|
Пыльник Олег
Новосибирск 2022
Оглавление
07.07.2022 чт. 6:00 Новосибирск — Акташская ГЭС. 5
08.07.2022 пт. Трансграничные мытарства. Ульгий без Мурата, и Долбанутое озеро. 5
09.07.2022 сб. Толбо-Нуур, Хар-Ус-Нуур, первая поломка, Алтай, ночь под ступой. 7
10.07.2022 вс. Алтай, Тайшир, карандашная скала, спасработы на речке. 9
11.07.2022 пн. Опять Тайшир. Едем в Алтай. Безвалютный коллапс. Вечернее спасение. 13
12.07.2022 вт. Дистанционная заправка, переезд в Ульгий. Спокойны, как в колыбели. 15
13.07.2022 ср. Безделье в Ульгии. Ждем денег, пропуска и жарим шашлык. 17
14.07.2022 чт. Бросок на озеро Хотон Нуур. Жуткая дорога. Летняя пурга и -1 на термометре. 19
15.07.2022 пт. На волю, в пампасы! Опять в Ульгии. 21
16.07.2022 сб. Едем в Гоби. Ну почти. Абзац за Алтаем. На этой раз полный. 23
17.07.2022 вс. Утро спасения. Всё, домой! Сюда я больше не ездец… И опять в Ульгий. 25
18.07.2022 пн. Долгий путь на Родину. Мы в Чибите. Слава тебе господи! 27
19.07.2022 вт. Домой. Ну очень медленно. Но домой. 29
Наташа, начальник тыла
Санки по-монгольски
Для тех, кто не любит читать МНОГОБУКОВОК, сразу и честно скажу, что у нас было плохо: выбор времени с 11.07 по 18.07 было нашим самым главным провалом. Монгольский праздник Наадам это гораздо хуже нашего Нового года. Во-первых, огромные очереди на границе и туда, и назад. Две границы по 10-12 часов проходили. Во-вторых, время, когда не работает НИЧЕГО. Усугубившимся тем, что мы не встретили сразу Мурата (смотри ниже) и не поменяли у него денег. И вдобавок была полностью закрыта граница.
И второй, не менее сокрушительный удар был нанесён тем, что, не имея опыта эксплуатации нашего автомобиля в жару, не знали одной самой главной его особенности: глохнуть и какое-то время не заводиться после. Всю зиму и весну он отпахал нам верой и правдой, а тут выдал.
К этой поездке я готовился долго. И основательно. Начало положила давняя, достаточно трудная, но и весьма интересная экспедиция совместной новосибирско-владивостокской группы, в которой и я принял случайное участие. Тогда мы встретились на Байкале, в Култуке, и прошли потом через озеро Хубсугул, Гоби с выходом на наш Алтай. С тех пор остался у меня трек поездки Дениса Французова, посетившего в Монголии массу интересных мест. И мечта когда-нибудь посмотреть то, что не удалось нам в тот раз. Например, Монгольский Алтай.
Потом было много чего, разные жизненные перемены, потом пандемия коронавируса. И вот в этом году представилась возможность всё-таки поехать в Монголию.
Отпуск был выбран с 11.07.2022 г. по 28.07.2022 г. Ах, как хорошо, думал я вначале. В самое тёплое время года поедем, даже в горах будет тепло и красиво.
Первый тревожный звоночек прозвучал, когда, уже закончив вчерне всю подготовку к поездке, так, для интереса ввел в поисковике «Праздники Монголии 2022». Тут же узнал, что с 11.07 и по 15.07 монголы празднуют свой Наадам: ну, то есть День флага, День республики и так далее, и то прочее. О, как здорово, заодно и праздник посмотрим!
Ага, ага. Вот так и была заложена самая большая мина на нашем пути. Своими руками. В самую глубокую колею.
Ну, а теперь маленько о подготовке к походу.
Сначала то, что делается долго, но, по моему мнению, было самым важным. Во-первых, я достаточно внимательно прочитал книгу Лонели Планет о Монголии. Составил подробную базу данных об интересных местах, выписав координаты, нанеся на карту. Добавил туда же упомянутый трек Французова. Собственно, этим я занимался ещё в 2015, сейчас просто возобновил свои познания. Убедился, что они хорошо ложатся на карты Maps.Me. Но эта программа не даёт более-менее полной информации о проезжаемых местах. Пришлось с помощью программы SAS.Planet готовить карту OpenTopoMap.org, на которой ну очень подробно были указаны все монгольские дороги, горы и прочие озёра. Затем полученный материал упаковывается для использования на смартфоне программой SAS4Android. У неё несколько … своеобразный интерфейс, но я с ней уже работал, привык.
Пока делал это, заметил, что часть дорожной сети отмечена желтым цветом. О, решил я, это какие-то дороги БОЛЕЕ хорошего качества. Ну, там щебенкой посыпанные, поровнее или ещё что-то. И задумал так проложить маршрут, чтобы и рыбку съесть (то есть посмотреть всё задуманное), и на … сесть (то есть проехать по более приличной дороге). Какой наивный юнош получился. (А мне в этом годе шестьдесят стукнуло). В Монголии? Да дороги получше? Ну, ну… Но, правда, здесь всё двояко получилось. С одной стороны, тот дорожный ужас, что был в Монгольском Алтае, а с другой те обалденные автобаны, которые удалось увидеть. Ладно, обо всем этом позже, позже.
Короче, составил я такой маршрут, чтобы доехать до всех интересных мест, и вроде как по желтым дорожкам проехать. И сказал, что это хорошо.
Дальше взялся за матчасть. Материальную то есть, не матершинную. Машина у меня Renault Duster 2018, Дастик наш, с полгода назад приобретенная. Вроде ничего по проходимости, 4WD и т.д.
Что с собой необходимо брать? Запаску, лучше две. Так, достал, положил. Sand track — в переводе на наш это получились две доски, 50 мм толщиной и 150 см длиной, обвитые в волшебном порядке 8 мм капроновых тросом. Для повышения, так сказать, проходимости. Кстати, два куска от этих же досок по полметра — как разные подставки под домкраты и прочая. Потом, правда, ещё прикупил пластиковые, разборные из шести кусков состоящие. На всякий случай.
Канистра для запасного бензина. Ага, положил. И потом всю дорогу нюхал его. Аж заколдобился.
Теперь лебедка нужна. Поизучал вопрос, купил. Ручная, три метра, четыре тонны. «Зубром» зовут, правда, как выяснилось, китайским. Думаю, хватит. Запасная стропа вдобавок к своей, буксировочной. Пригодилась, ага. Буксировочная.
И ещё один момент подготовки описать надо: рыболовный. Вообще-то, я не рыбак, никогда этим не интересовался. Но тут едем в самую нерыбачущую страну, монголы, как известно, рыбу не ловят и землю не обрабатывают — что-то там в религии не позволяет. Надо, значит надо. И купил я чудо-снасть на хариуса, сплетнЯ называется. А к ней еще спиннинг, к нему катушку, к ней леску. В общем, оснастился. На всякий неслучившийся случай.
Был некий сигнальчик от нашего Дастика, машинки нашей любимой. За неделю до выезда прямо возле проходной завода наотрез отказался он заводиться. То есть абсолютно. Не крутит стартер, зато противной лампочкой «Check engine» светит. Приехавший автоэлектрик два дня с ним работал. Говорит, под левым передним колесом в косе один провод передавился. Восстановил, помогло. И очень я этим сигналом от машины обзадачился, приобрел сканер автомобильный автономный ELM327. С выходом на смартфон. Чтобы, значит, ошибки на взлёте отлавливать. И кучу программ, с ним работающих поставил, одну даже поподробней изучил. Car Scanner называется. Вроде что-то в ней понял.
А теперь всё это барахло ещё куда-то впихнуть надо, чтоб ещё самим место осталось. И чтоб взлететь потом со всей этой фигнёй. Значит, наверх нужны перекладины, ещё выше большой кейс-багажник. Очень большой. 550 литров. Этот хоть не покупали, взяли в аренду. 220 рублей в сутки погоды не сделают.
Вот когда я его в прокатной конторе за день до отъезда брал, случился один неприятный случай. Выезжая на главную дорогу, не заметил мужика сзади, он чуть в меня не въехал. Ругался страшно, пытался у меня дверь оторвать. Ладно, проехали. Но, видать, его проклятья на мне всё же сказались. Чуток попозже.
