|
После очередного поворота горного серпантина я опять уперся в шлагбаум. Суда по навигатору, до перевала была буквально пара километров. Вокруг на склонах гор лежал снег. Вылез покурить со злости под моросящий дождь — второй перевал по плану, и вновь недоступен, надо возвращаться. «Надо было более внимательно читать отчеты по поездкам», — сказал сам себе, возвращаясь в машину.
Всегда очень интересно было почитать отчеты на Drom.ru по автопутешествиям. Что двигает человеком, чтобы потратить не один час своего времени, чтобы написать отчет — вероятно, все-таки желание искренне поделиться позитивными эмоциями со всеми, и в процессе написания пережить свое путешествие еще раз — пересматривая фото, вспоминая подробности и выискивая интересные детали.
Поэтому, почему бы не попробовать в конце концов… Возможно, для кого-то мой опыт будет полезным (хотя он ни в коем случае не претендует на оригинальность, это очевидно). Итак, начну с последнего из путешествий на сегодняшний день:
Маршрут
От качественной прокладки маршрута во многом зависит и итоговая эффективность поездки. И с каждой поездкой стараюсь больше времени уделить более удачному маршруту. Впрочем, по-прежнему, иногда места, казалось бы, со 100% попаданием в понятие must have больших эмоций не приносят, а запоминаются случайно посещенные по дороге деревни. Или потом, после поездки начинаешь понимать, что надо было прокладывать маршрут по-другому. Так что элемент случайности должен быть, иначе все может превратиться в обычную рутину, и поэтому, обдумывая маршрут, я не пытаюсь посетить в его окрестностях абсолютно всё, что помечено понятием «туристической достопримечательности».
Собственно, какие входящие данные я имел на этот раз:
В результате, после недельной отработки отелей и мест по дороге имеем вот такой маршрут на карте:
Туда:
И обратно:
День 1. Брюссель
Как всегда, дорога туда кажется более тяжелой. Две пересадки, 13 часов в воздухе, 11 00 километров. Но когда самолет начинает заходить над пунктом назначения, усталость пропадает и время начинает течь совершенно по-другому.
Дальше все по плану. Паспортный контроль, получение багажа, и ищем, где кучкуются прокатные «автоконторы». Наша — AVIS, еще месяца два назад заказал Audi A4 (или аналог). Попытки экономить на машинах были оставлены в прошлом, после того как получил в Италии вместо заказанного Ситроена аналог — FIAT Bravo, и вместе с этим — массу негативных эмоций. Все таки, когда проезжаешь за десять дней 4 000 км — хотелось бы, чтобы машина управлялась, разгонялась, не ломалась и не мучала мою спину. Так вот, это не про FIAT.
В AVIS’е первый пункт не плану. Девушка не моргнув глазом, пытается подсунуть мне Nissan Qashqai. И куда мне на таком «недокроссовере» на горные серпантины. «Сорри», говорит АВИС-девушка, других машин на сегодня нет. План меняется. Машину буду забирать завтра.
Замена плана приводит к следующей ошибке. Так как варианты добраться из аэропорта до гостинице в Брюсселе не изучен, берем такси. 50 Евро, которые можно было совсем не тратить (на самом деле, я не жадный человек, но тратить деньги неэффективно, из-за слабой проработки вопроса — всегда жаль). Уфф, пора бы уже переходить на позитив и фотографии :).
В Брюсселе какой-то праздник, типа, «День города». Ярмарки, народ повально отдыхает на газонах, выступление местной самодеятельности. Тепло, но не жарко, атмосфера расслабленности и спокойствия (несмотря на праздник и отдыхающий народ). Наверное, за это я люблю Европу.
В целом, город понравился. В эту поездку он рассматривался транзитом, так как первый пункт поездки, только с самолета и с 9 часами разницы. Но погулять по центру было приятно. В районе центра довольно непонятная инсталляция и выступление местной самодеятельности — набор из скрипок, ударных, вроде бы аккордеона, и кучи людей, которые перемещаясь по кустам, издавали странные звуки трещотками, дудками и еще какими-то штуками, назвать которые можно, например, «шушухалками».
