|
Часть I. Легенда КБЖД, как всё начиналось
Введение
Идея пройтись пешком про Кругобайкалке появилась неожиданно. Конечно, я знал о существовании этой дороги, но как вариант поездки по ней на поезде не рассматривал в принципе из-за неоправданно высокой цены туристического поезда и малой интересности путешествия из окна поезда. Но, осенью 2014 года прочитал очень интересное путешествие петербуржца на велодрезине. Конечно, никакую велодрезину я строить не собирался. Но что мешает пройти этот путь пешком?
Чтобы не копировать сюда информацию о КБЖД, можно ознакомиться с первоисточником в википедии. Но от эпитетов не удержусь! Скопирую из интернета:
Кругобайкальская железная дорога — из тех, что впечатляют сильно и сразу. Десятки тоннелей и галерей, сотни мостов, виадуков и подпорных стенок соседствуют с природными памятниками, которым нет аналогов в мире. Техническое чудо XX века — результат колоссального труда на грани человеческих возможностей.
На воплощение грандиозного замысла ушло без малого 6 лет. Первые строительные работы начались в 1899 году, а в эксплуатацию дорогу сдали в октябре 1905 года. Участку пути, соединившему разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, не было равных по стоимости, количеству и сложности работ на каждый километр пути. Ещё за КБЖД сохранился эпитет «золотая пряжка» стального пояса России — как самого дорогостоящего и самого восхитительного железнодорожного проекта, реализованного еще в царские времена. Пролегая вдоль кромки берега по красивейшим мостам, каменным тоннелям, виадукам вдоль подпорно-одевающих стен и речных долин, этот некогда амбициозный проект удивительным образом вписывается в общий привлекательный ландшафт, изрезанный утёсами и отвесными скалами.
Ну и как поcле этого не возникнет желание воочию увидеть это чудо?!
Предварительно поход наметил на лето 2016 года, т.к. отпуск в 2015 году у меня был в мае-июне. А это не самое лучшее время для путешествий по Байкалу. В это путешествие я решил взять с собой двух сыновей Влада 10 лет и Славу 12 лет. И вот, приходит время отпуска 2015 года. А настроение не отпускное. Горит лес. Дым. Сижу дома. Отпуск пропадает… А почему бы не поехать на Байкал прямо сейчас? Всё! Хватит дышать дымом! Едем на Байкал! И июнь месяц не помеха, т.к. купаться в ледяной воде Байкала всё равно никто не собирался. Конечно, сразу ехать не получится. Требуется подготовка, покупка недостающего снаряжения.
Подготовка
Готовился к походу больше недели. Два дня ушло на подробное изучение и составление маршрута поездки. Здесь я использовал программу Google Планета Земля. Причём за эти 2 дня я настолько подробно изучил маршрут, что потом, на практике, мне всё было уже знакомо. Особо подробно изучил маршрут проезда и пешей прогулки по Иркутску.
Для навигации в автомобиле использовал навигатор Explay, вне автомобиля — смартфон на Андроиде. В Иркутске пользовался программой 2GIS, во всех остальных случаях OziExplorer, установленный как на навигаторе, так и на смартфоне. Поскольку генштабовские карты не всегда удобны, то некоторые карты для OziExplorer пришлось сделать (привязать) самостоятельно. Это крупномасштабная карта Иркутской области и Бурятии (для навигации в автомобиле) и мелкомасштабная с достопримечательностями КБЖД (для навигации во время похода). Вторую карту, дополнительно, распечатал на принтере.
Автомобиль Hilux Surf 2000 г.в. особо не готовил. 2500 км в обе стороны — не расстояние. Никаких запчастей, расходников, масел и т.д. никогда с собой не вожу.
Снаряжение
Снаряжение для автопутешествий у меня имелось. А вот для пеших путешествий не было почти ничего. Поэтому, дополнительно было закуплено:
2 рюкзака туристический NORDWAY и охотничий NOVA TOUR, армейский вещмешок, армейская плащ-палатка, пара армейских котелков. Дешёвая (1100 рублей), но очень лёгкая (1,1 кг) 2-местная (нам втроём не было тесно) палатка. Фильтр для воды, с изготовленным креплением из пластиковой бутылки, идеально входящим в армейский котелок. Портативная газовая плитка (маленькая и лёгкая 400 грамм), газовая горелка (для сжигания горючего мусора и в случае необходимости разведения костра), газовые баллоны к ним. Для смартфона был куплен внешний аккумулятор 12000 mA/ч.
Фильтр для воды, газовое оборудование.
Фильтр для воды — чрезвычайно полезная вещь в походах. Даже чистейшая байкальская вода требует фильтрации из-за водорослей и различных насекомых, плавающих возле берега. Армейский котелок тоже чудесное изобретение. Он вам и котелок и тарелка и кружка, а при необходимости даже сковорода.
Остальное снаряжение уже имелось и использовалось ранее в автопутешествиях.
Так же заранее было разработано меню на каждый день похода. В рюкзак уложены продукты согласно этому меню. Здесь самое главное — не брать ничего лишнего! В дальнем походе в рюкзаке лишняя иголка плечи тянет!
Рюкзак NOVA TOUR очень неудобен в походе. Спинка хоть и жёсткая, но прямая, давит. Нет поясного упора. Вместо него — тоненький ремешок, который и затянуть-то невозможно. Но, купили его за то, что в него поместились 3 спальных мешка, имеется возможность пристегнуть два коврика и палатку. Вес полностью экипированного рюкзака составил 7 кг, что позволяло нести его кому-нибудь из детей. В армейский вещмешок была положена плащ-палатка, котелок-кастрюля, газовое оборудование. Сбоку пристегнули бутылки с водой. Вес загруженного вещмешка составил порядка 5-6 кг вместе с водой. Ну и всё остальное я взял на себя. Загруженный NORDWAY весил 22 кг.
