с рисунком электрической розетки. Оказывается, это парковочное место для автомобилей с электродвигателем и здесь находится подзарядник. А мы уже оплатили парковку, и денег-то датских у нас было немного, т.к. они нам особо не нужны были. Пришлось снова искать место, при этом теряя оплаченное время парковки. Потом пошли пешком, оказалось, что это не совсем близко. Решили вернуться, доехать до Русалочки, а там видно будет. Так и сделали. Как мы и предполагали, около Русалочки таких желающих, как мы, поглазеть было немало и всех национальностей, а парковок мало. Мы нашли какое-то место около офиса, и парковка там разрешена только для своих. Поставили машину, а к окну положили квитанцию (она уже была просроченной), и для страховки решили сходить к Русалочке по очереди. Правильно сделали, т. к. все-таки пришел полицейский, начал проверять все машины на наличие квитанции (а может какого-то разрешения) и фотографировать номера. В это время мы с Галей фоткались около Русалки, а муж стоял на стреме около авто. До этого он уже с сестрой сходил к Русалочке, а у машины стояла я. Нас выручила наша квитанция красного цвета. Оказывается, она была самой дорогой. Красного цвета — это для туристических районов города, ну а время он не рассматривал. Мы быстренько ретировались.
Даже фото сделать невозможно от такого наплыва туристов.
Копенгагенские зарисовки.
Далее наш путь лежал в Германию и пришлось выбирать, каким путем мы поедем. Первый — это 400 км по суше по Дании через серию мостов, а второй более короткий — паром из RODBYHAVN в PUTTGARDEN. Нам показалось, что второй вариант более выгодный — экономия времени и бензина. Кстати, о бензине. Как только въехали в Данию, появилась необходимость заправиться. Не всякие заправки берут евро, но, тем не менее, такие существуют, сдачу же нам дали датскими кронами. Советую всем иметь при себе и наличные евро и карточки. Особенно в тех странах, где есть национальная валюта. Мы немного накосячили c карточкой. У мужа карточка «Виза» зарплатная и пенсионная, но для заграницы необходимо включить специальную услугу. Мы так и сделали, но только по пенсионной карточке, а первую пенсию ему не выплатили, оставили на сентябрь. А вторую карточку не активировали, думали — хватит. Это так «Газбанк» работает. Хорошо, у сестры была нормальная VISA, она нас потом здорово выручила.
Проехали по Дании до RODBYHAVN. Паромы там ходят, как трамваи, кажется, каждые полчаса. Но мы прождали немного дольше. Погрузка была безупречно четкой и быстрой. Заезжали по эстакаде куда-то высоко.
Путь был коротким, погуляли по палубам, пофотографировали.
Время прошло незаметно, вот мы и на немецкой земле. Было еще не поздно, и мы продолжили путь. Вначале нам встречались указатели на ночлег, да вроде как-то еще рановато, решили проехать подальше.
Такой красивый мост на нашем пути.
Но больше нам не встретилось указателей на ночлег. На немецких автобанах такое вполне нормально, т.к. гостиницы находятся немного в стороне. Надо было остановиться поискать по навигатору, а мы надеялись встретить заветную «кроватку» на указателях. Не заметили, как стемнело. Как говорится — приплыли. Вести машину стало трудновато — видимо, сказалась усталость. Оставалось только одно — ночевать в машине. Это, конечно, не самый лучший вариант, но деваться было некуда. Заехали на одну из парковок для автомобилистов с полным набором услуг — туалет, столики, парковочные места. Мы там были не одиноки. Целая компания молодежи из трех автомобилей расставила палатки. Кроме этого, несколько фур стояли на ночевке. Да, сон в ту ночь был не очень сладким, но все же мы отдохнули и ранним утром, позавтракав своими запасами, поехали в Бремен.
22 августа
Бремен — город, про который слышали даже самые маленькие дети. Все мы знаем Бременских музыкантов. Ну а чем пенсионеры отличаются от детей? Наверное, мало чем, а любопытство никто не отменял. Городок оказался таким милым, очаровательным. Как и положено, навигатор привел нас в исторический центр, машину поставили на платную парковку, а сами пошли глазеть. Вам предлагаю пройтись с нами.
Вот так в Германии хранят исторические ценности своих городов. В целом город обыкновенный, современный, но центр — как будто в другом измерении времени. Германию за три поездки мы объехали, можно сказать, по кругу и посмотрели много городов. Все они очень аккуратны, с хорошими дорогами, порядком, всегда можно найти парковку, хотя и платную. И везде мы видели, с какой любовью они сохраняют исторические части своих городов. Как будто в средние века попадаешь.