Люди с шушухалками прячутся где-то в кустах.
Вернувшись в отель, отмечаю для себя, что в следующий раз в Брюсселе стоит посетить автомобильный музей и музей местных вооруженных сил. Но сейчас уже сил на это нет, первые сутки путешествия, удлиненные на 9 часов разницей во времени, все-таки, начинают давать о себе знать усталостью. А завтра с утра — выезжаем в Париж.
День 2. Брюссель — Бюк/Версаль
В отеле определен оптимальный маршрут до аэропорта (ведь мне надо взять автомобиль). Две станции метро до центрального вокзала, затем пересаживаемся на поезд, которые за 3 Евро с носа завозит нас в подвал аэропорта.
AVIS, наконец, отдаем нам автомобиль — свеженький Mercedes C класса. Это подходит. Причем цена, с учетом того, что прокат получился на день меньше, аналогична Кашкаю — 470 Евро за 11 дней.
Делаем вывод — все получилось удачно, надо было планировать так сразу, брать машину на следующее утро, так как всегда заезд в центр больших европейских городов — это и нервы (которые мы бы получили, так как дороги из-за «Дня Брюсселя» были местами перекрыты, а навигатор-то и не знает), и деньги (за парковку, в прошлый раз в Париже я отдал 60 евро за два дня).
Первый переезд спланирован в щадящем режиме. 347 километров по трассе, никуда не заезжаем (хотя было мимолетное желание свернуть на указатель «Ватерлоо», посмотреть на поле битвы). Катимся в расслабленном режиме 110-120 км/ч по идеальным европейским дорогам (самое приятное, пока бесплатным). Любуемся на вылизанную природу. Про дороги понятно, но никогда не понимал, но почему-то в Европе и трава в поле ровнее, и деревья фотогеничнее, и горы как на картинке. И это не значит, что у нас природа менее красивая. Красивая, но дикая. А тут вся какая-то прилизанная и цивилизованная.
В таких размышлениях докатываемся до Парижа, навигатор прокладывает путь по каким-то непонятным туннелям и развязкам, и вот мы в Бюке.
Почему, кстати, пригород? Вот еще опыт, который, возможно кому-то пригодится. Заезды в центр города — как сказано выше, нервы и деньги. И отели в центре дороже. При этом, развитие общественного транспорта в Европе позволяет легко добраться до центра — недорого и быстро. Детали по Парижу (опять же, вдруг отчет все-таки будет кому-то полезен) будут чуть ниже.
Итак, Бюк. Идеальный, вылизанный пригород (и отсюда еще одно наблюдение будет чуть ниже). Тишина, на улицах ни машин, ни людей. Отель из сетки Best Western, вокруг зеленая и бесплатная парковка. Отлично, все по плану.
А на сегодня у нас Версаль. От Бюка до Версаля минут 20, паркуюсь на платной парковке (5 Евро за пару часов) прямо перед Шато французских королей. Собственно, дальше немного фото из прогулки по парку.
Май, еще не сезон, поэтому местами велись ремонтные работы.
Толстые лебеди плавают в озере / грязными лапами воду мутят / ивы вонючие плачут тоскливо / облаки всякие в небе летят / я с будунища сижу на коряге… © — так вот, это совсем не про Parc et château de Versailles.
День 3. Париж
Итак, оптимально добраться до Парижа мы решили вот так — возвращаемся в центр Версаля, где рядом с вокзалом здоровенная и дешевая парковка (за день 3 Евро), и садимся на скоростной поезд RUR (вроде бы правильно он называется, что-то типа наземного метро), билет стоит до Парижа еще что-то в районе 4 Евро, поезд ходит каждые полчаса. 30 минут, и выходим рядом с Эйфелевой башней. Пешая прогулка на целый день, с посещением главный лэндмарков. Описывать смысла нет, про Париж написано очень много, и фотографий в сети миллион. Просто здесь кратко обещанное наблюдение.
