|
Ну, про трофи — это преувеличение, зато название сразу в глаза бросается :). И начинать надо так, чтобы читателю интересно стало. Итак, в прошлом году в августе мы, красноярские пацаны, совершили второй вояж к самому глубокому озеру планеты, о чем уже был написан отзыв (с массой комментариев :). На этот август посещение пресного моря не планировалось, т.к. побывавшие в июле в Листвянке товарищи ходили в куртках и проклинали ветер, дождь и тучи, а побывавшие там в начале августа получили от Байкала много пресной воды, но сверху, заодно ветра и туч с дымкой навидались. А вот показать себя под солнцем во всей красе Байкал не пожелал. Так что, не только Сашу Грэй Байкал заморозил в этом году :). Однако в середине августа моему корешу Михалычу понадобилось по работе сгонять в Ангарск, проверить установленные в прошлом году навигационные приборы и камеры, а заодно прикупить для автосервиса запчастей на иркутском авторынке. И он предложил сгонять туда на авто. Почему бы и нет? У меня отпуска еще неделя, сидеть в сыром Кырске, затянутом дымом от горящих лесов на севере (так нам местные экологи и власти говорили), никакого желания не было. Еще раз взглянуть на красавицу-Ангару, прокатиться на восток да еще и с пользой для дела, увидеть, как федералку строят… к тому же, был вариант заскочить на Ольхон на 3-4 дня, там всего 300 км. Судя по прогнозу (хотя наши синоптики ошибаются 1 раз, но каждый день) на Ольхоне и в целом в районе Байкала погода с 12 августа всю неделю должна быть солнечной и теплой. Узнав о таком раскладе, к нам решили присоединиться мой дядька с брательником, давно мечтавшие посмотреть на Байкал и вообще на восточные земли за пределами Края. Дядька сдавал нам в багаж :): ( диван, чемодан, саквояж) 4-х местную палатку, стол и 4 стула к нему, набор котелков + чайник, плитку газовую с запасом баллонов, мангал (за 99 р. из Окея, прогорает после 3-4 раз использования) и шампура, спальники + коврики, рюкзаки со сменным хабром и разная мелочь, топор с лопатой, продовольственный запас и «целебная вода» чтоб греться после купания :). ДжЫп оснастили нафигатором с новыми картами от Navitel 7-ой версии и преобразователем 12-220 в. И вот, вечером 12 августа, собрав все необходимое, экипаж из 4 мужиков загрузился во вседорожник (далее джЫп) Opel Monterey и направился покорять неизведанный (для 75% экипажа) остров Ольхон. Сразу поясню, почему отправились вечером: фур почти нет, дорога пустая, а по М53 и я не первый раз еду, а уж Михалыч в те края пару десятков раз по работе катался, так что нам трасса знакома.
День первый (и часть предыдущего, стало быть, дня 0 :) ). В пути.
Описывать дорогу не буду, это уже много раз делали, в том числе и я, в прошлогоднем отзыве, да и ночью ничего не видать :). Сделаю лишь несколько комментариев: в Канске дороги по-прежнему ужасны, даже для джЫпа. Жители Канска, чем ваша администрация вместе с мэром заняты? Это не город, а танкодром! У нас на глазах мужик на «девятке» на выезде из города колесо себе пробил. В ямку упал потому что. По таким колдобинам на БелАЗе ездить только! Кроме того, асфальт кончается сразу за Нижней Поймой, и отсутствует на протяжении примерно 20 км (могу ошибаться, ночью расстояние сложно измерять, а на одометре не засекали). И перед Тулуном участок бездорожья примерно такой же протяженности. В остальном трасса вполне приличная, даже в Нижнеудинске асфальт еще не украли. Когда доделают все, паломничество на восток станет совсем комфортным.
Среди ночи «У Петра». Не посетить легендарное место — к плохой карме.
«У Петра» ночуют как дальнобои...