В качестве вишенки на торте опишу одно видео, которое перед выездом посмотрел. Там какие-то арабы сначала джип в пустыне засаживают, потом аккуратно перед ним своими кетменями, что ли, ямку выкапывают. С метр глубиной. Зачем? А потом наполняют песком мешок, да к стропе привязывают. Потом в ямке хоронят. И что? А то, что они потом другой конец стропы на колесе джипа крепят и… Джип, потихоньку стропу на колесо наматывая, из песка и выезжает! О, сказал я, и добавил к нашей поклаже штуки три пустых мешка. Чтобы уж наверняка.
И ещё один штрих. Административный, что ли. Отпуск у меня с 11.07, это понедельник. В воскресенье граница не работает, значит, надо брать без содержания ещё и 7 и 8, один день на доехать до Ташанты, другой — для прохода через границу. Сказано — сделано. И вот, настало 7 число.
07.07.2022 чт. 6:00 Новосибирск — Акташская ГЭС.
Часов в 6 двинулись в путь дорожку. Уже сколько раз ездил на Алтай, что даже уже и не помню. Что сказать про дорогу? Красивая, да, асфальт с каждым годом всё лучше. Сибирские леса, горы алтайские, всё такое привычно красивое, такое зелёное. Пока ещё. Эх, не ценим, что имеем. Да уж.
И вот в этот день сделали первую тактическую ошибку. Но сами мы об этом пока ещё не догадывались. Лучше бы всё-таки до границы бы доехали.
На ночлег расположились на старой, недостроенной ГЭС. Есть такая, за Акташем. Красивейшее место, Катунь, озеро. Руины. Романтика.
Отдохнули хорошо. Последний раз в зелени. Кайф.
08.07.2022 пт. Трансграничные мытарства. Ульгий без Мурата и Долбанутое озеро.
С утра не спалось, едва растолкав Наташу, предложил ехать на границу. Был невежливо послан, но не пошел никуда, а продолжал вежливо нудить. Это у нас традиционный утренний ритуал, даже больше повторять не буду. Ладно, собрались и даже без завтрака выехали.
Дорога, конечно, весьма симпатичная шла, серпантины, горы, снежники на горизонте. А ближе к Ташанте степь да степь кругом, наше будущее на две недели вперед.
Подъехав к границе, испытали первый культурный шок. Он заключался в виде грандиозной очереди, тянувшейся куда-то вдаль. Потом шок усилился. Потому как очередь двойная оказалась.
Слева несокрушимой колонной стояли бензовозы, фуры и прочие мастодонты. А за справа за ними тянулась авто-мелочь пузатая. Но тоже много, да…
Потянулись часы ожидания. Скрашиваемые только мыслью о том, что нас сейчас могут просто домой развернуть. ПТС дома забыли. Была мысль, но потом сплыла. Вот и переживал. До тех пор, пока к погранцам не сходил. Не, говорят, СОР-ка есть и норм, если сам владелец.
Всё заканчивается, закончилось и это. Наконец пришла и наша очередь в ворота заезжать. А за нами уже хвостище тянется, очередные подъезжают и подъезжают. Все на Наадам хотят взглянуть. В основном киргизы, и казахи. Много монголов. Наших меньшинство.
Потом была таможня. Тоже весело. Давай, говорят все вещи на сканер! ВСЕ? Ага! Кое-как уговорили, что у нас вещей ну очень много. Посмотрели так. Но выгружать почти всё заставили. Потом загружать. Весело! Ладно, наших прошли кое-как.
Проехали ничейную полосу в 25 километров. Только миновали нашу заставу, как асфальт приказал долго жить. Началась грунтовка. Привет, Монголия!
Но надо сказать, что последние километры уже идет стройка, местами даже успешная. Лет через несколько будет и на ихней улице асфальт.
Перед монгольской границей погода совершенно распоясалась. Дождь, ветер такой, что у меня из рук зонтик вырывало. Кое-как проехали к таможне. А там опять началось: раз-два выгружай, три-четыре — наваливай обратно. Это ещё не самое интересное, потом забавней стало. Когда мы на паспортном контроле стояли, а свет в помещении постоянно вырубался. То потухнет, то погаснет. А девочка за компьютером так меееедленно работает, что выспаться можно.
И это тоже закончилось. И вывалились мы под дождь и ветер. Напоследок нас ещё одарили местной автостраховкой за 2500 рублей и поменяли маленько долларов по 2500 тугриков за доллар. Против кажется 3500 официального. Решили сменять только 200 баксов, чтобы на первое время были. Вслед нам меняла кричал, что до понедельника в Ульгие всё будет закрыто. Вот только не уточнил, до которого. Правильный ответ был бы ДО 18!!! И что закрыто: ВСЁ!
Ещё прикупили местную СИМ-ку оператора UNITEL за 500 рублей. И это оказалось самой главной нашей покупкой, буквально спасательным канатом, на котором всё и удержалось. Но об этом, как всегда, потом.
По-моему, уже часов в 16 мы прошли через это чистилище и двинулись в первые километры по земле монгольской. Дорога показалась мерзкой, климат противным. А перевал, единственный на нашем пути, бесконечно высоким.
Всё плохое когда-нибудь кончается. Закончилось и это. Приехали в город Ульгий. Нам ещё много раз предстоит в него возвращаться. Слегка напрягло только то, что нас не перехватил вездесущий Мурат, у которого свои глаза на границе и который, как утверждают, ловит всех россиян и принуждает жить у него в юрте и менять деньги. Ну, не встретил он нас, так и чего же? Ладно, едем, в следующем городе поменяем. И это тоже было, пожалуй, самой главной ошибкой. А город мы проезжали где-то в 18 часов. А зря…
Мысленно я уже был на озере, недалеко от города (ну 33 километра это здесь вообще рядом!).
Вот уже остались позади разноцветные крыши Ульгия, маленько поездили по отличному асфальту автобана, и на горизонте показалось искомое. Живописная котловина, изъеденные ветрами скалы, глубокий голубой цвет озера. Что ещё надо, чтобы с кайфом встретить вечер? Правильный ответ: лучше полное отсутствие жуткого ветра, чем его наличие. Вот и полезли мы через скальный перевальчик в этакую ложбину между скалами, где нашли более-менее тихую бухточку.
Наше одиночество нарушила только … непонятно как оказавшаяся кошка, увлеченно мышковавшая в сухой траве. Потом, кажется, догадались — за холмом видели что-то вроде базы отдыха. Видимо, оттуда и пришла.
И это была наша первая монгольская ночь, и, сказать честно, последняя беспроблемная ночь.
09.07.2022 сб. Толбо-Нуур, Хар-Ус-Нуур, первая поломка, Алтай, ночь под ступой.
Хоть и дал я вчера озеру название «Долбанутое» просто по звучанию, оно, оказалось, пожалуй, самым живописным из увиденных нами. Вот, посмотрите!
Всё там было симпатично, даже обратная дорога через скалу. Ну, видно впереди только чистое голубое небо, так зачем же так орать? Вроде же нормально проехали…
Вот и выскочили на асфальт, проехав мимо мужичка, который дремал в своей машине на краю парковки. Зачем бы ему тут спать? А вот зачем: в его распоряжении был офигенный, каменный, персональный туалет. Даже слегка зауважали его.
И опять поехали просто по фантастическим здешним трассам. Просто в голове не укладывается: Монголия и такие автобаны, да ещё с таким движением, как здесь: одна машина за полчаса езды! Сон наяву.
Снов мы сегодня насмотрелись довольно много. Иногда с элементами кошмаров. Например, заезжая на обед возле какой-то речки, вдруг заметил на приборной панели странноватую картину: знак парковки периодически менялся на нейтралку, потом вообще на какие-то горизонтальные три полоски; на экране загорелся «Check engine». Потом оказалось, что двигатель заглох. Завел — вроде нормально всё. Решил, что померещилось.
Место, где мы обедали, оказалось прямо русским заповедником. Судя по этикеткам от консервов и водочных бутылок, разбросанных повсюду. Вездессущие русские!
Опять в путь, на этот раз нашей целью будет город Алтай, до которого ещё 300 километров. А промежуточная задача — это озеро Хар-Ус-Нуур, которое заранее обозвал озером Хариусов.
В Ховде дорогу пересёк неторопливый караван верблюдов, вот уже многие годы не передвигающий своих ног. Потому что бронзовые, ага!
