Путешествие на квадроциклах в окрестностях г. Иркутска и по Кругобайкальской железной дороге

29.08.2013 | 33413 просмотров

Здравствуйте.

Это рассказ о трёхдневном путешествии на квадроциклах в окрестностях г. Иркутска и Кругобайкальской железной дороги.

Действующие лица: Лёха, Дима и Игорь. Два квадроцикла CF Moto, X5 и X8.

X5 — уже два года и пробег 4 тыс км, X8 — новый, недавно приобретённый, с пробегом на момент старта около 600 км. Маршрут: Иркутск—Порт-Байкал (лесом)—Шарыжалгай (по кругобайкалке) и через Глубокое, Моты, Большой Луг полевыми и лесными дорогами обратно в Иркутск. Время действия — выезд утром 9-го мая, обратно вечером 11-го мая. Протяжённость маршрута около трёхсот км.

Схема маршрута.

Идея этой поездки возникла после первых майских праздников. Первые праздники были посвящены делам домашним, а на вторые праздники захотелось дороги, леса и приключений. Перебрав различные направления, мы решили, что обозначенный выше маршрут будет вполне подходящим по срокам, по сложности и по впечатлениям.

Первая часть пути, до Порт-Байкала, предполагала исключительно внедорожный таёжный трафик, чистый лесной воздух и вечером баньку на какой-нибудь турбазе в Порт-Байкале. Это направление было уже знакомо по прошлогодним поездкам. Оно сложное, но абсолютно проходимое. Там есть лесные дороги, болота и реки, которые надо преодолевать как вброд, так и по бревенчатым мостикам.

Единственный вопрос был лишь по переправе через речку Хею в самом начале пути.

В другое время перейти через Хею не представляет сложностей — она неглубокая и неширокая, её можно переехать как вброд, так и по наполовину разваленному мосту. Но весной реки полноводны. Прошлой весной в месте этой переправы Хея разлилась сильно, шириной метров до 20, и переправиться не удалось. Поэтому сейчас мы решили найти обход Хеи. А он есть, мы слышали об этом.

В подобных поездках с нами всегда GPS-навигатор Гармин, таким образом заблудиться мы не рискуем. Для планирования же маршрута была приобретена обычная карта-двухкилометровка, с помощью которой мы нашли дороги в обход Хеи с выходом как раз по ту сторону мостика.

Небольшое отступление о лесных или полевых маршрутах:

Квадроцикл — проходимец ещё тот! Имею ввиду, пройдёт где угодно. По внедорожным возможностям его можно поставить на уровень с гусеничной техникой. Ну, а то, что он проходимее джипов, даже подготовленных, нет никаких сомнений! Но и ему нужны дороги, лесные или полевые, пусть даже еле-еле видимые, но нужны. Их-то мы и ищем на картах, прокладывая маршрут.

Следующий день планировали пройти по Кругобайкалке и насладиться красотами Байкала. Никто из нас ранее на кругобайкалке в полной мере не был, и пройти её почти полностью (а от Шарыжалгая, где планировался поворот на обратный путь до Култука, конечной точки КБЖД, примерно 10…15 км) было очень интересно.

Особых сложностей на этом отрезке не предполагалось.

Было лишь непонятно каким образом разъезжаться с встречными и попутными поездами, особенно в тоннелях, и как, вообще, ехать по железной дороге.

В результате всю информацию нашли в интернете. Квадроцикл вполне успешно располагается внутри железнодорожной колеи, до рельсов с каждой стороны сантиметров по 10-15. Таким образом, едем «по дороге». Что касается езды по шпалам — по отзывам бывалых вполне комфортно передвигаться, если поддерживать скорость 50-60 км/ч, не трясёт.

Встречных или попутных поездов немного — всего один в день, в какие-то дни два. Их расписание известно и, подгадав привал в нужное время, поезд пропускается, и едем дальше абсолютно спокойно. Ну и скорость этих поездов не велика, 20-25 км/ч. Если встрече всё-таки быть, то при таких скоростях обе стороны должны успеть остановиться.