Красноярск проводил нас дождем, лившим от Вознесенки до Бородино, а потом, временами, до самой границы Края. После границы мы лишь раз попали под дождь где-то за Нижнеудинском. Даже поезда как-то не тревожили, в прошлые поездки мы подолгу могли стоять на переездах, а в этот раз пропускали товарняки у Нижнего Ингаша и в Нижней Пойме, как раз перед началом бездорожья (хоть передохнули перед тряской :)). Заглянули в кафе «У Петра», но останавливаться там надолго не стали, хотели до Ангарска добраться поскорее. Когда рассвело, оказалось, что и здесь дымка имеется, меньше чем в Крае, но все же видимость ограничена. Мы даже пару раз ночью в туман попадали, но не слишком густой, видно неплохо. Нижнеудинск, Тулун, Куйтун проскочили с раннего утра, там совсем мало народу было на улицах. В трафик попали только в Усолье-Сибирском, но по сравнению с нашими пробками там спокойно и дураков поменьше. Часам к 10 добрались до Ангарска, Михалыч пошел проверять свои приборы, а мы завалились спать.
Управился он часа за 3, и мы сразу же двинулись в Иркутск на рынок. Перед подъездом к Иркутску нас наколол нафигатор и отправил на улицу Розы Люксембург, хотя по объездной получалось прямее и быстрее, а вот яндекс-карты показали путь правильнее. Заскочили на рынок запчастей по-быстрому, нашли нужные и купили их сразу, закинули в багажник и двинули в направлении якутского тракта. Пробки в Иркутске днем такие же, как в Красноярске, по улице Рабочего Штаба мы тянулись до самого Хомутово больше получаса. Но наконец-то, перед нами простор и впереди ждет сердце Байкала — остров Ольхон. Погода солнечная, дымка есть, но уже поменьше, чем до Иркутска, дождя не намечается. ДжЫп, даже груженый, по трассе расходует 10-11 литров ДТ, так что заправлялись мы перед Тулуном, да перед Баяндаем. Последней заправки хватило на весь Ольхон + до Еланцов на обратном пути. И — снова горы-перевалы, Lonely Boy звучит в динамиках (специально подгадал к перевалам, ощущение, будто и не уезжали отсюда год назад). Как оказалось, дорогу до Сахюрты еще полностью в асфальт не закатали, есть участок дороги типа «стиральная доска», где мы основательно протряслись. А ехать по объездной полевой дороге — там камни с острыми краями, можно колеса располосовать. Но участок такой все же поменьше, чем в прошлом году. Перед Сахюртой новый асфальт положили, мы в прошлом году застали укладку его, там теперь даже некое подобие развязок есть.
Уже из Сахюрты было видно краешек сверкавшего на солнце Байкала, и мы с нетерпением ждали момента, когда окажемся на МРС (расшифровывается как маломорская рыболовецкая станция, если кому интересно), откуда и ходят паромы на Ольхон. НО, подъезжая к МРС, еще издали увидели огромную очередь. И это во вторник вечером (мы подъехали около 18 часов), в середине августа! В прошлые оба раза мы такой очереди не видали. А тут оказались 26 по счету, не беря в расчет несколько местных, они стояли у пристани, где идет погрузка на «Дорожник». Местные, вообще, внаглую ломятся на первый пришедший паром, хотя для них выделен «Дорожник», а «Ольхонские ворота» перевозит туристов, но, может, я не так понял. Ладно, пока остальные отсыпались в очереди в джЫпе, я расчехлил фотоаппарат и отправился на фотоохоту на местных чаек.
Представитель байкальских ВВС.
Эту шину с прошлого года так и не убрали.
А вот и паром прибыл, разгрузка только началась.
Окромя сусликов, было там и много другого интересного.
Пролив Ольхонские ворота с видом на сам Байкал.
Что это означает — не знаю. То ли церемония какая, то ли кто-то прикалывался.
Справа — Кутайский залив.
Ждали мы в очереди часов до 10 вечера. У паромов есть технические перерывы по часу, да еще и местные вне очереди ломятся. Но на одном из последних рейсов мы таки погрузились, причем стояли самыми последними, прямо у трапа.
Путешественники. Впервые на акватории Байкала.