Вот и оно, наконец. Въезд на него обозначен громадной аркой, за которой ещё многие километры разбитых грунтовок. И только худая железная лошадь как будто тянет мееедленно «Куууудаа!!!» (в смысле, куда прётесь!).
Надо было её сразу послушать и не ездить на это озеро. А не фиг там было и делать. Но что ты! Сам Денис Французов сюда заезжал. Как же можно пропустить???!!!
Долгонько послонявшись по этому «озеру хариусов» сообразили, наконец, что оно значительно переоценено! Отсюда начинается громадная болотина, где водятся какие-нибудь твари болотные, для засушливой Монголии прямо невиданные. Даже заповедник по их изучению есть. Знаменитая часовая башня в этом краю для того и предназначена. Ну, и на черта нам эти звери с заповедником вместе?
А так большая лужа даже без довеска в виде каких-нибудь гор на горизонте. Только на другом берегу что-то горело, подозрительно напоминавшее пожар.
Выбрались опять на асфальт, перекрестились и поехали.
За 143 километра до города машина встала. Опять чередование парковки/нейтралки/полосок, горит ошибка. И не заводится. За бортом начиная с +30, потом было +38, +40 и до +43! Открыл капот, развернул стропу, приготовился просить кого-нибудь дотащить до Алтая.
Потом сел в кабину, глянул, что у меня ручка на «Д» стоит. Переключил на парковку, проверил, а она заводится! Но это было ещё только предупреждение. Которого мы опять не поняли.
Решили больше ста не ехать, периодически останавливать машину, не загонять Дастика.
Наконец приехали в Алтай. Начали по Maps.Me банки искать. Штук пять их оказалось, все, как один, закрыты. Хоть выяснили, где они есть. Решили, что проблема только в позднем времени, надо завтра зайти. Захотели поискать обменники в отелях. Бесполезно. Из отеля меня просто послали, типа иди, внутри города поищи.
Когда уже шли к машине, Наташа у меня арбуз выпросила. В переводе на наши деньги рублей 500 стоил. Немного, вроде, но, когда денег и так не хватает, слегка напрягло.
Поехали маленько в степь, чтобы хоть немного с глаз отъехать. Я выбрал местечко рядом с городом, но в направлении какой-то ступы 13 века, которую настойчиво рекомендовала ЛП. Ступу внезапно нашли, правда на пару километров ближе, чем указывалось. Но это же ЛП! Она и какую-то достопримечательность вообще на территории Китая разместила.
Ещё, может, на километр отъехали и встать решили. Это была первая ночь в тени ступы, и в тени надвигавшегося на нас безденежья.
10.07.2022 вс. Алтай, Тайшир, карандашная скала, спасработы на речке.
Поднявшись утром, решили свалить с бешеного ветра на открытом месте, который уж точно не даст даже кофе согреть. Пока ехали к Алтаю, придумывали всякие безумные идеи, типа найти какое-нибудь заброшенное здание, и в нем совсем без ветра позавтракать. В результате нашли угол какого-то бетонного забора, с горем пополам вскипятили чай, остатками я попытался побриться. Ни фига у меня не получилось, какой-то полубритый остался и злой весьма.
Приехав в город, снова начали искать обмен валюты или банки. С тем же успехом, всё, что можно было, закрыто. А обменников вообще просто не было. Ближайшие, по данным MAPS.ME находились в Ульгии или … в Улан-Баторе. Очень близко, 1060 километров. Да и тоже, как потом выясняется, не работали. Списали всё на воскресный день, стали решать, что делать. Наташа, как всегда, предложила отдых на озерах. Поискал на карте, нашел! На северо-восток от нас находился небольшой поселок Тайшир, 43 километра по прямой, ваще рядом. Правда, MAPS.ME почему-то дорогу к нему начала с куска по автобану, а потом свернула к Тайширу. Так вот, он стоит на речке, впадающей в громадное по здешним меркам озеро Гэгээн нуур. Решили ехать, как программа говорит.
Захотелось нам природы. Отъехали нужный кусок по шоссе, а на грунтовке первый раз посадил Наташу за руль, она у меня водитель начинающий, бесправный пока. Чтоб не слишком на Монголию жаловалась, дал порулить.
Доехали только до речки, бензин начал заканчиваться. А в Тайшире видел заправку, недалеко, пять километров с чем-то. Поехали туда. Заодно офис Хаан банка увидели, ага, завтра денежку получим!
Подъехали к заправке, а там никого! И никакого телефона не написано, и даже … колонок нет! Бензина вообще под нуль, и что делать? Ладно, говорю, Наташ, ищи место в чистом поле, завтра заправщик придёт. Может быть… Вдруг со стороны деревни машинка какая-то двинулась. Вроде в нашу сторону. О как! Помощь близка?
Приехал монгол с монголицей. Она заправку открыла, и ему прямо из окна шланг подаёт. Расхохотался я такому прогрессу, но денежки приготовил. Всё, что у нас было, под ноль.
Обратно к речке поехали, а там, чуть не доезжая, возле чудной скалы фоталась живописная куча монголов. Они начали нам махать и кричать что-то. Понял только, что-то там Closed. Вот что толком не врубился. На обратном пути поподробнее рассмотрел, а эта скала вроде как из вертикальных шестигранников сложена, типа карандашей. Как потом оказалась, она числится местной достопримечательностью. Так и называется, Карандашная скала.
Опять мы были на речке, по достаточно хреновой дорожке попытались проехать к отвесным скалам, но там уже стояла местная семья. К самому озеру решили не ехать, и так бензина мало. Встали в пойме речушки в полтора метра шириной. Как потом узнали, на озере на ней электростанция имеется. На такой речке? Разве что весной работает.
Наташа даже разошлась до того, что вымыла машину холоднючей речной водой.
Расположились со всем возможным комфортом, растянули наш супер-пуперный тент, прикрывающий полмашины и окружающую территорию. Приготовились культурно отдыхать.
Наши монгольские соседи потихоньку сваливали с речки. Осталась одна маленькая Хондочка, которая, вместо того чтобы ехать по накатанной на песке колее, вдруг свернула с неё и застряла намертво. Вначале так легонько глядели на безуспешные попытки монгола достать её, потом начали его даже маленько жалеть. А когда пригляделись к его семье, состоявшей из малыша, жены и сына подростка, решили всё же помочь. Взяли лопату, домкрат, пару коротких пластиковых сандрека и пошли к ним.
Монгол сопел над нерабочим домкратом, лопаты у него не было. Начали подсовывать наш пластик под машину, слегка подкапывать, потом Наташа с монголом толкали сзади, а я рулил потихоньку. Сначала хозяин вроде как вскинулся, почему это не он рулит. Но тут надо было четко понимать команды, а с ним это, увы!
Каждый толчок продвигал машину на метр-полтора, потом всё начиналось по новой. Капля и камень долбит, наконец я выехал на колею. Предоставив монголу загружать свою машину, отправились к себе.
Налетали неоднократные грозы, достаточно фотогеничные.
К вечеру, в один из промежутков между грозами, моя жена испытала ещё одно из наших последних приобретений — походный душ на 20 литров. Засунутый на верхний багажник, он вроде даже давал приличный напор. А что, говорит моя женушка, я тут королева берега, ни одного монгола рядом!
Королева берега
При этом умудрилась потерять свой нагрудный крестик на цепочке. Решила, что цепочка порвалась и упала. Очень переживала из-за этого. А крестик-то и нашелся. Только вчера, 01.08. Лежал где-то в глубинах органайзера. Зря Наташа так расстроилась, все наши дальнейшие беды из этого выводила.
11.07.2022 пн. Опять Тайшир. Едем в Алтай. Безвалютный коллапс. Вечернее спасение.
Наконец, настало пропитанное многочисленными надеждами утро. Не торопясь выехали в Тайшир, где находилось ближайшее к нам отделение Хаан-Банка. Оно оказалось безрадостно и бесповоротно закрыто на висячий замок. Не наблюдалось никакого движения вокруг. Ну что, сказал я, это особенности деревенской жизни! И поехали мы в Алтай, типа столицу местную, там нам как сейчас навешают тугриков килограммами. Наташка довела машину до самого асфальта перед Алтаем, с неохотой отдала.
Примерно на этом повороте мы вчера видели большое скопление народа, кучу полиции. Все готовились к чему-то вроде скачек. Сейчас только редкие юрты остались.