Вообще-то, я не любитель фото а-ля селфи. Но, так получилось, что в этом путешествии на мне лежал груз (очень тяжёлого рюкзака) ответственности за детей, поэтому иногда было просто не до фотографии. В этом отчёте очень много фото — стоп кадров видеосъёмки.
Что касается одежды, то это очень ответственный момент. Ведь всё должно быть очень практичным. И опять же — ничего лишнего. Поскольку на Байкале ночью холодно, а в начале июня возможны даже заморозки, то наличие тёплой одежды просто необходимо. Поэтому, помимо курток, в рюкзак были сложены тёплые трико, свитера, и обязательно тёплые носки. Я на себе неоднократно проверял, что, бывает достаточно только одних тёплых носков, чтобы с комфортом спать в спальнике при низких (до 0 градусов) температурах.
День первый. Выезд
Выезд был запланирован на утро 6 июня. Автомобиль был загружен накануне вечером. Утром оставалось только проснуться, умыться, позавтракать и ехать.
Выехали относительно рано, в 6:30. Как обычно, нас провожал дождь.
Густые, тёмные облака закрывали небо до Хилка.
В Хилке остановились на «перекус».
В Мухошибири проехали по дороге с облаками...
Обедали в кафе на перевале между Мухошибирью и Тарбагатаем. Хорошее, недорогое кафе. Народу там нет. Дальнобои почему-то проезжают мимо. На обратном пути обедали в нём же.
Доехали до «Спящего льва». Похоже?
Знаменитый вид на Селенгу.
На камнях «Спящего льва»:
Улан-Удэ проехали по объездной, в районе Бабушкина купили омуля и вечером встали на ночёвку на заранее отмеченную точку за 8 км до Слюдянки. Поужинали омулем горячего копчения. Уже в темноте поиграли в игру «кто дальше камень закинет». Место весьма живописное. Если б не близость железной дороги, то вообще было бы здорово. Спать пришлось втроём в автомобиле. Уснуть в палатке под грохот поездов нереально.
День второй. Иркутск
Проснувшись пораньше, выехали на Иркутск.
По пути посетили мраморный вокзал Слюдянки, для уточнения расписания пригородного поезда Слюдянка — Порт Байкал.
Серпантин в Култуке не впечатлил. Для большегрузов, да зимой, в гололедицу, может и сложно. Но если бы не знал о «коварности» этого серпантина, то проехал бы и не заметил. Практически вся дорога от Култука до Иркутска проходит в горах. Множество поворотов, подъёмов и спусков. Местные водители не заморачиваются по поводу пересечения сплошной линии дорожной разметки. И там, где есть возможность обогнать, обгоняют через сплошную. Среди них есть и особо «нетерпеливые», так что нужно быть готовым к тому, чтобы уступить дорогу такому «нетерпеливому», несущемуся вам в лоб. Хотя в целом иркутские водители мне понравились. Среди них почти нет «тошнотиков».
В Иркутск приехали рано, около 8 утра. Парковка на Степана Разина 6 оказалась закрытой. А может, я въезд мимо проехал. Пришлось на месте разработать новый маршрут. На спутниковых снимках от Google, было видно много свободных парковочных мест в центре города вокруг сквера Кирова. И это в рабочий день. Учитывая, что я приехал в Иркутск в выходной, вполне можно было рассчитывать на парковку. Так оно и вышло. Припарковался у гостиницы «Ангара».
В сквере Кирова работало более десятка дворников. Вода в фонтане ужасно грязная.
Посидели у фонтана.
Перед зданием Иркутской Думы была смонтирована сцена (попала в кадр на заднем плане). Стала понятна грязь в центре города — накануне отмечался «День города». Из гостиницы вышли китайцы с фотоаппаратом. Знаками показали, чтобы я их сфотографировал у фонтана. Далее мы прошли на набережную.
Центральная набережная «двухъярусная». Сделана красиво, но чего-то не хватает. Пусто здесь, неуютно как-то. До этого много раз бывал на набережной в Хабаровске. Вот там, ну, очень «крутая» набережная! Так что, есть с чем сравнивать. Впрочем, возможно, не мне критиковать. У нас в Чите, вообще, никакой набережной нет.
Спустились к воде. А вода необычайного бирюзового цвета! Конечно, ведь эта вода Байкала! Вот только вниз по течению плыли куски мяса! Очень много мяса! Все препятствия течению на дне залеплены мясом. Вероятно, что-то произошло на Иркутской ГЭС, и рыбу размолотило турбинами. А может, это нормальное явление — мясо в Ангаре?
В конце набережной познакомились с двумя геодезистами Сашей и Андреем. Саша прочитал интересную лекцию по геодезии. Слава её внимательно прослушал, а геодезист Андрей старательно законспектировал.
Затем прошли к цирку. Посмотрели на фонтаны, послушали песни Утёсова, сфотографировались с Гайдаем.
Поучаствовали в поимке Кавказской пленницы.
Потом прогулялись по Карла Маркса. Прошлись по иркутскому Арбату — улице Урицкого. А на перекрёстке с улицей Литвинова повстречали туриста-недотёпу.
Здесь Влад показал недотёпе, куда надо смотреть. Там, на фасаде соседнего здания барельефы женщин.
Вернулись к машине по улице Сухэ-Батора. Следующая парковка планировалась у стадиона «Труд». Но эта парковка оказалась ликвидированной. Повернули направо, припарковались у набережной на бульваре Гайдара.