Очень хотелось съездить в Брюссель и Брюгге. Вроде как по расстоянию это не очень далеко, но, взвесив все, поняли — не получается ни по времени, ни по километражу (перепробег для ТО получается лишний). Что ж, может это даст нам повод еще для одного путешествия. Таким образом, мы направились к своим друзьям в Баден-Баден.
22, 23, 24 августа
Встретили нас очень хорошо — это практически ничего не сказано. Нас ждали, нам были рады. Новый дом в самом Бадене, мы его еще не видели. И вот опять прогулки по городу, задушевные разговоры и застолье с друзьями и их родственниками. Я просто счастлива, что у нас такие замечательные друзья, их дружная и заботливая семья. Сын подруги нам помог забронировать очень бюджетное жилье в Италии, здесь нас выручила карточка VISA моей сестры. И еще он рассказал, каким путем лучше ехать в Италию. Мы сходили в KARAKАLLA SPA. Это каскад термальных бассейнов с циркуляцией воды, причем в каждом бассейне и форма разная, и циркуляция по разному устроена. Все очень красиво, в белом мраморе и очень удобно. Кроме этого, там же сауны с купелью и сауна — арома. Для любопытных могу сказать, что сауна общая для мужчин и женщин, причем никаких купальников. В общем, на любителя.
Но время нам показывает, что пора продолжать свой путь. Накануне отъезда мы отоварились некоторыми продуктами питания в местном супермаркете, заложили все в холодильник, залили полный термос. Все — мы готовы в путь.
25 августа
Рано утром, настроив навигатор, мы продолжили свой путь. В итальянском городе Пиза у нас забронирован хостел, и необходимо было приехать туда к вечеру. Дорога наша проходила через Швейцарию. От Бадена до границы не так уж далеко. Как только подъехали к границе, не то полицейский, не то пограничник сразу приклеил нам виньетку на стекло за 34 Евро. Столько стоит проезд по их прекрасным автобанам в Альпах на год. И ничего, что мы ими воспользовались всего неполный день. Но, доложу я вам, за такие дороги не жалко отдать деньги. Высокие горы, причудливые ущелья, перевалы. Все это соединяют отличнейшие автобаны c разделительными полосами, проходящие сквозь горы многочисленными туннелями разной длины. Причем сами туннели не вот вам просто прямой отрезок пути внутри горы. Это, как правило, дорога идет как вертушка либо вниз, либо вверх. Конечно, все туннели оборудованы великолепным покрытием дороги, движение только в одну сторону и обязательно две полосы, но… Все же иногда бывает жутковато. Особенно в районе перевала Сен-Готард, который преодолевал Суворов со своей армией. Так вот туннель в этом месте длиною 17 км и еще и вертуляется. Напрягает это, конечно. Жаль, фото в туннелях не получаются. Многие туристы в этом месте уходят с автобана и едут по серпантину посмотреть сам перевал и памятник полководцу. Что-то мне первой поездки по серпантинам Альп хватило, да по времени пришлось бы заночевать в горах, а это не входило в наши планы, нужно было доехать до Пизы. Погода была не очень хороша — то очень густая облачность, то приличный ливень. Все городки Швейцарии такие аккуратненькие, хорошенькие, причесанные.
Зарисовки с дороги по Швейцарии.
Встретили еще в Германии на одной из остановок. Женщина с удовольствием сфотографировалась.
Дорогу в Пизу наш навигатор проложил через Милан. А Паша мне говорил: «Поезжайте через Геную». Я доверилась навигатору, пассажиры спорить не стали. Видимо, не зря говорят, что инициатива наказуема. В Милан мы попали далеко за полдень. Погода была к нам не благосклонна. И хмуро и дождь. И как-то нам Милан показался неласковым. Все окна закрыты: либо жалюзи, либо ставни. Жилые дома в городах Италии в основном от 4-5 этажей и более, но нет таких свечек, как у нас. И еще у них в таких домах я мало видела балконов и лоджий. Поэтому как-то смурно нам показалось в Милане. Да и дорога-то наша проходила, видимо, по окраинным местам. Но это еще ерунда. Навигатор в Милане здорово заблудил, а может я сама его недопоняла, и в городе мы потеряли много времени. А когда мы уже подъехали к развязке на выезд в сторону Пизы, дорога оказалась на ремонте. Как говорится — приплыли. Такие ситуации нам уже встречались. Едем немного дальше и навигатор составляет новый путь, как правило, в обход этому. Ага, конечно, он пересчитал маршрут, покрутил наc по городу и привел… к этому же месту. Если честно, у нас паника. Время уже много, до Пизы еще ехать и ехать. Но самое главное — мы не знаем, как туда ехать. Чужая страна, ливень как из ведра, три русских путешественника на авто в полной растерянности. Языка никто не знает. Я немного английский, а пассажиры