Париж, это, конечно, «глыба». Лувр, башня, Монмартр, Сакре-Кёр, Дом Инвалидов, Собор Парижской Богоматери… Тут только перечислением можно исписать строки 3-4 таких названий. И когда ты это просто читаешь — приехав в Париж (Рим, Амстердам, Барселону) чего-то совершенно неземного. И прибыв на местность, вначале был довольно неприятно поражен обилием мусора, каких-то «азиатоевропейцев» и «афроевропейцев» (а местами, откровенно говоря, просто негров). В этот момент у меня вера в сверхцивилизованную Европу несколько покачнулось, замусоренные улицы с громкими названиями несколько попортили восприятие. И восстановилось оно как раз после посещений маленьких малоизвестных городов и деревень, и пригородов типа того же Бюка. Судя по всему, приток «некоренных» наций в большие европейские города вынудил белых европейцев бежать в пригороды и выстраивать там свою чистую, тихую, спокойную Европу.
Это не я, это продавец башенок.
А вечер закончился вот так. Mumm 2006 года за 35 Евро из местного деревенского супермаркета (долго думали, покупать ли, так как все заставлено вином за 5-10 Евро, потом вспомнили, что это 1 300 рублей, и что за эти деньги можно купить в РФ) и колбаска, порубленная на газетке.
День 4. Бюк—Семюр-ан-Осуа—Бон—Женева—Шамони
С утра покидаем Иль-де-Франс, встав на трассу А-6. Первая остановка «проветриться» (а это очень важно делать, попробую описать теорию по этому поводу ниже) — городок Семюр-ан-Осуа. Собственно, с точки зрения глобальности это совершенно «ни о чем». Вот все, что знает об этом городе русскоязычная Википедиа
Семю́р-ан-Осуа́ (фр. Semur-en-Auxois) — коммуна во Франции, находится в регионе Бургундия. Департамент коммуны — Кот-д’Ор. Входит в состав кантона Семюр-ан-Осуа. Округ коммуны — Монбар.
Код INSEE коммуны 21603. Население коммуны на 2006 год составляло 4261 человек.
Это всё. С точки зрения впечатлений — просто великолепно. Если бы не кое-где попадающиеся машины — как в XVI век попал. Будете проезжать мимо — обязательно загляните на 30-40 минут. Запомните навсегда. Наверное… Если понравится…
Машины бы запретить в таких деревушках, и была бы полная аутентичность…
Дальше едем в сторону гор. Заехали в Бон с его знаменитым Hospices de Beaune. Фото интересных отсюда нет, из приятного — купили бутылку вина (мы же в Бургундии) за 25 Евро 1996 года (постоянное упоминание цен в отчете — это только для повышения его информационности). Она (бутылка) еще, кстати, будет упомянута в нашем отчете.
Дальше на границе с Швейцарией нам задают вопросы, чего ради мы в нее премся с бельгийскими номерами, и практически сразу начинается Женева. Бросаем автомобиль на P+R парковке, и на трамвайчике едем в центр. В целом — особо ничего интересного. Город как город — чистый, симпатичный, озеро с горами вокруг красивое, лебеди с утками плавают. По большому счету добавить особо нечего, так как впечатления на этом закончились.
Вот, пожалуй, самое фотогеничное фото из Женевы. Верьте мне — это женевское озеро.
И в завершении дня — выезжаем из Швейцарии (выехать намного проще, никого на границе мы не интересуем), и, вернувшись во Францию, въезжаем в столицу Зимних Олимпийских Игр 1924 года — городок Шамони-Монблан. И да, Монблан как гора тут совершенно рядом.
В общем, вышеприведенного вида из окна нашего скромного отеля вполне достаточно, чтобы полюбить это место. Но мы тут просто на ночь, завтра у нас возвращение в Швейцарию.