Проехали хорошо знакомой дорожкой прямо в центр Алтая. Ну, где тут банки, где нам рвутся валюту поменять. Банки были, даже были открыты предбанники, где стоят банкоматы и этакие «киоски», вроде наших горизонтальных платежных терминалов. А так всё было закрыто, насмерть и навсегда. Тут мы стали к объявлениям на стендах присматриваться. И с грустью обнаружили некий текст, в котором отмечалось нечто, что будет происходить с 11.07.2022 по.. 18.07.2022. Не надо быть филологом, чтобы понять, что это нечто — глобальный локдаун, в течение которого банки не будут работать. Смытые этим самым течением, мы почувствовали, что нас куда-то уносит и засасывает, куда-нибудь в степь, где мы и будем весело проводить эту неделю. Еда у нас есть, ночлег тоже наличествует, а вот что до всего остального — извините-с!
Вдруг то ли из любопытства, то ли ещё из-за чего, решил я приглядеться к менюшке этого самого «киоска». И увидел... На правой стороне экрана список мировых валют с двумя колонками цифр, первая из которых всегда меньше второй! Представился обменник, где всегда бывают такие же чудеса. Тут моя душенька слегка воспрянула. Попытались понять, как же он работает. Под цифрой 1 значилось вставление чего-то вроде пластиковой карты в щель. Попробовал свои карты — нет, не принимает их. Для интересу попробовал их в соседнем банкомате, тоже рекомендация обращаться в банк-эмитент.
С помощью программы-переводчика начал местных допрашивать, чего же тогда в эту щель вставлять надо? Оказалось, что аналог наших паспортов, которые у монголов как кредитные карточки смотрятся. А, думаю, щас какого-нибудь монгола уболтаю, чтобы на секундочку дал мне паспорт, а там баксы в автомат засуну, а оттуда как тугрики полезут!
И долго я этой надеждой грелся. В одном банке даже охранника уговорил паспорт в агрегат засунуть. Но потом пошла куча вопросов на монгольском, он растерянно забрал свой документ. Пришлось ловить следующих, потом ещё.
Заметил интересную особенность: охранник, читая надпись с телефона шевелил губами, что-то там понимая. Ну, ладно, может, он человек не слишком грамотный, бывает. Но потом я у всех это же видел. Их что, в школе не учат?
Была одна женщина некоего банковского вида, держащая ведомости под мышкой. Она искренне прониклась нашими бедами, совала в автомат свой паспорт, пыталась чего-то сделать, куда-то звонила, видимо, в службу поддержки.
А я, дрожа всем телом, всё ждал, когда доллары можно будет вставить. Догадались, куда?
И ничего у нас не получалась. Потом она нашла одного англоязычного паренька, который в двух словах и объяснил мне, что этот аппарат вовсе не автоматический обменник. Это у него так, для информации курсы валют приведены. А воспользоваться ими можно только … придя в банк 18.07!!! Вот подарочек-то.
Параллельно с этим я по телефону пытался получить помощь, откуда только можно. На монгольском телеграмм-канале вопль о своей трагической судьбе разместил, на своём любимом форуме FORUM.AWD.RU трогательное объявление написал «Помогите застрявшему в Монголии». Да с перепугу дважды его поместил, случайно нажав «Отправить» пару раз.
Ничего полезного в ответ не пришло, только советы поискать менял на базаре. Даже нужное словосочетание прислали, как это надо по-монгольски спросить. Типа заявления Кисы Воробьянинова «месье же не ма ме па сис жур!». Кстати, в Алтае я даже базара в общепринятом смысле не видел. Так, отдельные магазинчики.
И вот тут я начал подозревать насколько глубоко и грязно мы попали. Ещё для совсем уж очистки совести попытались поговорить с отельерами насчет обмена валют, но и тут ответом было невразумительное «типа сочувствую, но не могу проявить солидарность…»
Потом зашёл с другого бока, типа, не разместите ли нас за доллары? Офигевшая менеджер, выслушав перевод от иностранного парня, долго консультировалась с начальством, потом сказала, что «по 50$ в сутки». В принципе, это было бы терпимо, но тут уж моя женушка возмутилась. Не, говорит, не пойдёт, а мы как готовить будем? Газовую плитку в номер затащим?
Окончательно раздраконенный, завел я машину, да и поехал куда-то за аэропорт, так, по направлению. А бензин уже замигал, требуя срочной доливки. У нас, конечно, сверху лежала канистра с десятком литров аварийного резерва, но его я решил не трогать до совсем уж трагических событий.
Выбрали место так абстрактно, лишь бы только вблизи никаких юрт и прочего овцеводства не было, да и просто так посреди степи встали. Зато рядом красовалась здоровенная промоина, в которую я надеялся от совсем уж сильного ветра прятаться.
Наташа окончательно распсиховалась и ушла далеко вперед, в степь, злость выплеснуть. Что я мог сделать? Как успокоить её? В голове крутилось одно только, что тут мы будем сидеть то ли 7, то ли 8 дней. Даже если какой-то сердобольный монгол и ссудит нам пару сотен долларов на бензин, а граница-то на праздник закрыта!
Да, ещё на монгольском чате пообещали найти контакт нужного человека, но на слёзный вопрос «давай, давай его, скорее», ответа не было… до 18 числа.
А мой любимый сайт Forum.Awd.ru вообще удалил моё сообщение. Ну, сорвалась рука, разместил его два раза, что не допускается. Но зачем же вообще удалять? За это команде его аДминов и мудераторов просто огромное спасибо. Отольётся им это когда-нибудь. Кстати, ни одного толкового совета мне не дали. Посоветовали только двигаться к границе. Пешком, что ли?
Помнится, в Интернете я как-то слышал, что Мурата из Ульгия личность очень известная, и можно про него всё узнать, и телефон, и фамилию.
Несколько нажатий клавиш, и вот я тайну страшную постиг: Мурат Сагидолда и телефоны: 976 8885 6478 его самого и 976 9483 0505 его сына. И вот ближе к вечеру дозвонились!
Сначала, правда, на сына попал, он сказал, что папе перезвонит. У меня как будто полбулыжника с души упало. Другая половина свалилась, грохот подняв, когда уже позвонил Мурат. Он предложил завтра дистанционно залить нас бензином и ехать к нему, в Ульгий. Успокоенные уснули, предварительно залившись обезболивателем.
12.07.2022 вт. Дистанционная заправка, переезд в Ульгий. Спокойны, как в колыбели.
Вчера ещё позвонил Мурату, спросил, когда его можно разбудить. Он сказал, что в любое время. ОК, ладно. Поэтому сегодня подъем состоялся примерно в 5:00. Очень уж мне хотелось из этого гостеприимного Алтая свалить.
Утром, когда собирались, вдруг пропала газовая плитка. Всё переискали, нигде нет. Ну, никто же не подходил! Ну, думаю, ещё один пунктик в список наших потерь. В конце концов, нашли под палаткой.
Переехали к заправке, дозвонились Мурату. Он нас отложил на 8:00 где-то. Оказывается, ещё закрыт банк, куда он должен был деньги положить.
Ладно, отъехали, залили резервный бензин из канистры. Позавтракать решили невдалеке от заправки, за небольшим холмиком.
Сказано, сделано, и вот мы пьем утренний кофе и ждём, ждём.
В 08:15 опять дозвонились до Мурата. Они долго говорили с заправщиком, потом с начальством бензоколонки, потом ещё и ещё. Оказывается, дистанционная заправка в Монголии ну очень трудоемкая штука.
Долгие дипломатические переговоры закончились удачно. Залили бензин, слава богу. Для чего-то заправщик снял нас на наш же смартфон. Зачем, до сих пор не ясно. Итак, 55 литров в баке и в канистре, залиты полностью. Должно хватить. И хватило, ага. До мигающего указателя, почти до сухого бака. А больше бы всё равно не взяли. Просто некуда.
Опять мы едем в Ульгий. Оказывается, он переводится как «Колыбель». И едем мы, спокойные, как в колыбели. 100 по 100, через 100. Меняемся регулярно, скорость не превышаем и катимся, как во сне. По фантастическим трассам Монголии и с их офигенным по отсутствию трафиком. Извиняюсь за выражение.
Пообедать решили на единственной на всю дорогу речке с кустами. Той же, где и вначале обедали. Только с другой стороны от моста, в тени и на красивой излучине речки под скалами.
На них обнаружили гнездо местных летучих хищников. И смотрели, как папа или там мама заботливо кормили своих птенчиков.