только русский. Ну что ж, выехала на кольцо, поставила автомобиль на аварийку, вышла на круг, без зонта и… начала голосовать по-нашему, по-русски. Я думаю, что зрелище было еще то — мокрая курица с поднятой рукой. Конечно, не сразу, но остановился автомобиль. Вышел приятный импозантный итальянец. Он ехал со спутницей. Я как смогла, по-английски, обрисовала ситуацию и попросила помочь. Странно, но он меня понял и очень быстро начал рассказывать по-английски и показывать руками. Это надо было видеть. Я мало что поняла, так как он говорил слишком быстро, как все итальянцы. Но, даже если бы он говорил медленно и по-русски, вряд ли можно было что-либо понять. Развязки там такие, что только за руку можно проводить. Увидев мое унылое лицо, он мне приказал ехать за ним. Низкий поклон доброму человеку. Я не могла ехать быстро за ним, да и машин на дороге было полно. Он останавливался, дожидался меня и, в конце концов, вывел нас на трассу. Остановился, вышел из машины с зонтиком, подбежал к нам с листочком бумаги, на котором написал несколько пунктов ориентиров и уехал. Огромная ему благодарность. Я как-то боялась ехать в Италию, т.к. во многих отчетах не лестно отзывались об итальянцах, об их манере езды. Могу сказать, что нормальные они люди — вежливые, аккуратные. Немного нетерпеливые, могли сигналить, если я замешкалась. Это было в городах, на узких улочках. Но это были не злые гудки, а такие БИБИКИ. Еще и подсказывали, если видели мою растерянность.
Дорога в Пизу проходила уже через Апеннины, но в основном дождливая погода не позволила нам сделать хорошие фото, да время было уже позднее. В Пизу приехали поздно, ключ от хостела лежал на карнизе окна. Да сами мы не догадались бы и тоже стояли в растерянности. Было уже очень поздно, c прогулки вернулись девушки-постояльцы, они нам и показали ключи, и двери открыли, и комнату показали. Опять пришлось напрячься в разговорном английском. И это было не в последний раз. Заселившись в свой номер, мы уснули. День задался не легкий. На утро осмотрелись, нам понравилось. Пришел парень на ресепшен, мы с ним расплатились за 4 дня, и началась наша курортная часть путешествия, так как все 4 дня мы ездили на побережье Лигурийского моря, по очаровательной дороге провинции Тоскана. Отдыхали на муниципальном пляже в Тирении, маленьком курортном поселке, автомобиль ставили на бесплатную парковку, которую нам указал местный житель, говорящий по-английски. Ему тоже большое спасибо.
В Пизе автомобиль сначала поставили на платную стоянку, потом разрешили поставить рядом с отелем. Ночью парковка в городах бесплатная. Кстати, в Пизе у нас скрутили антенну. Наверное, это единственная неприятность. Мы купили по дороге в Леворно новую, заехав в салон SKODA.
По дороге с побережья на ночлег мы заезжали в очень приличный супермаркет типа наших МЕГА. Там под одной крышей и супермаркет продуктовый, и детские магазины, и небольшие павильончики с одеждой. Покупали продукты и, конечно, кое-что из одежды (Италия же) и детское, у нас внучки!!! Сам город Пиза нам очень был приятен, и сколько смогли, мы его осмотрели. Кроме этого, в последний день мы съездили в Леворно, но крепость, которую мы хотели посетить, оказалась закрытой для посещения. Предлагаю вам тоже прогуляться по Пизе, искупаться в море, заехать в Леворно.
Наш хостел — это несколько комнат в старинном доме. Часть комнат имеют общие места пользования, у нас же была приличная комната со своим санузлом и отдельным выходом во внутренний дворик.
Прогулка по городскому парку-крепости.
Храмовый комплекс с падающей башней.
На море.
Ливорно.
Время течет неумолимо. 4 чудесных дня прошли, они позволили нам загореть, поплавать и неплохо отдохнуть. Следующий пункт нашего путешествия — РИМ.
29 августа
Ранним утром, настроив навигатор на РИМ, по бесплатной дороге вдоль моря мы выехали из Пизы. По дороге мы намеревались где-нибудь еще раз искупаться и позагорать. Расстояние преодолеть нужно было всего около 300 км. Дорога очень живописна, иногда идет вдоль моря, иногда уходит в сторону. Поля, холмы. Поля засеяны всякими культурами и засажены виноградниками.
Немного о винограде. В супермаркете хотела купить виноград местный и разочаровалась. В августе, а цена более двух евро. Шкура толстая (я попробовала). У нас в Самаре в это время узбекский виноград — вкусныыыый и слааадкий, с тонкой шкуркой, сочный и стоит дешевле. И его полно до самых холодов. Но продолжаем путешествие. Маленькие городки, прибрежные поселки… И душа и глаз радуется. Как и планировали, еще раз окунулись в море и свернули к Риму.