На набережной нерпа угостила детей мороженым.
Посмотрели на императора и пошли к 130 кварталу.
Там на Влада напал чудо зверь. Хорошо, что уже с добычей был. А то бы точно сожрал!
Вырвавшись из лап зверя, почесали за ушками собачку.
Затем посетили экспериментарий — музей занимательной науки.
Посидели на гвоздях.
Захотели обедать. Обошли весь 130 квартал, но ни одного нормального кафе не нашли. Одни рестораны. Под названием «Кафе», также скрывался ресторан. Впрочем, внутрь мы даже не заходили, видя «крутизну» и отсутствие посетителей с порога разворачивались и шли дальше.
Вообще, Иркутск произвёл хорошее впечатление. Город понравился. Деревья, в отличие от Читы, здесь не уничтожают. Исторический центр не трогают. Новые жилые дома в центре не строят. Чита же, благодаря «вечному» мэру утратила практически весь свой исторический облик, все деревья уничтожены. А те, что, остались — обезображены.
Пора ехать дальше. Обедать решили в придорожном кафе на выезде из города. Выдвинулись в сторону Листвянки. Придорожные кафе так и не попадались. Следующая остановка планировалась в Тальцах. Прибыли в Тальцы уже в 5 вечера. До закрытия 2 часа. Чтобы нормально осмотреть музей нужно как минимум часа 4. За эти 2 часа только поверхностно успели ознакомиться с экспонатами. Музей очень интересный. Понравился.
Жилище эвенков сделано из коры дерева. Там и перекусили.
Осмотрели древний водопровод.
Деревянный механизм мельницы.
Внутри дома священника.
Острог. Кстати, он ещё строится. Судя по будущей занимаемой площади — это будет замечательная экспозиция!
Внутри каждого здания выставлена экспозиция. Имеются весьма древние экспонаты.
Залезли в карцер. Внутри — темнота.
За «перекус» в неположенном месте Влада арестовали, посадили на цепь, надели «галстук каторжника». Да… с такой колодой далеко не убежишь. Посадили бы в тюрьму, но она оказалась на замке.
После освобождения прошлись по центральной улице музея.
На этом посещение Тальцов подошло к концу. Экспонаты стали закрываться, ну а мы поехали дальше.
Ещё дома в Google Earth я нашёл съезд с дороги на Ангару. И живописное место на берегу. Там, в километре от Большой Речки, мы и остановились на ночлег. На газу сварил вермишелевый суп из пакетиков + рожки + картошка + банка тушёнки (хорошей Улан-Удэнской). Не рассчитал с консистенцией и объёмом. Но 3 литра «стоячего» супа съели за 10 минут! Было очень вкусно. Весь день были голодными! Не ожидал от Иркутска такого подвоха! Потом, через интернет, я узнал, где можно недорого пообедать, но это ведь через интернет.
Наконец пришло время испытать палатку. Перед серьёзным походом такое испытание необходимо! Сейчас, если что, то мы всегда сможем уйти в машину. А в походе такой возможности не будет! Палатка оказалась неплохой. На дно постелили армейскую плащ-палатку. Кстати, плащ-палаткой мы пользовались постоянно. Затем 2 туристических коврика. Спали в спальниках, одетыми в специально взятой для этой цели тёплой одежде. Испытание прошло успешно. Никто не замёрз, а Влад даже вылез из мешка. Со слов детей, им было холодно, только тогда, когда утром выходили из палатки.
День третий. Листвянка. Начало похода
Рано утром было весьма свежо. Автомобильный термометр показал всего +6 градусов! Пока дети спали, приготовил лёгкий завтрак. Позже дети помыли посуду, а я собрал лагерь. До Листвянки доехали за 15 минут. Первым делом, необходимо было найти причал парома. Нашли.
Узнали расписание парома.
Обратите внимание на расписание последнего парома №6. Он ходит всего 2 месяца в году. А пригородный поезд из Слюдянки в порт Байкал приходит в 7 часов вечера. Как мне кажется, этот абсурд придумали неспроста. Кому-то это выгодно.
Оказалось, что в день нашего отъезда паром не ходил. Его замещал теплоход. А теплоход уходил с другого причала, километром далее. Кроме того, теплоход не берёт на борт автомобили. Но нам это и не надо. Вторым делом, нам надо было найти платную охраняемую автостоянку и желательно поближе к причалу. Искать долго не пришлось. В первой же гостинице, в 300 метрах, от причала, «У Озера», договорились с администратором за 150 рублей в сутки. Заплатил за 4 дня, но машину пока оставлять не стал. Листвянка — сильно вытянутый вдоль берега посёлок. И передвигаться по нему проще на автомобиле.
До теплохода ещё немало времени, и мы решили посвятить его экскурсии по посёлку.
В первую очередь посетили лимнологический музей. Вот здесь было чрезвычайно интересно! Мы осматривали экспозиции более 4 часов! Причина тому — хорошие экскурсоводы. С разными экскурсоводами мы обошли его дважды. Причём каждый экскурсовод рассказывал то, чего не рассказывал предыдущий. Также в музее виртуально погрузились на дно Байкала, в микроскоп посмотрели на байкальские микроорганизмы. И ещё дети час не отходили от аквариума с нерпами.
Затем прогулялись через всю Листвянку. В нерпинарий не пошли. Достаточно на нерп в музее насмотрелись.
С берега осмотрели Шаман камень.
За Шаман камнем — порт Байкал, откуда начнётся наш поход.
Но вот время подходит к 4 часам. Ставим машину на стоянку, берём рюкзаки и идём на причал.