Опять езда по трассе, уже более знакомой. Все лучше учим мы дороги Монголии. Ещё нам по ним же ехать, по крайней мере два раза. Повторение — мать учения.
Ближе к Ульгию пересекаем горный хребет. Обалденно красивые перевалы, оснащённые всем, что душе угодно. Здесь и отбойники, и просто классный асфальт с желтыми поперечинами и светящиеся столбы на подозрительных участках. По традиции, переименовываю перевалы. Это вроде Хасана, а вон тот Бурятский. Мурат постоянно звонит, контролирует наше передвижение, ай, молодца! Докладываю, что вот мы в Ховде, а вот на перевале.
В районе хорошо знакомого нам Долбанутого озера настигает дождь. Да сильный такой. Ничего, ничего, мы уже почти на месте, вот еще один перевальчик и катимся вниз, к Ульгию, почти не тратя бензин, если верить приборам.
К вечеру приехали на последних каплях бензина. И ещё могли полностью истратить деньги на СИМ-ке. То же последние. Ладно, обошлось.
Договариваемся с Муратом, что встретимся у него дома. Координаты я типа знаю. Он очень удивился, но согласился.
С координатами его дома промахнулся на пару улиц. Мелких, деревенских. Последний созвон, и мы встречаемся под указателем его фирмы.
Оказалось, что 08.07 он сам был в России, туристов встречал. Потому нас никто и не перехватил! Блин, а ведь это гораздо лучший был бы вариант!
Договорились с Муратом, что он нам поменяет деньги и сделает пропуска в погранзону. Но это только завтра. Взяв у него немного денег, поехали смотреть Ульгий. Сначала заправились по полной. И пока ограничились универсамом. Половина товаров китайская, половина — российская. Даже уголь для шашлыка оказался земляком: сделан в Новосибирске, на улице Комбинатской 3. Потом мы его ещё и домой привезли, это вообще было явлением второго пришествия.
13.07.2022 ср. Безделье в Ульгии. Ждем денег, пропуска и жарим шашлык.
С утра я занялся шефской починкой неработающей переноски. Чуть подолбавшись с ней, выяснил, что не контачит толстенный алюминиевый провод. Предложил Мурату заменить его, но потом присмотрелся, и нашел облом в самой вилке. Восстановил, но контакт так и не появился. Потом нашёл еще окисленный винтик в самом патроне.
А затем наш хозяин сначала похвалил нашу машину, Renault Duster, Дастика нашего, а потом начал хвалить просто всё подряд. В результате он захвалил мои старые очки-хамелеоны, зубчатый ножик, кажется, китайский, пару флешек с музыкой, что-то там ещё. В общем, повеселил меня до крайности.
Наконец настал наш звёздный час! Мурат денежки принёс, мы обменяли 1500 долларов по 3000 тугриков за доллар. Это, конечно, поменьше банковского курса по 3150, что ли, но зато не 18 числа, а прямо сегодня. И оказались мы с толстенной пачкой ихних денег, каждая деньга с дырочкой. В карман пачка не лезла однозначно.
Потом он отвёз нас в город, Наташа всё хотела монгольские шерстяные изделия посмотреть. Показал нам в центре улицу с кашемировыми товарами и укатил. Обошли десятка два, что ли, магазина, но ничего моей жене не приглянулось. Ну и слава богу!
Посмотрели Ульгий, оказавшийся достаточно немаленьким городом. Там был даже цирк!!! И прямо небоскребы были, и драмтеатр. И громадная, злачного вида барахолка-помойка. Ну, нам не привыкать, в 90-е годы и у нас такая же была.
По дороге заскочили на обзорную площадку высоко на скале. Красивый вид сверху открывался и на город, и на разлив Ховда. Поразило количество монголов на площадке. Они туда как на демонстрацию шли.
Наконец наскучил нам Ульгий до крайности, и рванули мы на базу Мурата, где и пожарили шашлык из весьма жесткой скаковой говядины. Но хозяйке наша кулинария понравилась, она даже четыре мангала зажала до нашего возвращения через три дня.
А вечером Мурат привёз нам долгожданные пропуска в погранзону. Назавтра мы их и реализуем, ага. Как же!
Этим же вечером познакомились с сыном Мурата. Высокий симпатичный парень, представился нам как… Зубик! Ну, надо же, с таким именем надо папу-стоматолога иметь. А Мурат, как уже не упоминалось мной, врач-гинеколог по прежнему образованию. Так как же он должен был сына назвать? Пи***ком, что ли???
Деньги, деньги денежки. Слева Мурат
Небоскребы Ульгия
С нами на базе рыбаки из Кемерово, крутые ребята. По перевалам лазили, по озерам. На трёх тысячах горняшку схватили. Ну-ну.
А чуть попозже приехал Субарик с автодомом на прицепе. Водитель вышел из машины и почти сполз по стенке. Оказались эти ребята с Владивостока, Костя с Надей. У Кости правая рука парализованная, и он единственный водитель в их экипаже. И приехали они сейчас с тех самых горных озёр, куда нам завтра лезть. Абзац! Как я его зауважал. Особенно завтра, когда мы, наконец, доехали. Но об этом потом, потом.
14.07.2022 чт. Бросок на озеро Хотон Нуур. Жуткая дорога. Летняя пурга и -1 на термометре.
Назавтра долго перетряхивали машину, но наконец-то где-то в 9 часу выехали в сторону Хотон Нуура. Вначале нам предстал традиционный монгольский аттракцион: одно направление — целая куча дорог. На перевал они могли лезть и слева, и справа, и вокруг этой горушки, и за вон той, чуть подальше. И только на самом перевале сливались воедино, сжатые тугой петлей высоты и крутизны скал. Потом был перевал с гордым именем Хаар-Даба (2158 м). А за ним опять расползались кто куда. Сначала я не очень понял прелести этой дорожной сети, вник только на обратном пути, когда понял, как прекрасно такое расположение дорог.
Внезапно возник перед нами поселок Улаан-Хус, где было даже три (!) разноцветных сетевых заправки. Еще дальше возник последний в здешних краях населенный пункт Цэнгел, с жутко кривыми и грязными улочками. Да, со времён Французова одинокая заправка здесь разрослась тоже в три.
А затем началось более интересная дорожка. Вверх по горной речке Ховд, берущей начало с горных озер, тех самых, к которым мы едем. Тут чередовались острые скальные обломки, кривые косогоры и прочая дорожная нечисть.
Всё когда-то кончается, так кончился и этот марафон вдоль по Ховду. Мелькнул справа какой-то горнодобывающий комбинат, не обозначенный ни на одной из наших карт, но к нему тянулась неслабая ЛЭП, а по другой стороне шла неплохая дорога от моста через Ховд, лежащего чуть в стороне. Ну, не обозначен, значит, что-то или военное, или космическое.
Перед мостом дорога стала чуть лучше, раскатившись по раздолью на пригорке.
А потом и появился патруль на мосту, обозначающий начало природного парка Алтай Таван Богд, занимающего собой неслабую территорию на границе с Китаем.
Некоторое время мы ехали вдоль горной речки Могойтын-Гол, потом свернули чуть вверх от неё.
И вот затем начался просто дорожный кошмар. В основном он заключался в курумнике — россыпи здоровенных булдыганов, в произвольном порядке раскиданных по трассе, лужи, большие промоины, но были и другие представители местных дорог, для которых я даже слов не подберу. Скверная дорога, что уж и говорить.
В результате 149 километров дороги мы ехали то ли 8, то ли 9 часов. Мрачновато, да!
Но самым забавным был трафик. Для Монголии вообще не характерный. Больше похожий на наше движение по Красному проспекту в разгар предновогодних пробок. По-моему, там были вообще все монголы, едущие на чем угодно, от пузотерок типа Приусов, до весьма крутых джипов. И как туда, так и обратно движение было гигантским и неостановимым.
Дорога становилась чем дальше, тем хуже, слава богу, хоть не было бродов через речки. А так, через мелкие и не очень лужи, сколько угодно.
И, главное, за что это всё? Ну, открылись перед нами два неплохих озера, Хурган-Нуур и Хотон-нуур, разделенные (или соединенные?) протокой Сыргаль, через которую даже мост построили. А слева от этого водного аттракциона и начинает свой бег стремительный Ховд. Да вот только подобраться к этому можно почти никак. Горы на горизонте красивые, но уже скрыты подступающей непогодой.