Зарисовки по дороге в Рим.
Типичная итальянская картинка.
Мы уже в Риме. Здесь забронированы апартаменты. Машину поставить некуда. Выгрузив вещи, мы с мужем покружили по ближайшим кварталам и втиснули свой автомобильчик в трех кварталах от дома и, к нашей радости, парковка оказалась бесплатной. Немного остановлюсь на том, как мы заселялись. Лучше подробнее описать такие моменты, чем описывать достопримечательности. Это может послужить неплохой помощью для желающих также путешествовать. А про достопримечательности сейчас не проблема посмотреть в интернете. Это сугубо мое отношение к написанию отчета. Итак, мы подъехали к подъезду. Парковаться некуда, подъезд закрыт и что делать — не знаем. Машину втиснули на приватный кусочек парковки, рядом с нашим домом, включили аварийку. На двери подъезда висит записка для нас на английском языке: «Позвоните» и номер сотового. Как вам это? У нас, конечно, есть телефоны. Но… Во-первых, во сколько обойдется разговор на неродном языке в чужой стране? Хватит ли тех денег, чтобы что-то понять? Во-вторых, просто на весь разговор денег может не хватить. Взяли мы этот листочек и с сестрой пошли искать телефонную будку. Она прямо рядом была. Да вот беда, как ей пользоваться, не знаем. Приготовили мелкие евро и пошли в народ итальянский за консультацией. Картина была еще та. Сначала подошли к молоденьким девочкам со словами HELP ME PLEASE. Они рассмеялись почему-то и совсем нас не поняли. За нами наблюдала женщина лет 40-45. Сама подошла к нам, спросила, чем помочь (на английском). Как могли — объяснили. Чувствую, английский мой слабый, но нас поняли. Забрала у нас бумажку, по своему сотовому позвонила хозяину и сказала нам идти к дому. Мы ее сердечно отблагодарили, неловко так предложили денег, от которых она отказалась. Еще раз мы столкнулись с добротой и сердечностью местных жителей.
Хозяин прибежал быстро, заселил наc в квартиру. Этаж был ниже первого, но окно высоко. И нам очень понравилось. Комната прекрасная со всеми удобствами и кухня. Хозяин очень приветливый молодой человек из Румынии. Объяснил нам правила парковки в городе и на каком метро ехать в центр. Мы устроились очень неплохо, поужинали и легли отдыхать. На следующий день предстояло осмотреть достопримечательности.
О парковках в Италии. Автомобили паркуются, как и у нас вдоль проезжей части, но… Только в размеченных местах. Причем, если разметка белая, то парковка платная, если синяя — то бесплатная. Впрочем, в Риме, кажется, наоборот. Извините, если путаю, но суть понятна. Паркоматы стоят везде и, если поставили машину, то обязательно нужно положить на видное место чек об оплате. Кроме того, около жилых домов могут быть свободные места, но это приватные места для проживающих, о чем обязательно сообщает знак на этой парковке. Даже если она свободна, ставить автомобиль здесь нельзя и никто это правило не нарушает. В Риме у нас была бесплатная парковка, повезло, ну просто случайно, машина выезжала, а мы тут как тут.
Во Флоренции же такая обстановка с парковкой. Оставив автомобиль в нескольких кварталах от дома, мы вернулись в съемную квартиру. Конечно, было несколько тревожно оставлять машинку любимую где-то без присмотра, но другого выхода не было. Машин стояло много и плотно, и все они с римскими номерами и только наша машинка со 163 региона. Тревожно было от того, что в Италии много иммигрантов и автомобиль с русскими номерами мог привлечь внимание. Честно сказать, мы с мужем еще раз вечером сходили посмотреть на машинку, для успокоения души.
30 августа
На утро мы направились осматривать достопримечательности Вечного города. Для этого использовали Римскую подземку. Остановка метро от нашего местожительства была очень близко. Спустились… И ахнули. С нашим московским, да и нашим самарским не идет ни в какое сравнение. Убогое. Здесь у нас появилась проблема — купить билет можно только через автомат, да вот беда — на автомате все написано по-итальянски, и сколько денег и куда опускать, непонятно. Обратились к девушкам, а они оказались бывшими россиянками — жительницы Израиля, студентки из Рима. Все прекрасно нам рассказали. Оказывается, нужно было нажать на кнопочку и все надписи становятся на английском языке. А это уже вполне читаемо. Таким образом, мы приехали в центр и пешком гуляли по улочкам Рима, искали дорогу к Колизею и наслаждались просто прогулкой по Риму.
Триумфальная арка на реставрации и мы засняли кусочек ее незакрытой.