Теплоход подплывает.
Заходим на теплоход. Теплоход отчаливает.
Плывём. Пересекаем Ангару.
Порт Байкал:
Маяк порта Байкал.
Вот и приплыли! Поход по Кругобайкалке начался!
Часть II. Золотая пряжка стального пояса России
Со станции Байкал вышли около 5 часов вечера. Через некоторое время встретили пригородный поезд под народным названием «Мотаня», идущий из Слюдянки.
Блицкриг у нас не получился. Рюкзаки без привычки казались слишком тяжёлыми. Уже через 2 часа сил почти не осталось.
Временами моросил небольшой дождик. Особых неприятностей он не доставлял, за исключением мокрой травы. Кроссовки, низ джинсов и трико у ребят промокли насквозь. Если в брюках проблемы я не видел, то с мокрой обувью могут быть неприятности. Здесь и выявился недостаток подготовки. Это кроссовки. На мне были рабочие кирзовые ботинки на толстой жёсткой подошве. Вот такая обувь как раз идеальна для таких походов!
Через некоторое время подошли к первому тоннелю.
В тоннеле сели немного отдохнуть. Даже на фото видно, как ноги промочили!
На 79-м километре попалась избушка (фото сделано на обратном пути из грязного окна «Мотани»).
Усталость в первый день похода дала о себе знать. Решили остановиться здесь. За первый, хоть и неполный день, прошли всего 7 километров!
В избушке никого не было, и она была закрыта на замок. Время около 8 вечера. Вряд ли хозяева явятся сюда до утра. Поэтому решили переночевать на крыльце в палатке. Такой вариант удобен тем, что в случае дождя мы были под крышей. Да и речка — источник чистой воды — здесь же. Плотно поужинав, уставшие, завалились спать, как говорится, «без задних ног». Обычно я сплю чутко. Сегодня же спал крепким сном, лишь один раз проснулся, когда «мотаня» ночью прошёл обратно в Слюдянку.
День четвёртый, второй день похода
Как обычно, проснулся я на 2 часа раньше ребят. Утро встретило нас безоблачным небом и ярким солнышком. День обещал быть жарким. Приготовил завтрак. Как и ожидалось, ни носки, ни кроссовки за ночь нисколько не высохли. Пока мы завтракали, пока собирали лагерь, вышли только в 11 часов. К этому времени стало жарко, трава высохла. Дети надели мокрую обувь. Хотя у ребят и была запасная обувь в виде кроксов, но эта обувь не для похода по шпалам. Расчёт оказался верным. На ногах в жаркую погоду кроссовки высохли через 2 часа. Мозоли натереть не успели.
Тоннель Бакланий. Байкал! Красота! Черёмуха цветёт!
Слава, горя желанием пройти весь маршрут до конца, вырвался вперёд. Мы с Владом за ним.
Видя такую прыть брата, хитрый Влад предложил переложить часть его вещей к Славе, чтоб тот не убегал.
Скоро подошли к очередному «трёхоконному» тоннелю №5 на 87 км. Это место знаменито тем, что внизу, в Байкале, валяются фрагменты поезда, снесенного камнепадом.
К сожалению, про поезд мы забыли. Поэтому фото нет.
В этом тоннеле имеются окна.
Выглянули в окно. Вот это вид! Внизу обрыв! Байкал, залитый июньским солнцем.
Тоннели идут один за другим.
Вскоре прошли Каторжанские тоннели.
На 91-м километре, мы вошли в полукилометровый тоннель через мыс «Толстый».
Все большие тоннели имеют специальные ниши, в которых можно укрыться от проходящего по тоннелю поезда.
Впрочем, сейчас эти ниши не нужны, поскольку тоннели строились под два пути. Сейчас здесь лежит один путь посредине. Места вполне достаточно и без ниш.
Пройдя первую сотню метров, несмотря на то, что позади ещё виден свет, мы оказались в темноте. Достали фонарики. ЖУТЬ! В лицо, откуда-то из темноты дует холодный сырой ветер. Чтобы больше нагнать жути, стал рассказывать страшные истории про зомби. Вижу, пацаны начали прижиматься друг к другу и в прямом смысле наступать мне на пятки. Вскоре показался далёкий свет выхода. Впрочем, полной темноты в тоннеле всё же не было. В середине видны оба входа. Забегая вперёд, скажу, что впереди нас ждал ещё более жуткий S-образный тоннель, в середине которого не видно ни входа, ни выхода!
Снова присели отдохнуть.
Здесь я обнаружил, что аккумулятор-зарядку для смартфона забыл в машине. И телефон был наполовину разряжен. Пришлось отключить телефон и остаться без навигации, что затруднило дальнейшую идентификацию тоннелей и других достопримечательностей. С этого места сотовая связь из Листвянки больше не работала. До мыса «Толстого» 3G работал. И если в дальнейшем, сотовая связь иногда ловилась с противоположного берега, то с интернетом пришлось распрощаться.
Время было уже около 3 часов, но из-за позднего завтрака обедать не хотелось. Перекусили колбасой и продолжили поход.
Техническое состояние пути местами оставляло желать лучшего. Попадались полностью сгнившие шпалы.
Прошли ещё 3 километра. Дошли до речки Пыловки, что на 94 километре. Здесь находится база Охотфака. Зашли посмотреть. Здесь опять никого не было. Большой дом на замке. Имелся навес с деревянным столом, лавочками. И баня. Она была открыта.
Внизу бежит речка с кристально чистой водой.
Местные шутники нацарапали на столе «охот-fuck».
Они же, чтоб медведь не сожрал, хранят свою обувь на крыше бани.