Ближе к концу дорога стала совсем паршивой, а трафик напряженным. Подъехав, наконец к мосту, ведущему через протоку к погранзаставе, где надо было пропуска предъявлять, решили свернуть к водичке, мимо какой-то полосатой будки сверху.
В этих краях было нагорожено дикое количество юрточных лагерей, разных чайных и всё такое. И даже бензоколонка была прямо тут же! Далеко шагнула Монголия за то время, когда здесь Денис Французов путешествовал.
Казалось, ничто не предвещало…
В небе ясном гроза надвигалась!
И в середине июля 0 на улице!
Проехали вдоль берега озера Хотон-Нуур, которое я по своей привычке переименовал в «Хоть ОН», чтобы хоть как-то запомнить. И здесь, насладились видом того, как несмотря на сильный холод (было +13, и это в середине лета!) и не менее свирепый ветер группа монголов со смехом купалась в озере! Офигеть просто!
Попытались проехать чуть подальше, чтобы поискать место для ночевки, чтобы маленько прикрыться от ветра, но куда там! К тому же вдоль озера надвигалась буря, небо резко потемнело. А дорога стала совсем паршивой. Ехать дальше было уже просто опасно, и я с трудом развернулся. С усилием пробирались обратно к мосту и выехали на ту самую будку, которую с таким кайфом объехали по дороге туда. А это оказался пункт проверки пропусков, на который мы даже внимания не обратили! Ну, а сейчас, выезжая с засекреченной территории, мы им уже неинтересны были. Вот так, блин, и пропали наши 100 баксов за пропуска. Просто вначале взять чуть ближе к воде и проехать! Запоминайте наш лайфхак, потом пригодится.
Когда ехали обратно, Наташа заметила вдалеке более-менее ровную поляну, где был разбит юртовый лагерь. Туда, кричит, туда! Что, говорю, в кемпинг захотела? А самому уже всё равно, хоть куда, только бы эта жуть с ружьем кончилась. Не, говорит, просто остановиться. Ну и ладно, хотя бы ровное место есть.
Остановились, вещи даже не перекидали, тут же приняли «болеутоляющего», и я заснул. Просыпаюсь, и глазам своим не верю! Весь лобовик снегом затянут, на термометре -1! Наташка смеется, ты, говорит, всего на час вырубился, а тут такое!!! Сначала дождь шёл, потом град, а ещё позже снегу навалило. Вот такое у нас, блин, лето получилось.
Ладно, ещё разок болеутолились да и баиньки.
А ночью у нас под боком целый монгольский лагерь вырос. Некоторые в машинах спали, а семьи три вообще некие юрто-палатки развернули, когда и успели-то!
15.07.2022 пт. На волю, в пампасы! Опять в Ульгии.
Решили убраться побыстрей из этого «шикарного» места, чтобы поменьше разъезжаться со встречными-поперечными на этих недоразумениях вместо дороги. И уже наученные вчерашним концом света кое-как выбрались из местного «рая для водителей», почти не повредив машину. Ну, небольшая коцка на правом заднем крыле так, не в счёт.
Периодически так оборачивались на красиво заснеженные трёхтысячники за водой озёр, но уже скорее, по инерции.
Позавтракать решили уже перед мостом через Ховд, там, где заповедник начинается. Хоть небольшие лиственницы, но всё же есть. К концу завтрака возникла идея, покормить хищных птичек, которых тут немеряно было. Ястребы они там или соколы, мне как-то всё равно было.
Взял кусок твердокаменного вчерашнего шашлыка, кусочек от него отгрыз, да и положил на камушек побольше. Пока обратно шел, хищник и стащил шашлык. Так, сказали суровые сибирские мужики… И тут джентльменам и пошла карта! Вскоре уже десяток птичек наперебой рвали шашлык, а потом уже и просто куски хлеба и слегка дрались при этом. Духоподъёмное занятие, ага!
Дальше опять дорога по Ховду, но она мне уже так показалась. Очень мелкой неприятностью. Совсем пустяшной. Когда же достаточно быстро выехали в Цэнгел, я уже чувствовал себя как в городе почти. А дальше началась вязанка дорог то расплетающихся, то сходящихся в узелок на какой-нибудь возвышенности. Просто кайфовал и ехал, как придётся, то влево, то вправо. Но уже то под, а то и за 80.
Пообедать решили уже под Улаан-Хусом, на берегу «прекрасного голубого Ховда», как подписал я свою фотку в WhatsApp-е. Он действительно был очень быстрым, очень голубым, и очень холодным.
Потом продолжился наш забег-залёт по замысловатой сетке местных дорог, и вот мы уже подлетаем к Ульгию. Заехали на базу, пообщались с нашими старыми знакомыми, Костей и Надей из Владивостока, рассказали им о тяготах озерной жизни. Посмеялись слегка. Потом, так как Мурата ещё где-то не было, решили заехать на мойку, слегка отмыть Дастика от дорожных последствий.
Ну, это был просто квест какой-то, дождаться на мойке очереди, хоть мы и были то ли вторыми, то ли третьими. У них оказался только один Керхер на всю мойку и совершенно неорганизованный процесс производства. Кое-как дождались, больше часа потратили. К тому же заезжая в их офигенно узкий и кривой въезд, слегка царапнул левое заднее крыло. Выматерился, а что было делать? Всё равно теперь кузовной ремонт предстоит, что уж там!
Побелевшие от холода горные вершины
Шашлык «вечерний»
Где-то к вечеру, не дождавшись Мурата и не дозвонившись ему, решили ехать всё же в Гоби, не зря же так старательно ждали и готовились.
И опять потянулись перед нами прекрасные, другого слова у меня не найдётся, автобаны Монголии. Так и ехали сто по сто, через сто. То есть смена водителей через сто километров, скорость примерно сотня, потом другой садится. Учитывая здешнее движение и то, что у монголов за городом только 80 км/час позволено, делали мы их, как стоячих. Да и то, рееедко так. А так идешь по идеальной трассе, да красотами местными любуешься. Нда, правда на полевых дорогах всё несколько наоборот было.
Доехали, как и прежде, до поворота на Алтай возле речки Ценхериин гол, где уже останавливались, где-то к 22:00 местного. Ожидали парочку машин увидеть на берегу. А тут был занят практически весь травянистый берег, да плотно так! Одна к одной машины стояли. И продолжали подъезжать.
Расположились, ещё немного шашлыка зажарили, да и спать легли. Завтра же в Гоби. Знали бы мы…
16.07.2022 сб. Едем в Гоби. Ну почти. Абзац за Алтаем. На этой раз полный.
Наутро не торопясь поднялись и поехали последние три сотни километров преодолевать. По хорошей, по гладкой дорожке. Хорошо так, машина катится, в динамиках аудиокнига Дэна Брауна звучит. Ляпота, можно сказать.
На сегодня обед назначили в закрытом помещении. Под мостом, то есть. И от солнца закрыты, и хотя бы с двух сторон ветром не дует. Под мостом хорошо было, ласточки там какие-то или стрижи летали, птенцов кормили.
Вот только на выезде из-под моста небольшое происшествие случилось. Наташа за рулём была, включила заднюю, хотела развернуться, но вдруг… поехала вперёд. Кое-как разобрались, что машина заглохла. Ну ладно, бывает. Завели, включили обратно аудиокнигу, дальше поехали.
Потом в небе видение было. Как будто в небе возникло такое яркое облачко в форме знаменитой буквы «Z». О, решили мы, сам бог за нас! Даже сфотали, и отослали нашим друзьям. Думали, бог Zа нас! Как же. Как потом выяснилось, это означало «Zапрещаю!».
Проехали Алтай, заправились, и, сверившись по карте, поехали как раз туда, где первый раз ночевали возле ступы. Взглянул я туда, где она торчала вдалеке, да и газанул вперёд, в Гоби.
Но, как поётся в старенькой песне, «а скрылися мы не вдали, а вблизи, мы тихо лежали в дорожной грязи». Только преодолели гряду невысоких холмов, как вдруг Дастик свой любимый трюк выкинул: зажег «Check engine» и вообще отказался заводиться. Ну, я, уже такой опытный, открыл капот, и начал цешкой предохранители проверять. Только полчаса прошло, уже час почти, а никакого эффекта. Предохранители всё целые, ошибка то определяется какая-то, то никакой нет, однако оранжевая блямба на экране горит, а из мотора не слышны даже шорохи.