На заключительный день путешествия был запланирован небольшой в 15-20 км лесной переход от Шарыжалгая до федеральной трассы с выходом в районе Глубокой, чуть-чуть по трассе, а потом полевыми дорогами до Большого Луга, в Олху и полями в Иркутск с выходом в районе Юбилейного. На этом этапе сложностей тоже не ожидалось. Из интересного — посмотреть как жизнь развивается в Большом Луге и Олхе и в многочисленных котеджных и дачных посёлках с этой стороны Иркутска.

Несколько слов об участниках путешествия, технике и экипировке.

Лёха.

Лёха — матёрый квадродрайвер со стажем более пяти лет. Предпочитает грязь, болота и буреломы. Если можно ехать по грязи, никогда не поедет по дороге. Управлял Х8.

Дима.

Дима — неунывающий путешественник, фото и видеорепортёр нашего квадропробега. В болотниках с фотоаппаратом в одной руке и с тросом лебёдки в другой прошёл все водные и грязевые преграды, которые мы проехали сидя за рулём. Был пассажиром на Х8.

Игорь.

Игорь, автор этого сочинения. Ехал на Х5.

Техника китайского производителя CF Moto.

Х8 у гаража перед выездом.

Модель Х8 имеет 2-х цилиндровый V-образный бензиновый инжекторный двигатель объёмом 800 куб см и мощностью 63 л.с.

Х5 в гараже перед выездом.

Модель Х5 имеет 1-о цилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель объёмом 500 куб см и мощностью 32 л.с. Остальные параметры у этих квадроциклов одинаковы. По режимам трансмиссии 4 варианта — только задний; полный; полный с блокировкой центра; полный с блокировкой + пониженная. Межосевых блокировок нет. Усилителей руля нет.

С собой было по 20 л бензина в плоских пластмассовых баках, закреплённых на передних багажниках, и ещё по 5 литров в полиэтиленовых бутылях. Бензопила, фалы, набор инструмента, продукты и спальные мешки. А, вот ещё что — четыре бутылки замечательного сухого вина: две красного, одна розового и одна белого, и пара килограмм замаринованных шашлыков!!! И, конечно же, прочий провиант.

Итак, утро 9-го мая, День Победы, сборы закончены ещё вчера, заводим технику, заправляемся,

На стоянке у Домино.

Завтракаем в Домино у плотины и вперёд! Через Юбилейный по дороге на Мельничную Падь. Время 10 утра, дорога забита битком. Многие отмечать 9-е Мая будут на дачах. Здорово! Хорошая погода! Стол на улице, шашлыки!  А у нас первая грязь. Начало дороги через верховья Хеи представляет собой лесовозную дорогу с глубокими колеями.

Очень даже хорошего качества лесная дорога.

Прошедший накануне дождь добавляет внедорожных моментов, с которыми мы успешно справляемся.

И успеваем заблудиться.

Несмотря на наличие GPS, не удаётся найти нужную дорогу с самого начала, посещаем пару тупиков, разворачиваемся, тратим на это около часа времени, ищем верную дорогу.

Верная дорога там!

И как-то незаметно проезжаем рядом с истоком Хеи и преодолеваем реку Зун-Мурэн.

Зун-Мурэн мы реально не заметили и это внушило большой оптимизм! Мы ожидали разлива рек. Зун-Мурэн выглядит на карте точно также как и Хея. Мы ожидали его в полноводном варианте, а по факту и не заметили это ручеёк.

Спустя час приезжаем к мостику через Хею. Аккурат с другой его стороны. И никакого розлива нет! Это очень хорошо. Это означает, что впереди сложная, но проходимая для нас дорога. План — вечером быть в Порт-Байкале!

Едем. Хорошая погода, тепло, но не жарко. Дорога соответствует ожиданиям — грязь и болота. На «мосту» через р. Дабат (?) произошла встреча с джиперами.

«Мост».