Несмотря на то что время ещё было «детское», около 5 часов, решили на ночь остановиться именно здесь. Очень понравилось это место. Да и устали порядком.
Влад сразу переодел кроксы и завалился без сил на лавочку.
За день, т.е. за 6 часов прошли 15 километров. Немного… Стало понятно, что мы сильно выбились из графика, и полностью, до конца, пройти Кругобайкалку за оставшиеся 3 дня мы не успеем.
Так же стал ясен оптимальный дневной график похода:
Время летит быстро. Пока приготовил ужин, пока поужинали, начало темнеть. Сходили на экскурсию по окрестностям. На этот раз решили ночевать под крышей, в бане. Палатку не раскладывали.
На пологе расстелили плащ-палатку, положили коврики, залезли в свои уютные спальники.
Часть III. Музей инженерной мысли
День пятый, третий день похода
В этот день погода снова нас радовала. После привычных утренних процедур, распрощались с охот-fack-ом и продолжили поход.
Дошли до подпорной стенки.
Там сделали небольшой привал.
Проходим тоннели. Некоторые из них заброшены.
И давно заросли.
Помимо заброшенных тоннелей, встречается множество заброшенных мостов.
Рядом с заброшенным мостом всегда находится действующий.
Вскоре дошли до станции Уланово. Эта первая станция после станции Байкал. Всё, что мы проходили до этого, это всё был один перегон!
В Уланово нас встретил станционный работник. Он сидел на лавочке и грелся на солнышке. Таких, как мы, пеших туристов здесь проходит много. Поэтому он нисколько не удивился. Поздоровался, предупредил нас об опасности возможного прохождения поезда и пожелал счастливого пути.
Здесь, в Уланово, есть уникальный дом. Этот дом построен из цельного обработанного камня! Несмотря на то, что он частично разрушен, выглядит добротно. Его надо обязательно восстановить! Какой красавец!
А какая у него труба!
За станцией Уланово продолжаются живописнейшие места! Солнце, Байкал! С моря дует лёгкий ветерок, принося прохладу. Идти совсем не жарко. Шум моря, запахи травы, черёмухи и свежести Байкала. Обычно такие мгновения запоминаются на всю жизнь!
Местами дорога вплотную прижимается к морю. Внизу обрыв и чистейшая вода. Это высокая низовая каменная подпорная стена, одновременно играющая роль волнобойной, с пропущенным через неё железобетонным консольным водосбросом, предназначенным для отвода воды с нагорной стороны.
И вот, наконец, мы у входа «Березовского», одного из самых красивых и жутких тоннелей! Даже внешний вид у него «особенный». В середине этого S-образного полукилометрового полная темнота! (фото с той самой волнобойной стены).
Слева от тоннеля виднеется ещё один, уже разрушенный тоннель. Море подмывает берег.
Входим. Штольня тоннеля сначала уходит немного вправо, затем влево.
Мы оказываемся в полной тьме! Я рассказываю страшные истории о строителях-каторжниках, погибших при строительстве этого тоннеля. Останавливаемся. Слушаем тишину. Но тишины тоже нет! В чёрной глубине шумит ветерок, уже более 100 лет доносящий стоны душ неупокоенных каторжников. Ещё немного и мы воочию бы их увидели! Но мрачную идеалистическую картину прервал гудок тепловоза.
Через минуту он проехал мимо, разогнав (нас по каменным нишам) всю призрачную нечисть.
В средине тоннеля находится штольня в бухту «Берёзовую». Отсюда можно осмотреть глубокую бухту и представить все непростые перипетии строительства необычного мостового перехода, ранее неоднократно разрушаемого камнепадом.
Однако выйти наружу нам помешала вода. Мочить ноги совершенно не хотелось.
Снова красота Байкала! Тоннели, тоннели. Мы уже сбились со счета, сколько их прошли!
И вот следующий населённый пункт. Шумиха.
Напротив, через железную дорогу Москвич!
Москвич на номерах! Зачем он здесь? Ведь здесь нет дорог! Максимум, на что он способен, так это по Шумихе площадью 170 на 100 метров проехаться. Кстати, он хорошо виден на гугловском спутниковом снимке от 27.04.2014 г.
Сразу после Шумихи пустой тоннель. Железная дорога идёт в обход.
Нам, пешком, всё же удобнее пройти сквозь тоннель.
И вот мы подошли к жемчужине Кругобайкалки, комплексу красивейших сооружений: мосту, подпорной стенки, красивейшей итальянской стенки, созданной итальянцем по фамилии Феррари и тоннеля. Какой вид!
Мост без речки. Эстакада.
Итальянская стенка и тоннель.
Фото типа «мы и стенка».
С обратной стороны. Наверное, это сооружение задумывалось как галерея, а получился тоннель.
Ещё одно подобное сооружение.
Скоро мы устали. Дошли до больших камней, скинули рюкзаки и завалились на камни. Всё, привал.
Слава изображал нерпу. Влад самого усталого путника.
А я просто упал.
Пока валялись, наслаждались окружающими пейзажами.
Дальше стали попадаться вот такие водоотводные сооружения. Неужели это маленькое отверстие предназначено для воды? И как всё аккуратно сложено из камня! Сейчас залили бы безликим бетоном и всё.
Каждой мелочи уделено внимание. Как важно, чтобы всё было не только качественно и надёжно, но и красиво!
Вот, как аккуратно обработаны опоры бывшего моста. А ведь при эксплуатации сооружения эта красота не видна.
Иногда по путям ходит различная техника железнодорожников.
Дошли до научной базы академии наук РФ. Здесь учёные ловят и изучают нейтрино.