Уж я и стропу буксировочную вытащил, по дороге размотал и к гнезду её прикрутил. Не, не боится, хоть ты его об стену бей. Хорошо хоть ветерок неслабый дул, не жарко было. Не как в прошлый раз.
Где-то через час появился навстречу нам парень на небольшой такой Suzuki Sierra, размером примерно с Jimny. Да и хотел нас объехать и мимо просквозить. Только я наперерез кинулся, руками замахал. Тормозит, подъезжает. Я ему по-русски объясняю, он вроде понял, попросил капот открыть. Предохранители посмотрел, в мотор заглянул. Когда я ему свой тестер показал, который ошибку не видит, а она всё же есть, согласился со мной, что в Алтай нас везти надо. Зацепил, да так ровно потянул, что я даже его маленькую Sierra зауважал.
А жарко ужас как было, пыль в окна летела. Я, конечно понимая, чем всё кончится, окна закрыл, и кондиционер включил, хоть чуть-чуть дышать можно стало. Хрен с ним, думаю, посажу аккумулятор, но доеду не до конца жареным. Подкопчусь только слегка.
По дороге парень останавливался несколько раз, со встречными нас обсуждал. Пусть его! Лишь бы дотащил…
Недалеко тянуть было, мы и пяти километров не отъехали. Довез он нас до окраины Алтайской, хотел оцеплять, да тут я взмолился, до вези хоть до СТО. Даже на карте её нашел, показал, где.
Сделали ещё километра два по Алтаю, подъехали к СТО, вот уж не посмотрел по карте, к той ли, что я показал или к другой. Потому что русскую речь услышал, да почти без акцента! Это оказалась хозяйка СТО, как я понял, женщина за 50, с отличным русским. Ещё в 86 году она в Новосибирске была, со знакомым в Европу летала. А вот этот механик — жест рукой — это её сын.
Обед на закрытом воздухе. Гнезда птичек
Я же вас предупреждал!
Тут я глянул, как они работают, сразу слегка успокоился: притащили ноутбук, стали всё мерить, прощупывать. Ладно, говорю, работайте, а мы пока в гостиницу пойдём, устроимся. Потом за вещами вернёмся.
Парню нашему, буксиру то есть, денег дали немного. Он 30000 просил, дали 40000. Сдачи не было, да и как ему не дашь, всё же он нам такую услугу оказал. По гроб жизни не забудем. Какая уж тут разница 600 рублей дали или 800!
Напоследок обменялись телефонами, нам хозяйка СТО сказала, что зовут её Лавжин, заодно ещё и нам на телефон денег положила. Оказывается, это делается хоть в любом продмаге. Зашли в ближайший, в том же доме, два движения, и всё!
Пока там стояли, решили местную собачку подкормить. Мама она оказалось, многодетная. Аж семеро щенков её сосут. Жалко её стало, достали мы опять свой беговой шашлык, ястребами не доеденный. Кинули, а она от него наутек! Потом, правда, одумалась, обнюхала, слопала на раз! Вот оно, детство безотцовое! Да так и шла потом за нами весь путь до гостиницы, не отставала.
Гостиница, где я в прошлый раз валюту менять пытался, оказалась совсем недалеко. Там пришли, спросили заготовленной фразой, номер был как раз. Обошелся он в 100000 тугриков, но в пересчете на наши деньги это было всего 2000 рублей за двоих, та же цена, что у Мурата за юрту. Но номер просто шикарный по нашим степным и пустынным понятиям. Да и одно окно на буддистский монастырь выходило. А это нам позарез нужно было. Грехи свои замаливать, правда, перед местным божеством, но куда деваться-то!
А номер действительно роскошным показался, хотя и был примерно трешкой по нормальным меркам. Только вот изоляция проводов в комнате понравилась. Таким скотчем грубо скрученная на самом видном месте.
Заплатили мы и пошли на СТО за вещами. Там спросили, всё ли у них есть, и, получив утвердительный ответ, я только охнул, прижатый кучей сумок. Запасливая у меня жена!
Ночь меня ожидала очень весёлая. Уже в полусне я, наверно, несколько раз проделал путь до границы на эвакуаторе, сопровождая остывшее тело Дастика.
Уже ночью позвонил Мурат, спросил, что случилось. Объяснил и ещё раз заснуть попытался.
17.07.2022 вс. Утро спасения. Всё, домой! Сюда я больше не ездец… И опять в Ульгий.
А утром позвонила Лавжин, сказала, что машина наша готова, можно приходить и забирать. Счастья было уж точно, полные штаны! Второпях перекрестившись на виднеющийся за окном буддистский монастырь, я вышел, почти не чувствую веса вчерашних сумок.
Пришли и первым делом спросили, что же это было, когда вначале одна лампочка зажглась, такая противно оранжевая, потом несколько, потом вообще целый иконостас, потом все начало мигать и пищать, а потом погасло.
А, говорит Лавжин, это… генератор! Правда, она его динамой обозвала, ну да ясно. И, говорит, так как динама долгое время неисправна была, аккумулятор осыпался. Вот мы его всю ночь заряжали, а сейчас попробуем. Сунули наш аккумулятор, попробовали, тот же эффект. Писк и мигание. Прикурили от другого, завелась нормально.
Ну, и что вы сделали? Да с другого мотора поставили генератор. А ваш — вон лежит. Собрал я бренные остатки своего, в сеточку веничком загрёб, сложил. Потом они мне пригодились, заплатил 2500 руб., и мне запасной генератор собрали.
Сколько с нас? Они долго по-своему обсуждали с сыном, что да сколько, потом выкатили нам сумму 750000. Вроде много, да и работы сколько! Ладно, слегка поморщившись, отдали требуемое. 15000 рублей получается. Ну, а у меня в нашем магазине потом попросили 28000 рублей за дубликат, и 45000, что ли, за оригинал. И это без работы!
Стал отъезжать, да на радостях чуть не снёс им авто другого клиента. Парктроник не исправен был, пищал всё зазря. Хорошо хоть Наташа его писк своим криком перекрыла. «Кудддааа!!». Я и проснулся.
Снова потянулись радостные часы езды по автобанам Монголии. Только сегодня погода ясная была, пейзажи знакомые, ехать веселее. Рабочая смена водителя пролетала мигом, даже меняться не хотелось порой. Пролетали привычные виды, впереди маячила граница, за ней родина. Скорей бы уж, что ли. Сегодня вроде ночуем перед таможней, в степи. А чего нам терять? Первый раз, что ли?
Номер в отеле — какое счастье!
Сюда мы крестились за спасение!
Остатки генератора
Топливный кризис — решено, кизяк!
Странные знаки
Обедали на той же речке, сегодня, правда, табор поменьше был. Пока перекидывали вещи, обед готовили и ели, на всякий случай не глушили мотор. Бережёного бог бережет?
После 3,5 водительских смены, и вот уже Ульгий приближается. Перед ним парочка красивых перевалов, один вроде имени Хасана, а второй Бурятский, по-моему. То есть по русско-монгольски. В пересказе. Но оформлены перевалы очень круто. Начиная с асфальта, идеального, с желтыми полосками, увеличивающими трение и до светящихся светодиодных колонн в особо подозрительных местах. Классика! Нам бы такие дороги…
Ближе к концу зарядил дождик, но нам уже всё равно было. Мы домой ехали.
Позвонил Мурат, разрушил наши пограничные планы. Оказывается, граница вчера работала, и завтра будет. И вроде очереди не было. Может, и завтра не будет. Ага, блаженны верующие, ибо они войдут в царствие небесное.
Короче, согласились мы у него заночевать. Зазря, однако. Ну, хоть обмен денег у него произвели, ведь мы из наших 4000000 тугриков едва половину истратили. Да и спать в юрте чуток лучше, чем в машине.
Делились нашими впечатлениями с группой кемеровчан, на усталом ниссане-микроавтобусе направляющихся домой. И с крутым-прекрутым владельцем Тундры, объехавшим горные озера и завтра тоже едущим до дому. Договорились встать в 5 утра и ехать вместе. Ага, как же!
18.07.2022 пн. Долгий путь на Родину. Мы в Чибите. Слава тебе господи!
Как и договаривались, в 5 утра подскочили и, даже не позавтракав, выехали к границе. Дастик завёлся с полпинка, порадовав маму. Дорогу до границы смотрели в обратную сторону, и на этот раз увидели, что из сотни километров она только на 25 грунтовая, да и то отличного вида почти.
На подъезде сначала обогнали пару кемеровских джипов, потом они нас, ладно, все равно вместе идём. Не обидно.