После нашего «взятия переправы» нам было очень интересно посмотреть, как по этому мосту поедут автомобили.

Видео: Лёха чуть не перевернулся, переезжая через мост.

Поехали! Легко. Особенно первый Крузер.

Видео: Оба джипа переезжают мост.

Впереди нас ожидал болотистый участок.

Гать, которой лет 100…

Видео: Я еду по плавающим брёвнам.

И мы поднажали, чтобы не ехать по дороге, разбитой джиперами. Они же нас обогнали на одном из участков. Далее, видимо, у них кто-то застрял и мы выдвинулись вперёд.

Подошло время обеда и очень кстати за поворотом у очередного моста через очередную неразлившуюся речку, был обнаружен сколоченный из досок стол. Тут мы и будем обедать!

Обед.

Место обеда уютное и, можно даже сказать, живописное. С одной стороны высокий и крутой склон сопки, с другой стороны речка, через которую перекинут бревенчатый мостик. За речкой равнинный и болотистый участок в окружении сопок. У самой дороги перед мостом в тени пары сосен и был кем-то сколочен стол с лавками, за которым мы расположились со своим провиантом.

Пока разжигали костёр и готовили шашлыки, решили отметить пройденный участок бутылочкой вина. Из быстрого был сыр, поэтому белое. Вкуснотища! Шашлыки уже близки, но ещё не готовы. На это случай есть бутылочка розового.

По бокалу вина перед обедом.

Вкуснотищщаааа! А красиво-то как вокруг! Тепло! Весна! Вкусным было розовое вино. Вот и шашлыки. Не с чаем же их, если есть ещё!

Достаём из багажника две бутылочки красного вина и выпиваем их под шашлыки и за Победу! 9-е Мая, всё таки. Настроение на максимуме!

Едем дальше. Перекуров больше не планируется, и к вечеру планируем быть в Порт-Байкале. Если не будем успевать, впереди есть два зимовья. Одно ближе к нам, мы называем его евро-зимовьё, оно с пластиковыми окнами, хорошее и просторное. Другое ближе к Порт-Байкалу. Обычное, без удобств. Если что, переночуем в нём.

Путь дальше ничем выдающимся не примечателен. Лесная дорога, грязь, болота, реки, свежий воздух. Одним словом, то, что надо! В евро-зимовье встречаем джиперов, которые обогнали нас во время обеда.

Отдых в пути.

В ранних сумерках приезжаем ко второму зимовью.

Техника всё время ведёт себя отлично. Никаких замечаний нет. Но с каждой поездкой всё настойчивее появляются два пожелания. Одно из них — усилитель руля с демпфером, а второе — лучшая звукоизоляция. При этом чувствуется, что, проектируя Х8, над этими моментами поработали. Усилие поворота руля на нём навряд ли меньше, а вот удары в руль заметно слабее, чем у Х5. И звук двухцилиндрового мотора гораздо приятнее, чем одноцилиндрового у Х5.

Чувствуем себя хорошо, поэтому принимаем решение ехать в сумерках до Порт-Байкала. Этот участок дороги сложнее. Значительную часть пути приходится ехать по руслу реки. Русло каменистое, точнее «валунистое», выложено большими, сантиметров по 30…40, камнями, среди которых и течёт река. Руки принимают через руль удары колёс о камни, а квадроциклы принимают продолжительные водно-грязевые ванны.

Видео: Лёха с Димой едут по реке.

Видео — Лёха застрял и вылезти не может.

В одном месте застряли на пне.

«Засада».

Выбраться удалось только с помощью бензопилы.

Видео: Пилим днище квадрику.

В лесу кое-где ещё лежит снег.

Появляются первые проблемы. Х5 начинает глохнуть. Уверенно заводится, едет и снова глохнет. Так несколько раз и наконец перестаёт заводиться. С самого начала проблем чувствуется резкий запах бензина, и он усиливается. В итоге Х5 перестаёт заводиться вообще. Ему требуется отдых минут по 10-15, чтобы он мог ехать дальше. Похожие проблемы, потеря мощности, начинаются и у Х8. Останавливаемся и видим, что у Х5 из-под бензобака тонкой, но мощной струёй бежит бензин. Открываем бензобак, в нём очень сильное разряжение. Давление в бензобаке выровнялось, и течь бензина прекратилась. Воздушный фильтр грязный, пропитан водой и бензином.