Рядом с базой на 106-м километре очередной разрушенный мост.
Прошли Пономарёвку.
Вот мы у самого длинного тоннеля Кругобайкалки через мыс Половинный длиной 778,65 м!
Этот тоннель прямой и просматривается полностью. На том конце виден тепловоз.
Но спешить на ту сторону не стали. Решили сделать небольшой привал и перекусить. Пока дети отдыхали, я вернулся немного назад и из ручья набрал питьевой воды.
По пути снял жарки.
После привала вошли в тоннель. Несмотря на самую большую длину и темноту в средине, проходить его не было страшно. Оба портала просматривались насквозь.
На выходе нас встречал туристический поезд «Байкальский экспресс».
Несколько самых смелых и отчаянных пассажиров поезда зашли в тоннель метров на 50. Увидев нас, они слегка опешили и спросили: «Вы откуда? Из тоннеля? И Вы его прошли насквозь?!! И Вам не было страшно? Кошмар!». «Нет, нам не было страшно», — ответили мы и гордо прошли мимо.
Другие туристы у поезда удивились, что здесь можно ходить пешком, с рюкзаками. Причём некоторые (посмотрели на нас как на бомжей) даже позавидовали нам.
Тепловоз дал протяжный гудок, собирая разбредшихся туристов.
Пассажиры поспешили в поезд, а мы к оставленному в покое туристами паровозу.
Здесь находится большая река Половинная, а через неё перекинут своего рода уникальный арочный мост.
Этот мост был и остается, скорее всего, уникальным железнодорожным сооружением на всей сети и советских и российских дорог. Во-первых, потому что он полностью сделан из монолитного армированного бетона (в эпоху советской индустриализации арочные мосты строились преимущественно городские, т. е. автодорожные, и из сборных элементов). Во-вторых, арочная конструкция как нельзя более соответствует облику окружающей горной местности. И в-третьих, эти конструкции настолько изящны и ажурны, что мост как бы парит над водным потоком. Нетрудно представить, насколько сложными были для такого сооружения возведение опалубки, армирование и бетонирование.
Почти сразу за рекой — самый короткий (всего 31,2 м) на участке тоннель, пробитый в основании скалы под названием Чайкин утёс. Сам утёс имеет вид узкого конуса с почти отвесными стенами высотой около 50 м.
Пройдя всего 1 километр, находим великолепное место для лагеря! Это небольшой, живописный мыс на 111-м километре.
Быстренько разбиваем лагерь. Дети собрали палатку.
Ужинаем цивильно, сидя на лавочках и за столом, сделанных из шпал. Вечером вышли на пути кидать камушки вниз, в Байкал. Не всегда удавалось докинуть до воды, было весело. Когда совсем стемнело, стали наблюдать за звёздами. Справа, на западе сближались Венера и Юпитер. В зените Вега и Денеб в созвездии Лебедя. Чуть южнее созвездие Орла со звездой Альтаир. Рассказал ребятам о Денебе — гигантской звезде, до которой до сих пор не могут точно определить расстояние из-за чрезвычайной удалённости.
В темноте прошёл поезд, освещая себе путь прожектором. Потом мы пошли спать.
В этот день мы прошли 17 километров. Причём усталости уже не было. Во-первых, рюкзаки, хоть и немного, но стали легче. Во-вторых, мы уже привыкли к походу. Ночью подул сильный ветер. Думал, пойдёт дождь. Обошлось. Но ветер сильно трепал палатку. Впрочем, нашего веса внутри палатки было более чем достаточно.
Часть IV. Путь домой
День настанет, тесен станет дом родной.
К морю нас опять потянет, если мы придём домой. (А. Макаревич)
День шестой, четвёртый день похода.
Хоть дождя и не было, утро было хмурым с проблесками солнечного света. Как же красив Байкал и в такую погоду!
Вдалеке по морю проплывает корабль.
Отсюда уже хорошо просматривается противоположный берег.
Собрали лагерь, около 10 часов. От места нашей стоянки до станции Маритуй 8 километров. Наш поезд отправлялся со стации около 16 часов. Так что спешить было некуда.
И мы, наслаждаясь удивительными видами сурового Байкала, выдвинулись далее, в сторону Маритуя.
Говорят, что в 2000 году здесь были сели, вызванные сильными ливнями.
По пути встречали полуразрушенные водоотводы.
Через некоторое время слышу гудок. Здесь я вспомнил, что всегда хотел узнать: «Как же, там… лежать под поездом?» Быстренько включаю на запись видеокамеру и кладу её между рельсами, на шпалу.
Сверху, над камерой, на этот раз проехала дрезина. Жаль, что не поезд.
Там, за поворотом, уже Маритуй. Какая скала!
Станция Маритуй. Скинули рюкзаки. До поезда ещё 3 часа.
А такие рельсы до сих пор в эксплуатации, ещё древней, Р-43 марки! Это Вам не просто так! США 1945 год!
Пока ждали поезд, прогулялся по станции.
Посмотрел на ещё не пройдённые Киркинейские тоннели. Но ничего! Не всё сразу! Мы ещё их обязательно пройдём! Уже в 2017 году думаем продолжить наше путешествие по Кругобайкалке.
Противоположный берег с хребтом Хамар-Дабаном стал значительно ближе.
Подошла ещё одна группа туристов — мужчина и две девушки. Причём вторая отстала почти на час! Было видно, как она устала! Это были туристы из Орла. Поговорили. В планах у них посетить в Слюдянке музей камней, а затем Иволгинский дацан за Улан-Удэ. Также они сходили в единственный на всём участке магазин, находящийся в здании почты здесь же, на станции.