В Колизей мы не пошли. Во-первых, наверное, возраст дает знать и тяжеловато там лазить, во-вторых, народу столько, что стоять нам не перестоять в очереди. Вроде мы рано утром приехали, но такого наплыва туристов я не видела нигде. Ну и в-третьих, не люблю развалины. Очень хотелось увидеть Ватикан. Мы снова спустились в метро и добрались до Ватикана с пересадкой. И опять прогулка по Риму и осмотр Ватикана.
Здесь народу еще больше, люди идут, можно сказать, плечом к плечу. За несколько кварталов нас начали останавливать экскурсоводы, предлагая на английском и на русском языке индивидуальные экскурсии. При этом обещая без очереди провести в храм святого Петра. Мы отказались, т.к. рассчитывали только на свои силы, уже начали уставать, а потом столько предложений, что из них самих сформировалась бы огромная очередь. В Храм мы не попали, при таком количестве туристов Ватикан даже показался небольшим.
В Ватикане.
Это маленький фрагмент огромной очереди в собор Святого Петра.
Если честно, сбылась моя навязчивая идея, посетить Ватикан. Я довольна, мои спутники тоже. Удовлетворенные, заметно усталые, ведь целый день натоптались по Вечному городу, рассматривая не только достопримечательности, но и просто улочки-закоулочки, ближе к вечеру мы поехали «домой». Зашли в местный маркет, купили продукты, и пошли отдыхать. Наутро мы уезжали во Флоренцию, где также был забронирован хостел.
31 августа
Раннее утро, оставив ключи в прихожей, мы покидаем приятную квартиру. Настроили навигатор на платную дорогу до Флоренции, без пробок мы выезжаем из Рима. Отсюда начинается дорога домой. Выбрали эту дорогу, чтобы добраться побыстрее, т.к. расстояние невеликое, и мы успеваем посмотреть город, переночевать и… домой-домой. Несмотря на то, что дорога проходила по автобану, все красоты Аппенинских гор предстали перед нами. Хочу сказать, как бы ни интересны были наши экскурсии, но как только садимся в свою машину и начинаем двигаться, уходя от больших городов, на душе как-то становится по особенному спокойно и надежно. Как будто домой пришли. Любой автопутешественник поймет.
Дорога во Флоренцию.
Во Флоренции у нас забронирован номер в хостеле «7 ангелов», что-то вроде молодежного общежития. Но все очень пристойно, комната отдельная со своим душем и туалетом, очень уютный дворик с летним кафе при этом хостеле, рядом церковь. Думали, будет беспокойно из-за молодежи. Зря так думали. Все нам понравилось и ооочень недорого. А вечером за 21 евро на троих в этом кафе был устроен ужин — шведский стол. Конечно, без изысков но ничего, голодными не ушли, даже был десерт. Мы заселились, как и в Риме поискали место для парковки, и нашли его недалеко от хостела. Правда, место платное, но не дорого. В город за эмоциями, достопримечательностями решили отправиться на общественном транспорте. Остановка автобуса была в двух шагах, карту нам дали в отеле, да вот беда, не спросили мы, в какую сторону ехать. Пошли проверенным путем, к прохожим стали приставать. Первыми же опрашиваемыми оказались два молодых человека. Думали итальянцы. Что-то я пыталась на английском спросить, а они нас сразу раскусили и заговорили по-русски. Оказалось, два молодых грузина живут в этом городе, дела у них какие-то. Рассказали, как нужно покупать билеты показали все на нашей карте и посадили в нужный автобус. Правда, автобус оказался с буквой S. Ну вроде как и наши. Номер тот же, да вот идет немного по другому маршруту. Когда мы в этом разобрались и вышли из автобуса, то пришлось идти назад пару остановок, да потом еще и искать интересующую нас площадь. Натоптались и нагулялись по Флоренции вволю. Предлагаю и Вам это сделать.
Это в садике хостела, здесь же нас кормили ужином.
Санта-Мария дель Фьоре.
Весь храмовый комплекс невозможно сфотографировать, такой он большой и красивый.
Дома флорентийских купцов.
Галерея Уффици.
Знаменитый «золотой мост», на котором торгуют ювелирными изделиями.
Мост Веккье.
На Палацио Веккьо.
Флоренция достойна того, чтобы только о ней составлять отдельный отчет. Конечно, фотографий было сделано множество и выбрать несколько штук, чтобы как-то показать места понравившиеся, очень сложно. Город Флоренция значительно выделяется из тех нескольких итальянских городов, что мы посетили. Видно, что город был богат, красив и важен. Бывшая столица.
Устали, но довольные увиденным, мы еле доползли до остановки автобуса и поехали «домой». Успели на ужин в отеле и пошли спать. Наше путешествие по Италии на этом закончилось. И как бы нам ни хотелось посетить еще много интересных мест, позже проехали мимо Падуи и Венеции, время нас поджимало, пора направляться к дому.