Выгрузились мы самыми первыми, и сразу рванули в Хужир. Времени уже много, а хотелось купить рыбки и заглянуть в позную. Наслушавшись о позах, 3/4 экипажа мечтали впервые попробовать это национальное бурятское блюдо. Но дорога нас не порадовала. Еще хуже, чем на подъезде к Сахюрте. Долбит так, что зубы крошатся. Видимо, сказывалась сухая погода, дорога была очень твердой. В прошлом году было получше, может, грейдер проходил тогда. А сейчас мы тряслись в темноте и думали, когда ж это кончится. Нас обогнали несколько смельчаков, летевших за 80 км/ч. Был даже УАЗ, и ехал он немедленнее. Как там мог кто-то выжить при его-то подвеске и при такой долбежке — неизвестно. Видать, местные сделаны из кремня :). Но в Хужире нас ждал облом. Позные все к 11 вечера закрылись, и нам нигде покушать не удалось. Пришлось голодными двигать в сторону Харанцов. Местность известная, не впервой там останавливаться. Однако, природа внесла свои коррективы в наши планы. Покатавшись возле Харанцов, мы нашли-таки дорогу, идущую к берегу, но в темноте не было видно ни одного спуска к воде. Повсюду кочки да буераки, старого спуска возле леска, где мы в прошлом году съезжали, не видать. Двинули к мысу Харалдай, возле которого стояли в 2010 году и где был хороший спуск к воде, но и этот спуск найти не смогли. В итоге, поскольку кататься по темноте задолбались, решили остановиться у Харалдая. Пусть не у самого берега, зато площадка ровная, палатку поставить можно, и места еще навалом. Да и ветер у берега куда сильнее. Поставили палатку, вытащили стол и стулья, мангал и начали жарить шашлык.
ДжЫп, палатка и туристы. А так же шашлык и Metaxa.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Отметили удачное прибытие и завалились спать.
День второй. Все только начинается.
Спать легли мы часа в 3 ночи, а то и позже, потому проснулись к 10. Спать мешали группы туристов, у которых на Харалдае смотровая площадка. Шум УАЗов и болтовня отдыху весьма мешают, пришлось вылазить из палатки под горячее байкальское солнце. Вид на Малое море с мыса Харалдай я уже много раз видел и фотографировал, но вот несколько свежих снимков:
Остров «Крокодил» как Модотэ на картах обозначен.
Остров «Голова Пушкина», на картах — Ядор.
Он же в отдалении. На переднем плане видно дно. А глубина там немаленькая.
Пока фотографировал — послушал часть рассказа экскурсовода. Из того, что запомнил: остров Модотэ (экскурсовод называл его Модото) — самый маленький в проливе Малое море, название переводится с бурятского как «лесистый» (и где там хоть одно деревце?); остров Ядор — от бурятского слова «высовываться», на нем обнаружены археологические находки железного века. Потом экскурсии уехали, Михалыч, как ни в чем не бывало, дрых в палатке, а я пошел погулять по песку бухты Харанцы, поискать дорогу, по которой мы 3 года назад спускались на берег. Дорога в итоге нашлась, но берег очень изменился с прошлого года. Весь изрытый, вероятно, весенними паводками, дорога до берега не доходит метров 50, обрывается на непролазных овражках и кочках. Та площадка, где мы в 2010 году поместились вместе с машиной, теперь бы не вместила даже палатку. А лес на другом конце бухты, возле поселка Харанцы, сильно поредел. И берег там стал какой-то обрывистый.
Ядор, Модото, Харалдай. Вдали виднеется мыс Будун. Куда лес подевался??
Вот как раз с этого места в прошлом году на нас каждый день смотрели туристы из поселка. Теперь на побережье почти никого. Боятся наблюдателей сверху? :).
По этой дороге можно спуститься до берега. Год назад ее тут не было.
Лес, видимо, тоже потоками снесло. Жаль, там была красивая роща из сосен. На Харанцы мы не пошли, а отправились прямо в Хужир. Надо было получить в островном лесничестве разрешение на посещение заповедника, да узнать полезную информацию. Кроме того, мы хотели зайти в позную и купить пыва и рыбки, что с успехом и проделали. Позная мне понравилась, без яркой вывески, во дворе частного дома, зато делают позы хорошо и компот у них отличный. В лесничестве администратор (сама из Красноярска) рассказала нам, куда лучше всего съездить, записала нужные места в маршрутной карте и выдала буклет с уменьшенной копией той карты, что перед паромом на плакате изображена. Таких стендов с картой на острове много. Наш маршрут получился таким: озеро Шара-Нур — падь Ташкиней — поселок Узуры — мыс Хобой — мыс Кобылья Голова (Хорин-Ирги).
Скала-Шаманка. Куда ж без нее.
Первым делом мы направились на смотровую площадку неподалеку от Хужира.
Вид на Хужир и Скалу-Шаманку с высоты. «О, Гарри, как ты находчив! В этом ракурсе ты меня еще не видел» (© ГЭГ )
Вон те трое приносят жертвы духам. Михалыч даже сигарет не пожалел.