Мы в итоге не поняли точно, в чём была причина. Вызвана она, скорее всего и, судя по состоянию воздушного фильтра, долгим движением по воде. Воздушный фильтр прочистили, отжали, собрали всё обратно, и поехали. Больше на сегодня проблем не было. Х8 тоже поехал нормально.

Хочу сказать, что на следующий день Х8 снова стал глохнуть. Также подобное явление мы наблюдали и у Х6 (с нами часто ездит товарищ на Х6). Мы заметили, что потеря мощности с последующей остановкой двигателя происходит при движении в тяжёлых условиях, с большой нагрузкой и с невысокой скоростью. Предполагаем, что перегревается топливный насос. В большинстве случаев, достаточно остановиться и заглушить мотор минут на 20. После этого техника едет нормально. В последний же раз этот способ не сработал. Был жаркий день, мы на Х6 и Х8 забирались в высокую и крутую сопку. Достигнув вершины, Х6 заглох и заводиться отказался. Бензобак был разогрет очень сильно. Мы долили из дополнительного бака 10 л неразогретого бензина, и только после этого двигатель стал заводиться нормально и больше не глох.

Уже стемнело. Едем по ночному лесу.

Видео: Ночная езда ближе к Порт-Байкалу.

Примерно через час-полтора после инцидента, часов в 12 ночи, добираемся до Порт-Байкала. Желаем заселиться на турбазу и в баню!!!

Турбазу заранее не бронировали и баню не заказывали. В интернете был целый список турбаз и гостиниц, штук шесть. С кем-то даже созвонились, узнать работают ли, всё ли в порядке. Да, работали, всё в порядке. В итоге проездили с полчаса по Порт-Байкалу, не нашли ни одного указателя, ни одной гостиницы. При этом местные жители, у которых мы расспрашивали о гостиницах, охотно нам помогали: «Езжайте туда-то и там, метров через 100 будет она, гостиница!» Таким образом гостиницы в Порт-Байкале есть. Возможно их много. Но они все тщательно спрятаны. Вероятно, это очень тонкий маркетинговый ход — типа, если клиент реально заинтересован, то найдёт и будет бесконечно рад этому. В общем большой привет операторам туристического бизнеса Порт-Байкала. Так держите! И никогда ничего не заработаете!

Всё оказалось гораздо проще! Имеется здание железнодорожного вокзала и прилегающая территория. В этом здании есть сам вокзал, музей кругобайкальской железной дороги и на втором этаже — гостиница. Хорошая гостиница! Там есть номера для размещения туристических групп, есть люксы. Есть душ, стиральные машинки, спутниковое телевидение. Само здание довольно свежее и гостиничные номера также хорошего качества и в полном порядке. Мы взяли номер для пятерых человек с тарифом «только переночевать» (обошлось, кажется, в 1 200 руб на троих), технику поставили под окнами на заднем дворе. Приняли душ, поужинали и спать!

Так закончился первый день нашего путешествия.

Прошли около 90 километров.

(Я не занимался абсолютно точными подсчётами пробега, расхода топлива и денежных затрат и т.п. Тот порядок цифр, что я здесь привожу, вполне достаточен, чтобы понять дистанцию, время и затраты.)

В бак каждого квадроцикла в дороге было залито по 5 литров бензина из дополнительных ёмкостей, и при этом баки по прибытии в Порт-Байкал были практически пустыми. Т.е. было израсходовано где-то по 23-24 л топлива. Происшествий, кроме описанных выше, не было. Получили огромную порцию свежего воздуха и адреналина, устали, и были при этом очень довольны!