1 сентября
Ранее утро, наш экипаж выехал из Флоренции в направлении Чехии. Впереди красивая дорога по Северной Италии и Австрии, радость для глаз и для души. Мои пассажиры приготовили фотоаппараты, и все, что можно запечатлеть на фото, они постараются запечатлеть даже на ходу автомобиля. Ночевать мы определились в нашей любимой Чехии в городе Зноймо. Чехия страна очень приятная, уютная, природа умиротворяющая. Проживание в Чехии и Польше весьма недорогое, также как и питание. В общем, мы очень любим эту страну и в планах наших — посетить один из замков. Выбрали в Глубока над Влтавой, и заехали в город Турнов кое-чего купить. Дорога до Зноймо принесла кучу положительных эмоций. В Вене мы были в прошлый раз, в связи с чем, решили объехать ее, да вот хорошей объездной дороги нет. Навигатор провел нас по окраине Вены, а там — пробки. Но, тем не менее, нас это сильно не расстроило и к вечеру мы были уже в Зноймо, и заселились в неплохую гостиницу серии MOTOREST с утренним завтраком. Не забыли купить виньетку на границе с Австрией для проезда по автобанам Чехии. Кстати, в Австрии тоже покупали виньетку. Лобовое стекло до сих пор оклеено тремя виньетками, сильно они липучие.
Зарисовки по дороге в Чехию.
Зноймо.
2 сентября
Утро. Выспались, позавтракали и опять в дорогу смотреть замок в Глубока над Влтавой, не заезжая в Прагу, там мы уже бывали.
Городок Глубока над Влтавой.
В понедельник замок как музей не работает, и туристов практически не было, но парк и замок для просмотра был открыт. Автомобиль мы оставили в городке под горой, сам же замок находится на горе и нам пришлось подниматься туда пешком. Зато, когда мы поднялись, то попали в средние века или в детскую сказку про Златовласку. Гуляли, и уходить не хотелось.
Народу было мало и это так понравилось, итальянская сутолка нас утомила. Спокойной прогулкой осмотрели замок и продолжили путь. В этот момент несколько замешались — как нам ехать. Хотелось проехать через Карловы Вары. В этом городе находится производство знаменитого чешского стекла. В последний момент передумали, что-то неохота уже было ехать в раскрученные места. Решили, едем в Турнов, там мы бывали и знаем его магазинчики. Погода была ненастная, более гулять не хотелось. Дорога проходила по небольшим городочкам, через поля и леса. В одном из таких мест остановились пообедать. Очень вкусно и очень недорого. В дальнейшем мы так и делали, завтракали в гостинице (входит в стоимость проживания), обедали где-нибудь в харчевне местной, а ужинали в гостинице своими припасами. Ляпота да и только. В Турнов заехали к вечеру под проливным дождем, выбрали неплохую гостиницу. На утро предстоял небольшой шопинг и дорога на Польшу.
3 сентября
Утром дождь практически не прекращался. Но мы все утро провели в магазине с очень простым названием «Весна». Потрачу немного вашего внимания для описания нашего шопинга, и вы поймете почему. В Чехии своя валюта. Далеко не на всех заправках берут Евро, тут нас выручала карточка моей сестры. Да и еще в харчевнях евро берут тоже. А вот в магазине я уже не могла рассчитывать на ее карточку, т.к. она тоже делала покупки. Выбрала себе вещи в магазине, девочки продавцы написали на бумажке необходимую сумму, после чего я направилась в банк с этой бумажкой менять деньги. Банк находился буквально в минуте ходьбы. Присмотрела еще бокалы, что-то детское, и поменяла столько денег, сколько было необходимо.
Все шопинг закончился быстро, в связи с нашим небольшим аппетитом. Путь продолжается. В прошлый раз мы из Турнова сразу направились в Польшу и пришлось ехать по красивым горам — Судетам. Но дороги там хоть и хорошие, но узкие и вертлявые. Путь хоть и прямой, но не самый быстрый. Решили ехать через Остраву. Где-то по дороге закупились чешским пивом, нельзя же возвращаться из Чехии без пива. Дорога сначала проходила через провинциальные городки, медленно, конечно, но это так здорово, очарование просто. Проезжая Оломоуц, было желание заехать и посмотреть еще один замок, но время уже поджимало. Затем выехали на трассу. Здесь с нами произошел комичный инцидент. Обгоняет нас автомобиль красивого шоколадного цвета и какая-то цветовая какофония слышна из него. Лампочки синего цвета переливаются внутри салона. Я еще говорю: «Надо же, как изощряется молодежь» . Мы ехали с разрешенной скоростью, поэтому другого в голову не приходило ничего. Вдруг этот авто просто подрезает нас и уже из салона нам машут рукой. Тут-то я вспомнила о полиции, которая может курсировать на обыкновенных авто. Ну что же, мы, конечно, остановились. Вышли молодой человек и девушка в форме. Спросили, почему не останавливаемся. Мы, конечно, были обескуражены. Говорю: «А где видно, что вы полиция?» К этому времени тучи все уже разбежались, светило яркое солнце. Мне ребятки показали на заднее стекло. Там на задней полке находится световой переносной щиток, по которому бегущей строкой синими тоненькими буквами бежит слово «police». При ярком солнце, да еще и на скорости это увидеть очень проблемно. Я им это и сказала. Весь разговор происходил в очень вежливой форме и со смешком. А всего-то, их заинтересовало наличие у нас виньетки. Мы ее прикрепили не с той стороны. Ребята сами приклеили куда надо, хотя ехать по Чехии нам оставалось совсем немного. Расстались ну просто друзьями. И еще какой-то кусок дороги они ехали параллельно и махали нам рукой.