Так же, как и мы, вышли они со станции Байкал, только на сутки ранее нас. Очень трудно дался им этот поход. Ну, а мы оказались (не пальцем деланные (Николай Воронин)) заправскими путешественниками. Чем дольше идём, тем больше крепчаем. Далее они решили продолжить своё путешествие уже на «Мотяне». Правда, на этой «Мотяне» сначала мы должны уехать назад, в порт «Байкал», а они уже ночью, ехать на ней в Слюдянку.
Скоро подошёл наш поезд. Билеты недорогие, чуть более 60 рублей. Теперь, на протяжении 3 часов, мы повторили своё путешествие, но уже в поезде. Мы ещё раз проехали все тоннели, мосты, эстакады. Посмотрели на наши, уже ставшие родными места. Интересно, что более половины пассажиров поезда — туристы. Кроме того, поезд имеет остановки каждые 3-4 километра, на всех остановочных площадках. И, вообще, оказывается, что в случае острой необходимости поезд можно просто, как такси, остановить, помахав рукой! Инструкцию, как надо правильно махать, нам дал дежурный со станции Уланово ещё во второй день похода.
Небо разъяснело. Байкал из окна поезда.
В поезде Влад задремал, а Слава предложил в 2017 году не просто продолжить наш поход, а пройти весь маршрут с самого начала!
Поезд прибыл на станцию Байкал. И вот здесь нас ждал сюрприз! Последний рейс парома уже состоялся! Последний рейс в 17:15! А поезд приходит в 19 часов. И только 2 месяца с середины июня до середины августа, есть паром в 20:15.
Таким образом, у нас 2 варианта. Остаться ночевать на станции Байкал, или воспользоваться услугами местных (бомбил) лодочников. Мы, естественно, выбрали второй вариант, пусть и в 5 раз дороже парома, так как уже настроились ночевать в машине.
Нам досталась старая, ободранная, мятая алюминиевая лодка ещё Советского производства. Но какой у неё мотор!
Вот это был аттракцион! Короче, мы нисколько не пожалели потраченных денег! Только кепки держи, чтоб не улетели!
Буквально через 5 минут, мы уже подплывали к Листвянке.
Там нас, в целостности и сохранности, ждал наш автомобиль Toyota Hilux Surf. Погрузившись в автомобиль, выезжаем.
Останавливаемся на ночёвку уже в знакомом нам прежнем месте на берегу Ангары.
День седьмой. Иркутск, Култук, р. Снежная, Тёплые озёра, Оймур, Заречье
Проснулись раньше обычного. На сегодня у нас запланирован весьма насыщенный день.
Выехали в сторону Иркутска.
Проехали по дамбе и плотине Иркутской ГЭС.
По Ангаре, со стороны Байкала, плавают яхты.
И через пару часов мы были уже в Култуке. Там, вдали, виднеется Слюдянка, а над ней, справа — мраморный карьер. Под ним, внизу, в распадке — речка Слюдянка.
Ещё одна мечта — пройтись пешком по этой речке до метеостанции и далее взойти на пик Черского. Но это будет уже другая история.
Станция Култук. Вон, оттуда, мы придём на эту станцию через год.
Заехали на Култукский рынок, закупили омуля горячего копчения, прямо из коптилки достали, положили в картонную коробку, чтоб до Читы довезти.
Далее у нас по плану доехать до Выдрино, там отвернуть на тёплые озёра. После отворота дорога — раздолбанный асфальт.
Через некоторое время увидели гигантские реликтовые тополя, растущие прямо у дороги. Вышли посмотреть.
В одном из тополей дупло. Заглянули. Оказывается, что гигантские деревья внутри пустые. А природа здесь совсем другая! Не сибирская совсем! Гигантские деревья, буйная растительность, большие папоротники! Ну, прямо Кавказ какой-то!
Ребята впервые в жизни увидели папоротники.
Сразу появилось желание нырнуть туда и спрятаться! Попробуй-ка найди! А ребята всего в 1 метре!
Вот веселуха!
Наигравшись с папоротниками, поехали дальше, до КПП. Здесь даже проход платный!
Оставили машину перед КПП, заплатили деньги и пошли Тёплые озёра смотреть.
Тёплые озёра — это зона весьма недешёвого отдыха с турбазами.
Время обеда. Зашли в кафе, заняли столик, сидим, ждём, меню изучаем. 10 минут изучаем, 15 минут. Никто не подходит. Ладно, не гордый, сам подхожу. Ну и где еда? «А нету!» — отвечает официант, съели всё, нужно 40-50 минут ждать. Да ну вас всех! А раньше нельзя было сказать? Выходим из кафе и идём купаться на озеро.
Дошли до первого, самого большого — Изумрудного озера.
Вот это да! Вода действительно изумрудная!
На другом берегу — часовня.
Далее, за часовней, слева и справа, находятся ещё два тёплых озера «Сказочное» и «Мёртвое». Но мы туда не пошли. Решили купаться здесь.
Вода оказалась чуть не ледяной! С какого места это озеро называют тёплым, не знаю. Ещё дома, рассматривая зимние спутниковые фотографии этого озера, я засомневался в их «тёплости». Они полностью были замёрзшими! То есть, не видно горячих ключей. Но не зря же мы сюда пришли! Лезем купаться в ледяную воду!
С криком (бонзай!) ААА! Влад опускается в воду!
Но больше двух минут в воде находиться нереально.
Зато какой кайф после такой воды погреться на солнышке!