План на завтра — осмотр техники, возможно, решить с дополнительным топливом, и вперёд, по Кругобайкалке до Шарыжалгая. Дистанция километров 70. Ещё более свежий воздух, красивый вид, Байкал, мосты, туннели! Предполагали, что будем поддерживать скорость километров 50 в час. И с такой скоростью приедем в место назначения довольно быстро. Так оно и было! Почти.

Утро выдалось солнечным и ясным. Погода, вообще, была за нас все дни.

Это территория гостиницы-вокзала.

Осмотр техники не выявил ничего криминального.

Залили полные баки топлива и покинули гостиницу-вокзал.

Омываем сапоги и колёса в водах озера Байкал.

Видео : Дима ездит по берегу в Порт-Байкале.

Обсуждаем предстоящую дорогу, и в путь.

Первые же метры пути по шпалам внесли серьёзные сомнения в веру в «бывалых». Трясёт так, что непонятно куда ты едешь — вперёд, вбок или вверх… А как технике-то достаётся! Отказались от идеи ехать внутри рельсов. Едем рядом с путями. Там есть грунтовые дороги, тропинки. Нормально. Первая преграда. Небольшой ручей. Решили, чтобы не сбавлять ход и не перебираться внутрь колеи, проехать рядом с рельсами.

Места оказалось очень мало.

Была угроза опрокинуться, но в результате блестящей операции по извлечению квадроцикла, всё обошлось.

Видео: Преодолели мостик.

Впредь ехали рядом с рельсами, а на мостах перебирались внутрь колеи, потом съезжали обратно.

Довольно быстро стало понято, что темпы совсем не те, что планировались.

А вокруг красота! Слева Байкал, справа горы и распадки. Встречаются туристы и турбазы.

Переезжая через очередной мост, заметили, что шпалы довольно хорошо отсыпаны и от этого не трясёт. Поднажали! Скорость 50-70, едем внутри рельсов. Преодолеваем поворот за поворотом, пейзажи сменяют один другого. Въезжаем в тоннель на скорости 60. В тоннеле темно и в тёмных очках ничего не видно. Движение вслепую! Опасно. Опасно и не в тоннеле ехать с такой скоростью. Любой камень покрупнее, лежащий на шпалах, может выкинуть квадроцикл из колеи. При этом участок хорошей дороги уже давно сменился неотсыпанными шпалами и только высокая скорость позволяет поддерживать движение. Иначе очень сильно трясёт.

Видео: по рельсам 60 км/ч.

Повторять подобное — не рекомендуем!!! Опасно.

Ближе к обеду доезжаем до какой-то турбазы. Она удачно расположена, слева от путей, между берегом и железной дорогой. На самом обрыве, огороженном штакетником, стоит мангал и столик. С этого места очень красивый вид. Останавливаемся здесь, жарим шашлыки, обедаем и ждём встречный поезд.

С этой турбазы созваниваемся с турбазой в Шарыжалгае, обозначаем время прибытия, заказываем ужин и баню.

Пришёл поезд. Поезд современный, аэродинамичных форм. Фото к сожалению нет. 2-3 вагона, локомотив как «Сапсан».

Надо сказать, что нам очень понравился уровень организации туризма на Кругобайкалке. Свежие и аккуратные турбазы, адекватный персонал на них, сотовая связь. Как мы поняли, почти все турбазы принадлежат какой-то одной околожелезнодорожной конторе. В организацию и модернизации турбаз вложены хорошие деньги и сильный управленческий ресурс. И это чувствуется. Нам понравилось!

Отдельно нам понравилась, как называют местные, «путинская» турбаза, около Шарыжалгая. Видимо, Путин там бывал. Выезжаешь из-за поворота, справа полноразмерный теннисный корт, чуть дальше в распадке современные коттеджи, а с другой стороны дороги большой красивый корпус. Там наверное ресторан, баня и т.п. КБЖД — хорошее место для отдыха.