Незаметно как-то проехали границу с Польшей. И тут начались проблемы с навигацией. Изначально настроились ехать через Краков, не через центр. Так мы ехали первый раз. Правда, тогда дорога шла по мелким населенным пунктам и тоже где-то блудились. Но через центр, при втором заходе в Европу мы попали в такой ремонт дорог, что потратили кучу времени и нервов. В общем, за эти годы в Польше столько настроили дорог , мой IGO 2009 года совсем заблудился. Все описывать не буду. Но мы сразу попали на отличнейший автобан, а навигатор показывает чистое поле, ну и ругаться сразу начал. Автобан-то отличный, да, видимо, еще не все сделано, т.к. многие щиты с информацией были закрыты. Опять мы в ступоре, куда ехать? Вопрос решили очень просто. На площадке для отдыха подошли к дальнобойщиками, они-то уж точно дорогу знают. Пытаюсь как-то расспросить на английском языке вперемежку с русским. Ребята же на чистом русском языке остановили меня, разложили огромную карту Польши и предложили ехать через Варшаву (по объездной). Они оказались из Белоруссии и возили груз в Подмосковье. Большое спасибо добрым людям. Вняли добрым советам и поехали в сторону Варшавы. Но и тут немного поблудили, связано это с тем, что указатели пока еще на этих участках не АХ. Впрочем, они могут такими и остаться, это вам не Германия. В конце концов, мы все же вышли на финишную прямую — на Варшаву. Время к вечеру и нам встретился очень неплохой мотель. Совсем недорогой и берут евро. Хорошая комната со всеми удобствами, утром вкусный завтрак, ну что еще надо путешественнику.
4 сентября
Путешествие по Польше оказалось не таким утомительным, как это было в прошлые разы. Фото сделали только интересных разноцветных мостов, перекинутых через автобаны.
Варшаву объезжали по объездной, но только по ближнему кольцу, накосячили и не свернули в нужном месте, в результате, конечно же, нарвались на пробку. Это я виновата, ребята мне написали, где сворачивать, а я проскочила. Все ближе и ближе мы подъезжали к Тересполю, границе с Брестом. Остановились пообедать и тут же небольшой шопинг, одели своих внучек (мало было куплено!!!!!), очень неплохие теплые вещи и недорого.
Планируется переход границы где-то часов в 18, заезд в супермаркет «Корона» города Бреста, он нам очень приглянулся ранее, а ближе к ночи, часов в 10-11, преодолев километров 80 по трассе Брест-Москва, можно и на ночевку остановиться. Тем паче, что эти ночевки как раз на таком расстоянии и начинают появляться на трассе. Да вот только человек полагает, а Бог располагает. Я не знаю, что там решили на верхах, только все, что произошло с нами на границе, это уже ПОЛИТИКА и очень нехорошая. Белорусы продержали ооогромное количество машин 7 часов. Пропускали в час по чайной ложке. Поляки оформили нас достаточно быстро, но пропускали медленно. Т.к. на промежутке между двумя границами скопилось столько машин, что просто некуда было ставить следующие. В конце концов, поляки остановили пропуск машин. Уже ночь на дворе, а мы и назад не можем ехать, поляки нас пропустили, и белорусы не пускают. Туалет платный, берут только польские деньги, понятно, их ни у кого уже нет. Дают люди евро, но мелкие евро тоже не у всех, да и евро за одно посещение — слишком круто, сдачу не дают. Все друг с другом перезнакомились. Немецкая семья с двумя малышами здорово намаялась. Только никому до этого нет дела. Тут мы устроили такой концерт. Думаю, не меньше сотни автомобилей одновременно нажали на клаксон. Знаете, а начали понемногу двигаться. К трем часам ночи, наконец, мы на белорусском пункте. Загнали 8 машин, забрали документы и пропали. Уже и в туалет-то сходить некуда и спать хотим и нервы на пределе. Думали, что сейчас машины все будут вытряхивать. Ничего подобного. Ходят и кофе-чай попивают. Такое желание было по лбу треснуть. Машину даже смотреть не стали, просто стояли и ждали, атмосферу накаляли. Спросили, правда, про спиртное, ответ-то и слушать не стали. В три часа ночи нас выталкивают в Брест. Спать охота, а где? Мы не приготовились к такому варианту. В городе одна хорошая дорога — на Минск. Гостиница где-то есть. Даже указатель на нее увидели. Черт нас понес искать, как в игре в казаки-разбойники по стрелочкам. Только стрелочки закончились, гостиницы нет, улица не освещена. Кое-как выбрались на центральную улицу. Она, по крайней мере, освещается. Решили искать жилье по трассе. Но очень устали, намучились, и пришлось хоть несколько часов прикурнуть в машине. Время уже было около 4 часов ночи. Эта была самая неприятная ночь. Уснули сразу.