А к чему это фото, мужики поймут :).
Потрясясь по пыльной полевой, а затем и лесной дороге, добрались до озера Шара-Нур.
Да у нас на даче болото больше!
Как и предупреждала нас администратор, озеро это не впечатлило. Грязное, маленькое, вода мутная и какая-то жирная. Пейзаж вокруг унылый. С чего его вдруг пометили как интересный туристический объект? Для пустынников, чтоль, интересен? Пара снимков — и в путь на падь Ташкиней. Это одно из двух относительно легко доступных мест на лесистой восточной части острова. Дорога туда весьма живописна, хотя и проходит большей частью в лесу. Дорога каменистая, с кочками и большими перепадами, так что на пузотерках лучше не соваться. Из леса дорога выворачивает в долину между гор, по которой и едешь до самого берега.
На противоположном склоне горы растут вот такие деревья. Почему они без листьев и иголок — я не знаю. Может, пожар верховой был. Но там весь склон такой.
Непонятное сооружение. Издалека мы подумали, что это колодец.
После выезда из леса до берега остается с полкилометра. А дальше — Байкал! Уже не пролив Малое море, а сам Байкал во всей красе. Вода, кстати, явно холоднее, чем в проливе.
На фоне гор. Михалыч говорит, очень местность похожа на побережье Черного моря вблизи Геленджика.
Замечательный мужик нам подарит Геленджик :) (© Ленинград).
Водка — враг солдата. А солдат врагов не боится :) [© Михалыч (который генерал)]
Живность активно выпрашивала покушать.
Палеонтологическая находка! Кости мелкого динозавра (на самом деле похоже на бараньи).
Сюда пройдет только вседорожник.
Место для стоянки на Ташкинее хорошо для тех, кто по горам любит полазить, и для рыбаков. Там где стоят вседорожники, было разбито несколько палаток. Там же, возле горы, течет ручей Ташкиней. Но там явно холоднее, чем на Малом море, например, ветер сильный, а ночью, наверное, еще хлеще. Если палатки и разбивать — то подальше от берега, ближе к деревьям. Так и для костра найдешь топливо, и ветер мешать не будет. Да, еще там есть комары. На Малом море мы их как-то не замечали, а тут, несмотря на порывы ветра, они появляются, чуть только ближе к лесу подойдешь. Зато встреченные нами рыбаки сказали, что они за несколько часов наловили 4 баула хариуса, омуля и еще какой-то мелкой рыбы. Не знаю, законно это или нет, но в администрации нам про запрет на вылов ничего не говорили. Сетей у тех рыбаков я не видел. Но они ловили с моторных лодок.
Вот на этих прицепах привезли лодки.
Погуляв несколько часов по Ташкинею, мы отправились назад в район Хужира. Поскольку дорог из Ташкинея выходит 2, решили разведать ту, что короче. Это было ошибкой, дорога там не для слабонервных, хотя с различными Черными прижимами в Якутии несравнима, конечно. Она узкая, справа обрыв, слева крутой склон со скальником. Или колесо порежешь об него, или соскользнешь с обрыва в овраг. А кто на такой дороге потом тебя вытащит? Вот и ползли мы со скоростью 2-3 км/ч, убирая с дороги камни и ветки. Но все же выбрались без потерь, ни пробитых колес, ни попыток завалиться в овраг.
Скальник. Выглядит безобидно, но края острые.
Окончание той дороги. С виду тоже ничего страшного. Пока не поедешь по ней.