День 5. Сан-Бернар—Шильонский замок—пещера Святого Битуса—Рейхенбахский водопад—Иннерткирхен
Планы на день были весьма заманчивые. На карте это выглядело уже замечательно:
Сегодняшний маршрут — синим цветом.
Получилось все не идеально. Первое — простояв 30 минут в очереди, оказалось, что проезд через туннель Монблан довольно дорогостоящее (40 Евро) и при этом совершенно скучное занятие (в туннелях вообще как-то мало развлечений). На карте его видно, как ровный синий участок от Шамони. Единственное — длина в 11,6 км впечатляет. Выехали уже в Италии, вокруг — довольно мрачные горы, подернутые дымкой.
Сделано это было ради того, чтобы заштурмовать перевал Сан-Бернар. И тут у меня случилась накладка. Поднявшись прилично в гору, на развязке я запутался (или меня запутал навигатор, я тут совершенно ни при чем) и свернул в туннель. В результате, запланированный перевал №1, родина собак (как догадался читатель, дошедший до этой части отчета — сенбернаров), остался где-то у нас над головой. И свернуть никуда не представлялось возможным — тем более, что внутри туннеля пришлось опять героически переходить швейцарскую границу. Ну что же, я должен обязательно сюда вернуться. А полезный опыт — внимательнее изучай дороги, в Альпах все разрыто туннелями, а когда промахнешься мимо — развернуться может получиться километров через 15.
В попорченном настроении еду в сторону Монтрё. Вот и следующая точка, на берегу Женевского озера стоит Шильонский замок (или если более правильно, Замок Шийон). В целом — замок как замок, но расположение на берегу крайне живописного Женевского озера добавляет ему реально очков. В целом — экскурсия по замку доставила удовольствие, плюсом так же являлась грамотная маршрутизация экскурсии внутри замка и подробная информация на хорошем русском языке, которую вручили вместе с билетом.
А вид из него — как то вот так.
Дальше время начинало уже поджимать. По дороге кратко осматривали озера, водопады и даже заглянули в пещеру. Но после замка, «съевшего» приличную часть сегодняшнего «немаршрутного» времени, осмотры были «поверхностны». Фотографии эти моменты, думаю, передают.
Водопад «над» пещерой Св. Битуса.
Место битвы Шерлока Холмса и профессора Мориарти.
Вечерело, и уже хотелось в отель. С закатом, мы въехали в деревню Иннерткирхен, и немного еще покрутившись по серпантину, заселились в местный отель. Место просто чудесное. Удобств особо никаких (за цену стандартного четырехзвездочного отеля), но:
Зеленые склоны гор.
Овечки (такие, чистые, стриженные, с колокольчиками, как на картинке из детской книжки), пасущиеся вокруг, «относящиеся» к отелю.
Пасторальные домики, не густо разбросанные по склонам вдоль «серпантиновых» улиц.
Чудесный воздух и тишина.
На самом деле, просто великолепно
День 6. Иннерткирхен—Хорв
Маршрут шестого дня рисовал по карте, прокладывая его через перевалы, выглядевшие на картах привлекательно. Должно было быть вот так:
По идее, хотел проехать мимо озера Гримзель, затем пересечь перевалы Сент-Готард, Лукманирпасс и Оберальппасс. Но подвела слабая теоретическая подготовка.
Старт в 7 утра. От отеля по серпантину вверх. Пейзаж вокруг от идиллически зеленых склонов превращается в достаточно суровый — снег, дымка, камни.
Перед озером Гримзель упираюсь в шлагбаум. Все, перевал закрыт, на улице валит мокрый снег (или снежный дождь). Начинаю смутно вспоминать, что в Иннеркирхене мне попадался какой-то информационный щит с зелеными и красными сменными кружочками. Не иначе, информация о закрытых и открытых перевалах.
Ну что же, у нас есть обходные пути. Спускаюсь в деревню и сворачиваю на восток через Гадмен. В Гадмене заезжаем в маленькую магазин/кафешку. Хозяин — пожилой швейцарец, изъясняется на немецком (ага, значит мы уехали из франкоговорящей зоны страны), удивленно смотрел на двух неизвестно откуда в 8 утра взявшихся русских.