5 сентября
Проснулись в полсотни километров от Бреста на одной из площадок для отдыха. Многие автомобилисты поют дифирамбы этой трассе. Я отношусь к этому скептически. Не дотягивает она до европейского уровня. И покрытие уже портится и сервис не самый лучший. Правда, на этой площадке в темноте мы не рассмотрели небольшого кафе, и утром оно оказалось подарком за все наши мучения. Позавтракали вчерашними блинчиками и кофе из пакетиков. Да Бог с ними. Едем дальше. Эта дорога пройдена уже не раз, очень однообразна, да и бессонная ночь не очень хороший помощник. Да куда деваться, крылья не приделаешь. Ближе к Смоленской области вроде как-то пободрели, силы прибавились. Решили, что уехать из Белоруссии без покупок — нельзя. Сами понимаете — дома дети и внуки. В этот день был день рождения моей внученьки. Что нам стоит — заедем в город Орша. Решили — сделали. В центре города нашли ЦУМ, подобрали белорусского трикотажа своим девочкам. Продавщицы нам все посчитали, и мы пошли в банк, буквально из двери в дверь. Как и в Турново. Зашли и в продуктовый отдел, там тоже кое-чего купили. Потратили около двух часов. Как они нам потом пригодились бы.
Дело в том, что как только мы въехали в Московскую область, то попали в такой ливень, что просто заливало лобовое стекло. Этот дождь сопровождал нас до самого Щапово, куда мы должны были доставить мою сестру и отдохнуть денечек. Последние километры были очень сложными, особенно когда свернули с М1 на 107 дорогу. Темно, дорога мокрая, узкая и часто ремонтируемая. К часу ночи мы припарковали свою машинку у дома моей сестры, последними силами затащили вещи на четвертый этаж и свались усталые, но довольные. Путешествие закончилось.
Следующий день — отдых. Разобрали фотографии для сестры, сбросив их на ее компьютер, рассортировав по дням и городам.
7 сентября
Как всегда, очень ранним утром мы отправляемся в Самару. Про дорогу М5 писать не буду. К вечеру мы были дома. Путешествие для нас закончилось. Пока писала отчет, как будто снова прошла по этому маршруту. И приятно и грустно. Снова хочу в дорогу.
Манит Франция и Испания, Португалия и Венгрия. Не были на Балканах.
Что будет дальше, не могу даже планировать.
ИТОГИ:
Виза по 55 евро за человека.
Страховка мед — 1000 рублей на человека.
Страховка авто — 3000 рублей.
Бензин — от 1,7 евро до 1,85. Самый дорогой в Италии.
Истратили 610 евро и 3150 в рублях.
Жилье около 50 евро в Италии, в Польше и Чехии от 40 до 60 евро. В Швеции очень дорого ночевали за 170 евро. Прямо жаба меня заела. Все эти цены за номер на троих со всеми удобствами с отдельным санузлом. В Италии без завтраков, в остальных случаях завтрак был всегда.
Истрачено 715 евро и 2500 в рублях.
Дороги платные только Швейцария, Италия, Чехия, Австрия. Всего истратили 252 евро, включая стоимость двух паромов (87 евро).
Еда истрачено 190 евро и около 3000 рублей в России при подготовке.
Сувениры около 150 евро на троих.
Покупки и подарки родным — это уже как позволит кошелек.
Да вот еще что хотела сказать, по нашим наблюдениям по дорогам Европы видно, что благополучие у немцев и шведов заметно выше, например, итальянцев. Немцы много путешествующие и, соответственно, много появилось авто-универсалов хороших. У итальянцев автомобили попроще. В Чехии машины — наши сестрички — Шкоды. Мы проезжали город, в котором была сделана машина — Млада Болеслав.
Если есть вопросы, с удовольствием отвечу.