Искупавшись и отогревшись, пошли за ширму переодеться. Тут я обнаружил, что меня укусил самый кровожадный зверь сибирской тайги — клещ. Сначала я даже и не понял, что это клещ. Что за крошка здесь прилипла? Подумал я и оторвал. Понял, что это клещ, когда увидел кровь на пальцах. Ну и чёрт с ним! Загоняю детей в раздевалку, осматриваю. Чисто. Вероятнее всего, я его (взял с собой в путешествие) подцепил в третьей части рассказа (на фото).
Здесь, на озёрах, обедать не стали. Коль мероприятие по ознакомлению с тёплыми озёрами закончилось, то и обедать можно уже в более дешёвом кафе, на трассе.
И мы снова едем по трассе Байкал, высматривая кафе. А их всё нет и нет! Ну что за напасть! И только почти через сотню километров, перед Бабушкиным попалась первая кафешка. Обед был так себе... Но, поскольку были голодными, всё съели с удовольствием.
В Бабушкине заехали в медпункт. Медпункт там интересный. Всё в одном! И поликлиника и травмпункт и скорая помощь. Там мне поставили 8 ампул противоклещевой сыворотки. Сыворотку поставили бесплатно, даже полис не спросили. А полисы мы всегда имеем с собой. Только в журнал записали. Врач сказала, что эта сыворотка для государства обходится очень дорого. Здесь я сразу скажу, что после этого никакого недомогания у меня не было. А через неделю из кожи выпали и челюсти этого зверя.
Едем дальше. Сегодня у нас по плану ночёвка на живописном юго-восточном берегу Байкала за посёлком Новый Энхэлук.
После Селенгинска, отворачиваем с трассы влево. Проезжаем Кудару. В Оймуре смотрим на залив Провал, образовавшийся после 10-бального землетрясения, в новогоднюю ночь 1862 года. Из образовавшихся во время толчков трещин на поверхность стала выходить вода. Местные жители срочно эвакуировались из затопляемой местности, взяв лишь самое необходимое. Пострадало приблизительно 1300 жителей пяти бурятских улусов.
Далее проезжаем Новый Энхэлук, Заречье. На ночёвку решил остановиться в живописном месте на берегу Байкала, подальше от большого скопления народа, за селом Заречье. Судя по спутниковым снимкам, дорога там кончалась. Кругом лес и море!
Но не тут-то было! Народу, действительно, никого, но по другой причине. Здесь натуральная свалка! Местные рыбаки с мусором вообще не заморачиваются и никогда его с собой не увозят. По мусору можно изучать вкусовые пристрастия аборигенов. Это водка с пивом с закуской Доширак. С трудом разгребли небольшой пятачок, чтобы, хотя бы наступить, вышли к морю. Байкал в этом месте также не впечатлил. Вода, явно теплее, что привело к бесконтрольному размножению зелёных водорослей. А прибой ещё все водоросли к берегу согнал. Болото, в общем, не Байкал!
Но время позднее, искать другие места поздно, ночуем в машине.
Всю ночь мимо по лесной дороге на тяжёлых грузовиках ездили чёрные лесорубы.
День восьмой. Иволгинский дацан, дорога домой
Проснулись опять пораньше. Во-первых, хотелось, как можно быстрее покинуть это место, а во-вторых, сегодня у нас большой переход до дома с посещением Иволгинского дацана.
Выехали после лёгкого завтрака. В Ильинке меня сфотографировали. Уже в Чите, предложили выкупить фото за 500 рублей. Посмотрел, не понравилось. Чёрно-белое, на простой бумаге. Деньги просили выслать какому-то злому фотографу по фамилии ГИБДД. Но я его надул. Фото взял, а деньги не выслал.
Через некоторое время доезжаем до развязки дорог на Кяхту.
Перед Иволгинском дорогу преградило стадо коров.
Но нас не испугать! Через 5 минут, ловко лавируя между определёнными, самыми тупыми особями, мы всё же вырвались на свободу! В Иволгинске с основной трассы уходим вправо.
И вот мы в дацане. Это главный храм. Много паломников. Внутрь мы не пошли.
Зато посетили другие храмы.
Как и положено по буддистским традициям, дацан обошли по часовой стрелке.
Помолились (покрутили барабаны с мантрами (молитвами)).
Самые тяжкие грехи вымаливаются только огромными, самыми тяжёлыми барабанами. Крутить такие барабаны непросто.
Покрутив барабаны и очистившись духовно, мы продолжили свой путь домой.
Проехали мимо «Спящего льва». На этот раз без остановки.
Пообедали в кафе на перевале.
Мухошибирские просторы. Прямая дорога домой.
Недалеко от границы с Забайкальским краем делаем последнее фото нашего путешествия под названием «Безмятежность».
Итоги поездки
Приехали в Читу на закате восьмого дня путешествия. Посетили Слюдянку, Иркутск, Тальцы, Листвянку. Совершили удивительный поход по Кругобайкальской железной дороге протяжённостью 50 километров и 4 дня пути.
Помогли клещу совершить путешествие на другой берег Байкала, где он скоропостижно скончался. Искупались в ледяной воде Тёплых озёр, узнали об Энхэлукском гадюшнике.
Посетили чудесный Иволгинский дацан, где получили духовное очищение. Обманули злого фотографа по фамилии ГИБДД.
Денег истратили 12000 рублей (не считая снаряжения), из которых около 9000 ушло на бензин.
Вот и Всё!
В 2017 году планируем закончить поход по Кругобайкалке. А может быть и пройти её сначала. Возможно, совершим восхождение на одну из высочайших вершин Хамар Дабана — пик Черского. Проедемся по Тункинской долине с её целебными источниками, доедем до конца этой дороги, где находится красивейший водопад.