Дальше пошла обычная лесная дорога, местами с крупными ямами, но почти без грязи. К Хужиру мы выехали другой дорогой, не той, по которой направлялись на Ташкиней. И вот, не доехав до поселка метров 300, обнаружили ЭТО:
Там огромная свалка! В заповеднике, рядом с центральным поселком острова, под боком у лесничества. И это при том, что на остров ездят мусоросборщики. Мы такой в Хужире видели, когда приехали после наблюдения этой свалки. Ощущение такое, что она бесконтрольная. Неужто жители Хужира сами себе устроили помойку под носом? Там, похоже, даже фестиваль был, «собери из мусора скульптуру». Вот его результаты:
После «замечательных» видов свалки мы транзитом через Хужир двинулись в сторону Песчаной. Задачей на ближайшие полтора дня было посещение поселка Узуры и северной части острова. И наконец-то добраться до мыса Хобой. Мы на него мечтали попасть еще в первый приезд на Ольхон, но тогда транспорт не позволил. Дорога там едет по пескам, так что без полного привода и высокой посадки можно легко сесть. Мы специально проверили: пока едешь — джЫп в песок почти не проваливается. Стоит остановиться — и видно, как джЫп проседает в колею. Один раз нам удалось из этого плена вырваться на одном заднем мосту, во второй уже пришлось подключать передок. И это несмотря на широкие колеса. Сбрасывать давление до 0,5 атм. не стали, потом лень качать. За Песчаной, в лесу, находится кордон. За него без пропуска из лесничества не пропускают, там уже зона заповедника, а до кордона — парка. У нас такой пропуск был, поэтому мы продолжили путь на север. Дорога убитая, ездить точно только на внедорах. Ямы, промоины от дождей, камни торчат повсюду. Зато, когда мы нашли место для стоянки, сразу и про дорогу забыли, и про свалку и про все остальное.
Таких горок из песка там по берегу очень много.
Наша стоянка наверху, за деревьями, среди сосен.
Наша палатка. Зеленая , как и все вокруг.
Место для стоянки там отличное. Спуск к берегу, до воды метров 20, вокруг песок, сосны, кустарник, трава низкая. Вокруг лежит много сухих палок и упавших деревьев, так что для костра все готово. Кроме того, какие-то хорошие человеки сделали там стол, лавки вокруг, рядом 2 бревна уголком, а между ними на песке обложено камнями место для костра. Все для отдыха уже приготовлено. Мы дожарили остатки мяса, и сидели у костра с пывом и омулем, слушали, как брательник на гитаре играл. И спать легли ближе к утру.
День третий. Если Хобой не идет к Монтерею, то Монтерей поедет к нему.
Утром проснулись от того, что стоявшие рядом туристы подорвались ни свет ни заря, и двинули к Хобою. Идут они пешком от самого Хужира. А еще соседи пошли с утра купаться. Хотя вода не теплая точно. А тем видимо не холодно, они резво рассекали волны. Волнение на озере усилилось, зато рассеялась дымка, и можно было разглядеть противоположный берег. До этого мы ни с Харалдая, ни с Ташкинея из-за дымки не могли четко его разглядеть. А жаль, с Ташкинея‑ то видно восточное побережье.
Это я, секретный агент Гарри (© ГЭГ).
Место для костра. С лавочками.
«Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно...»
Задача на сегодня — Узуры и мыс Хобой. Так что, завтрак — и в путь. Дорога не далека, но ехать-то по лесной надо, а там она разбитая и скорость потому невелика. Местные на УАЗиках там едут быстро, потому что каждую кочку уже изучили. А вот туристы на Хитриле из Бурятии переползали препятствия со скоростью черепахи. До Узуров мы долетели быстро. Как из леса выехали — дорога стала ровной, можно до 80 разогнаться и больше. В Узурах есть метеостанция, несколько гостиниц и постоялых дворов, да пара домов местных жителей. Это одно из популярнейших мест для экскурсий. Такой концентрации УАЗиков я не видел с Хужира.
Дорога на Хобой и Узуры. Слева — Дарлатинский залив.
Похоже на дом местного жителя.
Разбавим серость УАЗиков нашим джЫпом.
Кто-то и в заливе Хага-Яман купается.
Байкал отбирает землю у захватчиков.
Метеостанция вон за той горой.
Мы хотели посмотреть на залив с высоты, и двинулись назад по дороге в район заброшенного поселения, от которого идет в гору подъем и можно выехать обратно к метеостанции с другой стороны горы и попасть на мыс Шоройтэ-Хушун.
Подъем там весьма крутой, ехали на полном приводе, остановились неподалеку от метеостанции. Дальше — пешком, но мы видели следы конных туристов. На лошадях по этим тропам подняться несложно. Далее — результаты нашего «взятия высоты».
Узуры возле подножья той горы, с туманами.
Залив Хага-Яман сверху. Узуры не видно из-за деревьев.
Есть спуск к воде, но только для матерых скалолазов.
Вид сверху на равнины Ольхона. Слева в углу видны колеса джЫпа.