Заканчиваем обед, пропускаем поезд и едем дальше. Стараемся поддерживать хороший темп и едем по рельсам. Как результат, от такой тряски ломаются металлические кронштейны крепления кофра. Ремонт занимает около двух часов. Далее без происшествий, и часов в 11 вечера прибываем на нужную нам турбазу. Там уже накрыт стол с нашим ужином и топится банька. И то и другое нам очень кстати! Ужинаем, паримся в баньке и спать!

За день пройдено около 70 км очень красивой дороги. Увидели Кругобайкалку. Она нам очень понравилась. Хочется вернуться ещё. Но не на квадроцикле. Ездить на квадроцикле по рельсам — не самое лучшее занятие. Некомфортно, опасно и тяжело для техники.

В баках остаётся немного бензина, литров по 3-5. Ближайшие заправки — это Култук в одну сторону или Моты в другую. До Култука 15 км по рельсам, до Мот 15 км лесом и километров 20 по трассе. Выбираем Моты.

15 километров до трассы оказались насыщенными различными событиями, препятствиями и встречами.

Приезжаем к месту съезда с железной дороги. Мы планируем доехать до автодороги вдоль реки Большая Крутая Губа. Она впадает в Байкал в паре километров от турбазы в сторону Култука. Мы на месте.

Видим, что съезд с железной дороги, по которому можно спуститься с насыпи, завален деревьями. Сдвинуть их невозможно, пилить — долго.

Решили зацепиться тросом за рельс и спуститься на лебёдке.

Высота спуска около 10 м. Раньше таким образом ездить не приходилось. Но всё получилось. Спустились.

Один серьёзный вывод на будущее — технику безопасности при «высотных» работах всё-таки соблюдать надо. Под грузом в виде квадроцикла стоять не надо. И на грузе находиться тоже.

Едем дальше.

Видео: Спуск Лёхи с насыпи.

Видео: Мой спуск с насыпи.

Дальше река.

Дорога идёт на другой берег. Речка не особо глубокая, но каменистая и течение сильное.

Зацепляем Х8 двумя лебёдками, спереди и сзади, чтобы не снесло, и переправляем его. Х5 справился одной лебёдкой.

Видео: Лёха преодолевает первую речку.

Видео: Я преодолеваю первую речку.

Через некоторое время снова эта же река, и нам снова на другой берег. Проезжаем ходом, без лебёдок.

Видео — Я преодолеваю вторую речку.

Дальше было ещё две переправы. Обе во льду.

Видео: Я проезжаю лёд.

Видео — Лёха проезжает лёд.

Во втором случае льда было особенно много.

Видео : Я преодолеваю ледовое препятствие.

На второй переправе встретили группу велотуристов.

В итоге выехали на автомобильную дорогу в паре километров от ст. Глубокая. Бензин в баках ещё плескался, и, как и планировали, едем в сторону Мот.

На асфальтированной дороге сразу стала заметна разница в мощности между Х8 и Х5. Первый мощнее в два раза и легко поддерживает на трассе скорость 80-85 км/ч и везёт при этом двух человек. А когда надо, разгоняется и до 105 км/ч. У Х5 комфортная скорость на трассе в районе 60 км/ч.

Приезжаем на заправку и заливаем полные баки. Судя по всему, в баке Х5 оставалось грамм 150 бензина. Уложились!

Обедаем в Мотах, выдвигаемся по трассе в сторону Иркутска и через четыре километра уходим направо, на лесную дорогу, ведущую в Большой Луг.

Далее по асфальту через Большой Луг, дачи и Олху. В Олхе сворачиваем в поля. Объезжаем Марково, проезжаем большое количество дачных и коттеджных посёлков, уже жилых и ещё строящихся, и выезжаем недалеко от Юбилейного на дорогу, ведущую в Мельничную Падь.

Через пару минут оказываемся в Юбилейном, и на этом заканчиваем наше путешествие.

Итоги.

• Пройдено расстояние в 300 км.
  • Израсходовано бензина по 60 л на каждый квадроцикл.
  • Где хотели проехать — проехали, что хотели увидеть — увидели.
  • Получено много позитива и хорошего настроения :).