На выезде из деревни замечаем знак, что через 12 километров тупик. Как люди, не привыкшие верить всему, все-таки на удачу штурмуем перевал. Нет, у них все точно — после очередного поворота горного серпантина я опять уперся в шлагбаум. Суда по навигатору, до перевала было буквально пара километров. Вокруг на склонах гор лежал снег. Вылез покурить со злости под моросящий дождь — второй перевал по плану, и вновь недоступен, надо возвращаться. «Надо было более внимательно читать отчеты по поездкам» — сказал сам себе, возвращаясь в машину.
Для надежности еще поперек дороги стоит трактор. Температура в районе нуля, снег лежит, но если бы можно как-то было ехать дальше — я бы поехал вверх, несмотря на летние шины на «Мерседесе».
За горой снега — шлагбаум и трактор.
Вариантов нет — спускаемся, третий раз за утро проезжаем мимо отеля, в котором ночевали до этого, и в некоторой задумчивости встаю на трассу на север в сторону Люцерна — это совсем не туда, куда планировали. На улице льет дождь, что не располагает к осмотру окрестностей. «Все пошло не по плану».
Несмотря на приличный крюк (вначале по трассе А-8 на север, потом по А-2 на юг), до перевала Сен-Готард доезжаем за пару часов. Но как и ожидалось — перевал так же закрыт. От безнадеги просто решаем ехать в сторону Лугано, в прошлую поездку мы там были, и в плане приятного европейского шоппинга нам очень понравился аутлет Fox Town, находящийся сразу после въезда из Италии.
Проезжаем опять под перевалом, по великолепному 17-ти километровому Gotthard-Strassentunnel (приятно, что бесплатному), и выныриваем уже в итальянской части Швейцарии. Если бы не были здесь буквально полгода назад — заехали бы в Беллинцону и Аскону. В Беллинцоне великолепный комплекс крепостей, всем советую посетить. А так — едим «шопиться», тем более что дождь не перестает. На въезде в аутлет ловим часовую пробку. Настроение падает и падает… Поэтому и как-то шопинг не пошел, ехали через всю страну, а через 40 минут выезжаем обратно.
Остались последние попытки. Вообще, с одной стороны не бог весть какая цель — заехать на перевалы по великолепным (по качеству покрытия) дорогам, с другой — такое впечатление, что центральная часть поездки идет «насмарку».
В таком же плохом настроении встаю на дорогу на Лукманирпасс и Оберальппасс. Просто едем и любуемся видами (а посмотреть есть на что).
Пошел серпантин, не такой лютый, как при утренних попытках. Тем не менее, с интересом наблюдаю за высотой над уровнем моря, которую показывает навигатор. 1 000 м, 1 200, 1 500. Высота 1,9 км над уровнем моря. Выглядит все не так чтобы сурово. Озеро Санта-Мария не самое живописное из горных озер. Остановился на пять минут, сделал несколько фотографий. Настроение начинает улучшаться — все-таки, пусть и не так живописно, но одна из целей достигнута.
Еще одно доказательство, как в красивых местах хорошим фотоаппаратом можно делать малоинтересные фотографии кривыми ручками.
Дальше едем с сторону Дисентиса (останавливаться и смотреть на местное аббатство уже времени нет), и начинаем очередной подъем на Оберальп. Тут уже совсем интересно. Стараюсь не думать только о том, что если упрусь в шлагбаум — возвращаться далеко. И вот еще поворот на 180 градусов, и еще, и еще… И за очередным поворотом открывается перевал.
Дует холодным ветер с мелким снегом. Из-за поворота на перевал выезжают два велосипедиста, несколько добавляя нереальности картине.
Собственно, в этом месте можно считать было первую часть путешествия законченной. Пожалуй, на этом можно прерваться. А если читатель дошел до этого места отчета, и ему интересно прочитать про дальнейшее путешествие, где было:
… то я напишу вторую часть.