Вернувшись на равнины, мы отправились к Хобою. Заодно заглянули по пути на мыс Шунтэ-левый (мыс Шунтэ-правый находится по другую сторону от Узуров). Там тоже есть смотровая площадка и много экскурсионных УАЗов.
И сюда ленточки привяжем. Но позже...
«В двух словах — куда пойдем?»
Высматриваем пиратов на смотровой башне.
Камень — лучший друг Михалыча.
Налазившись по камням Шунтэ, отправились на Хобой. Надо же когда-нибудь доехать до него! Дороги хорошие, так что долетели быстро. На Хобое толпы народу. Даже при том, что до самого мыса на авто не проехать — запретная зона — и идти там с километр.
Лавочки на берегу. Чтобы на закат смотреть, видимо. Или на восход.
Вон там установлен знак, запрещающий проезд. И стоянка сделана. Но дороги все равно кем-то накатаны.
И снова ленточки. Снова будем вязать.
На него ленточек уже не хватило.
Им бы костюмы — и были бы как люди в черном.
Для разнообразия, заберусь в дырку.
А Михалыч там и вовсе расселся.
Солнечная дорожка залива Мангату-Утуг.
В планах было также посетить сегодня мыс Кобылья Голова, а заодно в Хужир заскочить, затариться. Поэтому мы двинулись в обратный путь. Но уже по другой дороге, той, что идет вдоль побережья. И потому попали на еще одно занимательное место — мыс Саган-Хушун.
Тропинка спускается до воды. Но спуск очень крутой.
А вот и Три Брата.
Самая выступающая в море часть мыса.
Ну и я напоследок, на фоне далеких гор.
Пока возвращались к Хужиру, обогнали несколько паркетников на ухабах в лесистой части острова. Мужик на mazda tribute объезжал каждую кочку и крался по песку. Хотя колеса у него не намного уже наших. А встречный Subaru forester пролетел песчаную дорогу, не заметив ее. В Хужире заскочили в уже знакомую позную на ужин. Там встретили большую семью бурятов с 6 детьми. Глава семейства интересовался у персонала, где в округе можно с парашютом прыгнуть, а в ходе беседы выяснилось, что один из владельцев позной в армии тоже с парашютом прыгал и совсем недавно, так что два десантника нашли друг друга :). Мы еще в магазин зашли, а потом двинули на мыс Кобылья голова. Но добраться до него нам было не суждено. Выехали почти в 22 часа, а темнеет-то уже быстро, так что, когда мы оказались возле поселка Ялга, были уже сумерки.
Это еще до сумерек (не тех, что «сага и че-то там дальше» :) )
Сперва мы хотели остановиться у теплого озера Ханхой, но там уже все нормальные места позанимали. А останавливаться на возвышенности, где ветер дул довольно сильно, не хотелось. Значит, держим путь дальше. Так мы доехали до полуострова Уляхтинский и Нурского озера. До полуострова Хорин-Ирги (он же Кобылья голова) там совсем недалеко, но было настолько темно, что искать дорогу мы не стали. К берегу в темноте спуститься было тяжко, крутой обрыв и где-то внизу плещется вода, зато ветра почти нет, хоть мы и стояли на возвышенности. Разбивать лагерь в темноте нам не впервой. В последнюю нашу ночь на Ольхоне небо выдалось самым ясным, все звезды видать. А еще хорошо видно было фары на дороге, которая идет по другую сторону озера. Поскольку все едут на дальнем свете, видно их прекрасно. Мы еще удивлялись, чего вдруг в 2 часа ночи такой поток большой идет.
Наш лагерь. О5 разбит в темноте.
День четвертый, плавно перешедший в пятый. От Байкала до Енисея.
А утро обрадовало нас не только солнцем и теплом, но и идущими со стороны гор тучами. Видно, кончились солнечные дни, и скоро пойдет дождь. Но прежде чем уехать, осмотрели местность нашей последней стоянки.
А это уже залив Загли.
Облака... белогривые лошадки. И тучи тоже на подходе.
Единственное дерево на весь полуостров.
Как бы не хотелось покидать Ольхон, но время не ждет. На паром точно будет очередь, и до него еще доехать надо. А дорога с этой трясучкой не айс, к тому же дождь собирался. Под дождь мы в итоге не попали, когда добрались до МРС, он уже прошел, видимо, краем зацепил, поскольку было относительно сухо. На пароме мы простояли часа 3, заодно закупили сувениры, пока в очереди ждали. Мне особо понравился магнитик с вырезанными из дерева бутылками и надписью «я пил на Ольхоне» :).