А потом встали в хвост длинной-длинной очереди. Российских машин было совсем немного, побольше монгольских, а больше всего казахско-киргизской братии. На этот раз хоть бензовозов мало было. Всё полегче.
Наши друзья по стоянке у Мурата проявили … неслыханную резвость. Подъехали, постояли маленько сзади нас в очереди, а потом куда-то позвонив, резко рванули вперед и исчезли за горизонтом. То есть у Мурата и такие возможности есть, быстро проводить своих людей через границу? Вот неплохо так, только что же он нам этого не озвучил? Нехорошо, да!
Но и то, опуская все длинные и скучные подробности ожидания, скажу, что из Монголии мы смогли выехать только часов после 15. После обеда, то есть.
А как раз перед этим… Перед самым открытием после монгольского полуторачасового обеда мы уже были почти первыми в очереди. Сидели, никого не трогали, СЛУШАЛИ аудиокнижку. И когда настала наша очередь заезжать, … ну, ваши предположения? ПРАВИЛЬНО, у нас не завелся мотор. Несколько часов слушания … и аккумулятор превращается.. в свинцовую болванку!
Тут уже сбежались все местные шофера, которым мы перегородили дорогу на узком проезде, давай нас в очень много рук и соседнюю газель прикуривать, прикручивать и просто советовать. Газель нам заодно чуть перед не снесла. Ладно, обошлось.
Выяснили, что наш шланг для прикуривателя ни фига не работает, нашли другой какой-то. Кое-как завели.
Въехали на территорию монгольской границы. Начались тягомотные хождения и злобные стояния в бесконечных очередях. Даже справку о прохождении таможни получить было можно минут за двадцать. Если перед тобой в очереди полтора человека. Вначале одна таможенница в 0.1 палец набирает что-то в компьютере, потом советуется со старшей смены, что-то исправляет. Потом набранную справку откладывает в сторону. Где она оставшиеся минут пятнадцать ждет, когда на неё поставит печать ещё одна начальница. После этого надо отстоять ещё и в паспортном контроле. Там вообще непредсказуемо, сколько. Зависит от наплыва народа и числа работающих постов. Учитывая, что их пограничницы то и дело после сытного обеда в туалет бегали, вообще прелесть получается. Долгонько стоять…
А нам с Наташей это надо было ещё в противофазе делать, у нас на руках заведенный Дастик, глушить которого никак нельзя. Вот и бегали, переругиваясь.
В гостях — хорошо, а в избе лучше!
В самом конце выяснился офигенный подарок сегодняшнего дня: таможенного досмотра НЕ БЫЛО. От слова совсем, то есть абсолютно. Надо было просто подойти к солдату, скучающему во дворе, и в ихнюю справочку поставить ихнюю же печать. Хоть такой подарок к завершившемуся Наадаму!
Всё когда-нибудь заканчивается, закончилось и это.
Преодолели полосу ничейной земли в 25 километров и под начинающимся дождем встали в хвост АБСОЛЮТНО неподвижной очереди к русской границе.
Только когда подошёл впритык заветный талончик получать, понял, почему всё так медленно получается: замотанная девушка на КПП работала одна за всех: выпускала выходящие машины, выдавала талончики, что-то постоянно уточняя по телефону, впускала входящие машины, заодно проверяя паспорта и всех пассажиров. В результате металась туда-сюда, ничего не успевая и никого не пропуская. Интересно, за тройной оклад она это делала, или за одинарный?
Кое-как, в 19:00 просочились во двор заставы. Перед нами казахского владельца Хаммера досматривали до дна последней сумки, вытряхая всё из всего. Ну, думаю, сейчас меня как… Однако обошлось. Развеселый старший прапорщик, похоже, тот же, что нас сюда пропускал, посмотрел на нашего Дастика, поинтересовался, почему мотор не глушим. Услышав ответ, проникся и потом так, фигню спрашивал: как съездили, где рыба и, кстати, наркоту почём брали? Отвечал так же весело и не задумываясь. Чтобы не разжигать у дяди нездоровых сомнений.
И это тоже прошло.
Примерно в 19:30 выехали на АПЕРИТИВНЫЙ простор. Дорога после Ташанты была дождливая и абсолютно прямая, вот и ехали, плавно отходя от пережитого. Договорились, что будем делать и в каком порядке. На первой же нормальной заправке покупаем кабель прикуривателя, самый хороший и самый длинный. Второй аккумулятор для зарядки у нас есть, хоть и клеммами не вышел: тонкие. Но для прикуривания сойдет. А сам основной аккумулятор в Новосибирске купим.
Созвонились с нашими хозяевами, пенсионерами из Чибита. Мы у них когда-то гостили, вот и сейчас к ним же ехали. Первый раз позвонили ещё перед границей, они уже волноваться начали. Вот сейчас и успокоил, типа едем к вам.
Дорога поражала бешеным обилием зелени, деревьев. И, к несчастью, ремонтами. В очень многих местах сдернули асфальт с половины дороги. Хоть щебёнкой засыпали. Приятно, конечно, по отремонтированной дороге кататься. Люби, блин, и саночки возить. Ага.
А ещё порадовали серпантины. По дороге до Акташа их было немало, очень крутых и разнообразных. И с бешенным после Монголии движением. В обе стороны.
И прямо над головой, а то и рядом облака висят. Как куски ваты, иногда прямо на ветки деревьев одетые.
На первой Лукойловской заправке покупаю зарядный кабель, самый дорогой и, надеюсь, самый хороший. 2500, это вам не пёс чихнул, 3 метра и 600 ампер. Хватит, а?
Ну, вот и Акташ, на базарчике покупаем пакет абрикосов и едем в Чибит, к нашим дедам. Они уже на месте, вперед нас приехали. Здороваемся, обмен любезностями, оплата, и здравствуй, теплая деревенская хата! Ни тебе сквозняков, ничего из пережитого. Уфф!
Вот и всё почти кончилось, осталось только завтра до дома добраться. А за окном зелёное бешенство, трава, деревья, всего так много и так непривычно!
19.07.2022 вт. Домой. Ну очень медленно. Но домой.
Неспешный подъем, упаковка всего и всякого в многострадального Дастика и ровный, неспешный выезд. Кстати, резервный аккумулятор заряжали всю ночь, но не понадобилось. Дастик и так завелся, хорошая машинка. Чувствует, что домой едем.
Слегка кайфанули по дороге до Ини, уж больно пейзажи красивые. Чуть волнительно было дожидаться заправки. А вдруг не работает? Она ведь одна. Обошлось.
А потом начались пробки, особенно после Семинского перевала, и чем дальше, тем их больше. В конце концов встряли в особо бесконечную толпу и поехали как все: 40-60 километров. В результате въехали в город часов после 21. Хорошо, хоть нам на этот раз не в город надо, а в Краснообск. Тихо и не торопясь закончили наше недопутешествие.
А длилось оно ровно ТРИНАДЦАТЬ дней. Символично, не находите?
Оглавление
07.07.2022 чт. 6:00 Новосибирск — Акташская ГЭС. 5
08.07.2022 пт. Трансграничные мытарства. Ульгий без Мурата, и Долбанутое озеро. 5
09.07.2022 сб. Толбо-Нуур, Хар-Ус-Нуур, первая поломка, Алтай, ночь под ступой. 7
10.07.2022 вс. Алтай, Тайшир, карандашная скала, спасработы на речке. 9
11.07.2022 пн. Опять Тайшир. Едем в Алтай. Безвалютный коллапс. Вечернее спасение. 13
12.07.2022 вт. Дистанционная заправка, переезд в Ульгий. Спокойны, как в колыбели. 15
13.07.2022 ср. Безделье в Ульгии. Ждем денег, пропуска и жарим шашлык. 17
14.07.2022 чт. Бросок на озеро Хотон Нуур. Жуткая дорога. Летняя пурга и -1 на термометре. 19
15.07.2022 пт. На волю, в пампасы! Опять в Ульгии. 21
16.07.2022 сб. Едем в Гоби. Ну почти. Абзац за Алтаем. На этой раз полный. 23
17.07.2022 вс. Утро спасения. Всё, домой! Сюда я больше не ездец… И опять в Ульгий. 25
18.07.2022 пн. Долгий путь на Родину. Мы в Чибите. Слава тебе господи! 27
19.07.2022 вт. Домой. Ну очень медленно. Но домой. 29