Похоже на причал для лодок. Слева причал паромов.
На континентальной МРС дождь пошалил побольше, даже лужи имелись, но к нашему приплытию он уже закончился. Несмотря на то, что еще было около 3 часов дня, у парома уже скопилась очередь, хоть и покороче, чем во время нашего приезда. В пятницу жители иркутской области на Ольхон едут отдыхать, как красноярцы на Столбы ходят :). Мы еще рыбы закупили в магазине в Сахюрте, да пыва живого байкальского. И напоследок позы взяли в кафе на выезде из поселка. Заодно, на обратном пути, заехали посмотреть на постамент с символом Бурятии — орлом. Про этот постамент, и про многое другое мы прочитали в купленном на Ольхоне у парома путеводителе по интересным местам. Там много чего написано и про сам остров, и про достопримечательности на континенте, но их мы осмотреть уже не успевали. Будет чем заняться в следующий приезд.
Гордая птица расправила над нами крылья.
Ну а дальше — дорога. О ней особо рассказать нечего, за прошедшие 5 дней она не изменилась. Машин нам навстречу попалось очень много, идут сплошным потоком, все на отдых спешат, пока лето не кончилось. Заправились в Еланцах, в Иркутске немного заплутали, когда нафигатор отправил на закрытый уже поворот на мост через Ангару. Пришлось возвращаться и разворачиваться на ближайшем перекрестке. Когда въезжали в город, на нас лениво посмотрел инспектор, а вот когда мы из-за ошибки навигатора проезжали мимо него во 2-й раз — уже наблюдал с подозрением :). Из Иркутска мы выехали уже часов в 10 вечера, затарились минералкой на выезде на Крайснефти, и ехали до Тулуна без остановок, там снова на заправку — и в путь. Как ни странно, на ж/д переездах мы ни разу не стояли до самой Нижней Поймы. Перед Канском попали в пробку, там дорожники полотно укатывали, а в сам город заходить побоялись, потому что там по-прежнему «то яма, то канава». Край нас как провожал дождями и пасмурной погодой, так и встретил тем же. Особенно разошелся дождь после Кускуна, до самой Березовки нас поливал. Видимость ограничена, все ползут, а не едут, окромя идиотов, летящих на фуры по встречке. Аварий почти не видели при этом, только за Канском, там, где лес после подъема заканчивается, и поля начинаются, валялся на обочине очередной гонщик, и стояли машины ДПС.
Такая погода была от самого Кускуна.
Ну а в Березовке мост ремонтировали, пришлось в объезд поехать, а там такая пробка, что захотелось вернуться на трассу, где скорость 90 км/ч и пробок нет. Проскочили по берегу Енисея и мимо моста 777 на 26 бакинских комиссаров и на Семафорную, а там уже и до дома недалеко. Приехали мы где-то в час дня, разгрузились — и по домам.
ИТОГ.
Сбылась мечта о посещении Хобоя, после 4 лет ожидания. Понадобилось 3 захода на Ольхон, чтобы ее выполнить. Однако там всякого интересного еще столько, что и на 10 поездок не хватит. Теперь мы имеем путеводители, и в следующий заход посмотрим и места на континенте. А следующая экспедиция намечается на лето 2014 года, на подготовленных вседорожниках и в 4 экипажа. Возможно, если успеем Surf доделать, сгоняем в те края зимой, по льду порассекать да на зимнюю рыбалку сходить. Может, даже в Байкал-Трофи поучаствуем, если они цены такие конские не заломят. Или на запад, на озера под Омском, на Алтай, на север к Тунгуске и нижнему Приангарью, на юг Саяно-Шушенского водохранилища, под Шагонар. Да куда угодно, лишь бы дома не сидеть!
Кратко, и в цифрах: пройдено 3000 км, сожжено 320-350 литров ДТ, затраты на поездку в сумме около 25000 деревянных, сделано на 16 Гб фотографий и видео. Зато эмоций и впечатлений на пару десятков миллионов :).
Отметил на карте места, где мы побывали. Так понятнее будет, а то все абстрактные описания в тексте :). Такую карту, но в гораздо меньшем масштабе (А5 примерно) выдают в островном лесничестве.
Ни гвоздя, ни жезла.